Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Обращение Московской городской Думы
№ 7 от 23 мая 2001 года

О недопустимости изъятия у столицы Российской Федерации - города Москвы памятников истории и культуры

    Президенту
    России
    В.В.Путину


    Уважаемый Владимир Владимирович!

    Совместным распоряжением Министра культуры Российской
Федерации и Министра имущественных отношений Российской Федерации
от 22 декабря 2000 года № 429/1367-р в развитие распоряжения о создании
государственного учреждения <Агентство по управлению и использованию
памятников истории и культуры> (далее - Агентство) за Агентством
закреплены на праве оперативного управления объекты исторического и
культурного наследия федерального (общероссийского) значения, а
распоряжением тех же федеральных органов исполнительной власти от 14
марта 2001 года № 2/686-р данному Агентству поручено принять в
оперативное управление расположенные в Москве особо ценные объекты
исторического и культурного наследия. Поскольку таких объектов в Москве
в соответствии с утвержденными перечнями более 1500, то у города Москвы
предполагается со временем изъять большую часть недвижимых памятников
истории и культуры вместе с земельными участками, иными словами, почти
всю <историческую Москву>.
    В качестве правового обоснования такого рода позиции федеральных
министерств выбрано давнее постановление Верховного Совета Российской
Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 <О разграничении
государственной собственности в Российской Федерации на федеральную
собственность, государственную собственность республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную
собственность> (далее - постановление Верховного Совета Российской
Федерации), в соответствии с приложением 1 к которому объекты историко-
культурного и природного наследия и художественные ценности на
территории России относятся исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, выбран легальный повод для изъятия в одностороннем
порядке у города Москвы историко-культурных объектов на основании
нормативного документа десятилетней давности, выпущенного еще до
начала либерализации экономики, подписания Федеративного договора и
принятия Конституции Российской Федерации.
    При этом необходимо отметить, что данное постановление Верховного
Совета Российской Федерации, как указано в его преамбуле, было принято
как подзаконный акт во исполнение требований Законов РСФСР <О
собственности в РСФСР> и <О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в РСФСР>, которые оба отменены и не действуют (Федеральными
законами от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ <О введении в действие части
первой Гражданского кодекса Российской Федерации> и от 21 июля 1997 года
№ 123-ФЗ <О приватизации государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества в Российской Федерации>). Таким
образом, оно полностью утратило свои правовые основания и должно быть
признано в установленном порядке не подлежащим применению.
    Но, к сожалению, федеральные министерства не только выбрали
весьма спорные правовые основания для изъятия из собственности Москвы
памятников истории и культуры, но и приняли на вооружение экономически
нецелесообразный курс на централизацию управления памятниками истории
и культуры в масштабах всей страны.
    Памятники истории и культуры, безусловно, составляют достояние
всего многонационального народа Российской Федерации, но в первую
очередь служат жителям региона, где они расположены, и являются
предметом заботы региональных и местных властей. Передача памятников
истории и культуры на гигантском пространстве нашей страны в управление
Агентству приведет к тому, что эти ценные объекты фактически окажутся
вне реального контроля по эксплуатации и могут быть полностью утрачены.
    Так, сегодня в Москве нетрудно обнаружить закономерность, что
если дом-памятник истории и культуры отреставрирован и приведен в полный
порядок, то он чаще всего находится в городской собственности, если же
эксплуатируется небрежно и нерационально, то чаще всего такое здание
находится в ведении федеральных учреждений. Десятилетиями организации
федерального подчинения не могут провести ремонт знаменитого Дома
Пашкова, Большого театра, музейного комплекса <Царицыно> и множества
других ценнейших объектов. В это же время Москва приводит в порядок
огромную территорию и ценнейшие объекты музея-заповедника
<Коломенское>, реставрирует сотни церквей, дворцов, некрополей и
монументов, бережно сохраняет памятники археологии и природы.
    В московские органы власти постоянно обращаются представители
федеральных учреждений культуры с просьбой оказать им помощь в
реставрации и ремонте зачастую уникальных зданий, часто они просят
<забрать их в Москву>, так как им трудно работать при недостатке
внимания и заботы со стороны федеральных органов. Но вместо того,
чтобы сосредоточиться на сохранении и реставрации историко-культурных
объектов всероссийского и мирового значения, федеральные министерства
принялись сегодня за изъятие их из ведения регионов и создание
неэффективной централизованной системы их использования и охраны.
    При этом из ведения Москвы предполагается изъять и дома начала 
XX века в стиле модерн, в том числе здания, некогда подаренные городу
благотворителями, и отремонтированные за городской счет церкви, и
уникальные музейные комплексы, в которые Москва вложила на законном
основании при одобрении федеральных властей сотни миллионов рублей
бюджетных средств, и некрополи, где захоронены жители Москвы.
    Подобное решение не продиктовано сегодня практической
необходимостью и выглядит как политическая дань моменту, при этом
обеспечение реальных потребностей и нужд российской культуры
подменяется административным подходом.
    Известно, что Федеративный договор, наделивший субъекты
Российской Федерации правом участия совместно с федеральными органами
в решении вопросов разграничения государственной собственности на их
территории, предоставил субъектам Российской Федерации материальное
конституционное полномочие, предусматривающее обязательный учет их
интересов при решении проблем, отнесенных к данной сфере совместного
ведения (по-становление Конституционного Суда Российской Федерации от
10 сентября 1993 года № 15-П).
     Основным принципиальным подходом к достижению такого
соглашения должна являться недопустимость ущемления интересов как
Российской Федерации, так и ее субъектов, как это устанавливается
Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ <О принципах и
порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации>.
    В связи с вышеизложенным Московская городская Дума обращается к
Вам как к гаранту конституционной законности с просьбой отменить своим
Указом постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27
декабря 1991 года № 3020-1 и установить согласительный принцип
разграничения собственности на объекты историко-культурного наследия в
городе Москве, что позволит сохранить исторический облик Москвы исходя
из исторически сложившейся структуры управления и практического опыта
конструктивного взаимодействия с федеральными органами власти в
области охраны и использования памятников истории и культуры в городе
Москве.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы