Обращение Московской городской Думы
№ 7 от 18 сентября 2002 года
По вопросу реформирования электроэнергетики
Председателю Правительства
Российской Федерации
М.М.Касьянову
Уважаемый Михаил Михайлович!
Депутаты Московской городской Думы вынуждены обратить Ваше
внимание на то, что проводимая в стране работа по реформированию
электроэнергетики, к сожалению, до сих пор не привела к выработке
согласованной позиции всех ветвей власти.
Правительством Российской Федерации по материалам трехсторонней
рабочей группы (Правительство Российской Федерации, Государственная
Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации) внесены в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты законов, не
имеющие таких важных разделов, как генерация, региональная энергетика,
теплофикация, топливоснабжение и не учитывающие реальные российские
условия и мировой опыт реформ в энергетике.
К сожалению, эти проекты предусматривают распространение в
авральном порядке на всю страну дискредитировавшей себя практики
разделения энергетики Приморья и неэффективно работающих сегодня
сетевых энергокомпаний большинства республик Северного Кавказа. При
этом абсолютно проигнорирован положительный опыт работы многих
российских вертикально-интегрированных энергетических компаний.
Предполагается преобразование Центрального и объединенных
диспетчерских управлений и межсистемных электросетей в акционерные
общества с безвозмездной передачей государственной собственности
коммерческим структурам, уставный капитал которых полностью будет
контролироваться менеджментом РАО "ЕЭС России". Возвращение в
дальнейшем собственности этих обществ государству, как это
предполагается авторами проектов, потребует от государства огромных
неоправданных расходов на приобретение акций.
Это означает, что государство на неопределенный срок лишается
полноценного влияния на работу отрасли, а в субъектах Федерации
существенно ослабляются энергокомпании в связи с их дроблением.
Разрушение многолетних эффективных хозяйственных связей путем
создания многочисленных рыночных структур неизбежно приведет к
неразберихе, анархии, потере ответственности за устойчивое
энергоснабжение и снижению инвестиционной привлекательности отрасли.
Указанные законопроекты предусматривают резкое снижение роли
субъектов Федерации в проведении реструктуризации электроэнергетики,
так как вся ответственность за ее функционирование возлагается на
Федеральный центр, который становится заложником любых ошибочных
решений по реформированию данной отрасли. Последствия нарушений
энергоснабжения в крупных городах и энергоемких секторах экономики
несоизмеримы с последствиями катастроф, произошедших в последнее время
в российской авиации и водном хозяйстве.
Проекты законов фактически предусматривают защиту только
интересов производителя и продавца энергии. В то же время в них ничего
не сказано о правах потребителя. Предлагаемая ликвидация РАО "ЕЭС
России" в 2004 году окончательно снимет ответственность с его
руководителей за результаты реформ.
Настораживает и то, что РАО "ЕЭС России" не пытается найти
взаимоприемлемые предложения по реструктуризации электроэнергетики в
столичном регионе. В то же время его руководство, не дожидаясь принятия
необходимых законов, полным ходом ведет реструктуризацию ОАО
"Мосэнерго".
Представляется целесообразным отложить принятие законов о
реформировании электроэнергетики до середины 2004 года, провести их
дополнительную проработку с участием субъектов Федерации, российских и
зарубежных экспертов. В целях сохранения роли государства необходимо
возвратить ему контрольный пакет акций в Федеральной сетевой компании
и Системном операторе, а также предоставить субъектам Федерации право
осуществлять реформирование электроэнергетики в рамках принимаемых
федеральных законов.
Для обеспечения системности в реструктуризации
электроэнергетики, надежности и эффективности электроснабжения и
теплоснабжения региона необходимо сохранить единый энергокомплекс -
вертикально-интегрированную компанию ОАО "Мосэнерго", которая способна
концентрировать финансовые, материальные и трудовые ресурсы, требуемые
для решения вопросов текущей деятельности и стратегического развития
энергетики региона при государственном регулировании тарифов на энергию
и раздельном финансовом учете по всем видам бизнеса: генерация,
транспорт, распределение и сбыт.
Целесообразно также предоставить столице часть прав главного
акционера (за исключением права продажи, отчуждения и залога
собственности) через оформление соответствующего договора-поручения,
передать контрольный пакет акций ОАО "Мосэнерго" непосредственно в
ведение Правительства Москвы.
В связи с изложенным обращаемся к Вам, уважаемый Михаил
Михайлович, с просьбой дать необходимые поручения о дополнительной
проработке с участием субъектов Федерации и российских экспертов
проектов законодательных актов по электроэнергетике с учетом
альтернативных предложений, которые способны обеспечить успех реформ
на противозатратных и антимонопольных принципах при приоритете
надежности энергоснабжения потребителей с тем, чтобы не допустить
негативных последствий поспешного и необдуманного проведения реформ
в важнейшей отрасли российской экономики.
П.п. Председатель Московской В.М.Платонов
городской Думы