Обращение Московской городской Думы
№ 7 от 16 июля 2003 года
О предложении Госстроя России по утверждению Генерального плана развития города Москвы на уровне органов власти Российской Федерации
Председателю Государственного комитета
Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу
Кошману Н.П.
Уважаемый Николай Павлович!
10 июля 2003 года Вы как председатель Госстроя России выступили с
публичным заявлением, в котором изложили основные положения будущей
Градостроительной доктрины России. В соответствии с ней
предусматривается утверждение генеральных планов развития крупных
городов Российской Федерации Госстроем России, а генеральных планов
развития городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга -
Правительством Российской Федерации или Президентом Российской
Федерации.
Однако законодательство в области архитектуры и градостроительства
в соответствии со статьями 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации
не является ни предметом ведения Российской Федерации, ни предметом
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а относится к
предметам ведения субъектов Российской Федерации. Согласно части 4
статьи 76 Конституции Российской Федерации субъекты Российской
Федерации вправе осуществлять собственное законодательное
регулирование в области архитектуры и градостроительства. В случае
противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской
Федерации в этой сфере будут действовать нормы субъекта Российской
Федерации (часть 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Данное конституционное положение закреплено в Градостроительном
кодексе Российской Федерации, в статье 2 которого устанавливается
закрытый перечень вопросов в области градостроительства, по которым
нормативные акты субъекта Российской Федерации должны приводиться в
соответствие с федеральными законами. При этом в статье 24 указанного
Кодекса правомерно говорится о том, что органы архитектуры и
градостроительства субъектов Российской Федерации только по
определенному кругу вопросов (владение, пользование и распоряжение
землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охрана
окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, памятников
истории и культуры, обеспечение экологической безопасности,
предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий)
образуют с органами власти Российской Федерации единую систему.
По вопросам собственно градостроительной деятельности
(градостроительное планирование и развитие территорий и поселений,
определение видов использования земельных участков, строительство и
реконструкция объектов недвижимости) субъекты Российской Федерации
осуществляют собственное правовое регулирование, и органы архитектуры
и градостроительства субъектов Российской Федерации в этой части не
образуют с Госстроем России единой системы органов власти.
При этом вторжение в одностороннем порядке со стороны
федеральных органов власти в полномочия городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга в области градостроительства, такие как
утверждение генеральных планов их развития, с конституционной точки
зрения неприемлемо. Эти города являются субъектами Российской
Федерации, и в них отсутствует местное самоуправление на городском
уровне.
В настоящее время, исходя из имеющихся договоренностей,
руководствуясь своей доброй волей, отчасти принимая во внимание нормы
устаревшего Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1
"О статусе столицы Российской Федерации", статья 7 которого нарушает
принцип равноправия субъектов Российской Федерации в отношениях с
Российской Федерацией, установленный действующей Конституцией
Российской Федерации, Московская городская Дума в Уставе города Москвы
закрепила порядок согласования Генерального плана развития города
Москвы с Правительством Российской Федерации в части выполнения
городом Москвой столичных функций. При этом необходимо отметить, что
данные нормы Устава города Москвы могут быть изменены в случае
уклонения органов власти Российской Федерации от такого согласования.
В случае утверждения федеральным центром в одностороннем порядке
всех частей Генерального плана развития города Москвы возникнет
противоречие со статьей 73 Конституции Российской Федерации в части
разграничения полномочий по предметам ведения и будет нарушен принцип
равноправия субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральным
центром, что явится основанием для обращения в Конституционный Суд
Российской Федерации.
Однако порядок согласования Генерального плана развития города
Москвы с Президентом Российской Федерации или Правительством
Российской Федерации возможно установить федеральным законом при
наличии доброй воли со стороны органов власти Российской Федерации и
обязательного согласия города Москвы, непосредственно выраженного в
Уставе города Москвы.
Московская городская Дума просит Вас учесть данную правовую
позицию органа законодательной власти города Москвы при разработке
Градостроительной доктрины Российской Федерации.
П.п. Заместитель Председателя О.Е.Бочаров
Московской городской Думы