Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Внимание! С данным правовым актом связанно ещё 3 документа.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.
Закон города Москвы № 7 от 14 марта 2001 года
Об охране труда в городе Москве
Настоящий Закон в соответствии с федеральными законами и Уставом города Москвы осуществляет правовое регулирование в области охраны труда в городе Москве. Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона используются следующие понятия: - охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально- экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; - условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; - опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме; - вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; - безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работников вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы; - рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя; - средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения; - сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда; - несчастный случай на производстве - событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законодательством случаях как на территории работодателя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном работодателем, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть; - профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности; - производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Статья 2. Законодательство города Москвы об охране труда и сфера его применения Правовой основой обеспечения охраны труда в городе Москве являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон, законы и иные нормативные правовые акты города Москвы. Действие настоящего Закона распространяется на: - работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории го-рода Москвы (далее - работодатель); - работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; - членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности на территории города Москвы, основанной на их личном трудовом участии; - студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы (далее - организация города Москвы); - военнослужащих, направляемых на работу в организации города Москвы; - граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях города Москвы; - иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в трудовых отношениях с работодателями, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Статья 3. Государственные требования охраны труда Государственные нормативные требования охраны труда, действующие на территории города Москвы (далее - требования охраны труда), содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в настоящем Законе, других законах и иных нормативных правовых актах города Москвы и устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В разработке и согласовании нормативных правовых актов города Москвы об охране труда принимают участие профессиональные союзы в лице их уполномоченных органов. Организации города Москвы независимо от их организационно- правовыхформ разрабатывают и утверждают в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы инструкции по охране труда для работников, положения и другие организационно-методические документы, связанные с охраной труда. Нормативные правовые акты организаций города Москвы в области охраны труда не должны противоречить федеральному законодательству и законодательству города Москвы. Статья 4. Принципы и основные направления государственной политики в области охраны труда в городе Москве Государственная политика города Москвы в области охраны труда основывается на принципах: - признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности; - взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти города Москвы с работодателями, их объединениями, профессиональными союзами, иными уполномоченными работниками представительными органами, заинтересованными в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда в городе Москве являются: - реализация государственной политики в области охраны труда на территории города Москвы; - принятие законов и иных нормативных правовых актов, способствующих достижению безопасных условий труда и предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - организация и обеспечение государственного управления охраной труда; - принятие и реализация городских программ улучшения условий и охраны труда с участием в этой работе профессиональных союзов города; - содействие государственному, а также профсоюзному и иному общественному контролю за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда; - содействие заключению в организациях коллективных договоров, соглашений по охране труда между работодателями и органами профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками органами; - разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда; - защита прав и интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей; - организация работ по проведению государственной экспертизы условий труда работников, аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда; - обязательное расследование каждого несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; - информирование организаций, работников и населения города Москвы о законодательных и иных нормативных правовых актах по охране труда, о состоянии условий и охраны труда, основных причинах, уровнях производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях; - распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы в области охраны труда; - организация профессионального обучения, подготовки и переподготовки специалистов в области охраны труда. Глава 2. Права и обязанности работников и работодателей в области охраны труда Статья 5. Право работника на охрану труда На территории города Москвы должны быть гарантированы и обеспечены права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, предусмотренные федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы, коллективными договорами и соглашениями. Работник имеет право на проведение за счет средств работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. Работник вправе обжаловать, в том числе в судебном порядке, любые действия работодателя, органов государственной власти, должностных лиц, нарушающие его права и законные интересы в области охраны труда. Государство в лице органов власти города Москвы и органов государственного надзора и контроля обеспечивает реализацию и защиту прав работников в области охраны труда. Статья 6. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда Работодатель обязан: - обеспечить выполнение требований охраны труда, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы; - рассматривать возможность применения дисциплинарного взыскания к работнику, не соблюдающему требования охраны труда; - выполнять требования, содержащиеся в представлениях профсоюзных органов об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда. Статья 7. Права работодателя по обеспечению охраны труда Работодатель (или лицо, уполномоченное работодателем) имеет право: - принимать участие в проводимых органами Московской городской администрации, государственного надзора и контроля, а также органами профсоюзного и иного общественного контроля проверках соблюдения законодательства об охране труда в организации и быть информированным о результатах проверок; - обращаться в органы государственного надзора и контроля с предложениями о пересмотре требований нормативных правовых актов по охране труда; - обжаловать в судебном порядке решения органов государственного надзора и контроля, их должностных лиц о взимании в административном порядке штрафов за невыполнение требований охраны труда, приостановлении производственной деятельности организации или ее структурных подразделений. Статья 8. Обязанности работника по обеспечению охраны труда Работник обязан соблюдать требования охраны труда. Глава 3. Обеспечение охраны труда Статья 9. Государственное управление охраной труда Государственное управление охраной труда в городе Москве осуществляет Правительство Москвы и специально уполномоченный орган Московской городской администрации по труду, а также отраслевые и функциональные органы городской администрации в порядке, установленном законодательством города Москвы. Статья 10. Полномочия Правительства Москвы Правительство Москвы: - проводит государственную политику в области охраны труда в городе Москве; - осуществляет государственное управление охраной труда на территории города Москвы; - в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы утверждает нормативные правовые акты об охране труда города Москвы; - утверждает, а в случаях, предусмотренных законами города Москвы, представляет на рассмотрение Московской городской Думы городские программы по охране труда; - осуществляет иные не указанные в данной статье полномочия в области охраны труда, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Правительство Москвы реализует свои полномочия в области охраны труда на принципах социального партнерства и во взаимодействии с работодателями, профсоюзами и другими общественными организациями. Статья 11. Полномочия органа Московской городской администрации по труду Уполномоченный орган Московской городской администрации по труду, осуществляющий функции государственного управления охраной труда на территории города Москвы: - организует реализацию государственной политики в области охраны труда в городе Москве; - обеспечивает взаимодействие органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда в городе Москве; - разрабатывает нормативные правовые акты города Москвы об охране труда и городские программы по охране труда; - организует учет потребности организаций города Москвы в средствах индивидуальной и коллективной защиты, а также в средствах контроля производственной среды; - организует систему обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций независимо от организационно- правовых форм и выдает учебным центрам разрешения на право обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов; - организует государственную экспертизу условий труда работников, сертификацию работ по охране труда в организациях города Москвы; - организует участие в установленном порядке представителей органов Московской городской администрации в расследовании несчастных случаев на производстве; - осуществляет иные полномочия в части, касающейся охраны труда, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 12. Полномочия отраслевых и функциональных органов Московской городской администрации в сфере охраны труда Отраслевые и функциональные органы Московской городской администрации: - участвуют в разработке и реализации городских программ улучшения условий и охраны труда; - осуществляют мониторинг состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях; - распространяют передовой опыт по охране труда; - осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях; - организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях; - ведут учет потребности и организуют обеспечение средствами индивидуальной, коллективной защиты и средствами контроля производственной среды работников подведомственных организаций; - принимают участие в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве; - организуют обучение и проверку знаний по охране труда работников подведомственных городской администрации организаций, включая руководителей и специалистов; - взаимодействуют по вопросам улучшения условий и охраны труда с органами государственного надзора и контроля, а также с объединениями работодателей, профессиональными союзами и иными общественными организациями; - направляют в орган Московской городской администрации по труду обобщенные сведения о состоянии условий и охраны труда в подведомственных органам городской администрации организациях; - осуществляют иные полномочия в части, касающейся охраны труда, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 13. Права работников органов Московской городской администрации Должностные лица Московской городской администрации, непосредственно участвующие в управлении охраной труда, имеют право посещать организации города Москвы независимо от их организационно-правовых форм для осуществления действий в соответствии с полномочиями, установленными федеральным законодательством и настоящим Законом. Статья 14. Обеспечение охраны труда в организациях города Москвы В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью свыше 100 работников в обязательном порядке создается с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. Работодатель может возложить обязанности специалиста по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Специалисты службы охраны труда, созданной в организации, и специалисты по охране труда, привлеченные на договорной основе, имеют право: - выдавать руководителям структурных подразделений и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований охраны труда; - запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений и должностных лиц необходимые для работы сведения и информацию, документацию, объяснения (в том числе в письменном виде) по вопросам охраны труда; - требовать от работодателя недопущения к работе лиц, не прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний по охране труда, не имеющих допуска к соответствующим работам, не применяющих средства индивидуальной защиты или не выполняющих требования охраны труда; - направлять работодателю предложения о привлечении к ответственности должностных лиц и других работников, нарушающих требования охраны труда. Необоснованные сокращение численности и ликвидация службы охраны труда не допускаются. Для сотрудничества работодателей и работников в решении вопросов охраны труда в организациях создаются и действуют в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, совместные комитеты (комиссии) по охране труда. Статья 15. Финансирование мероприятий по охране труда Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках отраслевых и городских целевых программ улучшения условий и охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется за счет средств организаций. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание. Финансирование мероприятий по охране труда в организациях в расчете на одного работника осуществляется в размерах, устанавливаемых в Московском трехстороннем соглашении, отраслевых городских соглашениях и коллективных договорах, но не ниже предусмотренных федеральным законодательством. Не допускается нецелевое расходование средств, выделяемых на охрану труда. Работники не несут расходов по финансированию мероприятий по охране труда. Глава 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и других требований охраны труда Статья 16. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда в городе Москве осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Статья 17. Государственная экспертиза условий труда города Москвы Государственная экспертиза условий труда города Москвы осуществляет контроль за условиями и охраной труда, решает иные задачи, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации города Москвы независимо от их организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию. Статья 18. Общественный контроль за соблюдением требований охраны труда Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудовых коллективов. Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов действуют в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. В городе Москве профессиональные союзы в лице их соответствующих органов имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда Статья 19. Ответственность за нарушение требований охраны труда Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 20. Возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного работнику при исполнении им трудовых обязанностей В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Глава 6. Заключительные положения Статья 21. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Законом Нормативные правовые акты Московской городской администрации приводятся в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок. Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу в порядке, установленном Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года № 22 "О законодательных актах города Москвы". П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 14 марта 2001 года № 7
- Закон города Москвы № 80 от 24 ноября 2004 года
- О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 «Об охране труда в городе Москве»
- Закон города Москвы № 6 от 11 февраля 2004 года
- О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 «Об охране труда в городе Москве»
- Закон города Москвы № 74 от 26 декабря 2001 года
- О внесении изменений в статьи 5, 7, 9, 11, 12, 13, 21 Закона города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 «Об охране труда в городе Москве»