Сохранение в Москве лесных массивов, речных долин и других
природных территорий, являющихся основой Природного комплекса,
требует жестких ограничений градостроительной деятельности в их
пределах, снижения уровня отрицательных антропогенных воздействий
на природные сообщества, поддержания стабильности их развития и
функционирования. Обеспечение этих условий возможно путем создания
особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Генеральным планом развития Москвы на период до 2020 года и
градостроительными планами развития территорий административных
округов города Москвы предусмотрено завершение формирования систе-
мы особо охраняемых природных территорий регионального значения к
2005 году.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года
N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом горо-
да Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых при-
родных территориях в городе Москве", а также для формирования сис-
темы особо охраняемых природных территорий регионального значения
Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Положение о Схеме развития и размещения особо
охраняемых природных территорий в городе Москве (приложение 1).
2. Установить, что:
2.1. Проект Схемы развития и размещения особо охраняемых при-
родных территорий в городе Москве представляется на рассмотрение в
Правительство Москвы Москомархитектурой.
2.2. По результатам одобрения Правительством Москвы Схемы
развития и размещения особо охраняемых природных территорий в го-
роде Москве:
2.2.1. Резервирование земельных участков, которые предполага-
ется объявить особо охраняемыми природными территориями региональ-
ного значения, и ограничение их использования осуществляется в по-
рядке, установленном земельным законодательством.
2.2.2. Мэр Москвы направляет на рассмотрение в Московскую го-
родскую Думу одобренный проект Схемы развития и размещения особо
охраняемых природных территорий в городе Москве в составе следую-
щих материалов:
- схема размещения существующих и планируемых к образованию
особо охраняемых природных территорий М 1:25 000 (с выделением
первоочередных объектов) с разбивкой по административным округам;
- перечень существующих особо охраняемых природных террито-
рий, созданных до вступления в силу Закона города Москвы "Об особо
охраняемых природных территориях в городе Москве" с указанием их
площади и категории;
- перечень планируемых к образованию особо охраняемых природ-
ных территорий, с предварительной разбивкой по категориям;
- пояснительная записка.
3. Утвердить Порядок образования особо охраняемых природных
территорий регионального значения в городе Москве (приложение 2).
4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы по результатам утверждения Московской городской Ду-
мой Схемы развития и размещения особо охраняемых природных терри-
торий в городе Москве обеспечить контроль за разработкой материа-
лов, обосновывающих придание части территории города Москвы стату-
са особо охраняемой природной территории (пункт 2 приложения 2),
для территорий, планируемых к первоочередному образованию в соот-
ветствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природ-
ных территорий в городе Москве.
5. Установить, что до утверждения градостроительной докумен-
тации, обосновывающей развитие каждой особо охраняемой природной
территории, предоставление земельных участков юридическим лицам и
гражданам, деятельность которых не связана с охраной, содержанием
и использованием особо охраняемой природной территории, не произ-
водится.
6. Установить, что финансирование работ по образованию особо
охраняемой природной территории в городе Москве, включающих разра-
ботку и согласование материалов, обосновывающих придание части
территории города Москвы статуса особо охраняемой природной терри-
тории, государственную экологическую экспертизу, осуществляется за
счет средств Целевого бюджетного территориального экологического
фонда.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 23 ноября 2004 года N 803-ПП
Положение о Схеме развития и размещения
особо охраняемых природных территорий в городе Москве
1. Схема развития и размещения особо охраняемых природных
территорий в городе Москве разрабатывается в соответствии с Гене-
ральным планом развития города Москвы на период до 2020 года, гра-
достроительными планами развития территорий административных окру-
гов города Москвы и в обязательном порядке подлежит согласованию с
префектами соответствующих административных округов города Москвы
и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды горо-
да Москвы.
2. Схема развития и размещения особо охраняемых природных
территорий в городе Москве (далее - Схема):
- разрабатывается Москомархитектурой на основании положений
Генерального плана развития города Москвы, градостроительных пла-
нов развития территорий территориальных единиц Москвы, а также
специальных работ;
- является основанием для развития системы особо охраняемых
природных территорий города Москвы и образования конкретных терри-
торий регионального значения;
- разрабатывается в целом для территории города Москвы и оп-
ределяет перспективные направления развития системы особо охраняе-
мых природных территорий на расчетный срок (15-20 лет) с выделени-
ем первоочередных (до 5 лет) задач;
- содержит принципиальные решения по выбору, размещению и
очередности формирования системы особо охраняемых природных терри-
торий;
- обязательна для учета при разработке градостроительной и
проектной документации всех видов;
- подлежит актуализации в увязке с актуализацией Генерального
плана развития города Москвы.
3. Материалы Схемы должны содержать графические и текстовые
материалы по размещению особо охраняемых природных территорий ре-
гионального значения в составе:
- схема размещения существующих и планируемых к образованию
особо охраняемых природных территорий М 1:25 000 с разбивкой по
административным округам и выделением первоочередных объектов;
- перечень существующих особо охраняемых природных террито-
рий, созданных до вступления в силу Закона города Москвы "Об особо
охраняемых природных территориях в городе Москве" с указанием их
площади и категории;
- перечень планируемых к образованию особо охраняемых природ-
ных территорий с предварительной разбивкой по категориям;
- пояснительная записка.
4. Пояснительная записка к Схеме должна содержать:
4.1. Краткую характеристику состояния существующих особо ох-
раняемых природных территорий с указанием объектов особой охраны и
видов животных и растений, занесенных в Красную книгу города Моск-
вы.
4.2. Оценку (анализ) природоохранной значимости (ценности) и
предложения по планируемым к упразднению особо охраняемым природ-
ным территориям с обоснованиями предлагаемого упразднения статуса
территории.
4.3. Предложения по планируемым к созданию особо охраняемым
природным территориям с учетом:
- размещения на территории города Москвы объектов природного
и историко-культурного наследия;
- природоохранного и рекреационного потенциала территорий,
планируемых к образованию;
- положений утвержденного Генерального плана развития города
Москвы;
- положений утвержденных градостроительных планов развития
территорий административных округов и другой градостроительной до-
кументации;
- наличия распорядительных документов Правительства Москвы об
образовании или целесообразности образования особо охраняемых при-
родных территорий;
- предложений граждан, юридических лиц, общественных и рели-
гиозных объединений, органов местного самоуправления.
5. Схема развития и размещения особо охраняемых природных
территорий в городе Москве представляется в Правительство Москвы
Москомархитектурой при наличии согласований Департамента природо-
пользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамента
земельных ресурсов города Москвы, Главного управления охраны па-
мятников города Москвы, префектур административных округов.
.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 23 ноября 2004 года N 803-ПП
Порядок образования особо охраняемых
природных территорий регионального значения в городе Москве
Настоящий Порядок образования особо охраняемых природных тер-
риторий регионального значения в городе Москве утверждается норма-
тивным правовым актом города Москвы, устанавливающим единый для
города Москвы порядок образования особо охраняемых природных тер-
риторий регионального значения в городе Москве в соответствии с
законодательством Российской Федерации и города Москвы об особо
охраняемых природных территориях.
1. Основания для образования особо охраняемой
природной территории регионального значения в городе Москве
1.1. Основанием для образования особо охраняемой природной
территории регионального значения является Схема развития и разме-
щения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, ут-
вержденная Московской городской Думой.
1.2. Особо охраняемая природная территория, не предусмотрен-
ная Схемой развития и размещения особо охраняемых природных терри-
торий в городе Москве, может быть образована по предложениям граж-
дан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, ор-
ганов местного самоуправления при положительном заключении Депар-
тамента природопользования и охраны окружающей среды города Моск-
вы.
2. Материалы, обосновывающие придание части территории
города Москвы статуса особо охраняемой природной
территории регионального значения
2.1. Материалы, обосновывающие придание части территории горо-
да Москвы статуса особо охраняемой природной территории региональ-
ного значения (далее - образование особо охраняемой природной тер-
ритории) должны содержать:
- характеристику местоположения проектируемой территории;
- природную характеристику проектируемой территории;
- характеристику градостроительной ситуации на проектируемой
территории и прилегающих к ней территориях;
- оценку состояния природного комплекса, растительного и жи-
вотного мира создаваемой особо охраняемой природной территории;
- обоснование образования особо охраняемой природной террито-
рии регионального значения и присвоения ей конкретной категории с
учетом оценки (анализа) природоохранной значимости (ценности);
- обоснование предлагаемых к установлению границ особо охра-
няемой природной территории;
- обоснование предлагаемого к установлению режима особой ох-
раны особо охраняемой природной территории;
- обоснование предлагаемых к установлению режимов регулирова-
ния градостроительной деятельности;
- описание и схему предлагаемых к установлению границ особо
охраняемой природной территории (М 1:2 000 - 1:5 000).
2.1.1. Местоположение проектируемой территории. Характеризу-
ется местоположение проектируемой территории в пределах города
Москвы, административного округа, Природного комплекса Москвы,
системы особо охраняемых природных территорий; дается оценка ее
градостроительного, экологического и рекреационного значения, зна-
чения в поддержании территориальной целостности Природного комп-
лекса Москвы и его связи с загородными природными ландшафтами.
2.1.2. Природная характеристика проектируемой территории.
Раздел должен содержать материалы, состав и объем которых необхо-
дим и достаточен для заключения об особой природной ценности про-
ектируемой территории:
- параметры территории (площадь, протяженность границ, ком-
пактность природно-территориального комплекса);
- геологическое строение, рельеф и почвы (краткая характерис-
тика);
- водные объекты;
- флора и растительность;
- фауна и животный мир;
- ценные природные объекты.
Материалы, характеризующие природный комплекс, растительный и
животный мир проектируемой территории, используются при обоснова-
нии создания особо охраняемой природной территории (природоохран-
ная ценность территории) и разработке предложений по установлению
режимов регулирования градостроительной деятельности на этой тер-
ритории.
2.1.3. Градостроительная ситуация на проектируемой территории
и прилегающих к ней землях оценивается по следующим показателям и
параметрам:
- существующее использование проектируемой территории (гра-
достроительное, рекреационное);
- земельные и имущественные отношения;
- транспорт, инженерные коммуникации;
- использование прилегающих территорий;
- источники негативного антропогенного воздействия на природ-
ный комплекс, растительный и животный мир проектируемой террито-
рии.
Материалы, характеризующие градостроительную ситуацию на про-
ектируемой территории и прилегающих к ней землях, учитываются до-
полнительно в установленном порядке при разработке предложений по
установлению границ особо охраняемой природной территории, режимов
особой охраны и регулирования градостроительной деятельности.
2.1.4. Состояние природного комплекса, растительного и живот-
ного мира оценивается по степени антропогенной нарушенности при-
родного комплекса в связи с действующими на него негативными ант-
ропогенными факторами, обусловленными, прежде всего, градострои-
тельной ситуацией на сопредельных территориях; по видовому разно-
образию флоры и фауны (в первую очередь видов-индикаторов состоя-
ния природных сообществ) и представленности в их составе видов, не
свойственных конкретным природным местообитаниям.
2.1.5. Обоснование образования особо охраняемой природной
территории регионального значения и присвоения ей конкретной кате-
гории осуществляется с использованием двух основных характеристик
проектируемой территории природоохранной и рекреационной ценности.
Природоохранная ценность территории определяется, прежде все-
го, ее видовым и биотопическим разнообразием, наличием редких и
уязвимых видов растений и животных, природных сообществ.
2.1.6. Обоснование предлагаемых к установлению границ особо
охраняемой природной территории. При установлении границ особо ох-
раняемых природных территорий используются общепризнанные критерии
и принципы, но с учетом местоположения создаваемых особо охраняе-
мых природных территорий в городе:
- обеспечение целостности природно-территориального комплек-
са;
- достижение максимально возможного для данных условий биото-
пического разнообразия территории;
- сохранение территориальной связи с другими природными ланд-
шафтами Москвы и ближнего Подмосковья;
- привязка границ к существующим на местности рубежам, прежде
всего элементам улично-дорожной сети.
Приводятся схема границ предлагаемой к созданию особо охраня-
емой природной территории и их словесное описание.
2.1.7. Обоснование предлагаемого к установлению режима особой
охраны особо охраняемой природной территории.
Режим особой охраны устанавливается с целью:
- обеспечения условий для сохранения и восстановления природ-
ного комплекса, растительного и животного мира, других объектов
природы;
- организации рационального, без ущерба природе, рекреацион-
ного использования особо охраняемой природной территории города
Москвы;
- устранения или снижения негативных антропогенных воздейс-
твий на природный комплекс, растительный и животный мир особо ох-
раняемой природной территории.
При обосновании предлагаемого к установлению режима особой
охраны особо охраняемой природной территории используются материа-
лы, характеризующие природоохранную ценность территории, состояние
ее природного комплекса, растительного и животного мира в связи с
действующими на них антропогенными факторами.
2.1.8. Графические материалы. В составе материалов, обосновы-
вающих придание части территории города Москвы статуса особо охра-
няемой природной территории регионального значения, разрабатывают-
ся следующие графические материалы (схемы):
- схема существующего положения (М 1:5 000 или 1:2 000);
- местоположение проектируемой территории (безмасштабная);
- размещение ценных природных объектов (М 1:5 000 или 1:2 000);
- предлагаемые к установлению границы особо охраняемой при-
родной территории (М 1:2 000).
2.2. Разработка материалов, обосновывающих придание части
территории города Москвы статуса особо охраняемой природной терри-
тории регионального значения, осуществляется по заказу Департамен-
та природопользования и охраны окружающей среды города Москвы,
префектуры соответствующего административного округа или Москомар-
хитектуры.
2.3. Сроки разработки материалов, обосновывающих придание
части территории города Москвы статуса особо охраняемой природной
территории, устанавливаются с учетом необходимости проведения ра-
бот по выявлению ценных природных объектов и оценки состояния при-
родного комплекса, растительного и животного мира на проектируемой
территории в весенне-летний период.
2.4. По результатам утверждения Московской городской Думой
Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий
в городе Москве Правительство Москвы утверждает градостроительную
и иную документацию, обосновывающую развитие каждой особо охраняе-
мой природной территории и устанавливающую режимы регулирования
градостроительной деятельности.
3. Согласование и экспертиза материалов, обосновывающих
придание части территории города Москвы статуса особо
охраняемой природной территории
Материалы, обосновывающие придание части территории города
Москвы статуса особо охраняемой природной территории, подлежат
согласованию с префектом административного округа, Департаментом
природопользования и охраны окружающей среды, Департаментом зе-
мельных ресурсов города Москвы, Москомархитектурой, а также подле-
жат государственной экологической экспертизе.
4. Порядок и состав материалов об образовании особо
охраняемой природной территории, направляемых в
Правительство Москвы
4.1. На основании материалов об образовании особо охраняемой
природной территории, согласованных в установленном порядке и по-
лучивших положительное заключение государственной экологической
экспертизы, Правительство Москвы принимает решение об образовании
особо охраняемой природной территории.
4.2. Специально уполномоченный орган Правительства Москвы по
управлению особо охраняемыми природными территориями в городе
Москве направляет в Правительство Москвы следующие материалы:
- проект постановления Правительства Москвы об образовании
особо охраняемой природной территории, согласованный в установлен-
ном порядке;
- описание и схему границ особо охраняемой природной террито-
рии;
- предложения по установлению режима особой охраны особо ох-
раняемой природной территории.
Верно: