Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 822-ПП от 25 сентября 2007 года

О проекте закона города Москвы «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города Москвы»

     В целях совершенствования правового регулирования отношений в
области  защиты населения и территорий города Москвы от чрезвычай-
ных  ситуаций природного и техногенного характера в  части,  каса-
ющейся вопросов  создания и функционирования аварийно-спасательных
служб и аварийно-спасательных формирований,  проведения  работ  по
ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы, Пра-
вительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить проект закона города Москвы  "Об  аварийно-спаса-
тельных службах и статусе спасателей города Москвы" (приложение).
     2. Рекомендовать  Мэру  Москвы внести указанный проект закона
на рассмотрение в Московскую городскую Думу в установленном поряд-
ке.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирю-
кова П.П. и  заместителя  Мэра  Москвы в Правительстве Москвы Пет-
рова А.В.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                             Приложение
                             к постановлению Правительства Москвы
                             от 25 сентября 2007 г. N 822-ПП




                                                            ПРОЕКТ



                              Закон
                          города Москвы



            Об аварийно-спасательных службах и статусе
                     спасателей города Москвы



     Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с созданием и
деятельностью  аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных
формирований города Москвы, а также устанавливает правовое положе-
ние спасателей города Москвы, других лиц, участвующих в ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,  и чле-
нов их семей.


     Статья 1. Основные понятия

     В настоящем Законе используются основные понятия,  определен-
ные в Федеральном законе от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об ава-
рийно-спасательных службах и статусе спасателей",  а также следую-
щие основные понятия:
     1) спасатель города Москвы (далее - спасатель) - это  гражда-
нин,  подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спаса-
тельных работ и состоящий в штате аварийно-спасательного  формиро-
вания города Москвы;
     2) резервист  -  это гражданин,  не состоящий в штате аварий-
но-спасательного  формирования,  непосредственно  (без  заключения
трудового  договора) участвующий на добровольной основе в деятель-
ности аварийно-спасательных служб и формирований.

     Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно-
               спасательных служб и аварийно-спасательных форми-
               рований города Москвы, деятельности спасателей

     Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных
служб и аварийно-спасательных формирований города Москвы (далее  -
аварийно-спасательные службы и формирования),  деятельности спаса-
телей на территории города Москвы составляют  Конституция  Россий-
ской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые ак-
ты Российской Федерации,  Устав города Москвы,  настоящий Закон  и
иные нормативные правовые акты города Москвы.

     Статья 3. Виды аварийно-спасательных работ, проводимых на
               территории города Москвы

     1. На территории города Москвы проводятся следующие виды ава-
рийно-спасательных работ:
     1) поисково-спасательные (в том числе по организации поиска и
спасения  пострадавших на водных объектах, а также в дорожно-тран-
спортных происшествиях);
     2) горноспасательные;
     3) газоспасательные;
     4) связанные с тушением пожаров;
     5) по ликвидации медико-санитарных и иных последствий чрезвы-
чайных ситуаций (в том числе на метрополитене и коммунальных сетях
города).
     2. Перечень аварийно-спасательных работ может быть дополнен в
соответствии с федеральным законодательством.

     Статья 4. Задачи аварийно-спасательных служб и формирований

     1. На аварийно-спасательные службы и формирования возлагаются
задачи, определенные федеральным законодательством.
     2. Полный перечень задач и функций, возлагаемых на конкретные
аварийно-спасательные службы и формирования,  закрепляется в поло-
жениях (уставах) указанных служб и формирований.

     Статья 5. Права аварийно-спасательных служб и формирований

     1. Аварийно-спасательные службы и формирования имеют право:
     1) обследовать  с  соблюдением  федерального законодательства
обслуживаемые объекты и территории с целью профилактики  возникно-
вения чрезвычайных ситуаций;
     2) вносить предложения по улучшению противоаварийного состоя-
ния  объектов и отдельных территорий города Москвы (далее - терри-
тории) и устранению выявленных нарушений требований безопасности;
     3) использовать  на договорной основе средства связи,  транс-
порта и другие материально-технические ресурсы организаций незави-
симо  от их организационно-правовых форм (далее - организации) для
спасения людей, выполнения аварийно-спасательных работ или достав-
ки в зоны чрезвычайных ситуаций личного состава, специального обо-
рудования и грузов;
     4) получать в установленном федеральным законодательством по-
рядке от органов государственной  власти  города  Москвы,  органов
местного  самоуправления внутригородских муниципальных образований
в городе Москве,  руководителей организаций полную  и  достоверную
информацию, необходимую для выполнения возложенных задач;
     5) принимать участие в работе комиссий по расследованию  при-
чин  возникновения чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах
и территориях;
     6) при  следовании  к  месту  проведения  работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций - на беспрепятственный проезд,  первоочеред-
ное  обеспечение горюче-смазочными материалами,  а также первооче-
редное проведение ремонтных работ на станциях технического  обслу-
живания;
     7) на возмещение расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций
в  соответствии  с  договорами  на обслуживание организаций или из
средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
     8) осуществлять  иную деятельность в соответствии с федераль-
ными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Фе-
дерации,  настоящим  Законом и иными нормативными правовыми актами
города Москвы.
     2. Оперативный  и специальный транспорт аварийно-спасательных
служб и формирований в соответствии с федеральными законами и ины-
ми нормативными правовыми актами Российской Федерации должен иметь
специальные цветографические схемы установленного образца и специ-
альные звуковые и световые сигналы.

     Статья 6. Сфера деятельности аварийно-спасательных служб и
               формирований

     1. Обязательному обслуживанию аварийно-спасательными службами
и формированиями подлежат расположенные на территории города Моск-
вы:
     1) объекты,  на которых используют, производят, перерабатыва-
ют, хранят или транспортируют радиоактивные вещества и не содержа-
щие ядерные материалы радиоактивные отходы, пожароопасные, опасные
химические  и  биологические  вещества,  создающие реальную угрозу
возникновения источника чрезвычайной ситуации;
     2) иные  объекты в соответствии с федеральным законодательст-
вом.
     2. Организации,  эксплуатирующие объекты, указанные в части 1
настоящей статьи,  создают аварийно-спасательные службы и формиро-
вания  либо  заключают  договоры  на обслуживание таких объектов с
профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданны-
ми на территории города Москвы.
     3. Перечень  объектов,  расположенных  на  территории  города
Москвы,  подлежащих  обязательному обслуживанию городскими аварий-
но-спасательными службами и  формированиями,  утверждается  Прави-
тельством Москвы.

     Статья 7. Виды аварийно-спасательных служб и формирований

     1. Аварийно-спасательные службы и формирования подразделяются
на следующие виды:
     1) профессиональные аварийно-спасательные службы и формирова-
ния;
     2) нештатные аварийно-спасательные формирования;
     3) общественные аварийно-спасательные формирования.
     2. Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирова-
ния включают в себя:
     1) городские аварийно-спасательные службы  и  формирования  -
создаются  решением  Правительства Москвы по представлению органов
исполнительной власти города Москвы;
     2) аварийно-спасательные  службы  и формирования организаций,
занимающихся одним или несколькими видами деятельности,  при  осу-
ществлении которых федеральным законодательством и настоящим Зако-
ном предусмотрено обязательное наличие у  организаций  собственных
аварийно-спасательных служб и формирований,- создаются руководите-
лями организаций.
     3. Создание  профессиональных  аварийно-спасательных  служб и
формирований осуществляется по согласованию с уполномоченным орга-
ном  исполнительной власти города Москвы в области обеспечения ме-
роприятий гражданской защиты города Москвы.
     4. Нештатные  аварийно-спасательные формирования создаются на
территории города Москвы руководителями организаций,  имеющих  по-
тенциально  опасные производственные объекты и эксплуатирующих их,
а также имеющих важное  оборонное  и  экономическое  значение  или
представляющих  высокую степень опасности возникновения чрезвычай-
ных ситуаций в военное и мирное время, из числа своих работников в
порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
     5. Общественные аварийно-спасательные формирования  создаются
на территории города Москвы общественными объединениями, уставными
задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     6. Порядок  создания  и  функционирования  городских  аварий-
но-спасательных  служб  и формирований определяется Правительством
Москвы.

     Статья 8. Руководство  деятельностью  аварийно-спасательных
               служб и формирований

     Руководство деятельностью аварийно-спасательных служб и  фор-
мирований осуществляют органы исполнительной власти города Москвы,
в ведомственной подчиненности которых находятся указанные  аварий-
но-спасательные службы и формирования,  а также создавшие их орга-
низации и общественные объединения в  соответствии  с  федеральным
законодательством и законодательством города Москвы.

     Статья 9. Состав аварийно-спасательных служб и формирований

     1. Состав и структуру аварийно-спасательных служб и  формиро-
ваний определяют органы исполнительной власти города Москвы, в ве-
домственной подчиненности которых находятся  соответствующие  ава-
рийно-спасательные  службы  и формирования,  а также организации и
общественные объединения,  осуществляющие деятельность на террито-
рии города Москвы, создающие аварийно-спасательные службы и форми-
рования,  исходя из возложенных на них задач по  предупреждению  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций,  а также требований федерального
законодательства и законодательства города Москвы.
     2. В  состав аварийно-спасательных служб входят аварийно-спа-
сательные, пожарно-спасательные, поисково-спасательные и иные фор-
мирования,  обеспечивающие  решение  стоящих перед аварийно-спаса-
тельными службами задач.  Кроме того, в состав аварийно-спасатель-
ных  служб  могут входить образовательные учреждения по подготовке
спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак.

     Статья 10. Регистрация аварийно-спасательных служб  и  форми-
                рований

     1. Аварийно-спасательные службы и формирования подлежат  обя-
зательной  регистрации  и внесению в единый реестр аварийно-спаса-
тельных служб и формирований.
     2. Ведение единого реестра аварийно-спасательных служб и фор-
мирований осуществляется в порядке,  установленном  Правительством
Москвы.

     Статья 11. Аттестация спасателей, аварийно-спасательных служб
                и формирований

     1. Организация работы по аттестации спасателей, аварийно-спа-
сательных служб и формирований возлагается на комиссию по аттеста-
ции поисково-спасательных формирований и спасателей на  территории
города  Москвы,  которая  организуют  свою работу в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     2. Аварийно-спасательные службы и формирования,  не прошедшие
аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность  к
реагированию  на  чрезвычайные  ситуации  и проведению работ по их
ликвидации,  не допускаются к обслуживанию организаций по договору
и не привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ.

     Статья 12. Комплектование  аварийно-спасательных  служб  и
                формирований

     Комплектование аварийно-спасательных   служб  и  формирований
осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

     Статья 13. Оказание аварийно-спасательными службами и форми-
                рованиями услуг на договорной основе

     1. Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирова-
ния  могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов
и территорий на договорной основе.
     2. Перечень  платных  услуг,  оказываемых  городскими аварий-
но-спасательными службами и формированиями,  тарифы и порядок взи-
мания платы утверждаются Правительством Москвы.

     Статья 14. Привлечение аварийно-спасательных служб и формиро-
                ваний к ликвидации чрезвычайных ситуаций

     1. Привлечение  аварийно-спасательных  служб и формирований к
ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы  осу-
ществляется в соответствии с федеральным законодательством.
     2. Управление всеми силами и средствами, привлеченными к лик-
видации  чрезвычайных  ситуаций,  и  организацию их взаимодействия
осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     3. Привлечение  аварийно-спасательных  служб  и  формирований
к  ликвидации   чрезвычайных  ситуаций  на  территории  посольств,
консульств, торговых представительств и других объектов,  обладаю-
щих  экстерриториальностью,  осуществляется на основании договоров
на обслуживание таких объектов, либо с согласия их уполномоченного
представителя, а также в ином порядке, установленном международны-
ми договорами Российской Федерации.
     4. Привлечение аварийно-спасательных служб и  формирований  к
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  на территории других субъектов
Российской Федерации осуществляется в соответствии с планами взаи-
модействия  субъектов  Российской Федерации при ликвидации чрезвы-
чайных ситуаций либо по решению уполномоченных на  то  должностных
лиц органов исполнительной власти города Москвы, организаций и об-
щественных объединений,  осуществляющих руководство  деятельностью
указанных  аварийно-спасательных служб  и формирований,  на основе
запроса органов исполнительной власти субъектов Российской Федера-
ции, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация.
     5. Привлечение аварийно-спасательных служб и  формирований  к
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций по решению уполномоченных на то
должностных  лиц  должно сопровождаться принятием мер, обеспечива-
ющих установленный федеральным законодательством и законодательст-
вом города Москвы уровень защищенности  от  чрезвычайных  ситуаций
объектов  и  территории  города  Москвы,  обслуживаемых указанными
службами и формированиями.

     Статья 15. Возмещение аварийно-спасательным службам и форми-
                рованиям  расходов  на  ликвидацию  чрезвычайных
                ситуаций

     1. Расходы, понесенные аварийно-спасательными службами и фор-
мированиями на ликвидацию чрезвычайных ситуаций,  включая  расходы
на  перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по лик-
видации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб и форми-
рований,  материально-техническое,  финансовое и иное обеспечение,
оплату труда спасателей и других работников  аварийно-спасательных
служб  и формирований,  выплату им вознаграждений,  предоставление
дополнительных оплачиваемых отпусков,  медицинское  обеспечение  и
выплаты  по временной нетрудоспособности спасателям,  пострадавшим
при проведении указанных работ,  подлежат возмещению понесшим ука-
занные  расходы  аварийно-спасательным  службам  и формированиям в
полном объеме.
     2. Возмещение  аварийно-спасательным  службам и формированиям
расходов, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в со-
ответствии   с  договорами  на  обслуживание  организаций  или  из
средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

     Статья 16. Спасатели

     Граждане Российской  Федерации  приобретают статус спасателей
на основании решения соответствующих аттестационных органов по ре-
зультатам аттестации после прохождения указанными гражданами меди-
цинского освидетельствования,  выполнения нормативов по физической
подготовке,  обучения по программам подготовки спасателей и аттес-
тации на проведение аварийно-спасательных  работ. Спасатели  могут
привлекаться к работам, связанным с тушением пожаров, после обуче-
ния по программам подготовки пожарных и аттестации  на  проведение
работ по тушению пожаров.

     Статья 17. Резервисты

     1. Граждане Российской Федерации приобретают статус резервис-
тов после прохождения ими медицинского освидетельствования, выпол-
нения  нормативов  по  физической подготовке и успешного окончания
курса обучения по программам  подготовки  спасателей.  Резервистам
выдается  документ  установленного  образца.
     2. Подготовка и обучение резервистов в городе Москве осущест-
вляется на базе организаций города Москвы,  уполномоченных в уста-
новленном порядке на осуществление данного вида деятельности.
     3. Резервисты могут с их согласия привлекаться  к  проведению
работ  по  ликвидации  чрезвычайной  ситуации на территории города
Москвы решением органа исполнительной власти города Москвы,  руко-
водителя организации,  руководителя ликвидации чрезвычайной ситуа-
ции.
     4. В  случае  привлечения  резервистов  к проведению работ по

ликвидации чрезвычайной ситуации на территории города  Москвы,  за
ними  в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сох-
раняется место работы (должность).  Резервисту за время проведения
работ  по  ликвидации  чрезвычайной  ситуации на территории города
Москвы выплачивается компенсация в размере среднего  заработка  по
месту  его работы (службы) за счет средств бюджета города Москвы в
порядке, установленном Правительством Москвы. Резервистам, не име-
ющим  к  моменту  их  привлечения к проведению работ по ликвидации
чрезвычайной ситуации на территории города  Москвы  места  работы,
выплачивается денежное вознаграждение в порядке и размерах,  уста-
новленных Правительством Москвы. Кроме того, резервисты имеют пра-
во на возмещение расходов, понесенных ими в связи с привлечением к
проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на территории
города Москвы,  за счет средств,  выделенных на ликвидацию чрезвы-
чайной ситуации.

     Статья 18. Медицинская реабилитация спасателей

     1. Спасатели аварийно-спасательных служб и формирований, при-
нимавшие участие в проведении аварийно-спасательных  работ,  имеют
право на бесплатную медицинскую реабилитацию.
     2. Бесплатная медицинская реабилитация спасателей осуществля-
ется в медицинских организациях и реабилитационных центрах за счет
средств на содержание аварийно-спасательных служб и формирований и
проводится  в  формах и порядке,  утвержденных Правительством Рос-
сийской Федерации.

     Статья 19. Оплата труда спасателей

     Размер заработной  платы спасателей городских аварийно-спаса-
тельных служб и формирований устанавливается Правительством Москвы
в соответствии с федеральным законодательством и законодательством
города Москвы.

     Статья 20. Страховые гарантии спасателей

     1. Спасатели  подлежат обязательному государственному личному
страхованию (далее - страхование).  Страхование осуществляется  за
счет  средств на содержание аварийно-спасательных служб и формиро-
ваний.
     2. Страхование спасателей производится:
     1) при назначении их на должности спасателей в профессиональ-
ные аварийно-спасательные службы и формирования;
     2) в случае привлечения в индивидуальном порядке либо в  сос-
таве нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований
к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     3. Страхование резервистов производится в случае их привлече-
ния к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     4. Страховыми  событиями для спасателей профессиональных ава-
рийно-спасательных служб и формирований являются  гибель  (смерть)
при  исполнении  ими должностных обязанностей,  возложенных на них
трудовым договором,  смерть,  наступившая вследствие увечья (ране-
ния, травмы, контузии), заболевания, полученные в период и в связи
с исполнением ими должностных  обязанностей,  возложенных  на  них
трудовым договором, а также потеря трудоспособности, наступившая в
связи с исполнением должностных обязанностей. В случае наступления
страховых событий,  указанных в настоящей части, в заключении, вы-
даваемом органом, уполномоченным Правительством Москвы, должно со-
держаться  указание о связи страхового события с исполнением заст-
рахованным спасателем должностных обязанностей, возложенных на не-
го трудовым договором.
     5. Страховыми событиями для спасателей и резервистов, привле-
каемых  к  проведению  работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в
индивидуальном порядке либо в составе нештатных  или  общественных
аварийно-спасательных формирований, являются гибель (смерть) в хо-
де проведения работ по ликвидации чрезвычайных  ситуаций,  смерть,
наступившая вследствие увечья (ранения,  травмы, контузии) или за-
болевания,  полученные в ходе проведения указанных работ,  а также
потеря  трудоспособности,  наступившая  как следствие их участия в
проведении указанных работ.  В случае наступления страховых  собы-
тий,  указанных в настоящей части,  в заключении, выдаваемом орга-
ном, уполномоченным Правительством Москвы, должно содержаться ука-
зание о связи страхового события с участием застрахованного спаса-
теля и резервиста в проведении работ  по  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций.
     6. Страхование производится на сумму не менее 500 минимальных
размеров оплаты труда.
     7. Страхование  спасателей  профессиональных  аварийно-спаса-
тельных служб  и  формирований  производят  органы  исполнительной
власти города Москвы, организации, создающие профессиональные ава-
рийно-спасательные  службы  и  формирования, за  счет   финансовых
средств,  выделяемых на содержание указанных аварийно-спасательных
служб и формирований.
     8. Страхование спасателей, привлеченных к проведению работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке  либо  в
составе  нештатных или общественных аварийно-спасательных формиро-
ваний, а также страхование резервистов  производят органы исполни-
тельной  власти  города  Москвы,  организации  за  счет финансовых
средств, выделенных на ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     9. Выплаты  сумм  по  страхованию  спасателей и резервистов в
случае  наступления  страховых  событий,  указанных  в   настоящей
статье, производятся независимо от выплат по социальному страхова-
нию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью.
     10. В  случае гибели спасателей городских аварийно-спасатель-
ных служб и формирований, наступившей при исполнении ими должност-
ных  обязанностей,  возложенных на них трудовым договором,  либо в
случае смерти, наступившей в течение одного года со дня увольнения
из аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирова-
ния,  вследствие увечья (ранения,  травмы, контузии), заболевания,
полученных  в  период и в связи с исполнением ими должностных обя-
занностей,  возложенных  на   них  трудовым  договором, членам  их
семей -  супруге (супругу),  состоящей (состоящему) на день гибели
(смерти) застрахованного лица в зарегистрированном  браке  с  ним,
родителям (усыновителям) застрахованного лица, дедушкам и бабушкам
застрахованного лица - при условии отсутствия  у  него  родителей,
если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчиму и
мачехе застрахованного лица - при условии,  если  они  воспитывали
или  содержали его не менее пяти лет,  детям,  не достигшим 18 лет
или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения
18 лет,  а также обучающимся в образовательных учреждениях незави-
симо от их организационно-правовых форм и форм  собственности,  до
окончания обучения или до достижения ими 23 лет,  подопечным заст-
рахованного лица выплачивается из бюджета города Москвы (в  равных
долях)  единовременное пособие в размере 120 окладов денежного со-
держания, установленных на день выплаты пособия.
     11. В случае получения спасателями городских  аварийно-спаса-
тельных  служб  и формирований при исполнении ими должностных обя-
занностей, возложенных на них трудовым договором, увечья (ранения,
травмы,  контузии),  заболевания,  исключающих для них возможность
дальнейшей работы в качестве спасателей,  им выплачивается из бюд-
жета города Москвы единовременное пособие в размере 60 окладов де-
нежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
     12. В случае гибели спасателей, резервистов, привлеченных ор-
ганами исполнительной власти города Москвы к проведению  работ  по
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций в индивидуальном порядке либо в
составе нештатных или общественных аварийно-спасательных  формиро-
ваний,  наступившей при проведении указанных работ,  либо в случае
их смерти,  наступившей в течение одного года со дня окончания  их
участия  в  проведении  работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций,
вследствие увечья (ранения,  травмы, контузии), заболевания, полу-
ченных в период и в связи с участием в проведении указанных работ,
членам их семей - супруге  (супругу),  состоящей  (состоящему)  на
день  гибели  (смерти)  застрахованного  лица в зарегистрированном
браке с ним, родителям (усыновителям) застрахованного лица, дедуш-
кам и бабушкам застрахованного лица - при условии отсутствия у не-
го родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех
лет,  отчиму и мачехе застрахованного лица - при условии, если они
воспитывали или содержали его не менее пяти лет, детям, не достиг-
шим 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до
достижения 18 лет,  а также обучающимся в образовательных учрежде-
ниях  независимо  от  их организационно-правовых форм и форм собс-
твенности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, по-
допечным  застрахованного  лица  выплачивается  из  бюджета города
Москвы (в равных долях) единовременное пособие в размере 1000  ми-
нимальных размеров оплаты труда.
     13. Спасателям,  резервистам, привлеченным к проведению работ
органами исполнительной власти города Москвы по ликвидации чрезвы-
чайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе  нештатных
или общественных аварийно-спасательных формирований,  в случае по-
лучения ими увечья (ранения,  травмы, контузии), заболевания, нас-
тупивших при проведении указанных работ и исключающих для них воз-
можность дальнейшей работы в качестве спасателя  выплачивается  из
бюджета  города Москвы единовременное пособие в размере 1000 мини-
мальных размеров оплаты труда.
     14. Руководителями организаций,  осуществляющих свою деятель-
ность  на  территории  города  Москвы и создавших профессиональные
аварийно-спасательные службы и формирования, могут устанавливаться
единовременные пособия спасателям указанных служб и формирований и
резервистам, привлеченным к выполнению работ по ликвидации чрезвы-
чайных ситуаций организациями, в случае их гибели, смерти, а также
в случае получения такими спасателями,  резервистами увечья (ране-
ния,  травмы,  контузии),  заболевания, наступивших при проведении
работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций  и  исключающих  возмож-
ность дальнейшей работы в качестве спасателя.
     Размер и порядок выплаты единовременных пособий в случае  ги-
бели,  смерти  спасателей  профессиональных  аварийно-спасательных
служб и  формирований,  созданных  организациями,  осуществляющими
свою деятельность на территории города Москвы,  спасателей, резер-
вистов, привлеченных к выполнению работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций организациями, а также в случае получения такими спасате-
лями,  резервистами увечья (ранения,  травмы, контузии), заболева-
ния,  наступивших  при проведении работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций и исключающих возможность дальнейшей  работы  в  качестве
спасателя  определяются  руководителями этих организаций.  Размеры
указанных пособий не должны быть меньше установленных частями 11 и
12 настоящей статьи.
     15. Расходы,  связанные с подготовкой к перевозке тел,  пере-
возкой тел,  погребением спасателей профессиональных аварийно-спа-
сательных служб и формирований,  погибших при исполнении должност-
ных обязанностей, возложенных на них трудовым договором, или умер-
ших в результате увечья (ранения,  травмы, контузии), заболевания,
полученных в период и в связи с исполнением должностных обязаннос-
тей, возложенных на них трудовым договором, а также расходы по из-
готовлению и установке  надгробных  памятников  осуществляются  за
счет финансовых средств органов исполнительной власти города Моск-
вы,  в ведомственной подчиненности которых находятся соответствую-
щие аварийно-спасательные службы и формирования, организаций, соз-
давших  соответствующие   профессиональные   аварийно-спасательные
службы и формирования,  в соответствии с установленными ими поряд-
ком и нормами.
     16. Расходы,  связанные с подготовкой к перевозке тел,  пере-
возкой тел,  погребением спасателей, резервистов, привлекавшихся к
проведению  работ  по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивиду-
альном порядке либо в составе нештатных или  общественных  аварий-
но-спасательных  формирований и погибших в ходе проведения указан-
ных работ или умерших в результате увечья (ранения, травмы, конту-
зии), заболевания, полученных в период и вследствие участия в про-
ведении указанных работ,  а также расходы по изготовлению и  уста-
новке  надгробных  памятников  осуществляются  за  счет финансовых
средств органов исполнительной власти города Москвы,  организаций,
которыми спасатели,  резервисты были привлечены к проведению работ
по ликвидации чрезвычайных ситуаций,  в соответствии с установлен-
ными ими порядком и нормами.

     Статья 21. Дополнительные правовые и социальные гарантии спа-
                сателей

     1. На спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб
и формирований,  обслуживающих организации с вредными  и  опасными
условиями  труда,  распространяются гарантии правовой и социальной
защиты и льготы, установленные для работников таких организаций, в
случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законода-
тельством города Москвы.
     2. Решением органов исполнительной власти города Москвы и ру-
ководителей организаций могут устанавливаться  дополнительные,  не
противоречащие настоящему Закону,  федеральному законодательству и
законодательству города Москвы гарантии правовой и социальной  за-
щиты  работников  профессиональных  аварийно-спасательных  служб и
формирований, спасателей, не входящих в состав аварийно-спасатель-
ных служб и формирований, резервистов.
     3. Спасателям городских аварийно-спасательных служб и  форми-
рований  при наличии выслуги в должности спасателя не менее 15 лет
назначается ежемесячная доплата к трудовой  пенсии,  в  том  числе
назначенной  досрочно.  Порядок  исчисления выслуги,  назначения и
выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и ее  размеры  уста-
навливаются Правительством Москвы.
     4. Спасателям аварийно-спасательных служб и формирований  ор-
ганизаций может назначаться ежемесячная доплата к трудовой пенсии,
в том числе назначенной досрочно. Порядок исчисления выслуги, наз-
начения  и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и ее раз-
меры устанавливаются руководителями организаций.

     Статья 22. Виды обеспечения деятельности аварийно-спасатель-
                ных служб и формирований

     1. Обеспечение  деятельности  аварийно-спасательных  служб  и
формирований организуется в целях эффективного решения возложенных
на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     2. Для аварийно-спасательных служб и формирований организуют-
ся финансовое,  материально-техническое,  медицинское,  научное  и
иные виды обеспечения.

     Статья 23.  Финансовое обеспечение деятельности аварийно-спа-
                 сательных служб и формирований

     1. Финансовое обеспечение определенной настоящим Законом дея-
тельности городских аварийно-спасательных служб и формирований,  в
том числе прав и гарантий спасателей городских аварийно-спасатель-
ных служб и формирований, является расходным обязательством города
Москвы.
     2. Финансовое обеспечение деятельности  аварийно-спасательных
служб и формирований, созданных организациями, а также нештатных и
общественных аварийно-спасательных формирований осуществляется  за
счет средств создавших их организаций и общественных объединений и
иных не противоречащих федеральному законодательству источников.

     Статья 24.  Материально-техническое обеспечение  деятельности
                 аварийно-спасательных служб и формирований

     1. Материально-техническое  обеспечение  деятельности аварий-
но-спасательных служб и формирований  осуществляется  в  целях  их
обеспечения аварийно-спасательной техникой, техническим оборудова-
нием и аварийно-спасательными средствами.  К мероприятиям  матери-
ально-технического  обеспечения относится также проведение ремонта
и технического обслуживания аварийно-спасательной техники,  техни-
ческого оборудования и аварийно-спасательных средств.
     2. Нормы материально-технического обеспечения аварийно-спаса-
тельных служб и формирований устанавливаются органами исполнитель-
ной власти города Москвы,  в ведомственной  подчиненности  которых
находятся  соответствующие аварийно-спасательные службы и формиро-
вания,  организациями, общественными объединениями, создавшими со-
ответствующие аварийно-спасательные службы и формирования,  с уче-
том единой государственной политики в вопросах  материально-техни-
ческого  обеспечения  деятельности  аварийно-спасательных  служб и
формирований.
     3. Материально-техническое обеспечение деятельности городских
аварийно-спасательных служб и формирований осуществляется органами
исполнительной власти города Москвы, в ведомственной подчиненности
которых находятся данные аварийно-спасательные службы и формирова-
ния. Материально-техническое обеспечение деятельности иных аварий-
но-спасательных служб и формирований осуществляется организациями,
общественными  объединениями,  создавшими  соответствующие аварий-
но-спасательные службы и формирования, за счет собственных средств
и иных не противоречащих федеральному законодательству источников.

     Статья 25. Медицинское обеспечение деятельности аварийно-спа-
                сательных служб и формирований

     1. Медицинское обеспечение деятельности аварийно-спасательных
служб и формирований включают в себя проведение первичного и пери-
одических  (не реже одного раза в год) медицинских освидетельство-
ваний спасателей и других работников аварийно-спасательных служб и
формирований,  оказание  им  квалифицированной медицинской помощи,
проведение медицинской реабилитации спасателей,  принимавших учас-
тие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     2. Мероприятия по медицинскому обеспечению деятельности  ава-
рийно-спасательных служб и формирований проводятся в специализиро-
ванных медицинских учреждениях и реабилитационных  центрах  города
Москвы  либо в специализированных медицинских учреждениях и реаби-
литационных центрах, с которыми соответствующие органы и организа-
ции  заключили договоры на медицинское обеспечение аварийно-спаса-
тельных служб и формирований.

     Статья 26.  Научное обеспечение деятельности  аварийно-спаса-
                 тельных служб и формирований

     1. Научное   обеспечение  деятельности  аварийно-спасательных
служб и формирований осуществляется в целях разработки, развития и
совершенствования аварийно-спасательных средств и технологий веде-
ния аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций.
     2. Научное   обеспечение  деятельности  аварийно-спасательных
служб и формирований осуществляется в результате выполнения  науч-
но-исследовательских  и опытно-конструкторских работ по заказу ор-
ганов исполнительной власти города Москвы, организаций, обществен-
ных объединений,  которыми созданы соответствующие аварийно-спаса-
тельные службы и формирования.
     3. Аварийно-спасатель