В целях совершенствования правового регулирования отношений в
области защиты населения и территорий города Москвы от чрезвычай-
ных ситуаций природного и техногенного характера в части, каса-
ющейся вопросов создания и функционирования аварийно-спасательных
служб и аварийно-спасательных формирований, проведения работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы, Пра-
вительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "Об аварийно-спаса-
тельных службах и статусе спасателей города Москвы" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона
на рассмотрение в Московскую городскую Думу в установленном поряд-
ке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирю-
кова П.П. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Пет-
рова А.В.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 25 сентября 2007 г. N 822-ПП
ПРОЕКТ
Закон
города Москвы
Об аварийно-спасательных службах и статусе
спасателей города Москвы
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с созданием и
деятельностью аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных
формирований города Москвы, а также устанавливает правовое положе-
ние спасателей города Москвы, других лиц, участвующих в ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и чле-
нов их семей.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются основные понятия, определен-
ные в Федеральном законе от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об ава-
рийно-спасательных службах и статусе спасателей", а также следую-
щие основные понятия:
1) спасатель города Москвы (далее - спасатель) - это гражда-
нин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спаса-
тельных работ и состоящий в штате аварийно-спасательного формиро-
вания города Москвы;
2) резервист - это гражданин, не состоящий в штате аварий-
но-спасательного формирования, непосредственно (без заключения
трудового договора) участвующий на добровольной основе в деятель-
ности аварийно-спасательных служб и формирований.
Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно-
спасательных служб и аварийно-спасательных форми-
рований города Москвы, деятельности спасателей
Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных
служб и аварийно-спасательных формирований города Москвы (далее -
аварийно-спасательные службы и формирования), деятельности спаса-
телей на территории города Москвы составляют Конституция Россий-
ской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые ак-
ты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон и
иные нормативные правовые акты города Москвы.
Статья 3. Виды аварийно-спасательных работ, проводимых на
территории города Москвы
1. На территории города Москвы проводятся следующие виды ава-
рийно-спасательных работ:
1) поисково-спасательные (в том числе по организации поиска и
спасения пострадавших на водных объектах, а также в дорожно-тран-
спортных происшествиях);
2) горноспасательные;
3) газоспасательные;
4) связанные с тушением пожаров;
5) по ликвидации медико-санитарных и иных последствий чрезвы-
чайных ситуаций (в том числе на метрополитене и коммунальных сетях
города).
2. Перечень аварийно-спасательных работ может быть дополнен в
соответствии с федеральным законодательством.
Статья 4. Задачи аварийно-спасательных служб и формирований
1. На аварийно-спасательные службы и формирования возлагаются
задачи, определенные федеральным законодательством.
2. Полный перечень задач и функций, возлагаемых на конкретные
аварийно-спасательные службы и формирования, закрепляется в поло-
жениях (уставах) указанных служб и формирований.
Статья 5. Права аварийно-спасательных служб и формирований
1. Аварийно-спасательные службы и формирования имеют право:
1) обследовать с соблюдением федерального законодательства
обслуживаемые объекты и территории с целью профилактики возникно-
вения чрезвычайных ситуаций;
2) вносить предложения по улучшению противоаварийного состоя-
ния объектов и отдельных территорий города Москвы (далее - терри-
тории) и устранению выявленных нарушений требований безопасности;
3) использовать на договорной основе средства связи, транс-
порта и другие материально-технические ресурсы организаций незави-
симо от их организационно-правовых форм (далее - организации) для
спасения людей, выполнения аварийно-спасательных работ или достав-
ки в зоны чрезвычайных ситуаций личного состава, специального обо-
рудования и грузов;
4) получать в установленном федеральным законодательством по-
рядке от органов государственной власти города Москвы, органов
местного самоуправления внутригородских муниципальных образований
в городе Москве, руководителей организаций полную и достоверную
информацию, необходимую для выполнения возложенных задач;
5) принимать участие в работе комиссий по расследованию при-
чин возникновения чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах
и территориях;
6) при следовании к месту проведения работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций - на беспрепятственный проезд, первоочеред-
ное обеспечение горюче-смазочными материалами, а также первооче-
редное проведение ремонтных работ на станциях технического обслу-
живания;
7) на возмещение расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций
в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из
средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
8) осуществлять иную деятельность в соответствии с федераль-
ными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Фе-
дерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами
города Москвы.
2. Оперативный и специальный транспорт аварийно-спасательных
служб и формирований в соответствии с федеральными законами и ины-
ми нормативными правовыми актами Российской Федерации должен иметь
специальные цветографические схемы установленного образца и специ-
альные звуковые и световые сигналы.
Статья 6. Сфера деятельности аварийно-спасательных служб и
формирований
1. Обязательному обслуживанию аварийно-спасательными службами
и формированиями подлежат расположенные на территории города Моск-
вы:
1) объекты, на которых используют, производят, перерабатыва-
ют, хранят или транспортируют радиоактивные вещества и не содержа-
щие ядерные материалы радиоактивные отходы, пожароопасные, опасные
химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу
возникновения источника чрезвычайной ситуации;
2) иные объекты в соответствии с федеральным законодательст-
вом.
2. Организации, эксплуатирующие объекты, указанные в части 1
настоящей статьи, создают аварийно-спасательные службы и формиро-
вания либо заключают договоры на обслуживание таких объектов с
профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданны-
ми на территории города Москвы.
3. Перечень объектов, расположенных на территории города
Москвы, подлежащих обязательному обслуживанию городскими аварий-
но-спасательными службами и формированиями, утверждается Прави-
тельством Москвы.
Статья 7. Виды аварийно-спасательных служб и формирований
1. Аварийно-спасательные службы и формирования подразделяются
на следующие виды:
1) профессиональные аварийно-спасательные службы и формирова-
ния;
2) нештатные аварийно-спасательные формирования;
3) общественные аварийно-спасательные формирования.
2. Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирова-
ния включают в себя:
1) городские аварийно-спасательные службы и формирования -
создаются решением Правительства Москвы по представлению органов
исполнительной власти города Москвы;
2) аварийно-спасательные службы и формирования организаций,
занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осу-
ществлении которых федеральным законодательством и настоящим Зако-
ном предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных
аварийно-спасательных служб и формирований,- создаются руководите-
лями организаций.
3. Создание профессиональных аварийно-спасательных служб и
формирований осуществляется по согласованию с уполномоченным орга-
ном исполнительной власти города Москвы в области обеспечения ме-
роприятий гражданской защиты города Москвы.
4. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются на
территории города Москвы руководителями организаций, имеющих по-
тенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующих их,
а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или
представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычай-
ных ситуаций в военное и мирное время, из числа своих работников в
порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
5. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются
на территории города Москвы общественными объединениями, уставными
задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
6. Порядок создания и функционирования городских аварий-
но-спасательных служб и формирований определяется Правительством
Москвы.
Статья 8. Руководство деятельностью аварийно-спасательных
служб и формирований
Руководство деятельностью аварийно-спасательных служб и фор-
мирований осуществляют органы исполнительной власти города Москвы,
в ведомственной подчиненности которых находятся указанные аварий-
но-спасательные службы и формирования, а также создавшие их орга-
низации и общественные объединения в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством города Москвы.
Статья 9. Состав аварийно-спасательных служб и формирований
1. Состав и структуру аварийно-спасательных служб и формиро-
ваний определяют органы исполнительной власти города Москвы, в ве-
домственной подчиненности которых находятся соответствующие ава-
рийно-спасательные службы и формирования, а также организации и
общественные объединения, осуществляющие деятельность на террито-
рии города Москвы, создающие аварийно-спасательные службы и форми-
рования, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований федерального
законодательства и законодательства города Москвы.
2. В состав аварийно-спасательных служб входят аварийно-спа-
сательные, пожарно-спасательные, поисково-спасательные и иные фор-
мирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спаса-
тельными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасатель-
ных служб могут входить образовательные учреждения по подготовке
спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак.
Статья 10. Регистрация аварийно-спасательных служб и форми-
рований
1. Аварийно-спасательные службы и формирования подлежат обя-
зательной регистрации и внесению в единый реестр аварийно-спаса-
тельных служб и формирований.
2. Ведение единого реестра аварийно-спасательных служб и фор-
мирований осуществляется в порядке, установленном Правительством
Москвы.
Статья 11. Аттестация спасателей, аварийно-спасательных служб
и формирований
1. Организация работы по аттестации спасателей, аварийно-спа-
сательных служб и формирований возлагается на комиссию по аттеста-
ции поисково-спасательных формирований и спасателей на территории
города Москвы, которая организуют свою работу в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Аварийно-спасательные службы и формирования, не прошедшие
аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к
реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их
ликвидации, не допускаются к обслуживанию организаций по договору
и не привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ.
Статья 12. Комплектование аварийно-спасательных служб и
формирований
Комплектование аварийно-спасательных служб и формирований
осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 13. Оказание аварийно-спасательными службами и форми-
рованиями услуг на договорной основе
1. Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирова-
ния могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов
и территорий на договорной основе.
2. Перечень платных услуг, оказываемых городскими аварий-
но-спасательными службами и формированиями, тарифы и порядок взи-
мания платы утверждаются Правительством Москвы.
Статья 14. Привлечение аварийно-спасательных служб и формиро-
ваний к ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Привлечение аварийно-спасательных служб и формирований к
ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы осу-
ществляется в соответствии с федеральным законодательством.
2. Управление всеми силами и средствами, привлеченными к лик-
видации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия
осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Привлечение аварийно-спасательных служб и формирований
к ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории посольств,
консульств, торговых представительств и других объектов, обладаю-
щих экстерриториальностью, осуществляется на основании договоров
на обслуживание таких объектов, либо с согласия их уполномоченного
представителя, а также в ином порядке, установленном международны-
ми договорами Российской Федерации.
4. Привлечение аварийно-спасательных служб и формирований к
ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории других субъектов
Российской Федерации осуществляется в соответствии с планами взаи-
модействия субъектов Российской Федерации при ликвидации чрезвы-
чайных ситуаций либо по решению уполномоченных на то должностных
лиц органов исполнительной власти города Москвы, организаций и об-
щественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью
указанных аварийно-спасательных служб и формирований, на основе
запроса органов исполнительной власти субъектов Российской Федера-
ции, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация.
5. Привлечение аварийно-спасательных служб и формирований к
ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то
должностных лиц должно сопровождаться принятием мер, обеспечива-
ющих установленный федеральным законодательством и законодательст-
вом города Москвы уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций
объектов и территории города Москвы, обслуживаемых указанными
службами и формированиями.
Статья 15. Возмещение аварийно-спасательным службам и форми-
рованиям расходов на ликвидацию чрезвычайных
ситуаций
1. Расходы, понесенные аварийно-спасательными службами и фор-
мированиями на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, включая расходы
на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по лик-
видации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб и форми-
рований, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение,
оплату труда спасателей и других работников аварийно-спасательных
служб и формирований, выплату им вознаграждений, предоставление
дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское обеспечение и
выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим
при проведении указанных работ, подлежат возмещению понесшим ука-
занные расходы аварийно-спасательным службам и формированиям в
полном объеме.
2. Возмещение аварийно-спасательным службам и формированиям
расходов, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в со-
ответствии с договорами на обслуживание организаций или из
средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Статья 16. Спасатели
Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей
на основании решения соответствующих аттестационных органов по ре-
зультатам аттестации после прохождения указанными гражданами меди-
цинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической
подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттес-
тации на проведение аварийно-спасательных работ. Спасатели могут
привлекаться к работам, связанным с тушением пожаров, после обуче-
ния по программам подготовки пожарных и аттестации на проведение
работ по тушению пожаров.
Статья 17. Резервисты
1. Граждане Российской Федерации приобретают статус резервис-
тов после прохождения ими медицинского освидетельствования, выпол-
нения нормативов по физической подготовке и успешного окончания
курса обучения по программам подготовки спасателей. Резервистам
выдается документ установленного образца.
2. Подготовка и обучение резервистов в городе Москве осущест-
вляется на базе организаций города Москвы, уполномоченных в уста-
новленном порядке на осуществление данного вида деятельности.
3. Резервисты могут с их согласия привлекаться к проведению
работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на территории города
Москвы решением органа исполнительной власти города Москвы, руко-
водителя организации, руководителя ликвидации чрезвычайной ситуа-
ции.
4. В случае привлечения резервистов к проведению работ по
ликвидации чрезвычайной ситуации на территории города Москвы, за
ними в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сох-
раняется место работы (должность). Резервисту за время проведения
работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на территории города
Москвы выплачивается компенсация в размере среднего заработка по
месту его работы (службы) за счет средств бюджета города Москвы в
порядке, установленном Правительством Москвы. Резервистам, не име-
ющим к моменту их привлечения к проведению работ по ликвидации
чрезвычайной ситуации на территории города Москвы места работы,
выплачивается денежное вознаграждение в порядке и размерах, уста-
новленных Правительством Москвы. Кроме того, резервисты имеют пра-
во на возмещение расходов, понесенных ими в связи с привлечением к
проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на территории
города Москвы, за счет средств, выделенных на ликвидацию чрезвы-
чайной ситуации.
Статья 18. Медицинская реабилитация спасателей
1. Спасатели аварийно-спасательных служб и формирований, при-
нимавшие участие в проведении аварийно-спасательных работ, имеют
право на бесплатную медицинскую реабилитацию.
2. Бесплатная медицинская реабилитация спасателей осуществля-
ется в медицинских организациях и реабилитационных центрах за счет
средств на содержание аварийно-спасательных служб и формирований и
проводится в формах и порядке, утвержденных Правительством Рос-
сийской Федерации.
Статья 19. Оплата труда спасателей
Размер заработной платы спасателей городских аварийно-спаса-
тельных служб и формирований устанавливается Правительством Москвы
в соответствии с федеральным законодательством и законодательством
города Москвы.
Статья 20. Страховые гарантии спасателей
1. Спасатели подлежат обязательному государственному личному
страхованию (далее - страхование). Страхование осуществляется за
счет средств на содержание аварийно-спасательных служб и формиро-
ваний.
2. Страхование спасателей производится:
1) при назначении их на должности спасателей в профессиональ-
ные аварийно-спасательные службы и формирования;
2) в случае привлечения в индивидуальном порядке либо в сос-
таве нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований
к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Страхование резервистов производится в случае их привлече-
ния к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Страховыми событиями для спасателей профессиональных ава-
рийно-спасательных служб и формирований являются гибель (смерть)
при исполнении ими должностных обязанностей, возложенных на них
трудовым договором, смерть, наступившая вследствие увечья (ране-
ния, травмы, контузии), заболевания, полученные в период и в связи
с исполнением ими должностных обязанностей, возложенных на них
трудовым договором, а также потеря трудоспособности, наступившая в
связи с исполнением должностных обязанностей. В случае наступления
страховых событий, указанных в настоящей части, в заключении, вы-
даваемом органом, уполномоченным Правительством Москвы, должно со-
держаться указание о связи страхового события с исполнением заст-
рахованным спасателем должностных обязанностей, возложенных на не-
го трудовым договором.
5. Страховыми событиями для спасателей и резервистов, привле-
каемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в
индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных
аварийно-спасательных формирований, являются гибель (смерть) в хо-
де проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, смерть,
наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или за-
болевания, полученные в ходе проведения указанных работ, а также
потеря трудоспособности, наступившая как следствие их участия в
проведении указанных работ. В случае наступления страховых собы-
тий, указанных в настоящей части, в заключении, выдаваемом орга-
ном, уполномоченным Правительством Москвы, должно содержаться ука-
зание о связи страхового события с участием застрахованного спаса-
теля и резервиста в проведении работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
6. Страхование производится на сумму не менее 500 минимальных
размеров оплаты труда.
7. Страхование спасателей профессиональных аварийно-спаса-
тельных служб и формирований производят органы исполнительной
власти города Москвы, организации, создающие профессиональные ава-
рийно-спасательные службы и формирования, за счет финансовых
средств, выделяемых на содержание указанных аварийно-спасательных
служб и формирований.
8. Страхование спасателей, привлеченных к проведению работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в
составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формиро-
ваний, а также страхование резервистов производят органы исполни-
тельной власти города Москвы, организации за счет финансовых
средств, выделенных на ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9. Выплаты сумм по страхованию спасателей и резервистов в
случае наступления страховых событий, указанных в настоящей
статье, производятся независимо от выплат по социальному страхова-
нию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью.
10. В случае гибели спасателей городских аварийно-спасатель-
ных служб и формирований, наступившей при исполнении ими должност-
ных обязанностей, возложенных на них трудовым договором, либо в
случае смерти, наступившей в течение одного года со дня увольнения
из аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирова-
ния, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания,
полученных в период и в связи с исполнением ими должностных обя-
занностей, возложенных на них трудовым договором, членам их
семей - супруге (супругу), состоящей (состоящему) на день гибели
(смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним,
родителям (усыновителям) застрахованного лица, дедушкам и бабушкам
застрахованного лица - при условии отсутствия у него родителей,
если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчиму и
мачехе застрахованного лица - при условии, если они воспитывали
или содержали его не менее пяти лет, детям, не достигшим 18 лет
или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения
18 лет, а также обучающимся в образовательных учреждениях незави-
симо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до
окончания обучения или до достижения ими 23 лет, подопечным заст-
рахованного лица выплачивается из бюджета города Москвы (в равных
долях) единовременное пособие в размере 120 окладов денежного со-
держания, установленных на день выплаты пособия.
11. В случае получения спасателями городских аварийно-спаса-
тельных служб и формирований при исполнении ими должностных обя-
занностей, возложенных на них трудовым договором, увечья (ранения,
травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность
дальнейшей работы в качестве спасателей, им выплачивается из бюд-
жета города Москвы единовременное пособие в размере 60 окладов де-
нежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
12. В случае гибели спасателей, резервистов, привлеченных ор-
ганами исполнительной власти города Москвы к проведению работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в
составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формиро-
ваний, наступившей при проведении указанных работ, либо в случае
их смерти, наступившей в течение одного года со дня окончания их
участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций,
вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полу-
ченных в период и в связи с участием в проведении указанных работ,
членам их семей - супруге (супругу), состоящей (состоящему) на
день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном
браке с ним, родителям (усыновителям) застрахованного лица, дедуш-
кам и бабушкам застрахованного лица - при условии отсутствия у не-
го родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех
лет, отчиму и мачехе застрахованного лица - при условии, если они
воспитывали или содержали его не менее пяти лет, детям, не достиг-
шим 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до
достижения 18 лет, а также обучающимся в образовательных учрежде-
ниях независимо от их организационно-правовых форм и форм собс-
твенности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, по-
допечным застрахованного лица выплачивается из бюджета города
Москвы (в равных долях) единовременное пособие в размере 1000 ми-
нимальных размеров оплаты труда.
13. Спасателям, резервистам, привлеченным к проведению работ
органами исполнительной власти города Москвы по ликвидации чрезвы-
чайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных
или общественных аварийно-спасательных формирований, в случае по-
лучения ими увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, нас-
тупивших при проведении указанных работ и исключающих для них воз-
можность дальнейшей работы в качестве спасателя выплачивается из
бюджета города Москвы единовременное пособие в размере 1000 мини-
мальных размеров оплаты труда.
14. Руководителями организаций, осуществляющих свою деятель-
ность на территории города Москвы и создавших профессиональные
аварийно-спасательные службы и формирования, могут устанавливаться
единовременные пособия спасателям указанных служб и формирований и
резервистам, привлеченным к выполнению работ по ликвидации чрезвы-
чайных ситуаций организациями, в случае их гибели, смерти, а также
в случае получения такими спасателями, резервистами увечья (ране-
ния, травмы, контузии), заболевания, наступивших при проведении
работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исключающих возмож-
ность дальнейшей работы в качестве спасателя.
Размер и порядок выплаты единовременных пособий в случае ги-
бели, смерти спасателей профессиональных аварийно-спасательных
служб и формирований, созданных организациями, осуществляющими
свою деятельность на территории города Москвы, спасателей, резер-
вистов, привлеченных к выполнению работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций организациями, а также в случае получения такими спасате-
лями, резервистами увечья (ранения, травмы, контузии), заболева-
ния, наступивших при проведении работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций и исключающих возможность дальнейшей работы в качестве
спасателя определяются руководителями этих организаций. Размеры
указанных пособий не должны быть меньше установленных частями 11 и
12 настоящей статьи.
15. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, пере-
возкой тел, погребением спасателей профессиональных аварийно-спа-
сательных служб и формирований, погибших при исполнении должност-
ных обязанностей, возложенных на них трудовым договором, или умер-
ших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания,
полученных в период и в связи с исполнением должностных обязаннос-
тей, возложенных на них трудовым договором, а также расходы по из-
готовлению и установке надгробных памятников осуществляются за
счет финансовых средств органов исполнительной власти города Моск-
вы, в ведомственной подчиненности которых находятся соответствую-
щие аварийно-спасательные службы и формирования, организаций, соз-
давших соответствующие профессиональные аварийно-спасательные
службы и формирования, в соответствии с установленными ими поряд-
ком и нормами.
16. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, пере-
возкой тел, погребением спасателей, резервистов, привлекавшихся к
проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивиду-
альном порядке либо в составе нештатных или общественных аварий-
но-спасательных формирований и погибших в ходе проведения указан-
ных работ или умерших в результате увечья (ранения, травмы, конту-
зии), заболевания, полученных в период и вследствие участия в про-
ведении указанных работ, а также расходы по изготовлению и уста-
новке надгробных памятников осуществляются за счет финансовых
средств органов исполнительной власти города Москвы, организаций,
которыми спасатели, резервисты были привлечены к проведению работ
по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с установлен-
ными ими порядком и нормами.
Статья 21. Дополнительные правовые и социальные гарантии спа-
сателей
1. На спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб
и формирований, обслуживающих организации с вредными и опасными
условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной
защиты и льготы, установленные для работников таких организаций, в
случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законода-
тельством города Москвы.
2. Решением органов исполнительной власти города Москвы и ру-
ководителей организаций могут устанавливаться дополнительные, не
противоречащие настоящему Закону, федеральному законодательству и
законодательству города Москвы гарантии правовой и социальной за-
щиты работников профессиональных аварийно-спасательных служб и
формирований, спасателей, не входящих в состав аварийно-спасатель-
ных служб и формирований, резервистов.
3. Спасателям городских аварийно-спасательных служб и форми-
рований при наличии выслуги в должности спасателя не менее 15 лет
назначается ежемесячная доплата к трудовой пенсии, в том числе
назначенной досрочно. Порядок исчисления выслуги, назначения и
выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и ее размеры уста-
навливаются Правительством Москвы.
4. Спасателям аварийно-спасательных служб и формирований ор-
ганизаций может назначаться ежемесячная доплата к трудовой пенсии,
в том числе назначенной досрочно. Порядок исчисления выслуги, наз-
начения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и ее раз-
меры устанавливаются руководителями организаций.
Статья 22. Виды обеспечения деятельности аварийно-спасатель-
ных служб и формирований
1. Обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб и
формирований организуется в целях эффективного решения возложенных
на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Для аварийно-спасательных служб и формирований организуют-
ся финансовое, материально-техническое, медицинское, научное и
иные виды обеспечения.
Статья 23. Финансовое обеспечение деятельности аварийно-спа-
сательных служб и формирований
1. Финансовое обеспечение определенной настоящим Законом дея-
тельности городских аварийно-спасательных служб и формирований, в
том числе прав и гарантий спасателей городских аварийно-спасатель-
ных служб и формирований, является расходным обязательством города
Москвы.
2. Финансовое обеспечение деятельности аварийно-спасательных
служб и формирований, созданных организациями, а также нештатных и
общественных аварийно-спасательных формирований осуществляется за
счет средств создавших их организаций и общественных объединений и
иных не противоречащих федеральному законодательству источников.
Статья 24. Материально-техническое обеспечение деятельности
аварийно-спасательных служб и формирований
1. Материально-техническое обеспечение деятельности аварий-
но-спасательных служб и формирований осуществляется в целях их
обеспечения аварийно-спасательной техникой, техническим оборудова-
нием и аварийно-спасательными средствами. К мероприятиям матери-
ально-технического обеспечения относится также проведение ремонта
и технического обслуживания аварийно-спасательной техники, техни-
ческого оборудования и аварийно-спасательных средств.
2. Нормы материально-технического обеспечения аварийно-спаса-
тельных служб и формирований устанавливаются органами исполнитель-
ной власти города Москвы, в ведомственной подчиненности которых
находятся соответствующие аварийно-спасательные службы и формиро-
вания, организациями, общественными объединениями, создавшими со-
ответствующие аварийно-спасательные службы и формирования, с уче-
том единой государственной политики в вопросах материально-техни-
ческого обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб и
формирований.
3. Материально-техническое обеспечение деятельности городских
аварийно-спасательных служб и формирований осуществляется органами
исполнительной власти города Москвы, в ведомственной подчиненности
которых находятся данные аварийно-спасательные службы и формирова-
ния. Материально-техническое обеспечение деятельности иных аварий-
но-спасательных служб и формирований осуществляется организациями,
общественными объединениями, создавшими соответствующие аварий-
но-спасательные службы и формирования, за счет собственных средств
и иных не противоречащих федеральному законодательству источников.
Статья 25. Медицинское обеспечение деятельности аварийно-спа-
сательных служб и формирований
1. Медицинское обеспечение деятельности аварийно-спасательных
служб и формирований включают в себя проведение первичного и пери-
одических (не реже одного раза в год) медицинских освидетельство-
ваний спасателей и других работников аварийно-спасательных служб и
формирований, оказание им квалифицированной медицинской помощи,
проведение медицинской реабилитации спасателей, принимавших учас-
тие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Мероприятия по медицинскому обеспечению деятельности ава-
рийно-спасательных служб и формирований проводятся в специализиро-
ванных медицинских учреждениях и реабилитационных центрах города
Москвы либо в специализированных медицинских учреждениях и реаби-
литационных центрах, с которыми соответствующие органы и организа-
ции заключили договоры на медицинское обеспечение аварийно-спаса-
тельных служб и формирований.
Статья 26. Научное обеспечение деятельности аварийно-спаса-
тельных служб и формирований
1. Научное обеспечение деятельности аварийно-спасательных
служб и формирований осуществляется в целях разработки, развития и
совершенствования аварийно-спасательных средств и технологий веде-
ния аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций.
2. Научное обеспечение деятельности аварийно-спасательных
служб и формирований осуществляется в результате выполнения науч-
но-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказу ор-
ганов исполнительной власти города Москвы, организаций, обществен-
ных объединений, которыми созданы соответствующие аварийно-спаса-
тельные службы и формирования.
3. Аварийно-спасатель