Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 827-ПП от 25 октября 2005 года

О проекте закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

     В целях приведения жилищного законодательства города Москвы в
соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации,  а также во
исполнение распоряжения Мэра Москвы от 20 января 2005 г. N 3-РМ "О
Плане первоочередных законодательных работ органов  исполнительной
власти города Москвы на 2005 год" Правительство Москвы постановля-
ет:
     1. Одобрить проект закона города Москвы "Об обеспечении права
жителей города Москвы на жилые помещения" (приложение).
     2. Рекомендовать  Мэру Москвы внести указанный законопроект в
установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.




П.п.Исполняющий обязанности                              В.И.Ресин
    Мэра Москвы

Приложение отредактировано исполнителем: Евстигнеев Е.В.
                                         229-81-58

Исполнитель отвечает за соответствие электронной и бумажной копии
документа.

Необходимое количество экземпляров размножать с подлинника.

.
                                         Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 25 октября 2005 г. N 827-ПП

                                                          проект

                         ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ

              ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
                          НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

     Настоящий Закон  устанавливает  порядок и условия обеспечения
права москвичей на предоставление  жилых  помещений  из  жилищного
фонда  города Москвы или помощь города Москвы в приобретении жилых
помещений в собственность.

     Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1.  Право жителей города Москвы на жилые помещения  из
               жилищного фонда города Москвы

     1. Жители города Москвы имеют право быть признанными  нуждаю-
щимися в жилых помещениях в порядке и по основаниям, установленным
настоящим Законом.
     2. Жители города Москвы,  признанные нуждающимися в жилых по-
мещениях,  подлежат постановке на учет нуждающихся в жилых помеще-
ниях в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.
     3. Уполномоченные органы исполнительной власти города  Москвы
обеспечивают  свободный  доступ к информации о количестве граждан,
принятых на учет,  а также о  гражданах,  включенных  в  программу
обеспечения жилыми помещениями на текущий год.
     4. Жители города Москвы, признанные в установленном настоящим
Законом  порядке  нуждающимися в жилых помещениях,  имеют право на
предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по
договору социального найма или безвозмездного пользования в поряд-
ке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и настоя-
щим Законом.
     5. Жителям города  Москвы,  указанным  в  части  4  настоящей
статьи,  за  исключением  жителей города Москвы,  имеющих право на
предоставление жилых помещений вне очереди,  жилые помещения  пре-
доставляются после улучшения жилищных условий жителей города Моск-
вы, указанных в статье 2 настоящего Закона.
     6. Граждане,  не  признанные нуждающимися в жилых помещениях,
могут быть обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда города
Москвы  по  решению  Правительства Москвы или в соответствии с го-
родскими жилищными программами,  утвержденными нормативными право-
выми актами города Москвы.
     7. Граждане, жилые помещения которых подлежат изъятию или ос-
вобождению по решению Правительства Москвы,  в том числе в связи с
переселением, обеспечиваются жилыми помещениями из жилищного фонда
города Москвы в порядке, установленном законом города Москвы.

     Статья 2.  Права жителей города Москвы, принятых на учет нуж-
               дающихся в улучшении жилищных условий

     1. Жители города Москвы, принятые на учет нуждающихся в улуч-
шении  жилищных  условий  до  вступления настоящего Закона в силу,
сохраняют право состоять на данном учете до:
     1) предоставления  жилых  помещений  по  договору социального
найма или найма;
     2) предоставления  жилых помещений по договору безвозмездного
пользования;
     3) предоставления  безвозмездной  субсидии для приобретения в
собственность жилых помещений или строительства жилых помещений  с
целью приобретения их в собственность;
     4) приобретения в собственность,  в том  числе  с  рассрочкой
платежа и использованием заемных (кредитных) средств жилых помеще-
ний, находящихся в собственности города Москвы;
     5) предоставления либо приобретения жилых помещений по другим
законным основаниям;
     6) снятия  с  учета  по основаниям,  установленным статьей 13
настоящего Закона.
     2. Жители  города  Москвы,  указанные  в  части  1  настоящей
статьи,  имевшие право на жилищные льготы до вступления настоящего
Закона в силу,  сохраняют свое право на первоочередное или внеоче-
редное обеспечение жилыми помещениями,  если они представили до  1
марта  2005 года в уполномоченные органы исполнительной власти го-
рода Москвы документы,  подтверждающие соответствующее право, и на
момент предоставления или приобретения с помощью города жилого по-
мещения сохраняют основания,  послужившие условием  предоставления
соответствующих льгот.

     Статья 3. Компетенция и полномочия уполномоченных органов ис-
               полнительной власти города  Москвы  по  обеспечению
               права жителей города Москвы на жилые помещения

     1. К компетенции уполномоченных органов исполнительной власти
города  Москвы по обеспечению права жителей города Москвы на жилые
помещения относятся:
     1) признание  нуждающимися  в жилых помещениях жителей города
Москвы;
     2) определение  порядка  постановки  на  учет  жителей города
Москвы,  нуждающихся в жилых помещениях,  и снятия жителей  города
Москвы с учета нуждающихся в жилых помещениях;
     3) определение порядка предоставления жилых помещений из  жи-
лищного фонда города Москвы по различным видам договоров;
     4) определение порядка приобретения в собственность жилых по-
мещений с помощью города;
     5) установление порядка ведения учета и учет  жителей  города
Москвы в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
     6) утверждение городских и на  их  основе  окружных  жилищных
программ и распределение жилых помещений из жилищного фонда города
Москвы;
     7) формирование  жилищных  комиссий для рассмотрения жилищных
вопросов.
     2. Уполномоченные  органы исполнительной власти города Москвы
вправе принимать решения по следующим вопросам:
     1) о признании жителей города Москвы нуждающимися в жилых по-
мещениях;
     2) о принятии жителей города Москвы на учет нуждающихся в жи-
лых помещениях;
     3) о снятии жителей города Москвы с учета нуждающихся в жилых
помещениях;
     4) о  предоставлении  в  установленном порядке жителям города
Москвы,  состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях,  жилых
помещений из жилищного фонда города Москвы;
     5) о предоставлении в установленном  порядке  жителям  города
Москвы, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, безвоз-
мездных субсидий для приобретения в собственность жилых  помещений
или  строительства жилых помещений с целью приобретения их в собс-
твенность;
     6) о  предоставлении  в  установленном порядке жителям города
Москвы,  состоящим на учете нуждающихся в жилых  помещениях,  иным
гражданам жилых помещений на возмездной основе.

     Статья 4. Жилищные комиссии

     1. Жилищные комиссии формируются уполномоченными органами ис-
полнительной власти города Москвы для рассмотрения  документов  по
жилищным вопросам в целях выработки коллегиального мнения для при-
нятия решения уполномоченным органом исполнительной власти  города
Москвы.
     2. Председателем  жилищной  комиссии  является   руководитель
уполномоченного  органа исполнительной власти города Москвы,  либо
один из его заместителей,  который утверждает состав жилищной  ко-
миссии в соответствии с правовыми актами города Москвы.
     3. Жилищная комиссия в  пределах  полномочий  исполнительного
органа власти,  при котором она сформирована, осуществляет предва-
рительное рассмотрение вопросов и дает заключения в форме рекомен-
даций для принятия решений уполномоченными органами исполнительной
власти города Москвы.

     Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ЖИЛЫХ
              ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО
              НАЙМА ИЛИ БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

     Статья 5. Условия признания жителей города Москвы нуждающими-
               ся в жилых помещениях

     Жители города  Москвы признаются нуждающимися в жилых помеще-
ниях при соблюдении всех следующих условий:
     1) подача гражданином заявления в порядке, установленном нас-
тоящим Законом;
     2) наличие гражданства Российской Федерации;
     3) постоянное проживание в городе Москве по месту  жительства
на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
     4) наличие хотя бы одного из оснований,  указанных в статье 6
настоящего Закона;
     5) за десять лет,  предшествующих моменту обращения, граждане
не совершали действий, в результате которых они могут быть призна-
ны нуждающимися в жилых помещениях;
     6) граждане признаны малоимущими в порядке, установленном за-
коном города Москвы.

     Статья 6.  Основания для признания жителей города Москвы нуж-
                дающимися в жилых помещениях.

     1. Для  признания  жителей города Москвы нуждающимися в жилых
помещениях необходимо наличие хотя бы одного из следующих  основа-
ний:
     1) размер общей площади,  приходящейся на каждого члена семьи
заявителя, составляет менее учетной нормы;
     2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в уста-
новленном порядке непригодными для постоянного проживания, незави-
симо от учетной нормы;
     3) заявители  проживают  в  коммунальной квартире и в составе
одной из семей имеется больной,  страдающий тяжелой формой  хрони-
ческого заболевания, при котором совместное проживание с ним в од-
ной коммунальной квартире невозможно, независимо от учетной нормы.
Перечень  соответствующих заболеваний у граждан,  при которых сов-
местное проживание с ними в квартире  невозможно,  устанавливается
федеральным законодательством;
     4) заявители проживают в домах, не отвечающих стандартам бла-
гоустройства  в  городе  Москве,  при  отсутствии  одного из видов
удобств, перечисленных в Приложении 1 к настоящему Закону, незави-
симо от учетной нормы;
     5) заявители не являются  нанимателями  жилых  помещений  или
членами семьи нанимателя жилого помещения, проживают в общежитиях,
служебных жилых помещениях,  в жилых помещениях  домов  коридорной
системы,  независимо от учетной нормы (за исключением лиц, для ко-
торых город Москва является местом пребывания);
     6) заявители  не  являются собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоя-
тельным правом пользования, независимо от учетной нормы (за исклю-
чением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
     2. Жители города Москвы,  проживающие в городе Москве в общей
сложности не менее 40 лет,  в том числе последние 10 лет в  комму-
нальных квартирах,  не обеспеченные по норме предоставления на од-
ного человека, признаются нуждающимися в жилых помещениях, при на-
личии:
     1) полного общего трудового стажа,  необходимого для назначе-
ния  трудовой  пенсии в соответствии с федеральным законодательст-
вом;
     2) инвалидности I или II степени.
     3. Жители города Москвы,  утратившие жилые помещения в городе
Москве  и имеющие в соответствии с законодательством право на пре-
доставление жилых помещений,  при невозможности возврата ранее за-
нимаемых ими помещений (дом снесен,  переоборудован, в ранее зани-
маемые жилые помещения вселены в установленном порядке иные лица),
признаются  нуждающимися в жилых помещениях при отсутствии у граж-
дан и членов их семей иных жилых помещений в городе Москве,  в от-
ношении  которых  они обладают правом самостоятельного пользования
либо правом собственности.  Жители города Москвы, указанные в нас-
тоящей  части,  имеют право на предоставление жилого помещения при
условии что они не получали компенсацию в денежной или натуральной
форме по предыдущему месту жительства.

     Статья 7. Учетная норма площади жилого помещения

     1. Учетная  норма  -  минимальный размер общей площади жилого
помещения,  приходящейся на одного человека, проживающего в данном
жилом помещении,  исходя из которого жители города Москвы (далее -
заявитель) признаются нуждающимися и  подлежат  принятию  на  учет
нуждающихся в жилых помещениях.
     2. При определении размера общей площади, приходящейся на до-
лю каждого члена семьи заявителя, учитывается суммарная общая пло-
щадь всех жилых помещений  или  их  частей,  в  отношении  которых
кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользова-
ния либо правом собственности.
     3. Членами семьи заявителя являются супруг/супруга и их несо-
вершеннолетние дети, а также граждане, проживающие совместно с за-
явителем,  в том числе вселенные в жилое помещение в качестве чле-
нов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
     4. Не  обладают самостоятельным правом пользования жилыми по-
мещениями граждане,  занимающие жилые помещения на основании дого-
вора  поднайма,  договора краткосрочного найма,  а также граждане,
пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.
     5. Учетная  норма устанавливается в размере 9 квадратных мет-
ров общей площади для отдельных квартир.
     6. Учетная норма устанавливается в размере 12 квадратных мет-
ров общей площади для коммунальных квартир и квартир  гостиничного
типа.
     7. При определении числа проживающих учитываются граждане, за
которыми  сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок
их временного отсутствия.
     8. В  число  проживающих не включаются граждане,  для которых
занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

     Статья 8.  Последствия совершения действий, повлекших ухудше-
               ние жилищных условий

     1. Жители города Москвы принимаются на учет нуждающихся в жи-
лых помещениях по истечении 10 лет после совершения действий, пов-
лекших  ухудшение жилищных условий,  с намерением приобрести право
состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
     2. К действиям,  указанным в части 1 настоящей статьи,  отно-
сятся:
     1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем со-
вершения сделок;
     2) обмен жилыми помещениями;
     3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми  поме-
щениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
     4) изменение состава семьи,  в том числе в результате растор-
жения брака;
     5) вселения в жилое помещение иных лиц (за исключением вселе-
ния временных жильцов);
     6) выдел доли собственниками жилых помещений;
     7) отчуждение  имеющегося в собственности граждан и членов их
семей жилого помещения или частей жилого помещения.
     3. Действиями,  повлекшими ухудшение жилищных условий, не яв-
ляются случаи:
     1) вселения  несовершеннолетних детей по месту жительства лю-
бого из родителей;
     2) вселения  супруга  (супруги),  нетрудоспособных родителей,
иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в  качестве
членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на учет
нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в городе  Моск-
ве;
     3) расторжения договора ренты по инициативе получателя  ренты
с возвратом жилого помещения получателю ренты;
     4) признания сделки с жилым помещением недействительной в су-
дебном порядке.

     Статья 9. Порядок признания жителей города Москвы нуждающими-
               ся в жилых помещениях

     1. Для признания жителей города Москвы нуждающимися  в  жилых
помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Моск-
вы рассматривает заявление и документы, подтверждающие наличие ус-
ловий, указанных в статье 5 настоящего Закона.
     2. Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми со-
вершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуж-
дающимися в жилых помещениях. Форма заявления устанавливается Пра-
вительством Москвы.  Данным заявлением гражданин и члены его семьи
выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указан-
ных  ими сведений уполномоченным органам исполнительной власти го-
рода Москвы.
     3. Заявление  подается  в уполномоченный орган исполнительной
власти города Москвы по месту жительства заявителя.
     4. Заявление подлежит регистрации в журнале учета заявлений с
указанием даты приема заявления и перечня документов, представлен-
ных гражданином совместно с заявлением.
     5. При подаче заявления заявитель представляет следующие  до-
кументы и их копии:
     1) удостоверяющие личность и гражданство  Российской  Федера-
ции;
     2) о родственных отношениях лиц,  указанных в заявлении в ка-
честве членов семьи;
     3) о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в по-
рядке, установленном законом города Москвы;
     4) о наличии жилых помещений,  пригодных для постоянного про-
живания  и  расположенных за пределами города Москвы,  в отношении
которых заявитель или члены  его  семьи  обладают  самостоятельным
правом пользования или правом собственности.
     6. Иные документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченнос-
ти, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве
на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет,  которые
не  могут  быть  затребованы уполномоченным органом исполнительной
власти города Москвы в режиме "Одно окно" или которые,  по  мнению
заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в
жилых помещениях и принятии на учет, прилагаются им к заявлению.
     7. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
течение 30 рабочих дней рассматривает вопрос о признании  заявите-
лей  нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет нуждаю-
щихся в жилых помещениях  на  основании  заявления  и  документов,
представленных  заявителями,  а  также  документов,  истребованных
уполномоченными органами исполнительной  власти  города  Москвы  в
рамках своих полномочий.
     8. Решение о признании заявителей нуждающимися в жилых  поме-
щениях и принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях прини-
мается уполномоченным органом исполнительной власти города  Москвы
с учетом заключения жилищной комиссии и утверждается распоряжением
руководителя данного уполномоченного органа исполнительной  власти
города Москвы.
     9. О принятом  решении  уполномоченный  орган  исполнительной
власти  города  Москвы сообщает заявителю в письменной форме путем
направления извещения по почте не позднее, чем через 3 рабочих дня
со дня принятия такого решения.
     10. В случае несогласия заявителей с  принятым  решением  они
вправе обжаловать его в вышестоящем органе или в судебном порядке.

     Статья 10. Отказ в признании заявителей нуждающимися в жилых
                помещениях и принятии на учет нуждающихся в жилых
                помещениях
     1. Отказ  в признании заявителей нуждающимися в жилых помеще-
ниях и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях допускается
в случаях, если:
     1) не представлены документы в соответствии с частями 4  и  5
статьи 9 настоящего Закона;
     2) не соблюдено хотя бы  одно  из  условий,  перечисленных  в
статье 5 настоящего Закона;
     3) представленные документы не подтверждают  право  заявителя
быть признанным нуждающимся в жилых помещениях и состоять на учете
нуждающихся в жилых помещениях.
     2. Решение  об  отказе  в признании заявителей нуждающимися в
жилых помещениях и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях
должно  содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основа-
ния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
     3. Уполномоченный  орган сообщает заявителю об отказе в приз-
нании нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет нуждающих-
ся в жилых помещениях в письменной форме путем направления извеще-
ния по почте не позднее,  чем через 3 рабочих дня со дня  принятия
такого решения.  Копию решения об отказе в признании нуждающимся в
жилых помещениях и постановке на учет заявитель может получить при
непосредственном обращении в уполномоченный орган не позднее,  чем
через 10 рабочих дней со дня обращения.
     4. Решение  об  отказе  в признании заявителей нуждающимися в
жилых помещениях и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях
может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящем органе
власти города Москвы либо в судебном порядке.

     Глава 3. ВЕДЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО УЧЕТА

     Статья 11. Жилищный учет

     1. Жилищный учет в городе Москве ведется в отношении  жителей
города Москвы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и в от-
ношении жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении
жилищных условий.
     2. Жители города Москвы, в отношении которых вынесено решение
о  признании их нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет
нуждающихся в жилых помещениях,  включаются в список  принятых  на
учет.
     3. Жилищный учет жителей города Москвы осуществляет уполномо-
ченный орган исполнительной власти города Москвы.
     4. Датой принятия на жилищный учет является дата подачи заяв-
ления  о признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в жи-
лых помещениях.

     Статья 12.  Сохранение за жителями города Москвы права состо-
                 ять на жилищном учете

     Право состоять  на жилищном учете сохраняется за жителями го-
рода Москвы до обеспечения их жилыми помещениями по норме  предос-
тавления  на одного человека путем заключения соответствующего до-
говора,  а в случае предоставления безвозмездной субсидии для при-
обретения  в  собственность  или  строительства жилого помещения с
целью приобретения его в собственность - до  момента  перечисления
денежных средств продавцу жилого помещения или застройщику.

     Статья 13. Снятие жителей города Москвы с жилищного учета

     1. Жители города Москвы снимаются с жилищного учета:
     1) в случае выезда на постоянное место жительства за  пределы
города Москвы;
     2) при изменении жилищных условий граждан, признанных нуждаю-
щимися в улучшении жилищных условий,  в результате которого отпали
основания для предоставления либо приобретения  с  помощью  города
жилых помещений;
     3) при утрате оснований для получения жилого помещения по до-
говору  социального найма или безвозмездного пользования граждана-
ми, признанными нуждающимися в жилых помещениях;
     4) в  случае  использования в установленном порядке государс-
твенной помощи для приобретения или строительства жилых помещений;
     5) при выявлении сведений, не соответствующих указанным в за-
явлении о признании граждан нуждающимися в  жилых  помещениях  или
нуждающимися в улучшении жилищных условий,  а также в представлен-
ных заявителем документах;
     6) при  выявлении  случаев неправомерных действий должностных
лиц при постановке на учет,  приведших к необоснованному  принятию
граждан на учет;
     7) при подаче в уполномоченный  орган  исполнительной  власти
города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета;
     8) в случае,  предусмотренном частью 4 статьи  19  настоящего
Закона;
     9) в иных случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российс-
кой Федерации.
     2. Решение о снятии жителей города Москвы с  жилищного  учета
принимают уполномоченные органы исполнительной власти города Моск-
вы не позднее,  чем через 30 рабочих дней со дня выявления обстоя-
тельств, являющихся основанием для принятия решения.
     3. О принятом  решении  уполномоченный  орган  исполнительной
власти  города  Москвы сообщает заявителю в письменной форме путем
направления извещения по почте не позднее, чем через 3 рабочих дня
со дня принятия такого решения. Копию решения о снятии с жилищного
учета заявитель может получить при  непосредственном  обращении  в
уполномоченный орган не позднее,  чем через 10 рабочих дней со дня
обращения.
     4. Решение  о  снятии жителей города Москвы с жилищного учета
может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящем органе
власти города Москвы либо в судебном порядке.
     5. Граждане,  принятые на жилищный учет в соответствии с  Жи-
лищным кодексом Российской Федерации снимаются с учета в соответс-
твии с федеральным законодательством.

     Статья 14.  Порядок ведения жилищного учета и перерегистрации
                 жителей города Москвы, принятых на жилищный учет

     1. Ведение жилищного учета,  и перерегистрацию жителей города
Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет осуществляет
уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
     2. Порядок ведения документов учета определяет уполномоченный
орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий функции,
указанные в части 1 настоящей статьи.
     3. Не  реже одного раза в 5 лет уполномоченный орган исполни-
тельной власти города Москвы проводит перерегистрацию жителей  го-
рода Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет.
     4. Проведение перерегистрации осуществляется в  режиме  "Одно
окно" путем истребования от соответствующих организаций и, при не-
обходимости,  у граждан документов с целью подтверждения в  полном
объеме  условий,  послуживших  основанием  для принятия граждан на
учет.
     5. При  выявлении в ходе перерегистрации жителей города Моск-
вы, подлежащих снятию с учета, уполномоченный орган исполнительной
власти  города  Москвы  принимает решение о снятии таких граждан с
учета в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.
     6. Непосредственно  перед  принятием решения о предоставлении
или приобретении в собственность с помощью города  жилого  помеще-
ния,  а  также не менее чем за год до планируемого принятия такого
решения уполномоченные органы исполнительной власти города  Москвы
в  полном объеме проводят проверку оснований,  позволяющих жителям
города Москвы состоять на учете и дающих им право на получение ли-
бо  приобретение в собственность с помощью города жилых помещений.
Полученные в ходе проверок сведения включаются в учетное дело.

     Глава 4.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРОДОМ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ  НА
               ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

     Статья 15.  Очередность обеспечения жителей города Москвы жи-
                 лыми помещениями

     1. Жители города Москвы, принятые на учет нуждающихся в жилых
помещениях,  имеют  право на предоставление или приобретение с по-
мощью города жилых помещений в порядке имеющейся очередности исхо-
дя из времени принятия их на учет,  за исключением категорий граж-
дан, установленных настоящим Законом.
     2. Вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города
Москвы:
     1) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече-
ния родителей,  по окончании их пребывания в государственных обра-
зовательных учреждениях, стационарных учреждениях социальной защи-
ты, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных
семьях,  при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании
службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении
из учреждений,  исполняющих наказание в виде лишения свободы,  при
условии,  что возвращение указанных граждан в ранее занимаемые ими
жилые помещения невозможно;
     2) детям-инвалидам,  проживающим в  стационарных  учреждениях
социального обслуживания, являющимся сиротами или лишенным попечи-
тельства родителей,  по достижении  18  лет,  если  индивидуальная
программа  реабилитации  предусматривает  возможность осуществлять
самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни;
     3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболе-
ваний,  перечень которых устанавливается Правительством Российской
Федерации, совместное проживание с которыми в коммунальной кварти-
ре невозможно;
     4) гражданам  пожилого  возраста  и инвалидам,  проживающим в
стационарных учреждениях социального обслуживания, в случае отказа
от услуг стационарного учреждения социального обслуживания,  осво-
бодившим жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения,
если  им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое поме-
щение, безвозмездно переданное в установленном порядке городу;
     5) гражданам,  жилые помещения которых признаны в установлен-
ном порядке непригодными для проживания и ремонту или  реконструк-
ции не подлежат.
     3. Предоставление жилых помещений при переселении и  освобож-
дении жилых помещений осуществляется в порядке,  установленном за-
коном города Москвы.

     Статья 16.  Категории жителей города  Москвы,  обеспечиваемые
                 жилыми помещениями за счет средств города Москвы

     1. За  счет средств города Москвы обеспечивается право на жи-
лые помещения жителей города  Москвы,  признанных  нуждающимися  в
улучшении жилищных условий и признанных нуждающимися в жилых поме-
щениях,  а также иных граждан в порядке и на условиях, установлен-
ных законодательством города Москвы,  за исключением граждан, ука-
занных в статье 17 настоящего Закона.
     2. Обеспечение  прав  жителей  города Москвы в соответствии с
настоящим Законом осуществляется в пределах  финансирования,  пре-
дусмотренного  на  эти цели законом города Москвы о бюджете,  и за
счет собственности города Москвы в жилищной сфере,  выделенной  на
эти цели городскими жилищными программами.
     Статья 17. Категории граждан, обеспечиваемые жилыми помещени-
                ями за счет средств федерального бюджета

     Отдельные категории граждан,  предусмотренные федеральным за-
конодательством, признанные в установленном порядке нуждающимися в
улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 го-
да,  обеспечиваются жилыми помещениями,  в том числе, из жилищного
фонда города Москвы за счет и в пределах лимита средств  федераль-
ного  бюджета  в порядке и на условиях,  установленных федеральным
законодательством.

     Статья 18.  Размер общей площади жилого помещения, предостав-
                ляемого либо приобретаемого с помощью города

     1. Норма предоставления - размер общей площади жилого помеще-
ния,  исходя из которого определяется размер общей площади  жилого
помещения,  предоставляемого либо приобретаемого в собственность с
помощью города, способами, указанными в настоящем Законе.
     2. Жилые  помещения,  которые  предоставляются жителям города
Москвы в жилищном фонде города Москвы либо приобретаются  в  собс-
твенность  жителями  города Москвы с помощью города,  должны иметь
общую площадь в пределах нормы предоставления для одиноко прожива-
ющего гражданина или семьи данного состава и численности.
     3. При обеспечении жилыми помещениями с учетом размера  общей
площади  занимаемых  жилых  помещений суммарная общая площадь всех
жилых помещений должна находиться в пределах нормы предоставления.
     4. Не  допускается  предоставление  либо приобретение в собс-
твенность с помощью города жилого помещения с учетом размера общей
площади  занимаемого  жилого помещения гражданами,  проживающими в
коммунальной квартире,  за исключением случаев, указанных в статье
34 и 35 настоящего Закона.
     5. Норма предоставления составляет:
     1) 16 квадратных метров на одного человека.  При предоставле-
нии жилого помещения одиноко проживающему гражданину норма предос-
тавления может быть превышена с учетом конструктивных особенностей
жилого помещения не более чем в два раза;
     2) на  семью,  состоящую из супругов - однокомнатная квартира
общей площадью от 32 до 42 квадратных метров;
     3) на семью,  состоящую из двух граждан, не являющихся супру-
гами - двухкомнатная квартира общей площадью от 32 до 48  квадрат-
ных метров;
     4) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги -
двухкомнатная  квартира общей площадью от 48 до 60 квадратных мет-
ров;
     5) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов -
трехкомнатная квартира общей площадью от 48 до 64 квадратных  мет-
ров;
     6) на семью их четырех и более граждан - жилое помещение  об-
щей площадью - по 16 квадратных метров на одного члена семьи.
     6. Семьям,  в которых имеются  больные,  страдающие  тяжелыми
формами некоторых хронических заболеваний, в соответствии с переч-
нем нормативных правовых актов, указанных в Приложении 2 к настоя-
щему Закону, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить
в пользование таким лицам отдельную изолированную комнату в  квар-
тире.  Не  подлежат  удовлетворению требования указанных граждан о
предоставлении дополнительной площади,  если они обеспечены изоли-
рованным жилым помещением в квартире.
     7. Жителям  города  Москвы,  страдающим  заболеваниями  опор-
но-двигательного аппарата,  другими заболеваниями, а также инвали-
дам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечеб-
ных  учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой
реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечаю-
щих требованиям индивидуальной программы реабилитации, жилое поме-
щение предоставляется в специально построенных домах либо в  жилых
помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реаби-
литации.

     Статья 19. Порядок  предоставления жителям города Москвы либо
                приобретения в собственность жилых помещений с по-
                мощью города

     1. Решение о предоставлении жителям  города  Москвы  либо  об
оказании  помощи в приобретении ими с помощью города жилых помеще-
ний принимает уполномоченный орган  исполнительной  власти  города
Москвы.
     2. Жилые помещения  предоставляются  жителям  города  Москвы,
включенным в ежегодно утверждаемую Правительством Москвы программу
обеспечения жилыми помещениями на год.  Порядок включения  жителей
города Москвы,  признанных нуждающимися в улучшении жилищных усло-
вий и в жилых помещениях, устанавливается Правительством Москвы.
     3. В  случае  отказа  жителей города Москвы более чем от двух
предложенных жилых помещений,  которые соответствуют предъявляемым
законом города Москвы требованиям к качеству и размерам жилого по-
мещения,  установленным для семьи данной численности и состава,  и
пригодны для заселения и постоянного проживания, данные жители го-
рода Москвы подлежат исключению из  программы  обеспечения  жилыми
помещениями  на  год и переводятся в отдельный список нуждающихся,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями  после  выполнения
Программы обеспечения жилыми помещениями на следующий год. Жителям
города Москвы, включенным в программу обеспечения жилыми помещени-
ями на год, не могут быть предложены более трех жилых помещений.
     4. В случае отказа жителей города Москвы,  включенных  в  от-
дельный список нуждающихся,  от двух предложенных жилых помещений,
которые соответствуют предъявляемым законом города Москвы требова-
ниям  к  качеству  и размерам жилого помещения,  установленным для
семьи данной численности и состава,  и пригодны  для  заселения  и
постоянного  проживания,  данные  жители города Москвы снимаются с
жилищного учета.
     5. При принятии решения о предоставлении либо об оказании по-
мощи в приобретении в собственность жителями города  Москвы  жилых
помещений  уполномоченными  органами  исполнительной власти города
Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у граждан и про-
живающих с ними членов их семей иных жилых помещений (частей жилых
помещений),  в отношении которых они обладают самостоятельным пра-
вом пользования или правом собственности, а также о совершении ими
действий, указанных в статье 8 настоящего Закона.
     6. В  зависимости от результатов проверки принимается следую-
щее решение:
     1) о снятии граждан с учета;
     2) об изменении  срока  предоставления  либо  приобретения  в
собственность  с  помощью города жилых помещений в соответствии со
статьей 8 настоящего Закона;
     3) о  предоставлении  жилого  помещения либо приобретении его
гражданами с помощью города в порядке, установленном настоящим За-
коном.
     7. При предоставлении либо приобретении в собственность с по-
мощью  города  жилого  помещения граждане и члены их семей обязаны
освободить и передать в установленном порядке занимаемое жилое по-
мещение  городу Москве (кроме случаев предоставления либо приобре-
тения с помощью города жилого помещения  с  учетом  размера  общей
площади  занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения)
или уполномоченным органам исполнительной власти либо местного са-
моуправления по прежнему месту жительства.
     8. В случае вселения иных граждан в жилое помещение, подлежа-
щее освобождению, либо совершения действий, препятствующих его ос-
вобождению,  решение о предоставлении либо приобретении с  помощью
города  жилого  помещения  подлежит отмене в срок,  не превышающий
один месяц.
     9. Повторное  рассмотрение вопроса о предоставлении либо при-
обретении с помощью города жилого помещения осуществляется по  ис-
течении срока, указанного в статье 8 настоящего Закона.
     10. Жителям города Москвы и членам их семей, занимающим жилые
помещения на праве собственности,  жилые помещения предоставляются
по договору мены,  кроме случаев приобретения с помощью города жи-
лых  помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых по-
мещений.

     Статья 20. Общие  положения по предоставлению жилых помещений
                по договору социального найма

     1. Жилые помещения по договору социального найма из жилищного
фонда города Москвы предоставляются жителям города Москвы,  приня-
тым  на  учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для предос-
тавления им жилого помещения по договору социального найма, а так-
же гражданам, признанным в установленном настоящим Законом порядке
нуждающимися в жилых помещениях.
     2. Жилые помещения по договору социального найма предоставля-
ются безвозмездно из жилищного фонда социального использования го-
рода Москвы.
     3. Размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по
договору социального найма,  определяется в соответствии с положе-
ниями статьи 18 настоящего Закона.
     4. При предоставлении жилых помещений по договору социального
найма требования граждан,  состоящих на жилищном  учете  как  одна
семья,  о  предоставлении  двух и более жилых помещений как разным
семьям удовлетворению не подлежат.

     Статья 21. Порядок предоставления жилых помещений по договору
                социального найма

     1. Решение  о предоставлении жилого помещения по договору со-
циального найма,  принимает  уполномоченный  орган  исполнительной
власти  города Москвы.  Решение является основанием для заключения
договора социального найма.
     2. В договоре социального найма указываются граждане, вселяе-
мые в предоставляемое жилое помещение в качестве членов семьи  на-
нимателя.

     Статья 22. Общие  положения по предоставлению жилых помещений
                по договору безвозмездного пользования

     1. Жилые помещения  по  договору  безвозмездного  пользования
предоставляются  жителям города Москвы,  признанным нуждающимися в
жилых помещениях или улучшении жилищных условий,  которым  городом
предоставляются меры социальной поддержки,  и отнесенным к катего-
риям,  перечисленным в статье 23 настоящего  Закона  на  основании
имеющихся документов,  выданных в соответствии с федеральным зако-
нодательством и законодательством города Москвы.
     2. Жилые  помещения  по  договору  безвозмездного пользования
предоставляются безвозмездно из специализированного жилищного фон-
да города Москвы.
     3. Размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по
договору безвозмездного пользования, определяется в соответствии с
положениями статьи 18 настоящего Закона.
     4. Размеры  жилого  помещения,  предоставляемого  по договору
безвозмездного пользования, могут превышать размеры, указанные вы-
ше, если предоставляется жилое помещение, специально оборудованное
для проживания инвалида с нарушением опорно-двигательного  аппара-
та.
     5. При предоставлении по договору безвозмездного  пользования
жилых помещений семьям, в составе которых имеются больные, страда-
ющие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний,  в  соот-
ветствии с перечнем нормативных правовых актов, указанных в Прило-
жении 2 к настоящему Закону, подбираются жилые помещения, позволя-
ющие  выделить в пользование таким лицам отдельную комнату в квар-
тире.

     Статья 23. Жители города Москвы, которым жилые помещения пре-
                доставляются  по договору безвозмездного пользова-
                ния

     1. Жилые помещения  по  договору  безвозмездного  пользования
предоставляются при наличии их желания гражданам следующих катего-
рий:
     1) дети,  оставшиеся  без попечения родителей и находящиеся в
воспитательных,  лечебных учреждениях и учреждениях социальной за-
щиты населения; находящиеся под опекой (попечительством); передан-
ные в приемную семью;  в отношении которых родители (один из  них)
лишены родительских прав, при отсутствии жилого помещения;
     2) дети-сироты и дети,  оставшиеся без попечения родителей, а
также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие зак-
репленное жилое помещение или не имеющие закрепленного жилого  по-
мещения,  после окончания пребывания в учреждениях всех видов про-
фессионального образования независимо от  форм  собственности;  по
окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо
после возвращения из учреждений,  исполняющих наказание в виде ли-
шения свободы;
     3) дети-инвалиды,  проживающие в стационарных учреждениях со-
циального  обслуживания,  являющиеся сиротами или лишенные попечи-
тельства родителей,  по достижении  18  лет,  если  индивидуальная
программа  реабилитации  предусматривает  возможность осуществлять
самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни;
     4) граждане пожилого возраста и инвалиды,  проживающие в ста-
ционарных учреждениях социального обслуживания, в случае отказа от
услуг  стационарного учреждения социального обслуживания,  освобо-
дившие жилые помещения в связи с их помещением в  эти  учреждения,
если  им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое поме-
щение,  безвозмездно переданное городу Москве в установленном  по-
рядке;
     5) граждане,  возвратившиеся из мест лишения  свободы,  жилое
помещение  которых было предоставлено уполномоченными органами ис-
полнительной власти иным гражданам в установленном порядке.
     6) иные  категории жителей города Москвы в порядке,  установ-
ленном городскими жилищными программами.
     2. Специально  оборудованные  жилые помещения предоставляются
инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата только по до-
говору безвозмездного пользования.

     Статья 24. Порядок предоставления жилых помещений по договору
                безвозмездного пользования.

     1. Решение о предоставлении жилого помещения по договору без-
возмездного  пользования  принимает  уполномоченный орган исполни-
тельной власти города Москвы. Решение является основанием для зак-
лючения с гражданами такого договора.
     2. Максимальный срок действия договора безвозмездного пользо-
вания составляет пять лет.
     3. В договоре безвозмездного пользования указываются  гражда-
не,  вселяемые в предоставляемое жилое помещение в качестве членов
семьи пользователя.
     4. При  отсутствии  оснований для заключения договора безвоз-
мездного пользования на новый срок гражданам предоставляется зани-
маемое либо иное жилое помещение по договору социального найма или
найма в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.
     5. В  случае истечения срока действия договора безвозмездного
пользования специально оборудованным жилым помещением и отсутствия
оснований  для заключения договора на новый срок гражданам предос-
тавляется другое жилое помещение по договору социального найма или
найма  в  порядке и на условиях,  установленных настоящим Законом.
Освобожденное специально оборудованное  жилое  помещение  подлежит
дальнейшему использованию в соответствии с целевым назначением.
     6. Не менее чем за три месяца до истечения срока действия до-
говора  безвозмездного  пользования  уполномоченный орган исполни-
тельной власти города Москвы осуществляет проверку  оснований  для
установления  возможности  заключения  договора  на новый срок или
предоставления занимаемого жилого помещения или иного жилого поме-
щения по договору безвозмездного пользования либо найма.
     7. Не менее чем за два месяца до истечения срока действия до-
говора  безвозмездного пользования граждане уведомляются о необхо-
димости заключения договора безвозмездного  пользования  на  новый
срок или об освобождении жилого помещения или о предоставлении за-
нимаемого жилого помещения или иного жилого помещения по  договору
социального найма или найма.

     Статья 25. Жители города Москвы, которым жилые помещения пре-
                доставляются по договору найма

     Жилые помещения по договору найма предоставляются:
     1) жителям  города  Москвы,  принятым  на  учет нуждающихся в
улучшении жилищных условий и подавшим заявление  о  предоставлении
жилого помещения по договору найма;
     2) жителям города Москвы,  принятым  на  учет  нуждающихся  в
улучшении жилищных условий в целях предоставления им жилых помеще-
ний по договору найма;
     3) жителям города Москвы, являющимся нанимателями жилых поме-
щений в квартире коммунального заселения и обеспеченным по  нормам
предоставления на каждого члена семьи,  в случае освобождения изо-
лированной комнаты из жилищного фонда города Москвы в этой кварти-
ре  коммунального  заселения  и  при отсутствии проживающих в этой
квартире граждан,  признанных нуждающимися в жилых помещениях  или
улучшении жилищных условий.

     Статья 26.  Общие положения по предоставлению жилых помещений
                 по договору найма

     1. Жилые помещения по договору найма предоставляются  безвоз-
мездно из жилищного фонда коммерческого использования города Моск-
вы.
     2. Отдельным  категориям граждан жилые помещения предоставля-
ются из специализированного жилищного  фонда  по  договорам  найма
специализированных  жилых  помещений в порядке,  установленном го-
родскими жилищными программами.
     3. Размер жилого помещения, предоставляемого по договору най-
ма, определяется в соответствии с положениями статьи 18 настоящего
Закона.  Жилое помещение,  при наличии такой возможности у города,
может быть предоставлено из расчета одна комната на каждого  члена
семьи.

     Статья 27. Порядок предоставления жилых помещений по договору
                найма

     1. Уполномоченный орган исполнительной власти  города  Москвы
принимает  решение  о  предоставлении жилого помещения по договору
найма, которое является основанием для заключения договора найма.
     2. Максимальный  срок действия договора найма составляет пять
лет.
     3. В договоре найма указываются граждане, вселяемые в предос-
тавляемое жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя.
     4. При нарушении условий договора в случаях,  предусмотренных
федеральным законодательством, законодательством города Москвы или
договором,  граждане подлежат выселению из занимаемого по договору
найма жилого помещения в судебном порядке в иное  жилое  помещение
по нормам общежития.
     5. Не менее чем за три месяца до истечения срока действия до-
говора  найма  уполномоченный  орган  исполнительной власти города
Москвы осуществляет проверку оснований для установления возможнос-
ти заключения договора на новый срок или предоставления занимаемо-
го жилого помещения или иного жилого помещения по  договору  найма
либо иному договору.  При отсутствии таких оснований жилое помеще-
ние подлежит освобождению.
     6. Не менее чем за три месяца до окончания срока действия до-
говора найма граждане уведомляются о необходимости заключения  до-
говора найма на новый срок,  заключения договора в отношении иного
жилого помещения или освобождения занимаемого жилого помещения.

     Статья 28. Приобретение жилых помещений с использованием без-
                возмездных субсидий

     1. Жители города Москвы,  признанные нуждающимися в улучшении
жилищных условий в целях предоставления им жилых помещений по  до-
говорам  социального найма,  имеют право на основании собственного
заявления на предоставление безвозмездной субсидии для  приобрете-
ния  в собственность жилых помещений или строительства жилых поме-
щений с целью приобретения их в собственность в соответствии с фе-
деральным законодательством и законодательством города Москвы.
     2. Безвозмездные субсидии выделяются из бюджета города Москвы
в пределах объемов финансирования, предусмотренных на эти цели за-
коном города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий фи-
нансовый год.
     3. Безвозмездная субсидия может  быть  использована  жителями
города Москвы:
     1) на финансирование строительства жилого  помещения  (жилого
дома)  высокой степени технической готовности (более 70 %) с целью
приобретения его в собственность;
     2) на  приобретение  жилого  помещения (жилого дома) на рынке
недвижимости по их выбору как на территории города Москвы,  так  и
за ее пределами на территории Российской Федерации;
     3) собственниками комнат в коммунальной квартире, признанными
нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий, на
покупку освобождаемого жилого помещения в коммунальной квартире  в
дополнение к занимаемому жилому помещению в данной квартире,  если
в результате выкупа граждане будут обеспечены  жилой  площадью  не
менее минимального значения нормы предоставления для семьи данного
состава и численности и сняты с учета нуждающихся в улучшении  жи-
лищных условий.
     4. Безвозмездные  субсидии  предоставляются  жителям   города
Москвы,  которые не использовали право на предоставление либо при-
обретение с помощью города жилых помещений.
     5. Безвозмездная  субсидия рассчитывается исходя из минималь-
ного значения нормы предоставления для  семьи  данного  состава  и
численности, определяемой в порядке, установленном статьей 18 нас-
тоящего Закона,  за исключением случаев предоставления безвозмезд-
ной  субсидии с учетом общей площади занимаемого жилого помещения.
Для одиноко проживающего гражданина субсидия рассчитывается исходя
из  двухкратного превышения нормы предоставления на одного челове-
ка.
     6. При расчете размера предоставляемой безвозмездной субсидии
учитывается размер общей площади жилого  помещения  (части  жилого
помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают
самостоятельным правом пользования,  а  также  гражданско-правовые
сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими
им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за  период,  уста-
новленный статьей 8 настоящего Закона.
     7. Размер безвозмездной субсидии не может превышать норматив-
ную  стоимость  жилого  помещения,  предоставляемого семье данного
состава и численности по договору социального найма, и определяет-
ся  в  установленном  порядке  в зависимости от года постановки на
учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,  в соответствии  с
Приложением 3 к настоящему Закону.
     8. Нормативная стоимость жилого  помещения  определяется  как
произведение  средней  рыночной стоимости одного квадратного метра
общей площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых се-
рий и размера общей площади жилого помещения,  определяемого в по-
рядке, установленном частью 5 настоящей статьи.
     9. Жители  города  Москвы вправе приобрести с помощью безвоз-
мездной субсидии жилое помещение  более  установленного  частью  5
настоящей статьи размера без ограничения площади за счет собствен-
ных либо привлеченных средств.
     10. Безвозмездная субсидия не может быть использована на при-
обретение или строительство жилого помещения:
     1) не отвечающего стандартам благоустройства в городе Москве,
при отсутствии одного из видов удобств, перечисленных в Приложении
1  к настоящему Закону либо типовым потребительским качествам при-
менительно к условиям населенного пункта,  в котором приобретается
жилое помещение;
     2) находящегося под арестом, обремененного чьими-либо правами
на проживание в нем,  сохраняющимися после перехода жилого помеще-
ния в собственность гражданам, которым предоставлена субсидия.

     Статья 29.  Порядок использования безвозмездных субсидий  для
                 приобретения или строительства жилых помещений

     1. Решение  о предоставлении безвозмездной субсидии принимает
уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
     2. На основании решения о предоставлении безвозмездной субси-
дии уполномоченным органом  исполнительной  власти  города  Москвы
гражданину  выдается  свидетельство о предоставлении безвозмездной
субсидии для приобретения  в  собственность  жилых  помещений  или
строительства  жилых помещений с целью приобретения их в собствен-
ность (далее - свидетельство), подтверждающее, что продавцу жилого
помещения или застройщику будет в установленном порядке перечисле-
на полагающаяся гражданину безвозмездная субсидия.  Срок  действия
свидетельства  не может превышать 6 месяцев со дня вынесения реше-
ния о предоставлении безвозмездной субсидии.
     3. Приобретенное с помощью безвозмездной субсидии жилое поме-
щение должно быть оформлено  в  общую  собственность  всех  членов
семьи, на которых рассчитана безвозмездная субсидия. В течение ме-
сяца после оформления права собственности на приобретаемое  с  ис-
пользованием  безвозмездной субсидии жилой помещение граждане обя-
заны освободить занимаемое жилое помещение за исключением случаев,
предусмотренных законом.
     4. С момента принятия решения о предоставлении субсидии граж-
дане обязаны:  не приватизировать и не осуществлять сделок с осво-
бождаемым жилым помещением,  влекущих  прекращение  или  изменение
права собственности;  не производить вселение родственников и иных
лиц (кроме случаев получения субсидии для приобретения жилого  по-
мещения в дополнение к занимаемому по договору найма или принадле-
жащему на праве собственности жилому помещению).
     5. Безвозмездная  субсидия считается использованной с момента
перечисления денежных средств продавцу жилого помещения или  заст-
ройщику.
     6. Жители города Москвы, не воспользовавшиеся предоставленной
безвозмездной субсидией, подлежат восстановлению на жилищном учете
с сохранением года постановки на учет при  возврате  безвозмездной
субсидии в бюджет города Москвы.

     Статья 30. Приобретение жилых помещений с рассрочкой платежа

     1. Жители города Москвы,  признанные нуждающимися в улучшении
жилищных условий,  вправе приобрести по договору  купли-продажи  с
рассрочкой  платежа  жилое помещение,  находящееся в собственности
города Москвы,  из жилищного фонда коммерческого  использования  в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации и города
Москвы.
     2. Жилое  помещение,  приобретаемое жителями города Москвы по
договору купли-продажи с рассрочкой платежа,  должно быть размером
не менее минимального значения нормы предоставления для семьи дан-
ного состава и численности,  определяемой в порядке, установленном
статьей 18 настоящего Закона,  но не более чем по одной комнате на
каждого члена семьи.
     3. Решение  о предоставлении жителям города Москвы жилого по-
мещения для приобретения по договору  купли-продажи  с  рассрочкой
платежа принимает уполномоченный орган исполнительной власти горо-
да Москвы.
     4. На  основании  договора купли-продажи с рассрочкой платежа
город Москва либо управомоченная им организация передает жилое по-
мещение  во владение и/или пользование до полной выплаты стоимости
жилого помещения, а граждане обязуются своевременно вносить плате-
жи в счет выкупа, а также выполнять иные условия договора.

     Статья 31.  Условия приобретения жилого помещения по договору
                 купли-продажи с рассрочкой платежа

     1. Договор купли-продажи с рассрочкой платежа заключается  на
установленный  Правительством  Москвы срок.  После исполнения всех
обязательств, предусмотренных договором, в том числе внесения всей
выкупной стоимости и процентов за рассрочку платежа, жилое помеще-
ние оформляется в собственность гражданина и членов его семьи.
     2. Платежи в счет выкупа жилых помещений, находящихся в собс-
твенности города Москвы,  и проценты за рассрочку платежа являются
доходами бюджета города Москвы.
     3. Платежи в счет выкупа вносятся независимо от факта пользо-
вания жилым помещением.
     4. Возврат денежных средств лицам, расторгнувшим договор куп-
ли-продажи с рассрочкой платежа,  осуществляется из бюджета города
Москвы.  При этом платежи в части оплаты  процентов  за  рассрочку
платежа возврату не подлежат.
     5. Жители города Москвы,  которым освободившееся в коммуналь-
ной квартире жилое помещение было предоставлено по договору найма,
имеют право на выкуп данного жилого  помещения  путем  расторжения
ранее  заключенного  договора найма и заключении нового договора -
купли-продажи с рассрочкой платежа.

     Статья 32. Приобретение  жилых  помещений  по  договору  куп-
                ли-продажи,  в  том числе с использованием заемных
                (кредитных) средств

     1. Жители города Москвы,  признанные в установленном законами
и  нормативными правовыми актами города Москвы,  действовавшими до
вступления настоящего Закона в силу,  порядке нуждающимися в улуч-
шении жилищных условий,  а также по решению Правительства Москвы -
граждане, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий,
вправе приобрести по договору купли-продажи, в том числе с исполь-
зованием заемных (кредитных) средств, жилое помещение, находящееся
в  собственности  города Москвы,  из жилищного фонда коммерческого
использования.
     2. Жилое  помещение,  приобретаемое  жителями  города Москвы,
признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, по договору
купли-продажи,  в  том  числе с использованием заемных (кредитных)
средств, должно быть размером не менее минимального значения нормы
предоставления для семьи данного состава и численности, определяе-
мой в порядке,  установленном статьей 18 настоящего Закона,  но не
более чем по одной комнате на каждого члена семьи.
     3. Жители города Москвы,  которым освободившееся в коммуналь-
ной квартире жилое помещение было предоставлено по договору найма,
имеют право на выкуп данного жилого  помещения  путем  расторжения
договора найма и заключения договора купли-продажи,  в том числе с
использованием заемных (кредитных) средств.
     4. Решение о предоставлении жителям города Москвы, признанным
нуждающимися в улучшении жилищных условий,  жилых помещений по до-
говору  купли-продажи,  в том числе с использованием заемных (кре-
дитных) средств,  принимает  уполномоченный  орган  исполнительной
власти города Москвы.
     5. На основании договора купли-продажи город Москва либо  уп-
равомоченное  им  лицо  передает  жилое  помещение в собственность
граждан жилое помещение,  а граждане обязуются выполнять все усло-
вия заключенного договора купли-продажи жилого помещения.

     Статья 33.  Условия приобретения жилого помещения по договору
                 купли-продажи, в том числе с использованием заем-
                 ных (кредитных) средств
     В соответствии с договором купли-продажи и при условии внесе-
ния всей выкупной стоимости за счет собственных и заемных (кредит-
ных) средств жилое помещение оформляется в собственность граждани-
на и членов его семьи.

     Статья 34.  Общие положения по предоставлению  освободившихся
                 комнат в коммунальных квартирах

     1. Освободившиеся  комнаты в коммунальной квартире предостав-
ляются либо приобретаются с помощью города жителями города Москвы,
проживающими в данной квартире по месту жительства на законных ос-
нованиях, в порядке, установленном в статье 35 настоящего Закона.
     2. При предоставлении по договорам социального найма или най-
ма жилого помещения в коммунальной квартире вселение в одну комна-
ту лиц разного пола,  за исключением супругов допускается только с
их согласия.
     3. Освободившиеся  комнаты из жилищного фонда города Москвы в
коммунальных квартирах предоставляются либо  приобретаются  с  по-
мощью  города  при условии,  что обеспечение общей площадью жилого
помещения граждан, которым данные комнаты предоставляются или при-
обретаются, будет не менее нормы предоставления на одного человека
и не более размеров общей площади жилого помещения,  установленных
статьей  18  настоящего Закона для семьи данного состава и числен-
ности.
     4. При отсутствии в коммунальной квартире граждан,  указанных
в части 1 настоящей статьи или невозможности предоставления  осво-
бодившихся  комнат в порядке,  установленном статьей 35 настоящего
Закона,  уполномоченный орган исполнительной власти  рассматривает
вопрос о расселении коммунальной квартиры в установленном порядке.

     Статья 35.  Порядок  предоставления  освободившейся комнаты в
                 коммунальной квартире

     1. Освободившаяся комната в коммунальной квартире  предостав-
ляется  по  соответствующему  договору  найма либо в собственность
проживающим в этой квартире нанимателям либо собственникам,  приз-
нанным  в  установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных
условий или в жилых помещениях.
     2. При отсутствии в коммунальной квартире граждан,  указанных
в части 1 настоящей статьи, освободившаяся комната предоставляется
по  соответствующему договору найма либо предлагается для приобре-
тения в собственность проживающим в этой квартире нанимателям либо
собственникам, занимающим жилые помещения менее установленной нор-
мы предоставления на каждого члена  семьи,  проживающим  в  городе
Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложнос-
ти не менее 10 лет и не ухудшавшим свои жилищные условия более  10
лет.
     3. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире об-
щей площадью,  превышающей размеры общей площади жилого помещения,
установленные статьей 18 настоящего Закона,  может быть предостав-
лено, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату.
     4. Жители города Москвы, проживающие в коммунальной квартире,
имеющие  жилые помещения на праве собственности и признанные в ус-
тановленном порядке нуждающимися  в  улучшении  жилищных  условий,
имеют  право на предоставление безвозмездной субсидии для приобре-
тения в собственность освободившегося изолированного жилого  поме-
щения в этой квартире в размере нормативной стоимости жилого поме-
щения,  предоставляемого семье данной численности, за вычетом раз-
мера общей площади занимаемого жилого помещения.
     5. При принятии решения о предоставлении либо приобретении  в
собственность с помощью города освободившейся комнаты в коммуналь-
ной квартире учитываются в совокупности:
     1) год постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях;
     2) срок проживания в городе Москве по месту жительства на за-
конных основаниях;
     3) жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отно-
шении  которых  граждане и члены их семей обладают самостоятельным
правом пользования,  а также гражданско-правовые сделки, совершен-
ные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми поме-
щениями (долями в праве на жилые помещения) за период, установлен-
ный статьей 8 настоящего Закона.
     6. При отсутствии в коммунальной квартире  граждан,  перечис-
ленных в частях 1,  2 настоящей статьи, иные граждане, проживающие
в этой квартире,  вправе обратиться в уполномоченные органы испол-
нительной  власти с просьбой о разрешении выкупа по рыночной стои-
мости освободившейся комнаты или нескольких комнат.
     7. Жители города Москвы,  желающие воспользоваться своим пра-
вом,  установленным частями 1, 2, 4 настоящей статьи, должны в те-
чение 30 рабочих дней со дня получения уведомления от уполномочен-
ных органов исполнительной власти города  Москвы  об  освобождении
жилого помещения подать соответствующее заявление в эти органы.

     Статья 36. Право жителей города Москвы на замену жилого поме-
                щения на жилое помещение меньшего размера

     1. Жители города Москвы, занимающие благоустроенное и отвеча-
ющее санитарным, техническим нормам и требованиям жилое помещение,
общая площадь которого, приходящаяся на каждого проживающего, пре-
вышает минимальное значение норму предоставления для семьи данного
состава и численности, вправе обратиться с заявлением о замене за-
нимаемого  жилого  помещения на жилое помещение меньшего размера в
пределах нормы предоставления.
     2. Рассмотрение  заявлений о замене жилого помещения на жилое
помещение меньшего размера и замену жилых  помещений  осуществляет
специально уполномоченная организация.
     3. При обращении жителей города Москвы,  занимающих жилое по-
мещение  на основании договоров социального найма,  найма,  замена
жилых помещений осуществляется по соответствующему договору.
     4. При обращении жителей города Москвы,  занимающих жилое по-
мещение на праве собственности, замена жилых помещений осуществля-
ется по договору мены.  При этом разница в стоимости жилых помеще-
ний не выплачивается.
     5. Не  допускается  замена  жилого помещения,  находящегося в
коммунальной квартире,  на иное жилое помещение в  виде  отдельной
квартиры.

     Статья 37. Право жителей города Москвы на замену жилого поме-
                щения по состоянию здоровья

     1. При обращении жителей города Москвы,  страдающих заболева-
ниями опорно-двигательного аппарата, другими заболеваниями, а так-
же инвалидов,  семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключе-
нию  лечебных  учреждений  либо в соответствии с их индивидуальной
программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещени-
ях,  отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации,
о замене занимаемого жилого помещения на жилое помещение в  специ-
ально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требо-
ваниям индивидуальной программы реабилитации,  замена производится
на равнозначное по общей площади жилое помещение:
     1) гражданам, занимающим жилое помещение на основании догово-
ров социального найма,  найма, безвозмездного пользования - по до-
говору безвозмездного пользования;
     2) гражданам,  занимающим  жилое помещение на праве собствен-
ности - по договору мены либо,  по их желанию, по договору безвоз-
мездного  пользования с передачей городу жилого помещения по дого-
вору дарения.
     2. Рассмотрение  заявлений жителей города Москвы о замене жи-
лого помещения по состоянию здоровья  и  замену  жилого  помещения
осуществляет  уполномоченный  орган  исполнительной  власти города
Москвы или уполномоченная им организация.
     3. При замене жилых помещений заключение и оформление догово-
ров осуществляется бесплатно.

     Статья 38.  Заключение договора о предоставлении жилого поме-
                 щения

     1. Гражданин,  в отношении которого принято решение о предос-
тавлении жилого помещения из жилищного фонда города Москвы, обязан
в  течение 15 рабочих дней после принятия соответствующего решения
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы  заклю-
чить  соответствующий  договор  на жилое помещение с собственником
этого жилого помещения либо уполномоченным им органом.
     2. В  случае  пропуска гражданином срока,  указанного в части
первой настоящей статьи, более чем на один месяц по неуважительным
причинам,  решение признается органом,  принявшим его,  недействи-
тельным с обязательным письменным уведомлением об этом гражданина.
     3. В случае пропуска срока, указанного в части первой настоя-
щей статьи, по уважительным причинам (болезнь, отпуск, командиров-
ка и др.) и их документального подтверждения срок восстанавливает-
ся уполномоченным органом  исполнительной  власти  города  Москвы,
принявшим решение о предоставлении жилого помещения.
     4. В случае невозможности заключения соответствующего догово-
ра  на жилое помещение по вине предоставившего его уполномоченного
органа исполнительной власти города Москвы срок, указанный в части
первой  настоящей статьи,  продлевается на время,  необходимое для
устранения причин,  препятствующих заключению договора, либо ранее
предоставленное жилое помещение подлежит замене на равнозначное.
     5. Замена ранее предоставленного жилого помещения на  равноз-
начное  производится  уполномоченным органом исполнительной власти
города Москвы, предоставившим жилое помещение, в срок, не превыша-
ющий  30  рабочих дней с момента выявления причин,  препятствующих
оформлению соответствующего договора на жилое помещение.

     Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 39. Вступление настоящего Закона в силу

     1. Настоящий Закон вступает в силу через  десять  дней  после
его официального опубликования.
     2. Признать утратившим силу с момента вступления в силу  нас-
тоящего Закона:
     1) Закон города Москвы от 15.01.2003 г.  N 22  "Об  улучшении
жилищных условий жителей города Москвы";
     2) Закон города Москвы от 17.12.2003 г.  N 76 "О внесении из-
менений  и дополнений в Закон города Москвы от 15.01.2003 г.  N 22
"Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы";
     3) Закон города Москвы от 08.12.2004 г.  N 83 "О внесении из-
менения в статью 4 Закона города Москвы от 15.01.2003 г.  N 22 "Об
улучшении жилищных условий жителей города Москвы".
.

                                            Приложение 1
                                            к Закону города Москвы
                                            от _____________ N ___

                           ПЕРЕЧЕНЬ
стандартов, которым должны соответствовать  благоустроенные  жилые
                   помещения в городе Москве

     Благоустроенные жилые  помещения в городе Москве должны соот-
ветствовать следующим стандартам:  дом (квартира) со всеми  видами
удобств  (электроснабжение,  водопровод,  канализация,  отопление,
ванна или душ,  газовая или электрическая плита, горячее водоснаб-
жение или газовая колонка) независимо от материала стен.


.


                                            Приложение 2
                                            к Закону города Москвы
                                            от _____________ N ___


                             ПЕРЕЧЕНЬ
  правовых актов,  дающих гражданам, страдающим тяжелыми формами
 некоторых хронических заболеваний право на дополнительную площадь
                          по состоянию здоровья

     Право на  дополнительную  площадь по состоянию здоровья имеют
граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых ак-
тах:
     - постановление Правительства Российской Федерации от 21  де-
кабря 2004 года N 817 "Об утверждении Перечня заболеваний,  дающих
инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь";
     - циркуляр  НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава
РСФСР от 19 января 1928 года N 15 "Список болезней,  дающих  право
лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или до-
полнительной жилой площадью".
.

                                        Приложение 3
                                        к Закону города Москвы
                                        от___________ N ______

                              ТАБЛИЦА
      определения размера безвозмездных субсидий для граждан,
    состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий*

+-----------+--+--+--+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+
|Количество |1 |2 |3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10| 11| 12| 13| 14|15 и |
|полных лет,|  |  |  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |более|
|прошедших  |  |  |  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |лет  |
|после пос- |  |  |  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |     |
|тановки на |  |  |  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |     |
|учет       |  |  |  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |     |
+-----------+--+--+--+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+
|Процент от |  |  |  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |     |
|нормативной|5 |6 |8 | 11| 15| 19| 25| 31| 38| 46| 54| 58| 62| 66|  70 |
|стоимости  |  |  |  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |     |
|жилого по- |  |  |  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |     |
|мещения    |  |  |  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |     |
+-----------+--+--+--+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+

                            ТАБЛИЦА
       определения размера субсидий для граждан, состоящих
    на учете нуждающихся  в  улучшении  жилищных  условий  и
    имевших на  01.01.2005 право на льготы при предоставлении
                         жилого помещения*

+-----------+-----+------+------+------+------+------+-------+
|Количество |  1  |   2  |   3  |   4  |   5  |   6  |  7 и  |
|полных лет,|     |      |      |      |      |      | более |
|прошедших  |     |      |      |      |      |      |  лет  |
|после пос- |     |      |      |      |      |      |       |
|тановки на |     |      |      |      |      |      |       |
|учет       |     |      |      |      |      |      |       |
+-----------+-----+------+------+------+------+------+-------+
|Процент от |     |      |      |      |      |      |       |
|нормативной|  5  |  16  |   27 |  38  |  48  |  59  |   70  |
|стоимости  |     |      |      |      |      |      |       |
|жилого по- |     |      |      |      |      |      |       |
|мещения    |     |      |      |      |      |      |       |
+-----------+-----+------+------+------+------+------+-------+


* Гражданам,  состоящим на учете нуждающихся в улучшении  жилищных
условий и участвующим в накопительных системах  в  рамках  первого
этапа  Московской  программы  "Молодой семье - доступное жилье" на
2003-2005 гг., расчет размера безвозмездной субсидии осуществляет-
ся с использованием повышающего коэффициента 1,29

                              Верно: