Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 82 от 13 апреля 2005 года

О запросе в Конституционный Суд Российской Федерации

    Руководствуясь статьей 125 (пункт <а> части 2) Конституции
Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 июля 
1994 года № 1-ФКЗ <О Конституционном Суде Российской Федерации>,


    МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:


    1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с
запросом о соответствии Конституции Российской Федерации части 3 статьи
3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004
года № 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, №
1 (часть 1), ст. 16) и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального
закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ <Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации> (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005).
    2. Утвердить текст запроса (приложение).
    3. Поручить Председателю Московской городской Думы
В.М.Платоновупредставлять Московскую городскую Думу при рассмотрении
указанного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.
    4. Поручить Аппарату Московской городской Думы оплатить
государственную пошлину в размере, определенном Федеральным
конституционным законом <О Конституционном Суде Российской
Федерации>.
    5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
    6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы



    Приложение
    к постановлению Московской
    городской Думы
    от 13 апреля 2005 года
    № 82


    Конституционный Суд Российской Федерации

    Заявитель: Московская городская Дума
    Адрес: 127994, Москва, ГСП-4, ул. Петровка, 22


    Наименование и адрес государственного органа,
    издавшего нормативный акт:
    Государственная Дума Федерального Собрания
    Российской Федерации
    Адрес: 103265, Москва, ул. Охотный Ряд, 1


    ЗАПРОС
    о соответствии Конституции Российской Федерации
    части 3 статьи 3


    Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 
2004 года № 190-ФЗ и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального
закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ <Об общих принципах 
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации>

    В соответствии с пунктом <а> части 2 статьи 125 Конституции
Российской Федерации, статьями 84-87 Федерального конституционного
закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ <О Конституционном Суде
Российской Федерации> Московская городская Дума обращается в
Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии
Конституции Российской Федерации части 3 статьи 3 Градостроительного
кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ и
подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября
1999 года № 184-ФЗ <Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации>.

    В части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской
Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ установлено, что <законы
и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной
деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу
Российской Федерации>.

    В подпункте 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от
6октября 1999 года № 184-ФЗ <Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации> установлено,
что вопросы градостроительного законодательства относятся к предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.

    Основанием для запроса в Конституционный Суд Российской
Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе
соответствия части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской
Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ и подпункта 42 пункта 2
статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ <Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации> Конституции Российской Федерации>.

    Законодательство в области архитектуры и градостроительства не
содержится в перечнях вопросов, отнесенных статьями 71 и 72 Конституции
Российской Федерации к ведению Российской Федерации и совместному
ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. По
смыслу статьи 73 Конституции Российской Федерации законодательство в
области архитектуры и градостроительства относится к предметам ведения
субъектов Российской Федерации, и субъекты Российской Федерации
обладают всей полнотой государственной власти по вопросам архитектуры
и градостроительства. Субъекты Российской Федерации осуществляют по
данным вопросам собственное правовое регулирование в соответствии с
частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, и в случае
противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом
субъекта Российской Федерации в области архитектуры и
градостроительства в соответствии с частью 6 статьи 76 Конституции
Российской Федерации действует нормативный правовой акт субъекта
Российской Федерации.

    Ранее в Градостроительном кодексе Российской Федерации от 7 мая
1998 года № 73-ФЗ федеральный законодатель полностью учел требования
Конституции Российской Федерации.

    Так, в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации
от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ градостроительная деятельность определена как
<деятельность государственных органов, органов местного самоуправления,
физических и юридических лиц в области градостроительного планирования
развития территорий и поселений, определения видов использования
земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции
объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и
государственных интересов, а также национальных, историко-культурных,
экологических, природных особенностей указанных территорий и
поселений>.

    При этом в пункте 3 статьи 2 Градостроительного кодекса
Российской Федерации от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ был установлен закрытый
перечень вопросов, относящихся к области градостроительной деятельности,
по которым нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации
должны приводиться в соответствие с федеральными законами (часть 5
статьи 76 Конституции Российской Федерации). Это вопросы владения,
пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими
природными ресурсами, а также вопросы в области природопользования,
охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий,
памятников истории и культуры, обеспечения экологической безопасности,
предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

    Также в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации
от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ к правовым институтам градостроительства
были отнесены градостроительное планирование развития территорий и
поселений, определение видов использования земельных участков,
проектирование, строительство и реконструкция объектов недвижимости.
При регулировании данных вопросов субъекты Российской Федерации были
наделены всей полнотой государственной власти, и в случае противоречия
соответствующих норм законов субъектов Российской Федерации нормам
законов Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 76
Конституции Российской Федерации должны были применяться нормы
законов субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации
от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ большинство субъектов Российской Федерации
создало собственные институты законодательного регулирования в области
градостроительной деятельности, способствующие реализации заложенных в
Конституции Российской Федерации принципов. Известно, что
климатические особенности городов и регионов России (Норильск и Сочи,
Астрахань и Петропавловск-Камчатский), их национально-культурные
традиции (Татарстан, Тыва, Дагестан, Калининград, Москва, Санкт-
Петербург) делают нецелесообразным установление централизованного
градостроительного регулирования по целому ряду вопросов.

    При этом в нарушение требований статьи 73 Конституции Российской
Федерации в части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской
Федерации от 27 декабря 2004 года № 190-ФЗ установлено законодательное
регулирование всех без исключения вопросов в области градостроительной
деятельности в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской
Федерации. Это указывает на противоречащую Конституции Российской
Федерации попытку изъятия в одностороннем порядке конституционных
полномочий у субъектов Российской Федерации. Таким образом, часть 3
статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии
с Конституцией Российской Федерации необходимо изложить в следующей
редакции: <Нормы законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации по вопросам владения, пользования и распоряжения
землей, недрами, водными и другими природными ресурсами,
природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых
природных территорий, памятников истории и культуры, обеспечения
экологической безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций и
ликвидации их последствий не могут противоречить соответствующим
нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.>.

    Отнесение в подпункте 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального
законаот 6 октября 1999 года № 184-ФЗ <Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации> вопросов
градостроительного законодательства к предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации противоречит
статьям 72 и 73 Конституции Российской Федерации.

    Таким образом, неопределенность в вопросе соответствия части 3
статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта 42
пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ
<Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации> Конституции Российской Федерации заключается в том, что
вопросы в области градостроительной деятельности не относятся к ведению
Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, а являются исключительно предметом
ведения субъектов Российской Федерации (статья 73 Конституции
Российской Федерации). Федеральный законодатель не вправе устанавливать
положения о том, что нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации в области градостроительной деятельности не могут
противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, за
исключением тех частей, которые представляют собой комплексные
правовые институты с другими отраслями законодательства, относящегося к
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.

    Ранее в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 18 июля 2003 года № 13-П <По делу о проверке конституционности
положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК
Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона <О
прокуратуре Российской Федерации> в связи с запросами Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета
Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан>
указывалось на невозможность нарушения конституционных принципов
федеративного устройства Российской Федерации текущим федеральным
регулированием посредством законов, недопустимость неправомерного
вмешательства федерального законодательства в сферу исключительной
компетенции субъектов Российской Федерации.

    Учитывая вышеизложенное, на основании части 2 статьи 125
Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного
закона <О Конституционном Суде Российской Федерации> Московская
городская Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации
проверить содержание  норм части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса
Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ и подпункта 42
пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ
<Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации> на соответствие статьям 71, 72, 73, 76 Конституции Российской
Федерации.



    Приложения:


    1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря
2004 года № 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации,
2005, № 1 (часть 1), ст. 16).
    2. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ <Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации> (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42,
ст. 5005).
    3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998
года № 73-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №
19, ст. 2069).
    4. Квитанция об уплате государственной пошлины.