Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 834-ПП от 25 августа 2009 года

О Концепции Городской межведомственной программы «Дети улиц» на 2010—2012 гг.»

      В целях организации мер дополнительной поддержки детей города
Москвы, создания благоприятных условий развития семейных форм вос-
питания, внедрения механизмов восстановительного правосудия и при-
мирительных процедур,  формирования территориальной системы профи-
лактической деятельности по защите прав несовершеннолетних  Прави-
тельство Москвы постановляет:
     1. Одобрить Концепцию  Городской  межведомственной  программы
"Дети улиц" на 2010-2012 гг." (приложение).
     2. Возложить  функции заказчика-координатора Городской межве-
домственной программы "Дети улиц" на 2010-2012 гг." (далее - Прог-
рамма)  на Департамент семейной и молодежной политики города Моск-
вы.
     3. Департаменту образования города Москвы, Департаменту здра-
воохранения города Москвы,  Департаменту социальной защиты населе-
ния города Москвы, Департаменту физической культуры и спорта горо-
да Москвы,  Департаменту культуры города Москвы, префектурам адми-
нистративных  округов  города  Москвы во взаимодействии с органами
местного самоуправления внутригородских муниципальных  образований
в городе Москве,  а также государственными,  общественными,  иными
некоммерческими организациями города Москвы принять участие в фор-
мировании Программы.
     4. Просить ГУВД по г.Москве,  Управление  Федеральной  службы
Российской  Федерации по контролю за оборотом наркотиков по городу
Москве, Управление  Федеральной  службы  исполнения  наказаний  по
г.Москве принять участие в формировании Программы.
     5. Департаменту семейной и молодежной политики города  Москвы
разработать  и  в  IV  квартале  2009 г.  представить Программу на
утверждение Правительства Москвы.
     6. Установить,  что реализация Программы будет осуществляться
ответственными департаментами и подведомственными им  учреждениями
в рамках выполнения функций в соответствии с положениями и устава-
ми в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на их со-
держание и утвержденных законом о бюджете города Москвы  на  соот-
ветствующий финансовый год.
     7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на   первого   заместителя  Мэра  Москвы  в  Правительстве  Москвы
Швецову Л.И.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков



                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 25 августа 2009 г. N 834-ПП


          Концепция Городской межведомственной программы
                  "Дети улиц" на 2010-2012 гг."


   I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Городской
межведомственной программы "Дети улиц" на 2010-2012 гг.  (далее  -
Программы)  приоритетным задачам социально-экономического развития
города Москвы
     Одним из  приоритетных направлений государственной политики в
Российской Федерации является улучшение положения  детей  в  таких
направлениях, как охрана и укрепление здоровья детей и подростков,
профилактика социального неблагополучия семей с детьми,  повышение
эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, соз-
дание  условий  для активного включения детей в социально-экономи-
ческую, культурную жизнь общества.
     Улучшение положения  детей в обществе,  их надлежащая защита,
создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения,
воспитания  и  развития является важнейшим фактором,  определяющим
устойчивое и гармоничное развитие города.
     Изменение подходов в области социальной профилактики детского
и семейного неблагополучия отражается в принятии  различных  прог-
рамм,  реализуемых  как  на уровне страны в целом,  так и в рамках
развития города Москвы.
     Программа "Дети России" на 2007-2010 годы призвана обеспечить
комплексный подход к созданию благоприятных условий для  улучшения
жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополу-
чия семей с детьми.  Основной ее приоритет - ориентированность как
на  поддержку  и  развитие детей,  так и на профилактику семейного
неблагополучия и поддержку семей,  оказавшихся в трудной жизненной
ситуации,  применение современных технологий и инноваций при реше-
нии данных проблем.
     Создать условия,  в которых Москва является городом, доброже-
лательным к детям,  предполагает стратегия  "Московские  дети"  на
2008-2017 гг. В данном документе Правительство Москвы провозглаша-
ет принцип приоритетной адресной поддержки всех категорий социаль-
но незащищенных детей, обеспечение реального равенства прав и воз-
можностей для всех маленьких жителей города, что является наиболее
надежным путем снижения социальной напряженности,  сокращения раз-
рыва между реальным качеством жизни наиболее богатых и самых  бед-
ных  семей.  С учетом стратегии Правительства Москвы по реализации
государственной политики в интересах детей  "Московские  дети"  на
2008-2017 годы" разработан Комплекс мер по преодолению социального
сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг.,  что,  в свою очередь,
является продолжением мероприятий, направленных на поддержку и ре-
абилитацию социально незащищенных слоев населения.
      При формировании  городской  политики  в области защиты прав
детей на ближайшие годы главным приоритетом  деятельности  органов
исполнительной  власти должна стать именно профилактическая работа
по предупреждению детского и семейного неблагополучия.
     Активная деятельность  органов  исполнительной  власти города
Москвы в последние несколько лет в области социальной  политики  в
отношении семей,  нуждающихся в помощи государства, и защиты детс-
тва привела к некоторой стабилизации ситуации в сфере  детского  и
семейного  неблагополучия.  Однако,  в  последнее время в условиях
экономического кризиса наблюдается  обострение  как  криминогенной
ситуации в стране в целом,  так и увеличение проблем несовершенно-
летних,  в том числе наблюдается возрастание детской преступности,
асоциального поведения. Все это требует изменения структуры профи-
лактики детского и семейного неблагополучия,  развитие  социальной
инфраструктуры каждого района, округа и города в целом, принятие и
введение новых законов и программ адресной помощи детям и семьям с
детьми, оказавшиеся в социально опасном положении.
     За прошедшие десять лет построен базис  системы  профилактики
детского и семейного неблагополучия через комплекс учреждений сис-
темы государственных,  общественных, иных некоммерческих организа-
ций города  Москвы,  которые стали центром разработки и реализации
новых форм и методов профилактической работы с молодежью,  коорди-
наторами  взаимодействия  учреждений  и служб системы профилактики
округов города.
     Новые направления в политике Правительства Москвы в отношении
детей требуют смещения акцента в профилактической работе.  В даль-
нейшем  предстоит сосредоточить усилия на развитии территориальной
системы профилактической деятельности по защите прав несовершенно-
летних. В ее рамках предполагается проведение мониторинга насыщен-
ности районов города учреждениями системы профилактики,  и на  его
основе создание недостающих звеньев,  в том числе отделений (каби-
нетов) межрайонных центров "Дети улиц".  Такой подход  к  развитию
сети  учреждений  и центров профилактической работы позволит более
эффективно решать одну из приоритетных задач социально-экономичес-
кого развития города Москвы - оказание адресной поддержки и помощи
несовершеннолетним и семьям,  попавшим в трудную жизненную  ситуа-
цию.
     Создание территориальной системы профилактической деятельнос-
ти по защите прав несовершеннолетних ориентировано,  прежде всего,
на следующих лиц:
     - несовершеннолетние, проживающие в социально неблагополучных
семьях и испытывающие потребность в  оказании  социально-педагоги-
ческой, правовой и иной поддержки.
     - несовершеннолетние,  состоящие на учете в комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав, подразделениях по делам несо-
вершеннолетних органов внутренних дел;
     - несовершеннолетние  и  семьи,  имеющие детей,  состоящих на
внутришкольном учете;
     - несовершеннолетние,  отбывающие  наказания,  не связанные с
лишением свободы,  состоящие на  учете  в  уголовно-исполнительной
инспекции.
     Важным является развитие системы ювенальных технологий в  го-
роде Москве.  В ее рамках осуществляются программы,  проекты и ме-
роприятия социального,  педагогического,  юридического, психологи-
ческого  и  медицинского  характера,  направленные на профилактику
противоправного поведения и реабилитацию несовершеннолетнего.
     В целях  профилактики  межнациональной  розни Программа будет
предусматривать блок по работе с несовершеннолетними в сфере  меж-
национальных и межконфессиональных отношений, по их социализации в
инфраструктуре мегаполиса.
     Разработка и  реализация настоящей Программы в целом призвана
оптимизировать профилактическую  работу  с  несовершеннолетними  и
семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целе-
вым методом.

     Целесообразность решения  проблемы  организации   комплексной
профилактической  работы с несовершеннолетними "группы риска" и их
семьями в городе  Москве  программно-целевым  методом  обусловлена
тем,  что комплексные программы позволяют обеспечить сочетание на-
учного подхода к планированию и организации процесса  профилактики
с рациональным расходованием финансовых средств.
     Принимая во внимание имеющийся международный опыт  в  области
преодоления социального сиротства в таких странах как Великобрита-
ния,  Соединенные Штаты Америки считается,  что лучше всего  забо-
титься  о  детях могут только их родители.  Поэтому в предлагаемой
концепции Программы акцент сделан на необходимость оказания помощи
и поддержки со стороны государства и гражданского общества семьям,
попавшим в трудную жизненную ситуацию, для обеспечения их бесплат-
ного  доступа к широкому кругу специалистов в целях воспитания де-
тей в домашних условиях.
     Так, например, в Великобритании местными властями оказываются
социальные услуги и предлагается помощь тем семьям, где требования
к воспитанию детей превышают имеющиеся в семье ресурсы.  Контакт с
семьей может включать индивидуальную работу (поддержка и  консуль-
тирование), советы по получению пособий и по управлению финансами.
     В Соединенных Штатах Америки существуют направленные на  про-
филактику негативных последствий в детско-подростковой среде прог-
раммы с упором на окружение по месту жительства в большей степени,
чем на индивидуальный подход или школьную среду. Основным ресурсом
реализации такого рода программ является мобилизация общественнос-
ти.
     В Российской Федерации также имеется положительный опыт  реа-
лизации программно-целевого подхода к системе профилактики в таких
регионах как Республика Башкортостан, Красноярский, Пермский край,
Томская,  Новгородская,  Нижегородская, Волгоградская, Вологодская
области, Санкт-Петербурге и других. Так, например, в Пермском крае
ведется  активная работа по сопровождению несовершеннолетних,  по-
павших в трудную жизненную ситуацию, не только до совершеннолетия,
а  до 23 лет.  В Архангельской области муниципальными учреждениями
осуществляется организационно-методическая, коррекционно-развиваю-
щая и рекламно-просветительская профилактическая работа с конкрет-
ной семьей.  В Санкт-Петербурге профилактическая деятельность осу-
ществляется государственным учреждением "Городской центр профилак-
тики безнадзорности и  наркозависимости  несовершеннолетних  "Кон-
такт" с привлечением общественных организаций.
     В Пензенской области принята муниципальная программа по выяв-
лению,  лечению  и  реабилитации лиц,  злоупотребляющих алкоголем,
созданы муниципальные межведомственные комиссии по работе с  проб-
лемными  семьями,  осуществляется мониторинг эффективности работы,
действуют Советы общественности по профилактике правонарушений.  В
2007  году  в Пензенской области возрожден "институт наставничест-
ва".  Почти за всеми подростками,  состоящими на учете в  милиции,
закреплены  шефы-наставники,  которые ведут постоянную профилакти-
ческую работу со своими подопечными. В Тюменской области сформиро-
ван информационный ресурс "Электронный паспорт семьи", представля-
ющий собой базу данных о семьях,  а также  сформирован  и  успешно
функционирует в межведомственном взаимодействии "Банк данных семей
и несовершеннолетних группы особого внимания". В Тюменской области
также введен институт "наставничества", основными задачами которо-
го  являются  оказание  личностно-ориентированной  педагогической,
психологической и социальной помощи несовершеннолетним, находящим-
ся в трудной жизненной ситуации, а также просветительская работа с
родителями.
      В ходе реализации комплексных программ координируется  взаи-
модействие различных отраслей социальной сферы, оптимизируется ис-
пользование бюджетных средств. В условиях такой программы возможно
направить имеющиеся ресурсы на решение стратегически значимых нап-
равлений и ликвидацию наиболее болезненных  социальных  явлений  в
жизни  города.  Эффективность решения организации профилактической
работы с несовершеннолетними и семьями,  попавшими в трудную  жиз-
ненную ситуацию, программно-целевым методом проявилась в ходе реа-
лизации предыдущих городских программ (программа профилактики без-
надзорности,  преступности,  алкоголизма, наркомании и СПИДа среди
несовершеннолетних:  "Дети улиц" на 1997  год,  "Молодежь  Москвы"
(2007-2009 гг.).  В рамках реализации данных программ активно осу-
ществлялась волонтерская деятельность по выявлению беспризорных  и
безнадзорных   несовершеннолетних,  проводилась  просветительская,
консультационная и коррекционная работа по предупреждению  алкого-
лизма,  наркомании, табакокурения среди несовершеннолетних и моло-
дежи,  велась пропаганда здорового образа жизни и социально прием-
лемого поведения, осуществлялась организация досуга и отдыха несо-
вершеннолетних и молодежи, разрабатывалась научно-методическая до-
кументация  по проблемам профилактики асоциального поведения и ра-
боты с несовершеннолетними, осуществлялась всесторонняя социальная
поддержка молодого населения города Москвы.
     В 2008 году были подведены итоги работы  государственных  уч-
реждений системы Департамента семейной и молодежной политики горо-
да Москвы Городского и межрайонных центров по  профилактике  прес-
тупности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних
"Дети улиц".
     За прошедший период времени,  начиная с 1997 года,  выстроена
основа профилактической работы во взаимодействии со всеми учрежде-
ниями и организациями. По данным статистики в конце 2007 года чис-
ленность населения в городе Москве составила более 10,2 млн. чело-
век.  По данным префектур административных округов в городе Москве
проживает около 2 млн.  несовершеннолетних жителей. Всего в городе
существует 125 внутригородских муниципальных образований, в рамках
каждого из них существуют различия,  в том числе в наличии опреде-
ленной социальной инфраструктуры, контингента проживающего населе-
ния, уровня жизни и др.
     На сегодняшний день в городе работает 11 центров "Дети улиц",
14 социальных приютов, 25 центров социальной помощи семье и детям.
Практически  в каждом районе города действуют психолого-медико-со-
циальные центры системы образования,  отделения помощи семье и де-
тям в Центрах социального обслуживания населения.
     За десятилетний период уличной  социальной  работой  охвачено
более  5  тысяч беспризорных и 15 тысяч безнадзорных несовершенно-
летних, которым была оказана адресная индивидуальная помощь. Коли-
чество  "уличных"  детей  по сравнению с 1997 годом сократилось на
70%  (с 50 тыс. в 1997 г. до 15 тыс. в 2008 г.). В целом можно го-
ворить  о решении проблемы детской беспризорности в городе Москве.
Перед органами социальной сферы города встает другая задача по ор-
ганизации профилактической работы с безнадзорными несовершеннолет-
ними.  Причем безнадзорность несовершеннолетних выражена как явно,
когда  дети  практически все время проводят на улице,  так и имеет
скрытые формы,  когда ребенок по формальному признаку имеет семью,
условия  для проживания и обучения,  но со стороны родителей конт-
роль за их поведением отсутствует.
     В 2008  году с выявленными безнадзорными и беспризорными под-
ростками и их родителями центрами "Дети улиц" было проведено более
16  тысяч  профилактических консультаций,  из них первичных -  6,3
тыс.,  повторных -  8,5 тыс.,  с несовершеннолетними - 8,5 тыс., с
родителями - 2,4 тыс.
     Из выявленной категории подростков в медицинские учреждения в
2008 году было направлено более 1 тыс. несовершеннолетних, в учеб-
ные заведения помещено 100 чел.
     Специалистами центров  "Дети улиц" оказана помощь в трудоуст-
ройстве более 250 несовершеннолетних,  из них на  период  школьных
каникул - порядка 200 человек.
     Принимались меры по организации летнего отдыха данной катего-
рии  подростков.  Направлено  в профилактический лагерь более 2000
несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.
     Иными формами  профилактической  работы было охвачено порядка
2,6 тысяч человек.
     Активно проводилась  профилактическая  работа  с подростками,
состоящими на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и  за-
щите их прав,  всего около 9,0 тыс.  несовершеннолетних, из них на
внутришкольном учете - около 3,0 тыс. человек.
     К профилактическим мероприятиям привлечено около 500 волонте-
ров.
     На постоянном сопровождении в межрайонных центрах "Дети улиц"
состоит около 4 тысяч несовершеннолетних и 2 тысяч семей, попавших
в трудную жизненную ситуацию.
     Всего в течение года проведено около 5 тысяч  предупредитель-
но-профилактических мероприятий совместно с другими учреждениями и
организациями системы профилактики.
     Вместе с тем,  по данным Управления Федеральной службы испол-
нения наказаний  России по г.Москве, за 6 месяцев 2009 г. в межра-
йонных уголовно-исполнительных инспекциях  УФСИН России по г.Моск-
ве было поставлено на учет вновь 177 несовершеннолетних  (2,8%  от
общего количества лиц, взятых на учет), прошло по учетам 569 несо-
вершеннолетних.  В сравнении с аналогичным периодом прошлого  года
отмечается  ухудшение  криминогенного  состава  несовершеннолетних
правонарушителей,  состоящих на  учете  в  уголовно-исполнительных
инспекциях города Москвы.  По итогам 6 месяцев 2009 года 23,4% или
133 подучетных осуждены за тяжкие  и  особо  тяжкие  преступления:
убийство, нанесения тяжких телесных повреждений, разбойные нападе-
ния,  грабежи (АППГ - 19,5%). Увеличивается количество несовершен-
нолетних,  которым судом назначается обязанность пройти курс лече-
ния от алкоголизма и наркомании.
     Как показывает анализ,  практически треть несовершеннолетних,
состоящих на учете  в  уголовно-исполнительных  инспекциях  города
Москвы,  проживает в неполных или неблагополучных семьях. У многих
подростков  наблюдаются  отклонения  в психическом здоровье. Более
75%  подростков  употребляют или ранее употребляли алкогольные на-
питки и  наркотические средства.  Более 50%  подростков  совершили
преступления в состоянии алкогольного опьянения. В основном, прес-
тупления в  несовершеннолетнем  возрасте совершают юноши -  90,6%,
количество девушек, совершивших преступление, от общего числа сос-
тавляет соответственно 9,4%.
     По результатам  исследований,  проведенных психологами межра-
йонных уголовно-исполнительных инспекций,  факторами, влияющими на
социально-психологическое неблагополучие подростков, являются:
     - злоупотребление родителями спиртными напитками;
     - воспитание в неполных семьях, в которых дети испытывают не-
достаток опеки и контроля;
     - воспитание  в  социально неблагополучных семьях,  в которых
часто возникают конфликты;
     - низкий  морально-нравственный и культурный уровень развития
родителей;
     - неблагоприятные жилищно-бытовые условия, в которых подрост-
ку не созданы условия для развития;
     - отсутствие  необходимых  социальных навыков у несовершенно-
летнего, негативное влияние близкого окружения подростка;
     - социально-педагогическая запущенность подростка, отставание
от сверстников;
     - склонность  к  употреблению  алкоголя,  наркотиков и других
психоактивных веществ.  Проявление различных видов психических за-
висимостей;
     - наличие признаков виктимного поведения. Невозможность усво-
ения морально-этических норм, различные формы нарушения поведения.
Частые уходы из дома, которые служат стремлению избежать наказаний
или трудностей.
     В новых условиях рыночных отношений, укрепления государствен-
ности, развития общественных связей, демократизации общества, при-
нимая во внимание сложившуюся экономическую и социальную ситуацию,
необходимы новый подход и модернизация существующей системы профи-
лактики в городе Москве. Программа" должна стать механизмом единой
поддержки,  управления  и координации работы всех учреждений и ве-
домств в сфере профилактики,  привлечения к участию частного и об-
щественного сектора.
     Нормативные правовые и научно-методические  основания  разра-
ботки и реализации Программы содержатся в следующих документах:
     - Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.  (ратифици-
рована  постановлением  Верховного Совета  СССР от 13 июня 1990 г.
N 1559-1);
     - Программа действий ЮНИСЕФ "Создание городов, доброжелатель-
ных к детям";
     - Федеральная  целевая  программа  "Дети России" на 2007-2010
годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации
от 21 марта 2007 г. N 172);
      - Федеральный Закон от 30 июня 2007 г.  N 120-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья";
     - Федеральный Закон от 24 июля 1998 г.  N 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
     - Федеральный Закон от 28  апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав  ребенка
в Российской Федерации";
     - законы города Москвы от 28 февраля 2007 г. N 6 "О профилак-
тике наркомании и незаконного  потребления  наркотических средств,
психотропных веществ в городе Москве",  от 7 апреля 1999 г.  N  16
"О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
в городе Москве";  от 25 октября 2006 г. N 53 "О наделении органов
местного самоуправления внутригородских муниципальных  образований
в  городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере ор-
ганизации досуговой,  социально-воспитательной, физкультурно-оздо-
ровительной и спортивной работы с населением по месту жительства";
от 13 апреля 2005 г. N 12 "Об организации деятельности комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав", от 28 сентября 2005 г.
N 47 "О наделении органов местного самоуправления  внутригородских
муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Мос-
квы по образованию и организации деятельности районных комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав",  от 26 декабря 2007 г.
N 51 "О наделении органов местного  самоуправления внутригородских
муниципальных  образований  в  городе  Москве  отдельными полномо-
чиями города Москвы в сфере опеки и попечительства";  от 19  марта
2008 г. N 14 "О единой системе профилактики правонарушений в горо-
де Москве".
     Документы Правительства Москвы, в том числе городские целевые
программы:
     - постановление  Правительства  Москвы  от  25 марта  2008 г.
N 195-ПП  "О  Стратегии  Правительства Москвы по реализации  госу-
дарственной  политики  в  интересах  детей  "Московские  Дети"  на
2008-2017 гг.";
     - постановление  Правительства  Москвы  от 18 ноября 2008  г.
N 1061-ПП  "О Комплексе мер по преодолению социального сиротства в
городе Москве на 2009-2011 гг.";
     - постановление   Правительства  Москвы от 31 октября 2006 г.
N 864-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 25 октября
2006 г.  N 53 "О наделении органов местного самоуправления внутри-
городских муниципальных образований  в  городе  Москве  отдельными
полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социаль-
но-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной рабо-
ты с населением по месту жительства";
     - постановление  Правительства  Москвы  от 31  июля  2007  г.
N 611-ПП  "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от
31 октября 2006 г.  N 864-ПП и дальнейшем  взаимодействии  органов
государственной  власти  города Москвы с органами местного самоуп-
равления";
     - Городская  целевая  программа  "Молодежь Москвы" (2007-2009
гг.),  утвержденная постановлением Правительства Москвы от 11 сен-
тября 2007 г. N 778-ПП;
     - Комплексная городская целевая программа профилактики право-
нарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граж-
дан в городе Москве на 2006-2010 гг.,  утвержденная постановлением
Правительства Москвы от 31 января 2006 г. N 60-ПП;
     - Концепция развития  взаимодействия  органов  исполнительной
власти города Москвы с общественными и иными некоммерческими орга-
низациями на 2006-2010 гг., утвержденная постановлением Правитель-
ства Москвы от 25 июля 2006 г. N 564-ПП;
     - Городская комплексная программа "Спорт Москвы-2" (2007-2009
гг.), утвержденная распоряжением Правительства Москвы от 20 октяб-
ря 2006 г. N 2147-РП;
     - Комплекс  мероприятий по государственной поддержке развития
детского общественного движения в городе Москве на 2008-2010  гг.,
утвержденный  постановлением  Правительства  Москвы от 25 сентября
2007 г. N 840-ПП;
     - План  мероприятий  по  профилактике детской беспризорности,
безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних  на  2008-2010
годы,  утвержденный  постановлением Правительства Москвы от 12 ав-
густа 2008 г. N 728-ПП.
     Накопленный опыт использования программно-целевого метода для
осуществления мер по проблемам детей подтверждают целесообразность
и  необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в
рамках данной Программы.
     Принятие данной Программы позволит создать условия для профи-
лактики семейного неблагополучия и асоциального поведения несовер-
шеннолетних,  разработать и реализовать комплекс мероприятий, свя-
занных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполни-
телям.
     При формировании Программы предполагается применение  систем-
ного  подхода,  характеризующегося  необходимостью учета следующих
принципов:
     - обязательность достижения согласованности мероприятий Прог-
раммы по ресурсам, исполнителям, источникам финансирования, а так-
же по срокам их выполнения;
     - обеспечение согласованности целей и задач Программы с  тре-
бованиями федеральных законов и законов города Москвы,  программой
социально-экономического развития Российской  Федерации  и  города
Москвы;
     - концентрация ресурсов на выполнение приоритетных  мероприя-
тий  по созданию территориальной системы профилактической деятель-
ности по защите прав несовершеннолетних, состоящих на внутришколь-
ном учете,  учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите
их прав и подразделениях по делам несовершеннолетних органов внут-
ренних дел,  испытывающих трудности социализации,  имеющих ограни-
ченные возможности, проживающих в социально неблагополучных семьях
и  испытывающих  потребность  в оказании социально-педагогической,
правовой и иной поддержки;  несовершеннолетних, отбывающих наказа-
ния,  не  связанные с лишением свободы и состоящих на учете в уго-
ловно-исполнительной инспекции.
     - обеспечение  необходимой координации деятельности федераль-
ных и региональных органов государственной власти,  местного само-
управления,  общественных организаций города Москвы при выполнении
Программы;
     - использование  отечественного и зарубежного научного потен-
циала и имеющегося опыта организации профилактической работы с не-
совершеннолетними и семьями,  попавшими в трудную жизненную ситуа-
цию.

     III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации без использования программно-целевого метода

     Непрограммный вариант  не позволит обеспечить комплексное ре-
шение организационных,  методологических, программно-технологичес-
ких  вопросов  создания единой системы тесного взаимодействия всех
участников системы профилактики с достижением результата на конеч-
ном этапе.
     Существующая на сегодня система  учреждений  профилактики  не
отвечает потребностям несовершеннолетних и семей, попавших в труд-
ную жизненную ситуацию,  растущему спросу на передовые технологии,
при  этом  предлагаемые  отдельные научные достижения в социальной
сфере не находят применения ввиду несбалансированности данной сис-
темы.
     Вероятными последствиями отказа  от  использования  программ-
но-целевого  метода  при решении вопросов безнадзорности и беспри-
зорности,  педагогической и социальной запущенности  несовершенно-
летних  могут  стать разрозненные малоэффективные усилия городских
органов исполнительной власти по снижению  проблемности  ситуации,
уменьшение  их ответственности,  несистемное решение стоящих перед
городом задач в этой области, увеличение числа дезадаптированных и
склонных к асоциальному поведению детей.
     А как следствие  -  малоэффективное  использование  бюджетных
средств,  незначительное привлечение средств внебюджетных источни-
ков.  Замедление развития системы раннего выявления и профилактики
безнадзорности  и  беспризорности неминуемо приведет к росту коли-
чества таких детей как среди жителей города Москвы,  так  и  среди
мигрантов,  увеличению числа правонарушений среди несовершеннолет-
них. Так как известно, основными причинами невысокой эффективности
профилактики  семейного  и  детского  неблагополучия  является его
позднее выявление.

     IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

     Практикой последних лет подтверждено,  что в настоящий момент
наиболее эффективным инструментом организации процессов в социаль-
ной сфере является межведомственная программа. Такой подход позво-
ляет использовать,  во-первых,  в контексте программы  возможности
для краткосрочного (ежегодного) планирования работы,  а во-вторых,
обеспечивает более длительное прогнозирование деятельности с  уче-
том  Стратегии  Правительства Москвы по реализации государственной
политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 гг.
     Преимущество данного подхода заключается в возможности разра-
ботки максимального количества инновационных технологий уже в бли-
жайшей  перспективе,  при использовании необходимой бюджетной под-
держки.  Что позволит обеспечить концентрацию бюджетных средств на
ограниченном количестве наиболее важных направлений деятельности и
целевых групп,  в каждом из которых средства бюджета города Москвы
направляются  на реализацию важнейших индивидуально-реабилитацион-
ных программ и проектов,  существенно влияющих на достижение  пос-
тавленных  целей.  Эффективность  программы  оценивается  в случае
обеспечения правильно направленной помощи подросткам и молодежи из
групп "повышенного риска".
     Можно выделить следующие основные преимущества данного  вари-
анта решения проблемы:
     - возможность полного контроля городом всех структур  системы
профилактики;
     - наличие четких и измеримых  результатов  оценки  реализации
программных мероприятий и услуг;
     - повышение эффективности реализуемых мероприятий и  услуг  и
расширение  их  спектра за счет скоординированной реализации прог-
раммы учреждениями системы профилактики;
     - отсутствие  дублирования  вложения бюджетных средств,  в те
или иные реализуемые разными ведомствами мероприятия;
     - консолидация  объемов  финансовых  ресурсов на определенных
приоритетных направлениях,  и,  как следствие,  более рациональное
использование бюджетных средств,  с возможностью изменения отдель-
ных компонентов программы.
     Основные риски  данного варианта связаны с необходимостью ад-
министрирования процесса реализации программы,  а также соблюдения
графика финансирования программных мероприятий.
     В процессе реализации Программы возможны затруднения в дости-
жении поставленных целей в связи со следующими рисками:
     - дефицит квалифицированных кадров;
     - замедление экономического роста в стране в целом и в Москве
в частности,  а также рост инфляции, существенно выходящий за пре-
делы прогнозных оценок.
     Отказ от межведомственной  программы  как  метода  управления
создает  неоправданно высокий риск потери управляемости на направ-
лениях реабилитационной работы с подростками и молодежью.
     Риски, связанные с решением задач непрограммным методом,  оп-
ределяются:
     - вероятностью  слабой координации действий различных субъек-
тов системы профилактики, что приводит к неоправданному расходова-
нию  бюджетных  средств  на  формирование идентичных показателей в
рамках каждого ведомства;
     - формированием дублирующей статистической информации;
     - отсутствием процедур сопровождения  индивидуального  случая
от момента раннего вмешательства до конечного результата профилак-
тических и реабилитационных усилий;
     - невозможностью обеспечить комплексное решение проблем несо-
вершеннолетних и семей,  находящихся в трудной жизненной ситуации,
с  учетом конечного результата -  положительных изменений в судьбе
конкретного человека.

     V. Ориентировочные сроки и этапы решения  проблемы  программ-
но-целевым методом

     Начало реализации Программы - 2010 год,
     окончание реализации программы - 2012 год.
     Реализация Программы  будет  осуществляется  в соответствии с
ежегодными планами в два этапа.  План рассматривается на заседании
коллегии  Департамента семейной и молодежной политики города Моск-
вы.
     Первый начальный этап (2010-2011 гг.) предусматривает:
     - инвентаризацию и систематизацию имеющихся ресурсов;
     - создание  совокупности  индивидуально ориентированных прог-
рамм первичной профилактики,  раннего вмешательства и реабилитаци-
онных программ;
     - привлечение в сферу  профилактики  дополнительного  ресурса
общественных и некоммерческих организаций для участия в реализации
приоритетных направлений на основе научных и методических разрабо-
ток путем формирования государственного и муниципально социального
заказа;
     - развитие  волонтерского  движения,  формирование  института
наставничества;
     - привлечение дополнительных источников финансирования.
     Второй этап (2011-2012 гг.) предусматривает:
     - формирование  механизмов  устойчивого  развития эффективной
инновационной системы профилактики;
     - реализацию  прорывных направлений научно-методического раз-
вития, таких как изменение способа организации доступа к получению
услуг профилактического характера;
     - мониторинг качества,  эффективности  и  полноты  реализации
Программы;
     - внедрение ювенальных технологий;
     - рост социального эффекта через изменение мотивации несовер-
шеннолетних и их семей,  попавших в трудную жизненную ситуацию, от
"иждивенчества" к "партнерству".
     В ходе реализации Программы будет  осуществляться  мониторинг
реализации этапов,  целей и задач, промежуточная и итоговая оценка
эффективности проводимых мероприятий,  что отразится  в  публичной
оценке  реализации Программы с привлечением независимых обществен-
ных экспертов. С учетом социально-экономической ситуации в стране,
а  также по итогам экспертиз возможны изменения в системе планиро-
вания мероприятий Программы.

     VI. Предложения по целям и задачам Программы,  основным целе-
вым индикаторам и показателям,  позволяющим оценивать ход реализа-
ции Программы по годам.

     Целями Программы являются:
     I. Создание  территориальной  системы  "шаговой  доступности"
профилактической деятельности по  защите  прав  несовершеннолетних
при  системообразующей роли Департамента семейной и молодежной по-
литики города Москвы взаимодействии  с  государственными,  муници-
пальными учреждениями, общественными, некоммерческими организация-
ми города Москвы,  занимающимися проблемами профилактики семейного
неблагополучия  и  асоциального  поведения  несовершеннолетних  на
уровне города, округа, района.
     II. Развитие ювенальных технологий в городе Москве.
     III. Формирование блока инновационных профилактических  прог-
рамм  для  подростков  и молодежи,  рассчитанных на работу в малых
группах, в том числе с ориентацией на:
     - профилактику алкоголизма,  наркомании,  табакокурения среди
несовершеннолетних;
     - организацию трудовой занятости несовершеннолетних,  предпо-
лагающих осуществление профориентационной работы, выработку мер по
стимулированию  как самих несовершеннолетних,  так и потенциальных
работодателей,  включая привлечение  к  сотрудничеству  молодежных
студенческих  и  иных трудовых отрядов,  проведение профессиональ-
но-трудовых лагерей;
     - оказание  безработным гражданам в возрасте от 16 до 18 лет,
не имеющим профессии,  в приоритетном порядке услуг по  профессио-
нальному обучению по направлению органов службы занятости;
     - организация работы по информированию подростков и их  роди-
телей  об  основах трудового законодательства для несовершеннолет-
них,  возможности  трудоустройства,  профессионального   обучения,
участия в молодежных программах социально-трудовой адаптации;
     - содействие трудоустройству молодежи в возрасте от 14 до  18
лет  в рамках мероприятий программы "Организация временного трудо-
устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет";
     - содействие  трудоустройству  безработных граждан в возрасте
от 16 до 18 лет,  в рамках программ "Организация общественных  ра-
бот"  и  "Организация временного трудоустройства безработных граж-
дан, испытывающих трудности в поиске работы";
     - организация  и проведение специализированных молодежных яр-
марок вакансий.
     - вовлечение  несовершеннолетних  "группы  риска" в виды дея-
тельности,  ведущие к формированию здорового  образа  жизни,  т.е.
стимулирование  занятий физической культурой и спортом,  в особен-
ности экстремальными и популярными в молодежной среде видами спор-
та,  туристической,  краеведческой  деятельностями,  развитие форм
кружковой работы с привлечением досуговых учреждений.
     IV. Формирование государственного социального заказа на рабо-
ту с конкретной семьей с целью ее сохранения,  в том числе  с  ис-
пользованием потенциала общественного сектора.
     V. Создание условий для социализации несовершеннолетних  миг-
рантов  в рамках мегаполиса в сотрудничестве с национальными диас-
порами города Москвы.
     VI. Развитие  системы  информационно-консультативных  услуг в
сфере социальной профилактики всех видов зависимостей, в том числе
наркомании,  алкоголизма, табакокурения, лудомании, во взаимодейс-
твии с федеральной службой по контролю за  оборотом  наркотических
средств,  медицинскими лечебными и реабилитационными учреждениями.
Широкое привлечение средств массовой информации к освещению данных
проблем,  проблем детского и семейного неблагополучия, социального
сиротства,  защиты прав детей. Стимулирование деятельности средств
массовой информации по разработке тем, связанных с данными пробле-
мами. Формирование негативного отношения общества к различного ро-
да зависимостям,  информирование населения о проводимой работе ор-
ганами государственной власти города Москвы, в том числе с исполь-
зованием интернет-ресурсов, по созданию благоприятных условий раз-
вития семейных форм воспитания.
     VII. Для достижения намеченных целей необходимо решить следу-
ющие задачи:
     1. Организация  социальной среды,  благоприятной для развития
личности  несовершеннолетних,  включающей  информационно-просвети-
тельскую и пропагандистскую деятельность с несовершеннолетними, их
родителями и социальным окружением с привлечением средств массовой
информации,  интернет-ресурсов, муниципальных органов самоуправле-
ния.  Создание механизма формирования общественного мнения,  толе-
рантного  к проблемам несовершеннолетних "группы риска" и активной
жизненной позиции относительно их ресоциализации.  Создание  меха-
низма реализации модели социального сопровождения по месту житель-
ства несовершеннолетнего, склонного к асоциальному поведению и со-
вершению правонарушений.
     2. Четкое разграничение полномочий и функций учреждений  сис-
темы профилактики с учетом групп несовершеннолетних и семей, нахо-
дящихся в социально опасном положении,  в контексте отклоняющегося
поведения, а именно "группы риска" по повторным преступлениям, аг-
рессивному поведению, бродяжничеству, родительской бесконтрольнос-
ти,  по возрастным категориям, семейному насилию, риску употребле-
ния психоактивных веществ, алкоголизма, табакокурения и других.
     3. Развитие  социального  патрулирования  и диагностики детс-
ко-подростковой социальной среды,  осуществление ранней социальной
диагностики и вмешательства в ситуацию детского и семейного небла-
гополучия во взаимодействии государственных,  муниципальных, меди-
цинских,  образовательных,  общественных и национально-религиозных
организаций.
     4. Создание   социально-экономических   механизмов  мотивации
граждан к участию в волонтерском движении,  участию в наставничес-
кой работе с несовершеннолетними "группы риска".
     5. Создание комплексной межведомственной информационной "базы
данных" несовершеннолетних и семей,  находящихся в социально опас-
ном положении. Организация системы статистического учета и анализа
результатов деятельности центров и учреждений, занимающихся профи-
лактикой детского неблагополучия,  с прогнозированием  развития  и
планированием  работы подразделений.  Организация взаимодействия в
области обмена информацией со всеми  организациями,  занимающимися
проблемами детского и семейного неблагополучия.
     6. Модернизация сложившейся системы  повышения  квалификации,
переподготовки и аттестации специалистов,  занимающихся проблемами
несовершеннолетних, создание кадрового резерва.
     7. Разработка  и  внедрение  новых  программ  и технологий по
проблемам работы с несовершеннолетними и  семьями,  находящихся  в
социально  опасном положении на основе использования научных мето-
дических разработок в области образования, социального воспитания,
наркоконфликтологии, специальной педагогики и психологии, ювеналь-
ных технологий.
     8. Развитие  реабилитационной  службы  "социальная гостиница"
для удовлетворения неотложных  потребностей  несовершеннолетних  и
семей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации.
     9. Включение в деятельность  субъектов  профилактики,  в  том
числе  общественных организаций механизмов восстановительного пра-
восудия и примирительных процедур.
     10. Разработка  системы критериев (в том числе с точки зрения
материальных и нематериальных  затрат,  прямых  и  опосредованных,
краткосрочных,  среднесрочных  и  долгосрочных результатов) оценки
промежуточных и конечных  результатов,  показателей  эффективности
деятельности  и качества профилактических услуг учреждений системы
профилактики.  Разработка показателей индивидуальной оценки факто-
ров риска в поведении несовершеннолетних.
     11. Создание юридических консультационных  центров  анонимной
правовой помощи несовершеннолетним и их семьям.
     12. Проведение профилактических мероприятий  с  неформальными
молодежными объединениями, в том числе с целью предупреждения мас-
совых деструктивных проявлений с их стороны.
     13. Проведение мониторинга с целью определения представителей
этнических групп на территории районов  в  процентном  соотношении
для дальнейшего создания механизма их социализации в обществе.
     14. Включение детей и подростков-мигрантов в социально-актив-
ную деятельность на территории конкретного района.
     15. Развитие службы ювенальных социальных работников.
     16. Апробация  на  базе действующих учреждений системы профи-
лактики новых технологий,  разработанных научно-исследовательскими
учреждениями  и  организациями,  направленными  на решение проблем
профилактики детского и семейного неблагополучия.
     17. Формирование государственного заказа на подготовку специ-
алистов в области ювенологии.
     18. Разработка новых программ, а также изучение эффективности
воздействия на подростково-молодежную среду имеющихся методик про-
филактики наркомании, алкоголизма, табакокурения в целях определе-
ния единого стандарта антизависимого воздействия на  несовершенно-
летних.
     19. Внедрение культурологических основ социального воспитания
детей, подростков и молодежи через систему профилактической работы
с привлечением органов местного самоуправления, национальных диас-
пор,  религиозных конфессий, общественных организаций и институтов
гражданского общества.
     20. Разработка  системы критериев оценки неблагополучия семьи
и проведение на ее основе мониторинга.
     21. Изучение общественного мнения путем проведения социологи-
ческих исследований и опросов населения с целью повышения  резуль-
тативности деятельности по профилактике семейного неблагополучия и
отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
     Как оценка  конечных  и  промежуточных результатов выполнения
Программы, так и оценка эффективности реализации ее конкретных ме-
роприятий невозможны без разработки системы показателей, позволяю-
щих объективно оценивать состояние работ  по  Программе.  Основные
целевые показатели, позволяющие оценивать ход реализации Городской
межведомственной программы "Дети улиц" на 2010-2012 гг.  представ-
лены в приложении.

     VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Прог-
раммы.

     Программа предполагает смешанное финансирование.
     1. Средства бюджета города Москвы, в том числе средства, пре-
дусмотренные в бюджете города  Москвы  на  реализацию  мероприятий
Программы;
     2. Внебюджетные источники,  в том числе спонсорские средства.
Привлечение средств благотворительных и общественных фондов, орга-
низаций для реализации мероприятий Программы.
     В целях  гибкого реагирования на социально-экономическую обс-
тановку в городе Программой будет рассмотрена возможность финанси-
рования мероприятий по трем сценарным вариантам: базовому, реалис-
тическому, оптимистическому.
     Базовый вариант предполагает стабильное развитие,  проведение
тех мероприятий,  финансирование которых  предусмотрено.  Создание
территориальной  системы  профилактической  деятельности по защите
прав несовершеннолетних в соответствии с поставленными задачами.
     Реалистический вариант  предусматривает  частичное выполнение
комплекса мероприятий Программы,  развитие территориальной системы
профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних на
основе имеющихся материальных и кадровых ресурсов.
     Оптимистический вариант  предусматривает безусловное выполне-
ние всего комплекса мероприятий Программы.  Создание территориаль-
ной  системы профилактической деятельности по защите прав несовер-
шеннолетних, охватывающей каждый район города Москвы.

     VIII. Предварительная оценка эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы.

     В ходе  реализации  Программы предполагается достижение соци-
ально-гарантированного уровня профилактики  детского  и  семейного
неблагополучия.
     При выполнении запланированного комплекса мер  прогнозируется
следующее:
     - насыщение территории каждого района обязательным  минималь-
ным  комплексным  набором  методического инструментария по раннему
вмешательству и профилактике семейного неблагополучия,  безнадзор-
ности,  правонарушений и аддитивного поведения среди несовершенно-
летних города Москвы;
     - достижение адресной направленности городских профилактичес-
ких мероприятий;
     - повышение  уровня качества и эффективности деятельности уч-
реждений и организаций, занимающихся проблемами несовершеннолетних
в  соответствии  с выработанными нормами и стандартами,  а также в
результате привлечения новейших научных разработок;
     - повышение эффективности взаимодействия органов исполнитель-
ной власти города Москвы с учреждениями  системы  государственных,
муниципальных, общественных, иных некоммерческих организаций горо-
да Москвы, занимающихся проблемами профилактики семейно неблагопо-
лучия  и асоциального поведения несовершеннолетних на уровне горо-
да, округа, района.
     - увеличение   числа   высококвалифицированных  специалистов,
привлекающихся к работе в области проблем  семейного  неблагополу-
чия,  безнадзорности,  правонарушений и зависимого поведения среди
несовершеннолетних;
     - формирование обоснованных среднесрочных прогнозов изменения
состояния детского и семейного неблагополучия;
     - сокращение числа безнадзорных и беспризорных детей и небла-
гополучных семей;
     - развитие  инфраструктуры  отдыха и организации досуга несо-
вершеннолетних "группы риска" и их семей;
     - увеличение количества и повышение эффективности мероприятий
по  профилактике  правонарушений,  социально  опасного  поведения,
вредных привычек и зависимостей несовершеннолетних;
     - снижение распространенности употребления психоактивных  ве-
ществ,  курения,  употребления алкогольных напитков, пива и асоци-
ального поведения среди несовершеннолетних.

     IX. Предложения по участию органов исполнительной власти  го-
рода Москвы в формировании и реализации Программы и их взаимодейс-
твию с органами местного самоуправления по выполнению  мероприятий
программы.

     Государственный заказчик -  координатор Программы Департамент
семейной и молодежной политики города Москвы.
     Основной разработчик Программы - Департамент семейной и моло-
дежной политики города Москвы.
     В формировании и реализации городской программы предполагает-
ся участие федеральных органов исполнительной власти,  органов ис-
полнительной власти города Москвы, в том числе Департамента семей-
ной и молодежной политики города Москвы,  Департамента образования
города Москвы,  Департамента здравоохранения города Москвы, Депар-
тамента социальной защиты населения  города  Москвы,  Департамента
территориальных  органов исполнительной власти города Москвы,  Де-
партамента физической культуры и спорта города Москвы, Департамен-
та  культуры города Москвы,  Департамента экономической политики и
развития города Москвы,  Департамента труда и занятости  населения
города Москвы,  Департамента потребительского рынка и услуг города
Москвы,  Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации города Москвы, Комитета рекламы, информации и оформления го-
рода Москвы,  Комитета общественных связей города Москвы, Комитета
межрегиональных связей и национальной политики города Москвы,  Уп-
равления  информатизации города Москвы, ГУВД по г.Москве, Комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающих коор-
динацию деятельности органов и  учреждений  муниципальной  системы
профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несо-
вершеннолетних,  префектур административных округов города  Москвы
во взаимодействии с органами местного самоуправления внутригородс-
ких муниципальных образований, а также государственных, обществен-
ных,  иных некоммерческих организаций города Москвы, включая прив-
лечение к сотрудничеству национальных диаспор и  религиозных  кон-
фессий.  Органы  опеки и попечительства при муниципалитетах города
Москвы.  Органы местного самоуправления города Москвы участвуют  в
реализации Программы в рамках переданных им государственных полно-
мочий.

     X. Предложения по основным направлениям финансирования,  сро-
кам и этапам реализации Программы.

     Достижение цели  и решение задач Программы осуществляются пу-
тем скоординированного выполнения мероприятий Программы в  течение
всего срока действия программы с 2010 по 2012 гг.,  распределяемых
по следующим направлениям:
     - создание  территориальной системы профилактической деятель-
ности по защите прав несовершеннолетних в г.Москве;
     - развитие  материально-технической  базы  для  осуществления
всей полноты мероприятий по профилактике раннего семейного  небла-
гополучия и асоциального поведения несовершеннолетних;
     - создание централизованной  системы  повышения  квалификации
сотрудников  учреждений  и  организаций,  занимающихся  проблемами
детского и семейного неблагополучия, путем проведения тематических
семинаров,  круглых столов, тренингов, курсов повышения квалифика-
ции и профессиональной переподготовки;
     - создание  электронных  баз данных,  содержащих информацию о
семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном поло-
жении;
     - обеспечение научно-методической деятельности  учреждений  и
организаций, занимающихся проблемами детского и семейного неблаго-
получия;
     - обеспечение управления в процессе реализации Программы.

 XI. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы.

     Мероприятия Программы,  должны распределяться по пяти направ-
лениям с учетом приоритетов Программы,  в качестве которых предла-
гается  принять следующие особо значимые свойства и характеристики
профилактики раннего семейного  неблагополучия  и  противоправного
поведения несовершеннолетних:
     1. Обеспечение развития территориальной  системы  профилакти-
ческой  деятельности  по  защите  прав несовершеннолетних в городе
Москве.
     2. Обеспечение в ходе реализации Программы эффективного взаи-
модействия органов исполнительной власти города Москвы с государс-
твенными, муниципальными учреждениями, общественными, иными неком-
мерческими организациями города Москвы на уровне:  город - округ -
район.
     3. Достижение уровня качества  и  эффективности  деятельности
учреждений  и организаций,  занимающихся проблемами детского и се-
мейного неблагополучия в соответствии с  выработанными  нормами  и
стандартами, ведение статистического учета и анализа.
     Все мероприятия Программы должны иметь последовательность  их
выполнения "задача -  мероприятие - результат - контроль". Класси-
фикация мероприятий будет осуществляться по следующим уровням:
     а) общегородские мероприятия;
     б) мероприятия,  проводимые в округах при  участии  префектур
административных округов города Москвы и учреждений,  занимающихся
проблемами детского и семейного неблагополучия с участием  районов
округа;
     в) мероприятия, проводимые в районах при участии управ города
Москвы и органов местного самоуправления;
     г) иные мероприятия.
     Необходимо также  учитывать,  что  социально-профилактическая
сфера как объект управления характеризуется такими  особенностями,
как разнообразие социальных связей, реализуемых внутри системы со-
циальной профилактики;  потребность в охвате различных групп несо-
вершеннолетних с устойчивой социальной дезадаптацией;  многокрите-
риальность оценок эффективности  деятельности  системы  социальной
профилактики.
     Направление 1.  Осуществление профилактики раннего  семейного
неблагополучия и девиантного поведения несовершеннолетних на уров-
не города, округа, района.
     Проведение мероприятий по антинаркотической,  антиалкогольной
и антитабачной пропаганде и пропаганде здорового образа жизни.
     Проведение просветительской работы с родителями,  в том числе
развитие системы Дворовых общественных родительских Советов.
     Освещение проблем детской беспризорности, безнадзорности, ал-
коголизма,  наркомании и табакокурения в средствах массовой инфор-
мации, в том числе в сети Интернет.
     Организация и проведение окружных, районных акций и мероприя-
тий,  пропагандирующих  здоровый образ жизни,  позитивное общение,
недопущение различных форм насилия,  позитивных социальных ценнос-
тей  и  культуры мира,  направленных на профилактику конфликтов на
национальной и культурной почве среди детей и подростков.
     Проведение уличной социальной работы.
     Проведение мероприятий, совместно с образовательными учрежде-
ниями различного уровня,  по созданию зон, свободных от наркотиков
и табака.
     Проведение межведомственных мероприятий по ранней диагностике
детского и семейного неблагополучия.
     Направление 2. Повышение качества и согласованности работы по
профилактике семейного неблагополучия,  безнадзорности, правонару-
шений и алкоголизма,  табакокурения и наркомании среди несовершен-
нолетних.  Структурирование реабилитационного пространства с точки
зрения выявления неэффективных учреждений и ведомств, принятие мер
по изменению действующей системы.
     Работа учреждений   и  организаций,  занимающихся  проблемами
детского и семейного неблагополучия,  по вовлечению  несовершенно-
летних группы риска во временную трудовую деятельность.
     Проведение лагерных кампаний различной реабилитационной  нап-
равленности для неблагополучных семей и несовершеннолетних.
     Организация и развитие кружковой работы,  подростковых клубов
с  учетом современных молодежных течений и направлений организации
досуга.
     Проведение мероприятий  консультативно-коррекционной  направ-
ленности,  охватывающих несовершеннолетних, неблагополучные семьи,
организация  различных  видов  индивидуальной и групповой работы с
ними,  с привлечением современных информационных технологий и  ре-
сурсов, в том числе по решению органов исполнительной власти и су-
дов.
     Обеспечение работы телефона доверия (психологической поддерж-
ки и консультационно-справочной службы) для оказания  помощи  под-
росткам и молодежи.
     Организация акций на территории районов с целью усиления пра-
вового  просвещения несовершеннолетних "группы социального риска",
профориентационной консультации.
     Организация цикла семейных тренингов для родителей и подрост-
ков.
     Направление 3.  Обеспечение эффективного взаимодействия орга-
нов исполнительной власти города Москвы с органами местного  само-
управления,  центрами  социальной  помощи семье и детям,  органами
внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их
прав, общественными пунктами охраны порядка, и другими организаци-
ями на уровне: округ - район.
     Разработка системы повышения квалификации специалистов, зани-
мающихся проблемами несовершеннолетних.
     Разработка программ по привлечению для работы в учреждениях и
организациях специалистов,  занимающихся проблемами детского и се-
мейного неблагополучия, выпускников профильных вузов и колледжей.
     Организация межведомственных  совещаний,  семинаров,  круглых
столов, конференций по вопросам взаимодействия и совершенствования
работы в области семейного неблагополучия и противоправного  пове-
дения несовершеннолетних.
     Направление 4.  Развитие научно-методической деятельности  по
изучению  и  поиску  новых технологий работы с несовершеннолетними
"группы риска".
     Проведение исследований,  направленных на разработку техноло-
гий диагностики,  профилактики и ресоциализации несовершеннолетних
"группы риска".
     Проведение исследований,  направленных на изучение  различных
аспектов  раннего неблагополучия в семье и технологий ранней диаг-
ностики и профилактической работы.
     Сбор данных и ведение учета семей и несовершеннолетних, нахо-
дящихся в социально опасном положении.
     Разработка программ профилактики различных сторон асоциально-
го и девиантного поведения несовершеннолетних, пропаганда здорово-
го образа жизни.
     Организация конкурсов программ, разработок по проблемам несо-
вершеннолетних.
     Направление 5.  Развитие ювенальных технологий в городе Моск-
ве.
     Мониторинг законодательства, нормативного правового обеспече-
ния и правоприменительной практики в области защиты прав ребенка и
профилактика правонарушений.  Аккредитация при судах и  ведомствах
социальных ювенальных работников.
     Привлечение профессиональных юристов для организации и прове-
дения консультаций по вопросам правовой защиты несовершеннолетних.
     Совершенствование форм и методов работы с пенициарными учреж-
дениями, центром временного содержания несовершеннолетних правона-
рушителей и детскими домами  по  предупреждению  правонарушений  и
созданию условий социальной адаптации детей, содержащихся в вышеу-
казанных учреждениях.
     Осуществление правовой экспертизы проектов мероприятий, оцен-
ка судебной и правоприменительной практики.

     XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управ-
ления процессом реализацией Программы.

     Формы и  методы  управления реализацией Программы основаны на
сложившейся структуре управления учреждениями и организациями, за-
нимающимися  проблемами  детского  и семейного неблагополучия,  на
ежеквартальном планировании и отчетности о содержательной, органи-
зационной и финансовой деятельности, и исходят из социально-профи-
лактических интересов и запросов жителей города Москвы,  регистри-
руемых в ходе социологических и статистических исследований.



                                                               Приложение
                                                               к Концепции Городской межведомственной
                                                               программы "Дети улиц" на 2010 - 2012 гг."

 Основные целевые показатели, позволяющие оценивать ход реализации Городской межведомственной программы
                                    "Дети улиц" на 2010 - 2012 гг."
________________________________________________________________________________________________________
N          Показатели  в % (в сравнении с 2009г.)             2010 г.        2011 г.         2012 г.
п\п
________________________________________________________________________________________________________

1.   Увеличение количества выявленных несовершеннолетних,        10            15              20
     находящихся в социально опасном положении, нуждающихся
     в социально-педагогическом и правовом сопровождении

2.   Увеличение количества несовершеннолетних, находящихся       10            10              15
     в социально опасном положении,  вовлеченных в трудовую
     деятельность, профессиональное обучение, приобщенных к
     занятиям физической культурой и спортом, к иным формам
     организации досуга и оздоровительного отдыха.

3.   Увеличение количества снятых с учета несовершеннолетних,    20            30              30
     находящихся в социально опасном положении,  неблагополу-
     чных семей, учтенных в комплексной межведомственной
     информационной "базе данных".

4.   Увеличение числа высококвалифицированных специалистов,       5             5              10
     привлекающихся к работе в области семейного неблагополучия,
     безнадзорности, правонарушений и наркомании среди
     несовершеннолетних.

5.   Увеличение числа специалистов, прошедших специальную        10            15              10
     подготовку в области проблем детского и семейного
     неблагополучия (в рамках повышения квалификации,
     стажировок, участия в информационно-консультационных
     семинарах, круглых столах и пр.).

6.   Снижение количества семей и несовершеннолетних,              5             5               5
     находящихся в социально опасном положении,  находящихся
     на учете по рецидиву  асоциальных и девиантных действий.

7.   Увеличение числа выявленных безнадзорных и беспризорных     25            35              45
     детей, которым оказаны услуги по социально-педагогическому
     и правовому сопровождению.

8.   Увеличение количества случаев применения к                   5            10              15
     несовершеннолетним мер наказания, не связанных
     с реальным лишением свободы, с участием  службы
     ювенальных социальных работников.

9.   Увеличение количества дел в судопроизводстве, связанных      5             5               5
     с несовершеннолетними, с привлечением ювенального
     социального работника.

10.  Увеличение количества гражданских дел, иски по которым       3             5              10
     направлены в защиту интересов несовершеннолетних.

11.  Увеличение количества организаций и учреждений,              5            10              15
     вовлеченных в систему профилактики и реабилитации
     несовершеннолетних.

12.  Содействие занятости родителей, воспитывающих
     несовершеннолетних детей, путем предоставления
     психолого-профориентационных и образовательных услуг:
     - помощь в выборе оптимальных вариантов
     трудоустройства или профессионального обучения;              5             5               5
     - содействие в повышении уровня адаптации к условиям
     современного рынка труда;                                    5             5               5
     - содействие в повышении квалификации и
     профессиональной переподготовке по профессиям и             10            10              10
     специальностям, пользующимся устойчивым спросом на
     рынке труда города.

13.  Оказание профориентационных услуг подросткам и              10            10              10
     молодежи на специализированных массовых мероприятиях
     и групповых занятиях по проблемам выбора профессий,
     учебных и рабочих мест как меры  профилактики
     молодежной безработицы.

14.  Предоставление государственных образовательных              20            20              20
     услуг по направлению службы  занятости  безработным
     гражданам из числа молодежи, включая приоритетное
     направление на профессиональную подготовку безработных
     в возрасте 16 - 18 лет, не имеющих профессий,
     специальностей.
________________________________________________________________________________________________________
     Одним из важных показателей результативности Программы является проведение ежегодного мониторинга в
области профилактики беспризорности,  безнадзорности,  алкоголизма,  наркомании,  СПИДа и правонарушений
среди несовершеннолетних в целом по городу с учетом разработанной системы показателей и индикаторов, что
позволит  не только качественно и количественно оценить проведенную в отчетном году всеми учреждениями и
организациями системы профилактики работу, но и даст возможность прогнозировать развитие ситуации, как в
городе, так и в отдельных административных округах и районах, с целью оперативного реагирования и эффек-
тивного использования бюджетных средств.