В целях создания безопасных условий для отдыха населения на
водных объектах города Москвы, снижения травматизма и гибели людей
на воде Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Основные направления обеспечения безопасности
людей на водных объектах города Москвы (приложение).
2. Москомархитектуре в 2009-2010 гг. выступить государствен-
ным заказчиком на разработку:
2.1. Отраслевой схемы развития и размещения зон отдыха в во-
доохранных зонах водных объектов города Москвы и представить ее на
рассмотрение Правительства Москвы в установленном порядке.
2.2. Типового проекта поисково-спасательной станции и утвер-
дить его в установленном порядке.
3. Финансирование работ (пп. 2.1, 2.2) осуществляется за счет
и в пределах средств бюджета города Москвы, выделяемых Москомархи-
тектуре на проектно-планировочные работы на соответствующий год.
4. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоуст-
ройства города Москвы в целях реализации Городской целевой сред-
несрочной программы по реабилитации малых рек и водоемов на терри-
тории города Москвы на 2009-2011 гг., утвержденной постановлением
Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. N 1004-ПП, обеспечить
представление в Главное управление МЧС России по г.Москве и Управ-
ление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы
информации о завершении капитального ремонта и приемке в установ-
ленном порядке водного объекта организацией, осуществляющей экс-
плуатационный уход и содержание объекта в соответствии с регламен-
том эксплуатации.
5. Просить Главное управление МЧС России по г.Москве совмест-
но с Управлением Роспотребнадзора по городу Москве по информации,
представляемой Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства города Москвы, осуществлять контроль за разработ-
кой эксплуатирующими организациями необходимого пакета документов
на объекты (п.4) для получения санитарно-эпидемиологического зак-
лючения в части соответствия санитарным нормам и правилам.
6. Просить Главное управление внутренних дел по городу Москве
обеспечить охрану общественного порядка и общественной безопаснос-
ти, а также пресечение несанкционированной торговли в период ку-
пального сезона в местах массового отдыха граждан на воде.
7. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы
совместно с префектурами административных округов города Москвы
усилить контроль за недопущением розничной продажи алкогольной
продукции на объектах мелкорозничной сети, в том числе в отдельно
стоящих летних кафе, в зонах отдыха в период с 1 апреля по 31 ок-
тября.
8. Управлению координации деятельности по обеспечению безо-
пасности города Москвы при разработке концепции Городской целевой
программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и
обеспечения безопасности граждан на 2011-2015 гг. учесть положения
Основных направлений обеспечения безопасности людей на водных
объектах города Москвы.
9. Департаменту образования города Москвы совместно с Депар-
таментом физической культуры и спорта города Москвы:
9.1. До 1 сентября 2009 г. внести в Правительство Москвы
предложения по организации обучения учащихся общеобразовательных
учреждений города Москвы плаванию, а также правилам безопасного
поведения на водных объектах и способам оказания первой помощи
пострадавшим.
9.2. В III квартале 2009 г. организовать выпуск учебного по-
собия "Как научиться плавать".
10. Главному управлению МЧС России по г. Москве совместно с
Департаментом транспорта и связи города Москвы и Главным управле-
нием внутренних дел по городу Москве во втором полугодии 2009 г.
внести в Правительство Москвы предложения по использованию совре-
менных технических средств (наземных, водных, воздушных), предназ-
наченных для мониторинга состояния водных объектов города Москвы в
летний период, а также обеспечения безопасности людей.
11. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, Комитету по те-
лекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы по
представлению Главного управления МЧС России по г.Москве оказать
содействие в размещении в средствах массовой информации, в том
числе на телевизионных каналах "ТВЦ" и "Столица", сюжетов и инфор-
мационных материалов по обеспечению безопасности людей на водных
объектах и обучению способам спасения пострадавших.
12. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы в
установленном порядке вносить на рассмотрение Межведомственной ко-
миссии Правительства Москвы по вопросам распространения рекламы
заявку организаторов мероприятий по обеспечению безопасности людей
на водных объектах города Москвы.
13. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации города Москвы оказать содействие Главному управлению МЧС
России по г.Москве в информировании населения о мерах безопасности
и охраны жизни людей на воде.
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Бирюкова П.П. и Ресина В.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 25 августа 2009 г. N 836-ПП
Основные направления обеспечения безопасности людей
на водных объектах города Москвы
1. Современное состояние обеспечения безопасности людей
на водных объектах города Москвы
Москва является крупным мегаполисом, "портом пяти морей",
имеющим большое количество водных объектов с инфраструктурой отды-
ха.
Водную систему города Москвы образуют: Москва-река, канал им.
Москвы, Химкинское водохранилище, 140 малых рек и ручьев, 438 озер
и прудов. Длина реки Москвы в черте города составляет 75 км, а
длина ее береговой линии, включая островные и полуостровные участ-
ки - 185 км. Протяженность малых рек и ручьев - 266 км.
Водные объекты традиционно являются наиболее привлекательным
местом отдыха москвичей и гостей города Москвы. "Шаговая доступ-
ность" водоемов и слабый контроль органов исполнительной власти
города Москвы и водопользователей за прибрежной полосой, использу-
емой для отдыха и занятий спортом, создают предпосылки для нес-
частных случаев, травм, экологических нарушений.
В настоящее время Правилами охраны жизни людей на водных
объектах города Москвы, утвержденными постановлением Правительства
Москвы от 5 августа 2008 г. N 702-ПП, установлен порядок организа-
ции охраны жизни людей на водных объектах города Москвы и перечень
задействованных для этого органов исполнительной власти города
Москвы и организаций: префектуры административных округов города
Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по
обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, террито-
риальный орган Государственной инспекции по маломерным судам в
составе Главного управления МЧС России МЧС России по г.Москве,
Московская городская поисково-спасательная служба (МГПСС), Управ-
ление Роспотребнадзора по городу Москве, ГУВД по г.Москве, Депар-
тамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города
Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы, Региональное управление Росприроднадзора, Регио-
нальная общественная организация профилактики и спасения на водах
(РООПСВОД), Московская городская народная дружина, Всероссийский
студенческий корпус спасателей.
Каждой из вышеперечисленных организаций определены задачи,
благодаря чему удалось организовать их эффективную работу, скоор-
динировать усилия и действия для создания комфортных и безопасных
условий для отдыха москвичей и гостей города Москвы.
Ежегодно Правительство Москвы принимает постановления о мерах
по обеспечению безопасности населения города Москвы в местах мас-
сового отдыха в период зимнего сезона и об организации летнего от-
дыха и обеспечении безопасности населения на водных объектах горо-
да Москвы, которые определяют систему конкретных мер по организа-
ции отдыха москвичей, распределяют функции и задачи между органами
исполнительной власти города Москвы, организациями, водопользова-
телями, балансодержателями зон отдыха.
Такой подход позволяет быстро реагировать на выявленные не-
достатки, оперативно принимать необходимые меры по их устранению.
Благодаря комплексу мероприятий, проводимых Правительством
Москвы и Главным управлением МЧС России по г.Москве, с 2001 по
2008 гг. в Москве снизилось количество случаев гибели людей на во-
де с 482 до 122 случаев, т.е. почти в 4 раза.
Важный вклад в снижение рисков на водных объектах внесли ме-
роприятия по реализации Городской целевой программы "Создание спа-
сательно-оздоровительных комплексов на воде до 2010 года", утверж-
денной постановлением Правительства Москвы от 24 августа 1999 г.
N 780 (далее - Программа).
Первое основное направление Программы - это увеличение воз-
можностей спасательной службы на воде на основе оснащения МГПСС
современными техническими средствами спасения, капитального ремон-
та существующих и строительства новых поисково-спасательных стан-
ций (ПСС) и повышения уровня профессиональной подготовки спасате-
лей. В период с 2000 по 2008 гг. приобретено: 91 единица современ-
ных катеров, 17 единиц катеров на воздушной подушке, 199 единиц
воздушно-дыхательных аппаратов, 35 устройств спасения с ледяной
полыньи, 501 комплект различных видов гидрокостюмов, 425 единиц
различных средств связи. В результате этого степень обеспеченности
подразделений службы основным спасательным оборудованием увеличи-
лась с 20%-30% до 80%-90%, что позволяет ей в настоящее время ре-
шать задачи по предупреждению несчастных случаев, поиску и спасе-
нию людей.
Второе основное направление Программы - создание комфортных и
безопасных условий для полноценного отдыха москвичей на водоемах.
Реализацию этого направления Программы планировалось прово-
дить на основе спасательно-оздоровительных комплексов (СОК), вклю-
чающих: спасательную станцию, пляж, лодочную станцию, учебный
центр, оздоровительный центр, культурный центр, центр проката и
торговли, технический центр, центр общественной безопасности.
Объединение в состав общей структуры этих компонентов за счет
компактного размещения объектов должно обеспечить требуемый уро-
вень безопасности населения, проведение его обучения (в первую
очередь детей) правилам поведения на воде и оказанию неотложной
медицинской помощи, организовывать массовые культурно-спортивные
мероприятия, предоставлять населению разнообразные услуги, включая
прокат лодок, гидроциклов, другого спортивного инвентаря, оборудо-
вания для рыбной ловли.
По заказу Главного управления МЧС России по г.Москве
ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" была разработана Схема размещения
спасательно-оздоровительных комплексов на территории г.Москвы,
одобренная постановлением Правительства Москвы от 15 января 2002г.
N 24-ПП.
Схемой предусматривалось развитие инфраструктуры отдыха на
воде на основе создания 36 спасательно-оздоровительных комплексов
на наиболее посещаемых населением водоемах.
В процессе реализации этого направления возникли трудности,
обусловленные жесткими ограничениями на строительство капитальных
объектов на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
В результате ни один СОК не создан.
В связи с произошедшими изменениями природоохранного и гра-
достроительного законодательства на сегодняшний день основным нап-
равлением деятельности в области обеспечения безопасности людей на
водных объектах города Москвы является строительство новых и ре-
конструкция существующих поисково-спасательных станций, обеспечи-
вающих предупреждение происшествий на воде, а также поиск и спасе-
ние пострадавших (таблица).
За период с 1999 по 2009 гг. были построены новые современные
спасательные станции: "Строгино" (июль 2003 г.), "Левобережная"
(декабрь 2006 г.), проведен капитальный ремонт станций: "Централь-
ная" (2003 г.), "Кожухово" (2004 г.), "Фили" (2005 г.), "Ленинские
горы" (2006 г., частично, 30%), "Рублево" (2006 г.). Произведен
текущий ремонт станций: "Серебряный Бор" (2001 г.), "Татарово"
(2002 г.), "Кузьминки" (2002 г.), "Озеро Бездонное" (2004 г.).
В 2009 году должны быть введены в строй новые спасательные
станции "Косино", "Текстильщики", "Мещерская", продолжается проек-
тирование 6 ПСС: "Терлецкая", "Кузьминки", "Кировская", "Татаро-
во", "Карамышево" и "Кунцево".
Таблица
Схема
размещения поисково-спасательных станций
на территории города Москвы
-----T------------------------T----------------------------------¬
¦ N ¦ Административный округ ¦ Поисково-спасательная станция ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+----------------------------------+
¦ 1. ¦ Центральный ¦ Крымский мост ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 2. ¦ ¦ Пансионат (Московская область) ¦
+----+------------------------+----------------------------------+
¦ 3. ¦ Северный ¦ Академическая ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 4. ¦ ¦ Левобережная ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 5. ¦ ¦ Центральная ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 6. ¦ ¦ Шереметьево* ¦
+----+------------------------+----------------------------------+
¦ 7. ¦ Северо-Западный ¦ Карамышево ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 8. ¦ ¦ Кировская ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 9. ¦ ¦ Озеро Бездонное ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 10.¦ ¦ Серебряный Бор ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 11.¦ ¦ Строгино ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 12.¦ ¦ Татарово ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 13.¦ ¦ Митино* ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 14.¦ ¦ Щукино* ¦
+----+------------------------+----------------------------------+
¦ 15.¦ Северо-Восточный ¦ Долгопрудный* ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 16.¦ ¦ Джамгаровский* ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 17.¦ ¦ Путяевский* ¦
+----+------------------------+----------------------------------+
¦ 18.¦ Восточный ¦ Косино ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 19.¦ ¦ Терлецкая ¦
L----+------------------------+-----------------------------------
-----T------------------------T----------------------------------¬
¦ N ¦ Административный округ ¦ Поисково-спасательная станция ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+----------------------------------+
¦ 20.¦ Юго-Восточный ¦ Кузьминки ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 21.¦ ¦ Кожухово ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 22.¦ ¦ Текстильщики ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 23.¦ ¦ Курьяново* ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 24.¦ ¦ Марьино* ¦
+----+------------------------+----------------------------------+
¦ 25.¦ Южный ¦ Царицыно ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 26.¦ ¦ Борисовская ¦
+----+------------------------+----------------------------------+
¦ 27.¦ Юго-Западный ¦ Битца* ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 28.¦ ¦ Бутово* ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 29.¦ ¦ Тропарево* ¦
+----+------------------------+----------------------------------+
¦ 30.¦ Западный ¦ Кунцево ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 31.¦ ¦ Ленинские горы ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 32.¦ ¦ Мещерская ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 33.¦ ¦ Рублево (Московская область) ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 34.¦ ¦ Фили ¦
+----+ +----------------------------------+
¦ 35.¦ ¦ Сити* ¦
+----+------------------------+----------------------------------+
¦ 36.¦ Зеленоградский ¦ Зеленоград* ¦
L----+------------------------+-----------------------------------
* - вновь создаваемые поисково-спасательные станции
Примечание: схема размещения поисково-спасательных станций на
территории города Москвы подлежит уточнению согласно постановлению
Правительства Москвы от 22 января 2008 г. N 57-ПП "Об упорядочении
работ по строительству и развитию объектов инфраструктуры рек и
водоемов".
Анализ обстановки на водных объектах города Москвы показыва-
ет, что наметилась опасная тенденция по снижению уровня обеспече-
ния безопасности населения на водоемах. Это обусловлено тем, что
водопользователи не уделяют должного внимания профилактическим ме-
роприятиям по предупреждению случаев гибели и травматизма людей, а
балансодержатели зон отдыха - созданию спасательных постов или
спасательных станций, осуществляющих работу по предупреждению нес-
частных случаев на водоемах.
В последние годы круглогодичное использование водных объектов
и прибрежных зон для массового отдыха становится все интенсивнее.
С ростом населения города Москвы и числа приезжих количество посе-
тителей водоемов продолжает возрастать, и соответственно увеличи-
вается количество несчастных случаев. В такой обстановке система
традиционных спасательных и профилактических мер уже не может эф-
фективно противостоять объективно существующим и прогнозируемым
рискам жизни людей (приложение).
Наряду с традиционным пляжным, получили развитие новые виды
отдыха на воде (дайвинг, виндсерфинг, вейкборд, аквабайк и дру-
гие), увеличивается число гидроциклов, моторных лодок, катеров,
буеров в частном пользовании москвичей, которые могут создавать
предпосылки для несчастных случаев.
Популярными видами массового отдыха у воды становятся: празд-
ник реки Москвы, фестивали яхт, Московская международная регата на
кубок столицы, теплоходные прогулки выпускников школ, соревнова-
ния: по рыбной ловле, яхтсменов, гидроциклистов; заплывы "моржей",
крещенские купания. Кроме того, река Москва, Химкинское водохрани-
лище открыты для судоходства и хождения кораблей, развивается вод-
ное такси, что является дополнительным фактором риска.
За последние десять лет количество зон отдыха с купанием не
увеличилось. В 2008 году пляжи на территории города могли вмес-
тить, согласно нормативам, только 39,5 тыс. человек (постановление
Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 623-ПП "Об утверждении
Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на тер-
ритории города Москвы МГСН 1.02-02"). Обстановка дополнительно ус-
ложнилась тем, что в 2008 году 21% пляжей не был принят в эксплуа-
тацию.
Дефицит зон отдыха, в первую очередь с купанием, провоцирует
людей использовать для плавания места, не предназначенные для этих
целей,где не обеспечивается требуемый уровень безопасности досуга.
Многолетний опыт использования водных объектов показывает,
что существующее количество оборудованных пляжей для города с на-
селением в 10,5 млн. человек (это число не учитывает приезжих, не
охваченных официальной статистикой, в том числе нелегальных иммиг-
рантов; с учетом транзитного потока и туристов ежедневно в Москве
находится около 20 млн. человек) недостаточно.
При жаркой погоде с температурой воздуха 24-25° и выше в те-
чение 2-3 дней происходит лавинообразный приток населения города
Москвы к водоемам, особенно расположенным в "шаговой доступности",
т.е. ближайшим к месту проживания. Согласно ежегодно разрабатывае-
мым планам мероприятий по обеспечению безопасности на водных объ-
ектах административных округов города Москвы реагирование на такую
обстановку осуществляется оперативно и организованно, но применяе-
мых для этого сил и средств недостаточно, так как обстановка прак-
тически перерастает в чрезвычайную и требует скоординированных
действий организаций, отвечающих за безопасность населения на всех
водных объектах.
Для дальнейшего повышения уровня безопасности населения тре-
буется поиск новых путей проведения профилактики несчастных случа-
ев, спасения людей на всех водоемах города Москвы на основе пере-
довых методов управления, обучения, воспитания.
Необходимо организовать эту работу таким образом, чтобы в
процессе обеспечения безопасности людей на водных объектах не
только формировалась совокупность определенных знаний и умений, но
и, чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней
потребностью человека. Этого можно достигнуть путем развития ново-
го мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций бе-
зопасного поведения на водных объектах, то есть формирования целой
культуры безопасности жизнедеятельности.
2. Основные направления обеспечения безопасности людей
на водных объектах города Москвы
К жизненно важным интересам города, согласно постановлению
Правительства Москвы от 26 июня 2007 г. N 513-ПП "О стратегии раз-
вития города Москвы на период до 2025 года", относятся личная бе-
зопасность жителей города Москвы, создание и поддержание здорового
образа жизни и качества жизни на уровне благополучных крупных го-
родов развитых стран.
Проблема обеспечения безопасности людей на водных объектах
города Москвы является многоаспектной, что обусловлено наличием в
ней совокупности взаимосвязанных социальных, экономических, куль-
турных, экологических составляющих.
По данным Мосгорстата в 2008 году утонуло 192 москвича, из
них 95 чел. (49%) - в естественных водоемах, 24 чел. (13%) - в
ваннах, 6 чел. (3%) - в бассейнах, 67 чел. (35%) - по неизвестным
причинам (криминал, суицид, обострение хронических болезней, утоп-
ление в других регионах и странах).
Анализ отечественного и международного опыта обеспечения бе-
зопасности людей на водных объектах показывает, что вышеназванную
проблему необходимо решать по следующим основным направлениям:
расширение сети мест отдыха населения, предлагающих широкий спектр
разнообразных услуг для всех категорий отдыхающих на основе созда-
ния многофункциональных зон отдыха населения на водных объектах,
развитие группировки сил и средств обеспечения безопасности людей
на водных объектах, создание системы профилактики несчастных слу-
чаев на водных объектах с применением современных информацион-
но-коммуникационных технологий, развитие системы подготовки насе-
ления по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объек-
тах.
2.1. Создание многофункциональных зон отдыха населения
на водных объектах города Москвы
Многолетний опыт эксплуатации зон отдыха и охраны жизни людей
на водных объектах показывает, что задачу создания комфортных и
безопасных условий для досуга на водоемах целесообразно решать по
двум взаимосвязанным направлениям: построение современной инфраст-
руктуры отдыха (после определения мест размещения зон отдыха) и
проведение организационно-технической работы по недопущению купа-
ния людей в запрещенных местах.
Комфортные условия для отдыха населения целесообразно созда-
вать путем оперативного развертывания мест отдыха в зависимости от
времени года, погоды, обстановки проводимых мероприятий (праздни-
ки, соревнования, массовые гуляния и др.), в том числе на основе
легковозводимых нестационарных объектов, некапитальных стационар-
ных объектов. Состав объектов и их количество зависят от конкрет-
ных задач при обязательном соблюдении градостроительного и при-
родоохранного законодательства (Федеральный закон от 14 марта
1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", зако-
ны города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс
города Москвы" и от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых
природных территориях в городе Москве").
Отечественный и международный опыт эксплуатации таких объек-
тов заслуживает внимания. Это каток на Красной площади, детский
каток на Тверской площади, пляж на реке Сене в Париже.
Современные многофункциональные зоны отдыха должны создавать-
ся на основе интеграции материальных, технических и организацион-
ных ресурсов имеющихся и создаваемых мест отдыха в прибрежных рек-
реационных зонах в рамках единой инфраструктуры объекта, состоящей
из следующих элементов: центра обеспечения безопасности на водных
объектах, поста охраны общественного порядка, медицинского пункта,
центра обучения безопасному поведению в экстремальных условиях, а
также элементов организации отдыха населения, проведения культур-
но-массовых и спортивных мероприятий.
Состав конкретных элементов зоны отдыха, их количество и раз-
мер должны определяться с учетом инфраструктуры прилегающих терри-
торий, а также перспективных планов их развития.
В настоящее время Правительством Москвы созданы условия для
развития многофункциональных зон отдыха населения. Принят ряд пос-
тановлений, направленных на рациональное использование ландшафт-
но-рекреационного потенциала водных объектов, благоустройство на-
бережных реки Москвы, развитие туристско-рекреационной инфраструк-
туры. Всего до 2011 года планируется произвести реконструкцию
87 водоемов, к началу 2009 года уже восстановлено и реабилитирова-
но более 50 водоемов.
Важным направлением в обеспечении безопасности людей на вод-
ных объектах является принятие мер по недопущению купания в запре-
щенных местах.
На основе анализа многолетних статистических данных удалось
выявить наиболее неблагоприятные места отдыха. При этом количество
опасных прудов и озер (27) составляет всего 6% от их общего числа
(438), а протяженность 8 опасных участков на Москве-реке (около
1 км) составляет менее 1% береговой линии в черте города. Реали-
зация рациональных профилактических мер на этих территориях обес-
печит существенное сокращение количества случаев гибели людей на
воде. Концентрация усилий в неблагоприятных местах позволит взять
их под контроль, а там, где позволяет обстановка, создать благоус-
троенные зоны отдыха с купанием, в других случаях навести установ-
ленный порядок и не допустить несанкционированного купания людей.
С принятием Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45
"Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" создана
нормативная правовая база по пресечению правонарушений.
Создание современных зон отдыха и увеличение их количества
позволят развернуть сеть мест отдыха у воды, проводить в режиме
"шаговой доступности" спортивные, культурно-массовые мероприятия с
различными категориями населения, включая занятия по оказанию пер-
вой неотложной медицинской помощи, спасению и самоспасению людей,
снизить количество несчастных случаев и экологических нарушений.
2.2 Развитие группировки сил и средств обеспечения
безопасности людей на водных объектах
Группировка сил и средств обеспечения безопасности людей на
водных объектах должна развиваться в направлении увеличения ее
возможностей по оперативному реагированию на происшествия и на по-
вышение качества профилактических работ. На нее возлагаются задачи
ежедневной работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций, нес-
частных случаев на воде, поиска и спасения погибающих, участие в
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техно-
генного характера.
Группировка сил и средств системы безопасности людей на вод-
ных объектах должна включать:
а) силы и средства наблюдения и контроля;
б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, поиска и
спасения на водных объектах.
Основная цель развития группировки сил и средств, наблюдения
и контроля - оперативное получение данных об обстановке на водных
объектах города Москвы (температура воды, толщина льда, загрязнен-
ность, включая радиационную и химическую, и другие виды информа-
ции), контроль мер по обеспечению безопасности (количество отдыха-
ющих, количество сил спасения, милиции, Скорой помощи).
При этом должны осуществляться:
- регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, коли-
чественными и качественными показателями состояния водных ресур-
сов, а также за режимом их использования;
- сбор, обработка и хранение сведений, полученных в результа-
те наблюдений с применением компьютерных баз данных;
- оценка и прогнозирование изменений состояния водных объек-
тов, количественных и качественных показателей.
Для оперативного решения указанных задач должны быть созданы:
- контрольные посты по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
которые будут оперативно реагировать на угрозы возникновения чрез-
вычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийны-
ми бедствиями, радиационными, химическими, бактериологическими за-
ражениями, передающие данные в Центр управления в кризисных ситуа-
циях (ЦУКС) Главного управления МЧС России по г.Москве;
- контрольные посты, обеспечивающие безопасность плавания на
маломерных судах на водных объектах, предоставляющие услуги насе-
лению по аттестации судоводителей, освидетельствованию маломерных
судов и их регистрации; осуществляющие экологический контроль за
утечкой нефтепродуктов, сбрасыванием за борт сточных, балластных
вод, мусорных отходов, превышением допустимого предела выхлопов и
др., докладывающие в Центр государственной инспекции по маломерным
судам (ГИМС) Главного управления МЧС России по г.Москве;
- санитарно-контрольные посты Управления Роспотребнадзора по
городу Москве, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор
за состоянием зон отдыха (пригодность пляжей, поверхностных вод
для купания, надзор за работой медицинских пунктов, организаций
общественного питания и торговли), обеспечивающие контроль за Се-
верным, Западным и Южным водными входами в Москву (проверка уровня
радиационного загрязнения плавсредств и перевозимого груза, воз-
можной транспортировки особо опасных категорий грузов (взрывчатых,
наркотических, ядовитых и др.), идентичности заявленной номенкла-
туры опасных грузов фактически перевозимым; герметичности перево-
зимых опасных грузов в части наличия испарения, протечек и просы-
пания грузов, проверка на возможность сброса загрязнений в водоем
и др.).
Основными направлениями развития группировки сил и средств
обеспечения безопасности людей на водных объектах являются:
1) Оснащение специальной техникой, оборудованием, снаряжени-
ем, средствами спасения и профилактики до требуемого уровня:
- существующих поисково-спасательных формирований;
- подвижных спасательных постов;
- контрольных постов Центра ГИМС Главного управления МЧС Рос-
сии по г.Москве;
- контрольных постов по предупреждению ЧС ЦУКС Главного уп-
равления МЧС России по г.Москве;
- общественных поисково-спасательных формирований и резервис-
тов;
- сотрудников ГИМС Главного управления МЧС России по г.Москве
и ГУВД по г.Москве для совместных рейдов;
- проведение испытаний и отбор современного спасательного
оборудования, техники, снаряжения, инструментов, материалов.
2) Проведение комплекса работ по совершенствованию структуры,
размещения, оснащения ПСС:
- разработка рекомендаций по проектированию современных поис-
ково-спасательных станций;
- уточнение структуры и штатного состава поисково-спасатель-
ных подразделений, обеспечивающих профилактику несчастных случаев,
поиск и спасение людей на воде;
- уточнение перечня оборудования для ПСС.
3) Осуществление проектно-изыскательских работ, реконструк-
ции, ремонта и строительства ПСС:
- завершение ПИР ПСС, начатых в 2008 году, и проведение стро-
ительства станций до 2015 года;
- завершение ПИР базы ГИМС "Захарково" и проведение ее строи-
тельства до 2015 года;
- осуществление капитального ремонта ПСС.
Реализация предлагаемых направлений развития сил и средств
позволит повысить оперативность реагирования и эффективность дейс-
твий группировки, что существенно поднимет уровень безопасности
отдыха людей на водных объектах.
2.3. Создание системы профилактики несчастных случаев
на водных объектах с применением современных
информационно-коммуникационных технологий
Современная система профилактики и пропаганды, включая высо-
котехнологичные средства предупреждения и агитации, современные
информационно-телекоммуникационные технологии, должна обеспечить в
городе Москве (в административных округах, на территории управ, в
зонах отдыха на водных объектах) своевременное предоставление пол-
ной и достоверной информации по предупреждению несчастных случаев
на водных объектах, пропаганду знаний в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости,
оповещение.
Информация в области защиты населения на водных объектах
должна включать актуализируемые:
- справочные данные о зоне отдыха: название, границы, пло-
щадь, сведения о природном ландшафте, схема зоны отдыха с ее инф-
раструктурными элементами; сведения о балансодержателе (организа-
ции, ответственной за эксплуатацию), контактные телефоны админист-
рации и вышестоящей организации, аварийно-спасательных служб, ми-
лиции, скорой медицинской помощи и т.п.;
- сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуаци-
ях, их последствиях;
- сведения о радиационной, химической, медико-биологической,
взрывной, пожарной и экологической безопасности на водном объекте;
- сведения об официальной оценке соответствия водных объектов
требованиям безопасности;
- сведения о качестве воды, особо уязвимых участках прибреж-
ной зоны (включая ее флору и фауну), имеющихся уровнях загрязнения
водных объектов;
- сведения об образовательных программах в области защиты лю-
дей на водных объектах, в том числе правила поведения на водном
объекте;
- практические советы о том, как вести себя в случае возник-
новения чрезвычайной ситуации, и мерах оказания первой доврачебной
помощи;
- комментарии к федеральным, региональным, законодательным
актам, нормативным документам, регламентам местного и объектового
уровней в городе Москве, другие справочные сведения.
Основными направлениями развития современной системы профи-
лактики и пропаганды обеспечения безопасности на водных объектах
являются:
1) Совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения бе-
зопасности людей на воде (разработка и утверждение паспорта безо-
пасности водного объекта, положений о зонах и местах отдыха, типо-
вых нормативов по проектированию и строительству поисково-спаса-
тельных станций и многофункциональных зон отдыха населения на вод-
ных объектах).
2) Создание системы контроля и надзора в области защиты от
чрезвычайных ситуаций, предупреждения несчастных случаев на водных
объектах.
3) Совершенствование системы оповещения населения, мониторин-
га прогнозирования чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев на
водных объектах и прибрежных зонах города Москвы.
4) Разработка и внедрение современных методов профилактики и
пропаганды для всех категорий населения с использованием новых ин-
формационных технологий.
В результате реализации этих мер информация в области защиты
населения от чрезвычайных ситуаций на водных объектах, о деятель-
ности Правительства Москвы, органов местного самоуправления и ор-
ганизаций должна стать эффективной, ориентированной на быстрое
восприятие населением города Москвы.
2.4. Развитие системы подготовки населения по вопросам
обеспечения безопасности людей на водных объектах
Развитие системы подготовки населения по вопросам безопаснос-
ти людей на водных объектах должно строиться на основе специализи-
рованных учебных учреждений, разработки учебных программ, привле-
чения специалистов в рассматриваемой области. Учебные образова-
тельные учреждения города Москвы должны обеспечить общую подготов-
ку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, при несчастных
случаях на водных объектах с использованием специализированных
технических средств. Общая подготовка включает изучение необходи-
мых документов, ознакомление с правилами предупреждения несчастных
случаев на воде, практическое овладение способами оказания первой
медицинской помощи и спасения людей.
Для достижения этих целей необходимо проводить обучение и
воспитание учащихся по курсу "Основы безопасности жизнедеятельнос-
ти" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности".
Основным итогом целенаправленной работы по подготовке учащих-
ся образовательных учреждений города Москвы должно стать умение
всех учащихся плавать, знание правил безопасного поведения на во-
де, а учащихся старших классов и студентов вузов - приобретение
навыков оказания первой помощи пострадавшим, спасения и самоспасе-
ния.
Методическое руководство при решении вопросов защиты населе-
ния на водных объектах, контроль за подготовкой населения к дейс-
твиям в чрезвычайных ситуациях на воде, своевременным оповещением
и информированием населения о чрезвычайных ситуациях на воде, раз-
мещением специализированных технических средств оповещения и ин-
формирования населения в многофункциональных зонах отдыха населе-
ния на водоемах города Москвы осуществляются Главным управлением
МЧС России по г.Москве, Управлением по обеспечению мероприятий
гражданской защиты города Москвы, Московской городской поиско-
во-спасательной службой.
Основными направлениями в развитии системы подготовки по воп-
росам безопасности людей на водных объектах являются:
1) Обучение руководящего состава органов исполнительной влас-
ти города Москвы, руководителей образовательных учреждений и иных
организаций.
2) Обучение правилам поведения на воде и оказанию медицинской
помощи в дошкольных и общеобразовательных учреждениях - по курсу
"Основы безопасности жизнедеятельности", вузах - по дисциплине
"Безопасность жизнедеятельности".
3) Создание специализированных учебных классов в Учебно-мето-
дическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
города Москвы и его филиалах.
4) Подготовка руководящего состава, спасателей профессиональ-
ных спасательных формирований, резервистов, членов РООПСВОД, Мос-
ковской городской народной дружины по вопросам проведения на сов-
ременном уровне профилактики несчастных случаев, поиска и спасения
людей на водных объектах.
5) Проведение мероприятий для отработки вопросов взаимодейс-
твия федеральных, территориальных, ведомственных и общественных
составляющих системы безопасности на водных объектах.
Специальная подготовка населения изменит его мировоззрение в
вопросах безопасного и комфортного отдыха на воде, повысит практи-
ческие навыки и знания по спасению людей, оказанию медицинской по-
мощи.
.
Приложение
к Основным направлениям обеспече-
ния безопасности людей на водных
объектах города Москвы
Основные риски жизни людей,
возникающие при использовании водных объектов Москвы
Основными причинами чрезвычайных ситуаций, происшествий и
несчастных случаев на водных объектах Москвы являются субъективные
и объективные риски, обусловленные следующими видами угроз жизни
людей при отдыхе на водоемах:
- угрозы, вызванные неверным поведением (действиями) челове-
ка;
- угрозы вредных воздействий антропогенного и техногенного
характера;
- угрозы, обусловленные природными явлениями и не являющиеся
напрямую следствием действий человека на воде;
- угрозы, вызванные низким уровнем нормативного правового,
ресурсного и организационного обеспечения создания и развития зон
отдыха.
Угрозы, вызванные неверным поведением (действиями) людей на
водных объектах, формируют основную часть причин возникновения
несчастных случаев:
- незнание элементарных правил поведения на водных объектах
(включая правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим),
правил эксплуатации технических средств (включая плавсредства);
- недисциплинированность, пренебрежение мерами безопасности и
их несоблюдение на водных объектах, проявляющиеся в купании в не-
оборудованных для этого местах, нахождение на водных объектах в
нетрезвом виде и управление маломерными судами в состоянии алко-
гольного опьянения;
- отсутствие должного контроля родителей за детьми;
- личная неосторожность, непредусмотрительность, потеря само-
контроля, резкое ухудшение здоровья, другие психотехнические ха-
рактеристики отдыхающих на воде;
- отсутствие необходимой уборки и очистки территории зоны от-
дыха (пляжа) от продуктов загрязнения.
Угрозы вредных воздействий антропогенного и техногенного ха-
рактера обусловлены относительным ростом вероятности возникновения
техногенных чрезвычайных ситуаций. Эти угрозы способствуют возник-
новению таких экологических причин возникновения несчастных случа-
ев, как:
- ухудшение качества воды, вызванное промышленными и муници-
пальными сбросами сточных вод;
- загрязнение территории водных объектов вследствие накопле-
ния промышленных отходов, мусора, водорослей и иной растительнос-
ти;
- несанкционированные пляжные мото- и автогонки;
- несанкционированное строительство зон отдыха и эксплуатация
их с низким уровнем качества предоставляемых услуг обслуживания, в
том числе обеспечения безопасности и спасения.
Угрозы, обусловленные природными явлениями и не являющиеся
напрямую следствием действий человека на воде, формируют такие
причины возникновения несчастных случаев, как:
- проявления природных чрезвычайных ситуаций, неблагоприятных
погодных условий, включая разливы рек, подтопления, инфекции,
ультрафиолетовое и радиологическое излучение, химическое воздейс-
твие и т.п.;
- биологических чрезвычайных ситуаций, включая воздействие
животных, птиц, опасных микроорганизмов и т.п.
Угрозы, вызванные низким уровнем нормативного правового, ре-
сурсного и организационного обеспечения создания и развития зон
отдыха, формируют такие причины возникновения несчастных случаев,
как:
- несоответствие услуг, предоставляемых на водных объектах,
современным требованиям;
- осуществление ресурсного обеспечения рекреационной системы
по остаточному принципу, урезание возможностей ее формирования и
развития и, как следствие, не в полной мере отвечающее современным
требованиям техническое состояние объектов материально-технической
базы системы охраны жизни людей на воде, а также санитарно-гигие-
нического оборудования и средств экологического контроля;
- недостаточный контроль со стороны органов государственного
управления за выполнением существующих нормативных правовых требо-
ваний и регламентов безопасности на водных объектах;
- отсутствие действенных штрафных и иных санкций за невыпол-
нение регулирующих и контрольных функций со стороны должностных
лиц органов государственного управления и хозяйствующих субъектов,
отвечающих за содержание и эксплуатацию водных объектов, подготов-
ку обслуживающего персонала зон отдыха, спасателей и медицинского
персонала, а также за нарушение санитарно-гигиенических и экологи-
ческих норм;
- отсутствие законодательно установленных требований по ин-
формационному обеспечению отдыхающих на водоемах Москвы о качестве
воды, особо уязвимых участках прибрежной зоны (включая ее флору и
фауну), категорировании пляжей в городе Москве, имеющихся уровнях
загрязнения водных объектов и т.п.;
- отсутствие на водных объектах современных средств связи
оповещения и экстренного информирования коллективного пользования;
- отсутствие центров (образовательной службы), освещающих
вопросы системы охраны жизни людей на воде, экологии водной систе-
мы Москвы с использованием средств массовой информации, сети Ин-
тернет и т.п.
Верно: