Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 843-ПП от 8 октября 2002 года

О проекте закона города Москвы «О государственном экологическом контроле и административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования»

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2001 года N 1024-ПП "О концепции закона города Москвы "Об экологическом контроле" Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О государственном экологическом контроле и административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 8 октября 2002 г. N 843-ПП
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ
И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением в городе Москве государственного экологического контроля, и устанавливает административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Экологический контроль - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Экологические требования - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Производственный контроль - система мер, направленных на обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, осуществляемых в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Общественный экологический контроль - система мер, осуществляемых общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Муниципальный экологический контроль - контроль в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования, осуществляемый органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Статья 2. Законодательство города Москвы в области государственного экологического контроля
Законодательство города Москвы в области государственного экологического контроля основано на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из федерального законодательства об охране окружающей среды, Устава города Москвы, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов города Москвы.
Статья 3. Принципы осуществления государственного экологического контроля
Государственный экологический контроль в городе Москве осуществляется на основе следующих основных принципов:
- соблюдение экологических интересов настоящего и будущего поколений;
- обеспечение соблюдения экологических прав граждан;
- недопущение необратимых последствий загрязнения окружающей среды;
- гласность, полнота и достоверность информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
- научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране окружающей среды;
- обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации и города Москвы в области охраны окружающей среды;
- единство форм, методов и способов при осуществлении государственного экологического контроля;
- приоритетность мер предупреждения экологических правонарушений;
- обязательность предотвращения, выявления и пресечения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды;
- независимость органов и должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль;
- гласность мероприятий, проводимых в области государственного экологического контроля, и их результатов с учетом соблюдения требований законодательства о государственной и иной специально охраняемой тайне;
- неотвратимость наступления ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- взаимодействие между контролирующими органами, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами.
Статья 4. Задачи государственного экологического контроля
Государственный экологический контроль на территории города Москвы проводится в целях обеспечения органами государственной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, нормативов и нормативных документов, а также обеспечения экологической безопасности.
Статья 5. Объекты государственного экологического контроля
Объектами государственного экологического контроля являются:
1. Земли, почвы; поверхностные и подземные воды; зеленые насаждения, животные и другие организмы; атмосферный воздух.
2. Территории Природного комплекса города Москвы, в том числе особо охраняемые природные территории.
3. Объекты хозяйственной и иной деятельности, способной оказать прямое или косвенное воздействие на состояние окружающей среды, за исключением подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
4. Деятельность юридических и физических лиц, прямо или косвенно оказывающая воздействие на состояние окружающей среды.
5. Деятельность юридических и физических лиц по соблюдению условий заключений государственной экологической экспертизы, заключений природоохранных органов в системе исполнительной власти города Москвы по соблюдению природоохранных условий и требований, содержащихся в разрешениях, выдаваемых как на выполнение природоохранных работ (услуг), так и на использование природных ресурсов и обращение с отходами.
Статья 6. Субъекты государственного экологического контроля
1. Государственный экологический контроль на территории города Москвы осуществляется должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области государственного экологического контроля (далее - специально уполномоченный орган) - государственными инспекторами города Москвы в области охраны окружающей среды, должностными лицами Объединения административно - технических инспекций Правительства Москвы, ГУВД г. Москвы, а также иных органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления в пределах компетенции, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Директора государственных природоохранных учреждений - органов управления особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения города Москвы, а также их заместители являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды города Москвы.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Статья 7. Полномочия Московской городской Думы в области государственного экологического контроля
К ведению Московской городской Думы относятся:
- установление ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
- утверждение комплексных и специальных программ в области государственного экологического контроля.
Статья 8. Полномочия Правительства Москвы в области государственного экологического контроля
К полномочиям Правительства Москвы в области государственного экологического контроля относятся:
- принятие нормативных правовых актов по вопросам осуществления государственного экологического контроля;
- установление организационных основ осуществления государственного экологического контроля, в том числе на территориях с особым режимом охраны и использования;
- определение специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области государственного экологического контроля;
- принятие решения об образовании административной комиссии специально уполномоченного органа и утверждение Положения о ней;
- разработка и определение приоритетных направлений деятельности по государственному экологическому контролю на территории города Москвы;
- разработка и реализация комплексных целевых программ в области государственного экологического контроля;
- обеспечение принятия мер государственного экологического контроля в области защиты населения при чрезвычайных ситуациях;
- координация деятельности по организации и осуществлению государственного экологического контроля и обеспечение взаимодействия с другими контролирующими органами, правоохранительными органами и органами местного самоуправления в области осуществления государственного экологического контроля, а также организациями, осуществляющими производственный экологический контроль;
- решение иных вопросов в области осуществления государственного экологического контроля на территории города Москвы.
Статья 9. Функции специально уполномоченного органа
К функциям специально уполномоченного органа относятся:
- осуществление государственного экологического контроля на территории города Москвы;
- подготовка предложений о создании служб государственного экологического контроля на особо экологически опасных объектах, а также объектах повышенной антропогенной нагрузки, в зонах потенциального экологического риска;
- участие в разработке и реализации комплексных целевых программ в области государственного экологического контроля;
- разработка и утверждение планов и порядка проведения совместных проверок подконтрольных объектов с другими контролирующими органами, правоохранительными органами, органами местного самоуправления;
- подготовка предложений по принятию, изменению, отмене нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, регулирующих вопросы осуществления государственного экологического контроля;
- информирование населения о выполнении программ, мероприятий и о результатах государственного экологического контроля;
- предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Статья 10. Методы государственного экологического контроля
1. Государственный экологический контроль осуществляется следующими методами:
- плановые, комплексные и целевые проверки;
- проверки по жалобам и заявлениям, поступившим от организаций и граждан;
- проверки, проводимые по поручению Правительства Москвы, а также по предложениям органов исполнительной власти города Москвы;
- анализ данных экологического мониторинга в целях планирования мероприятий по осуществлению государственного экологического контроля;
- анализ данных экологического аудита, проводимого по инициативе специально уполномоченного органа;
- рассмотрение материалов государственных кадастров природных ресурсов и результатов обследования состояния окружающей среды;
- участие в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительных объектов.
2. Комплексные проверки проводятся с целью контроля соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды по основным направлениям деятельности в целом по административно - территориальному образованию или в отношении деятельности отдельных природопользователей.
3. Целевые проверки проводятся по отраслевому принципу или по отдельным вопросам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в целом по административно - территориальным образованиям или группе природопользователей, занимающихся однородной хозяйственной деятельностью, или в отношении деятельности отдельных природопользователей.
4. Распорядительный документ о проведении мероприятия по контролю заблаговременно доводится до сведения заинтересованных должностных и юридических лиц.
5. В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:
- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Статья 11. Права, обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль
1. Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, имеют право:
- проверять документы на право природопользования (разрешения, лицензии и другие) и осуществления иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на окружающую среду;
- проверять выполнение условий заключений государственной экологической экспертизы, заключений природоохранных органов в системе исполнительной власти города Москвы, соблюдение природоохранных условий и требований, содержащихся в лицензиях, выдаваемых как на выполнение природоохранных работ (услуг), так и на иные лицензируемые виды деятельности;
- собирать материалы и составлять протоколы о фактах нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, выносить постановления о назначении административных наказаний в пределах своей компетенции, принимать решения о привлечении лиц, виновных в таких нарушениях, к административной ответственности либо выносить определения о передаче материалов на рассмотрение судьи районного (городского) суда, мирового судьи, органа дознания и предварительного следствия;
- беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории города Москвы, с учетом требований режимности в установленных законом случаях, в целях проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды;
- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
- вносить Мэру Москвы предложения о запрещении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, обязаны:
- предотвращать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции;
- принимать в пределах своих полномочий исчерпывающие меры по привлечению нарушителей законодательства в области охраны окружающей среды к ответственности;
- разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;
- проводить профилактическую работу по устранению обстоятельств, способствующих нарушению законодательства в области охраны окружающей среды;
- рассматривать заявления и сообщения граждан, общественных объединений, иных органов и организаций о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды;
- руководствоваться в своей деятельности настоящим Законом, законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, утвержденными в установленном порядке инструктивными и методическими документами, стандартами, нормативами и правилами.
3. Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при проведении мероприятий по экологическому контролю несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
4. Контроль и надзор за законностью деятельности должностных лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляют органы прокуратуры и иные органы государственной власти в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 12. Порядок привлечения специалистов к осуществлению государственного экологического контроля
1. Привлечение специалистов органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления и городских организаций к проверкам соблюдения природоохранного законодательства осуществляется на безвозмездной основе либо на договорной основе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Привлечение к проверкам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды специалистов негосударственных организаций осуществляется на договорной основе.
3. Направление специалистов для участия в проверках, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Закона, производится по запросу органов (должностных лиц), осуществляющих государственный экологический контроль. В запросе указываются цели и сроки проведения проверок, а также необходимость и условия участия в них специалистов определенной квалификации.
Статья 13. Оформление результатов государственного экологического контроля
1. Результаты проверок, проводимых должностными лицами специально уполномоченного органа и иных органов, осуществляющих государственный экологический контроль, а также принимаемые по результатам проверок решения оформляются в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иного законодательства с учетом положений настоящего Закона.
2. Основными видами документов при осуществлении государственного экологического контроля являются:
- акты проверок;
- заключения (протоколы, выписки и другие документы), в том числе включающие данные экологического мониторинга;
- материалы (протоколы) о фактах нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
- постановления о привлечении лиц, виновных в нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды, к административной ответственности;
- постановления о наложении административного штрафа;
- обязательные для исполнения предписания нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды об устранении выявленных нарушений;
- определения о передаче материалов проверки в правоохранительные органы, уполномоченные принимать решения по фактам нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, не входящие в компетенцию специально уполномоченного органа;
- исковые заявления о возмещении ущерба, причиненного нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, предъявляемые в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, мировому судье от имени специально уполномоченного органа к нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды.
3. По результатам комплексных, целевых и иных проверок составляется акт, в котором указываются факты выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, выводы и предложения проверяющих по их устранению и привлечению виновных к ответственности, а также другие данные в соответствии с требованиями части 5 статьи 10 настоящего Закона и законодательства Российской Федерации.
Если в ходе проверок не установлено фактов нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, то в акте проверки делается соответствующая запись.
4. В ходе проводимых комплексных, целевых и иных проверок должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, при выявлении фактов нарушений законодательства в области охраны окружающей среды дают предписания по устранению нарушений или составляют протокол, являющийся основанием для привлечения виновных к административной ответственности, для направления сообщения (заявления) о совершенном преступлении, а также для рассмотрения дела судьей или мировым судьей.
Одновременно с этим могут оформляться:
- предписания об устранении выявленных нарушений;
- требование об обязательной организации экологического мониторинга за счет хозяйствующего субъекта;
- представление в иные органы контроля и надзора, уполномоченные принимать обязательные для исполнения решения по фактам нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, не входящим в компетенцию специально уполномоченного органа.
5. При выявлении нескольких нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, за которые действующим законодательством установлена административная ответственность, протоколы составляются отдельно по каждому нарушению.
6. Акт проверки, протоколы о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды или предписания об устранении подписываются составившим его должностным лицом, их копии вручаются проверяемым или их представителям по их просьбе под расписку. В случае невозможности вручения указанные документы передаются посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного экологического контроля, либо другим предусмотренным законодательством способом.
7. В случае отсутствия утвержденных в установленном порядке типовых форм акта проверки, протокола о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды, предписания, требования и других документов, составляемых в ходе осуществления государственного экологического контроля, они разрабатываются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и утверждаются специально уполномоченным органом.
Статья 14. Меры государственного экологического контроля, принимаемые при аварийном загрязнении окружающей среды (при чрезвычайных ситуациях)
В случае возникновения аварийного загрязнения окружающей среды на территории города Москвы (чрезвычайных ситуаций) специально уполномоченный орган обеспечивает непрерывный государственный экологический контроль (создание временных - вплоть до ликвидации чрезвычайной ситуации постов, обеспечение оборудованием, взятие проб и анализов), участвует в разработке плана мероприятий по ликвидации последствий, локализации чрезвычайной ситуации, предотвращению угрозы жизни и здоровью населения, безопасности территории; совместно с иными уполномоченными органами собирает и анализирует информацию о развитии чрезвычайной ситуации, достаточности и своевременности принятия мер по ее ликвидации, состоянии окружающей среды, объектов жизнеобеспечения граждан и иные сведения, а при выявлении виновного в загрязнении окружающей среды принимает меры в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами по возмещению нанесенного природной среде ущерба.
Статья 15. Производственный экологический контроль
1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль, в порядке, установленном законодательством.
Статья 16. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) и общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
1. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
2. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
4. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
5. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Статья 17. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
1. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
2. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством.
3. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.
Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ
Статья 18. Ответственность физических, должностных и юридических лиц за правонарушения в области охраны окружающей среды на территории города Москвы
1. Лица, виновные в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды на территории города Москвы, несут уголовную, дисциплинарную, административную, гражданско - правовую ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возместить причиненный вред окружающей среде или ее отдельным компонентам, рассчитанный по методикам, таксам, утвержденным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
3. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде нарушениями законодательства об охране окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения требований природоохранного законодательства, производится добровольно или по решению суда.
Статья 19. Уничтожение информационных щитов
Уничтожение, повреждение или снос информационных щитов на особо охраняемых природных территориях, если эти деяния повлекли создание угрозы причинения вреда окружающей среде, влечет наложение административного штрафа на граждан - от 5 до 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Статья 20. Уничтожение особо охраняемых объектов животного и растительного мира
1. Уничтожение животных и растений на особо охраняемых природных территориях влечет наложение административного штрафа на граждан - от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 800 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
2. Уничтожение или повреждение критических местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу города Москвы, влечет наложение административного штрафа на граждан - от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 800 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
3. Сбор, торговля растениями и животными, занесенными в Красную книгу города Москвы, влечет наложение административного штрафа на граждан - от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
4. Уничтожение животных и растений, внесенных в Красную книгу города Москвы, влечет наложение административного штрафа на граждан - от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 800 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Статья 21. Загрязнение, захламление и иная порча земель
Загрязнение, захламление или иная порча земель, создавшие угрозу причинения вреда почвам и другим природным объектам в городе Москве, влечет наложение административного штрафа на граждан - от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 800 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Статья 22. Нарушение правил осуществления экологического мониторинга
1. Нарушение правил пользования информационными ресурсами Единой системы экологического мониторинга города Москвы, влечет наложение административного штрафа на граждан - от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 800 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение правил регистрации объектов экологического мониторинга, а равно нарушение порядка ведения Реестра объектов экологического мониторинга, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
3. Нарушение руководителями, собственниками, владельцами, арендаторами объектов экологического мониторинга, характеризующихся повышенным экологическим риском, своих обязанностей по установке и эксплуатации оборудования, необходимого для осуществления экологического мониторинга, влечет наложение административного штрафа на граждан - от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Статья 23. Нарушение условий природопользования
Несоблюдение условий заключений природоохранных органов в системе исполнительной власти города Москвы, иных природоохранных условий и требований, содержащихся в лицензиях, выдаваемых как на выполнение природоохранных работ (услуг), так и на иные лицензируемые виды деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан - от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 800 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Статья 24. Порядок приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды
1. Должностные лица специально уполномоченного и иных органов, наделенных компетенцией в области осуществления экологического контроля в пределах своих полномочий, вправе при систематическом выявлении грубых нарушений законодательства в области охраны окружающей среды приостанавливать хозяйственную и иную деятельность виновных лиц, а также вносить Мэру Москвы предложения о запрещении такой деятельности.
2. Основанием для принятия решения о приостановлении хозяйственной и иной деятельности являются протоколы о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды.
3. Основанием для запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства об охране окружающей среды, является распоряжение Мэра Москвы, принятое по представлению должностных лиц специально уполномоченного или иных органов, наделенных компетенцией в области осуществления государственного экологического контроля, на основе рассмотрения протоколов о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды.
4. Одновременно с вынесением решения о приостановлении хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, должностным лицом специально уполномоченного или иных органов, наделенных компетенцией в области осуществления государственного экологического контроля, виновным лицам выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Деятельность, осуществляемая с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, приостанавливается вплоть до полного устранения виновными лицами установленных нарушений в соответствии с выданным предписанием.
6. Основанием для отмены решения специально уполномоченного или иного органа, наделенного компетенцией в области осуществления государственного экологического контроля, являются документы, направляемые указанному органу виновными лицами, подтверждающие устранение выявленных нарушений в соответствии с предписанием.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Подведомственность дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды
1. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, предусмотренных настоящим Законом, и наложение административных взысканий за их совершение производится:
- должностными лицами специально уполномоченного органа - по делам, размер штрафа по которым не превышает 20 минимальных размеров оплаты труда для граждан, 40 минимальных размеров оплаты труда - для должностных лиц, 800 минимальных размеров оплаты труда - для юридических лиц;
- административной комиссией при Правительстве Москвы - по делам, размер штрафа по которым составляет от 800 до 1000 минимальных размеров оплаты труда;
- административными комиссиями административных округов - по делам, размер штрафа по которым составляет от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда;
- административными комиссиями районов города Москвы - по делам, размер штрафа по которым составляет до 500 минимальных размеров оплаты труда;
- директорами государственных природоохранных учреждений - органов управления особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения города Москвы, а также их заместителями - по правонарушениям, предусмотренным статьями 19, 20, 21 настоящего Закона, на подведомственных соответствующим учреждениям особо охраняемых природных территориях;
- должностными лицами Объединения административно - технических инспекций Правительства Москвы - по правонарушениям, предусмотренным статьей 21 настоящего Закона;
- должностными лицами ГУВД г. Москвы - по правонарушениям, предусмотренным статьями 19, 20, 21, 23 настоящего Закона. Наложение административных взысканий по данным делам производится начальниками территориальных отделов внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместителями.
2. До принятия закона города Москвы об административных комиссиях в городе Москве дела, подлежащие рассмотрению административными комиссиями, рассматриваются должностными лицами специально уполномоченного органа.
Статья 26. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях
1. Основанием для рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленных настоящим Законом, является протокол о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, составленный лицами, указанными в части 1 статьи 25 настоящего Закона.
2. В случаях, когда рассмотрение дела о правонарушении, установленном настоящим Законом, входит в компетенцию специально уполномоченного органа и одного из органов, осуществляющих государственный экологический контроль в пределах своей компетенции, привлечение виновных лиц к ответственности осуществляется органом, первым выявившим правонарушение. Привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение не допускается.
3. Суммы административных штрафов, налагаемых должностным лицом, осуществляющим экологический контроль за правонарушения, установленные настоящим Законом, перечисляются в бюджет города Москвы, за исключением случаев, определенных законодательством Российской Федерации.
4. Постановление по делу об административном правонарушении, установленном настоящим Законом, может быть обжаловано в установленном порядке.
5. В случае неуплаты штрафа в установленные законодательством сроки взыскание денежных средств производится в установленном законом порядке.
Статья 27. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды
Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Статья 28. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.