Руководствуясь Федеральным законом от 24 мая 1999 года
N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отноше-
нии соотечественников за рубежом", указами Президента Российской
Федерации от 11 августа 1994 года N 1681 "Об основных направлениях
государственной политики Российской Федерации в отношении сооте-
чественников, проживающих за рубежом", от 14 сентября 1995 года
N 940 "Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с
государствами - участниками Содружества Независимых Государств",
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа
1994 года N 1064 "О мерах по поддержке соотечественников за рубе-
жом", другими правовыми актами Российской Федерации и города Моск-
вы, Правительство Москвы проводит целенаправленную работу по реа-
лизации государственной политики Российской Федерации по поддержке
соотечественников и сотрудничеству с их организациями за рубежом.
Правительство Москвы определило работу с соотечественниками
как неотъемлемое и важнейшее направление своей деятельности, строя
ее в тесном взаимодействии с государственными органами Российской
Федерации (Правительственной комиссией по делам соотечественников
за рубежом, Министерством иностранных дел Российской Федерации,
Министерством по делам федерации, национальной и миграционной по-
литики Российской Федерации, с посольствами за рубежом, соответс-
твующими комитетами Государственной Думы).
Основные принципы и направления работы подразделений Прави-
тельства Москвы включают вопросы сохранения и развития русского
языка, культуры и образования, оказания юридической, материальной,
финансовой и иной поддержки, стимулирования развития взаимовыгод-
ных отношений с хозяйствующими субъектами, участвующими в програм-
мах поддержки русскоязычного населения. Оказывается помощь в тру-
доустройстве наших зарубежных соотечественников. С привлечением
организаций русских общин в качестве соучредителей созданы в ряде
стран совместные торговые дома, отчисляющие часть прибыли на под-
держку соотечественников.
Стержневой является работа в сфере образования, сохранения и
развития русского языка, обеспечения учебными пособиями, подготов-
ки и повышения квалификации преподавательских кадров русскоязычных
школ, открытия новых учебных заведений с преподаванием на русском
языке. В Севастополе открыт Черноморский филиал МГУ, оказано со-
действие становлению Института экономики и управления в Эстонии,
Балтийского русского института в Латвии, его филиалов в Литве и
Эстонии. В государствах Балтии реализуется программа "Стипендия
Мэра Москвы".
В Риге создан Московский культурно-деловой центр, позволяющий
на принципиально новом уровне организовать работу с соотечествен-
никами в Латвии. Правительством Москвы приобретено приспособленное
для его деятельности здание.
Активное взаимодействие с соотечественниками за рубежом обес-
печивают московские фонды: поддержки соотечественников имени Юрия
Долгорукого, развития экономических и гуманитарных связей "Моск-
ва-Крым", "Москва-Севастополь", Московское отделение Государствен-
но-общественного фонда поддержки соотечественников за рубежом
"Россияне". Осуществляется эффективное сотрудничество с Институтом
стран СНГ.
В соответствии с указанием Мэра Москвы образован "Центр по
оказанию правовой помощи соотечественникам за рубежом "Москва -
Россияне", разработана Комплексная программа "Москва - соотечест-
венникам в XXI веке", которая получила поддержку у организаций со-
отечественников на состоявшейся в феврале-марте 2001 года Московс-
кой международной научно-практической конференции "Москва и рос-
сийские соотечественники: от поддержки к сотрудничеству".
Анализ проделанной работы по поддержке соотечественников за
рубежом позволяет сделать вывод, что отраслевые подразделения Пра-
вительства Москвы и территориальные органы исполнительной власти
города в основном справляются с возложенными на них задачами.
Вместе с тем в работе на данном направлении продолжает оста-
ваться ряд важных нерешенных проблем, требующих постоянного внима-
ния и системного подхода. Стала очевидной необходимость учреждения
в структуре Правительства Москвы подразделения по осуществлению
координации работы с соотечественниками и их объединениями, разра-
ботки и реализации соответствующей городской комплексной программы
по поддержке соотечественников.
В целях придания системного и стабильного характера работе по
поддержке соотечественников за рубежом Правительство Москвы поста-
новляет:
1. Принять к сведению информацию Департамента международных
связей Правительства Москвы "Об основных направлениях работы по
поддержке соотечественников за рубежом" (приложение).
2. Одобрить деятельность отраслевых подразделений Правитель-
ства Москвы и территориальных органов исполнительной власти города
по поддержке соотечественников за рубежом.
3. Считать активизацию и развитие сотрудничества с обществен-
ными, культурными, научными, религиозными организациями и движени-
ями, а также защиту прав и свобод соотечественников за рубежом
важнейшими направлениями деятельности Правительства Москвы и его
подразделений.
4. Членам Правительства Москвы, руководителям департаментов,
комитетов и управлений при проведении переговоров, подготовке сог-
лашений и договоров с зарубежными партнерами учитывать соблюдение
интересов русскоязычного населения этих стран.
5. Департаменту международных связей Правительства Москвы
обеспечить координацию и взаимодействие структурных и территори-
альных подразделений Правительства Москвы, общественных, культур-
ных и научных организаций столицы в решении вопросов сотрудничест-
ва с общественными организациями и объединениями соотечественников
за рубежом, для чего:
5.1. В работе по защите прав соотечественников за рубежом ис-
пользовать в полном объеме возможности Центра по оказанию правовой
помощи соотечественникам за рубежом "Москва-Россияне", опираясь на
действующие международные механизмы по защите прав человека и на-
циональных меньшинств.
5.2. Содействовать развитию связей и контактов расположенных
в Москве общественных и религиозных объединений с объединениями
соотечественников за рубежом.
5.3. До конца 2001 года создать банк данных о российской ди-
аспоре, общественных объединениях соотечественников за рубежом.
5.4. При подготовке соглашений со странами СНГ и Балтии по
различным направлениям сотрудничества продолжить практику обяза-
тельного включения в них вопросов по обеспечению социально-эконо-
мических и политических прав соотечественников.
5.5. До 1 октября 2001 года в установленном порядке внести в
Правительство Москвы предложение по укреплению организационно-
штатной структуры работы с соотечественниками.
5.6. До 15 ноября 2001 года внести предложение в Правительст-
во Москвы о создании Межведомственной комиссии по работе с сооте-
чественниками за рубежом и представить на утверждение Положение о
ее деятельности.
5.7. Принять активное участие в подготовке и проведении в ок-
тябре 2001 года в Москве Конгресса соотечественников, проживающих
за рубежом.
5.8. Ежегодно (начиная с 2002 года) в январе представлять Мэ-
ру Москвы сводный отчет о результатах работы по поддержке и сот-
рудничеству с соотечественниками за рубежом.
5.9. До 1 декабря 2001 года внести предложение в Правительст-
во Москвы о вхождении Департамента международных связей Правитель-
ства Москвы в состав учредителей московских фондов, созданных в
целях оказания поддержки и развития сотрудничества с соотечествен-
никами за рубежом.
6. Департаменту международных связей Правительства Москвы,
Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, Департа-
менту финансов г.Москвы, Департаменту науки и промышленной полити-
ки Правительства Москвы, Департаменту продовольственных ресурсов
Правительства Москвы, Департаменту потребительского рынка и услуг,
Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Моск-
вы, Комитету здравоохранения Москвы, Комитету по культуре, Комите-
ту физической культуры и спорта Правительства Москвы, Московскому
комитету образования до 1 июля 2002 года разработать и внести в
установленном порядке в Правительство Москвы Комплексную целевую
среднесрочную программу поддержки соотечественников за рубежом на
2003-2005 годы.
7. Департаменту международных связей Правительства Москвы,
Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, Департа-
менту финансов г.Москвы, Департаменту науки и промышленной полити-
ки Правительства Москвы, Департаменту продовольственных ресурсов
Правительства Москвы, Департаменту потребительского рынка и услуг,
Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Моск-
вы, Комитету здравоохранения Москвы, Комитету по культуре, Комите-
ту физической культуры и спорта Правительства Москвы, Московскому
комитету образования обеспечить:
7.1. Разработку до 15 декабря 2001 года механизма привлечения
средств из внебюджетных источников на реализацию программ поддерж-
ки и сотрудничества с соотечественниками за рубежом.
7.2. Регулярное проведение, в рамках двустороннего культурно-
го сотрудничества, мероприятий по поддержке деятельности организа-
ций российских соотечественников, а также российских центров за
рубежом, включая проведение фестивалей, выставок, конкурсов, гаст-
ролей театров, творческих коллективов и исполнителей и иных акций
подобного рода, направленных на сохранение и развитие русской
культуры.
7.3. Взаимодействие общественных организаций и хозяйствующих
субъектов Москвы и зарубежья в целях привлечения их возможностей к
оказанию поддержки российским соотечественникам за рубежом.
8. Департаменту финансов г.Москвы при доработке проекта бюд-
жета города Москвы на 2002 год предусмотреть включение в него кон-
солидированной статьи по поддержке и сотрудничеству с соотечест-
венниками в сумме 120 миллионов рублей.
9. Департаменту международных связей Правительства Москвы до
25 сентября 2001 года разработать план мероприятий по поддержке
соотечественников за рубежом на 2001-2002 годы и представить в Де-
партамент финансов г.Москвы обоснование и смету финансовых затрат,
предусмотренных в п.8 настоящего постановления.
10. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации Правительства Москвы, Пресс-центру Мэрии совместно с Депар-
таментом международных связей Правительства Москвы обеспечить ши-
рокое освещение целей и задач, конкретных результатов работы Пра-
вительства Москвы по поддержке соотечественников в средствах мас-
совой информации, способствовать формированию объективного общест-
венного мнения о правовом положении соотечественников за рубежом и
их проблемах. На основе существующих соглашений оказывать поддерж-
ку средствам массовой информации соотечественников с учетом зако-
нодательства стран их проживания.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
П.п.Исполняющий обязанности
Мэра Москвы В.П.Шанцев
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 18 сентября 2001 года N 844-ПП
И Н Ф О Р М А Ц И Я
"Об основных направлениях работы
по поддержке соотечественников за рубежом"
Правительство Москвы ведет целенаправленную и планомерную ра-
боту по поддержке соотечественников за рубежом, понимая под этим
термином всех тех, кто, проживая за пределами Российской Федера-
ции, считает Россию своим Отечеством, независимо от того, где они
родились и гражданами какого государства они являются.
Правительство Москвы своим постановлением от 4 июля 1996 года
N 560 "Об итогах реализации в 1995 году соглашений о сотрудничест-
ве Москвы со странами СНГ и Балтии и задачах по дальнейшему совер-
шенствованию этой работы" закрепило основные принципы взаимоотно-
шений со странами нового зарубежья в интересах содействия соблюде-
ния прав проживающих в них соотечественников.
Исходя из этих принципов, основными направлениями деятельнос-
ти Правительства Москвы в реализации программ поддержки соотечест-
венников стали:
1. Заключение соглашений о сотрудничестве со странами ближне-
го зарубежья и иными иностранными партнерами с учетом соблюдения
интересов проживающих на их территориях соотечественников, включая
вопросы сохранения и развития русского языка, культуры и образова-
ния.
2. Оказание моральной, финансовой и иной поддержки в рамках
программ общественных объединений соотечественников.
3. Создание в условиях рыночных отношений приоритетов для хо-
зяйствующих субъектов из стран СНГ и Балтии с преимущественной за-
нятостью на их предприятиях русскоязычного населения при продвиже-
нии их продукции в Московском регионе.
4. Образование совместных производств или размещение заказов
на предприятиях, на которых занято русскоязычное население, с
целью создания дополнительных рабочих мест.
Сотрудничество Москвы с органами власти государств СНГ и Бал-
тии осуществляется на основе договоров и соглашений и организовано
в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Феде-
рации, Уставом и правовыми актами города.
На сегодняшний день Москва имеет договорные отношения практи-
чески со всеми странами СНГ, Литвой, со столицами и целым рядом
регионов. Каждый из этих договоров имеет специальные статьи, в ко-
торых оговаривается ответственность другой стороны за соблюдение
интересов русскоязычного населения.
В целях поддержки соотечественников Правительством Москвы была
принята программа поддержки образования на русском языке в странах
СНГ и Балтии. Так, на постоянной основе поддерживаются связи с ор-
ганами образования Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Тад-
жикистана, Автономной Республики Крым, городов Алма-Аты, Баку, Ду-
шанбе, Киева, Севастополя, Тбилиси, Еревана, Вильнюса. За послед-
ние два года Московским комитетом образования было безвозмездно
передано в дар школам стран ближнего зарубежья полтора миллиона
экземпляров учебной литературы. Проведены совместные семинары по
проблемным вопросам образования, работают курсы повышения квалифи-
кации различных категорий работников системы образования, идет
постоянный обмен делегациями учителей, школьников и творческими
коллективами учащихся. В высших учебных заведениях системы Мос-
ковского комитета образования учатся студенты из Грузии, Азербайд-
жана, Гагаузии (Республика Молдова). На средства Москвы отремонти-
рована 1-я городская гимназия города Тбилиси, в которой ведется
обучение и на русском языке.
Особое внимание уделяется Крыму, и в первую очередь Севасто-
полю - городу русской славы. В 2000 году в Севастополе открыт Чер-
номорский филиал Московского государственного университета имени
М.В.Ломоносова, реконструированы Лазаревские казармы под учебный
корпус филиала МГУ, что обеспечивает обучение 100 студентов на че-
тырех факультетах по восьми специальностям. В этом году для филиа-
ла заложено новое здание. В дар от российской столицы в Севастопо-
ле для детей моряков российского Черноморского флота построена
школа имени 850-летия Москвы, в которой ведется обучение по мос-
ковским программам и выпускники получают аттестаты об образовании
российского образца.
Другим конкретным направлением является реализация программы
"Стипендия Мэра Москвы", призванная содействовать сохранению выс-
шего образования на русском языке в балтийских государствах, где
проживает в общей сложности около 2 млн. жителей, для которых
русский язык является родным. Программа, начатая в 1996 году по
инициативе Мэра Москвы в Эстонии, получила там широкий обществен-
ный резонанс и признание. Этот опыт был распространен на Латвию и
Литву. В настоящее время стипендиатами Мэра Москвы являются более
146 студентов различных высших учебных заведений в прибалтийских
странах (Эстония - 61, Латвия - 48, Литва - 37 человек). За про-
шедшие годы около 400 способных молодых соотечественников из мало-
обеспеченных семей были московскими стипендиатами и благодаря это-
му получили высшее образование. В программе участвуют как извест-
ные, так и вновь созданные частные образовательные структуры. В
Эстонии это 15, в Латвии - 11, в Литве - 5 учебных заведений. Так
как стипендия Мэра включает в себя и оплату за обучение, то это
является косвенной формой поддержки учебных заведений, ведущих
преподавание на русском языке. Было оказано содействие становлению
ряда высших учебных заведений, в которых преподавание ведется на
русском языке. Так, Институт экономики и управления в Эстонии,
Балтийский русский институт в Латвии (насчитывает более 4000 сту-
дентов) и другие структуры получили соответствующие лицензии на
ведение образовательной деятельности и аккредитации по ряду специ-
альностей. Организационно реализация программы осуществляется в
каждой республике Попечительскими советами, сформированными из из-
вестных представителей русской диаспоры, православных религиозных
деятелей. Возглавляет Попечительский совет Мэр Москвы Ю.М.Лужков.
На решение совета не влияет гражданская, этническая или религиоз-
ная принадлежность кандидата. Программа постоянно совершенствует-
ся, с 1999 года она предусматривает выделение эксклюзивных стипен-
дий наиболее одаренным соотечественникам на обучение в московских
учебных заведениях.
С 1997 года в подведомственных Правительству Москвы лечеб-
но-профилактических учреждениях получили квалифицированную стацио-
нарную медицинскую помощь около 100 тысяч человек, проживающих вне
Российской Федерации. В российскую столицу в дни летних и зимних
каникул на отдых и лечение приглашаются дети из малоимущих семей
наших соотечественников из ближнего зарубежья. На новогодние
праздники в Москве регулярно приезжают сотни детей российских со-
отечественников из стран СНГ и Балтии.
Ведется большая работа по культурным обменам. Особенно важны
мероприятия, проводимые в регионах, где имеются значительные рус-
скоязычные общины. В 2000 году прошли Дни культуры Москвы в Донец-
ке. Правительство Москвы совместно с Правительством Азербайджана
организовало проведение Дней культуры Российской Федерации и Моск-
вы в Баку и Сумгаите. В Москве и Крыму проведены соответственно
Дни культуры Автономной Республики Крым и Москвы, в рамках которых
прошли концерты и выставки, обсуждены перспективы двустороннего
сотрудничества. В нескольких городах Грузии организованы гастроли
московского Театра Луны. Оказана материально-финансовая помощь
Ереванскому государственному Русскому академическому театру им.
Станиславского. Правительство Москвы постоянно организует прием
творческих детских коллективов и групп школьников из стран СНГ и
Балтии. Так, за последний год по этой линии Москву посетили дети
из Львовской области, Донецка и Вильнюса.
Правительство Москвы находит возможность оказания организаци-
ям и движениям соотечественников финансовой и материально-техни-
ческой помощи. Например, в 1998 году оказана финансовая помощь в
размере 58 млн.рублей Детскому русскому культурно-образовательному
центру "Истоки" города Риги. Музыкальными инструментами обеспечены
детская музыкальная школа Риги и Центр русской культуры в Баку.
Неоднократно была поддержана инициатива Русской общины Крыма
и оказана ей финансово-материальная помощь в организации и прове-
дении знаменательных дат для российских соотечественников.
Республиканскому славянскому движению "Лад" (Казахстан) в
феврале 1999 года Мэром Москвы передан малолитражный автомобиль
"ЗИЛ".
В целях оказания помощи соотечественникам, проживающим в Ка-
захстане и Киргизии, подведомственное Правительству Москвы ГУП
"Москонтрактпром" создало с привлечением русских общин в качестве
соучредителей совместные торговые дома с отчислением доли прибыли
для поддержки деятельности общин. Торговым домам наших соотечест-
венников из Эстонии и Латвии предоставлено эсклюзивное право на
торговую деятельность с предприятиями пищевой промышленности горо-
да Москвы.
Правительством Москвы на протяжении последних десяти лет под-
держиваются деловые связи и контакты с государственными службами
труда и занятости Украины, Белоруссии и Молдавии. В целях оказания
помощи в трудоустройстве нашим соотечественникам АМО "ЗИЛ" заклю-
чает с ними двухсторонние срочные трудовые договоры и берет на се-
бя расходы по оплате проезда, обеспечивает бесплатным проживанием
в общежитиях завода. В настоящее время на предприятии трудятся бо-
лее 600 человек, прибывших из этих республик. Кроме того, в 4-х
крупных городах Украины сохранены станции по техническому обслужи-
ванию автомобилей "ЗИЛ", которые дают возможность нашим соотечест-
венникам иметь постоянную работу и стабильный заработок.
Для организации практической работы в решении вопросов по
поддержке соотечественников Правительством Москвы создан Московс-
кий фонд поддержки соотечественников имени Юрия Долгорукого. Уч-
реждены и активизируют свою деятельность московские фонды: под-
держки и развития межрегиональных связей "Сотрудничество", разви-
тия экономических и гуманитарных связей "Москва-Крым", "Москва-Се-
вастополь", Московское отделение Государственно-общественного фон-
да поддержки соотечественников за рубежом "Россияне". Наиболее эф-
фективно работает в данном направлении Фонд "Москва-Крым", учреж-
денный Правительством Москвы. За 4 года работы фонд реализовал в
Крыму свыше 200 крупных гуманитарных и благотворительных программ
по реальной поддержке соотечественников, выделив на эти цели 10
млн.рублей. На средства фонда были приобретены и реконструированы
в Симферополе два здания под Русский культурный центр. При этом
фонд не получал бюджетных средств, а лишь потребовалась правитель-
ственная поддержка программ, позволяющих фонду зарабатывать средс-
тва, обеспечивающие в дальнейшем его работу. Положительную роль в
развитии межрегионального взаимодействия играет Представительство
Москвы в Крыму.
Москва остается самым емким и самым платежеспособным рынком
для стран ближнего и дальнего зарубежья.
28 февраля - 1 марта 2001 года состоялась Международная науч-
но-практическая конференция "Москва и российские соотечественники:
от поддержки к сотрудничеству", в работе которой приняли участие
127 делегатов из стран СНГ и Балтии, Болгарии, Великобритании,
Германии, Греции, Израиля, Канады, Франции, представители феде-
ральных структур Российской Федерации, Русской Православной Церк-
ви, общественных, научных и культурных кругов Москвы, средств мас-
совой информации.
Выступая с инициативой проведения конференции, Правительство
Москвы исходило из актуальности определения наиболее приоритетных
направлений и конкретных форм сотрудничества по вопросам поддержки
соотечественников, руководствуясь необходимостью конкретизации
практических шагов по взаимодействию с общественными организациями
соотечественников, опираясь при этом на приобретенный годами бога-
тый опыт.
Участникам конференции была одобрена Комплексная программа
"Москва - соотечественникам в XXI веке", в которой представлены
проекты программ сотрудничества в области образования, здравоохра-
нения, культуры и спорта, помощи ветеранам труда, обеспечения пра-
вовой защиты соотечественников за рубежом, а также мероприятия,
направленные на поддержку зарубежных общественных организаций со-
отечественников. Программой охвачены практически все направления
работы, сформулированные в государственной концепции по проведению
политики в отношении российских соотечественников.
Состоявшееся в рамках подготовки Московской конференции в де-
кабре 2000 года заседание "круглого стола" на тему "О правовом по-
ложении и механизме оказания правовой помощи российским соотечест-
венникам в странах СНГ и Балтии" выявило острую необходимость соз-
дания четкого механизма оказания правовой помощи, защиты прав, ос-
новных свобод и законных интересов наших соотечественников, учас-
тия российских адвокатов в процессах уголовного, гражданского, ар-
битражного административного судопроизводства. Для этих целей соз-
дан Центр при московском отделении Фонда "Россияне" для оказания
юридической помощи соотечественникам и его представительств в
странах СНГ и Балтии.
Осуществление и развитие всесторонних связей с соотечествен-
никами за рубежом, их организациями и объединениями будет и впредь
для Правительства Москвы одним из важнейших направлений его между-
народной деятельности.
Верно: