Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 844-ПП от 18 сентября 2001 года

Об основных направлениях работы по поддержке соотечественников за рубежом

     Руководствуясь  Федеральным  законом  от  24  мая  1999  года
N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отноше-
нии соотечественников за рубежом",  указами Президента  Российской
Федерации от 11 августа 1994 года N 1681 "Об основных направлениях
государственной политики Российской Федерации в  отношении  сооте-
чественников,  проживающих  за рубежом",  от 14 сентября 1995 года
N 940 "Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с
государствами  -  участниками Содружества Независимых Государств",
постановлением Правительства Российской Федерации  от  31  августа
1994  года N 1064 "О мерах по поддержке соотечественников за рубе-
жом", другими правовыми актами Российской Федерации и города Моск-
вы, Правительство  Москвы проводит целенаправленную работу по реа-
лизации государственной политики Российской Федерации по поддержке
соотечественников и сотрудничеству с их организациями за рубежом.
     Правительство Москвы  определило  работу с соотечественниками
как неотъемлемое и важнейшее направление своей деятельности, строя
ее  в тесном взаимодействии с государственными органами Российской
Федерации (Правительственной комиссией по делам  соотечественников
за рубежом,  Министерством иностранных дел  Российской  Федерации,
Министерством по делам федерации,  национальной и миграционной по-
литики Российской Федерации,  с посольствами за рубежом, соответс-
твующими комитетами Государственной Думы).
     Основные принципы  и  направления работы подразделений Прави-
тельства Москвы включают вопросы сохранения  и  развития  русского
языка, культуры и образования, оказания юридической, материальной,
финансовой и иной поддержки,  стимулирования развития взаимовыгод-
ных отношений с хозяйствующими субъектами, участвующими в програм-
мах поддержки русскоязычного населения.  Оказывается помощь в тру-
доустройстве наших зарубежных  соотечественников.  С  привлечением
организаций  русских общин в качестве соучредителей созданы в ряде
стран совместные торговые дома,  отчисляющие часть прибыли на под-
держку соотечественников.
     Стержневой является работа в сфере образования,  сохранения и
развития русского языка, обеспечения учебными пособиями, подготов-
ки и повышения квалификации преподавательских кадров русскоязычных
школ,  открытия новых учебных заведений с преподаванием на русском
языке.  В Севастополе открыт Черноморский филиал МГУ,  оказано со-
действие становлению Института экономики и управления  в  Эстонии,
Балтийского  русского  института в Латвии,  его филиалов в Литве и
Эстонии.  В государствах Балтии реализуется  программа  "Стипендия
Мэра Москвы".
     В Риге создан Московский культурно-деловой центр, позволяющий
на  принципиально новом уровне организовать работу с соотечествен-
никами в Латвии. Правительством Москвы приобретено приспособленное
для его деятельности здание.
     Активное взаимодействие с соотечественниками за рубежом обес-
печивают московские фонды:  поддержки соотечественников имени Юрия
Долгорукого, развития экономических и гуманитарных  связей  "Моск-
ва-Крым", "Москва-Севастополь", Московское отделение Государствен-
но-общественного фонда  поддержки  соотечественников  за   рубежом
"Россияне". Осуществляется эффективное сотрудничество с Институтом
стран СНГ.
     В соответствии  с  указанием  Мэра Москвы образован "Центр по
оказанию правовой помощи соотечественникам за  рубежом  "Москва  -
Россияне",  разработана Комплексная программа "Москва - соотечест-
венникам в XXI веке", которая получила поддержку у организаций со-
отечественников на состоявшейся в феврале-марте 2001 года Московс-
кой международной научно-практической конференции "Москва  и  рос-
сийские соотечественники: от поддержки к сотрудничеству".
     Анализ проделанной работы по поддержке  соотечественников  за
рубежом позволяет сделать вывод, что отраслевые подразделения Пра-
вительства Москвы и территориальные органы  исполнительной  власти
города в основном справляются с возложенными на них задачами.
     Вместе с тем в работе на данном направлении продолжает  оста-
ваться ряд важных нерешенных проблем, требующих постоянного внима-
ния и системного подхода. Стала очевидной необходимость учреждения
в  структуре  Правительства  Москвы подразделения по осуществлению
координации работы с соотечественниками и их объединениями, разра-
ботки и реализации соответствующей городской комплексной программы
по поддержке соотечественников.
     В целях придания системного и стабильного характера работе по
поддержке соотечественников за рубежом Правительство Москвы поста-
новляет:
     1. Принять к сведению информацию  Департамента  международных
связей  Правительства  Москвы  "Об основных направлениях работы по
поддержке соотечественников за рубежом" (приложение).
     2. Одобрить  деятельность отраслевых подразделений Правитель-
ства Москвы и территориальных органов исполнительной власти города
по поддержке соотечественников за рубежом.
     3. Считать активизацию и развитие сотрудничества с обществен-
ными, культурными, научными, религиозными организациями и движени-
ями,  а также защиту прав и свобод  соотечественников  за  рубежом
важнейшими  направлениями  деятельности Правительства Москвы и его
подразделений.
     4. Членам Правительства Москвы,  руководителям департаментов,
комитетов и управлений при проведении переговоров, подготовке сог-
лашений  и договоров с зарубежными партнерами учитывать соблюдение
интересов русскоязычного населения этих стран.
     5. Департаменту  международных  связей  Правительства  Москвы
обеспечить координацию и взаимодействие структурных  и  территори-
альных подразделений Правительства Москвы,  общественных, культур-
ных и научных организаций столицы в решении вопросов сотрудничест-
ва с общественными организациями и объединениями соотечественников
за рубежом, для чего:
     5.1. В работе по защите прав соотечественников за рубежом ис-
пользовать в полном объеме возможности Центра по оказанию правовой
помощи соотечественникам за рубежом "Москва-Россияне", опираясь на
действующие международные механизмы по защите прав человека и  на-
циональных меньшинств.
     5.2. Содействовать развитию связей и контактов  расположенных
в  Москве  общественных  и религиозных объединений с объединениями
соотечественников за рубежом.
     5.3. До  конца 2001 года создать банк данных о российской ди-
аспоре, общественных объединениях соотечественников за рубежом.
     5.4. При  подготовке  соглашений  со странами СНГ и Балтии по
различным направлениям сотрудничества продолжить  практику  обяза-
тельного  включения в них вопросов по обеспечению социально-эконо-
мических и политических прав соотечественников.
     5.5. До 1 октября 2001 года в установленном порядке внести  в
Правительство Москвы  предложение  по  укреплению  организационно-
штатной структуры работы с соотечественниками.
     5.6. До 15 ноября 2001 года внести предложение в Правительст-
во Москвы о создании Межведомственной комиссии по работе с  сооте-
чественниками  за рубежом и представить на утверждение Положение о
ее деятельности.
     5.7. Принять активное участие в подготовке и проведении в ок-
тябре 2001 года в Москве Конгресса соотечественников,  проживающих
за рубежом.
     5.8. Ежегодно (начиная с 2002 года) в январе представлять Мэ-
ру Москвы сводный отчет о результатах работы по поддержке  и  сот-
рудничеству с соотечественниками за рубежом.
     5.9. До 1 декабря 2001 года внести предложение в Правительст-
во Москвы о вхождении Департамента международных связей Правитель-
ства  Москвы  в состав учредителей московских фондов,  созданных в
целях оказания поддержки и развития сотрудничества с соотечествен-
никами за рубежом.
     6. Департаменту  международных  связей  Правительства Москвы,
Департаменту экономической политики и развития г.Москвы,  Департа-
менту финансов г.Москвы, Департаменту науки и промышленной полити-
ки Правительства Москвы,  Департаменту продовольственных  ресурсов
Правительства Москвы, Департаменту потребительского рынка и услуг,
Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Моск-
вы, Комитету здравоохранения Москвы, Комитету по культуре, Комите-
ту физической культуры и спорта Правительства Москвы,  Московскому
комитету  образования  до  1 июля 2002 года разработать и внести в
установленном порядке в Правительство Москвы  Комплексную  целевую
среднесрочную  программу поддержки соотечественников за рубежом на
2003-2005 годы.
     7. Департаменту  международных  связей  Правительства Москвы,
Департаменту экономической политики и развития г.Москвы,  Департа-
менту финансов г.Москвы, Департаменту науки и промышленной полити-
ки Правительства Москвы,  Департаменту продовольственных  ресурсов
Правительства Москвы, Департаменту потребительского рынка и услуг,
Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Моск-
вы, Комитету здравоохранения Москвы, Комитету по культуре, Комите-
ту физической культуры и спорта Правительства Москвы,  Московскому
комитету  образования обеспечить:
     7.1. Разработку до 15 декабря 2001 года механизма привлечения
средств из внебюджетных источников на реализацию программ поддерж-
ки и сотрудничества с соотечественниками за рубежом.
     7.2. Регулярное проведение, в рамках двустороннего культурно-
го сотрудничества, мероприятий по поддержке деятельности организа-
ций  российских  соотечественников,  а также российских центров за
рубежом, включая проведение фестивалей, выставок, конкурсов, гаст-
ролей театров,  творческих коллективов и исполнителей и иных акций
подобного рода,  направленных на  сохранение  и  развитие  русской
культуры.
     7.3. Взаимодействие общественных организаций и  хозяйствующих
субъектов Москвы и зарубежья в целях привлечения их возможностей к
оказанию поддержки российским соотечественникам за рубежом.
     8. Департаменту  финансов г.Москвы при доработке проекта бюд-
жета города Москвы на 2002 год предусмотреть включение в него кон-
солидированной  статьи  по поддержке и сотрудничеству с соотечест-
венниками в сумме 120 миллионов рублей.
     9. Департаменту  международных связей Правительства Москвы до
25 сентября 2001 года разработать план  мероприятий  по  поддержке
соотечественников за рубежом на 2001-2002 годы и представить в Де-
партамент финансов г.Москвы обоснование и смету финансовых затрат,
предусмотренных в п.8 настоящего постановления.
     10. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации Правительства Москвы,  Пресс-центру Мэрии совместно с Депар-
таментом международных связей Правительства Москвы обеспечить  ши-
рокое освещение целей и задач,  конкретных результатов работы Пра-
вительства Москвы по поддержке соотечественников в средствах  мас-
совой информации, способствовать формированию объективного общест-
венного мнения о правовом положении соотечественников за рубежом и
их проблемах. На основе существующих соглашений оказывать поддерж-
ку средствам массовой информации соотечественников с учетом  зако-
нодательства стран их проживания.
     11. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возло-
жить  на  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.



П.п.Исполняющий обязанности
Мэра Москвы                                             В.П.Шанцев


                             Приложение
                             к постановлению Правительства Москвы
                             от 18 сентября 2001 года N 844-ПП





                       И Н Ф О Р М А Ц И Я
                "Об основных направлениях работы
           по поддержке соотечественников за рубежом"



     Правительство Москвы ведет целенаправленную и планомерную ра-
боту  по поддержке соотечественников за рубежом,  понимая под этим
термином всех тех,  кто,  проживая за пределами Российской Федера-
ции,  считает Россию своим Отечеством, независимо от того, где они
родились и гражданами какого государства они являются.
     Правительство Москвы своим постановлением от 4 июля 1996 года
N 560 "Об итогах реализации в 1995 году соглашений о сотрудничест-
ве Москвы со странами СНГ и Балтии и задачах по дальнейшему совер-
шенствованию этой работы" закрепило основные принципы  взаимоотно-
шений со странами нового зарубежья в интересах содействия соблюде-
ния прав проживающих в них соотечественников.
     Исходя из этих принципов, основными направлениями деятельнос-
ти Правительства Москвы в реализации программ поддержки соотечест-
венников стали:
     1. Заключение соглашений о сотрудничестве со странами ближне-
го зарубежья и иными иностранными партнерами с  учетом  соблюдения
интересов проживающих на их территориях соотечественников, включая
вопросы сохранения и развития русского языка, культуры и образова-
ния.
     2. Оказание  моральной,  финансовой и иной поддержки в рамках
программ общественных объединений соотечественников.
     3. Создание в условиях рыночных отношений приоритетов для хо-
зяйствующих субъектов из стран СНГ и Балтии с преимущественной за-
нятостью на их предприятиях русскоязычного населения при продвиже-
нии их продукции в Московском регионе.
     4. Образование  совместных производств или размещение заказов
на предприятиях,  на которых  занято  русскоязычное  население,  с
целью создания дополнительных рабочих мест.
     Сотрудничество Москвы с органами власти государств СНГ и Бал-
тии осуществляется на основе договоров и соглашений и организовано
в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Феде-
рации, Уставом и правовыми актами города.
     На сегодняшний день Москва имеет договорные отношения практи-
чески  со всеми странами СНГ,  Литвой,  со столицами и целым рядом
регионов. Каждый из этих договоров имеет специальные статьи, в ко-
торых  оговаривается  ответственность другой стороны за соблюдение
интересов русскоязычного населения.
    В целях поддержки соотечественников Правительством Москвы была
принята программа поддержки образования на русском языке в странах
СНГ и Балтии. Так, на постоянной основе поддерживаются связи с ор-
ганами образования Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Тад-
жикистана, Автономной Республики Крым, городов Алма-Аты, Баку, Ду-
шанбе,  Киева, Севастополя, Тбилиси, Еревана, Вильнюса. За послед-
ние  два  года  Московским комитетом образования было безвозмездно
передано в дар школам стран ближнего  зарубежья  полтора  миллиона
экземпляров  учебной литературы.  Проведены совместные семинары по
проблемным вопросам образования, работают курсы повышения квалифи-
кации  различных  категорий  работников системы образования,  идет
постоянный обмен делегациями учителей,  школьников  и  творческими
коллективами  учащихся.  В  высших учебных заведениях системы Мос-
ковского комитета образования учатся студенты из Грузии, Азербайд-
жана, Гагаузии (Республика Молдова). На средства Москвы отремонти-
рована 1-я городская гимназия города Тбилиси,  в  которой  ведется
обучение и на русском языке.
     Особое внимание уделяется Крыму,  и в первую очередь Севасто-
полю - городу русской славы. В 2000 году в Севастополе открыт Чер-
номорский филиал Московского государственного  университета  имени
М.В.Ломоносова,  реконструированы  Лазаревские казармы под учебный
корпус филиала МГУ, что обеспечивает обучение 100 студентов на че-
тырех факультетах по восьми специальностям. В этом году для филиа-
ла заложено новое здание. В дар от российской столицы в Севастопо-
ле  для  детей  моряков  российского Черноморского флота построена
школа имени 850-летия Москвы,  в которой ведется обучение по  мос-
ковским программам и выпускники получают аттестаты об образовании
российского образца.
     Другим конкретным  направлением является реализация программы
"Стипендия Мэра Москвы",  призванная содействовать сохранению выс-
шего  образования на русском языке в балтийских государствах,  где
проживает в  общей  сложности  около 2 млн.  жителей,  для которых
русский язык является родным.  Программа,  начатая в 1996 году  по
инициативе Мэра Москвы в Эстонии,  получила там широкий обществен-
ный резонанс и признание.  Этот опыт был распространен на Латвию и
Литву.  В настоящее время стипендиатами Мэра Москвы являются более
146 студентов различных высших учебных заведений  в  прибалтийских
странах (Эстония - 61,  Латвия - 48,  Литва - 37 человек). За про-
шедшие годы около 400 способных молодых соотечественников из мало-
обеспеченных семей были московскими стипендиатами и благодаря это-
му получили высшее образование.  В программе участвуют как извест-
ные,  так  и вновь созданные частные образовательные структуры.  В
Эстонии это 15,  в Латвии - 11, в Литве - 5 учебных заведений. Так
как  стипендия  Мэра включает в себя и оплату за обучение,  то это
является косвенной формой  поддержки  учебных  заведений,  ведущих
преподавание на русском языке. Было оказано содействие становлению
ряда высших учебных заведений,  в которых преподавание ведется  на
русском  языке.  Так,  Институт  экономики и управления в Эстонии,
Балтийский русский институт в Латвии (насчитывает более 4000  сту-
дентов)  и  другие  структуры получили соответствующие лицензии на
ведение образовательной деятельности и аккредитации по ряду специ-
альностей.  Организационно  реализация  программы осуществляется в
каждой республике Попечительскими советами, сформированными из из-
вестных представителей русской диаспоры,  православных религиозных
деятелей.  Возглавляет Попечительский совет Мэр Москвы Ю.М.Лужков.
На решение совета не влияет гражданская,  этническая или религиоз-
ная принадлежность кандидата.  Программа постоянно совершенствует-
ся, с 1999 года она предусматривает выделение эксклюзивных стипен-
дий наиболее одаренным соотечественникам на обучение в  московских
учебных заведениях.
     С 1997  года  в  подведомственных Правительству Москвы лечеб-
но-профилактических учреждениях получили квалифицированную стацио-
нарную медицинскую помощь около 100 тысяч человек, проживающих вне
Российской Федерации.  В российскую столицу в дни летних и  зимних
каникул  на  отдых и лечение приглашаются дети из малоимущих семей
наших  соотечественников  из  ближнего  зарубежья.  На  новогодние
праздники в  Москве регулярно приезжают сотни детей российских со-
отечественников из стран СНГ и Балтии.
     Ведется большая работа по культурным обменам.  Особенно важны
мероприятия, проводимые в  регионах, где имеются значительные рус-
скоязычные общины. В 2000 году прошли Дни культуры Москвы в Донец-
ке. Правительство Москвы совместно с  Правительством  Азербайджана
организовало проведение Дней культуры Российской Федерации и Моск-
вы в Баку и Сумгаите.  В Москве и Крыму  проведены  соответственно
Дни культуры Автономной Республики Крым и Москвы, в рамках которых
прошли концерты и выставки,  обсуждены  перспективы  двустороннего
сотрудничества.  В нескольких городах Грузии организованы гастроли
московского Театра  Луны.  Оказана  материально-финансовая  помощь
Ереванскому  государственному  Русскому  академическому театру им.
Станиславского.  Правительство Москвы постоянно  организует  прием
творческих  детских  коллективов и групп школьников из стран СНГ и
Балтии.  Так,  за последний год по этой линии Москву посетили дети
из Львовской области, Донецка и Вильнюса.
     Правительство Москвы находит возможность оказания организаци-
ям  и  движениям соотечественников финансовой и материально-техни-
ческой помощи.  Например,  в 1998 году оказана финансовая помощь в
размере 58 млн.рублей Детскому русскому культурно-образовательному
центру "Истоки" города Риги. Музыкальными инструментами обеспечены
детская музыкальная школа Риги и Центр русской культуры в Баку.
     Неоднократно была поддержана инициатива Русской общины  Крыма
и  оказана ей финансово-материальная помощь в организации и прове-
дении знаменательных дат для российских соотечественников.
     Республиканскому славянскому  движению  "Лад"  (Казахстан)  в
феврале 1999 года Мэром Москвы  передан  малолитражный  автомобиль
"ЗИЛ".
     В целях оказания помощи соотечественникам,  проживающим в Ка-
захстане  и  Киргизии,  подведомственное  Правительству Москвы ГУП
"Москонтрактпром" создало с привлечением русских общин в  качестве
соучредителей  совместные торговые дома с отчислением доли прибыли
для поддержки деятельности общин.  Торговым домам наших соотечест-
венников  из  Эстонии  и Латвии предоставлено эсклюзивное право на
торговую деятельность с предприятиями пищевой промышленности горо-
да Москвы.
     Правительством Москвы на протяжении последних десяти лет под-
держиваются  деловые  связи и контакты с государственными службами
труда и занятости Украины, Белоруссии и Молдавии. В целях оказания
помощи  в трудоустройстве нашим соотечественникам АМО "ЗИЛ" заклю-
чает с ними двухсторонние срочные трудовые договоры и берет на се-
бя расходы по оплате проезда,  обеспечивает бесплатным проживанием
в общежитиях завода. В настоящее время на предприятии трудятся бо-
лее 600 человек,  прибывших из этих республик.  Кроме того,  в 4-х
крупных городах Украины сохранены станции по техническому обслужи-
ванию автомобилей "ЗИЛ", которые дают возможность нашим соотечест-
венникам иметь постоянную работу и стабильный заработок.
     Для организации  практической  работы  в  решении вопросов по
поддержке соотечественников Правительством Москвы создан  Московс-
кий  фонд поддержки соотечественников имени Юрия Долгорукого.  Уч-
реждены и активизируют свою деятельность  московские  фонды:  под-
держки и развития межрегиональных связей "Сотрудничество",  разви-
тия экономических и гуманитарных связей "Москва-Крым", "Москва-Се-
вастополь", Московское отделение Государственно-общественного фон-
да поддержки соотечественников за рубежом "Россияне". Наиболее эф-
фективно работает в данном направлении Фонд "Москва-Крым",  учреж-
денный  Правительством Москвы.  За 4 года работы фонд реализовал в
Крыму свыше 200 крупных гуманитарных и благотворительных  программ
по  реальной  поддержке соотечественников,  выделив на эти цели 10
млн.рублей.  На средства фонда были приобретены и реконструированы
в  Симферополе  два здания под Русский культурный центр.  При этом
фонд не получал бюджетных средств, а лишь потребовалась правитель-
ственная поддержка программ, позволяющих фонду зарабатывать средс-
тва,  обеспечивающие в дальнейшем его работу. Положительную роль в
развитии  межрегионального взаимодействия играет Представительство
Москвы в Крыму.
     Москва остается самым емким и самым  платежеспособным  рынком
для стран ближнего и дальнего зарубежья.
     28 февраля - 1 марта 2001 года состоялась Международная науч-
но-практическая конференция "Москва и российские соотечественники:
от поддержки к сотрудничеству",  в работе которой приняли  участие
127  делегатов  из стран СНГ и Балтии,  Болгарии,  Великобритании,
Германии,  Греции,  Израиля,  Канады, Франции, представители феде-
ральных структур Российской Федерации,  Русской Православной Церк-
ви, общественных, научных и культурных кругов Москвы, средств мас-
совой информации.
     Выступая с инициативой проведения конференции,  Правительство
Москвы  исходило из актуальности определения наиболее приоритетных
направлений и конкретных форм сотрудничества по вопросам поддержки
соотечественников,   руководствуясь  необходимостью  конкретизации
практических шагов по взаимодействию с общественными организациями
соотечественников, опираясь при этом на приобретенный годами бога-
тый опыт.
     Участникам конференции  была  одобрена  Комплексная программа
"Москва - соотечественникам в XXI веке",  в  которой  представлены
проекты программ сотрудничества в области образования, здравоохра-
нения, культуры и спорта, помощи ветеранам труда, обеспечения пра-
вовой защиты  соотечественников  за рубежом,  а также мероприятия,
направленные на поддержку зарубежных  общественных организаций со-
отечественников. Программой  охвачены  практически все направления
работы, сформулированные в государственной концепции по проведению
политики в отношении российских соотечественников.
     Состоявшееся в рамках подготовки Московской конференции в де-
кабре 2000 года заседание "круглого стола" на тему "О правовом по-
ложении и механизме оказания правовой помощи российским соотечест-
венникам в странах СНГ и Балтии" выявило острую необходимость соз-
дания четкого механизма оказания правовой помощи, защиты прав, ос-
новных свобод и законных интересов наших соотечественников,  учас-
тия российских адвокатов в процессах уголовного, гражданского, ар-
битражного административного судопроизводства. Для этих целей соз-
дан Центр при московском отделении Фонда "Россияне"  для  оказания
юридической  помощи  соотечественникам  и  его  представительств в
странах СНГ и Балтии.
     Осуществление и  развитие всесторонних связей с соотечествен-
никами за рубежом, их организациями и объединениями будет и впредь
для Правительства Москвы одним из важнейших направлений его между-
народной деятельности.


                              Верно: