Постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2002 года
N 319-ПП "Об итогах исполнения бюджета города Москвы за 2001 год"
одобрены основные параметры исполнения бюджетных показателей, ут-
вержденных на 2001 год. Проект закона города Москвы "Об исполнении
бюджета Москвы за 2001 год" представлен в Московскую городскую Ду-
му.
Внешней проверкой отчета об исполнении бюджета города Москвы,
проведенной Контрольно-счетной палатой Москвы в апреле-июне теку-
щего года, отмечено, что в 2001 году Правительством Москвы обеспе-
чено исполнение бюджета города Москвы в соответствии с основными
направлениями бюджетной политики и положениями Закона города Моск-
вы от 27 декабря 2000 года N 41 "О бюджете города Москвы на 2001
год". В качестве главного результата констатируется сохранение со-
циальной направленности использования бюджетных средств и сокраще-
ние объема государственного долга города Москвы.
Результаты проверки исполнения доходной части бюджета показа-
ли, что по всем кодам бюджетной классификации суммы, отраженные в
отчете, соответствуют фактическому поступлению средств в бюджет,
что обеспечивалось соблюдение нормативов распределения регулирую-
щих доходов и сроков их перечисления. При общем исполнении доходов
городского бюджета в 2001 году на 101,8% имеет место невыполнение
установленных заданий по налогу на прибыль, налогу с продаж и ак-
цизам, причиной которого является отвлечение средств в форме нало-
говых льгот, а также изменение порядка исчисления акцизов. Вместе
с тем, контроль за обоснованностью и законностью предоставления
льгот не всегда проводился своевременно и эффективно. Кроме того,
доходный потенциал бюджета города Москвы снижается в связи с нали-
чием значительных сумм недоимки, в первую очередь по налогу на
прибыль.
До настоящего времени не переведены на казначейский метод ис-
полнения бюджета средства, полученные в процессе приватизации го-
сударственного имущества города Москвы. Указанные средства продол-
жают аккумулироваться на счетах Департамента имущества города
Москвы и Специализированного государственного унитарного предприя-
тия по продаже государственного и муниципального имущества города
Москвы.
В качестве нерешенных проблем исполнения доходов в 2001 году
отмечено отсутствие в представленном законопроекте данных об объ-
емах средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринима-
тельской и иной приносящей доход деятельности, а также значитель-
ное увеличение суммы поступлений, оставшихся невыясненными на ко-
нец отчетного года.
Представленные в законопроекте данные о расходовании бюджет-
ных средств по основным разделам и подразделам бюджетной классифи-
кации соответствуют направлениям, предусмотренным в Законе города
Москвы от 27 декабря 2000 года N 41 "О бюджете города Москвы на
2001 год", и их фактическому исполнению. Вместе с тем как в мате-
риалах внешней проверки Контрольно-счетной палаты Москвы, так и в
ходе контрольной работы, проводимой органами исполнительной власти
Москвы, по-прежнему устанавливаются факты нерационального и неце-
левого использования бюджетных средств, что является следствием
как организационных недостатков, так и прямых нарушений бюджетного
законодательства. По результатам внешней проверки Палатой отмечены
недостатки в планировании расходных показателей и организации по-
рядка бухгалтерского учета при использовании бюджетных средств,
несоблюдение предельного уровня перемещения бюджетных ассигнований
между объектами бюджетной классификации, нецелевое использование
резервного фонда, предусмотренного в бюджете города Москвы.
Контрольными проверками и ревизиями органов исполнительной
власти города Москвы в 2001 году по-прежнему выявлялись факты за-
вышения тарифов при оплате коммунальных услуг, норм, расценок и
коэффициентов при финансировании выполненных работ по эксплуатации
и капитальному ремонту жилищного фонда, благоустройству города,
текущему и капитальному ремонту в учреждениях социальной сферы, а
также необоснованного возмещения убытков теплоснабжающих организа-
ций и занижения доходов по эксплуатационным сборам с арендаторов.
В ходе проверок, проведенных финансовыми органами города Москвы в
2001 году, установлены факты завышения смет расходов бюджетных уч-
реждений, нерациональные и нецелевые расходы на сумму 656 млн.
рублей, в том числе по отрасли "Образование" - 217 000 000 рублей
(почти 33%), в жилищно-коммунальном хозяйстве - 251 000 000 рублей
(более 38%).
Рассмотрев итоги исполнения бюджета города Москвы за 2001 год
и материалы внешней проверки отчета об исполнении бюджета города
Москвы, Правительство Москвы постановляет:
1. Признать, что отчетные показатели об исполнении бюджета
города Москвы за 2001 год в целом соответствуют положениям Закона
города Москвы от 27 декабря 2000 года N 41 "О бюджете города Моск-
вы на 2001 год".
2. Обратить внимание руководителей комплексов городского уп-
равления, департаментов, комитетов, управлений Правительства Моск-
вы и префектов административных округов на необходимость принятия
действенных и неотложных мер по устранению недостатков и наруше-
ний, выявленных Контрольно-счетной палатой Москвы и контролирующи-
ми органами исполнительной власти города Москвы при исполнении
бюджета города Москвы за 2001 год, имея ввиду реализацию конкрет-
ных мероприятий, исключающих недоборы причитающихся бюджету города
Москвы доходов и нерациональное расходование бюджетных средств.
3. Департаменту имущества города Москвы:
3.1. В целях увеличения доходов бюджета города Москвы от ис-
пользования городской собственности активизировать работу по сдаче
в аренду нежилых помещений, находящихся в собственности города
Москвы, имея ввиду увеличение объемов площади, организацию четкого
учета этого городского имущества, а также приближение ставок
арендной платы к уровню, действующему на коммерческом рынке при
условии сохранения системы предоставления льгот для приоритетных и
социально значимых отраслей городской экономики.
3.2. Обеспечить в соответствии с казначейским методом испол-
нения бюджета зачисление с 1 октября 2002 года всех средств от
продажи имущества, находящегося в государственной собственности,
на счета по исполнению бюджета города Москвы.
4. Установить, что при исполнении бюджета города Москвы
средства, поступающие на счета бюджетных учреждений от предприни-
мательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются по
методике, установленной Министерством финансов Российской Федера-
ции для отчетности об исполнении федерального бюджета.
5. Руководителю Комплекса экономической политики и развития
Правительства Москвы совместно с Департаментом финансов г.Москвы
продолжить работу по сокращению объемов недоимки по платежам в
бюджет Москвы в рамках мер, определенных постановлениями Прави-
тельства Москвы от 25 сентября 2001 года N 864-ПП "О ходе выполне-
ния мероприятий по сокращению задолженности предприятий и органи-
заций по платежам в городской бюджет и территориальный дорожный
фонд" и от 7 мая 2002 года N 328-ПП "О дополнении постановления
Правительства Москвы от 25 сентября 2001 года N 864-ПП".
6. В порядке устранения недостатков, отмеченных в организации
учета и составлении отчетности по операциям, связанным с привлече-
нием и погашением долговых обязательств города Москвы:
6.1. Принять к сведению, что Комитетом муниципальных займов и
развития фондового рынка Правительства Москвы в августе текущего
года перечислены в бюджет города Москвы остатки на внебюджетных и
валютных счетах, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2002 го-
да.
6.2. Департаменту финансов г.Москвы и Комитету муниципальных
займов и развития фондового рынка Правительства Москвы в недельный
срок сформировать рабочую группу для разработки регламента взаимо-
действия при осуществлении операций по привлечению, обслуживанию и
погашению долговых обязательств города Москвы в условиях реализа-
ции требований Бюджетного кодекса Российской Федерации о казна-
чейском методе исполнения бюджета.
Обеспечить представление указанного регламента на утверждение
Мэра Москвы не позднее 15 ноября 2002 года.
6.3. Департаменту финансов г.Москвы, учитывая отсутствие в
действующем законодательстве положений о порядке учета ценных бу-
маг, в 10-дневный срок направить в Министерство финансов Россий-
ской Федерации запрос о порядке учета стоимости ценных бумаг, при-
обретенных за счет бюджетных средств.
6.4. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка
Правительства Москвы совместно с Департаментом экономической поли-
тики и развития г.Москвы и Департаментом финансов г.Москвы до
1 декабря 2002 года представить на рассмотрение Мэра Москвы пред-
ложения о целесообразности формирования и механизме функционирова-
ния бюджетных ресурсов, используемых в целях оперативного управле-
ния государственным долгом города Москвы и обеспечения его опти-
мальной структуры.
7. Департаменту финансов г.Москвы:
7.1. До конца 2002 года перевести на казначейский метод ис-
полнения бюджета города Москвы с открытием лицевых счетов расходы
по погашению и обслуживанию долговых обязательств города Москвы.
7.2. Усилить контроль за достоверностью информации по погаше-
нию и обслуживанию долговых обязательств города, проводимых со
счетов главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.
7.3. До конца 2002 года привести в соответствие с бюджетной
классификацией Российской Федерации порядок планирования и отраже-
ния в учете операций по погашению и обслуживанию долговых обяза-
тельств города Москвы.
7.4. Обеспечить соответствие учета по видам и формам долговых
обязательств в долговой книге государственного долга города Моск-
вы, в учете по исполнению бюджета и на лицевых счетах получателей
бюджетных средств.
8. В целях усиления контроля за взысканием в бюджет города
Москвы средств, выданных на возвратной основе, и упорядочения ра-
боты по предоставлению кредитов из бюджета города Москвы:
8.1. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка
Правительства Москвы и Департаменту науки и промышленной политики
Правительства Москвы до 1 ноября 2002 года представить в Комплекс
экономической политики и развития Правительства Москвы материалы
инвентаризации задолженности по средствам, выданным на возвратной
основе за счет бюджета и внебюджетных источников, и обеспечить за-
числение в бюджет города Москвы средств, поступающих в качестве
возврата инвестиционного финансирования, выданного на возвратной
основе, и процентов за его предоставление.
8.2. Департаменту градостроительной политики, развития и ре-
конструкции города до 1 ноября 2002 года завершить выверку задол-
женности заемщиков по средствам, выданным на основании распоряже-
ния Мэра Москвы от 20 марта 1995 года N 127-РМ "Об изменении по-
рядка формирования средств на развитие строительного комплекса го-
рода".
8.3. Руководителю Комплекса экономической политики и развития
Правительства Москвы совместно с Комитетом муниципальных займов и
развития фондового рынка Правительства Москвы, Департаментом науки
и промышленной политики Правительства Москвы, Департаментом гра-
достроительной политики, развития и реконструкции города, Департа-
ментом инвестиционных программ строительства города Москвы и Де-
партаментом финансов г.Москвы до 1 декабря 2002 года:
8.3.1. На основе проведенной инвентаризации задолженности по
средствам, выданным на возвратной основе за счет бюджета и внебюд-
жетных источников, определить возможность переоформления заключен-
ных ранее договоров о возвратном финансировании в договоры бюджет-
ных кредитов в соответствии с бюджетным законодательством Россий-
ской Федерации и города Москвы.
8.3.2. Подготовить проект распорядительного документа Прави-
тельства Москвы о включении новых договоров в отчетность по испол-
нению бюджета города Москвы.
8.4. Департаменту финансов г.Москвы совместно с главными рас-
порядителями бюджетных средств, имеющими право предоставлять бюд-
жетные кредиты, начиная с 2003 года ввести раздельное планирование
и учет сумм возврата в бюджет ранее выданных кредитов и кредитов,
предполагаемых к выдаче в текущем бюджетном году.
9. Обратить внимание руководителей комплексов городского уп-
равления, департаментов, комитетов и управлений Правительства
Москвы на недопустимость принятия решений по обеспечению функцио-
нирования отраслей городского хозяйства и бюджетной сферы, не
подкрепленных необходимыми финансовыми ресурсами.
10. В целях исключения внепланового расходования бюджетных
средств и предотвращения образования кредиторской задолженности:
10.1. Руководителям департаментов, комитетов и управлений,
префектам административных округов установить строгий контроль за
соблюдением подведомственными распорядителями и получателями бюд-
жетных средств плановых назначений по объектам бюджетной классифи-
кации и не допускать перерасхода установленных лимитов бюджетных
обязательств.
10.2. Установить, что плановые ассигнования текущего года мо-
гут направляться на погашение кредиторской задолженности, образо-
вавшейся на 1 января 2002 года по работам и услугам, выполненным и
принятым заказчиками на объектах, включенных в утвержденные прог-
раммы, в пределах бюджетных обязательств текущего года. Погашение
кредиторской задолженности по сверхплановым (сверхлимитным) объ-
емам работ и на объектах, не включенных в программы текущего года,
не производится.
10.3. Руководителям комплексов городского управления Прави-
тельства Москвы совместно с Департаментом экономической политики и
развития г.Москвы и Департаментом финансов г.Москвы обеспечить вы-
полнение п.5 постановления Правительства Москвы от 22 января 2002
года N 48-ПП "О ходе реализации мер по переходу на казначейский
метод исполнения бюджета города Москвы и дальнейшем развитии Мос-
ковского городского казначейства" в части завершения работы по
разработке системы нормативов планирования и исполнения расходов
бюджета города Москвы.
10.4. Принять к сведению, что при исполнении бюджета города
Москвы в 2002 году Департаментом финансов г.Москвы исключена воз-
можность перемещения бюджетных ассигнований сверх норм, предусмот-
ренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, без внесения изме-
нений в закон города Москвы о бюджете.
11. В целях устранения нарушений в расходовании резервного
фонда, предусматриваемого в бюджете города Москвы:
11.1. Обязать главных распорядителей, распорядителей и полу-
чателей бюджетных средств при подготовке заявок на дополнительное
финансирование расходов из бюджета города Москвы строго руководс-
твоваться положениями, утвержденными распоряжением Мэра Москвы от
14 июля 2000 года N 752-РМ "О расходовании средств резервного фон-
да, предусматриваемого в бюджете города Москвы".
11.2. Запретить использование средств резервного фонда на фи-
нансирование дополнительных расходов при наличии неиспользованных
плановых ассигнований на соответствующие цели.
12. При составлении бюджетной отчетности, представляемой в
Московскую городскую Думу в соответствии с законом города Москвы о
бюджете, признать целесообразным использование информации о расхо-
довании бюджетных средств на обязательное медицинское страхование
неработающего населения, содержащейся в отчете Фонда обязательного
медицинского страхования по форме N 14.
Управлению бюджетного планирования городского заказа Прави-
тельства Москвы обеспечить представление в Департамент финансов
г.Москвы указанной формы отчетности в сроки, установленные для от-
чета об исполнении бюджета.
13. Главным распорядителям, распорядителям и получателям бюд-
жетных средств принять меры по укреплению дисциплины планирования
бюджетных показателей. Не допускать перемещения бюджетных средств
между статьями расходов и получателями бюджетных средств более од-
ного раза в месяц.
14. В целях реализации положений Закона города Москвы от
11 июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах в го-
роде Москве":
14.1. Руководителям департаментов, управлений, комитетов по
согласованию с руководителями комплексов городского управления
Правительства Москвы в двухнедельный срок представить в Департа-
мент экономической политики и развития г.Москвы:
- перечень городских целевых программ с указанием по каждой
утвержденной программе: общего объема бюджетного финансирования,
определенного программой; объема средств, направленных из бюджета
города Москвы на ее реализацию по состоянию на 1 января 2003 года;
объема бюджетных средств, предусмотренных на выполнение программы
в проекте бюджета города Москвы на 2003 год;
- предложения по оптимизации действующих целевых программ;
- график представления документов по долгосрочным целевым
программам для утверждения в Московской городской Думе.
14.2. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы
совместно с Департаментом финансов г.Москвы не позднее 15 ноября
2002 года обобщить указанные материалы и представить руководителю
Комплекса экономической политики и развития Правительства Москвы
сводные предложения по оптимизации действующих целевых программ и
возможности отражения в составе проекта бюджета города Москвы на
2003 год расходов на их финансирование.
14.3. Департаменту финансов г.Москвы при разработке проекта
закона города Москвы о детализации бюджетной классификации Рос-
сийской Федерации предусмотреть отражение бюджетных показателей,
связанных с реализацией городских целевых программ.
15. Отметить недостаточную проработку заявок на выделение
бюджетных ассигнований и их взаимоувязку с производственными пока-
зателями Управлением бюджетного планирования городского заказа
Правительства Москвы по расходам на выплату государственных посо-
бий гражданам, имеющим детей, что привело к образованию значитель-
ного остатка неиспользованных средств в 2001 году.
16. Установить, что финансирование расходов, связанных с но-
вым строительством и реконструкцией объектов гостиничного хозяйс-
тва, начиная с 2003 года, осуществляется в рамках инвестиционной
программы Правительства Москвы.
Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по
заявке инвестора - Валютно-финансового управления Правительства
Москвы, начиная с 2003 года, предусматривать в инвестиционной
программе лимит капитальных вложений на новое строительство и ре-
конструкцию объектов гостиничного хозяйства.
17. Комитету по туризму Правительства Москвы:
17.1 Провести дополнительный анализ использования бюджетных
ассигнований, выделяемых на рекламно-информационную деятельность и
участие города Москвы в международных туристических выставках. О
результатах доложить при рассмотрении на Правительстве Москвы в
декабре 2002 года вопроса "О ходе реализации основных положений
Программы развития туризма в г.Москве на период до 2010 года".
17.2. До 1 апреля 2003 года привести основные положения Прог-
раммы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года в
соответствие с требованиями Закона города Москвы от 11 июля 2001
года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве".
18. Департаменту финансов г.Москвы при рассмотрении проекта
закона города Москвы "Об исполнении бюджета города Москвы за 2001
год" в Московской городской Думе учесть согласованные предложения
Контрольно-счетной палаты Москвы по итогам внешней проверки отче-
та.
19. Согласиться с предложением Контрольно-ревизионного управ-
ления Министерства финансов Российской Федерации по г.Москве о це-
лесообразности проведения тематических проверок по расходованию
бюджетных средств, выделяемых на реализацию городских целевых
программ, а также по конкретным направлениям их использования.
20. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на Вице-мэра Москвы, первых заместителей и заместителей Мэра
Москвы в Правительстве Москвы в соответствии с распределением их
обязанностей, а в целом - на министра Правительства Москвы Корос-
телева Ю.В.
О ходе выполнения настоящего постановления доложить Прави-
тельству Москвы в I квартале 2003 года.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков