Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 913-ПП от 28 октября 2003 года

Об итогах исполнения бюджета города Москвы за 2002 год с учетом результатов проверки Контрольно-счетной палатой Москвы

     Исполнение бюджета  города Москвы в 2002 году характеризуется
стабильным выполнением показателей,  утвержденных  Законом  города
Москвы  от  23  ноября  2001 года N 60 "О бюджете города Москвы на
2002 год". Доходная часть бюджета исполнена на 102,1 процента, до-
полнительно  получено  5,7 млрд.рублей.  В соответствии с объемами
выполненных работ, проведенными мероприятиями и затратами на теку-
щее  содержание бюджетных учреждений бюджетные расходы профинанси-
рованы на уровне 97,3 процента.
     Первоначально утвержденные  бюджетные показатели уточнялись в
течение 2002 года с учетом мобилизации  дополнительных  доходов  и
выделения субвенций из федерального бюджета, а также в целях опре-
деления направлений  использования  свободного  остатка  бюджетных
средств  на начало года и перераспределения бюджетных ассигнований
по предложениям главных распорядителей средств бюджета. Это позво-
лило  в  ходе  исполнения бюджета решить ряд неотложных и дополни-
тельных задач по финансовому обеспечению города.  Внесение указан-
ных изменений проводилось в строгом соответствии с порядком, уста-
новленным бюджетным законодательством.
     Стабильному исполнению бюджета 2002 года способствовала рабо-
та, проводимая органами исполнительной власти, налоговыми и други-
ми контролирующими органами по максимальному привлечению бюджетных
ресурсов и их целевому расходованию.
     Доходная часть  бюджета  была пополнена за счет отмены целого
ряда налоговых льгот.  На формировании доходной базы положительным
образом  сказалось  сокращение на 1,2 млрд.рублей задолженности по
платежам в бюджет,  в том числе за счет использования механизма ее
реструктуризации и списания долгов, признанных в установленном по-
рядке безнадежными ко взысканию.
     Значительная часть дополнительных средств,  полученных в 2002
году,  приходится на долю неналоговых доходов,  с превышением  ут-
вержденных  показателей  исполнены  доходы от сдачи в аренду госу-
дарственного имущества города Москвы и продажи  права  аренды  зе-
мельных участков, более чем в 2 раза увеличились поступления в ви-
де процентов от предоставления бюджетных кредитов.
     Комплексами городского  управления Правительства Москвы,  от-
раслевыми департаментами, комитетами и управлениями уделялось осо-
бое  внимание вопросам экономии бюджетных средств за счет проведе-
ния конкурсов на выполнение городского заказа,  установления лими-
тов потребления тепловой и электрической энергии. Усилению контро-
ля  за целевым расходованием бюджетных ассигнований способствовало
существенное увеличение бюджетополучателей, переведенных на финан-
сирование  расходов через органы Московского городского казначейс-
тва.
     Определенные меры приняты по совершенствованию заемной  поли-
тики города, в первую очередь в части поэтапного перехода к режиму
единого заемщика.  Это позволило в течение 2002 года более  опера-
тивно  и с учетом реальных потребностей по финансированию расходов
осуществлять привлечение заемных ресурсов. В результате весьма су-
щественно  сокращены расходы по обслуживанию долговых обязательств
города Москвы, а также сокращен на 3 млрд.рублей общий объем заим-
ствований,  утвержденный в первоначальных бюджетных показателях на
2002 год.  Предельные параметры,  определенные Бюджетным  кодексом
Российской Федерации по долговым обязательствам и их обслуживанию,
выдержаны.
     В соответствии  с  требованиями  бюджетного  законодательства
Правительство Москвы   постановлением   от  29  апреля  2003  года
N 312-ПП "О проекте закона города Москвы  "Об  исполнении  бюджета
города  Москвы за 2002 год" одобрило основные параметры исполнения
бюджета 2002 года и направило указанный законопроект в  Московскую
городскую Думу.
     Контрольно-счетной палатой Москвы по результатам внешней про-
верки отчета об исполнении бюджета города Москвы за 2002 год в це-
лом  сделан  вывод о его соответствии структуре закона о бюджете и
бюджетной классификации, принятых при утверждении бюджета, а также
требованиям  Министерства  финансов Российской Федерации по предс-
тавлению годовой бюджетной отчетности.
     Вместе с тем, результаты контрольных мероприятий, проведенных
контролирующими органами Правительства Москвы,  а также  Контроль-
но-счетной палатой Москвы,  включая внешнюю проверку отчета об ис-
полнении бюджета города Москвы за 2002 год,  свидетельствуют о на-
личии недостатков и нарушений при исполнении бюджетных показателей
города Москвы в 2002 году.
     Так, Главным управлением государственного финансового контро-
ля города Москвы в числе продолжающих иметь место нарушений  отме-
чается использование бюджетных средств на цели, не предусмотренные
сметой расходов, перемещение бюджетных назначений сверх предельно-
го уровня,  оплата работ и услуг при отсутствии или по неправильно
оформленным документам,  нарушение порядка конкурсного  размещения
городского заказа и завышение норм и расценок при оплате выполнен-
ных работ.
     Контрольно-ревизионным управлением  в  г.Москве  Министерства
финансов Российской Федерации по бюджетным учреждениям города  от-
мечается  превышение  установленных  тарифных ставок и должностных
окладов, содержание сверхштатных единиц, завышение расценок по ка-
питальному  ремонту,  вывозу  мусора и другим видам работ.
     В ходе контрольных проверок со стороны финансовых органов го-
рода  Москвы  значительные  суммы нарушений выявлены уже на стадии
составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений,  а в по-
рядке  последующего контроля - факты незаконного и нецелевого рас-
ходования бюджетных средств по различным основаниям.
     В материалах  внешней  проверки  отчета об исполнении бюджета
города Москвы за 2002 год Контрольно-счетной палатой Москвы  отме-
чено  нарушение  Департаментом  имущества  города Москвы бюджетной
классификации в части зачисления неналоговых доходов и средств  от
продажи имущества,  находящегося в собственности города Москвы.  В
качестве общего замечания по расходованию бюджетных средств  также
отмечено наличие фактов неэффективного их расходования и необосно-
ванного образования как дебиторской,  так и кредиторской задолжен-
ности по работам, выполняемым в рамках городского заказа.
     Рассмотрев итоги исполнения бюджета города Москвы за 2002 год
с учетом контрольных мероприятий, проведенных в рамках осуществле-
ния государственного финансового контроля и внешней проверки отче-
та об исполнении бюджета города Москвы,  Правительство Москвы пос-
тановляет:
     1. Признать,  что исполнение показателей, утвержденных в бюд-
жете города Москвы на 2002 год, обеспечило стабильное функциониро-
вание  всех  систем  жизнеобеспечения города.  Отчет об исполнении
бюджета города Москвы за 2002 год в целом соответствует положениям
Закона города Москвы от 23 ноября 2001 года N 60 "О бюджете города
Москвы на 2002 год".
     2. В  порядке устранения недостатков и нарушений,  отмеченных
внешней проверкой отчета об исполнении бюджета  города  Москвы  за
2002 год:
     2.1. Департаменту имущества города Москвы:
     2.1.1. До  1 декабря 2003 года закрыть счета по аккумулирова-
нию неналоговых доходов и доходов от продажи имущества, открытые в
коммерческих банках, и обеспечить перечисление средств на счета по
исполнению бюджета города Москвы,  открытые Департаменту  финансов
города Москвы, в соответствии с их принадлежностью статьям бюджет-
ной классификации.
     2.1.2. Не  допускать  зачисление плательщиками средств от ис-
пользования и продажи государственного имущества  минуя  счета  по
исполнению  бюджета города Москвы,  открытые Департаменту финансов
города Москвы.
     2.1.3. Обеспечить  в  2003-2004  годах  доработку программных
продуктов,  используемых для учета операций по управлению имущест-
вом города Москвы, с целью консолидации разрозненных баз данных на
основе Единого реестра собственности города Москвы,  и включение в
них стоимостных и объемных характеристик соответствующих объектов.
     2.2. Комитету государственных заимствований города Москвы при
подготовке  распорядительных  документов  по выпуску облигационных
городских займов предусматривать конкретные условия эмиссии и  об-
ращения городских облигаций,  в первую очередь в части возможности
получения владельцами облигаций дохода по ним в форме  дисконта  и
периодических купонных выплат.
     2.3. Руководителям комплексов городского управления, департа-
ментов, комитетов, управлений и префектам административных округов
города Москвы при расходовании средств бюджета города Москвы обес-
печить  безусловное  соблюдение  положений Бюджетного кодекса Рос-
сийской Федерации и нормативных правовых актов  города  Москвы  по
размещению городского заказа на поставку товаров, производство ра-
бот, оказания услуг исключительно на конкурсной основе.
     2.4. Главным распорядителям средств бюджета города Москвы од-
новременно с отчетом об исполнении бюджетных показателей  за  2003
год представить в Департамент финансов города Москвы информацию об
объемах бюджетных средств, использованных на оплату товаров, работ
и услуг, выполненных на конкурсной основе.
     Департаменту финансов  города  Москвы  до  1 января 2004 года
направить главным распорядителям бюджетных средств форму представ-
ления указанной информации и во II квартале 2004 года доложить Мэ-
ру Москвы результаты ее обобщения.
     2.5. Департаменту  экономической  политики  и развития города
Москвы совместно с Департаментом финансов города Москвы  до  конца
2003  года представить на утверждение Правительства Москвы порядок
финансового обеспечения исполнения Адресной  инвестиционной  прог-
раммы  города  Москвы  (включая порядок ее уточнения и изменения в
ходе реализации).
     2.6. Главным  распорядителям   и   распорядителям   бюджетных
средств  совместно  с получателями бюджетных средств по итогам ис-
полнения бюджета города Москвы за 9  месяцев  2003  года  провести
уточнение  объемов  работ,  выполняемых за счет предусмотренных на
2003 год бюджетных ассигнований,  имея в виду недопущение на 1 ян-
варя  2004 года образования необоснованной как дебиторской,  так и
кредиторской задолженности.
     О проведенной  работе  доложить руководителю соответствующего
комплекса городского управления Правительства Москвы не позднее 15
ноября 2003 года.
     2.7. Принять к  сведению,  что  постановлением  Правительства
Москвы  от  22 июля 2003 года N 582-ПП "Об организации конкурса на
право выполнения функций уполномоченного органа  Департамента  фи-
нансов города Москвы по проверке финансового состояния получателей
бюджетных кредитов,  обеспечения их целевого использования"  уста-
новлено положение о порядке финансовой проверки организаций,  пре-
тендующих на получение бюджетных кредитов.
     3. В качестве дополнительных мер по исполнению доходной части
бюджета города Москвы:
     3.1. Возобновить практику рассмотрения причин образования за-
долженности по  платежам  в бюджет города Москвы по предприятиям и
организациям, расположенным на территории округа, и реализации до-
полнительных  мер по ее сокращению на уровне префектур администра-
тивных округов города Москвы.
     3.2. Префектам административных округов города Москвы с 1 ян-
варя  2004  года  организовать проведение указанной работы и о ре-
зультатах ежеквартально информировать руководителя Комплекса  эко-
номической политики и развития Правительства Москвы.
     3.3. Предложить Управлению Министерства Российской  Федерации
по налогам и сборам по г.Москве по итогам 2003 года и в дальнейшем
в ежеквартальном режиме направлять префектам административных  ок-
ругов города Москвы перечень предприятий и организаций, имеющих по
состоянию на отчетную дату задолженность по платежам в бюджет  го-
рода  Москвы  более 1 млн.рублей.
     Департаменту имущества города Москвы и Московскому земельному
комитету направлять аналогичную информацию  префектам  администра-
тивных округов города Москвы в отношении задолженности по арендным
платежам за нежилые помещения и землю.
     4. Обратить внимание руководителей комплексов городского  уп-
равления Правительства Москвы,  департаментов, комитетов, управле-
ний и префектов административных округов города Москвы на  продол-
жающие  иметь  место факты необоснованного,  нецелевого и нерацио-
нального расходования средств бюджета города Москвы,  а  также  на
необходимость  принятия дополнительных мер по устранению и недопу-
щению в дальнейшем недостатков и нарушений,  выявленных  Контроль-
но-счетной  палатой Москвы и контролирующими органами исполнитель-
ной власти города Москвы.
     5. В  целях усиления контроля за целевым и эффективным расхо-
дованием бюджетных средств в отраслях городского хозяйства руково-
дителям комплексов городского управления Правительства Москвы, де-
партаментов,  комитетов,  управлений и префектам  административных
округов  города  Москвы:
     5.1. В части усиления  предварительного  контроля  обеспечить
формирование  и утверждение смет расходов бюджетных учреждений,  а
также заключение договоров на выполнение работ в рамках городского
заказа в строгом соответствии с утвержденными нормативными показа-
телями (штатная численность,  должностные оклады,  нормы расходов,
тарифы и расценки) и объемами бюджетных ассигнований.
     5.2. В части обеспечения текущего контроля - провести с полу-
чателями  бюджетных  средств  необходимую  работу  по  надлежащему
оформлению документации,  являющейся основанием для финансирования
бюджетных расходов.
     5.3. В части реализации мероприятий по осуществлению последу-
ющего контроля уделять особое внимание вопросам соблюдения условий
заключенных  договоров и контрактов по выполнению городского зака-
за,  а также всесторонне анализировать факты превышения предусмот-
ренных в них объемов работ и стоимостных показателей,  в необходи-
мых случаях применять меры дисциплинарного  и  материального  воз-
действия на нарушителей финансовой дисциплины.
     5.4. При расходовании бюджетных средств активнее использовать
форму бюджетного кредитования,  обеспечивая при этом осуществление
оперативного  контроля  за использованием средств по целевому нап-
равлению, а также строгое соблюдение сроков возврата предоставлен-
ных бюджетных ресурсов,  не допуская необоснованного их продления.
     5.5. При  формировании  направлений  расходования   бюджетных
средств  в 2004 году в пределах выделенных ассигнований определить
перечень конкретных мероприятий и программ, обеспечиваемых бюджет-
ным финансированием в 2004 году,  с учетом их значимости и приори-
тетности,  исключив практику внесения в течение  финансового  года
предложений по дополнительному выделению бюджетных средств,  в том
числе и за счет средств резервного фонда.
     5.6.В целях оперативного прохождения денежных средств,  выде-
ляемых из бюджета города Москвы на доплаты к  пенсиям,  пособия  и
другие  социальные выплаты,  поручить Департаменту финансов города
Москвы открыть в Сбербанке России специальный счет  по  исполнению
бюджета города Москвы для перечисления средств, зачисляемых на ли-
цевые счета получателей.
     6. В целях оптимизации расходов на государственное управление
Департаменту имущества города Москвы в двухмесячный срок пересмот-
реть нормативы выделения площади на одного работника в органах ис-
полнительной власти города Москвы  в  зависимости  от  выполняемых
функций,  с  учетом  служебной и вспомогательной площади,  а также
действующих в настоящее время санитарных норм, отражающих требова-
ния предоставления помещений для пользователей ПЭВМ.
     7. В порядке дальнейшего развития программно-целевого принци-
па формирования и исполнения бюджетных показателей:
     7.1. Принять к сведению, что в проект закона города Москвы "О
бюджете  города  Москвы на 2004 год" включено отдельное приложение
об объемах бюджетного финансирования в разрезе  целевых  городских
программ.
     7.2. Департаменту финансов  города  Москвы  при  формировании
сводной бюджетной росписи присвоить целевым программам, предусмот-
ренным законом о бюджете на 2004 год,  дополнительные коды бюджет-
ной классификации.
     7.3. Главным  распорядителям,  распорядителям  и  получателям
бюджетных средств обеспечить обособленный учет средств, направляе-
мых на финансирование целевых городских программ, и сбалансирован-
ность  объемов выполняемых работ и финансовых ресурсов при их реа-
лизации.
     7.4. Департаменту  экономической  политики  и развития города
Москвы совместно с Департаментом финансов города Москвы и отрасле-
выми  департаментами,  комитетами и управлениями продолжить работу
по оптимизации перечня программ, имеющих целевой характер и подле-
жащих  финансированию  из  бюджета города Москвы.
     Соответствующие предложения учесть при  формировании  проекта
бюджета города Москвы на 2005 и последующие годы.
     7.5. Комплексу  по  экономической  политике и развитию Прави-
тельства Москвы совместно с Департаментом экономической политики и
развития города  Москвы  и  Департаментом финансов города Москвы в
первом полугодии 2004 года  проанализировать  практику  применения
Закона  города Москвы от 11 июля 2001 года N 34 "О государственных
целевых программах в городе Москве",  включая вопросы его финансо-
вого обеспечения, и представить результаты проделанной работы Мэру
Москвы.
     8. Главным распорядителям бюджетных средств до конца текущего
года проанализировать действующую систему учета средств,  выделяе-
мых из бюджета города Москвы в форме дотаций (субвенций, субсидий)
и связанных с применением цен и тарифов,  подлежащих государствен-
ному регулированию, в целях исключения фактов необоснованной упла-
ты налогов с этих сумм.
     9. Предоставить  Департаменту финансов города Москвы право не
принимать к рассмотрению предложения о  расходовании  средств  ре-
зервного фонда в случаях непредставления департаментами, комитета-
ми и управлениями информации о наличии экономии в расходовании ут-
вержденных ассигнований, отсутствия сметы и расчетов при обоснова-
нии запрашиваемых дополнительных средств, а также без согласования
этого вопроса с руководителем соответствующего комплекса городско-
го управления.
     10. Считать  важнейшим  направлением деятельности органов ис-
полнительной власти города Москвы в области совершенствования сис-
темы исполнения бюджетных показателей безусловное выполнение уста-
новленных сроков внедрения казначейского принципа аккумуляции  до-
ходов и расходования бюджетных ресурсов.
     11. Департаменту экономической  политики  и  развития  города
Москвы  принять  дополнительные меры к неукоснительному соблюдению
сроков проектирования и создания первой очереди автоматизированной
информационной  системы управления бюджетным процессом (АИС УБП) и
сдаче ее в эксплуатацию не позднее 1 июля 2004 года.
     12. Управлению  бюджетного  планирования  и городского заказа
города Москвы и Департаменту финансов города Москвы до конца  2003
года обеспечить перевод получателей бюджетных средств Комитета об-
щественных связей города Москвы и Комитета межрегиональных  связей
города  Москвы  на казначейский метод исполнения бюджета,  а также
открытие лицевых счетов для  финансирования  расходов  организаций
образования и культуры.
     13. Определить в  качестве  дополнительных  мер  по  усилению
контроля  за  поступлением  и расходованием средств бюджета города
Москвы:
     13.1. Разработку проекта закона города Москвы "Об администра-
тивной ответственности за нарушение бюджетного  законодательства".
     Заместителю Мэра  Москвы  в Правительстве Москвы Петрову А.В.
совместно с отделом  законопроектных  работ  Правительства  Москвы
Центра  законотворчества  Москвы  и  Департаментом финансов города
Москвы до 1 июля 2004 года разработать и представить на рассмотре-
ние Правительства Москвы проект указанного закона.
     13.2. Разработку  проекта закона города Москвы "О детализации
бюджетной классификации Российской Федерации".
     Департаменту финансов города Москвы до 1 мая 2004 года разра-
ботать и представить на рассмотрение Правительства  Москвы  проект
указанного закона.
     13.3. Создание в городе Москве единой системы учета договоров
и контрактов, заключаемых в рамках городских заказов и программ.
     Руководителям департаментов,  комитетов,  главных управлений,
управлений  и  префектам административных округов города Москвы до
15 ноября 2003 года представить в Комплекс экономической  политики
и развития Правительства Москвы предложения о принципах формирова-
ния и ведения реестров договоров и контрактов,  заключаемых в рам-
ках городских заказов.
     Руководителю Комплекса экономической политики и развития Пра-
вительства Москвы до конца 2003 года представить  на  рассмотрение
Правительства  Москвы обобщенные предложения по формированию и по-
рядку ведения единых городских  реестров  договоров  и  контрактов
главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств.
     13.4. Расширение практики осуществления контрольных мероприя-
тий по  проверке  конкретных  направлений  расходования  бюджетных
средств  или комплексной проверке типовых учреждений (организаций)
в целях выработки на их основе соответствующих мер организационно-
го и нормативного характера.
     Главному управлению государственного финансового контроля го-
рода  Москвы  при  формировании координационного плана контрольной
работы предусмотреть проведение соответствующих проверок.
     13.5. Департаменту  финансов  города Москвы в I квартале 2004
года рассмотреть возможность введения режима обязательного  согла-
сования с  Мэром  Москвы  предложений  главных  распорядителей  об
уменьшении бюджетных ассигнований по статьям расходов,  признанных
приоритетными при формировании проекта бюджета,  в  пользу  других
направлений расходования бюджетных средств.
     13.6. Исключить  практику  заключения инвестиционных контрак-
тов,  предусматривающих замену причитающихся бюджету города Москвы
финансовых средств выполнением натурального объема работ,  а также
недостаточно  обоснованного  предоставления  отсрочек  по   уплате
средств  в бюджет при совершении сделок с государственным имущест-
вом города Москвы, включая землю.
     13.7. Руководителю Комплекса экономической политики и  разви-
тия Правительства Москвы совместно с другими комплексами городско-
го управления в I квартале 2004 года внести на  рассмотрение  Мэра
Москвы  предложения  по  упорядочению  и совершенствованию системы
страхования и оценки государственного имущества города Москвы.
     14. Признать необходимым,  начиная с 2005 года,  осуществлять
формирование соответствующих показателей прогноза социально-эконо-
мического развития и проекта бюджета города Москвы исходя из  воз-
можных вариантов прогнозируемой конъюнктуры мировых цен на нефть и
другие сырьевые ресурсы.
     15. Департаменту  экономической  политики  и  развития города
Москвы совместно с Департаментом финансов города Москвы до 15  ян-
варя  2004  года внести на рассмотрение Мэра Москвы предложения по
реализации пункта 14 настоящего постановления.
     16. Департаменту финансов города Москвы при рассмотрении про-
екта закона города Москвы "Об исполнении бюджета города Москвы  за
2002 год" в Московской городской Думе учесть согласованные предло-
жения Контрольно-счетной палаты Москвы по итогам внешней  проверки
отчета.
     17. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возло-
жить на Вице-мэра Москвы,  первых заместителей и заместителей Мэра
Москвы в Правительстве Москвы в соответствии с  распределением  их
обязанностей,  а в целом - на министра Правительства Москвы Корос-
телева Ю.В.
     О ходе  выполнения  настоящего  постановления доложить Прави-
тельству Москвы в I квартале 2004 года.


П.п.Исполняющий обязанности
Мэра Москвы                                             В.П.Шанцев