Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Распоряжение Правительства Москвы
№ 920-РП от 15 сентября 2000 года
О подготовке материалов по вопросу проведения в Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки ЭКСПО
В целях подготовки необходимых материалов Правительством Москвы по проведению в Москве в 2010 году на территории ГАО ВВЦ Всемирной универсальной выставки ЭКСПО и внесения их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, в соответствии с решением Комиссии Правительства Российской Федерации по выставочно - ярмарочной деятельности от 25 июля 2000 г.:
1. Одобрить и принять за основу концепцию целесообразности проведения в Москве Всемирной выставки ЭКСПО, подготовленную в соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от 09.11.99 N 1083-РП "О подготовке концепции проведения в Москве Всемирной выставки "ЭКСПО - 2003" (приложение).
2. Московскому комитету по архитектуре и градостроительству в срок до 10 октября 2000 г. подготовить обоснованные предложения по вопросам, относящимся к его компетенции, по проведению Всемирной универсальной выставки ЭКСПО на территории ГАО ВВЦ для включения их в концепцию.
3. Департаменту науки и промышленной политики совместно с ГАО ВВЦ и ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" обобщить материалы пп. 1 и 2 и до 30 октября 2000 г. подготовить окончательный вариант концепции.
4. Одобрить инициативу ГАО ВВЦ о создании на его базе дирекции по подготовке "ЭКСПО - 2010" в Москве во главе с первым заместителем генерального директора ГАО ВВЦ Мусаевым М.Х. и участии в ее работе ОАО "Московский комитет по науке и технологиям".
5. Рекомендовать ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" осуществлять финансирование работ, связанных с подготовкой необходимых материалов, начиная с 2000 года согласно смете расходов, утвержденной в установленном порядке, за счет и в пределах средств статьи бюджета "Фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу".
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 15 сентября 2000 г. N 920-РП
КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ В МОСКВЕ
ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКИ ЭКСПО
РОЛЬ ВЫСТАВКИ ЭКСПО В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ
И ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Роль выставочной деятельности в мировой экономике очень велика. Выставочная отрасль динамично развивается и является основным стимулом увеличения спроса на выставляемые товары, технологии и услуги. С каждым годом увеличивается число участников международных выставок. Ведущие державы вкладывают все больше средств в организацию в своих странах выставочных комплексов мирового класса. Такие комплексы сегодня имеют на своей территории многие передовые страны (в т.ч. США, Германия, Франция, Италия и др.).
Среди многочисленных международных выставок особое место занимают всемирные выставки ЭКСПО, выделяющиеся тем, что основной их задачей является демонстрация странами концептуальных научно - технических, технологических, экономических решений, стоящих перед человечеством глобальных проблем.
Существенно, что посетители выставки ЭКСПО - универсальная аудитория, которая имеет в своем составе практически все профессии, все возрастные и социальные группы населения. Число посетителей всемирных универсальных выставок ЭКСПО составляет 40-45 млн. человек. Свои экспозиции представляют 150-180 стран мира. Эти показатели выделяют выставку ЭКСПО и с точки зрения ее влияния на процессы международной интеграции, и с точки зрения влияния на многомиллионную аудиторию посетителей.
Особенно сильно эффект решения политических, а также имиджевых задач достигается страной - организатором, чем и объясняется существующая конкуренция между странами за право проведения выставки ЭКСПО. В ходе подготовки и проведения выставки страна завоевывает авторитет, который затем при соответствующих усилиях может быть трансформирован в улучшение условий для экономического взаимодействия с мировым сообществом, завоевание позиций на мировых рынках.
Решение глобальных политико - экономических и имиджевых задач при проведении выставки ЭКСПО представляются настолько важным, что вопросы сиюминутной экономической эффективности для организаторов не являются приоритетными. Кроме того, статистика всех проведенных всемирных универсальных выставок ЭКСПО убедительно свидетельствует, что для государства - организатора создание комплекса для проведения выставки, необходимой инфраструктуры в городе и регионе, связанное с большими расходами, окупающимися частично уже в ходе проведения выставки, а в основном - при дальнейшем использовании созданных выставочных комплексов и инфраструктуры для проведения международных выставок, развития туризма и других видов бизнеса. Созданная инфраструктура остается и используется населением, что позволяет говорить не только об экономическом, но и о социальном послевыставочном эффекте.
Всемирная выставка ЭКСПО является самой авторитетной мировой площадкой для благоприятной конкуренции стран - экспонентов. ЭКСПО можно отнести к категории глобальной рекламной кампании, ориентированной на универсальную аудиторию.
Участие в универсальной выставке ЭКСПО также является формой поддержки национального бизнеса, которая осуществляется в демонстрации национальных преимуществ страны в целом, создании конкурентных преимуществ страны, затрагивающих как всю систему ценностей, так и отдельных отраслей экономики или отдельных фирм.
Проведение Всемирной универсальной выставки ЭКСПО является престижным мероприятием для страны - организатора, которое может оказать существенное влияние на ее политический имидж, а в долгосрочной перспективе повлиять на развитие экономики и интеграцию в мировое экономическое пространство.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПО
За почти 150-летнюю историю всемирные выставки ни разу не проводились в России. Проведение Всемирной выставки в нашей стране позволит продемонстрировать мировому сообществу новую Россию, результаты экономических преобразований, достижения демократии, многонациональную культуру, историю и традиции, разрушить сложившиеся сегодня стереотипы и укрепить престиж страны. Всемирная выставка ЭКСПО будет способствовать дальнейшему улучшению внешнего облика, условий проживания в Москве, экономики и инфраструктуры города. Усовершенствуются транспорт, торговля, гостиничное хозяйство, расширится материально - техническая база выставочной деятельности, будут созданы тысячи рабочих мест.
Проведение Всемирной выставки в Москве весьма символично, ибо Москва - столица одного из крупнейших государств мира, расположенного на двух континентах: в Европе - с ее экономическим, технологическим развитием, высоким уровнем жизни населения и Азии - с ее богатейшими ресурсами и населением, составляющим почти половину жителей планеты.
Наиболее благоприятным во всех отношениях местом проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО является территория Всероссийского выставочного центра.
Проведение ЭКСПО на территории ВВЦ, расположенного вблизи центра Москвы, имеющего территорию 238 га с удовлетворительными на сегодня подъездными путями, а также с прилегающими к нему Государственным Ботаническим садом, Шереметьевским парком, телецентром, позволит с хорошей экономической эффективностью решать задачи по дальнейшему развитию данной территории путем создания оригинального и многофункционального выставочно - рекреационного комплекса.
Современный статус ВВЦ как государственного акционерного общества, в котором 69% акций является федеральной собственностью, а 31% принадлежит Москве, весьма удобен для немедленной организации эффективной работы по подготовке к выставке ЭКСПО и создает весьма привлекательные условия для потенциальных инвесторов и спонсоров.
Принятая распоряжением Правительства Москвы <*> Концепция выставочной деятельности в г. Москве предусматривает развитие ВВЦ и его преобразование в центр международного значения. Мероприятия, запланированные в связи с этой программой, в существенной степени обеспечивают подготовку ВВЦ к проведению такого масштабного мероприятия, как универсальная международная выставка ЭКСПО. Вместе с тем проведение ЭКСПО позволит получить максимальную отдачу от запланированных капиталовложений, отдачу, которая позитивно повлияет не только на деятельность самого комплекса ВВЦ, не только на экономический потенциал Москвы, но окажется заметной и для всей экономики России. Таким образом, представляется весьма целесообразным увязать принятую программу с подготовкой к проведению международной выставки ЭКСПО, рассматривая ее как развитие принятой концепции. В результате Россия получит выставочный центр международного класса с площадями порядка 400-450 тыс. кв. м и зарекомендовавший себя проведением международной выставки высшей категории.
--------------------------------
<*> Распоряжение Правительства Москвы N 870 от 14.09.99 "О концепции выставочной деятельности и схема размещения и развития выставочно - ярмарочных комплексов в г. Москве".
Экономическая эффективность проведения ЭКСПО
Как отмечалось выше, экономическая эффективность проведения ЭКСПО не является основным критерием при принятии решения о ее проведении. Однако экономический эффект, безусловно, существует и может быть спрогнозирован. Основная трудность такого прогнозирования заключается в отсутствии универсальной методики по оценке экономической эффективности по уже проведенным выставкам ЭКСПО.
Экономическую эффективность выставки ЭКСПО за последние 20 лет дают исследования, проводившиеся в г. Цукуба (Япония, 1986 г.) и в Лиссабоне (Португалия, 1998 год).
Исследования в г. Цукуба проводились непосредственно после завершения выставки и через 10 лет после нее. По оценкам, приведенным в сборнике "Study on the impact of international exposition", мультипликативный эффект для экономики Японии в целом составил 1,8 (в период с 1980 по 1987 г.) и 3,5 (в период с 1980 по 1995 г.). Приведенные цифры демонстрируют существенный разброс, что свидетельствует об отсутствии обоснованного метода оценки этого эффекта. Тем не менее можно с высокой степенью правдоподобности утверждать, что в период 10-15 лет каждый рубль, вложенный в организацию выставки (вместе с затратами на инфраструктуру), принесет около двух рублей дополнительной продукции.
Организация и проведение Всемирной выставки "ЭКСПО - 98" в Лиссабоне оказали позитивное влияние на всю экономику Португалии. Ниже приводятся данные из доклада генерального комиссара выставки, отражающие это влияние.
РОСТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАНЫ В ПРОЦЕНТАХ
ОТ ОЖИДАЕМОГО УРОВНЯ
+-----------+----+----+----+----+----+
¦Показатель ¦1994¦1995¦1996¦1997¦1998¦
+-----------+----+----+----+----+----+
¦Частное ¦ 0,0¦ 0,1¦ 0,2¦ 0,4¦ 0,7¦
¦потребление¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+----+----+----+----+----+
¦Инвестиции ¦ 0,3¦ 0,5¦ 1,4¦ 2,1¦ 2,3¦
+-----------+----+----+----+----+----+
¦Экспорт ¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 1,1¦
+-----------+----+----+----+----+----+
¦Импорт ¦ 0,1¦ 0,1¦ 0,4¦ 0,6¦ 1,0¦
+-----------+----+----+----+----+----+
¦ВВП ¦ 0,1¦ 0,1¦ 0,3¦ 0,6¦ 1,1¦
+-----------+----+----+----+----+----+
РОСТ ЗАНЯТОСТИ (ТЫС. ЧЕЛ.) НА ОБЪЕКТАХ, СВЯЗАННЫХ
С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА "ЭКСПО - 98"
+--------------+----+----+----+----+----+
¦Отрасль ¦1994¦1995¦1996¦1997¦1998¦
+--------------+----+----+----+----+----+
¦Промышленность¦ 0,4¦ 0,6¦ 2,0¦ 3,3¦ 4,6¦
¦и энергетика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+----+----+----+----+----+
¦Строительство ¦ 1,3¦ 2,0¦ 6,4¦ 9,4¦ 9,0¦
+--------------+----+----+----+----+----+
¦Торговля, ¦ 0,3¦ 0,5¦ 1,7¦ 2,9¦ 5,0¦
¦гостиницы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рестораны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+----+----+----+----+----+
¦Другие услуги ¦ 0,4¦ 0,9¦ 1,9¦ 3,0¦ 7,4¦
+--------------+----+----+----+----+----+
¦Всего ¦ 2,4¦ 4,0¦12,0¦18,6¦26,0¦
+--------------+----+----+----+----+----+
Важным моментом в оценке эффективности проведения ЭКСПО является место проведения, так как от этого зависят структура и объем расходов, а также уровень доходности объектов и бизнеса, которые останутся после завершения ЭКСПО. Это порождает задачу оптимизации места проведения выставки.
В истории проведения всемирных выставок есть два подхода к решению этой задачи. Некоторые страны выбирали для выставок отсталые районы, с тем чтобы развить его инфраструктуру (Цукуба, Севилья), другие выбирали наоборот развитые территории, минимизируя тем самым затраты. Страны первой группы рассчитывали получать эффект от вложений после проведения выставки, эксплуатируя построенные объекты. Положительным примером такой страны может быть Япония, отрицательным - Испания, где созданные для выставки в Севилье инфраструктура и выставочный комплекс слабо используются сейчас из-за удаленности региона и отсутствия потребности в этой инфраструктуре у местного населения.
В условиях России представляется целесообразным провести выставку на максимально подготовленных к ней площадях и территориях. Это позволит не только кардинально снизить издержки на ее подготовку, но вследствие наличия налаженных хозяйственных связей вовлечь в ее подготовку максимальное количество экономических субъектов. На сегодняшний день такой территорией является Москва, естественным образом связанная со всеми территориями и субъектами России, имеющая самую развитую инфраструктуру и наиболее приспособленную выставочную площадку - комплекс ВВЦ.
Создание комплекса для проведения всемирной универсальной выставки на базе функционирующего выставочного центра, прецедент чему положен на "ЭКСПО - 2000" в Ганновере, является веским аргументом для Международного бюро выставок в пользу принятия решения о проведении выставки и России.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ВЫСТАВКИ ЭКСПО
В основу расчета принимаются следующие показатели, которые соответствуют мировой практике и реальным возможностям проведения Всемирной универсальной выставки в Москве на базе ВВЦ.
Общая площадь выставки равняется площади ВВЦ и составляет 238 га.
Время проведения выставки составляет 150-160 дней.
Сроки проведения выставки - май - сентябрь.
На базе этих показателей можно спрогнозировать ряд других ключевых цифр, характеризующих выставку.
Основаниями для прогноза являются статистические данные по всемирным выставкам, опубликованные Международным бюро выставок.
Количество и состав посетителей
Совокупные данные по крупнейшим всемирным выставкам имеют следующий вид (табл. 1, 2).
Таблица 1
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
+--------+-----------------------+---+-----------+-----------+
¦Выставка¦Период ¦Дни¦Размер (га)¦Посетителей¦
+--------+-----------------------+---+-----------+-----------+
¦Брюссель¦1958, апр. 17 - окт. 19¦186¦ 200 ¦ 41484412 ¦
+--------+-----------------------+---+-----------+-----------+
¦Монреаль¦1967, апр. 28 - окт. 29¦185¦ 400 ¦ 50306648 ¦
+--------+-----------------------+---+-----------+-----------+
¦Осака ¦1970, март 15 - сен. 13¦183¦ 351 ¦ 64218770 ¦
+--------+-----------------------+---+-----------+-----------+
¦Севилья ¦1992, апр. 20 - окт. 12¦176¦ 215 ¦ 41814571 ¦
+--------+-----------------------+---+-----------+-----------+
Таблица 2
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВЫСТАВКИ
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
¦Выставка ¦Период ¦Дни¦Размер (га)¦Посетителей¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(чел.) ¦
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
¦Сиэттл ¦1962, апр. 21 - окт. 21 ¦184¦ 30 ¦ 5635067 ¦
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
¦Сан - Антонио¦1968, апр. 6 - окт. 6 ¦184¦ 37 ¦ 6384482 ¦
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
¦Спокане ¦1974, май 4 - нояб. 3 ¦184¦ 40 ¦ 5706000 ¦
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
¦Окинава ¦1975, июл. 20 - янв. 8 ¦183¦ 100 ¦ 3485750 ¦
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
¦Ноксвиль ¦1982, май 1 - окт. 31 ¦184¦ 29 ¦ 11127786 ¦
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
¦Луизиана ¦1984, май 12 - нояб. 11¦184¦ 33 ¦ 7335279 ¦
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
¦Цукуба ¦1985, март 17 - сен. 16 ¦184¦ 102 ¦ 20334727 ¦
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
¦Ванкувер ¦1986, май 2 - окт. 13 ¦165¦ 70 ¦ 22111578 ¦
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
¦Брисбэйн ¦1988, апр. 30 - окт. 30 ¦184¦ 40 ¦ 18574476 ¦
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
¦Генуя ¦1992, май 15 - авг. 15 ¦ 93¦ 6 ¦ 1694800 ¦
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
¦Тайджон ¦1993, авг. 7 - нояб. 7 ¦ 93¦ 50 ¦ 14005808 ¦
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
¦Лиссабон ¦1998, май 22 - сент. 30 ¦132¦ 340 ¦ 10128204 ¦
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
¦Ганновер ¦2000, июн. 1 - окт. 31 ¦153¦ 170 ¦40 млн. <*>¦
+-------------+------------------------+---+-----------+-----------+
--------------------------------
<*> Прогноз.
Эти данные показывают, что для всемирной выставки число посещений в среднем составляет полторы тысячи посещений в день на каждый гектар площади. При этом для универсальных выставок цифра снижается до одной тысячи посещений в день на гектар. Общее число посещений универсальной выставки колеблется в пределах 40-60 млн.
Согласно статистическим данным по проведенным выставкам в Цукубе и Севилье, а также информации о составе посетителей международных выставок в Ганновере и Париже можно сделать следующие выводы. Подавляющую часть посетителей выставки ЭКСПО в Японии (75%) составляют люди, проживающие в непосредственной близости (до 200 км) от места проведения выставки, и 95% - жители страны - организатора. В Европе, где на относительно небольшой территории сконцентрировано много стран, имеющих прекрасные связи и развитую транспортную сеть, эти цифры меняются до 80% местных жителей и 20% иностранцев (данные для выставок в Германии до 2000 г.) и 66,5% испанцев против 33,5% иностранцев в курортной Испании (данные по выставке в Севилье).
На выставке "ЭКСПО - 2000" в Ганновере прогнозируется следующее распределение посетителей: 60% - немцы, 30% - европейцы, 10% - неевропейские страны.
Учитывая, что универсальные выставки проводились в густонаселенных и легкодоступных районах развитых и относительно богатых стран, мы полагаем, что московскую выставку посетит меньшее число людей. По нашим оценкам (реалистический прогноз), количество посещений выставки ЭКСПО в Москве будет порядка 30 млн. (см. табл. 3).
Таблица 3
ПРОГНОЗ ЧИСЛА И СОСТАВА ПОСЕТИТЕЛЕЙ ВЫСТАВКИ
+------------------+-------+----------------+--------------+---------------+
¦Параметр ¦Процент¦Пессимистический¦Реалистический¦Оптимистический¦
¦ ¦ ¦прогноз ¦прогноз ¦ прогноз ¦
+------------------+-------+----------------+--------------+---------------+
¦Число посещений ¦ 100 ¦ 20 млн. ¦ 27 млн. ¦ 35 млн. ¦
+------------------+-------+----------------+--------------+---------------+
¦Москвичи ¦ 25,0 ¦ 5 млн. ¦ 6,8 млн. ¦ 8,8 млн. ¦
+------------------+-------+----------------+--------------+---------------+
¦Жители прилегающих¦ 50,0 ¦ 10 млн. ¦ 13,5 млн. ¦ 17,5 млн. ¦
¦областей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------+----------------+--------------+---------------+
¦Жители удаленных ¦ 17,5 ¦ 3,5 млн. ¦ 4,7 млн. ¦ 6,1 млн. ¦
¦регионов и СНГ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------+----------------+--------------+---------------+
¦Иностранцы ¦ 7,5 ¦ 1,5 млн. ¦ 2 млн. ¦ 2,6 млн. ¦
¦(дальнее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зарубежье) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------+----------------+--------------+---------------+
¦Число людей, ¦ ¦ 9 млн. ¦ 12 млн. ¦ 15 млн. ¦
¦посетивших ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦выставку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------+----------------+--------------+---------------+
¦Число посетителей ¦ ¦ -130 тыс. ¦ -170 тыс. ¦ -220 ¦
¦в день (среднее) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------+----------------+--------------+---------------+
¦Число посетителей ¦ ¦ -340 тыс. ¦ -460 тыс. ¦ -600 ¦
¦в день ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(максимальное) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------+----------------+--------------+---------------+
Относительно состава посетителей можно сделать следующие прогнозы. 75% всего числа посетителей составят жители Москвы и ближайших к Москве областей, 7,5% - зарубежные посетители и 17,5% - представители удаленных регионов России и стран СНГ.
Таким образом, число иностранных посетителей можно оценить в 2-3 млн., а посетителей из дальних регионов России - в 6-8 млн.
Отметим что это количество посещений, количество людей, посетивших выставку, будет примерно в 2,5 раза меньше, ибо многие из них посетят выставку по нескольку раз.
Соответственно, количество дневных посещений составит в среднем 170 тыс. (для оптимистического прогноза - 230 тыс.). В дни пика, которые приходятся на последние две недели работы выставки, оно значительно возрастает (в 2,3 раза в Севилье и в 2,7 раз в Осаке) и может достигнуть для ЭКСПО в Москве значения 450 тыс. (для оптимистического прогноза - 600 тыс.).
Отметим, что сегодня ВВЦ посещает в год около 10 млн. человек. Среднее число посетителей - 27 тыс. человек в день, максимальное число посетителей - 120 тыс. человек в день.
Все расчеты инфраструктуры производятся исходя именно из максимальной цифры дневного посещения, т.к. инфраструктура должна пропустить и обслужить именно этот максимум посетителей. Для получения реалистических оценок все цифры могут быть умножены на понижающий коэффициент 0,75.
По своим масштабным характеристикам выставка ЭКСПО в Москве представляется сопоставимой с выставкой в Севилье 1992 г. Поэтому многие ее характеристики можно использовать в качестве ориентиров для сравнения с прогнозируемыми показателями. Для справки приводим основные итоговые параметры выставки в Севилье и прогнозируемые параметры выставки "ЭКСПО - 2000" в Ганновере.
Выставка в Севилье (1992 год):
- площадь выставки - 215 га;
- выставочные площади брутто - 650 тыс. кв. м;
- экспоненты: 103 страны;
- 20000 чел. обслуживающего персонала;
- продолжительность - 180 дней (20 апреля -12 ноября);
- количество посещений - 42 млн.;
- количество посетителей - 18,5 млн. человек (коэффициент отношения посещений к числу посетителей 2,27). Из них:
12,3 млн. чел. (66,5%) испанцы;
6,2 млн. чел. (33,5%) иностранцы;
- среднее количество посещений - 232 тыс./день;
- максимальное количество посещений (последние дни перед закрытием) - 630 тыс./день (коэффициент отношения максимального числа посещений к среднему 2,7);
- стоимость билета 40 долл.;
- стоимость абонемента - 300 долл.;
- общие затраты на обновление инфраструктуры - 20 млрд. долл., из которых подавляющая часть была направлена на развитие инфраструктуры в провинции Андалузии.
Выставка в Ганновере (2000 год):
- площадь выставки - 170 га, из них:
90 га - имеющиеся площади выставочного комплекса;
80 га - новые площади;
- заново отстроено 400 кв. м выставочных площадей, реконструировано 480 кв. м;
- продолжительность выставки - 153 дня (с 1 июня по 31 октября);
- прогнозируемое число посещений - 40 млн.;
- средняя стоимость входного билета - 20 долл.;
- общие затраты, включая затраты на инфраструктуру порядка 8,5 млрд. долларов США.
Сопоставив эти показатели, можно спрогнозировать соответствующие показатели по ЭКСПО в Москве:
- площадь выставки - 230 га;
- выставочные площади брутто - 434-484 тыс. кв. м (из них 334 тыс. кв. м по плану реконструкции ВВЦ и 100-150 тыс. кв. м за счет павильонов, построенных другими странами);
- примерно 20000 чел. обслуживающего персонала;
- продолжительность - 150-160 дней;
- количество посещений - 35 млн.;
- количество посетителей - 15,2 млн. человек (среднее число посещений на одного человека - 2,3).
Из них:
- 11,4 млн. чел. (75%) - жители Москвы и близлежащих областей;
- 2,7 млн. чел. (17,5%) - жители удаленных регионов России и стран СНГ;
- 1,1 млн. чел. (7,5%) - иностранцы.
Среднее количество посещений - 220 тыс./день.
Максимальное количество посещений (последние дни перед закрытием) - 600 тыс./день (коэффициент отношения максимального числа посетителей к среднему 2,7).
Средняя стоимость билета 20 долл.
ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
Исходя из имеющихся оценок, можно сделать прогноз относительно баланса выставки ЭКСПО в Москве. При этом нужно исходить из имеющихся оценок абсолютных показателей (числа посетителей и т.п.) и статистических данных, касающихся процентного соотношения разных статей расходов и доходов.
Определение объемов работ и затрат на строительство.
Предпроектные проработки
Строительство и реконструкция выставочного комплекса
Реконструкция ВВЦ, запланированная генеральным планом реконструкции и развития ВВЦ до 2010 г., предусматривает создание 334 тыс. кв. м выставочных площадей (брутто), что покрывает примерно две третьих потребности в выставочных площадях выставки ЭКСПО. Следует учесть, что для создания представительной выставки ее организатор должен будет бесплатно предоставить выставочные площади части стран - участниц, которые не в состоянии их оплатить.
Строительство дополнительной выставочной площади (около 100-150 тыс. кв. м) можно предоставить странам - экспонентам. При этом часть построенных павильонов будет разобрана после окончания выставки, а часть может далее использоваться по назначению и как представительства стран - участниц.
Создание выставочного комплекса для проведения выставки ЭКСПО предполагает три этапа: реконструкцию старых выставочных площадей, строительство новых и приобретение оборудования для оснащения выставочной зоны. Прогнозируемые затраты на реализацию каждого из них составляют:
- реконструкция имеющихся выставочных площадей (в соответствии с генеральным планом развития ВВЦ) - 400 млн. долл.;
- строительство новых выставочных площадей - 200-300 млн. долл.;
- оборудование для оснащения выставочной зоны - 275 млн. долл.
В эти затраты включены, в частности, развитие систем связи, коммунальных структур, благоустройство территории и т.п.
Расширение сети торговли и общепита при проведении ЭКСПО можно отдать коммерческим структурам при условии соблюдения последними необходимых стандартов качества. Более того, за право обслуживать посетителей выставки можно даже получать комиссионные, как это, например, практикуется сегодня при организации "ЭКСПО - 2000" в Ганновере.
Строительство и реконструкция объектов
городской инфраструктуры
Кроме строительства и реконструкции на территории выставочного комплекса, проведение выставки ЭКСПО предъявляет определенные требования к объектам инфраструктуры на территории Москвы и ее ближайших окрестностей. К ним относятся, в первую очередь, развитие транспортной системы города, связывающей район ВВЦ с центром и кольцевой автодорогой, а также с близлежащими станциями метро, частичная реконструкция с созданием дополнительных выходов ближайших станций метро ("ВДНХ", "Ботанический сад", "Владыкино"), строительство дополнительных стоянок для автотранспорта и жилья для участников выставки (ЭКСПО - деревня), а также гостиниц для посетителей.
Определенная часть этих расходов уже запланирована в существующих планах реконструкции Москвы и ВВЦ. Они частично решают проблемы парковки в непосредственной близости от ВВЦ, пропускной способности метро и близлежащих магистралей. Однако остаются задачи, связанные с расширением пропускной способности аэропортов, их связью с городом, строительство разгрузочных автостоянок по периметру кольцевой дороги и их связь с ВВЦ (для автобусов - челноков). Кроме того, необходимо запланировать строительство жилья для сотрудников выставки - ЭКСПО - деревни. Этот жилой массив может быть впоследствии передан городу или продан, как это произошло с Олимпийской деревней после окончания Олимпийских игр в Москве.
ОЦЕНКА ТРЕБУЕМОЙ МОЩНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В этом разделе приведены оценки требующейся мощности инфраструктуры, необходимой для обслуживания пиковой массы посетителей.
Расчеты проводились исходя из оптимистического прогноза (40 млн. посещений ЭКСПО за время функционирования выставки). Для получения данных по реалистическому прогнозу показатели нужно умножить на коэффициент 0,75. Пропускная мощность инфраструктуры рассчитана на пиковый день, для обычного дня показатели нужно уменьшить в 2-2,5 раза.
Максимальное количество посетителей может достигнуть примерно 600 тыс. чел./день. Из них согласно сделанному прогнозу:
- 150 тыс. чел. - москвичи и ближайшее Подмосковье;
- 300 тыс. чел. - жители Подмосковья и соседних областей;
- 105 тыс. чел. - жители регионов России и стран СНГ;
- 45 тыс. чел. - иностранцы;
Для обслуживания этих людей нужно обеспечить в основном следующие потребности:
- транспорт (включая городской и внешний);
- жилье (гостиницы);
- питание;
- коммунальные услуги;
- торговлю;
- развлечения;
- внутренний транспорт на выставке.
По аналогии с уже проведенными выставками ЭКСПО мы считаем, что государство должно обеспечить транспорт, жилье и коммунальные услуги. Остальные виды услуг может обеспечить частный сектор, которому предоставляются соответствующие права на конкурсной основе. При этом, конечно, роль государства заключается в обеспечении инфраструктурных требований - пропускной способности дорог и аэропортов, мощности коммунальных служб и в меньшей степени - в организации непосредственно транспортировки посетителей. Тем не менее в ряде случаев с целью управления пассажиропотоками придется централизованно организовать некоторые из них.
Питание, торговлю и развлечения можно передать коммерческим структурам, причем за лицензию на право обслуживания посетителей на территории ЭКСПО или использование ее имени можно взимать плату в пользу организаторов выставки.
Транспорт
Транспортная система, обслуживающая выставку, может быть условно разбита на несколько компонентов:
- транспорт, обеспечивающий доставку посетителей непосредственно на выставку и обратно;
- общегородской транспорт;
- транспорт, обеспечивающий доставку жителей Подмосковья и близлежащих областей;
- дальний транспорт, обслуживающий иностранцев, жителей отдаленных регионов России и стран СНГ.
Кроме того, следует различать разные виды транспорта: самолет, железные дороги (в т.ч. поезда дальнего следования и электрички), автобусы и автомобили, метро.
В приложении подробно рассмотрены транспортные потоки и приведены расчеты в условиях пиковой нагрузки на инфраструктуру, а также проведена оценка потребности в парковочных местах и площади.
Гостиницы
Как уже указывалось, максимальное прогнозируемое количество посетителей выставки составляет 600 тысяч человек в день, из них - 45 тысяч иностранных туристов и 105 тысяч туристов из регионов России и стран СНГ. Предполагаем, что около 30% иностранных туристов приедут с семьями, тогда для их размещения одновременно необходимо порядка 25-30 тыс. номеров гостиниц класса 4, 5 и частично 3 звезды. Для размещения россиян и туристов из СНГ необходимо порядка 40-45 тыс. номеров в гостиницах класса 3 и 2 звезды.
Сегодня Москва располагает следующим количеством номеров (без учета ведомственных гостиниц):
- гостиницы класса 5 звезд - 2991 номер (5065 мест);
- гостиницы класса 4 звезды - 5139 номеров (9377 мест);
- гостиницы класса 3 звезды - 11187 номеров (20217 мест);
- гостиницы класса 2 звезды - 11821 номер (20532 места).
В соответствии с данными Института Генплана Москвы к 2005 году в Москве запланировано строительство гостиниц на 14910 мест в основном класса 4 и 5 звезд. Эта цифра не включает планы реконструкции гостиниц, которые могут привести и к увеличению, и к снижению гостиничных мест. Перечень этих гостиниц утвержден Правительством Москвы, и по ним определены подрядчики. Планы на период 2005-2010 гг. не утверждены, однако с учетом существующих тенденций можно предположить, что к 2008 году в Москве будут построены необходимые 20-25 тыс. мест в гостиницах класса 4 и 5 звезд и 10-12 тыс. мест в гостиницах низших классов.
Необходимо отметить, что в планы реконструкции гостиниц не включены гостиницы "Заря", "Восход" и "Останкино", расположенные в непосредственной близости от ВВЦ и поэтому потенциально привлекательные для иногородних посетителей выставки. Это можно использовать для привлечения средств частных инвесторов.
В качестве резерва для размещения российских и иностранных туристов можно рассматривать пансионаты и дома отдыха на востоке и северо - востоке от Москвы. Планируемый в соответствии с Генеральным планом развития Москвы жилой комплекс во Владыкино можно рассматривать как один из вариантов размещения ЭКСПО - деревни с продажей на коммерческой основе этих площадей после окончания работы выставки. Доход от временной аренды вполне может покрыть затраты на последующие ремонт и предпродажную подготовку жилья. Другой вариант - размещение в ближайших к Москве пансионатах и домах отдыха несколько осложняет транспортные проблемы, поэтому его следует рассматривать как запасной.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ БАЛАНС ВЫСТАВКИ
Анализ балансов проведенных выставок ЭКСПО
Затраты на выставку включают в себя разные статьи. Эти расходы по-разному учитывались в балансах проводившихся всемирных выставок, поэтому построить единую картину трудно, однако можно выделить некоторые общие черты. В табл. 4 приведены обобщенные данные по нескольким крупнейшим выставкам последних десятилетий. Отметим, что некоторые статьи баланса пришлось получать из косвенных источников и комбинируя разные счета из опубликованных отчетов.
Таблица 4
ОБОБЩЕННЫЕ СТРУКТУРЫ БАЛАНСОВ ВЫСТАВОК
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦Доходы ¦Осака ¦Цукуба¦Ванкувер¦Севилья¦Тайджон¦Среднее¦
¦ ¦1970 ¦1985 ¦1986 ¦1992 ¦1993 ¦ ¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦Государственные ¦ 43,7%¦ 24%¦ 42% ¦ 54% ¦ 50% ¦ 42,6%¦
¦субсидии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦Займы и лотереи ¦ 4,1%¦ 2%¦ 0% ¦ 2% ¦ 9% ¦ 3,4%¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦Всего ¦ 47,8%¦ 25,3%¦ 42,1% ¦ 55,7% ¦ 59,0% ¦ 46,0%¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦Билеты ¦ 34,4%¦ 27%¦ 29% ¦ 18% ¦ 16% ¦ 24,9%¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦Операционные ¦ 17,8%¦ 48,0%¦ 28,4% ¦ 26,2% ¦ 25,0% ¦ 29,1%¦
¦без билетов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦ Товары и услуги ¦ 3,0%¦ 22%¦ 12% ¦ 18% ¦ 2% ¦ 11,5%¦
¦ посетителям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦ Товары и услуги ¦ 2,8%¦ 6%¦ 0% ¦ 3% ¦ 13% ¦ 4,9%¦
¦ экспонентам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦ Прочие ¦ 11,9%¦ 20%¦ 16% ¦ 5% ¦ 10% ¦ 12,7%¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦Всего ¦ 52,2%¦ 75%¦ 58% ¦ 44% ¦ 41% ¦ 54,0%¦
¦Операционные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦Итого ¦100,0%¦ 100%¦ 100% ¦ 100% ¦ 100% ¦ 100,0%¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦Расходы ¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦Строительство ¦ 58,1%¦ 49%¦ 51% ¦ 63% ¦ 53% ¦ 54,7%¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦ Операционные ¦ 41,9%¦ 51%¦ 49% ¦ 37% ¦ 47% ¦ 45,3%¦
¦ всего, в т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦ Администрация ¦ 8,1%¦ 10%¦ 0% ¦ 18% ¦ 10% ¦ 9,1%¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦ Выставочные ¦ 22,1%¦ 37%¦ 0% ¦ 11% ¦ 17% ¦ 17,5%¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦ Реклама ¦ 3,2%¦ 0%¦ 0% ¦ 7% ¦ 8% ¦ 3,6%¦
¦ и публикации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦ Прочие ¦ 8,6%¦ 5%¦ 0% ¦ 1% ¦ 12% ¦ 5,3%¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
¦Итого ¦100,0%¦ 100%¦ 100% ¦ 100% ¦ 100% ¦ 100,0%¦
+-----------------+------+------+--------+-------+-------+-------+
Приведенная таблица показывает структуру финансовых потоков при организации и проведении Всемирной выставки. Основные выводы из этих данных таковы:
- примерно половину всех затрат на проведение выставки составляют строительные работы (включая реконструкцию и устроение ландшафтов), другая половина приходится непосредственно на операционные расходы;
- около четверти всех средств дает продажа билетов;
- остальные операционные источники, включая торговлю на территории выставки, взносы участников и спонсоров составляют еще примерно тридцать процентов всех доходов;
- остальная часть (почти половина всех поступлений) обеспечивается государством, займами и лотереями.
Приводится диаграмма 1 "Распределение расходов (строительство и операционные)".
Приводится диаграмма 2 "Распределение источников финансирования выставок".
Приведенные цифры позволяют сделать вывод о том, что государство прямо (дотацией) или косвенно (выдавая гарантии под займы, разрешая проводить лотереи и т.п.) обеспечивает практически все строительные работы в период подготовки к выставке. В отдельных случаях, когда оно заинтересовано в развитии территории, на которой проводится выставка, эти дотации могут существенно возрастать, в других - сокращаться, но в целом этот вывод соответствует положению о том, что государство финансирует все затраты на развитие инфраструктуры и строительство. Это отвечает интересам государства в отношении развития региона и дальнейшего использования созданной инфраструктуры.
Что касается операционных расходов, то они приблизительно покрываются поступлениями в период функционирования выставки. Однако, поскольку билеты дают только половину необходимых для функционирования выставки средств, остальное необходимо обеспечить за счет привлечения спонсоров, коммерческой деятельности на выставке - продаже лицензий на разные виды предпринимательства (торговля сувенирами, общественное питание, культурная программа и т.п.), а также за счет деятельности в городе, связанной с обслуживанием посетителей выставки (в основном питание, проживание и транспорт).
Операционные расходы
Статистика проведенных выставок показывает, что операционные расходы составляют 40-50% от всех расходов на выставку. Они распределяются примерно следующим образом:
- эксплуатационные расходы в период проведения выставки - 20-25%;
- администрация - 9-11%;
- реклама и публикации - 3-7%;
- прочие - 5-7%.
Расходы
Расходы на проведение Всемирной выставки ЭКСПО можно разделить на расходы, непосредственно связанные с реконструкцией, строительством и оборудованием выставочного комплекса, и расходы на реконструкцию инфраструктуры города.
Средства на строительные работы, включая реконструкцию ВВЦ и развитие инфраструктуры Москвы, должны быть выделены в соответствии с долгосрочными планами из государственных источников - бюджетов Российской Федерации, Москвы, отчасти других регионов, заинтересованных в представительстве на выставке.
Базовыми показателями для расчетов являются количество посещений выставки (принято от 20 до 35 млн.) и стоимость входного билета, составляющая 20 долл. Из возможных вариантов приведены два: 1-й вариант соответствует 27 млн. посещений, 2-й вариант - 35 млн. посещений. Структура расходов и доходов спрогнозирована по отчетным показателям выставок в Севилье, Ванкувере, Цукубе и Осаке, а также с учетом необходимых мероприятий по строительству и реконструкции на территории ВВЦ и по реформированию инфраструктуры Москвы, описанных выше. По каждому из рассмотренных прогнозных вариантов были рассчитаны бюджетная эффективность выставочных мероприятий и бюджетная эффективность от использования объектов инфраструктуры. Результаты расчетов приведены в таблице ниже:
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РАСХОДЫ И ДОХОДЫ ВЫСТАВКИ ЭКСПО
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦ ¦Вариант 1 - ¦Вариант 2 - ¦
¦ ¦27 млн. посещений¦35 млн. посещений¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦ Расходы, связанные непосредственно с выставкой ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦Реконструкция, строительство ¦ 975 ¦ 975 ¦
¦и оборудование выставочного ¦ ¦ ¦
¦комплекса, всего ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦Из них: ¦ ¦ ¦
¦Реконструкция выставочных ¦ 400 ¦ 400 ¦
¦площадей ¦ ¦ ¦
¦Строительство выставочных ¦ 300 ¦ 300 ¦
¦площадей ¦ ¦ ¦
¦Оборудование выставки ¦ 275 ¦ 275 ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦Операционные расходы ¦ 991 ¦ 1285 ¦
¦выставки, всего ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦Из них: ¦ ¦ ¦
¦Администрация ¦ 347 ¦ 450 ¦
¦Выставочные ¦ 424 ¦ 550 ¦
¦Реклама ¦ 116 ¦ 150 ¦
¦Прочие ¦ 104 ¦ 135 ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦Строительство ЭКСПО - деревни¦ 40 ¦ 40 ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦Затраты непосредственно ¦ 2006 ¦ 2300 ¦
¦на выставку, всего: ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦ Затраты на инфраструктуру г. Москвы ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦Реконструкция ¦ 1050 ¦ 1375 ¦
¦и строительство ¦ ¦ ¦
¦транспортных магистралей ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦Реконструкция аэропортов ¦ 200 ¦ 300 ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦Строительство парковок ¦ 50 ¦ 70 ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦Реконструкция гостиничного ¦ 0 ¦ 100 ¦
¦комплекса ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦Строительство ¦ 95 ¦ 130 ¦
¦дополнительных выходов ¦ ¦ ¦
¦метро ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦Затраты на инфраструктуру, ¦ 1395 ¦ 1975 ¦
¦всего ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
¦Общие затраты на проведение ¦ 3401 ¦ 4275 ¦
¦выставки ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-----------------+
Из приведенной таблицы видно, что 40-43% расходов приходится на инфраструктуру города, а 57-60% расходов связано непосредственно с проведением выставки. Причем генеральный план развития ВВЦ до 2008 года предусматривает реконструкцию и строительство выставочных площадей на ВВЦ на сумму 400 млн. долл.
Генеральным планом развития г. Москвы до 2020 года предусмотрены практически все мероприятия, перечисленные в таблице. Таким образом, затраты на их реализацию не относятся к прямым затратам, связанным с проведением выставки. После принятия решения о проведении выставки необходимо провести работу по согласованию Генерального плана развития Москвы и мероприятий, необходимых для проведения Всемирной выставки ЭКСПО. Конкретные проектные решения, связанные с проведением ЭКСПО, могут привести к некоторой корректировке последовательности ввода объектов, предусмотренной Генеральным планом развития Москвы.
Источники финансирования
Основными и практически единственными источниками первоначального финансирования мероприятий по проведению Всемирной выставки ЭКСПО являются бюджеты Российской Федерации и Москвы. Логично предположить, что затраты, связанные непосредственно с выставкой ЭКСПО, распределяются в соответствии с долями собственности РФ и Москвы, т.е. 69% и 31%, и составят соответственно:
- Российская Федерация - 1380-1590 млн. долл.;
- Москва - 620-710 млн. долл.
При планировании этих расходов необходимо учесть опыт проведения выставок ЭКСПО, например, выставки в Лиссабоне в 1998 году. В основу реализации проекта "ЭКСПО - 1998" был положен принцип долгосрочного баланса между расходной и доходной частью на период с 1993 г. (начало реализации проекта) по 2009 г. Расходы на проведение выставки были произведены в течение 5 лет и удваивались ежегодно, достигая максимума в год проведения выставки. Доходы достигли максимума также в год проведения выставки (билеты, инфраструктура), однако продолжают оставаться высокими и в послевыставочный период (прогноз до 2009 года).
Расходы на инфраструктуру города на 90% должны быть осуществлены Москвой. Исключение составляют объекты инфраструктуры российского значения (например, аэропорты). Мероприятия, перечисленные в таблице, уже запланированы Генеральным планом развития Москвы, и, следовательно, затраты на их реализацию, строго говоря, не относятся к затратам на проведение выставки ЭКСПО. Вопрос заключается лишь в принятии соответствующих проектных решений.
Значительная часть затрат компенсируется за счет спонсорских взносов (до 500-600 млн. долл.), а также доходов от проведения выставки, складывающихся из доходов непосредственно в период проведения выставки, и доходов от эксплуатации выставочных объектов и объектов инфраструктуры после окончания выставки. Прогнозируемые доходы в период проведения выставки приведены в следующей таблице:
+-------------------------------------------------------------+
¦ Доходы ¦
+-------------------------+-----------------+-----------------+
¦ ¦Вариант 1 - ¦Вариант 2 - ¦
¦ ¦27 млн. посещений¦35 млн. посещений¦
+-------------------------+-----------------+-----------------+
¦Билеты ¦ 550 ¦ 700 ¦
+-------------------------+-----------------+-----------------+
¦Услуги посетителям ¦ 250 ¦ 350 ¦
+-------------------------+-----------------+-----------------+
¦Услуги экспонентам ¦ 110 ¦ 175 ¦
+-------------------------+-----------------+-----------------+
¦Лотереи ¦ 30 ¦ 40 ¦
+-------------------------+-----------------+-----------------+
¦Прочие, включая спонсоров¦ 800 ¦ 950 ¦
+-------------------------+-----------------+-----------------+
¦Итого ¦ 1740 ¦ 2215 ¦
+-------------------------+-----------------+-----------------+
Помимо доходов непосредственно от выставки ЭКСПО, существенной статьей доходов являются доходы от использования объектов городской инфраструктуры - гостиниц, ресторанов, магазинов и транспорта. Расчет этих затрат приведен в следующей таблице:
СТРУКТУРА ЗАТРАТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА
ВЫСТАВКИ НА ГОРОДСКУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ
(ДОЛЛ. В ДЕНЬ НА 1 ЧЕЛОВЕКА)
+---------+-------------------+----------------------+
¦Статьи ¦Посетители выставки¦Обслуживающий персонал¦
¦расходов +----------+--------+----------+-----------+
¦ ¦Иностранцы¦Россия ¦Иностранцы¦Россия ¦
+---------+----------+--------+----------+-----------+
¦Гостиница¦ 140,0 ¦ 30 ¦ 0 ¦ 0 ¦
+---------+----------+--------+----------+-----------+
¦Питание ¦ 67,2 ¦ 14,4 ¦ 67,2 ¦ 14,4 ¦
+---------+----------+--------+----------+-----------+
¦Досуг ¦ 19,6 ¦ 4,2 ¦ 19,6 ¦ 4,2 ¦
+---------+----------+--------+----------+-----------+
¦Покупки ¦ 19,6 ¦ 4,2 ¦ 19,6 ¦ 4,2 ¦
+---------+----------+--------+----------+-----------+
¦Городской¦ 33,6 ¦ 7,2 ¦ 33,6 ¦ 7,2 ¦
¦транспорт¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+----------+--------+----------+-----------+
¦Итого ¦ 280,0 ¦ 60,0 ¦ 140 ¦ 30 ¦
+---------+----------+--------+----------+-----------+
Затраты москвичей, жителей Подмосковья и ближайших областей на инфраструктуру города не учитывались, так как все затраты этой категории посетителей осуществляются непосредственно на выставке.
В затраты обслуживающего персонала не включены расходы на проживание в гостинице. Для проживания обслуживающего персонала используется деревня - ЭКСПО, а доходы, полученные от ее эксплуатации, условно включены в услуги, предоставляемые экспонентам выставки.
С учетом состава посетителей, определенного выше, продолжительности выставки и пребывания на ней посетителей, обслуживающего персонала были получены результаты, приведенные в таблице.
ЗАТРАТЫ ПОСЕТИТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ ВЫСТАВКИ
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦Посетители ¦Чел. - дней¦Затраты ¦Всего ¦
¦(5 дней в городе) ¦ ¦(долл. в день¦(тыс. долл.) ¦
¦ ¦ ¦1 человека) ¦ ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦ Оптимистический прогноз ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦Иностранцы ¦ 5250000 ¦ 280 ¦ 1470000 ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦Россияне ¦ 12250000 ¦ 60 ¦ 735000 ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦Всего ¦ ¦ ¦ 2205000 ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦ Реалистический прогноз ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦Иностранцы ¦ 4050000 ¦ 280 ¦ 1134000 ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦Россияне ¦ 9450000 ¦ 60 ¦ 567000 ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦Всего ¦ ¦ ¦ 1701000 ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦ Пессимистический прогноз ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦Иностранцы ¦ 3000000 ¦ 280 ¦ 840000 ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦Россияне ¦ 7000000 ¦ 60 ¦ 420000 ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦Всего ¦ ¦ ¦ 1260000 ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦Участники ¦Чел. - дней¦Затраты ¦Всего ¦
¦(150 дней в городе)¦ ¦в день ¦тыс. долл. ¦
¦ ¦ ¦на 1 чел. ¦ ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦Иностранцы ¦ 450000 ¦ 140 ¦ 63000 ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦Россияне ¦ 450000 ¦ 30 ¦ 13500 ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦Итого ¦ ¦ ¦ 76500 ¦
+-------------------+-----------+-------------+---------------+
¦ Общие затраты на инфраструктуру посетителей и участников ¦
+---------------------------------------------+---------------+
¦Оптимистический прогноз ¦ 2218500 ¦
+---------------------------------------------+---------------+
¦Реалистический прогноз ¦ 1714500 ¦
+---------------------------------------------+---------------+
¦Пессимистический прогноз ¦ 1273500 ¦
+---------------------------------------------+---------------+
Затраты посетителей выставки при использовании объектов
городской инфраструктуры
Для расчета бюджетной эффективности ЭКСПО в расчет приняты следующие данные:
- продолжительность выставки - 150 дней;
- обслуживающий персонал из-за рубежа - 10000;
- обслуживающий персонал из России и стран СНГ - 2000;
- обслуживающий персонал из Москвы - 8000 чел.;
- среднее пребывание иностранного и отечественного посетителя в Москве - 5 дней;
- отношение числа посещений к числу посетителей - 2,5;
- принятая ставка налоговых поступлений - 35%.
Бюджетная эффективность непосредственно от проведения выставки по пессимистическому и оптимистическому варианту составляет от 475 до 950 млн. долл., а бюджетная эффективность с использованием объектов инфраструктуры составляет 1100 млн. долл. по пессимистическому варианту и 1750 млн. долл. по оптимистическому варианту. Разделение на московский и федеральный бюджеты не проводилось.
ВЫВОДЫ
Проведение всемирной выставки ЭКСПО в Москве является в первую очередь политическим событием всемирного масштаба, способным существенно повлиять на имидж России как страны, способной реализовать проекты подобного масштаба. Благоприятные экономические и политические последствия организации ЭКСПО будут ощущаться в течение примерно десяти лет (с начала официального объявления о проведении выставки и спустя 5-7 лет после ее закрытия). Не случайно за право организовать всемирные выставки идет напряженная борьба между государствами - претендентами, подобная борьбе за право принимать у себя Олимпийские игры.
По предварительным прогнозам, в выставке могли бы принять участие 160-180 стран мира и международных организаций. Общее число посетителей оценивается в 25-35 млн. человек, в числе которых - главы государств, видные политики, ученые, деятели культуры и искусства.
Экономический анализ показывает, что затраты на организацию ЭКСПО составят (в ценах 2000 г.) порядка 3,5-4,5 млрд. долларов США, из которых 1,5-2 млрд. долларов будут использованы на сооружение и реконструкцию дополнительных объектов инфраструктуры города, а остальные будут использованы для реконструкции ВВЦ и непосредственно проведения выставки. В период до открытия выставки расходы составят порядка 3-4 млрд. долларов в течение 7-10 лет, предшествующих ее открытию. Прямые доходы от проведения выставки составят примерно 1,75-2,2 млрд. долларов, что покроет издержки на проведение выставки и частично - затраты на инфраструктуру. Из них около 500 млн. долларов может поступить в разной форме от спонсоров.
Помимо этого за счет продажи товаров и услуг посетителям выставки городская экономика получит от 1,5 до 2,3 млрд. долларов в зависимости от реального числа посетителей и стоимости предлагаемых услуг. Бюджетная отдача всей программы проведения выставки составит в сумме от 1,1 до 1,75 млрд. долларов (в бюджеты всех уровней).
Объекты, построенные и реконструированные в ходе подготовки к проведению выставки, могут в дальнейшем быть использованы как для развития выставочной деятельности, так и в интересах города в целом. Местом проведения всемирной выставки целесообразнее всего избрать комплекс Всероссийского выставочного центра (бывшая ВДНХ), расположенный недалеко от центра Москвы, обладающий развитой инфраструктурой и хорошими транспортными связями с центром города. Существенным моментом является наличие долгосрочной концепции развития выставочной деятельности в Москве, в рамках которой запланирована реконструкция ВВЦ. Заложенные в нее проекты совместно с планом перспективного развития города содержат большую часть работ по реконструкции инфраструктуры как ВВЦ, так и самого города. Это позволяет существенно снизить дополнительную нагрузку на бюджет, непосредственно связанную с проведением всемирной выставки. В результате проведения выставки Россия получит в лице ВВЦ выставочный комплекс мирового класса, способный проводить международные выставки любого уровня. Это, несомненно, окажет позитивное влияние на рост внешнеэкономических связей России.
Приложение
к Концепции
ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЦ
Проектные показатели ВВЦ к 2008 году
Генеральный план развития ВВЦ предусматривает увеличение выставочных площадей комплекса до 334,33 тыс. кв. м, что сопоставимо с выставочными площадями таких международных выставочных центров, как Ганновер (451,3 тыс. кв. м), Франкфурт - на - Майне (272,8 тыс. кв. м), Кельн (260,0 тыс. кв. м) и другие.
Проведение выставки ЭКСПО предполагает помимо наличия выставочных площадей создание соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей организацию и проведение ЭКСПО, а также оснащение комплекса современными средствами связи, информации, транспортом и другими сервисными службами. В результате после окончания ЭКСПО ВВЦ будет располагать всеми необходимыми компонентами для проведения крупных международных выставок, а в Москве будет создана необходимая инфраструктура (гостиницы, аэропорты, транспорт) для участников и посетителей этих выставок.
В расчетах, проведенных при создании Концепции развития ВВЦ до 2008 года, были определены основные экономические и бюджетные показатели комплекса ВВЦ при введении в эксплуатацию выставочных площадей 3-й выставочной зоны. В этих расчетах бюджетная эффективность комплекса и бюджетная эффективность от использования городской инфраструктуры была определена исходя из следующих прогнозных показателей на 2008 год:
- собственные выставки - 14%;
- гостевые выставки - 86%;
- площади, сдаваемые под собственные выставки, - 20,2%;
- площади, сдаваемые под гостевые выставки, - 79,8%;
- количество экспонентов из России и стран СНГ - 41%;
- количество иностранных экспонентов - 17%;
- московские экспоненты - 41%;
- средняя продолжительность выставки - 5 дней.
Расчет и динамика бюджетной эффективности, определенные с учетом этих данных, приведены в таблицах:
РАСЧЕТ ПЛАНИРУЕМОЙ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
НА КАЖДОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
+---------------------------------+----------+----------+-----------+
¦ ¦1-я выст. ¦2-я выст. ¦3-я выст. ¦
¦ ¦зона ¦зона ¦зона ¦
+---------------------------------+----------+----------+-----------+
¦Планируемый объем сдачи площадей ¦ 444650¦ 463355¦ 1353511¦
¦нетто по гостевым выставкам, ¦ ¦ ¦ ¦
¦кв. м ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+----------+-----------+
¦Съем выручки с 1 кв. м при ¦ 0,125¦ 0,147¦ 0,138¦
¦организации собственных ¦ ¦ ¦ ¦
¦выставок, тыс. долл. ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+----------+-----------+
¦Реальная выручка по гостевым ¦ 55581,250¦ 68113,185¦ 186784,518¦
¦выставкам (с учетом выручки ¦ ¦ ¦ ¦
¦организаторов выставок), ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. долл. ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+----------+-----------+
¦То же, без учета иностранных ¦ 44465,000¦ 54490,548¦ 149427,614¦
¦гостевых выставок, тыс. долл. ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+----------+-----------+
¦Выручка от сдачи площадей ¦ 12006,000¦ 20851,000¦ 47556,000¦
¦по гостевым выставкам, тыс. долл.¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+----------+-----------+
¦Прирост, тыс. долл. ¦ 32459,000¦ 33639,548¦ 101871,614¦
+---------------------------------+----------+----------+-----------+
¦Доходы ВВЦ всего, тыс. долл. ¦ 49330,000¦ 79470,000¦ 189510,000¦
+---------------------------------+----------+----------+-----------+
¦Выручка для расчета планируемой ¦ 81789,000¦113109,548¦ 291381,614¦
¦реальной бюджетной ¦ ¦ ¦ ¦
¦эффективности, тыс. долл. ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+----------+-----------+
¦Сумма сданных за год площадей ¦ 471650¦ 595616¦ 1710616¦
¦нетто, всего по ВВЦ, кв. м ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+----------+-----------+
¦Затраты экспонентов на услуги ¦212714,150¦268622,816¦ 771487,816¦
¦городской инфраструктуры, ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. долл. ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+----------+-----------+
¦Совокупная реальная выручка, ¦294503,150¦381732,364¦1062869,430¦
¦тыс. долл. ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+----------+-----------+
¦Планируемая реальная бюджетная ¦120157,285¦155746,805¦ 433650,728¦
¦эффективность с учетом ¦ ¦ ¦ ¦
¦использования городской ¦ ¦ ¦ ¦
¦инфраструктуры, тыс. долл. ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+----------+-----------+
ДИНАМИКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЦ
НА ПЕРСПЕКТИВУ (ТЫС. ДОЛЛ.)
+-----------------------+--------+---------+---------+---------+
¦ ¦1998 год¦2001 год ¦2004 год ¦2008 год ¦
+-----------------------+--------+---------+---------+---------+
¦Отчетная бюджетная ¦13123,75¦ 20126,64¦ 32423,76¦ 77320,08¦
¦эффективность ВВЦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--------+---------+---------+---------+
¦Бюджетная эффективность¦30854,50¦ 33369,91¦ 46148,70¦118883,70¦
¦ВВЦ с учетом бюджетной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦эффективности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦российских фирм - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организаторов гостевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦выставок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--------+---------+---------+---------+
¦Бюджетная эффективность¦47715,50¦ 86787,37¦109598,11¦314767,03¦
¦объектов городской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инфраструктуры, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦задействованных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экспонентов ВВЦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--------+---------+---------+---------+
¦Планируемая реальная ¦78570,00¦120157,29¦155746,80¦433650,73¦
¦бюджетная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦эффективность с учетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦использования городской¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инфраструктуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--------+---------+---------+---------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--------+---------+---------+---------+
¦Поступления в бюджет РФ¦35435,07¦ 54190,94¦ 70241,81¦195576,48¦
+-----------------------+--------+---------+---------+---------+
¦Поступления в бюджет ¦43134,93¦ 65966,35¦ 85505,00¦238074,25¦
¦г. Москвы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--------+---------+---------+---------+
Для определения экономического эффекта ЭКСПО необходимо провести расчет с учетом прогнозируемых данных по продолжительности выставки, по количеству и составу экспонентов, посетителей выставки и ряда других показателей, характеризующих выставку подобного масштаба.
Влияние ЭКСПО на развитие выставочной деятельности ВВЦ
Создание выставочного комплекса мирового класса на территории ВВЦ может оказать заметное влияние на дальнейшее развитие выставочной деятельности на ВВЦ.
Концепция развития ВВЦ до 2008 года предполагает увеличение числа собственных выставок на ВВЦ с 2,4% в 2001 году до 14% в 2008 году. При этом для проведения собственных выставок предполагается сдать 20% всех выставочных площадей. Этот прогноз сделан без учета проведения ЭКСПО, которое предполагает создание выставочной и сопровождающих ее инфраструктур более высокого класса, чем запланированная сегодня реконструкция ВВЦ. Создание такого комплекса позволит довести количество проводимых собственных выставок до 28%, а процент сданных площадей довести до 40. При этом выручка от использования площадей под собственные выставки составит 94398 тыс. долл. вместо прогнозируемых 49260 тыс. долл., а выручка от сдачи площадей для проведения гостевых выставок возрастет до 130460 тыс. долл. вместо прогнозируемых сегодня 47560 тыс. долл. Соответственно возрастет и бюджетная эффективность выставки.
ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ В ПИКОВЫЕ
ДНИ ПОСЕЩЕНИЙ ВЫСТАВКИ
Внешнее транспортное обслуживание ЭКСПО
Генеральный план развития ВВЦ предполагает также проектные решения по системе внешнего городского транспорта. Эту систему с некоторыми дополнениями и изменениями предполагается использовать также для обслуживания ЭКСПО. Данная система включает:
1. Транспортное кольцо, предусмотренное вблизи территории ВВЦ (3-е кольцо), - главная магистральная улица I класса с режимом непрерывного движения. Пропускная способность в одном направлении в час пик составит 4000 автомобилей (по 4 полосы в каждом направлении). Предполагается завершение строительства на этом участке до 2006 года.
2. Строительство дополнительных выходов у станций метро "ВДНХ", "Владыкино", "Ботанический сад".
3. Сеть магистральных улиц, обеспечивающих возможности непосредственного подъезда к входам на территорию ВВЦ. Реконструкция и строительство системы магистральных улиц предполагает разгрузку проспекта Мира и других существующих магистралей, в том числе реконструкцию Сельскохозяйственной улицы, Алтуфьевского шоссе, Ботанической улицы, Останкинской улицы, улицы Академика Королева, улицы Сергея Эйзенштейна, улицы Вильгельма Пика и проспекта Мира.
4. Монорельсовая транспортная система, 1-я очередь которой предполагает движение от Ярославского шоссе до путепровода "Северянин". Это решение требует дополнительной проработки.
Транспортные магистрали в Москве и Подмосковье
Этот раздел посвящен, возможно, наиболее затратной части подготовки - строительству транспортных магистралей в Москве и ее ближайших окрестностях. Мы принимаем структуру движения транспорта, при которой основная масса приезжающих в Москву автомобилей остается на парковках, расположенных в районе кольцевой автодороги, а их пассажиры доставляются на ВВЦ и обратно на специальных автобусах - челноках. Такая схема позволяет снизить потребности в площадях для автомобильных и автобусных стоянок непосредственно в районе ВВЦ, где эти площади дефицитны, а также качественно снизить загрузку магистралей, соединяющих ВВЦ с периметром города. Альтернативным вариантом может служить прокладка трассы специализированного вида транспорта типа монорельсовой дороги, но ее целесообразность сомнительна ввиду вероятного последующего недогруза. Такое решение может оказаться выгодным только в случае сосредоточения в концевых точках этой магистрали крупных жилых районов или транспортных узлов (вокзалов или аэропортов). Однако такой вариант означает внесение сильных корректив в планы развития Москвы и ближайшего Подмосковья.
Транспортные магистрали должны обеспечить проезд:
- к гостиницам от аэропортов и обратно;
- к гостиницам от вокзалов и обратно;
- от вокзалов к ВВЦ;
- от гостиниц к ВВЦ;
- автобусов из Подмосковья и соседних областей к парковкам;
- автомобилей из Подмосковья и соседних областей к парковкам;
- автомобилей из Москвы к парковкам ВВЦ;
- автобусов - челноков от парковок на периферии Москвы к ВВЦ.
Транспортные потоки ориентировочно составят:
- 45 тыс. машин в день из Подмосковья и соседних областей - 3 часа утром (15 тыс. машин в час) и 3 часа вечером по загородным шоссе и кольцевой автодороге, на заключительном отрезке - Ярославском и Алтуфьевском шоссе и отрезке кольцевой автодороги;
- 2 тыс. автобусов в день из Подмосковья и соседних областей - 3 часа утром и 3 часа вечером (660 автобусов в час) по загородным шоссе и кольцевой автодороге, на заключительном отрезке - Ярославском и Алтуфьевском шоссе и отрезке кольцевой автодороги;
- 120 автобусов из Шереметьево, Домодедово и Внуково до гостиниц, одновременно находящихся на улицах города (40 автобусов в час, 1,5 часа дорога в один конец);
- 34 автобуса для перевозки пассажиров от вокзалов до гостиниц (23 автобуса в час, 45 минут в один конец);
- 100 автобусов для перевозки пассажиров от вокзалов до парковок и от гостиниц до парковок.
Потребность в парковочных местах около ВВЦ
Сегодня вокруг ВВЦ может быть запарковано одновременно около 2 тыс. автомобилей. Генеральным планом развития ВВЦ предусмотрено расширение сетей парковок примерно до 3000 машино - мест на территории выставки и 8000 в непосредственной близости от нее.
Учитывая прогнозируемые показатели потока посетителей (см. выше), это количество парковок может обеспечить лишь работающих на выставке специалистов и узкий круг привилегированных посетителей.
Потребность в парковочных площадях определяется из расчетов количества автомобилей и автобусов, обслуживающих посетителей выставки в день максимальной нагрузки. Это количество складывается из следующих потоков:
- междугородные автобусы для жителей Подмосковья и соседних областей;
- автобусы, доставляющие посетителей с вокзалов;
- автобусы от гостиниц;
- автомобили жителей Подмосковья и соседних областей;
- автомобили москвичей;
- автобусы - челноки.
Учитывая приведенные выше расчеты, для парковки этого транспорта необходимо от 60 до 80 га парковочных площадей в зависимости от прогнозного числа посетителей выставки. Учитывая, что в пределах Москвы и непосредственной близости к ВВЦ эти площади не могут быть выделены, мы предполагаем, что эти площади могут быть выделены под парковки за кольцевой автодорогой между Алтуфьевским и Ярославским шоссе.
Воздушный транспорт
Максимальное число иностранных туристов, приезжающих в Москву самолетом, составит 20 тыс. чел./день. Направления - Европа, Америка, Япония.
Из России и стран СНГ воздушным транспортом воспользуется примерно 25 тыс. чел./день. Это в основном жители Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Указанные потоки будут доставлены 150-200 рейсами в день. С учетом существующих потоков можно считать, что нагрузка на аэропорты увеличится примерно на 70-100 рейсов в день.
Пропускная способность существующих аэропортов ("Шереметьево" 1 и 2, "Домодедово" и "Внуково") в принципе способна обслужить этот поток при условии, что будут соответствующим образом модернизированы наземные службы.
Однако проблема доставки пассажиров в город и аэропорт может быть решена только специальными мерами, ибо существующие трассы
могут не справиться с потоками транспорта.
Железнодорожный транспорт
Поезда дальнего сообщения
Ожидаемый поток иностранцев - 25 тыс. чел./день. Направления - Скандинавия и страны Европы. Для этого необходимо порядка 50 поездов с вагонами класса СВ и купированные.
Из России и стран СНГ в день могут прибывать до 80 тыс. чел., что составляет порядка 120 поездов.
С учетом существующих потоков можно считать, что суммарная дополнительная нагрузка составит около 100 поездов в день.
Учитывая резкое снижение пассажирских потоков в последние годы, мы полагаем, что это количество пассажиров может быть доставлено на вокзалы Москвы без существенной реконструкции последних.
Пригородное сообщение (Подмосковье и соседние области)
Пригородным транспортом, по нашим предположениям, может воспользоваться до 75 тыс. чел. в день жителей Подмосковья и соседних областей.
Для перевозки этого количества пассажиров необходимо порядка 65-75 электричек, прибывающих на 7 вокзалов Москвы, что составляет 9-11 дополнительных электричек на каждый вокзал в течение 3-4 утренних часов, т.е. 3-4 дополнительные электрички в дневные и утренние часы. Учитывая сезонную, недельную и суточную неравномерность загрузки пригородных направлений, а также различную пропускную способность железных дорог (например, Казанского и Белорусского направлений), эти пассажирские потоки можно обслужить за счет оптимизации организации движения без существенной реконструкции вокзалов. Частично эти дополнительные пригородные поезда должны быть экспрессами из соседних областей.
Автомобильный транспорт
Междугородный автобус
Количество пассажиров из Подмосковья и соседних областей, использующих междугородный автобус для посещения ЭКСПО, составит 90 тыс. чел./день. При вместимости автобуса 45 мест для перевозки этого числа пассажиров необходимо 2 тыс. автобусов в день.
Соответственно площадь парковок (при площади 20 кв. м на автобус) составит примерно 4 га. Эти площади могут быть также расположены в основном по периметру города и связаны с выставкой автобусами - челноками.
Из Подмосковья и соседних областей до 130 тыс. чел. в день могут приехать на собственных автомобилях. Из расчета 3 чел. в одном автомобиле это составит 40-45 тыс. автомобилей в день.
Предполагается, что из 150 тыс. чел./день москвичей на машинах на выставку поедет 15 тыс. чел. При средней загрузке 2 чел. в автомобиле это составит 8 тыс. автомобилей в день. Остальные 135 тыс. чел. должны быть перевезены городским транспортом, в основном метро.
Основные проблемы, которые порождают эти потоки, - площади для парковок. Если принять минимальные нормы 12 кв. м на парковку одной легковой автомашины, для парковки автомобилей из-за пределов Москвы потребуется около 50 га. Такие территории невозможно выделить в непосредственной близости к месту проведения выставки - комплексу ВВЦ, поэтому придется размещать парковки по периметру Москвы и организовывать челночное автобусное сообщение их с ВВЦ.
Автобусы - челноки
Автобусы - челноки используются в основном для доставки посетителей ЭКСПО от удаленных за кольцевую автодорогу парковок, а также для доставки пассажиров от аэропортов и вокзалов к гостиницам и обратно. Кроме того, с помощью этих автобусов могут перевозиться посетители ЭКСПО из центра города и от нескольких станций метро ("Владыкино", "Ботанический сад"). По расчетам для этих нужд необходимо 2000-2500 автобусов.
Соответственно необходимо предусмотреть площадки для погрузки - разгрузки в количестве примерно 150-200 автобусов около ВВЦ. Это потребует площади порядка 0,3-0,5 га у разных входов.
Кроме того, для движения этих автобусов необходимо создать облегченный режим - вплоть до выделения отдельных трасс и полос движения. При соответствующей организации движения это позволит сократить приведенные потребности на 20-30%.
Городской наземный транспорт
Городские перевозки должны обеспечить транспортом следующие пассажирские потоки:
1. Аэропорты - гостиницы.
2. Требуется примерно 30 автобусов в час из Шереметьево по 10-15 автобусов в час из Внуково и Домодедово.
3. Вокзалы - гостиницы.
4. Гостиницы - выставка.
5. Вокзалы - выставка.
Основную нагрузку может взять на себя метро. Тем не менее в ряде случаев (в особенности для обслуживания зарубежных туристов) целесообразно организовать автобусы к гостиницам.
Метро
Предварительные оценки показывают, что услугами метро для поездки на выставку может воспользоваться максимум порядка 300 тыс. чел. в день (половина полного потока на выставку). Метро в состоянии обеспечить их доставку, проблема заключается в концентрации этого потока в одной точке и необходимости обеспечить выход со станции метро наверх. При условии строительства на станции "ВДНХ" второго выхода и работе в утренние и вечерние часы только на выход и вход соответственно мощности станции хватит. Кроме того, необходимо задействовать челночный транспорт от соседних станций и веток метро к ВВЦ.
Дополнительная нагрузка, связанная с перевозкой пассажиров от вокзалов к гостиницам, не так критична, поскольку рассредоточена по более широкой сети метрополитена.
Приведенные ориентировочные расчеты не учитывают возможностей оптимизации перевозок и направления пассажиропотоков, которые могут существенно (на 15-20%) снизить критические показатели.