Московское трехстороннее соглашение между Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями
предпринимателей (работодателей) отражает степень конструктивного
взаимодействия между социальными партнерами в выработке экономической
и социальной политики города, в дальнейшем формировании механизма
социального диалога в решении общегородских проблем, в сохранении
социальной стабильности в городе, а также в области совместной
законотворческой деятельности.
Московское трехстороннее соглашение на 2000 год за 9 месяцев в
целом выполнено.
Развивая основные принципы социального партнерства, участники
трехстороннего соглашения намерены продолжить совместную работу по
реальному планированию и четкому финансированию городского заказа,
поддержке промышленности города и предприятий малого бизнеса,
сохранению достигнутого уровня социальных и трудовых гарантий
москвичам, обеспечению мер, направленных на сдерживание безработицы,
сохранение и создание новых рабочих мест, по обеспечению нормального
функционирования потребительского рынка, сохранению уровня условий
деятельности социальной инфраструктуры.
В связи с изложенным Правительство Москвы постановляет:
1. Считать Московское трехстороннее соглашение между
Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и
московскими объединениями предпринимателей (работодателей) (далее -
Московское трехстороннее соглашение) на 2000 год за 9 месяцев т.г. в
основном выполненным и обязать членов Правительства, ответственных за
выполнение Московского трехстороннего соглашения на 2000 год, принять
необходимые меры по его реализации в полном объеме.
2. Одобрить проект Московского трехстороннего соглашения на 2001
год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов
и московскими объединениями предпринимателей (работодателей)
(приложения 1, 2) и рекомендовать Премьеру Правительства Москвы
подписать его со стороны Правительства Москвы.
3. Утвердить состав представителей Правительства Москвы в
Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений (далее - Московская трехсторонняя комиссия) (приложение 3).
Возложить общий контроль за выполнением Московского
трехстороннего соглашения на 2001 год со стороны Правительства Москвы
и координацию деятельности Московской трехсторонней комиссии на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы, руководителя
Комплекса социальной сферы Швецову Л. И.
4. Возложить контроль за выполнением Московского трехстороннего
соглашения на 2001 год на членов Правительства Москвы в соответствии с
приложением 4.
5. Руководителям комплексов городского управления, департаментов,
комитетов - членам Московской трехсторонней комиссии активизировать
деятельность по разработке и принятию необходимых законов, а также по
совершенствованию действующего законодательства по вопросам,
регулирующим социально-трудовые отношения.
6. Руководителям комплексов городского управления:
6.1. Осуществлять оказание финансовой и иной помощи
преимущественно предприятиям и организациям, действующим в системе
социального партнерства города, обеспечивающим реализацию обязательств
по Московскому трехстороннему соглашению, коллективным договорам.
6.2. Обеспечить реализацию и своевременное финансирование всех
социальных пунктов трехстороннего соглашения.
7. Комитету труда и занятости Правительства Москвы:
7.1. Внести на рассмотрение Правительства Москвы и подготовить
для внесения в Московскую городскую Думу в I квартале 2001
года проект закона города Москвы, определяющий порядок установления
городского минимума заработной платы.
7.2. Принять меры, направленные на обеспечение контроля за
соблюдением законодательства о труде, занятости, охране труда на
предприятиях города.
7.3. Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на
недопущение роста официально зарегистрированной безработицы, а также
на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых
работников.
8. Поручить Комитету общественных и межрегиональных связей
Правительства Москвы организацию и обеспечение работы со стороны
Правительства Москвы Московской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений, подготовку и проведение
заседаний, в том числе внеочередных в случае необходимости.
9. Финансово-хозяйственному управлению Мэрии в целях
совершенствования системы обмена информацией и методическими
материалами по проблемам развития социального партнерства в I квартале
2001 года проработать вопрос о подключении Учебно-исследовательского
центра Московской федерации профсоюзов к территориальной
телекоммуникационной сети Мэрии.
10. Руководителям комплексов городского управления,
департаментов, комитетов, управлений:
10.1. Совместно с отраслевыми профсоюзами организовать проведение
в 2001 году городского конкурса профессионального мастерства
"Московские мастера".
10.2. Продолжить работу по заключению и реализации соглашений с
городскими отраслевыми профсоюзами, отраслевыми объединениями
предпринимателей в соответствии со статьей 10 Закона города Москвы от
22.10.97 N 44 "О социальном партнерстве".
11. Префектам административных округов продолжить работу по
заключению и реализации соглашений с объединениями профсоюзов и
объединениями предпринимателей на территории административных округов
в соответствии со статьей 11 Закона города Москвы от 22.10.97 N 44 "О
социальном партнерстве".
12. Руководителям комплексов городского управления,
департаментов, комитетов, управлений, префектам административных
округов в месячный срок представить в Комитет общественных и
межрегиональных связей Правительства Москвы предложения по
кандидатурам полномочных представителей в состав постоянно действующей
рабочей группы Московской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений на 2001 год.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л. И.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 21 ноября 2000 г. N 929
Проект
Московское трехстороннее соглашение на 2001 год
между Правительством Москвы, московскими объеди-
нениями профсоюзов и московскими объединениями
предпринимателей (работодателей)
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы (далее - Пра-
вительство), Московская федерация профсоюзов от лица московских
объединений профсоюзов (далее - профсоюзы), Московская конфедера-
ция промышленников и предпринимателей от лица московских объедине-
ний промышленников и предпринимателей (далее - предприниматели
(работодатели) заключили настоящее Соглашение с целью создания на
основе практического внедрения принципов социального партнерства
необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, раз-
вития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой
защиты трудящихся, жителей столицы.
Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых
соглашений, соглашений в административных округах города, коллек-
тивных договоров на предприятиях всех форм собственности и обязу-
ются оказывать коллективам, развивающим принципы социального парт-
нерства, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение
рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях,
административных округах и на предприятиях. Обязательства и гаран-
тии, включенные в данное соглашение, являются минимальными и не
могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической
защищенности трудящихся.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих
полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генераль-
ным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Рос-
сийской Федерации.
Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным
объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в городе
Москве в порядке, определяемом Законом города Москвы от 22.10.97
N 44 "О социальном партнерстве".
В развитие Соглашения и для обеспечения его реализации сторо-
ны на основе взаимных консультаций в рамках Московской трехсторон-
ней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений выраба-
тывают документы, принимают необходимые решения, формируют предло-
жения в адрес законодательных, исполнительных органов власти Рос-
сийской Федерации и добиваются их реализации.
Обязательства предпринимателей (работодателей) принимают на
себя также две другие стороны в той мере, в которой они осущест-
вляют эти функции.
Зафиксированные в ряде пунктов Соглашения суммы бюджетных
средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий, вклю-
чаются в проект городского бюджета на 2001 год, вносимый на ут-
верждение Московской городской Думой.
Контроль за исполнением Соглашения осуществляется Московской
трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отно-
шений, а также сторонами самостоятельно в соответствии с их функ-
циями и организационными принципами деятельности.
Стороны уполномочивают комиссию в случае необходимости вно-
сить изменения и дополнения в заключенное Соглашение в установлен-
ном порядке.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обяза-
тельств по настоящему Соглашению или решений Московской трехсто-
ронней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ви-
новная сторона либо виновные лица несут ответственность, предус-
мотренную Законом города Москвы от 22.10.97 N 44 "О социальном
партнерстве", федеральным законодательством.
Стороны обязуются информировать москвичей о ходе реализации
Соглашения.
Соглашение вступает в силу 1 января 2001 года и действует до
вступления в действие нового.
1. В области развития промышленности и предпринимательства,
обеспечения занятости населения города стороны обязуются:
1.1. Совместно вырабатывать и реализовывать меры поддержки
городских товаропроизводителей всех форм собственности, информи-
ровать москвичей о результатах работы в этом направлении.
1.2. Обеспечить увеличение производства промышленной продук-
ции предприятиями города на 7% по сравнению с предыдущим годом.
*1.3. В случае угрозы массовой безработицы разработать на
основе взаимных консультаций программу экстренных мероприятий,нап-
равленных на содействие занятости населения, поддержку высвобож-
даемых работников.
*1.4. Предусмотреть финансирование мероприятий по предупрежде-
нию безработицы, сохранению действующих и созданию новых рабочих
мест, оказанию содействия в трудоустройстве высвобождаемых работ-
ников и слабо защищенных категорий населения в рамках утвержденной
Программы содействия занятости населения г.Москвы.
1.5. В целях осуществления государственной политики занятости
населения г.Москвы, поддержки и реализации городских программ на
рынке труда, проработать в первом полугодии 2001 года вопрос о
создании внебюджетного фонда для привлечения и аккумулирования де-
нежных средств, направленных на дополнительное финансирование ука-
занных программ.
1.6. Ежемесячно публиковать в газетах " Тверская,13", "Биржа
труда", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная
газета", "Московская перспектива" данные о состоянии рынка труда
и безработицы. Регулярно информировать работодателей и население
о возможностях трудоустройства и профобучения.
1.7. Совместно принимать решения о направлении средств на
сохранение действующих и создание дополнительных рабочих мест, на
создание рабочих мест для слабо защищенных категорий населения
сверх установленных квот.
*1.8. Принять меры по сохранению и развитию системы професси-
онального обучения и подготовки кадров на предприятиях и в орга-
низациях города.
1.9. В целях повышения престижа массовых профессий и содейс-
твия повышению квалификации работников провести в марте-августе
2001 года городской конкурс профессионального мастерства "Мос-
ковские мастера".
1.10. Проводить согласованную политику в области обеспечения
социально-трудовой адаптации молодежи, развивать сеть лагерей
труда и отдыха, поддерживать движение трудовых объединений моло-
дежи.
1.11. Поддерживать молодежную предпринимательскую инициативу,
содействовать в обеспечении временной занятости и самозанятости,
провести московский конкурс на лучший предпринимательский проект
студенческой и учащейся молодежи.
Правительство и предприниматели (работодатели):
*1.12. Не допустить роста официально зарегистрированной безра-
ботицы выше уровня 1,0% от экономически активного населения.
1.13. Через своих представителей принять участие в работе
Фонда содействия занятости "Столица" Московской федерации профсою-
зов и на договорной основе оказать финансовую поддержку реализации
его программы сохранения и создания рабочих мест.
Правительство:
*1.14. Обеспечить паритетное участие профсоюзов и предпринима-
телей (работодателей) в определении направлений и эффективности
расходования средств, направляемых на обеспечение занятости.
1.15. При подготовке заключений о привлечении иностранной ра-
бочей силы учитывать участие предприятий в системе социального
партнерства и реализацию ими обязательств по Московскому трехсто-
роннему соглашению.
1.16. Предоставлять профсоюзам и предпринимателям (работода-
телям) ежемесячно текущую и ежеквартально аналитическую информацию
о состоянии рынка труда и составе безработных, способствовать ее
публикации в средствах массовой информации.
1.17. При закупках продукции для городских нужд, осуществляе-
мых через систему городского заказа по конкурсу, учитывать участие
предприятий, претендующих на получение заказа, в системе социаль-
ного партнерства, реализацию ими обязательств по Московскому
трехстороннему соглашению.
1.18. Обеспечить своевременность оплаты работ, выполняемых по
городскому заказу.
1.19. Включить Фонд содействия занятости "Столица" Московской
федерации профсоюзов в автоматизированную информационную систему
территориальных органов по труду и занятости.
Предприниматели (работодатели):
1.20. Не допускать массового сокращения работников. В случае
его угрозы информировать профсоюзы, органы по труду и занятости не
менее чем за три месяца и разработать совместно меры, направленные
на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (при-
остановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и
др.).
1.21. Предоставлять высвобождаемым работникам возможность пе-
реобучения новым профессиям до наступления срока расторжения тру-
дового договора.
1.22. Осуществлять содействие в трудоустройстве населения пу-
тем предоставления в территориальные органы по труду и занятости
информации о вакансиях и потребности в создании новых (дополни-
тельных) рабочих мест.
Предприниматели (работодатели) и профсоюзы:
1.23. В коллективных договорах и соглашениях предусматривать
мероприятия, направленные на сохранение и увеличение объемов ра-
бот, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост профессио-
нального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работни-
ков, предоставление им льгот и компенсаций, сверх установленных
законодательством, с обеспечением их достаточного финансирования.
Профсоюзы:
1.24. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую
помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам за-
нятости и трудового законодательства.
1.25. Через Фонд содействия занятости "Столица" Московской
федерации профсоюзов участвовать в трудоустройстве, обучении выс-
вобождаемых работников новым профессиям.
2. В области регулирования оплаты и создания благоприятных
условий труда на предприятиях и в организациях города
стороны обязуются:
2.1. Предусмотреть в проекте закона города Москвы "О городс-
ком минимуме заработной платы" порядок установления обязательного
для соблюдения в городе минимума заработной платы по итогам пере-
говоров социальных партнеров в рамках Московского трехстороннего
соглашения.
2.2. Ежемесячно определять прожиточный минимум по городу
Москве в законодательно установленном порядке, а также по методи-
ке Московской трехсторонней комиссии и публиковать его в средс-
твах массовой информации.
2.3. Обеспечить, в рамках рабочих групп при соответствующих
комплексах городского управления, реализацию мероприятий по пол-
ному погашению и предупреждению появления задолженности по зара-
ботной плате перед работниками подведомственных городу организа-
ций и акционерных обществ, в уставных капиталах которых доля
Москвы составляет не менее 25% или имеется "золотая" акция.
*2.4. Проводить совместную работу, направленную на обеспече-
ние соблюдения законодательства о труде, занятости, охране труда
на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Правительство:
2.5. Сохранить доплаты к заработной плате работникам учреж-
дений, финансируемых из городского бюджета, в размере не ниже,
чем в 2000 году.
2.6. Принять городскую программу по охране труда на
2001-2003 годы и обеспечить ее реализацию.
2.7. Разработать мероприятия по совершенствованию системы
управления охраной труда.
2.8. Продолжить работу по обеспечению использования в городе
моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками,
установке на подвижном составе городского транспорта каталитичес-
ких нейтрализаторов, перевод городского автотранспорта на исполь-
зование сжатого природного газа.
2.9. Не допускать строительства, реконструкции, технического
переоснащения производственных объектов, производства и внедрения
новой техники, в том числе приобретенной за рубежом, без положи-
тельного заключения органов государственной экспертизы условий
труда, государственной экологической экспертизы, государственной
инспекции труда, государственного надзора и контроля, технической
инспекции труда профсоюзов о соответствии требованиям охраны тру-
да и экологическим требованиям.
2.10. Обеспечить функционирование элементов экологического мо-
ниторинга (по отдельным природным средам) и продолжить формирова-
ние единой городской системы экологического мониторинга.
Правительство и предприниматели (работодатели):
2.11. Обеспечить выполнение требований экологической безопас-
ности, переработку и обезвреживание промышленных и бытовых отхо-
дов.
Предприниматели (работодатели):
2.12. Обеспечивать выплату заработной платы работникам при
полном рабочем дне в размере не ниже прожиточного минимума, расс-
читанного по методике Московской трехсторонней комиссии по регули-
рованию социально-трудовых отношений. На предприятиях, где зара-
ботная плата ниже прожиточного минимума, разработать совместно с
профсоюзами программы поэтапного ее увеличения.
2.13. Своевременно выплачивать заработную плату работникам. В
случае задержки по вине работодателя индексировать задержанные
выплаты на индекс роста потребительских цен, официально определяе-
мый Мосгоркомстатом в среднем по городу.
2.14. Не допускать нетрадиционных видов вознаграждения за труд
(натуральные выдачи, страхование и т.д.) за счет снижения размеров
основной заработной платы.
2.15. Предусмотреть в коллективных договорах положения о необ-
ходимости поддержания тарифной части заработка на уровне не ниже
двух третей от общего его размера.
2.16. Включать в коллективные договоры и соглашения мероприя-
тия по охране труда, их финансирование в организациях независимо
от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казен-
ных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,1%
суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в органи-
зациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере
не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов, при этом общая сум-
ма затрат на мероприятия по охране труда должна устанавливаться из
расчета не менее суммы годовой минимальной заработной платы на
каждого работающего.
2.17. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами
и соглашениями дополнительные по сравнению с законодательством
компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях тру-
да.
2.18. Обеспечить проведение обязательного социального страхо-
вания работников от несчастных случаев на производстве и професси-
ональных заболеваний.
2.19. Обеспечить организацию горячего, лечебно-профилактичес-
кого питания работников предприятий и организаций, в том числе
льготного и бесплатного, в объемах, предусмотренных нормами, нор-
мативами и коллективными договорами.
2.20. В организациях, осуществляющих производственную деятель-
ность с численностью более 100 человек, создать службу охраны тру-
да или ввести должность специалиста по охране труда, а с числен-
ностью до 100 человек - обеспечить заключение договоров со специа-
листами или организациями, оказывающими услуги в области охраны
труда.
2.21. Обеспечить условия для осуществления контроля государс-
твенными и профсоюзными органами за соблюдением трудового законо-
дательства и нормативных актов по охране труда.
2.22. Проводить обучение, инструктаж и проверку знаний по ох-
ране труда руководителей подразделений, специалистов, вновь изб-
ранных уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также
других категорий работников, предусмотренных действующими норма-
тивными документами.
2.23. Предусматривать в коллективных договорах предоставление
оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и ко-
миссий для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю
за состоянием и условиями охраны труда.
2.24. Включать представителей профсоюзных органов в комиссии,
принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые про-
изводственные объекты.
2.25. Информировать комплексы городского управления Правитель-
ства Москвы, соответствующие профсоюзные органы обо всех несчаст-
ных случаях с летальным исходом или тяжелыми травмами, происшедших
на производстве.
2.26. Продолжить аттестацию рабочих мест по условиям труда и
сертификацию работ по охране труда.
2.27. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг переводчи-
ков жестового языка (сурдопереводчиков) глухим работающим на
предприятиях, где их численность составляет более 15 человек.
Профсоюзы:
2.28. Осуществлять общественный контроль за соблюдением зако-
нодательных и иных нормативно-правовых актов по труду силами пра-
вовых и технических инспекций труда профсоюзов, уполномоченных до-
веренных лиц профсоюзных комитетов.
2.29. Продолжить обучение представителей общественных объеди-
нений и органов государственной власти, занимающихся вопросами ох-
раны труда и обеспечения экологической безопасности.
3. В области создания необходимых социальных условий жизни
горожан и поддержания ее уровня стороны обязуются:
*3.1. Принять меры, направленные на недопущение снижения дос-
тигнутого уровня социальной защиты и социальных гарантий трудящих-
ся в области занятости, социального страхования, в том числе сана-
торно-курортного лечения.
3.2. Проводить согласованную политику в области развития
культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отды-
ха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных
объектов города.
3.3. Разработать принципы оптимизации функционирования в го-
роде системы дополнительного негосударственного пенсионного обес-
печения.
3.4. Принимать долевое участие в финансировании культур-
но-массовых, спортивных мероприятий, проводимых для москвичей на
базе клубных учреждений, спортивных сооружений предприятий и ор-
ганизаций, учреждений дополнительного образования.
3.5. Проводить совместную организаторскую работу по сохране-
нию и развитию загородных детских баз отдыха предприятий и орга-
низаций, принимать долевое участие в их финансировании.
3.6. Оказывать организационно-методическую помощь клубным уч-
реждениям, спортивным сооружениям, библиотекам, детским оздорови-
тельным лагерям предприятий и организаций города.
3.7. Осуществлять контроль за санитарно-эпидемиологической
обстановкой в загородных детских оздоровительных лагерях.
Правительство:
3.8. Предусмотреть финансирование социальной сферы в объеме не
менее 38% расходов бюджета города Москвы.
3.9. Формирование социальных статей бюджета города осущест-
влять с учетом мнения профсоюзов на основе совместно разрабатыва-
емых программ.
3.10. Сохранить на уровне 2000 года гарантированные виды бесп-
латной медицинской помощи населению города. Не допускать закрытия,
перепрофилирования и передачи коммерческим организациям помещений
медицинских учреждений под другие цели.
3.11. Сохранить на уровне не ниже достигнутого количество
бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные
учреждения для детей из социально незащищенных категорий семей
(многодетных, неполных, одиноких матерей, детей-инвалидов, де-
тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
3.12. Сохранить на уровне не ниже достигнутого объемы финанси-
рования клубов и центров, работающих с детьми и подростками по
месту жительства.
3.13. Осуществлять единовременные компенсационные выплаты на
возмещение расходов в связи с рождением ребенка, а также обеспечи-
вать новорожденных детей комплектами детского белья.
3.14. Осуществлять доплаты к пенсии неработающим пенсионерам,
приблизив ее размер к прожиточному минимуму.
3.15. Обеспечить бесплатное питание пенсионеров, инвалидов и
детей в центрах социального обслуживания всех типов и оказание
продуктовой помощи.
3.16. Сохранить для пенсионеров, инвалидов и детей-сирот бесп-
латный, для школьников, учащихся учреждений начального профессио-
нального образования и студентов дневной формы обучения среднего и
высшего профессионального образования льготный проезд в городском
транспорте.
3.17. Сохранить для населения дотирование из городского бюдже-
та стоимости проезда на городском транспорте, предоставления жи-
лищно-коммунальных услуг.
3.18. Осуществить жилищное строительство не менее 3500 тыс.
кв.м, в том числе 400 тыс.кв.м муниципальной жилой площади для
бесплатного предоставления и около 800 тыс.кв.м на цели переселе-
ния по программе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного
фонда.
3.19. Предусмотреть в бюджете города на 2001 год статью расхо-
дов на предоставление безвозмездных жилищных субсидий для очеред-
ников административных округов на строительство или приобретение
жилья с выделением на эти цели 550 млн.рублей.
3.20. Предусмотреть возможность обеспечения заявок предприя-
тий на приобретение по себестоимости жилья, необходимого для вы-
полнения целевых программ по расселению рабочих общежитий, распо-
ложенных в домах квартирной планировки, и переводу их в жилищный
фонд города.
3.21. Сохранить не ниже уровня 2000 года выделение бюджетным
предприятиям и организациям городского хозяйства жилой площади по
договорам купли-продажи с рассрочкой платежа до 7 лет при перво-
начальном взносе не менее 30% для обеспечения работников, одновре-
менно являющихся очередниками по месту жительства.
3.22. В программе реализации жилой площади в 2001 году пре-
дусмотреть возможность продажи предприятиям и организациям жилой
площади по себестоимости для обеспечения сотрудников, признанных
в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий
по месту жительства.
3.23. Осуществлять принятие ведомственного жилищного фонда и
объектов коммунального хозяйства в собственность города в установ-
ленном Правительством Москвы порядке.
3.24. Завершить в 2001 году юридическое оформление прав на
бессрочное пользование землей санаторно-курортными, детскими оздо-
ровительными учреждениями, организациями и учреждениями культуры,
здравоохранения, физической культуры, спорта, туризма, находящими-
ся в собственности профсоюзов или финансируемыми за счет средств
профсоюзов. На период оформления права землепользования сохранить
за ними льготы по арендной плате за землю.
3.25. Сохранить существующие льготы по арендной плате за нежи-
лые помещения в соответствии с постановлением Правительства Москвы
от 13.08.96 N 689 "О поступлении средств по итогам первого по-
лугодия 1996 года от приватизации, аренды земли и нежилых помеще-
ний и дополнительных мерах по совершенствованию учета городского
имущества и повышению эффективности его использования".
3.26. Обеспечить возмещение эксплуатационных затрат спортивных
сооружений, организаций спортивного профиля города независимо от
ведомственной принадлежности и формы собственности по энергоресур-
сам, водоснабжению, согласно Закону города Москвы от 26.06.96 N 20
"О физической культуре и спорте", на основании решений постоянно
действующей комиссии с участием профсоюзов, утвержденного порядка
возмещения и перечня спортивных организаций.
3.27. Внести изменения в порядок лицензирования деятельности
организаций, занимающихся физкультурой и спортом с детьми и под-
ростками, предусматривающие лицензирование без предоставления до-
говора аренды на используемые не принадлежащие им спортивные объ-
екты.
3.28. Обеспечить финансовую поддержку детско-юношеских спор-
тивных школ, подведомственных некоммерческой организации - ассоци-
ации "Московский городской координационный совет ДСО профсоюзов" в
рамках программы "Физическая культура и спорт в г. Москве", в час-
ти, финансируемой за счет налоговых льгот.
3.29. Оказать финансовую поддержку государственным вузам горо-
да в размере 300 млн. рублей.
3.30. Продолжить выплату учащимся высших учебных заведений
именных стипендий Мэрии Москвы и ежемесячных дотаций остро нуждаю-
щимся студентам.
3.31. Осуществлять бесплатное и льготное питание учащихся об-
щеобразовательных школ.
3.32. Производить доплаты отдельным категориям населения на
продукты питания для детей до трех лет.
3.33. Предусмотреть в бюджете города Москвы средства на орга-
низацию отдыха детей в период летних и зимних школьных каникул.
3.34. Сохранить льготные тарифы на проезд организованных групп
детей в каникулярный период в городе, а также к местам отдыха и
обратно.
3.35. Предусмотреть в соответствии с окружными соглашениями
возможность выделения средств из целевых бюджетных фондов развития
территорий административных округов и районов города Москвы на
оказание помощи коллективам детского и юношеского самодеятельного
творчества, детско-юношеским спортивным школам, работу с детьми и
молодежью, осуществляемую клубными учреждениями.
3.36. Предусмотреть в бюджете города не менее 185 млн.руб. на
приобретение земель в Подмосковье под коллективное садоводство
льготных категорий москвичей и затраты по развитию инфраструктуры
районов в местах размещения садоводческих некоммерческих объедине-
ний (строительство дорог, мелиорация земель, ЛЭП и прочих объек-
тов).
3.37. Совместно с правительствами Московской и сопредельных
областей и заинтересованными организациями рассматривать вопросы
об установлении снижения тарифов на проезд москвичей всеми видами
транспорта общего пользования пригородного сообщения на летний пе-
риод.
3.38. Продолжить реализацию на территории города Москвы Закона
Российской Федерации от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", с учетом
изменений, внесенных Правительством Российской Федерации в порядок
его финансирования.
3.39. Осуществлять организационную и финансовую поддержку Мос-
ковского городского центрального туристического клуба, Московского
городского спортивного клуба "Буревестник", Московского городского
межотраслевого физкультурно-спортивного клуба инвалидов и их фили-
алов в административных округах.
Предприниматели:
3.40. Обеспечить в организациях (независимо от формы собствен-
ности и ведомственной принадлежности) выполнение статьи 127 Закона
Российской Федерации от 20.11.90 N 340-1-ФЗ "О государственных
пенсиях в Российской Федерации" и сообщать в установленный срок о
приеме на работу пенсионеров органам, выплачивающим им государс-
твенные пенсии.
Правительство и предприниматели (работодатели):
3.41. Не допускать закрытия, перепрофилирования и продажи под
иные цели в счет долгов предприятий всех форм собственности, их
социально-культурных объектов, осуществляющих образовательную,физ-
культурно-оздоровительную, культурно-досуговую деятельность, обес-
печивающих детский и семейный отдых москвичей.
Правительство и профсоюзы:
3.42. Обеспечить реализацию городской комплексной программы
"Молодежь Москвы" в пределах средств, предусмотренных в бюджете
города Москвы.
3.43. Обеспечить участие профсоюзов в разработке и принятии
целевых программ развития физической культуры и спорта, здравоох-
ранения, образования, культуры, принимаемых Правительством Москвы,
финансируемых за счет средств предприятий и организаций, освобож-
даемых от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет
города Москвы.
3.44. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий по
обеспечению отдыха детей в оздоровительных учреждениях предприятий
и организаций Москвы, расположенных на территории Московской об-
ласти.
3.45. Организовать новогодние представления для детей и под-
ростков в дни зимних школьных каникул 2001-2002 гг. в Государст-
венном Кремлевском Дворце и осуществить их финансирование на до-
левых началах.
3.46. Предоставлять работающим москвичам бесплатные путевки за
счет средств социального страхования для реабилитации после остро-
го инфаркта миокарда, операций на сердце и желудочно-кишечном трак-
те, заболеваний почек и нервной системы.
Предприниматели (работодатели) и профсоюзы:
3.47. Предусмотреть в коллективных договорах мероприятия по
сохранению объемов услуг, оказываемых культурно-просветительными
учреждениями и спортивными сооружениями, столовыми, другими оздо-
ровительными, социально-бытовыми объектами предприятий и организа-
ций, с учетом действующих норм и фактической численности работаю-
щих, и поддержанию на должном уровне их технического состояния.
3.48. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях
проведение и финансирование из фонда предприятий, профсоюзного
бюджета и средств социального страхования мероприятий по созданию
условий для отдыха работников, их детей и членов семей.
3.49. Предусматривать в коллективных договорах мероприятия по
аккумулированию финансовых средств на приобретение жилой площади
для улучшения жилищных условий работников.
Профсоюзы:
3.50. Организовать обучение руководителей клубных учреждений,
библиотек, детских оздоровительных лагерей предприятий и организа-
ций города, детско-юношеских спортивных школ профсоюзов.
3.51. Принимать долевое участие в финансировании ведомственных
клубных учреждений и спортивных сооружений.
4. В области обеспечения конструктивного взаимодействия и со-
циального партнерства стороны обязуются:
4.1. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в
соглашение, после консультаций на уровне Московской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4.2. Официально информировать друг друга о принимаемых реше-
ниях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение,
другим социально-экономическим вопросам.
4.3. Взаимно обеспечивать представителям сторон возможность
принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по
проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный
интерес.
4.4. Оказывать практическое и методическое содействие заклю-
чению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных
договоров на предприятиях города.
4.5. Способствовать предотвращению коллективных трудовых спо-
ров.
*4.6. Ос