В целях совершенствования законодательства города Москвы, ре-
гулирующего земельные отношения, приведения его в соответствие с
требованиями федерального законодательства Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "Об использовании зе-
мель в городе Москве" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный законопроект
(п.1) на рассмотрение Московской городской Думы в установленном
порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на исполняющего обязанности министра Правительства Москвы Дамур-
чиева В.Н. и исполняющего обязанности заместителя Мэра Москвы в
Правительстве Москвы, полномочного представителя Мэра Москвы в
Московской городской Думе Виноградова В.Ю.
П.п.Временно исполняющий
обязанности Мэра Москвы В.И.Ресин
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 12 октября 2010 г. N 939-ПП
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Настоящий Закон регулирует отношения по использованию земель
в городе Москве, устанавливает порядок осуществления городом Моск-
вой полномочий по управлению и распоряжению землями в городе Моск-
ве, порядок охраны земель и контроля за их использованием, а также
регулирует отношения в сфере установления и взимания платы за ис-
пользование земель в городе Москве в пределах компетенции города
Москвы как субъекта Российской Федерации.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные положения
1. Земли в городе Москве используются и охраняются как основа
жизни и деятельности населения города Москвы.
2. Использование земель в городе Москве должно осуществляться
при условии соблюдения прав и законных интересов населения города
Москвы.
3. Действие настоящего Закона распространяется на все земли,
расположенные в границах города Москвы.
4. Все земли в городе Москве относятся к категории земель на-
селенных пунктов.
5. Соблюдение установленных в соответствии с федеральными за-
конами, настоящим Законом и иными законами города Москвы обремене-
ний и ограничений по использованию земельных участков в городе
Москве, того, что находится над и под ними, обязательно для всех
собственников земельных участков, землепользователей, землевла-
дельцев и арендаторов земельных участков в городе Москве.
6. Использование земель в городе Москве является платным, за
исключением случаев, установленных федеральным законодательством и
законодательством города Москвы.
7. Формами платы за использование земельных участков являются
земельный налог и арендная плата.
8. Законодательством города Москвы определяются налоговые
ставки в пределах, установленных федеральным законодательством,
порядок и сроки уплаты земельного налога, налоговые льготы, осно-
вания и порядок их применения, а также порядок и сроки представле-
ния налогоплательщиками документов, подтверждающих право на умень-
шение налоговой базы.
9. Для целей настоящего Закона устанавливается, что преобра-
зованием земельного участка является образование нового земельного
участка путем изменения размеров и конфигурации границ существую-
щих земельных участков (раздел, выдел, объединение, перераспреде-
ление).
Статья 2. Полномочия Московской городской Думы в области ре-
гулирования землепользования в городе Москве
К полномочиям Московской городской Думы в области регулирова-
ния землепользования в городе Москве относятся:
1) определение порядка управления и распоряжения земельными
участками, находящимися в государственной собственности города
Москвы (далее - собственность города Москвы), а также земельными
участками, государственная собственность на которые не разграниче-
на;
2) согласование с законодательным (представительным) органом
государственной власти Московской области изменений границ между
субъектами Российской Федерации - городом Москвой и Московской об-
ластью и представление их на утверждение Совета Федерации Феде-
рального Собрания Российской Федерации;
3) внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Рос-
сийской Федерации проектов федеральных законов об утверждении (из-
менении) границ и правового режима пригородной зоны города Москвы;
4) установление в соответствии с федеральным законодательст-
вом ставок земельного налога в городе Москве, порядка и сроков уп-
латы земельного налога;
5) установление льгот по уплате земельного налога в городе
Москве и порядка их предоставления в соответствии с федеральными
законами и законами города Москвы;
6) установление предельных (максимальных и минимальных) раз-
меров земельных участков, предоставляемых гражданам в собствен-
ность из земель, находящихся в государственной собственности, в
соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федера-
ции;
7) иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством,
Уставом города Москвы и законами города Москвы к компетенции Мос-
ковской городской Думы.
Статья 3. Полномочия Правительства Москвы в области земле-
пользования в городе Москве
1. К полномочиям Правительства Москвы в области землепользо-
вания в городе Москве относятся:
1) резервирование земель для государственных нужд города
Москвы;
2) принятие решений об изъятии земельных участков для госу-
дарственных нужд города Москвы;
3) установление обременений и ограничений по использованию
земельных участков, в том числе земельных участков, на которые не
распространяется действие градостроительного регламента или для
которых градостроительный регламент не устанавливается;
4) осуществление контроля за использованием земельных участ-
ков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и
арендаторами;
5) расчет цены земельных участков, отчуждаемых из собствен-
ности города Москвы или государственной собственности до ее разг-
раничения в собственность граждан и юридических лиц, определение
сроков и иных условий оплаты цены;
6) снятие запретов на строительство, реконструкцию зданий,
строений, сооружений на приватизируемом земельном участке, а также
расчет размера платы за снятие запрета, определение сроков внесе-
ния платы и установление порядка взаимодействия органов исполни-
тельной власти города Москвы при снятии запрета;
7) установление ставок арендной платы, а также повышающих или
понижающих коэффициентов к ним за земельные участки, находящиеся в
собственности города Москвы, и за земельные участки, государствен-
ная собственность на которые не разграничена;
8) учет плательщиков арендной платы за землю, подлежащей нап-
равлению в бюджет города Москвы в соответствии с бюджетным законо-
дательством Российской Федерации, сроков и полноты внесения аренд-
ной платы;
9) сбор, формирование данных и ведение информационных ресур-
сов города Москвы по учету состояния земель и земельных участков в
городе Москве, расположенных на них объектов капитального строи-
тельства и иных градостроительных объектов, обременений и ограни-
чений по использованию земельных участков, а также иной необходи-
мой информации;
10) передача органам исполнительной власти города Москвы пол-
номочий по управлению и распоряжению земельными участками (далее -
уполномоченные органы), а также передача федеральному органу ис-
полнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по уп-
равлению особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и
распоряжению земельными участками в пределах территории особой
экономической зоны, созданной на территории города Москвы в соот-
ветствии с федеральным законодательством, на срок ее существова-
ния;
11) установление публичных сервитутов в интересах города
Москвы, а также заключение соглашений об установлении частных сер-
витутов;
12) представление интересов города Москвы при государственной
регистрации имущественных прав города Москвы на земельные участки,
расположенные в городе Москве, вне города Москвы на территории
Российской Федерации, в органах по государственной регистрации; на
земельные участки, расположенные за пределами Российской Федера-
ции, - в иностранных регистрирующих органах;
13) установление перечня органов государственной власти горо-
да Москвы, с которыми осуществляется обязательное согласование
схемы расположения земельных участков на кадастровой карте (плане)
территории, образуемых для предоставления гражданам и юридическим
лицам из земель в городе Москве, а также земельных участков, обра-
зуемых путем раздела, объединения, перераспределения существующих
земельных участков или выдела из них;
14) принятие решений о внесении в установленном федеральным
законодательством порядке земельных участков, принадлежащих городу
Москве, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
15) установление порядка предоставления и условий использова-
ния земельных участков, находящихся в собственности города Москвы,
под размещение гражданских захоронений;
16) иные полномочия в области землепользования в соответствии
с федеральными законами и законами города Москвы.
2. Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают
рациональное и социально ориентированное использование земель в
городе Москве в соответствии с требованиями федерального законода-
тельства, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.
3. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными закона-
ми, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Пра-
вительства Российской Федерации, на основании переданного Российс-
кой Федерацией полномочия Правительство Москвы (уполномоченные ор-
ганы) от имени Российской Федерации осуществляет управление и рас-
поряжение землями в городе Москве, находящимися в собственности
Российской Федерации.
Статья 4. Изъятие земельных участков для государственных нужд
города Москвы и в связи с их ненадлежащим использованием
1. Земельные участки, находящиеся на территории города Моск-
вы, изымаются для государственных нужд города Москвы в случаях,
установленных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
2. Земельные участки, находящиеся в собственности города
Москвы, изымаются для государственных нужд города Москвы также в
случаях:
1) планируемого размещения объектов капитального строительст-
ва регионального значения, осуществляемого полностью за счет
средств бюджета города Москвы, и предназначенных исключительно для
размещения:
а) органов государственной власти города Москвы;
б) органов местного самоуправления;
в) органов внутренних дел;
г) подразделений или объектов федерального органа исполни-
тельной власти по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуаци-
ям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
д) образовательных учреждений (дошкольных, школьных, средних
специальных и средних технических);
е) учреждений здравоохранения;
ж) учреждений социального обеспечения;
з) объектов инженерной инфраструктуры;
и) многоквартирных домов, все жилые помещения в которых пред-
назначены для предоставления по договорам социального найма;
2) образования особо охраняемых природных территорий;
3) приведения использования земельных участков в соответствие
с целями создания особо охраняемых природных территорий и правовым
режимом соответствующей их категории;
4) приведения использования земельных участков, находящихся в
границах территорий объектов культурного наследия, в соответствие
с охранным статусом таких территорий, определяемым на основании
федерального законодательства и законодательства города Москвы.
3. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти горо-
да Москвы при изъятии земельных участков для государственных нужд
города Москвы, указанных в части 2 настоящей статьи, определяется
Правительством Москвы.
Статья 5. Резервирование земель для государственных нужд го-
рода Москвы
Резервирование земель для государственных нужд города Москвы
осуществляется в случаях, установленных статьей 4 настоящего Зако-
на, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава 2. РАСПОРЯЖЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В
СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, И ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ГОСУДАРСТВЕН-
НАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА
Статья 6. Государственная собственность на землю в городе
Москве
1. В соответствии с федеральным законодательством земли в го-
роде Москве, находящиеся в государственной собственности, подлежат
разграничению на земли, находящиеся в собственности Российской Фе-
дерации, и на земли, находящиеся в собственности города Москвы.
2. Органы исполнительной власти города Москвы осуществляют
распоряжение земельными участками, находящимися в собственности
города Москвы; земельными участками, государственная собственность
на которые не разграничена; иными земельными участками в соот-
ветствии с федеральным законодательством.
3. В случаях, когда федеральными законами не устанавливается
обязательность передачи земельных участков, находящихся в собс-
твенности города Москвы, или земельных участков, государственная
собственность на которые не разграничена, в частную собственность,
предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования
или безвозмездного срочного пользования, земельные участки предос-
тавляются гражданам и юридическим лицам в аренду.
4. Земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в
обороте, гражданам и юридическим лицам для строительства не пре-
доставляются, если иное не установлено федеральным законодательст-
вом.
5. Земельные участки, находящиеся в государственной собствен-
ности города Москвы, или земельные участки, государственная собс-
твенность на которые не разграничена, могут предоставляться в без-
возмездное срочное пользование лицам, с которыми заключен госу-
дарственный контракт на строительство объекта недвижимости, осу-
ществляемое полностью за счет средств федерального бюджета,
средств бюджета города Москвы, на основе заказа, размещенного в
соответствии с федеральным законом о размещении заказов на постав-
ки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимос-
ти.
Статья 7. Цена земельных участков, приобретаемых собственни-
ками объектов капитального строительства и обладателями права пос-
тоянного (бессрочного) пользования, и порядок ее определения
1. До 1 января 2012 г. цена, если иное не установлено феде-
ральным законодательством, в размере 20 процентов кадастровой сто-
имости земельного участка, за исключением земельных участков рас-
положенных в границах промышленных зон, устанавливается при приоб-
ретении земельных участков:
1) коммерческими организациями и индивидуальными предпринима-
телями, являющимися собственниками расположенных на таких земель-
ных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строе-
ния, сооружения были отчуждены из государственной или муниципаль-
ной собственности;
2) коммерческими организациями и индивидуальными предпринима-
телями, являющимися собственниками расположенных на таких земель-
ных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строе-
ния, сооружения были возведены вместо разрушенных или снесенных
ранее отчужденных из государственной или муниципальной собствен-
ности зданий, строений, сооружений;
3) гражданами и некоммерческими организациями, являющимися
собственниками расположенных на таких земельных участках зданий,
строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на
эти объекты капитального строительства возникло до введения в
действие Земельного кодекса Российской Федерации, и федеральными
законами для указанных собственников не установлен иной порядок
приобретения земельных участков в собственность.
2. До 1 января 2012 г. лица, если иное не установлено феде-
ральным законодательством, не указанные в части 1 настоящей статьи
и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, располо-
женных на земельных участках, находящихся в государственной собс-
твенности, приобретают такие земельные участки по цене, равной
30-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади
соответствующего земельного участка.
3. До 1 января 2012 г., если иное не установлено федеральным
законодательством, собственники объектов капитального строительст-
ва, расположенных в границах промышленных зон города Москвы, могут
приобретать соответствующие земельные участки в соответствии с ви-
дами разрешенного использования, установленными Правилами земле-
пользования и застройки для промышленных зон, по цене в размере
2,5 процентов от их кадастровой стоимости.
4. Обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на
земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы или
государственной собственности до ее разграничения, приобретают их
в собственность по цене, равной кадастровой стоимости земельных
участков, за исключением земельных участков, расположенных в гра-
ницах промышленных зон, цена за приобретение которых в соответс-
твии с видами разрешенного использования, установленными Правилами
землепользования и застройки для промышленных зон, до 1 января
2012 г. составляет 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного
участка.
5. Правовыми актами Правительства Москвы (уполномоченных им
органов) о предоставлении в собственность земельных участков ли-
цам, указанным в настоящей статье, устанавливается срок внесения
платы за приобретение земельного участка, не превышающий 30 дней с
момента заключения договора купли-продажи земельного участка, и
условие о необходимости единовременного внесения платы за приобре-
тение земельного участка.
Статья 8. Порядок установления и снятия запрета на строитель-
ство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном
участке
1. Правовыми актами о передаче земельных участков в собствен-
ность собственникам расположенных на них объектов капитального
строительства, указанных в частях 1 и 3 статьи 7, устанавливается
запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооруже-
ний на земельном участке (далее - запрет на строительство, реконс-
трукцию), за исключением случая, установленного частью 2 настоящей
статьи.
2. Запрет на строительство, реконструкцию не устанавливается
при продаже земельных участков, расположенных в границах промыш-
ленных зон города Москвы в соответствии с видами разрешенного ис-
пользования, установленными Правилами землепользования и застройки
для промышленных зон, а также при продаже земельных участков, на
которых находятся утратившие целевое назначение объекты инфраст-
руктуры железнодорожного транспорта общего пользования, располо-
женные на территориях железнодорожных станций, закрытых в установ-
ленном порядке для выполнения всех или некоторых операций.
3. Запрет на строительство, реконструкцию не распространяется
на реконструкцию объектов капитального строительства, использова-
ние которых предусмотрено частью 8 статьи 36 Градостроительного
кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приводит
к изменению вида разрешенного использования земельного участка,
установленного в решении о передаче земельного участка в частную
собственность, договоре купли-продажи земельного участка.
4. Снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществля-
ется Правительством Москвы (уполномоченным им органом), принявшим
решение о передаче соответствующего земельного участка в собствен-
ность, по заявлению собственника земельного участка.
5. Собственник земельного участка вправе обратиться в Прави-
тельство Москвы с заявлением о снятии запрета на строительство,
реконструкцию после получения положительного заключения органа,
осуществляющего государственную экспертизу проектной документации,
на проектную документацию, если такая экспертиза предусмотрена фе-
деральным законодательством, и до получения разрешения на строи-
тельство.
6. Перечень документов, представляемых собственником вместе с
заявлением о снятии запрета на строительство, реконструкцию, уста-
навливается Правительством Москвы.
7. Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию при
условии оплаты собственником земельного участка суммы в размере 80
процентов от кадастровой стоимости земельного участка согласно ви-
ду разрешенного использования земельного участка, в соответствии с
которым осуществляется строительство, реконструкция.
8. Датой снятия запрета на строительство, реконструкцию явля-
ется дата вступления в силу соответствующего правового акта Прави-
тельства Москвы.
Статья 9. Предоставление уполномоченными органами исполни-
тельной власти города Москвы земельных участков в аренду
1. Земельные участки, распоряжение которыми осуществляют
уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, предос-
тавляются в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с
федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми
актами города Москвы с учетом соблюдения обременений и ограничений
по использованию этих земельных участков.
2. Без проведения торгов и без права строительства (реконс-
трукции) земельный участок предоставляется лицу - арендатору нед-
вижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы,
расположенного на таком земельном участке. В этом случае земельный
участок предоставляется на срок аренды недвижимого имущества с
заключением договора аренды земельного участка после оформления
прав аренды недвижимым имуществом.
3. При предоставлении земельных участков в аренду в правоус-
танавливающих и правоудостоверяющих документах указываются основ-
ные виды разрешенного использования земельного участка, капиталь-
ного здания, сооружения, расположенного на таком земельном участ-
ке.
В качестве цели, для которой предоставляются в аренду земель-
ные участки, может указываться строительство, реконструкция капи-
тальных зданий, сооружений, размещение некапитальных объектов,
эксплуатация существующих зданий, сооружений, иная цель.
4. Земельные участки предоставляются в аренду для целей стро-
ительства без проведения торгов:
1) лицам, с которыми в соответствии с федеральным законода-
тельством о градостроительной деятельности заключен договор о раз-
витии застроенной территории;
2) пользователям недр в соответствии с законодательством о
недропользовании;
3) в случае наличия на территории города Москвы равноценного
земельного участка взамен изымаемого для государственных нужд по
соглашению с лицом, у которого изымается земельный участок, при
наличии на нем объекта недвижимости, находящегося в собственности
этого лица, либо в случае изъятия земельного участка, предостав-
ленного для строительства;
4) при принятии решения о предоставлении земельного участка
без предварительного согласования места размещения объекта при ус-
ловии предварительной в срок, установленный Правительством Москвы,
публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи
земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
5) при принятии решения о предварительном согласовании места
размещения объекта;
6) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодатель-
ством.
5. Земельные участки предоставляются в аренду для целей стро-
ительства по итогам торгов:
1) для строительства объектов капитального строительства,
имеющих жилые помещения;
2) при принятии органом исполнительной власти города Москвы,
уполномоченным на предоставление земельных участков, решения об
отказе в размещении объекта по итогам рассмотрения заявления о вы-
боре земельного участка и предварительном согласовании места раз-
мещения объекта на основании наличия конкурирующих предложений о
размещении объектов на заявленной территории;
3) в иных случаях, не предусмотренных частью 4 настоящей
статьи.
6. Земельные участки предоставляются в аренду для целей, не
связанных со строительством, без проведения торгов:
1) взамен изымаемого для государственных нужд по соглашению с
лицом, у которого изымается земельный участок, ранее предоставлен-
ный для целей, не связанных со строительством;
2) специализированным организациям экологического мониторинга
для размещения постов экологического мониторинга;
3) лицам, с которыми город Москва заключил концессионные сог-
лашения, для реконструкции объектов концессионных соглашений;
4) для размещения на территориях общего пользования малогаба-
ритных некапитальных объектов, предназначенных для использования
неограниченным кругом лиц (информационные и платежные терминалы,
контейнеры для бытовых отходов и иные объекты, перечень и порядок
размещения которых устанавливается Правительством Москвы);
5) для организации и ведения ремонтных и строительных работ
(в том числе размещения бытовых строительных городков) без права
строительства объектов недвижимости, в том числе на территориях
общего пользования;
6) для проведения работ по озеленению и благоустройству, в
том числе на территориях общего пользования;
7) для прокладки инженерных коммуникаций на срок не более 6
месяцев;
8) для размещения наземных частей подземных сооружений;
9) для устройства спортивных, физкультурно-оздоровительных и
детских площадок;
10) собственникам объектов транспортной инфраструктуры, рас-
положенных на смежных земельных участках, исключительно для целей
обеспечения безопасности указанных объектов;
11) юридическим и физическим лицам, победившим в торгах на
выполнение городского заказа, для размещения необходимых для его
исполнения технических средств и материалов на срок действия конт-
ракта, если это предусмотрено условиями размещения заказа;
12) для размещения технических и других средств передвижения,
принадлежащих инвалидам с ограничением самостоятельного свободного
передвижения, а также участникам Великой Отечественной войны для
размещения собственного автотранспортного средства, на приобрете-
ние которого в установленном порядке были выделены средства бюдже-
та города Москвы.
7. Земельные участки предоставляются в аренду для целей, не
связанных со строительством, по итогам торгов в случаях, не пре-
дусмотренных частями 6 и 9 настоящей статьи.
8. Земельные участки для целей строительства образуются в
границах, обеспечивающих безопасное ведение строительных работ и,
по возможности, временное размещение на период строительства нека-
питальных объектов, необходимых для проведения работ.
В договор аренды земельного участка в случаях, установленных
Правительством Москвы, подлежит включению положение о праве арен-
додателя до ввода построенного объекта в эксплуатацию преобразо-
вать земельный участок, предоставленный в аренду для целей строи-
тельства, образовав новый участок, площадь и конфигурация границ
которого необходимы для безопасной эксплуатации построенного объ-
екта, что позволяет предоставить такой участок в частную собствен-
ность.
9. Образованный по результатам межевания застроенных террито-
рий земельный участок, прилегающий к земельному участку многоквар-
тирного дома, в порядке, установленном Правительством Москвы, мо-
жет предоставляться для временного хранения автомобилей граждан,
являющихся собственниками помещений, а также нанимателями помеще-
ний, находящихся в государственной собственности города Москвы, в
многоквартирном доме без проведения торгов в аренду с множествен-
ностью лиц на стороне арендатора.
Статья 10. Применение процедуры предварительного согласования
места размещения объекта
1. Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участ-
ка для строительства, обращается в Правительство Москвы или в ор-
ган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный Правитель-
ством Москвы предоставлять земельные участки для строительства, с
заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласо-
вании места размещения объекта.
2. Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный
Правительством Москвы предоставлять земельные участки для строи-
тельства, осуществляет мероприятия по обеспечению выбора земельно-
го участка, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федера-
ции, в том числе:
1) оценивает заявление о выборе земельного участка на предмет
соответствия требованиям Генерального плана города Москвы, Прави-
лам землепользования и застройки в городе Москве, режимам исполь-
зования земель и градостроительным регламентам на территориях зон
охраны объектов культурного наследия, градостроительным ограниче-
ниям, установленным для зон с особыми условиями использования тер-
ритории, режимам регулирования градостроительной деятельности на
территориях природного комплекса;
2) определяет варианты размещения объекта в пределах террито-
рии, указанной в заявлении о выборе земельного участка в качестве
предполагаемого места его размещения. При этом каждый из вариантов
должен соответствовать градостроительным ограничениям и регламен-
там, указанным в пункте 1 настоящей части;
3) информирует население, проживающее в пределах территории
предполагаемого места размещения объекта, о поступлении заявления
о выборе земельного участка и предполагаемых вариантах размещения
объекта путем публикации соответствующего сообщения в средствах
массовой информации. Такая публикация должна быть осуществлена в
городском и окружном периодическом печатном издании, на телевиде-
нии, по радио и на официальном сайте префектур соответствующих ад-
министративных округов города Москвы. Информирование должно быть
произведено не позднее 30 дней до утверждения акта о выборе зе-
мельного участка.
3. Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный
Правительством Москвы предоставлять земельные участки для
строительства, организует учет предложений граждан, общественных
организаций (объединений), религиозных организаций, органов терри-
ториального общественного самоуправления, связанных с предполагае-
мым размещением объекта.
4. При подготовке решения о предварительном согласовании мес-
та размещения объекта также учитываются заявления третьих лиц о
выборе земельного участка и предварительном согласовании места
размещения объекта в пределах той же территории.
5. По результатам рассмотрения заявления о выборе земельного
участка и предварительном согласовании места размещения объекта
орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный Прави-
тельством Москвы предоставлять земельные участки для строительст-
ва, принимает одно из следующих решений:
1) о предварительном согласовании места размещения объекта в
соответствии с одним из вариантов размещения объекта;
2) об отказе в размещении объекта.
6. Основаниями для отказа в размещении объекта на заявленной
территории являются:
1) отсутствие вариантов размещения объекта, отвечающих гра-
достроительным ограничениям и регламентам в пункте 1 части 2 нас-
тоящей статьи;
2) невозможность определения соответствия предложения о раз-
мещении объекта на заявленной территории градостроительным ограни-
чениям и регламентам ввиду отсутствия решений органов государс-
твенной власти об утверждении в соответствии с требованиями феде-
рального законодательства градостроительной документации, опреде-
ляющей эти градостроительные ограничения и регламенты;
3) наличие заявлений третьих лиц о выборе земельных участков
на заявленной территории;
4) нарушение законных прав третьих лиц.
7. При наличии конкурирующих заявлений о выборе земельных
участков при условии отсутствия иных оснований для отказа в разме-
щении объекта на заявленной территории орган исполнительной власти
города Москвы, уполномоченный предоставлять земельные участки для
строительства, обязан не позднее 90 дней с момента принятия реше-
ния об отказе образовать земельный участок и принять правовой акт
о предоставлении его в аренду для целей строительства на торгах в
соответствии с федеральным законодательством.
8. Размер и месторасположение образуемого земельного участка
определяется органом исполнительной власти города Москвы, уполно-
моченным Правительством Москвы предоставлять земельные участки для
строительства с учетом предложений территориального органа испол-
нительной власти.
Статья 11. Сроки аренды, безвозмездного срочного пользования
земельными участками, находящимися в собственности города Москвы,
и земельными участками, государственная собственность на которые
не разграничена
1. Срок аренды земельного участка по договору, заключаемому
органами исполнительной власти города Москвы, устанавливается по
соглашению сторон с учетом требований настоящей статьи.
2. Если иное не установлено федеральным законодательством,
настоящим Законом, предельный срок договора аренды земельного
участка составляет сорок девять лет.
3. Земельные участки в границах земель, зарезервированных для
государственных нужд города Москвы, могут передаваться в аренду на
срок, не превышающий срок резервирования таких земель.
4. Земли, занятые транспортными магистралями, улицами, площа-
дями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пеше-
ходными путями предоставляются исключительно для:
1) ведения ремонтных и земляных работ, связанных с устранени-
ем последствий аварий или иных чрезвычайных ситуаций;
2) обеспечения проведения строительных работ на основании ут-
вержденных схем расположения земельных участков на кадастровой
карте (плане) территории на основании заключаемого на срок до од-
ного года договора аренды или безвозмездного срочного пользования;
3) размещения постов государственного экологического монито-
ринга, объектов автоматических противогололедных систем на основа-
нии заключаемого на срок до одного года договора безвозмездного
срочного пользования;
4) размещения и эксплуатации объектов, не являющихся объекта-
ми капитального строительства, в том числе парковок (организован-
ных мест временного хранения автотранспорта), в соответствии с ут-
вержденной в установленном Правительством Москвы порядке схемой
размещения некапитальных объектов на улично-дорожной сети на осно-
вании договора аренды сроком до пяти лет по итогам торгов;
5) проектирования и строительства объектов, обеспечивающих,
безопасное функционирование улично-дорожной сети города Москвы,
включая транспортно-пересадочные узлы, на основании договора арен-
ды сроком до пяти лет, а также эксплуатации транспортно-пересадоч-
ных узлов на основании договора аренды сроком до сорока девяти
лет;
6) для целей проектирования и строительства подземных гара-
жей-стоянок на срок до 5 лет.
5. Договор аренды земельного участка, на котором находятся
здания или сооружения, переданные на праве хозяйственного ведения
государственному унитарному предприятию города Москвы, заключается
на срок не менее 5 лет.
Статья 12. Порядок определения размера платы за аренду зе-
мельных участков
1. Порядок определения размера платы за аренду земельных
участков, находящихся в собственности города Москвы, и за земель-
ные участки, государственная собственность на которые не разграни-
чена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за
использование таких земельных участков устанавливаются Правитель-
ством Москвы.
2. При определении размера арендной платы учитываются цель
предоставления земельных участков, вид осуществляемой на них хо-
зяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия
использования земельных участков, установленные для решения соци-
альных задач и задач развития города.
3. Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, ука-
занные в части 1 настоящей статьи, устанавливается в процентах от
их кадастровой стоимости.
4. Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, пра-
во на заключение договора аренды которых возникло в результате пе-
реоформления права постоянного (бессрочного) пользования, устанав-
ливается в соответствии с общим порядком, но не может превышать
двух процентов от кадастровой стоимости арендуемых земельных
участков, а за изъятые из оборота или ограниченные в обороте зе-
мельные участки - полутора процентов от кадастровой стоимости
арендуемых земельных участков.
5. Арендная плата за земельные участки в пределах особой эко-
номической зоны, созданной на территории города Москвы, определя-
ется в порядке, установленном законодательством об особых экономи-
ческих зонах.
6. Арендная плата за земельный участок, предоставленный лицу,
с которым в соответствии с законодательством о градостроительной
деятельности заключен договор о развитии застроенной территории,
определяется в размере земельного налога за соответствующий зе-
мельный участок.
Статья 13. Порядок внесения арендной платы
1. Арендная плата за земельные участки, находящиеся в собс-
твенности города Москвы, и земельные участки, государственная
собственность на которые не разграничена, вносится арендаторами
(гражданами и юридическими лицами) поквартально равными долями не
позднее пятого числа первого месяца расчетного квартала, если до-
говором аренды не установлено иное.
2. В договорах аренды земельных участков, заключаемых уполно-
моченным органом исполнительной власти города Москвы, в обязатель-
ном порядке устанавливается условие, по которому обязанность по
внесению арендной платы возникает со дня, следующего за днем госу-
дарственной регистрации договора аренды земельного участка, а если
договор аренды заключен на срок менее одного года и не подлежит
государственной регистрации - со дня, следующего за днем его под-
писания сторонами.
3. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы в случаях
заключения договора аренды земельных участков на торгах определя-
ются по результатам проведения торгов, если размер арендной платы
за первый год аренды (плата за право на заключение договора арен-
ды) служил критерием определения победителя торгов.
4. Если иное не предусмотрено договором, за каждый день прос-
рочки исполнения обязанности по уплате арендной платы арендатор
выплачивает пени в размере одной трехсотой действующей на день уп-
латы пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации от неуплаченной суммы арендной платы.
5. Порядок учета плательщиков арендной платы за землю, подле-
жащей направлению в бюджет города Москвы в соответствии с бюджет-
ным законодательством, а также порядок осуществления контроля за
полным и своевременным внесением арендной платы устанавливаются
Правительством Москвы.
Статья 14. Особенности аренды земельных участков, находящихся
в государственной собственности города Москвы, или земельных
участков, государственная собственность на которые не разграниче-
на, заключаемых с собственниками нежилых объектов капитального
строительства
В договорах аренды земельных участков, занятых нежилыми объ-
ектами капитального строительства и необходимых для их использова-
ния, вид разрешенного использования земельного участка указывается
в соответствии с одним из установленных градостроительным регла-
ментом основных видов разрешенного использования по заявлению
собственника либо совместному заявлению собственников долей распо-
ложенного на земельном участке объекта капитального строительства.
Статья 15. Особенности аренды земельных участков, находящихся
в государственной собственности города Москвы, или земельных
участков, государственная собственность на которые не разграниче-
на, заключаемых для целей строительства
1. Для целей строительства объектов недвижимости земельный
участок предоставляется в аренду для проектирования, строительства
и ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства на срок
до пяти лет.
2. В аренду для целей строительства объектов недвижимости
земельный участок передается при соблюдении следующих условий:
1) обеспечение арендатором проектирования, строительства и
ввода в эксплуатацию инженерных сетей и сооружений, необходимых
для инженерно-технического обеспечения объекта капитального строи-
тельства в соответствии с выданными техническими условиями эксплу-
атирующей организации;
2) внесение необходимых платежей за подключение к существую-
щим инженерным сетям;
3) обеспечение свободного доступа на земельный участок полно-
мочных представителей арендодателя, органов государственного зе-
мельного контроля, городских служб и организаций при необходимости
проведения на земельном участке аварийно-ремонтных и спасательных
работ.
3. В заключаемых договорах аренды земельных участков, находя-
щихся в государственной собственности города Москвы, а также зе-
мельных участков, государственная собственность на которые не
разграничена, и предусматривающих строительство объектов капиталь-
ного строительства, устанавливается обязанность арендатора уведом-
лять арендодателя о завершении строительства и о выполнении иных
обязанностей, связанных с проведением строительных работ по дого-
вору.
Статья 16. Особенности предоставления прав на находящиеся в
государственной собственности неделимые земельные участки, занятые
объектами капитального строительства
1. Права на находящиеся в государственной собственности и за-
нятые объектами капитального строительства неделимые земельные
участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной
власти города Москвы, приобретаются в порядке, установленном феде-
ральным законодательством.
2. В заключаемых договорах аренды находящихся в государствен-
ной собственности города Москвы помещений в объекте капитального
строительства, расположенном на неделимом земельном участке, уста-
навливается обязанность арендатора вступить в договор аренды зе-
мельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора про-
порционально распределению долей в объекте капитального строитель-
ства, расположенном на таком земельном участке.
3. В случае отсутствия совместного обращения собственников
помещений в нежилом здании, расположенном на неделимом земельном
участке, в целях приобретения прав на неделимый земельный участок
уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в рамках
своей компетенции принимает решение о предоставлении земельного
участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора на
основании заявления первого обратившегося из указанных лиц при ус-
ловии сохранения иными правообладателями помещений в этом здании
права на вступление в договор аренды данного земельного участка.
Статья 17. Образование земельных участков, предоставленных
гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Фе-
дерации
1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы
осуществляет по заявлениям заинтересованных лиц образование зе-
мельных участков для ведения личного подсобного, дачного хозяйс-
тва, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или
индивидуального жилищного строительства, решение о предоставлении
которых гражданам принято до введения в действие Земельного кодек-
са Российской Федерации, и утверждает схему расположения земельно-
го участка на кадастровом плане (карте) территории.
2. Границы образуемого земельного участка устанавливаются на
основании проекта межевания территории, а при его отсутствии - на
основании представленных заявителем правоустанавливающих докумен-
тов или решений о его предоставлении, а также на основании архив-
ных материалов, проведения обследования земельного участка для ус-
тановления на местности фактического прохождения его границ.
Статья 18. Земельные участки многоквартирных домов
1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы
осуществляет самостоятельно или по заявлению лица, уполномоченного
решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном
доме, или по заявлению собственника любого помещения в многоквар-
тирном доме образование земельного участка многоквартирного дома.
2. Площадь образуемого земельного участка для строительства
многоквартирного дома определяется в соответствии с нормами и пра-
вилами, предусмотренными земельным законодательством и законода-
тельством о градостроительной деятельности, а площадь образуемого
земельного участка, предназначенного для передачи в состав общего
имущества существующего многоквартирного дома, определяется на ос-
новании требований земельного законодательства.
3. Конфигурация и площадь земельного участка должны обеспечи-
вать минимизацию необходимых к установлению обременений, в том
числе публичных сервитутов, и ограничений использования участка, а
также позволять в соответствии с требованиями земельного законода-
тельства предоставить его в собственность юридических и физических
лиц.
4. Часть площади земельного участка многоквартирного дома,
отвечающая требованиям части 3 настоящей статьи, является норма-
тивной площадью земельного участка многоквартирного дома. Часть
земельного участка многоквартирного дома в пределах его норматив-
ной площади является частью такого участка, приходящейся на объект
жилищного фонда.
5. Порядок оформления земельных участков в общую долевую
собственность, на которых расположены многоквартирные дома, уста-
навливается Правительством Москвы с учетом требований законода-
тельства.
Статья 19. Соблюдение градостроительных регламентов при пере-
даче земельных участков в частную собственность, а также при
оформлении иных прав на земельные участки
1. Передача земельного участка в частную собственность, а
также оформление иных прав на земельный участок осуществляются
после формирования этого земельного участка в порядке, установлен-
ном федеральным законодательством, на основании установленного
градостроительного регламента с определением основного вида ис-
пользования земельного участка из числа разрешенных, а также обре-
менений земельного участка и ограничений его использования.
2. Изменение установленного договором основного вида разре-
шенного использования земельных участков, на которых размещены
градостроительные объекты для проведения научных исследований и
разработок, функционирования обрабатывающего производства, хране-
ния и складирования пищевых продуктов, составляющих городской ре-
зервный продовольственный фонд, проведения физкультурных и (или)
спортивных мероприятий, организации дошкольного образования, на-
чального, основного и среднего (полного) общего образования, а
также дополнительного образования детей, осуществляется законом
города Москвы.
Статья 20. Земельные участки, предоставляемые в собственность
граждан
1. Правительством Москвы на основании Генерального плана го-
рода Москвы и Правил землепользования и застройки определяются зе-
мельные участки, которые возможно предоставить в собственность
граждан в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской
Федерации.
2. Минимальный размер земельных участков, предоставляемых в
собственность граждан в городе Москве, составляет 20 квадратных
метров.
3. Максимальный размер земельных участков, предоставляемых в
собственность граждан в городе Москве, устанавливается Правилами
землепользования и застройки.
Глава 3. ПУБЛИЧНЫЕ СЕРВИТУТЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 21. Публичные сервитуты
1. Правительство Москвы устанавливает публичные сервитуты для
обеспечения интересов города Москвы, внутригородских муниципальных
образований в городе Москве в случаях, установленных федеральным
законодательством.
2. Публичные сервитуты могут устанавливаться по инициативе
заинтересованных граждан, юридических лиц, органов местного само-
управления внутригородских муниципальных образований в городе
Москве (далее - органы местного самоуправления), органов государс-
твенной власти города Москвы.
3. В общественных слушаниях, по результатам которых Прави-
тельством Москвы принимается решение об установлении публичного
сервитута, могут участвовать заинтересованные граждане и юридичес-
кие лица, представители органов местного самоуправления и органов
государственной власти города Москвы.
4. Если установление публичного сервитута приводит к сущест-
венным затруднениям в использовании земельного участка, то его
собственник вправе обратиться в Правительство Москвы (уполномочен-
ный им орган) с заявлением об установлении соразмерной платы с
указанием существенных затруднений в использовании земельного
участка и обоснованием размера платы. Орган исполнительной власти
города Москвы рассматривает заявление в 30-дневный срок и принима-
ет решение об установлении соразмерной платы или мотивированное
решение об отказе. Решение органа исполнительной власти может быть
обжаловано в суде.
5. Если установление публичного сервитута приводит к невоз-
можности использования земельного участка, то его собственник, а
также землевладелец, землепользователь вправе обратиться в Прави-
тельство Москвы (уполномоченный им орган) с заявлением об изъятии
земельного участка и возмещении причиненных убытков либо о предос-
тавлении равноценного земельного участка с возмещением убытков.
6. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы
рассматривает заявление и принимает решение об изъятии земельного
участка и возмещении причиненных убытков в 30-дневный срок либо о
предоставлении заявителю равноценного земельного участка с возме-
щением убытков в срок, предусмотренный федеральным законодательст-
вом, для принятия решений о предоставлении земельных участков. Ре-
шение органа исполнительной власти города Москвы может быть обжа-
ловано в суде.
7. В кадастровом паспорте и градостроительном плане земельно-
го участка, обремененного публичным сервитутом, отражаются границы
зон его действия.
Статья 22. Порядок установления и прекращения публичных сер-
витутов
1. Заинтересованное лицо обращается с заявлением об установ-
лении публичного сервитута в уполномоченный орган исполнительной
власти города Москвы. В заявлении отражаются цели установления,
содержание и срок действия сервитута, обоснование необходимости
его установления, сведения об обладателях имущественных прав на
земельный участок, который предлагается обременить сервитутом, а
также круг лиц, в интересах которых устанавливается сервитут.
2. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы
рассматривает заявление об установлении публичного сервитута и при
наличии проекта межевания соответствующей территории с обозначен-
ными зонами действия планируемого публичного сервитута назначает
проведение общественных слушаний об установлении сервитута или
направляет мотивированный отказ заявителю в порядке, установленном
Правительством Москвы.
3. Публичный сервитут устанавливается правовым актом Прави-
тельства Москвы с учетом результатов общественных слушаний.
4. Публичный сервитут ввиду утраты оснований, по которым он
был установлен, прекращается правовым актом Правительства Москвы
по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти города
Москвы или по требованию собственника земельного участка, обреме-
ненного сервитутом, без проведения общественных слушаний.
5. На основании принятого правового акта об установлении или
прекращении публичного сервитута органом, уполномоченным на осу-
ществление кадастрового учета и ведение государственного кадастра
недвижимости, вносятся соответствующие изменения в государственный
кадастр недвижимости и осуществляется государственная регистрация
установления или прекращения публичного сервитута.
6. Сроки проведения общественных слушаний устанавливаются
Правительством Москвы с учетом требований настоящей статьи.
Статья 23. Общественные слушания об установлении публичных
сервитутов
1. Правительство Москвы (уполномоченный им орган) обеспечива-
ет опубликование информации о проведении общественных слушаний об
установлении публичного сервитута в средствах массовой информации,
перечень которых устанавливается уполномоченным органом исполни-
тельной власти города Москвы не менее чем за 30 дней до их прове-
дения.
2. Опубликованию подлежат информация о времени и месте прове-
дения общественных слушаний; о земельном участке, в отношении ко-
торого предполагается установить публичный сервитут; об обладате-
лях прав на земельный участок; о цели, содержании и сроке установ-
ления публичного сервитута, а также проект межевания соответствую-
щей территории с обозначенными зонами действия планируемого пуб-
личного сервитута.
3. До сведения обладателя прав на земельный участок, который
предлагается обременить публичным сервитутом, указанная информация
доводится в индивидуальном порядке путем направления уведомления о
проведении общественных слушаний.
4. Обладатель прав на земельный участок, который предлагается
обременить публичным сервитутом, имеет право письменно изложить
свою позицию и выступить на общественных слушаниях.
5. Участники общественных слушаний проходят регистрацию. На
общественных слушаниях принимается решение о необходимости и целе-
сообразности установления публичного сервитута с учетом зоны его
действия, цели, содержания и срока установления.
6. Результаты общественных слушаний закрепляются протоколом,
в котором указываются дата и место проведения общественных слуша-
ний, количество участников общественных слушаний, содержание выс-
туплений, результаты голосования и принятые решения. К протоколу
прилагаются списки участников общественных слушаний.
7. Информация о результатах общественных слушаний публикуется
в официальных изданиях Правительства Москвы.
8. Порядок проведения общественных слушаний устанавливается
Правительством Москвы с учетом требований настоящей статьи.
Статья 24. Содержание правового акта об установлении публич-
ного сервитута
1. Правовой акт об установлении публичного сервитута должен
содержать сведения о:
1) земельном участке, обремененном публичным сервитутом (мес-
тонахождение, кадастровый номер, площадь, категория земель, разре-
шенное использование);
2) собственнике, землепользователе или землевладельце соот-
ветствующего земельного участка;
3) содержании публичного сервитута и зоне его действия (в том
числе о части земельного участка, которая должна быть обособлена
(обозначена), если это возможно, для осуществления заинтересован-
ными лицами права ограниченного пользования земельным участком);
4) сроке действия публичного сервитута;
5) условиях установления публичного сервитута.
2. Правовой акт об установлении публичного сервитута для про-
хода или проезда через земельный участок обязывает владельца зе-
мельного участка не препятствовать проходу или проезду по земель-
ному участку.
3. Правовой акт об установлении публичного сервитута для ре-
монта коммунальных, инженерных, электрических линий и сетей, а
также объектов транспортной инфраструктуры устанавливает обязан-
ности:
1) эксплуатирующей организации по уборке и содержанию терри-
тории, обремененной сервитутом;
2) обладателя имущественных прав на земельный участок по
обеспечению возможности проведения эксплуатационными службами ава-
рийно-восстановительных работ, работ по предотвращению возникнове-
ния чрезвычайных ситуаций, ремонта, обслуживания и реконструкции
расположенных на земельном участке подземных коммуникаций и соору-
жений и доступа на участок для этого специалистов соответствующих
эксплуатирующих и других специализированных организаций, строи-
тельной и специальной техники;
3) обладателя имущественных прав на земельный участок по по-
лучению согласования этих организаций для проведения на данном зе-
мельном участке земляных и строительных работ в технических (ох-
ранных) зонах указанных подземных коммуникаций и сооружений.
4. Правовой акт об установлении публичного сервитута для вре-
менного пользования земельным участком в целях проведения изыска-
тельских, исследовательских и других работ устанавливает обязан-
ности организации, осуществляющей такие работы, по восстановлению
нарушенного поверхностного слоя земельного участка, а также по
уборке территории.
Глава 4. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 25. Цели и задачи охраны земель в городе Москве
1. Охрана земель как одного из важнейших компонентов природ-
ной среды, природного ресурса, составляющего основу хозяйственной
и иной деятельности, осуществляется в городе Москве в соответствии
с целями и принципами, установленными земельным и природоохранным
законодательством.
2. Использование земель в городе Москве должно осуществляться
способами, обеспечивающими сохранение природного, рекреационного и
историко-культурного потенциала соответствующих территорий, воз-
можность этих земель быть основой осуществления хозяйственной и
иной деятельности.
3. Целями охраны земель в городе Москве являются:
1) обеспечение права граждан на благоприятную окружающую сре-
ду;
2) предотвращение загрязнения, захламления и другой порчи зе-
мель при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
3) предотвращение развития природных процессов, оказывающих
негативное воздействие на состояние земель (карстовые явления,
подтопление, оползневые явления);
4) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергших-
ся негативному воздействию в результате ведения хозяйственной и
иной деятельности и вследствие природных процессов;
5) обеспечение установленного режима использования земель,
занятых особо охраняемыми природными территориями, природными и
озелененными территориями, объектами культурного наследия (памят-
никами истории и культуры), других земель города Москвы, имеющих
особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетичес-
кое, рекреационное и иное ценное значение;
6) предотвращение загрязнения окружающей среды в результате
ведения хозяйственной и иной деятельности на земельных участках;
7) предотвращение использования земель способами, приводящими
к истощению и уничтожению почв.
Статья 26. Обязанности собственников земельных участков, зем-
лепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков
по использованию земель в городе Москве
Собственники земельных участков, землепользователи, землевла-
дельцы и арендаторы земельных участков обязаны:
1) использовать земельные участки в соответствии с их разре-
шенным использованием, соблюдением экологических, санитарных, гра-
достроительных и иных норм и правил, предусмотренных федеральным
законодательством и законодательством города Москвы;
2) не допускать химического, радиоактивного, микробиологичес-
кого загрязнения земель (в том числе чужих земельных участков и
территорий общего пользования), их засорения отходами производства
и потребления, развития процессов, способствующих ухудшению земель
(подтопление, эрозия почв и другие);
3) проводить мероприятия, в том числе с привлечением специа-
лизированных организаций, по ликвидации химического, радиоактивно-
го, микробиологического загрязнения, захламления земельных участ-
ков, по предотвращению развития природных процессов, оказывающих
негативное воздействие на состояние земельных участков (карстовые
явления, оползни и другие);
4) соблюдать установленный режим использования земель, заня-
тых особо охраняемыми природными территориями, объектами культур-
ного наследия (памятниками истории и культуры), а также режим ис-
пользования земель охранных зон и зон охраны указанных территорий
и объектов;
5) осуществлять рекультивацию земель, нарушенных в результате
проведения земляных, строительных, ремонтных и иных работ, в соот-
ветствии с утвержденными проектами рекультивации земель;
6) осуществлять меры по благоустройству и озеленению террито-
рий земельных участков в соответствии с утвержденными проектами;
7) не допускать просадок поверхности земли в результате про-
ведения земляных, дорожных, ремонтных, строительных и иных работ;
8) соблюдать сроки, объемы и иные условия временного размеще-
ния отходов производства на земельных участках, используемых для
осуществления производственной, в том числе строительной деятель-
ности;
9) восстановить нарушенный почвенный слой и разместить необ-
ходимые знаки, отмечающие наличие подземного объекта и его техни-
ческие зоны (при их наличии) в случаях строительства подземных
объектов.
10) соблюдать другие требования по использованию земель и
почв, предусмотренные федеральным законодательством и законода-
тельством города Москвы.
Статья 27. Городские целевые программы по охране земель
1. В целях охраны земель в городе Москве разрабатываются, ут-
верждаются и реализуются городские целевые программы в области ох-
раны земель, в том числе земель, занятых особо охраняемыми природ-
ными территориями и объектами культурного наследия (памятниками
истории и культуры).
2. Городскими целевыми программами в области охраны земель
предусматриваются мероприятия по ликвидации последствий загрязне-
ния земель (радиоактивного, химического и другого), других нега-
тивных последствий хозяйственной и иной деятельности, природных
процессов, а также по предупреждению этих негативных последствий и
процессов.
3. Финансирование мероприятий, предусмотренных городскими це-
левыми программами по охране земель города Москвы, осуществляется
за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с бюджетным
законодательством.
4. Финансирование мероприятий, предусмотренных городскими це-
левыми программами по охране земель, может также осуществляться за
счет средств лиц, хозяйственная и иная деятельность которых вызва-
ла загрязнение земель (иное негативное воздействие на земли), а
также за счет иных не запрещенных федеральным законодательством
источников финансирования.
5. Размещение государственных заказов на поставку продукции,
производство работ, предусмотренных городскими целевыми программа-
ми по охране земель, осуществляется в соответствии с законодатель-
ством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Глава 5. ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ В ГОРОДЕ
МОСКВЕ
Статья 28. Осуществление контроля за использованием земель в
городе Москве
1. Контроль за использованием земель в городе Москве осущест-
вляют уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в
соответствии с компетенцией, установленной настоящим Законом и
иными нормативными правовыми актами города Москвы, общественные
организации (объединения), граждане.
2. Контроль за использованием земель в городе Москве осущест-
вляется в соответствии с федеральным законодательством и законода-
тельством города Москвы.
3. Основными задачами, выполняемыми органами, указанными в
части 1 настоящей статьи, являются:
1) контроль за соблюдением требований и ограничений по ис-
пользованию земельных участков;
2) контроль за соблюдением сроков строительства на земельных
участках;
3) выявление оснований для принудительного прекращения прав
на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования;
4) пресечение самовольного занятия земель в городе Москве, в
том числе самовольного ограничения доступа на территории и земель-
ные участки общего пользования;
5) пресечение захламления земельных участков;
6) выявление и пресечение фактов радиоактивного и химического
загрязнения, уничтожения плодородного слоя, порчи, других видов
негативного изменения качественного состояния земельных участков
по причине их ненадлежащего использования.
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его офи-
циального опубликования.
Статья 30. Переходные положения
1. По договорам аренды расположенных в границах города Москвы
земельных участков, заключенным органами исполнительной власти го-
рода Москвы до вступления в силу Земельного кодекса Российской Фе-
дерации, передача арендаторами своих прав и обязанностей третьим
лицам (в том числе передача арендных прав в залог, внесение их в
качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или
общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а так-
же передача земельного участка в субаренду в пределах срока дого-
вора аренды) допускается при наличии согласия арендодателя, если
иное не предусмотрено договором аренды.
2. По договорам аренды расположенных в границах города Москвы
земельных участков, предоставленных для целей эксплуатации сущест-
вующих зданий и сооружений, заключенным органами исполнительной
власти города Москвы до 2 мая 2007 г., на основании заявления
арендатора, являющегося собственником нежилых объектов капитально-
го строительства на земельном участке, или лица, обладающего пра-
вом хозяйственного ведения на нежилой объект капитального строи-
тельства, находящийся в собственности города Москвы и расположен-
ный на таком земельном участке, цель предоставления земельного
участка, указанная в договоре его аренды, может быть изменена в
порядке, установленном Правительством Москвы.
3. Норма части 3 статьи 7 настоящего Закона о возможности
приобретения земельных участков распространяется также на земель-
ные участки, расположенные вне границ промышленных зон в городе
Москве, для которых основной вид разрешенного использования соот-
ветствует основному виду разрешенного использования, установленно-
му для промышленных зон и на которых на дату приобретения участка
осуществляется промышленная или научная деятельность.
Статья 31. Приведение правовых актов города Москвы в соот-
ветствие с настоящим Законом
1. Признать утратившими силу:
1) Закон города Москвы от 29 сентября 1999 г. N 36 "Об экспе-
рименте по продаже земельных участков в городе Зеленограде";
2) Закон города Москвы от 21 марта 2007 г. N 8 "О Перечне зе-
мельных участков улично-дорожной сети города Москвы";
3) Закон города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О земле-
пользовании в городе Москве;
4) Закон города Москвы от 3 февраля 2010 г. N 3 "О внесении
изменения в статью 6 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года
N 48 "О землепользовании в городе Москве".
2. Предложить Правительству Москвы привести свои правовые ак-
ты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со
дня его вступления в силу.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона города Москвы
"Об использовании земель в городе Москве"
Принятие нового закона "Об использовании земель в городе
Москве", устанавливающего правовой режим и особенности использова-
ния земель на территории города Москвы, обусловлено необходимостью
приведения городской нормативной правовой базы в соответствие с
изменениями, внесенными в Земельный кодекс Российской Федерации и
иные федеральные законы, связанные с регулированием земельных от-
ношений.
С момента принятия действующего Закона города Москвы "О зем-
лепользовании в городе Москве" только в Земельный кодекс Российс-
кой Федерации 14 раз вносились изменения. В том числе в указанный
Кодекс включена новая глава, описывающая процедуру образования зе-
мельных участков.
В целях поддержания промышленных предприятий и учреждений на-
учной направленности, а также стимулирования создания новых рабо-
чих мест для квалифицированного труда в проект включены положения,
устанавливающие существенно более благоприятный режим приобретения
земельных участков собственниками объектов капитального строитель-
ства, расположенных в границах промышленных зон города Москвы.
В законопроект включены нормы, обеспечивающие удовлетворение
потребностей городского сообщества в получении услуг от предприя-
тий малого бизнеса за счет размещения в установленном порядке объ-
ектов на земельных участках, находящихся в границах улично-дорож-
ной сети города Москвы.
В целом представленный законопроект направлен на гармонизацию
положений федерального и московского земельного законодательства,
в том числе его имущественных аспектов.
ПЕРЕЧЕНЬ
законов города Москвы, указов Мэра Москвы, постановлений
Правительства Москвы, имеющих нормативный характер,
постановлений Московской городской Думы, подлежащих признанию
утратившими силу или изменению в связи с принятием проекта
закона города Москвы "Об использовании земель в городе Москве"
В связи с принятием проекта закона города Москвы "Об исполь-
зовании земель в городе Москве" потребуется признать утратившими
силу:
1) Закон города Москвы от 29 сентября 1999 г. N 36 "Об экспе-
рименте по продаже земельных участков в городе Зеленограде";
2) Закон города Москвы от 21 марта 2007 г. N 8 "О Перечне зе-
мельных участков улично-дорожной сети города Москвы";
3) Закон города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О земле-
пользовании в городе Москве;
4) Закон города Москвы от 3 февраля 2010 г. N 3 "О внесении
изменения в статью 6 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года
N 48 "О землепользовании в городе Москве".
ПЕРЕЧЕНЬ
законов города Москвы, указов Мэра Москвы, постановлений
Правительства Москвы, имеющих нормативный характер,
постановлений Московской городской Думы, принятие которых
необходимо в целях реализации проекта закона
города Москвы "Об использовании земель в городе Москве"
В целях реализации проекта закона города Москвы "Об использо-
вании земель в городе Москве" не потребуется принятия законов го-
рода Москвы, указов Мэра Москвы и постановлений Правительства
Москвы, имеющих нормативный характер, постановлений Московской го-
родской Думы.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта закона города Москвы
"Об использовании земель в городе Москве"
Реализация проекта закона города Москвы "Об использовании зе-
мель в городе Москвы" не потребует дополнительных финансовых зат-
рат из бюджета города Москвы.