4. Статья 1: Москов- В пункте 13 статьи Статья 1: Статьи 13 и 14
:13. В статье 13: название ская 1 дополнить :13. В статье 13: действующей
статьи и пункт 1 изложить в городска предлагаемую в новой название статьи и редакции
следующей редакции: я Дума редакции статью 13 пункт 1 изложить в Федерального
"Статья 13. Гарантии пунктом 3 следующего следующей редакции: закона должны
депутатской деятельности содержания: "Статья 13. быть приведены в
1. Гарантии прав депутата "3. Гарантии депутатской соответствие с
при привлечении к уголовной Законодательный деятельности Конституцией
или административной (представительный) 1. Гарантии прав Российской
ответственности, задержании, орган депутата при Федерации, как
аресте, обыске, допросе, государственной привлечении к требует
совершении иных уголовно- власти субъекта уголовной или постановление
процессуальных и Российской Федерации административной Конституционного
административно- вправе обжаловать ответственности, Суда Российской
процессуальных действий, а соответственно в задержании, аресте, Федерации от 12
также оперативно-розыскных верховный суд обыске, допросе, апреля 2002 г. № 9-
мероприятий в отношении республики, краевой совершении иных П по делу о
депутата, занимаемых им или областной суд, уголовно- проверке
жилого и служебного суд города процессуальных и конституционности
помещений, его багажа, личных федерального административно- отдельных
и служебных транспортных значения, суд процессуальных положений
средств, переписки, автономной области, действий, а также Федерального
используемых им средств связи суд автономного оперативно-розыскных закона "Об общих
и принадлежащих ему округа решение о мероприятий в принципах
документов устанавливаются привлечении депутата отношении депутата, организации
федеральными законами. к уголовной или занимаемых им жилого законодательных
пункты 2-4 исключить; административной и служебного (представительных)
пункт 5 считать пунктом 2. ответственности, его помещений, его и исполнительных
2. Депутат не может быть аресте или избрании багажа, личных и органов
привлечен к уголовной или иной меры служебных государственной
административной процессуального транспортных средств, власти субъектов
ответственности за принуждения в ходе переписки, Российской
высказанное мнение, позицию, уголовного и используемых им Федерации".
выраженную при голосовании, и административного средств связи и В указанном
другие действия, преследования, в принадлежащих ему постановлении
соответствующие статусу случаях если, по документов Конституционный
депутата, в том числе по мнению этого органа, устанавливаются Суд Российской
истечении срока его имеются факты, федеральными Федерации
полномочий. Данное положение подтверждающие, что законами." высказал, в
не распространяется на такое преследование пункты 2-4 частности,
случаи, когда со стороны предпринято с целью исключить; следующие правовые
депутата были допущены воспрепятствовать пункт 5 считать позиции:
публичные оскорбления, осуществлению пунктом 2; - федеральный
клевета или иные нарушения, депутатом своих дополнить статью законодатель не
ответственность за которые полномочий и пунктом 3 следующего может освобождать
предусмотрена федеральным повлиять на его содержания: депутатов
законом. деятельность. "3. Законодательный законодательных
Решение (представительный) органов субъектов
законодательного орган государственной Российской
(представительного) власти субъекта Федерации от
органа Российской Федерации уголовной и от
государственной вправе обжаловать административной
власти субъекта соответственно в ответственности,
Российской Федерации верховный суд налагаемой в
об обращении в суд республики, краевой судебном порядке,
оформляется его или областной суд, но вправе
постановлением. суд города предусмотреть
Верховный суд федерального особые условия
республики, краевой значения, суд привлечения их к
или областной суд, автономной области, такой
суд города суд автономного ответственности;
федерального округа решение о - недопустимо
значения, суд привлечении депутата введение
автономной области, к уголовной или федеральным
суд автономного административной законом такого
округа обязан ответственности, его условия, как
рассмотреть аресте или избрании согласие
указанное обращение иной меры парламента
в порядке, процессуального субъекта
установленном принуждения в ходе Российской
федеральным законом, уголовного и Федерации на
в течение десяти административного привлечение
дней." преследования, в депутата к
случаях если, по уголовной или
мнению этого органа, административной
имеются факты, ответственности,
подтверждающие, что налагаемой в
такое преследование судебном порядке,
предпринято с целью на применение к
воспрепятствовать нему ареста и иных
осуществлению мер
депутатом своих процессуального
полномочий и повлиять принуждения;
на его деятельность. - дополнительный
Решение механизм защиты
законодательного прав депутата
(представительного) парламента
органа субъекта
государственной Российской
власти субъекта Федерации может
Российской Федерации заключаться в
об обращении в суд участии прокурора
оформляется его вышестоящего
постановлением. уровня в принятии
Верховный суд соответствующего
республики, краевой решения и
или областной суд, обязательность
суд города согласия суда на
федерального проведение
значения, суд соответствующих
автономной области, процессуальных
суд автономного действий.
округа обязан Указанные
рассмотреть указанное правовые позиции
обращение в порядке, ныне закреплены в
установленном статьях 448, 450
федеральным законом, Уголовно-
в течение десяти процессуального
дней." кодекса Российской
Федерации, к
которым фактически
отсылает
законопроект.
Однако
Конституционный
Суд Российской
Федерации в
вышеуказанном
Постановлении
высказал еще одну
правовую позицию:
- федеральный
законодатель мог
бы предусмотреть
право парламента
субъекта РФ
принимать решение
о несогласии на
привлечение
депутата к
уголовной или
административной
ответственности,
его арест и иные
меры
процессуального
принуждения, в
случаях если имеют
место факты,
подтверждающие,
что такое
преследование
предпринято с
целью
воспрепятствовать
осуществлению
депутатом своих
полномочий, при
этом решение
парламента по
данному вопросу не
может исключать
судебную проверку
выявленных фактов
и обоснованности
сделанных выводов.
Данная правовая
позиция
Конституционного
Суда Российской
Федерации не
получила
закрепления в
законопроекте, что
представляется
упущением.
Предлагается
дополнить статью
13 новой редакции
Федерального
закона "Об общих
принципах
организации
законодательных
(представительных)
и исполнительных
органов
государственной
власти субъектов
Российской
Федерации" пунктом
3, включающим в
себя
соответствующие
нормы.
Впоследствии такие
нормы могли бы
быть
инкорпорированы в
Уголовно-
процессуальный
кодекс Российской
Федерации.
5. Статья 1: Московск Пункт 15 статьи 1 Статья 1: Статью 17
:15. Статью 17 дополнить ая изложить в следующей :15. Статью 17 действующей
пунктом 4 следующего городска редакции: дополнить пунктом 4 редакции
содержания: я Дума "15. Статью 17 следующего Федерального
"4. Структура (перечень) дополнить пунктом 4 содержания: закона
исполнительных органов следующего "4. Структура законопроект
государственной власти содержания: (перечень) предлагает
субъекта Российской Федерации "4. Структура исполнительных дополнить пунктом
определяется высшим (перечень) органов 4,
должностным лицом субъекта исполнительных государственной устанавливающим,
Российской Федерации органов власти субъекта что структура
(руководителем высшего государственной Российской Федерации (перечень)
исполнительного органа власти субъекта определяется высшим исполнительных
государственной власти Российской Федерации должностным лицом органов
субъекта Российской определяется высшим субъекта Российской государственной
Федерации)." должностным лицом Федерации власти субъекта
субъекта Российской (руководителем Российской
Федерации высшего Федерации
(руководителем исполнительного определяется
высшего органа высшим должностным
исполнительного государственной лицом субъекта
органа власти субъекта Российской
государственной Российской Федерации) Федерации
власти субъекта в соответствии с (руководителем
Российской конституцией высшего
Федерации) в (уставом) субъекта исполнительного
соответствии с Российской органа
конституцией Федерации." государственной
(уставом) субъекта Подпункт "м" власти субъекта
Российской пункта 2 статьи 5 Российской
Федерации." исключить. Федерации). При
Подпункт "м" этом сохраняется в
пункта 2 статьи 5 неизменном виде
исключить." абзац первый
статьи 2
Федерального
закона: "Систему
органов
государственной
власти субъекта
Российской
Федерации
составляют:
законодательный
(представительный)
орган
государственной
власти субъекта
Российской
Федерации; высший
исполнительный
орган
государственной
власти субъекта
Российской
Федерации; иные
органы
государственной
власти субъекта
Российской
Федерации,
образуемые в
соответствии с
конституцией
(уставом) субъекта
Российской
Федерации".
В
правоприменительно
й практике
последняя норма
толкуется, как
допускающая
создание только
тех органов
государственной
власти субъекта
Российской
Федерации (в том
числе
исполнительных),
которые
предусмотрены
конституцией
(уставом) субъекта
Российской
Федерации. Вопрос
о структуре
органов
исполнительной
власти субъекта
Российской
Федерации напрямую
связан с вопросом
об административно-
территориальном
устройстве
субъекта
Российской
Федерации (в
самостоятельных
административно-
территориальных
единицах субъекта
Российской
Федерации могут
создаваться органы
исполнительной
власти общей
компетенции).
Согласно же
постановлению
Конституционного
Суда Российской
Федерации от 24
января 1997 года
по делу о проверке
конституционности
Закона Удмуртской
Республики "О
системе органов
государственной
власти в
Удмуртской
Республике" вопрос
об административно-
территориальном
делении субъекта
Российской
Федерации имеет
конституционно-
правовое (уставно-
правовое)
значение. Таким
образом,
предлагаемая
законопроектом
новелла образует
внутреннее
противоречие в
законе и не
согласуется с
правовыми
позициями
Конституционного
Суда Российской
Федерации.
Предлагается
изменить редакцию
предложенной
законопроектом
нормы пункта 4
статьи 17
Федерального
закона,
одновременно
исключив из
действующей
редакции
Федерального
закона подпункт
"м" пункта 2
статьи 5 (в
соответствии с
законопроектом он
остается
неизменным),
согласно которому
законом субъекта
Российской
Федерации
утверждается схема
управления
субъектом
Российской
Федерации,
определяется
структура высшего
исполнительного
органа
государственной
власти субъекта
Российской
Федерации. Таким
образом, структура
высшего
исполнительного
органа
государственной
власти субъекта
Российской
Федерации будет
определяться
высшим должностным
лицом
(руководителем
высшего
исполнительного
органа
государственной
власти) субъекта
Российской
Федерации в
соответствии с
конституцией
(уставом) субъекта
Российской
Федерации.
6. Статья 1... В подпункте "а" Статья 1... Данное изменение
... 16. Статья 18, пункт 7, пункта 7 статьи 18 ... 16. Статья 18, направленно на
подпункт "а": слова пункт 7, подпункт приведение закона
а) представляет субъект "внешнеэкономических "а": в соответствие с
Российской Федерации в связей" заменить на а) представляет Конституцией
отношениях с федеральными слова "международных субъект Российской Российской
органами государственной и Федерации в Федерации.
власти, органами внешнеэкономических отношениях с
государственной власти связей" федеральными органами
субъектов Российской государственной
Федерации, органами местного власти, органами
самоуправления и при государственной
осуществлении власти субъектов
внешнеэкономических связей, Российской Федерации,
при этом вправе подписывать органами местного
договоры и соглашения от самоуправления и при
имени субъекта Российской осуществлении
Федерации; международных и
внешнеэкономических
связей, при этом
вправе подписывать
договоры и соглашения
от имени субъекта
Российской Федерации;
7. Статья 1: Москов- В пункте 17 статьи Статья 1: Действующая
:17. В статье 19: ская 1 изложить :17. В статье 19: редакция пункта 8
:пункт 8 считать пунктом 9 городска предлагаемый в новой :пункт 8 считать статьи 19
и изложить его абзац второй в я Дума редакции абзац пунктом 9 и изложить Федерального
следующей редакции: второй пункта 9 его абзац второй в закона гарантирует
"В случае прекращения статьи 19 в следующей редакции: субъектам
полномочий высшего следующей редакции: "В случае Российской
должностного лица субъекта "В случае прекращения Федерации право
Российской Федерации прекращения полномочий высшего самостоятельно
(руководителя высшего полномочий высшего должностного лица определять в своих
исполнительного органа должностного лица субъекта Российской конституциях
государственной власти субъекта Российской Федерации (уставах) или
субъекта Российской Федерации (руководителя высшего законах порядок
Федерации), а также (руководителя исполнительного временного
должностного лица, которое в высшего органа исполнения
соответствии с конституцией исполнительного государственной обязанностей
(уставом), законом или иным органа власти субъекта высшего
нормативным правовым актом государственной Российской должностного лица
субъекта Российской Федерации власти субъекта Федерации), если (руководителя
временно исполняет Российской конституцией высшего
обязанности высшего Федерации), если (уставом) или законом исполнительного
должностного лица субъекта конституцией субъекта Российской органа
Российской Федерации (уставом) или Федерации не государственной
(руководителя высшего законом субъекта установлен порядок власти) субъекта
исполнительного органа Российской Федерации временного исполнения Российской
государственной власти не установлен обязанностей высшего Федерации во всех
субъекта Российской порядок временного должностного лица случаях, когда это
Федерации), Президент исполнения субъекта Российской должностное лицо
Российской Федерации обязанностей высшего Федерации не может исполнять
назначает временно должностного лица (руководителя высшего свои обязанности.
исполняющего обязанности субъекта Российской исполнительного При наличии же
высшего должностного лица Федерации органа пробела в
субъекта Российской Федерации (руководителя государственной конституции
(руководителя высшего высшего власти субъекта (уставе) и законах
исполнительного органа исполнительного Российской Федерации) субъекта
государственной власти органа или отсутствуют лица, Российской
субъекта Российской государственной уполномоченные в Федерации
Федерации) на период до власти субъекта соответствии с Президент
вступления в должность вновь Российской конституцией Российской
избранного высшего Федерации) или (уставом) или законом Федерации имеет
должностного лица субъекта отсутствуют лица, субъекта Российской право в случае
Российской Федерации уполномоченные в Федерации временно отрешения высшего
(руководителя высшего соответствии с исполнять обязанности должностного лица
исполнительного органа конституцией высшего должностного (руководителя
государственной власти (уставом) или лица субъекта высшего
субъекта Российской законом субъекта Российской Федерации исполнительного
Федерации)." Российской Федерации (руководителя высшего органа
временно исполнять исполнительного государственной
обязанности высшего органа власти) субъекта
должностного лица государственной Российской
субъекта Российской власти субъекта Федерации от
Федерации Российской должности
(руководителя Федерации), Президент определить лицо,
высшего Российской Федерации временно
исполнительного назначает временно исполняющее его
органа исполняющего обязанности, на
государственной обязанности высшего период до
власти субъекта должностного лица вступления в
Российской субъекта Российской должность вновь
Федерации), Федерации избранного лица.
Президент Российской (руководителя высшего Наделение
Федерации назначает исполнительного Президента
временно органа Российской
исполняющего государственной Федерации такими
обязанности высшего власти субъекта полномочиями
должностного лица Российской Федерации) призвано
субъекта Российской на период до обеспечить