В соответствии с постановлением Правительства Москвы от
29.08.2000 N 690 "О Комплексной городской программе формирования
кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности
товариществ собственников жилья" в городе Москве осуществляется
реализация первого этапа данной Программы, рассчитанного на
2000-2001 гг., мероприятия которого предусматривают организацию
работы органов городской администрации и районных управ по форми-
рованию кондоминиумов, создание условий, стимулирующих развитие
рациональных форм управления кондоминиумами и вовлечение домовла-
дельцев в процесс управления собственностью.
В ходе работ по реализации первого этапа Программы выявились
существенные недостатки, сдерживающие ее выполнение.
Процессы формирования кондоминиумов и передачи жилых домов в
управление товариществам до настоящего времени осуществляются мед-
ленными темпами. Городские и территориальные структуры (Москомар-
хитектура, префектуры, районные управы) оказались не готовы к этой
работе. Фактически работы по формированию кондоминиумов начались в
августе - сентябре 2001 года. В большинстве административных окру-
гов не была своевременно подготовлена исходная документация БТИ,
необходимая для выполнения работ в ГлавАПУ по подготовке градост-
роительных заключений по земельным участкам формируемых кондомини-
умов. Сложно решались задачи разработки принципов межевания зе-
мельных участков формируемых кондоминиумов. Москомархитектурой
только в IV квартале 2001 года было утверждено Временное положение
о межевании земельных участков в жилых кварталах. При этом до
проведения межевания жилого квартала в целом границы земельных
участков формируемых кондоминиумов временно устанавливаются в ми-
нимальных размерах с последующим уточнением по результатам межева-
ния квартала. Договорные сроки исполнения градостроительных заклю-
чений Москомархитектурой зачастую не обеспечивались в связи с мас-
совой подачей районными управами заявок на проведение работ по ус-
тановлению границ земельных участков. Наиболее критическая ситуа-
ция сложилась в Северо-Западном административном округе, где тер-
риториальное подразделение ГУП НИиПИ Генплана Москвы (мастерская
N 36) длительное время не выполняло возложенных на него задач. И
только в конце 2001 года усилиями префектуры Северо-Западного ад-
министративного округа и Департамента жилищной политики и жилищно-
го фонда города Москвы работа указанной мастерской стала выпол-
няться.
В полной мере не решены вопросы использования товариществами
собственников жилья объектов нежилого фонда городской собственнос-
ти в кондоминиумах на основе положений Закона города Москвы от
16.04.97 N 8-28 "О правах товарищества собственников жилья по
управлению и использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме"
- основного стимула для привлечения домовладельцев к управлению
жилыми домами. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации
затрудняют реализацию данного закона в части порядка распределения
средств, получаемых от использования объектов нежилого фонда, яв-
ляющихся собственностью города Москвы.
В районных управах данная работа не стала приоритетной и воз-
лагается на специалистов, имеющих большое количество других обя-
занностей. В большинстве префектур административных округов не
уделяется достаточное внимание Программе.
Вместе с тем город приобрел опыт по реализации Программы,
объединены и скоординированы усилия всех отраслевых и территори-
альных структур.
Ввиду несвоевременности принятия нормативно-методических до-
кументов в отраслевых органах исполнительной власти города Депар-
тамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы не подго-
товил в нормативные сроки проведение заседаний Координационного
совета при Правительстве Москвы по развитию самоуправления в жи-
лищной сфере, что не позволило своевременно поставить задачи перед
органами исполнительной власти города и местного самоуправления.
В связи с подготовкой в Госстрое Российской Федерации измене-
ний в Федеральный закон "О товариществах собственников жилья" вы-
пуск ряда законопроектов, предусмотренных постановлением Прави-
тельства Москвы от 29.08.2000 N 690, был приостановлен.
Новым Земельным кодексом Российской Федерации установлено
право общей долевой собственности домовладельцев на земельный
участок кондоминиума. В связи с чем возникла необходимость приве-
дения положений Программы в соответствие с федеральным законода-
тельством, а также разработки порядка оформления и регистрации зе-
мельных участков кондоминиумов в качестве общего имущества в общую
долевую собственность домовладельцев.
В результате темпы реализации Программы затягиваются, запла-
нированные сроки не выдерживаются.
Учитывая накопленный опыт и решения Координационного совета
при Правительстве Москвы по развитию самоуправления в жилищной
сфере от 31.01.2002, от 13.02.2002 N 26, от 22.03.2002 N 7 и от
24.09.2002 N 18-05/2-76, в целях обеспечения завершения работ по
первому этапу и реализации второго этапа Программы Правительство
Москвы постановляет:
1. Главам районных управ взять под личный контроль и активи-
зировать работу по формированию кондоминиумов и проведению инфор-
мационно-разъяснительной работы среди домовладельцев с целью выбо-
ра ими способа управления кондоминиумом, а также по выполнению ме-
роприятий, утвержденных окружными программами.
2. Префектурам административных округов:
2.1. Обеспечить координацию работ окружных, территориальных и
отраслевых органов исполнительной власти (районных управ, Архитек-
турно-планировочного управления округа, территориального отдела
регулирования землепользования Москомзема, территориальных отделов
БТИ, территориальных агентств Департамента имущества города Моск-
вы) по формированию кондоминиумов, проведению информационно-разъ-
яснительной работы с жителями с целью выбора ими способа управле-
ния кондоминиумами путем создания ТСЖ.
2.2. Обеспечить проведение работ по формированию кондоминиу-
мов с учетом создания условий наибольшей экономической привлека-
тельности для управления ими, оказывать содействие товариществам
собственников жилья в решении проблемных вопросов.
3. Одобрить Концепцию добровольного страхования объектов об-
щего имущества в кондоминиумах, находящихся в управлении товари-
ществ собственников жилья или организаций, привлеченных домовла-
дельцами (приложение).
4. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города
Москвы совместно с Городским центром жилищного страхования, Депар-
таментом финансов г.Москвы, Департаментом экономической политики и
развития г.Москвы, Управлением городского заказа Правительства
Москвы:
4.1. В срок до 01.07.2003 разработать механизм реализации
Концепции добровольного страхования объектов общего имущества в
кондоминиумах, находящихся в управлении товариществ собственников
жилья или организаций, привлеченных домовладельцами.
4.2. В срок до 01.07.2003 подготовить предложения о создании
системы добровольного страхования гражданской ответственности уп-
равляющих и обслуживающих организаций.
4.3. В срок до 01.03.2003 подготовить Концепцию создания спе-
циального городского накопительного фонда капитального ремонта
кондоминиумов и домов, в которых образованы объединения граждан в
жилищной сфере (ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК).
5. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации Правительства Москвы совместно с Департаментом жилищной по-
литики и жилищного фонда города Москвы, Комитетом территориальных
органов исполнительной власти и развития местного самоуправления
Правительства Москвы, префектурами административных округов уси-
лить работу по реализации Концепции информирования населения горо-
да по вопросам управления в жилищной сфере, утвержденной распоря-
жением Премьера Правительства Москвы от 12.07.2001 N 626-РП.
6. Министру Правительства Москвы по вопросам информации и об-
щественно-политическим связям Музыкантскому А.И., Комитету терри-
ториальных органов исполнительной власти и развития местного само-
управления Правительства Москвы осуществлять координацию деятель-
ности территориальных органов исполнительной власти по информиро-
ванию населения о преимуществах самоуправления граждан в жилищной
сфере.
7. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города
Москвы, Московскому земельному комитету, Москомархитектуре, Мос-
ковскому городскому комитету по государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним в срок до 30.12.2002 разра-
ботать положение о порядке оформления и регистрации прав домовла-
дельцев на земельный участок в кондоминиуме на основании разраба-
тываемого в целях реализации положений Земельного кодекса Россий-
ской Федерации Закона города Москвы.
8. Внести в постановление Правительства Москвы от 29.08.2000
N 690 "О Комплексной городской программе формирования кондоминиу-
мов и создания условий для образования и деятельности товариществ
собственников жилья" следующие изменения:
8.1. Изложить пункт 7 в новой редакции:
"7. Московскому земельному комитету производить оформление
земельных участков в общую долевую собственность домовладельцев в
порядке, предусмотренном действующим законодательством.".
8.2. Приостановить выполнение поручений по пунктам 6.8,
6.8.1, 6.8.2, 6.9 и 14 до внесения соответствующих изменений в За-
кон Российской Федерации "О товариществах собственников жилья",
необходимых для выполнения этих поручений.
9. Внести в приложение 2 к постановлению Правительства Москвы
от 29.08.2000 N 690 (Положение о едином порядке оформления доку-
ментов для технического учета кондоминиумов) следующие изменения:
9.1. Исключить по тексту в целом термин "технический паспорт
кондоминиума", заменив его на "технический паспорт домовладения".
9.2. Пункт 1.2 изложить в новой редакции:
"1.2. Земельный участок формируется в пределах нормативных
размеров, с учетом межевания квартала (микрорайона) с последующим
оформлением на него прав домовладельцев в установленном порядке.
Если фактическая площадь земельного участка в сложившейся
застройке меньше нормативных размеров, то размеры земельного
участка устанавливаются исходя из фактически имеющихся земельных
ресурсов пропорционально нормативу.
После образования товарищества собственников жилья (далее -
ТСЖ) возможно заключение договора аренды сверхнормативного земель-
ного участка (при его наличии), исходя из интересов города и това-
рищества, если данный земельный участок в соответствии с утверж-
денной в городе градостроительной и землеустроительной документа-
цией не может быть использован в качестве самостоятельного объек-
та.".
9.3. В пункте 1.4 первый дефис (абзац 2) исключить.
9.4. Пункты 2.2, 2.3 и 2.4 изложить в новой редакции:
"2.2. На основании утвержденных перечней (п.2.1.1) районные
управы, выполняя функции заказчика, заключают договоры с ГлавАПУ
на подготовку заключений для оформления земельных отношений по ад-
ресам, включенным в перечни. При отсутствии в утвержденном переч-
не адреса дома ТСЖ, ЖСК, ЖК вправе самостоятельно выступить заказ-
чиками на подготовку указанных заключений за счет собственных
средств.
2.3. ГлавАПУ изготавливает в установленном порядке заключение
для оформления земельно-правовых отношений на основе проекта раз-
деления жилых кварталов на участки зданий и сооружений, подготов-
ленного Москомархитектурой.
2.4. Подготовка общих описаний кондоминиумов, в которых име-
ется государственная собственность города Москвы, включенных в ут-
вержденный префектом административного округа перечень, осущест-
вляется районными управами (при наличии в доме ТСЖ, ЖСК, ЖК - с их
участием). По домам, не включенным в перечень, общее описание кон-
доминиума районная управа готовит на основании письменного заявле-
ния ТСЖ, ЖК, ЖСК и с их участием с приложением заключения для
оформления земельных отношений ГлавАПУ, оформленного в установлен-
ном порядке. По домам, в которых все жилые и нежилые помещения на-
ходятся в частной собственности, подготовка общего описания кондо-
миниума осуществляется управляющей организацией, а при наличии
ТСЖ, ЖСК, ЖК - указанными организациями, по реконструируемым домам
и домам-новостройкам - организацией, уполномоченной заказчи-
ком-застройщиком (инвестором).
Районная управа (соответственно - управляющая организация,
ТСЖ, ЖСК, ЖК) представляет общее описание кондоминиума (приложе-
ние 1) на рассмотрение Межведомственной комиссии по использованию
жилищного фонда административного округа и последующее утверждение
распоряжением префекта.".
9.5. В пункте 2.5 слова "глава управы" заменить словами "ор-
ганизация, осуществляющая описание общего имущества кондоминиума".
9.6. Пункты 2.6 и 2.7 изложить в новой редакции:
"2.6. Территориальные подразделения МосгорБТИ на основе ут-
вержденных распоряжениями префектов общих описаний кондоминиумов
обеспечивают внесение утвержденных данных в техническую документа-
цию (п.1.4).
2.7. Копия технического паспорта домовладения и здания с вне-
сенными сведениями о кондоминиуме представляется в установленном
законом и иными нормативными правовыми актами порядке главой упра-
вы, а при наличии ТСЖ, ЖСК, ЖК - его председателем, в Москомре-
гистрацию для внесения информации о кондоминиуме в Единый госу-
дарственный реестр прав.".
9.7. Приложение 2 к Положению о едином порядке оформления до-
кументов для технического учета кондоминиумов исключить.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
П.п.Исполняющий обязанности
Мэра Москвы В.П.Шанцев
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 19 ноября 2002 года N 940-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
добровольного страхования
объектов общего имущества в кондоминиумах,
находящихся в управлении товариществ собственников жилья
или организаций, привлеченных домовладельцами
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Страхование объектов общего имущества в кондоминиумах, нахо-
дящихся в управлении товариществ собственников жилья (ТСЖ) или
других организаций, привлеченных домовладельцами, призвано обеспе-
чить защиту имущественных интересов домовладельцев. Страхование
объектов общего имущества основано на положениях Гражданского ко-
декса Российской Федерации, законов Российской Федерации "Об орга-
низации страхового дела в Российской Федерации", "Об основах Феде-
ральной жилищной политики" и "О товариществах собственников
жилья".
В соответствии со ст.210, 211, 249 Гражданского кодекса Рос-
сийской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежаще-
го ему имущества, а также риск случайной гибели или случайного
повреждения имущества, если иное не предусмотрено законом или до-
говором.
Возложенная на собственника обязанность по сохранности жилищ-
ного фонда, включая проведение работ по текущему, профилактическо-
му и капитальному ремонту, должна естественным образом стимулиро-
вать желание предотвратить повреждение и уничтожение жилых строе-
ний и сократить расходы собственника на их восстановление.
Восстановление поврежденного или уничтоженного общего иму-
щества в кондоминиумах в результате чрезвычайных событий требует
значительных финансовых затрат, которыми на данном этапе товари-
щества собственников жилья не располагают. Поэтому на случай нас-
тупления подобных чрезвычайных событий, а также в соответствии со
ст.44 Закона Российской Федерации "О товариществах собственников
жилья" предлагается осуществить защиту имущественных интересов до-
мовладельцев при помощи наиболее эффективного и экономически вы-
годного рыночного механизма, которым является страхование.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ СТРАХОВАНИЯ
Целесообразность защиты имущественных интересов домовладель-
цев посредством страхования определяется следующими факторами:
- использование экономического механизма обеспечения жилищных
прав домовладельцев при уничтожении или повреждении объектов обще-
го имущества в кондоминиумах в результате стихийных бедствий или
чрезвычайных событий;
- обеспечение своевременного и полного возмещения имуществен-
ных потерь страхователям при повреждении или уничтожении объектов
общего имущества в кондоминиумах;
- ущерб, нанесенный в результате аварий и чрезвычайных собы-
тий объектам общего имущества в кондоминиумах, возмещается из
средств страховых организаций и бюджетных средств.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ
Имущественные интересы домовладельцев в кондоминиумах в отно-
шении жилых помещений защищены системой страхования жилых помеще-
ний, реализуемой Правительством Москвы и уполномоченными страховы-
ми организациями на принципе долевого участия с использованием
бюджетных средств на условиях Положения о системе страхования в
городе Москве жилых помещений, утвержденного постановлением Прави-
тельства Москвы от 15.08.95 N 694 "О системе страхования в г.Моск-
ве жилых помещений" (с изменениями и дополнениями). Долевое учас-
тие города обеспечивает низкий размер страхового взноса, доступный
для населения.
Защиту имущественных интересов домовладельцев по сохранности
общего имущества в кондоминиумах представляется целесообразным
также осуществлять на принципе долевой ответственности Правитель-
ства Москвы и страховых организаций только в отношении кондоминиу-
мов, расходы на возмещение убытков от эксплуатации которых финан-
сируются из бюджета города Москвы.
Страхователями объектов общего имущества являются домовла-
дельцы - физические и юридические лица, в чьей собственности, до-
верительном управлении, хозяйственном ведении или оперативном уп-
равлении находятся жилые и нежилые помещения данного кондоминиума.
От их лица (на основании протокола общего собрания домовладельцев
и в пределах переданных полномочий) может выступать правление то-
варищества собственников жилья или организация, привлеченная до-
мовладельцами.
В случае ущерба, нанесенного кондоминиуму в результате стра-
хового случая, страховое возмещение выплачивается товариществу или
назначенному доверенному представителю для последующего использо-
вания в интересах домовладельцев.
Страховщиками объектов общего имущества могут выступать стра-
ховые организации, получившие в установленном порядке лицензию на
осуществление страховой деятельности и уполномоченные Правительст-
вом Москвы на осуществление данного вида страхования.
Объектом страхования является имущественный интерес домовла-
дельцев связанный с владением, пользованием и в установленных за-
конодательством пределах распоряжением общим имуществом в кондоми-
ниумах.
Страхованию подлежат объекты общего имущества в кондоминиу-
мах, определенные Законом города Москвы N 19-87 от 09.11.94 "О пе-
речне объектов общего пользования в жилых зданиях, являющихся об-
щим имуществом собственников помещений".
Не подлежат страхованию объекты общего имущества в кондомини-
умах, расположенные в строениях:
- находящихся в аварийном состоянии;
- подлежащих сносу и реконструкции;
- расположенных в зоне, которой угрожают стихийные бедствия,
с момента объявления в установленном порядке о такой угрозе или
составления компетентными органами соответствующего документа,
подтверждающего факт угрозы.
Страховая стоимость объектов общего имущества в кондоминиу-
мах - это действительная стоимость, определяемая в соответствии с
нормативными документами Правительства Москвы для целей настоящего
страхования. Страховой суммой является определенная договором
страхования денежная сумма, в пределах которой устанавливается от-
ветственность страховой организации по возмещению ущерба. Страхо-
вая сумма устанавливается в размере части страховой стоимости объ-
ектов общего имущества в кондоминиумах, находящихся в управлении
товариществ собственников жилья или организаций, привлеченных до-
мовладельцами. Соотношение долей ответственности Правительства
Москвы и страховой организации устанавливается соответствующими
нормативными правовыми актами города Москвы.
Размер страховой премии (взноса) исчисляется исходя из страховой
суммы, страхового тарифа и срока действия договора страхования.
Уплата страхового взноса производится страхователем единовременно
или в рассрочку.
Страховым случаем признается совершившееся событие, в резуль-
тате которого наступает ответственность страховщиков по возмещению
ущерба. Страховым риском является риск повреждения или утраты объ-
ектов общего имущества в результате следующих событий:
1) аварии внутреннего водостока, водопроводной, отопительной
и канализационной систем, в том числе произошедшей вне застрахо-
ванного объекта, и проведение правомерных действий по ликвидации
этой аварии;
2) пожара (воздействия пламени, дыма, высокой температуры), в
том числе возникшего вне застрахованного объекта, и проведения
правомерных действий по его ликвидации;
3) взрыва газа, употребляемого для бытовых надобностей, в том
числе произошедшего вне застрахованного объекта;
4) стихийных явлений природы (бури, урагана, града, ливня,
обильного снегопада и т.п.).
Страхование объектов общего имущества в кондоминиумах, нахо-
дящихся в управлении товариществ собственников жилья или органи-
заций, привлеченных домовладельцами должно проводиться на единых
установленных Правительством Москвы условиях.
На стадии становления системы страхования общего имущества в
кондоминиумах и исходя из особенностей конкретного жилого строе-
ния, а также руководствуясь интересами домовладельцев, перечень
объектов, подлежащих страхованию, может быть изменен, а перечень
страховых рисков дополнен.
Городской центр жилищного страхования в рамках переданных ему
полномочий осуществляет возмещение ущерба в размере доли ответс-
твенности Правительства Москвы, а также координирующие и контроль-
ные функции за соблюдением условий данного вида страхования.
Реализация предлагаемой концепции позволит обеспечить населе-
нию надежную страховую защиту в случаях причинения ущерба объектам
общего имущества и будет стимулировать создание товариществ собс-
твенников жилья на территории города Москвы.
Верно: