Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 940-ПП от 19 ноября 2002 года

О мерах по реализации Комплексной городской программы формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья

     В соответствии  с  постановлением  Правительства  Москвы   от
29.08.2000  N  690 "О Комплексной городской программе формирования
кондоминиумов  и создания условий для образования  и  деятельности
товариществ  собственников  жилья"  в городе Москве осуществляется
реализация  первого  этапа  данной  Программы,  рассчитанного   на
2000-2001 гг.,  мероприятия  которого  предусматривают организацию
работы органов городской  администрации и районных управ по форми-
рованию кондоминиумов,  создание условий,  стимулирующих  развитие
рациональных форм управления кондоминиумами и вовлечение  домовла-
дельцев в процесс управления собственностью.
     В ходе работ по реализации первого этапа Программы  выявились
существенные недостатки, сдерживающие ее выполнение.
     Процессы формирования кондоминиумов и передачи жилых домов  в
управление товариществам до настоящего времени осуществляются мед-
ленными темпами.  Городские и территориальные структуры (Москомар-
хитектура, префектуры, районные управы) оказались не готовы к этой
работе. Фактически работы по формированию кондоминиумов начались в
августе - сентябре 2001 года. В большинстве административных окру-
гов не была своевременно подготовлена исходная  документация  БТИ,
необходимая  для выполнения работ в ГлавАПУ по подготовке градост-
роительных заключений по земельным участкам формируемых кондомини-
умов.  Сложно  решались  задачи разработки принципов межевания зе-
мельных  участков  формируемых  кондоминиумов.  Москомархитектурой
только в IV квартале 2001 года было утверждено Временное положение
о межевании земельных участков  в жилых  кварталах.  При  этом  до
проведения межевания жилого квартала  в  целом  границы  земельных
участков  формируемых кондоминиумов временно устанавливаются в ми-
нимальных размерах с последующим уточнением по результатам межева-
ния квартала. Договорные сроки исполнения градостроительных заклю-
чений Москомархитектурой зачастую не обеспечивались в связи с мас-
совой подачей районными управами заявок на проведение работ по ус-
тановлению границ земельных участков.  Наиболее критическая ситуа-
ция сложилась в Северо-Западном административном округе,  где тер-
риториальное подразделение  ГУП НИиПИ  Генплана Москвы (мастерская
N 36) длительное  время не выполняло возложенных на него задач.  И
только в конце 2001 года усилиями префектуры Северо-Западного  ад-
министративного округа и Департамента жилищной политики и жилищно-
го фонда города Москвы работа указанной  мастерской  стала  выпол-
няться.
     В полной  мере не решены вопросы использования товариществами
собственников жилья объектов нежилого фонда городской собственнос-
ти  в  кондоминиумах  на  основе положений Закона города Москвы от
16.04.97   N 8-28  "О правах товарищества  собственников жилья  по
управлению и использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме"
- основного стимула для привлечения  домовладельцев  к  управлению
жилыми  домами.  Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации
затрудняют реализацию данного закона в части порядка распределения
средств,  получаемых от использования объектов нежилого фонда, яв-
ляющихся собственностью города Москвы.
     В районных управах данная работа не стала приоритетной и воз-
лагается  на специалистов,  имеющих большое количество других обя-
занностей.  В большинстве префектур  административных  округов  не
уделяется достаточное внимание Программе.
     Вместе с тем город приобрел  опыт  по  реализации  Программы,
объединены  и  скоординированы усилия всех отраслевых и территори-
альных структур.
     Ввиду несвоевременности  принятия нормативно-методических до-
кументов в отраслевых органах исполнительной власти города  Депар-
тамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы не подго-
товил в нормативные сроки  проведение  заседаний  Координационного
совета  при  Правительстве Москвы по развитию самоуправления в жи-
лищной сфере, что не позволило своевременно поставить задачи перед
органами исполнительной власти города и местного самоуправления.
     В связи с подготовкой в Госстрое Российской Федерации измене-
ний  в Федеральный закон "О товариществах собственников жилья" вы-
пуск ряда законопроектов,  предусмотренных  постановлением  Прави-
тельства Москвы от 29.08.2000 N 690, был приостановлен.
     Новым Земельным  кодексом  Российской  Федерации  установлено
право  общей  долевой  собственности  домовладельцев  на земельный
участок кондоминиума.  В связи с чем возникла необходимость приве-
дения  положений  Программы в соответствие с федеральным законода-
тельством, а также разработки порядка оформления и регистрации зе-
мельных участков кондоминиумов в качестве общего имущества в общую
долевую собственность домовладельцев.
     В результате темпы реализации Программы затягиваются,  запла-
нированные сроки не выдерживаются.
     Учитывая накопленный  опыт и решения  Координационного совета
при Правительстве Москвы по  развитию  самоуправления  в  жилищной
сфере от  31.01.2002,  от 13.02.2002 N 26, от 22.03.2002 N 7 и  от
24.09.2002 N 18-05/2-76,  в целях обеспечения завершения работ  по
первому  этапу  и реализации второго этапа Программы Правительство
Москвы постановляет:
     1. Главам  районных управ взять под личный контроль и активи-
зировать работу по формированию кондоминиумов и проведению  инфор-
мационно-разъяснительной работы среди домовладельцев с целью выбо-
ра ими способа управления кондоминиумом, а также по выполнению ме-
роприятий, утвержденных окружными программами.
     2. Префектурам административных округов:
     2.1. Обеспечить координацию работ окружных, территориальных и
отраслевых органов исполнительной власти (районных управ, Архитек-
турно-планировочного  управления  округа,  территориального отдела
регулирования землепользования Москомзема, территориальных отделов
БТИ,  территориальных агентств Департамента имущества города Моск-
вы) по формированию кондоминиумов,  проведению информационно-разъ-
яснительной  работы с жителями с целью выбора ими способа управле-
ния кондоминиумами путем создания ТСЖ.
     2.2. Обеспечить  проведение работ по формированию кондоминиу-
мов с учетом создания условий наибольшей  экономической  привлека-
тельности  для управления ими,  оказывать содействие товариществам
собственников жилья в решении проблемных вопросов.
     3. Одобрить  Концепцию добровольного страхования объектов об-
щего имущества в кондоминиумах,  находящихся в управлении  товари-
ществ  собственников жилья или организаций,  привлеченных домовла-
дельцами (приложение).
     4. Департаменту  жилищной  политики  и жилищного фонда города
Москвы совместно с Городским центром жилищного страхования, Депар-
таментом финансов г.Москвы, Департаментом экономической политики и
развития г.Москвы,  Управлением  городского  заказа  Правительства
Москвы:
     4.1. В  срок  до  01.07.2003  разработать механизм реализации
Концепции добровольного  страхования  объектов  общего имущества в
кондоминиумах,  находящихся в управлении товариществ собственников
жилья или организаций, привлеченных домовладельцами.
     4.2. В срок до 01.07.2003  подготовить предложения о создании
системы добровольного страхования гражданской ответственности  уп-
равляющих и обслуживающих организаций.
     4.3. В срок до 01.03.2003 подготовить Концепцию создания спе-
циального  городского  накопительного  фонда  капитального ремонта
кондоминиумов и домов,  в которых образованы объединения граждан в
жилищной сфере (ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК).
     5. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой  инфор-
мации Правительства  Москвы совместно с Департаментом жилищной по-
литики и жилищного фонда города Москвы,  Комитетом территориальных
органов исполнительной  власти  и развития местного самоуправления
Правительства Москвы,  префектурами административных округов  уси-
лить работу по реализации Концепции информирования населения горо-
да по вопросам управления в жилищной сфере,  утвержденной распоря-
жением Премьера Правительства Москвы от 12.07.2001 N 626-РП.
     6. Министру Правительства Москвы по вопросам информации и об-
щественно-политическим связям Музыкантскому А.И.,  Комитету терри-
ториальных органов исполнительной власти и развития местного само-
управления  Правительства Москвы осуществлять координацию деятель-
ности территориальных органов исполнительной власти по  информиро-
ванию  населения о преимуществах самоуправления граждан в жилищной
сфере.
     7. Департаменту жилищной политики и  жилищного  фонда  города
Москвы, Московскому земельному комитету,  Москомархитектуре,  Мос-
ковскому городскому комитету по государственной  регистрации  прав
на недвижимое имущество и сделок с ним в срок до 30.12.2002 разра-
ботать положение о порядке оформления и регистрации прав  домовла-
дельцев  на земельный участок в кондоминиуме на основании разраба-
тываемого в целях реализации положений  Земельного кодекса Россий-
ской Федерации Закона города Москвы.
     8. Внести в постановление Правительства Москвы от  29.08.2000
N 690 "О Комплексной городской программе  формирования кондоминиу-
мов и создания условий для образования и деятельности  товариществ
собственников жилья" следующие изменения:
     8.1. Изложить пункт 7 в новой редакции:
     "7. Московскому  земельному  комитету  производить оформление
земельных участков в общую долевую собственность домовладельцев  в
порядке, предусмотренном действующим законодательством.".
     8.2. Приостановить   выполнение  поручений  по  пунктам  6.8,
6.8.1, 6.8.2, 6.9 и 14 до внесения соответствующих изменений в За-
кон  Российской  Федерации  "О товариществах собственников жилья",
необходимых для выполнения этих поручений.
     9. Внести в приложение 2 к постановлению Правительства Москвы
от  29.08.2000  N 690 (Положение о едином порядке оформления доку-
ментов для технического учета кондоминиумов) следующие изменения:
     9.1. Исключить  по тексту в целом термин "технический паспорт
кондоминиума", заменив его на "технический паспорт домовладения".
     9.2. Пункт 1.2 изложить в новой редакции:
     "1.2. Земельный  участок  формируется  в пределах нормативных
размеров,  с учетом межевания квартала (микрорайона) с последующим
оформлением на него прав домовладельцев в установленном порядке.
     Если фактическая  площадь  земельного  участка  в сложившейся
застройке  меньше  нормативных  размеров,  то  размеры  земельного
участка  устанавливаются  исходя из фактически имеющихся земельных
ресурсов пропорционально нормативу.
     После образования товарищества собственников жилья  (далее  -
ТСЖ) возможно заключение договора аренды сверхнормативного земель-
ного участка (при его наличии), исходя из интересов города и това-
рищества,  если данный земельный участок в соответствии с  утверж-
денной  в городе градостроительной и землеустроительной документа-
цией не может быть использован в качестве самостоятельного  объек-
та.".
     9.3. В пункте 1.4 первый дефис (абзац 2) исключить.
     9.4. Пункты 2.2, 2.3 и 2.4 изложить в новой редакции:
     "2.2. На основании утвержденных перечней  (п.2.1.1)  районные
управы,  выполняя функции заказчика,  заключают договоры с ГлавАПУ
на подготовку заключений для оформления земельных отношений по ад-
ресам, включенным в перечни. При отсутствии  в утвержденном переч-
не адреса дома ТСЖ, ЖСК, ЖК вправе самостоятельно выступить заказ-
чиками  на  подготовку  указанных  заключений  за счет собственных
средств.
     2.3. ГлавАПУ изготавливает в установленном порядке заключение
для оформления земельно-правовых отношений на основе проекта  раз-
деления жилых кварталов на участки зданий и сооружений,  подготов-
ленного Москомархитектурой.
     2.4. Подготовка общих описаний кондоминиумов,  в которых име-
ется государственная собственность города Москвы, включенных в ут-
вержденный  префектом административного округа перечень,  осущест-
вляется районными управами (при наличии в доме ТСЖ, ЖСК, ЖК - с их
участием). По домам, не включенным в перечень, общее описание кон-
доминиума районная управа готовит на основании письменного заявле-
ния  ТСЖ,  ЖК,  ЖСК  и  с их участием с приложением заключения для
оформления земельных отношений ГлавАПУ, оформленного в установлен-
ном порядке. По домам, в которых все жилые и нежилые помещения на-
ходятся в частной собственности, подготовка общего описания кондо-
миниума  осуществляется  управляющей  организацией,  а при наличии
ТСЖ, ЖСК, ЖК - указанными организациями, по реконструируемым домам
и   домам-новостройкам  -  организацией,  уполномоченной  заказчи-
ком-застройщиком (инвестором).
     Районная управа  (соответственно  -  управляющая организация,
ТСЖ,  ЖСК, ЖК) представляет общее описание кондоминиума  (приложе-
ние  1) на рассмотрение Межведомственной комиссии по использованию
жилищного фонда административного округа и последующее утверждение
распоряжением префекта.".
     9.5. В пункте 2.5 слова  "глава управы" заменить словами "ор-
ганизация, осуществляющая описание общего имущества кондоминиума".
     9.6. Пункты 2.6 и 2.7 изложить в новой редакции:
     "2.6. Территориальные  подразделения  МосгорБТИ на основе ут-
вержденных распоряжениями префектов общих  описаний  кондоминиумов
обеспечивают внесение утвержденных данных в техническую документа-
цию (п.1.4).
     2.7. Копия технического паспорта домовладения и здания с вне-
сенными сведениями о кондоминиуме представляется  в  установленном
законом и иными нормативными правовыми актами порядке главой упра-
вы,  а при наличии  ТСЖ, ЖСК, ЖК - его председателем,  в Москомре-
гистрацию для внесения информации о кондоминиуме  в  Единый  госу-
дарственный реестр прав.".
     9.7. Приложение 2 к Положению о едином порядке оформления до-
кументов для технического учета кондоминиумов исключить.
     10. Контроль  за  выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра  Москвы  в  Правительстве  Москвы
Швецову Л.И.



П.п.Исполняющий обязанности
    Мэра Москвы                                         В.П.Шанцев


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 19 ноября 2002 года N 940-ПП





                            КОНЦЕПЦИЯ
                    добровольного страхования
            объектов общего имущества в кондоминиумах,
    находящихся в управлении товариществ собственников жилья
         или организаций, привлеченных домовладельцами


                         ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

     Страхование объектов общего имущества в кондоминиумах,  нахо-
дящихся в  управлении  товариществ  собственников  жилья (ТСЖ) или
других организаций, привлеченных домовладельцами, призвано обеспе-
чить  защиту  имущественных интересов домовладельцев.  Страхование
объектов общего имущества основано на положениях Гражданского  ко-
декса Российской Федерации, законов Российской Федерации "Об орга-
низации страхового дела в Российской Федерации", "Об основах Феде-
ральной   жилищной  политики"  и  "О  товариществах  собственников
жилья".
     В соответствии со ст.210, 211, 249  Гражданского кодекса Рос-
сийской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежаще-
го  ему  имущества,  а  также риск случайной гибели или случайного
повреждения имущества,  если иное не предусмотрено законом или до-
говором.
     Возложенная на собственника обязанность по сохранности жилищ-
ного фонда, включая проведение работ по текущему, профилактическо-
му и капитальному ремонту,  должна естественным образом стимулиро-
вать желание предотвратить повреждение и уничтожение жилых  строе-
ний и сократить расходы собственника на их восстановление.
     Восстановление поврежденного или  уничтоженного  общего  иму-
щества  в  кондоминиумах в результате чрезвычайных событий требует
значительных финансовых затрат,  которыми на данном этапе  товари-
щества собственников жилья не располагают.  Поэтому на случай нас-
тупления подобных чрезвычайных событий,  а также в соответствии со
ст.44  Закона  Российской Федерации "О товариществах собственников
жилья" предлагается осуществить защиту имущественных интересов до-
мовладельцев  при  помощи наиболее эффективного и экономически вы-
годного рыночного механизма, которым является страхование.

              ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ СТРАХОВАНИЯ

     Целесообразность защиты  имущественных интересов домовладель-
цев посредством страхования определяется следующими факторами:
     - использование экономического механизма обеспечения жилищных
прав домовладельцев при уничтожении или повреждении объектов обще-
го  имущества в кондоминиумах в  результате стихийных бедствий или
чрезвычайных событий;
     - обеспечение своевременного и полного возмещения имуществен-
ных потерь страхователям при повреждении или уничтожении  объектов
общего имущества в кондоминиумах;
     - ущерб,  нанесенный в результате аварий и чрезвычайных собы-
тий объектам общего  имущества  в  кондоминиумах,  возмещается  из
средств страховых организаций и бюджетных средств.

              ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ

     Имущественные интересы домовладельцев в кондоминиумах в отно-
шении  жилых помещений защищены системой страхования жилых помеще-
ний, реализуемой Правительством Москвы и уполномоченными страховы-
ми  организациями  на  принципе  долевого участия с использованием
бюджетных средств на условиях Положения о  системе  страхования  в
городе Москве жилых помещений, утвержденного постановлением Прави-
тельства Москвы от 15.08.95 N 694 "О системе страхования в г.Моск-
ве жилых помещений" (с изменениями и дополнениями).  Долевое учас-
тие города обеспечивает низкий размер страхового взноса, доступный
для населения.
     Защиту имущественных  интересов домовладельцев по сохранности
общего имущества  в  кондоминиумах  представляется  целесообразным
также  осуществлять на принципе долевой ответственности Правитель-
ства Москвы и страховых организаций только в отношении кондоминиу-
мов,  расходы на возмещение убытков от эксплуатации которых финан-
сируются из бюджета города Москвы.
     Страхователями объектов  общего  имущества  являются домовла-
дельцы - физические и юридические лица,  в чьей собственности, до-
верительном управлении,  хозяйственном ведении или оперативном уп-
равлении находятся жилые и нежилые помещения данного кондоминиума.
От  их лица (на основании протокола общего собрания домовладельцев
и в  пределах переданных полномочий) может выступать правление то-
варищества собственников жилья или организация,  привлеченная  до-
мовладельцами.
     В случае ущерба,  нанесенного кондоминиуму в результате стра-
хового случая, страховое возмещение выплачивается товариществу или
назначенному доверенному представителю для последующего  использо-
вания в интересах домовладельцев.
     Страховщиками объектов общего имущества могут выступать стра-
ховые организации,  получившие в установленном порядке лицензию на
осуществление страховой деятельности и уполномоченные Правительст-
вом Москвы на осуществление данного вида страхования.
     Объектом страхования является имущественный интерес  домовла-
дельцев связанный с владением,  пользованием и в установленных за-
конодательством пределах распоряжением общим имуществом в кондоми-
ниумах.
     Страхованию подлежат объекты общего имущества  в  кондоминиу-
мах, определенные Законом города Москвы N 19-87 от 09.11.94 "О пе-
речне объектов общего пользования в жилых зданиях,  являющихся об-
щим имуществом собственников помещений".
     Не подлежат страхованию объекты общего имущества в кондомини-
умах, расположенные в строениях:
     - находящихся в аварийном состоянии;
     - подлежащих сносу и реконструкции;
     - расположенных в зоне,  которой угрожают стихийные бедствия,
с момента объявления в установленном порядке о  такой  угрозе  или
составления  компетентными  органами  соответствующего  документа,
подтверждающего факт угрозы.
     Страховая стоимость объектов общего имущества  в  кондоминиу-
мах - это действительная стоимость,  определяемая в соответствии с
нормативными документами Правительства Москвы для целей настоящего
страхования.  Страховой  суммой  является  определенная  договором
страхования денежная сумма, в пределах которой устанавливается от-
ветственность страховой организации по возмещению ущерба.  Страхо-
вая сумма устанавливается в размере части страховой стоимости объ-
ектов  общего имущества в кондоминиумах,  находящихся в управлении
товариществ собственников жилья или организаций,  привлеченных до-
мовладельцами.  Соотношение  долей  ответственности  Правительства
Москвы и страховой  организации  устанавливается  соответствующими
нормативными правовыми актами города Москвы.
Размер страховой  премии  (взноса) исчисляется исходя из страховой
суммы,  страхового тарифа и срока действия  договора  страхования.
Уплата  страхового взноса производится страхователем единовременно
или в рассрочку.
     Страховым случаем признается совершившееся событие, в резуль-
тате которого наступает ответственность страховщиков по возмещению
ущерба. Страховым риском является риск повреждения или утраты объ-
ектов общего имущества в результате следующих событий:
     1) аварии внутреннего водостока,  водопроводной, отопительной
и канализационной систем,  в том числе произошедшей вне  застрахо-
ванного  объекта,  и проведение правомерных действий по ликвидации
этой аварии;
     2) пожара (воздействия пламени, дыма, высокой температуры), в
том  числе  возникшего  вне застрахованного объекта,  и проведения
правомерных действий по его ликвидации;
     3) взрыва газа, употребляемого для бытовых надобностей, в том
числе произошедшего вне застрахованного объекта;
     4) стихийных явлений природы (бури,  урагана,  града,  ливня,
обильного снегопада и т.п.).
     Страхование объектов общего имущества в кондоминиумах,  нахо-
дящихся в управлении товариществ  собственников жилья  или органи-
заций,  привлеченных домовладельцами  должно проводиться на единых
установленных Правительством Москвы условиях.
     На стадии становления системы страхования общего имущества  в
кондоминиумах и  исходя  из особенностей конкретного жилого строе-
ния, а также руководствуясь  интересами  домовладельцев,  перечень
объектов, подлежащих  страхованию, может быть изменен,  а перечень
страховых рисков дополнен.
     Городской центр жилищного страхования в рамках переданных ему
полномочий  осуществляет  возмещение ущерба в размере доли ответс-
твенности Правительства Москвы, а также координирующие и контроль-
ные функции за соблюдением условий данного вида страхования.
     Реализация предлагаемой концепции позволит обеспечить населе-
нию надежную страховую защиту в случаях причинения ущерба объектам
общего имущества и будет стимулировать создание товариществ  собс-
твенников жилья на территории города Москвы.

                    Верно: