В Правительстве Москвы предпринимаются комплексные меры по
поддержанию социальной стабильности в сфере межэтнических отноше-
ний. Реализуются городские целевые программы "Столица многонацио-
нальной России" на 2008-2010 гг., утвержденная постановлением Пра-
вительства Москвы от 4 декабря 2007 г. N 1050-ПП, "Молодежь Моск-
вы" (2007-2009 гг.), утвержденная постановлением Правительства
Москвы от 11 сентября 2007 г. N 778-ПП, в которых предусмотрены
разделы и мероприятия по профилактике ксенофобии и экстремизма в
молодежной среде.
Вместе с тем реалии экономической и социально-политической
ситуации в городе Москве оказывают негативное влияние на состояние
социальной стабильности в сфере межэтнических отношений и обуслов-
ливают необходимость корректировки в расстановке приоритетов и до-
полнительных мер по поддержанию гражданского мира в городе Москве.
В целях повышения эффективности деятельности органов исполни-
тельной власти города Москвы по достижению целей государственной
национальной политики в молодежной среде Правительство Москвы пос-
тановляет:
1. Создать постоянно действующие межведомственные рабочие
группы при префектурах административных округов города Москвы по
вопросам межэтнических отношений, формирования гражданской соли-
дарности, противодействия экстремизму в молодежной среде (далее -
Рабочие группы).
2. Утвердить Положение о постоянно действующих межведомствен-
ных рабочих группах при префектурах административных округов горо-
да Москвы по вопросам межэтнических отношений, формирования граж-
данской солидарности, противодействия экстремизму в молодежной
среде (приложение).
3. Установить, что финансирование расходов на деятельность
Рабочих групп осуществляется в пределах текущих расходов префектур
административных округов города Москвы и средств, выделяемых Коми-
тету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы
на реализацию пункта 1 раздела 5 Городской целевой программы "Сто-
лица многонациональной России" на 2008-2010 гг.
4. Признать целесообразным участие в деятельности Рабочих
групп на постоянной основе национальных и межнациональных общест-
венных объединений, а также Департамента семейной и молодежной по-
литики города Москвы, Департамента культуры города Москвы, Депар-
тамента образования города Москвы, Департамента труда и занятости
населения города Москвы, Департамента физической культуры и спорта
города Москвы, Комитета общественных связей города Москвы, Главно-
го управления внутренних дел по городу Москве, Управления Феде-
ральной миграционной службы по г.Москве.
5. Руководителям правоохранительных органов, органов исполни-
тельной власти города Москвы (п.4) в течение месяца определить
уполномоченных представителей для работы в составе Рабочих групп и
представить предложения префектам административных округов города
Москвы.
6. Комитету межрегиональных связей и национальной политики
города Москвы до 25 сентября 2009 г. создать на базе Государствен-
ного учреждения города Москвы "Московский дом национальностей" в
рамках штатного расписания и в качестве структурного подразделения
Московский центр интеграции вместо Московского городского общест-
венного центра культуры мира.
7. Возложить на Московский центр интеграции функции организа-
ционно-методического, материально-технического обеспечения дея-
тельности Рабочих групп.
8. Признать утратившими силу пункты 3, 4, 5 постановления
Правительства Москвы от 30 ноября 1999 г. N 1100 "Об утверждении
Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира
(основные направления)" и создании Московского городского общест-
венного центра культуры мира".
9. Префектурам административных округов города Москвы:
9.1. Определить состав Рабочих групп.
9.2. Возложить функции по руководству и контролю за деятель-
ностью Рабочих групп на заместителей префектов административных
округов города Москвы.
9.3. Совместно с Комитетом межрегиональных связей и нацио-
нальной политики города Москвы:
- провести мониторинг этноконтактной ситуации по каждому
району;
- разработать окружные программы противодействия ксенофобии и
этнополитическому экстремизму с учетом специфики этноконтактной
ситуации.
9.4. Ежеквартально начиная с IV квартала 2009 г. направлять в
Комитет межрегиональных связей и национальной политики города
Москвы информацию о проведении в округе мероприятий по профилакти-
ке ксенофобии и развитию межэтнического взаимопонимания.
10. Комитету межрегиональных связей и национальной политики
города Москвы:
10.1. Разработать и представить в первом полугодии 2010 г. в
установленном порядке в Правительство Москвы проект концепции реа-
лизации государственной национальной политики в городе Москве.
10.2. Обеспечить взаимодействие Рабочих групп с органами ис-
полнительной власти города Москвы, Московским центром интеграции,
Советом по делам национальностей при Правительстве Москвы, Союзом
студенческих землячеств и координацию их совместной работы.
10.3. Обеспечить широкое обсуждение в обществе, в том числе в
сети Интернет, нравственных ориентиров и моральных основ московс-
кого городского сообщества с целью выработки и последующего расп-
ространения рекомендательного свода общественных нормативов пов-
седневного поведения в городе Москве.
10.4. Осуществлять взаимодействие с изданиями, ориентирован-
ными на молодежную среду, с целью способствования утверждению в
молодежном сообществе принципов гражданской солидарности и межна-
ционального согласия.
10.5. Совместно с Департаментом семейной и молодежной полити-
ки города Москвы и Комитетом общественных связей города Москвы ор-
ганизовать и провести форум общественных объединений молодежи,
приуроченный ко Дню народного единства, с целью выработки и приня-
тия документа о сотрудничестве институтов гражданского общества в
деле укрепления гражданского мира и межнационального согласия.
10.6. Совместно с Комитетом по телекоммуникациям и средствам
массовой информации города Москвы проводить регулярный мониторинг
средств массовой информации на предмет наличия ксенофобии для при-
нятия мер в установленном законодательством порядке.
10.7. Совместно с Комитетом по связям с религиозными органи-
зациями города Москвы привлекать представителей основных конфессий
к участию в мероприятиях, связанных с профилактикой ксенофобии и
экстремизма.
11. Департаменту образования города Москвы:
11.1. В организации работы органов ученического самоуправле-
ния уделять особое внимание формированию среди детей и учащейся
молодежи идей межнационального согласия и гражданской солидарности
через школьные службы примирения, деятельность которых направлена
на профилактику конфликтных ситуаций, в том числе на этнической
почве.
11.2. Совместно с Государственным учреждением города Москвы
"Московский дом национальностей" обеспечить проведение в общеобра-
зовательных учреждениях системы Департамента образования города
Москвы вечеров, фестивалей, смотров национальных культур, способс-
твующих развитию межэтнической толерантности, с участием предста-
вителей родительской общественности, национальных общественных
объединений.
11.3. Организовать проведение на регулярной основе в образо-
вательных учреждениях системы Департамента образования города
Москвы уроков интернационального воспитания.
11.4. Совместно с Общественной палатой по образованию в горо-
де Москве, Городским советом молодых педагогов, Советом родитель-
ской общественности г.Москвы обсудить и разработать меры по профи-
лактике проявлений ксенофобии и экстремизма среди учащихся города
Москвы.
11.5. Совместно с Комитетом межрегиональных связей и нацио-
нальной политики города Москвы:
- разработать методическое пособие "Формы и методы противо-
действия ксенофобии и этнополитическому экстремизму" для координа-
торов работы с молодежью органов исполнительной власти города
Москвы и городских организаций;
- обеспечить проведение курсов для педагогических работников
общеобразовательных учреждений системы Департамента образования
города Москвы по теме интернационального воспитания.
12. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы
совместно с Комитетом межрегиональных связей и национальной поли-
тики города Москвы, префектурами административных округов города
Москвы провести комплексную и системную работу по предупреждению
конфликтных ситуаций на территории студенческих общежитий.
13. Предложить ректорам высших учебных заведений, входящих в
Совет ректоров вузов Москвы и Московской области, ввести в штатное
расписание администраций студенческих общежитий должность специа-
листа по воспитательной работе.
14. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации города Москвы:
14.1. При формировании Городской целевой программы создания
отечественных телефильмов на 2011-2013 гг. предусмотреть возмож-
ность производства телевизионного художественного фильма, посвя-
щенного теме межэтнического согласия.
14.2. При рассмотрении сценариев на производство телевизион-
ных художественных фильмов учитывать наличие в них примеров пози-
тивного межэтнического взаимодействия.
15. Департаменту культуры города Москвы при проведении обще-
городских мероприятий предусматривать акции, направленные на попу-
ляризацию национально-культурных традиций народов Российской Феде-
рации.
16. Просить ГУВД по г.Москве, УФМС России по г.Москве:
16.1. Оказывать содействие Рабочим группам и направить для
участия в них своих представителей.
16.2. Провести разъяснительную работу с личным составом с
целью недопущения со стороны сотрудников милиции в общении выска-
зываний и действий дискриминационного характера по признакам пола,
возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального,
имущественного или семейного положения, политических или религиоз-
ных предпочтений.
17. Просить Прокуратуру г.Москвы:
17.1. Усилить меры надзора за соблюдением прав и свобод чело-
века, принимать оперативные меры прокурорского реагирования в слу-
чае выявления ограничения прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
17.2. Ориентировать органы предварительного следствия на объ-
ективное и всестороннее расследование обстоятельств совершения
преступлений, обращая особое внимание на соответствие квалификации
виновных в противоправных действиях фактическим обстоятельствам
уголовного дела.
18. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам
межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 8 сентября 2009 г. N 945-ПП
Положение
о постоянно действующих межведомственных рабочих группах
при префектурах административных округов города Москвы
по вопросам межэтнических отношений, формирования
гражданской солидарности, противодействия экстремизму
в молодежной среде
1. Общие положения
1.1. Положение о постоянно действующих межведомственных рабо-
чих группах при префектурах административных округов города Москвы
по вопросам межэтнических отношений, формирования гражданской со-
лидарности, противодействия экстремизму в молодежной среде (да-
лее - Положение) разработано во исполнение постановления Пра-
вительства Москвы от 4 декабря 2007 г. N 1050-ПП "О городской
целевой программе "Столица многонациональной России" на 2008 -
2010 гг.".
1.2. Настоящее Положение определяет правовые и организацион-
ные основы деятельности межведомственных рабочих групп при префек-
турах административных округов города Москвы по вопросам межэтни-
ческих отношений, формирования гражданской солидарности, противо-
действия экстремизму в молодежной среде города Москвы (далее - Ра-
бочие группы), а также в целях содействия процессам межэтнической
интеграции, утверждения межнационального согласия и межконфессио-
нальной толерантности в молодежной среде на территории администра-
тивных округов города Москвы.
1.3. Рабочие группы осуществляют подготовку и проведение на
территории административных округов города Москвы мероприятий по
содействию процессам межэтнической интеграции, утверждению межна-
ционального согласия и межконфессиональной толерантности, а также
по профилактике локальных межэтнических конфликтов в молодежной
среде.
2. Основные понятия, используемые в Положении
2.1. Межэтнические отношения - межгрупповые или межличностные
отношения, определяемые принадлежностью их участников к той или
иной национальности.
2.2. Межэтнический конфликт - социальный межгрупповой конф-
ликт, в котором хотя бы одна из сторон самоорганизуется или моби-
лизуется по этническому принципу или от имени этнической общности.
2.3. Проявления ксенофобии (в сфере межэтнических отноше-
ний) - нетерпимость, враждебность или неприязнь к кому-либо или
чему-либо инокультурному, инонациональному.
2.4. Проявления экстремизма (в сфере межэтнических отношений):
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиоз-
ной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноцен-
ности человека по признаку его социальной, расовой, национальной,
религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и
гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной,
религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е"
части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибу-
тики или символики либо атрибутики или символики, сходных с на-
цистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо
массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а
равно их изготовление или хранение в целях массового распростране-
ния;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстре-
кательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их
организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предос-
тавления учебной, полиграфической и материально-технической базы,
телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;
- действия организаций либо физических лиц по планированию,
организации, подготовке и совершению действий, направленных на
возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.
2.5. Гражданская солидарность - осознание гражданами России
общей государственной и культурно-исторической общности вне зави-
симости от языковой, религиозной и этнической принадлежности на
основе уважения прав и свобод человека и гражданина. Может пони-
маться как антоним ксенофобии, которая проявляется в агрессивном
поведении, неприязни на бытовом уровне людей по отношению к предс-
тавителям иных этнических общностей.
2.6. Национальные общественные объединения - общественные
объединения, созданные в соответствии с федеральным законодатель-
ством, в том числе федеральными законами от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
"Об общественных объединениях", от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О на-
ционально-культурной автономии", от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О
некоммерческих организациях", и зарегистрированные в установленном
порядке в качестве юридических лиц, а также общественные объедине-
ния, действующие на территории города Москвы без регистрации в ка-
честве юридического лица и осуществляющие свою деятельность по за-
щите интересов и прав своих членов в национальной, культурной и
социальной сферах, а также иную деятельность, имеющую националь-
но-культурную направленность.
3. Организация работы Рабочих групп
3.1. Рабочая группа формируется на основании распоряжения
префектуры административного округа города Москвы и обеспечивает
координацию работы на территории административного округа города
Москвы.
3.2. Распоряжением префектуры утверждается состав Рабочей
группы, ее руководитель, порядок работы горячей линии (номер кон-
тактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты) для
приема обращений граждан и организаций по вопросам межэтнических
отношений, определяется механизм по информированию населения о де-
ятельности Рабочей группы через окружные и районные средства мас-
совой информации.
3.3. В состав Рабочей группы входят:
- члены экспертной группы при Комитете межрегиональных связей
и национальной политики города Москвы (профильные специалисты в
сфере этноконфликтологии и социологии, имеющие опыт решения межэт-
нических конфликтов);
- представители Департамента семейной и молодежной политики
города Москвы, Департамента образования города Москвы, Департамен-
та труда и занятости города Москвы, Комитета межрегиональных свя-
зей и национальной политики города Москвы, Комитета общественных
связей города Москвы;
- члены Совета по делам национальностей при Правительстве
Москвы;
- представители Общественного совета административного округа
города Москвы, профильных общественных организаций и объединений,
осуществляющих свою деятельность на территории административного
округа города Москвы;
- представители органов местного самоуправления;
- представители религиозных организаций;
- ответственные работники префектур и управ районов админист-
ративного округа города Москвы;
- специалисты органов исполнительной власти города Москвы,
курирующих работу организаций, привлекающих трудовых мигрантов;
- представители окружных отделений УФМС России по г.Москве;
- представители окружных подразделений ГУВД по г.Москве;
- представители других органов, учреждений и организаций по
согласованию.
3.4. Организационно-техническое обеспечение деятельности Ра-
бочей группы осуществляется префектурой административного округа
города Москвы при содействии Московского центра интеграции.
3.5. Место и дата проведения заседаний Рабочей группы опреде-
ляются ее руководителем.
3.6. Заседания Рабочей группы проводятся по мере необходимос-
ти, но не реже одного раза в квартал.
3.7. Заседание Рабочей группы считается правомочным, если на
нем присутствует не менее 2/3 от числа ее членов.
3.8. Заседания Рабочей группы оформляются протоколом, в кото-
ром отражается решение Рабочей группы по рассматриваемому вопросу.
Протокол подписывается секретарем Рабочей группы, утверждается ру-
ководителем Рабочей группы или его заместителем.
3.9. Решение Рабочей группы принимается большинством голосов
от числа присутствующих на заседании членов Рабочей группы.
3.10. Повестка дня очередного заседания Рабочей группы ут-
верждается на текущем заседании.
4. Основные задачи Рабочей группы
4.1. Мониторинг этноконтактной ситуации в административном
округе города Москвы.
4.2. Обобщение информации от граждан и организаций по вопро-
сам этноконтактной ситуации в молодежной среде.
4.3. Разработка предложений по содержательному наполнению ме-
роприятий на районном, окружном, межрайонном, межокружном и го-
родском уровнях, направленных на содействие процессам межэтничес-
кой интеграции, утверждения межнационального согласия, межконфес-
сиональной толерантности и профилактику локальных межэтнических
конфликтов в молодежной среде на территории административного ок-
руга города Москвы, в том числе:
- на формирование у различных групп единого представления об
общих позитивных подходах к решению насущных проблем общественного
взаимодействия в городском сообществе и совместных действиях по их
решению (в сфере организации досуга, развития социальной инфраст-
руктуры, обеспечения общественного порядка и т.п.);
- на привлечение к участию в мероприятиях представителей не-
формальных общинных структур этнических групп и групп, подвержен-
ных идеям агрессивного национализма, представителей разных сооб-
ществ, живущих в рамках единого территориального образования, с
целью создания канала обмена двусторонней объективной благожела-
тельной информацией, формирования сближающих целей в решении воп-
росов межэтнического взаимопонимания;
- на организацию волонтерского корпуса (добровольческого ак-
тива) в интересах реализации задач государственной национальной
политики в городе Москве в различных районах административного ок-
руга города Москвы.
4.4. Оперативное взаимодействие со средствами массовой инфор-
мации в целях объективного описания проводимых мероприятий и изло-
жения достоверных фактов о ситуации.
4.5. Оперативное реагирование на конфликтную ситуацию с целью
предотвращения ее эскалации.
5. Права Рабочей группы
Рабочая группа в соответствии со своими задачами имеет право:
5.1. Анализировать информацию правоохранительных органов о
правонарушениях на этнической почве на территории административно-
го округа города Москвы.
5.2. Запрашивать информацию у руководителей учебных заведе-
ний, находящихся на территории административного округа города
Москвы, о работе по снижению уровня этноконтактной напряженности
среди учащейся молодежи.
5.3. Проводить опросы жителей города Москвы и лиц, временно
пребывающих на территории города Москвы, по вопросам межэтническо-
го взаимодействия.
6. Меры ответственности и контроль
6.1. Рабочие группы ежеквартально направляют отчет о проде-
ланной работе, включая копии протоколов заседаний, в Комитет меж-
региональных связей и национальной политики города Москвы.
6.2. Члены Рабочих групп несут ответственность за нарушение
конфиденциальности полученных служебных сведений, в том числе по
степени социальной напряженности, согласно действующему законода-
тельству.
Верно: