Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 945-ПП от 8 сентября 2009 года

О дополнительных мерах по профилактике ксенофобии и этнополитического экстремизма в молодежной среде города Москвы

     В Правительстве Москвы предпринимаются  комплексные  меры  по
поддержанию  социальной стабильности в сфере межэтнических отноше-
ний.  Реализуются городские целевые программы "Столица многонацио-
нальной России" на 2008-2010 гг., утвержденная постановлением Пра-
вительства Москвы от 4 декабря 2007 г.  N 1050-ПП, "Молодежь Моск-
вы" (2007-2009  гг.),  утвержденная  постановлением  Правительства
Москвы  от 11 сентября 2007 г.  N 778-ПП,  в которых предусмотрены
разделы и мероприятия по профилактике ксенофобии и  экстремизма  в
молодежной среде.
     Вместе с тем реалии  экономической  и  социально-политической
ситуации в городе Москве оказывают негативное влияние на состояние
социальной стабильности в сфере межэтнических отношений и обуслов-
ливают необходимость корректировки в расстановке приоритетов и до-
полнительных мер по поддержанию гражданского мира в городе Москве.
     В целях повышения эффективности деятельности органов исполни-
тельной  власти  города Москвы по достижению целей государственной
национальной политики в молодежной среде Правительство Москвы пос-
тановляет:
     1. Создать  постоянно  действующие  межведомственные  рабочие
группы  при  префектурах административных округов города Москвы по
вопросам межэтнических отношений,  формирования гражданской  соли-
дарности,  противодействия экстремизму в молодежной среде (далее -
Рабочие группы).
     2. Утвердить Положение о постоянно действующих межведомствен-
ных рабочих группах при префектурах административных округов горо-
да Москвы по вопросам межэтнических отношений,  формирования граж-
данской солидарности,  противодействия  экстремизму  в  молодежной
среде (приложение).
     3. Установить,  что  финансирование  расходов на деятельность
Рабочих групп осуществляется в пределах текущих расходов префектур
административных округов города Москвы и средств, выделяемых Коми-
тету межрегиональных связей и национальной политики города  Москвы
на реализацию пункта 1 раздела 5 Городской целевой программы "Сто-
лица многонациональной России" на 2008-2010 гг.
     4. Признать  целесообразным  участие  в  деятельности Рабочих
групп на постоянной основе национальных и межнациональных  общест-
венных объединений, а также Департамента семейной и молодежной по-
литики города Москвы,  Департамента культуры города Москвы, Депар-
тамента образования города Москвы,  Департамента труда и занятости
населения города Москвы, Департамента физической культуры и спорта
города Москвы, Комитета общественных связей города Москвы, Главно-
го управления внутренних дел по городу  Москве,  Управления  Феде-
ральной миграционной службы по г.Москве.
     5. Руководителям правоохранительных органов, органов исполни-
тельной  власти  города  Москвы  (п.4) в течение месяца определить
уполномоченных представителей для работы в составе Рабочих групп и
представить  предложения префектам административных округов города
Москвы.
     6. Комитету  межрегиональных  связей  и национальной политики
города Москвы до 25 сентября 2009 г. создать на базе Государствен-
ного  учреждения  города Москвы "Московский дом национальностей" в
рамках штатного расписания и в качестве структурного подразделения
Московский центр  интеграции вместо Московского городского общест-
венного центра культуры мира.
     7. Возложить на Московский центр интеграции функции организа-
ционно-методического,  материально-технического  обеспечения  дея-
тельности Рабочих групп.
     8. Признать утратившими силу пункты  3,  4,  5  постановления
Правительства  Москвы от 30 ноября 1999 г.  N 1100 "Об утверждении
Комплексной городской программы "Москва на пути  к  культуре  мира
(основные  направления)" и создании Московского городского общест-
венного центра культуры мира".
     9. Префектурам  административных округов города Москвы:
     9.1. Определить состав Рабочих групп.
     9.2. Возложить  функции по руководству и контролю за деятель-
ностью Рабочих групп на  заместителей  префектов  административных
округов города Москвы.
     9.3. Совместно с Комитетом межрегиональных  связей  и  нацио-
нальной  политики города Москвы:
     - провести  мониторинг  этноконтактной  ситуации  по  каждому
району;
     - разработать окружные программы противодействия ксенофобии и
этнополитическому экстремизму с  учетом  специфики  этноконтактной
ситуации.
     9.4. Ежеквартально начиная с IV квартала 2009 г. направлять в
Комитет межрегиональных  связей  и  национальной  политики  города
Москвы информацию о проведении в округе мероприятий по профилакти-
ке ксенофобии и развитию межэтнического взаимопонимания.
     10. Комитету  межрегиональных  связей и национальной политики
города Москвы:
     10.1. Разработать и представить в первом полугодии 2010 г.  в
установленном порядке в Правительство Москвы проект концепции реа-
лизации государственной национальной политики в городе Москве.
     10.2. Обеспечить взаимодействие Рабочих групп с органами  ис-
полнительной власти города Москвы,  Московским центром интеграции,
Советом по делам национальностей при Правительстве Москвы,  Союзом
студенческих землячеств и координацию их совместной работы.
     10.3. Обеспечить широкое обсуждение в обществе, в том числе в
сети Интернет,  нравственных ориентиров и моральных основ московс-
кого городского сообщества с целью выработки и последующего  расп-
ространения  рекомендательного  свода общественных нормативов пов-
седневного поведения в городе Москве.
     10.4. Осуществлять взаимодействие с изданиями,  ориентирован-
ными на молодежную среду,  с целью способствования  утверждению  в
молодежном  сообществе принципов гражданской солидарности и межна-
ционального согласия.
     10.5. Совместно с Департаментом семейной и молодежной полити-
ки города Москвы и Комитетом общественных связей города Москвы ор-
ганизовать  и  провести  форум  общественных объединений молодежи,
приуроченный ко Дню народного единства, с целью выработки и приня-
тия  документа о сотрудничестве институтов гражданского общества в
деле укрепления гражданского мира и межнационального согласия.
     10.6. Совместно с Комитетом по телекоммуникациям и  средствам
массовой  информации города Москвы проводить регулярный мониторинг
средств массовой информации на предмет наличия ксенофобии для при-
нятия мер в установленном законодательством порядке.
     10.7. Совместно с Комитетом по связям с религиозными  органи-
зациями города Москвы привлекать представителей основных конфессий
к участию в мероприятиях,  связанных с профилактикой ксенофобии  и
экстремизма.
     11. Департаменту образования города Москвы:
     11.1. В  организации работы органов ученического самоуправле-
ния уделять особое внимание формированию среди  детей  и  учащейся
молодежи идей межнационального согласия и гражданской солидарности
через школьные службы примирения,  деятельность которых направлена
на профилактику конфликтных ситуаций,  в том числе  на  этнической
почве.
     11.2. Совместно  с  Государственным учреждением города Москвы
"Московский дом национальностей" обеспечить проведение в общеобра-
зовательных  учреждениях  системы  Департамента образования города
Москвы вечеров, фестивалей, смотров национальных культур, способс-
твующих развитию межэтнической толерантности,  с участием предста-
вителей  родительской  общественности,  национальных  общественных
объединений.
     11.3. Организовать проведение на регулярной основе в  образо-
вательных  учреждениях  системы  Департамента  образования  города
Москвы уроков интернационального воспитания.
     11.4. Совместно с Общественной палатой по образованию в горо-
де Москве,  Городским советом молодых педагогов, Советом родитель-
ской общественности г.Москвы обсудить и разработать меры по профи-
лактике проявлений ксенофобии и экстремизма среди учащихся  города
Москвы.
     11.5. Совместно с Комитетом межрегиональных связей  и  нацио-
нальной политики города Москвы:
     - разработать методическое пособие "Формы и  методы  противо-
действия ксенофобии и этнополитическому экстремизму" для координа-
торов работы с  молодежью  органов  исполнительной  власти  города
Москвы и городских организаций;
     - обеспечить проведение курсов для педагогических  работников
общеобразовательных  учреждений  системы  Департамента образования
города Москвы по теме интернационального воспитания.
     12. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы
совместно с Комитетом межрегиональных связей и национальной  поли-
тики  города Москвы,  префектурами административных округов города
Москвы провести комплексную и системную работу  по  предупреждению
конфликтных ситуаций на территории студенческих общежитий.
     13. Предложить ректорам высших учебных заведений,  входящих в
Совет ректоров вузов Москвы и Московской области, ввести в штатное
расписание администраций студенческих общежитий должность  специа-
листа по воспитательной работе.
     14. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации города Москвы:
     14.1. При  формировании  Городской целевой программы создания
отечественных телефильмов на 2011-2013 гг.  предусмотреть  возмож-
ность  производства телевизионного художественного фильма,  посвя-
щенного теме межэтнического согласия.
     14.2. При  рассмотрении сценариев на производство телевизион-
ных художественных фильмов учитывать наличие в них примеров  пози-
тивного межэтнического взаимодействия.
     15. Департаменту  культуры города Москвы при проведении обще-
городских мероприятий предусматривать акции, направленные на попу-
ляризацию национально-культурных традиций народов Российской Феде-
рации.
     16. Просить ГУВД по г.Москве, УФМС России по г.Москве:
     16.1. Оказывать  содействие  Рабочим  группам и направить для
участия в них своих представителей.
     16.2. Провести  разъяснительную  работу  с  личным составом с
целью недопущения со стороны сотрудников милиции в общении  выска-
зываний и действий дискриминационного характера по признакам пола,
возраста,  расы,  национальности, языка, гражданства, социального,
имущественного или семейного положения, политических или религиоз-
ных предпочтений.
     17. Просить Прокуратуру г.Москвы:
     17.1. Усилить меры надзора за соблюдением прав и свобод чело-
века, принимать оперативные меры прокурорского реагирования в слу-
чае выявления ограничения прав граждан  по  признакам  социальной,
расовой,  национальной,  языковой  или религиозной принадлежности.
     17.2. Ориентировать органы предварительного следствия на объ-
ективное  и  всестороннее  расследование  обстоятельств совершения
преступлений, обращая особое внимание на соответствие квалификации
виновных  в противоправных  действиях фактическим  обстоятельствам
уголовного дела.
     18. Контроль  за  выполнением настоящего постановления возло-
жить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам
межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                             Приложение
                             к постановлению Правительства Москвы
                             от 8 сентября 2009 г. N 945-ПП




                            Положение
     о постоянно действующих межведомственных рабочих группах
      при префектурах административных округов города Москвы
        по вопросам межэтнических отношений,  формирования
      гражданской солидарности, противодействия экстремизму
                        в молодежной среде




     1. Общие положения

     1.1. Положение о постоянно действующих межведомственных рабо-
чих группах при префектурах административных округов города Москвы
по вопросам межэтнических отношений,  формирования гражданской со-
лидарности,  противодействия  экстремизму в молодежной  среде (да-
лее - Положение)  разработано  во  исполнение  постановления  Пра-
вительства  Москвы  от 4 декабря  2007 г.  N 1050-ПП  "О городской
целевой  программе  "Столица  многонациональной  России" на 2008 -
2010 гг.".
     1.2. Настоящее  Положение определяет правовые и организацион-
ные основы деятельности межведомственных рабочих групп при префек-
турах  административных округов города Москвы по вопросам межэтни-
ческих отношений,  формирования гражданской солидарности, противо-
действия экстремизму в молодежной среде города Москвы (далее - Ра-
бочие группы),  а также в целях содействия процессам межэтнической
интеграции,  утверждения межнационального согласия и межконфессио-
нальной толерантности в молодежной среде на территории администра-
тивных округов города Москвы.
     1.3. Рабочие группы осуществляют подготовку и  проведение  на
территории  административных  округов города Москвы мероприятий по
содействию процессам межэтнической интеграции,  утверждению межна-
ционального согласия и межконфессиональной толерантности,  а также
по профилактике локальных межэтнических  конфликтов  в  молодежной
среде.

     2. Основные понятия,  используемые в Положении

     2.1. Межэтнические отношения - межгрупповые или межличностные
отношения,  определяемые принадлежностью их участников к  той  или
иной национальности.
     2.2. Межэтнический конфликт - социальный  межгрупповой  конф-
ликт,  в котором хотя бы одна из сторон самоорганизуется или моби-
лизуется по этническому принципу или от имени этнической общности.
     2.3. Проявления  ксенофобии  (в сфере  межэтнических  отноше-
ний) -  нетерпимость,  враждебность  или неприязнь к кому-либо или
чему-либо инокультурному, инонациональному.
     2.4. Проявления экстремизма (в сфере межэтнических отношений):
     - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиоз-
ной розни;
     - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноцен-
ности человека по признаку его социальной,  расовой, национальной,
религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
     - нарушение прав,  свобод и  законных  интересов  человека  и
гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной,
религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
     - совершение преступлений по мотивам,  указанным в пункте "е"
части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
     - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской  атрибу-
тики  или  символики либо атрибутики или символики,  сходных с на-
цистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
     - публичные  призывы  к  осуществлению  указанных деяний либо
массовое распространение  заведомо  экстремистских  материалов,  а
равно их изготовление или хранение в целях массового распростране-
ния;
     - организация и подготовка указанных деяний, а также подстре-
кательство к их осуществлению;
     - финансирование  указанных  деяний либо иное содействие в их
организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предос-
тавления учебной,  полиграфической и материально-технической базы,
телефонной и иных видов связи или оказания  информационных  услуг;
     - действия  организаций  либо физических лиц по планированию,
организации,  подготовке и совершению  действий,  направленных  на
возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.
     2.5. Гражданская солидарность - осознание  гражданами  России
общей  государственной и культурно-исторической общности вне зави-
симости от языковой,  религиозной и этнической  принадлежности  на
основе  уважения прав и свобод человека и гражданина.  Может пони-
маться как антоним ксенофобии,  которая проявляется в  агрессивном
поведении, неприязни на бытовом уровне людей по отношению к предс-
тавителям иных этнических общностей.
     2.6. Национальные  общественные  объединения  -  общественные
объединения,  созданные в соответствии с федеральным законодатель-
ством, в том числе федеральными законами от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
"Об общественных объединениях",  от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О на-
ционально-культурной автономии",  от 12 января 1996 г.  N 7-ФЗ  "О
некоммерческих организациях", и зарегистрированные в установленном
порядке в качестве юридических лиц, а также общественные объедине-
ния, действующие на территории города Москвы без регистрации в ка-
честве юридического лица и осуществляющие свою деятельность по за-
щите  интересов  и прав своих членов в национальной,  культурной и
социальной сферах,  а также иную деятельность,  имеющую националь-
но-культурную направленность.

     3. Организация работы Рабочих групп

     3.1. Рабочая группа  формируется  на  основании  распоряжения
префектуры административного округа города Москвы  и  обеспечивает
координацию  работы  на территории административного округа города
Москвы.
     3.2. Распоряжением  префектуры  утверждается  состав  Рабочей
группы, ее руководитель,  порядок работы горячей линии (номер кон-
тактного  телефона,  почтовый адрес и адрес электронной почты) для
приема обращений граждан и организаций по  вопросам  межэтнических
отношений, определяется механизм по информированию населения о де-
ятельности Рабочей группы через окружные и районные средства  мас-
совой информации.
     3.3. В состав Рабочей группы входят:
     - члены экспертной группы при Комитете межрегиональных связей
и национальной политики города Москвы  (профильные  специалисты  в
сфере этноконфликтологии и социологии, имеющие опыт решения межэт-
нических конфликтов);
     - представители  Департамента  семейной и молодежной политики
города Москвы, Департамента образования города Москвы, Департамен-
та труда и занятости города Москвы,  Комитета межрегиональных свя-
зей и  национальной политики города Москвы,  Комитета общественных
связей города Москвы;
     - члены Совета по  делам  национальностей  при  Правительстве
Москвы;
     - представители Общественного совета административного округа
города Москвы,  профильных общественных организаций и объединений,
осуществляющих свою деятельность на  территории  административного
округа города Москвы;
     - представители органов местного самоуправления;
     - представители религиозных организаций;
     - ответственные работники префектур и управ районов админист-
ративного округа города Москвы;
     - специалисты органов исполнительной  власти  города  Москвы,
курирующих работу организаций, привлекающих трудовых мигрантов;
     - представители окружных отделений УФМС России по г.Москве;
     - представители окружных подразделений ГУВД по г.Москве;
     - представители других органов,  учреждений и организаций  по
согласованию.
     3.4. Организационно-техническое обеспечение деятельности  Ра-
бочей  группы  осуществляется префектурой административного округа
города Москвы при содействии Московского центра  интеграции.
     3.5. Место и дата проведения заседаний Рабочей группы опреде-
ляются ее руководителем.
     3.6. Заседания Рабочей группы проводятся по мере необходимос-
ти, но не реже одного раза в квартал.
     3.7. Заседание Рабочей группы считается правомочным,  если на
нем присутствует не менее 2/3 от числа ее членов.
     3.8. Заседания Рабочей группы оформляются протоколом, в кото-
ром отражается решение Рабочей группы по рассматриваемому вопросу.
Протокол подписывается секретарем Рабочей группы, утверждается ру-
ководителем Рабочей группы или его заместителем.
     3.9. Решение  Рабочей группы принимается большинством голосов
от числа присутствующих на заседании членов Рабочей группы.
     3.10. Повестка  дня  очередного  заседания Рабочей группы ут-
верждается на текущем заседании.

     4. Основные задачи Рабочей группы

     4.1. Мониторинг этноконтактной  ситуации  в  административном
округе города Москвы.
     4.2. Обобщение информации от граждан и организаций по  вопро-
сам  этноконтактной ситуации в молодежной среде.
     4.3. Разработка предложений по содержательному наполнению ме-
роприятий на районном,  окружном,  межрайонном,  межокружном и го-
родском уровнях,  направленных на содействие процессам межэтничес-
кой интеграции,  утверждения межнационального согласия, межконфес-
сиональной толерантности и  профилактику  локальных  межэтнических
конфликтов  в молодежной среде на территории административного ок-
руга города Москвы,  в том числе:
     - на  формирование у различных групп единого представления об
общих позитивных подходах к решению насущных проблем общественного
взаимодействия в городском сообществе и совместных действиях по их
решению (в сфере организации досуга,  развития социальной инфраст-
руктуры, обеспечения общественного порядка и т.п.);
     - на привлечение к участию в мероприятиях представителей  не-
формальных общинных структур этнических групп и групп,  подвержен-
ных идеям агрессивного национализма,  представителей разных  сооб-
ществ,  живущих  в рамках единого территориального образования,  с
целью создания канала обмена двусторонней  объективной  благожела-
тельной информацией,  формирования сближающих целей в решении воп-
росов межэтнического взаимопонимания;
     - на  организацию волонтерского корпуса (добровольческого ак-
тива) в интересах реализации  задач  государственной  национальной
политики в городе Москве в различных районах административного ок-
руга города Москвы.
     4.4. Оперативное взаимодействие со средствами массовой инфор-
мации в целях объективного описания проводимых мероприятий и изло-
жения достоверных фактов о ситуации.
     4.5. Оперативное реагирование на конфликтную ситуацию с целью
предотвращения ее эскалации.

     5. Права Рабочей группы

     Рабочая группа в соответствии со своими задачами имеет право:
     5.1. Анализировать информацию  правоохранительных  органов  о
правонарушениях на этнической почве на территории административно-
го округа города Москвы.

     5.2. Запрашивать  информацию  у руководителей учебных заведе-
ний,  находящихся на территории  административного  округа  города
Москвы,  о  работе по снижению уровня этноконтактной напряженности
среди учащейся молодежи.
     5.3. Проводить опросы жителей города Москвы и  лиц,  временно
пребывающих на территории города Москвы, по вопросам межэтническо-
го взаимодействия.

     6. Меры ответственности и контроль

     6.1. Рабочие  группы  ежеквартально направляют отчет о проде-
ланной работе,  включая копии протоколов заседаний, в Комитет меж-
региональных  связей  и национальной политики города Москвы.
     6.2. Члены Рабочих групп несут ответственность  за  нарушение
конфиденциальности  полученных служебных сведений,  в том числе по
степени социальной напряженности,  согласно действующему законода-
тельству.





                              Верно: