В целях создания условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в городе
Москве, во исполнение постановления Правительства Москвы от 15 ап-
реля 2008 г. N 302-ПП "О подпрограмме "Совершенствование работы с
детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
в городе Москве" на 2008-2009 годы Комплексной целевой программы
"Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жиз-
недеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы" Правительство
Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" (приложе-
ние).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона в
установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецо-
ву Л.И. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Виногра-
дова В.Ю.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 8 сентября 2009 г. N 977-ПП
ПРОЕКТ
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией
права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование
любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и
возможностями в целях социальной адаптации и интеграции (реинтег-
рации) указанных лиц в общество, включая приобретение ими навыков
самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессио-
нальной, деятельности и семейной жизни.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на:
1) детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном
порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ог-
раничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специаль-
ных условий обучения (воспитания), а также лиц из их числа в воз-
расте старше 18 лет, обучающихся по программам начального профес-
сионального, среднего профессионального, высшего профессионального
образования;
2) родителей (законных представителей) детей с ограниченными
возможностями здоровья, а также родителей (законных представите-
лей) лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте старше
18 лет, обучающихся по программам начального профессионального,
среднего профессионального, высшего профессионального образования;
3) педагогических и иных работников, участвующих в осущест-
влении образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, а
также педагогических работников из числа лиц с ограниченными воз-
можностями здоровья;
4) органы государственной власти города Москвы, государствен-
ные образовательные учреждения города Москвы (далее - государс-
твенные образовательные учреждения) и негосударственные образова-
тельные организации, их должностных лиц, объединения юридических
лиц, общественные и государственно-общественные объединения, а
также иных лиц, осуществляющих деятельность в области образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Закона применяются следующие понятия:
1) ограничение возможностей здоровья - любая утрата психичес-
кой, физиологической или анатомической структуры или функции, либо
отклонение от нее, влекущие полное или частичное ограничение спо-
собности или возможности осуществлять ту или иную деятельность та-
ким образом и в том объеме, которые считаются нормальными для че-
ловека при прочих равных возрастных, социальных, средовых и иных
факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или
восстановления утраченной функции ограничение возможностей здо-
ровья может быть постоянным или временным;
2) специальные условия обучения (воспитания) - специальные об-
разовательные программы и методы обучения, учебники, учебные посо-
бия и дидактические и наглядные материалы, технические средства
обучения коллективного и индивидуального пользования (включая спе-
циальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реали-
зации образовательных программ, а также педагогические, психоло-
го-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспе-
чивающие безбарьерную среду образования и жизнедеятельности, без
которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными
возможностями здоровья невозможно (затруднено);
3) инклюзивное образование - совместное обучение и (или) вос-
питание, включая организацию совместных учебных занятий, досуга,
различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений;
4) обучение на дому - освоение образовательных программ лицом,
по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образо-
вательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому
педагогическими работниками соответствующих государственных обра-
зовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Статья 3. Обеспечение государственных гарантий права лиц с
ограниченными возможностями здоровья на получение
образования
1. Органы государственной власти города Москвы создают усло-
вия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья
образования любого уровня в государственных образовательных учреж-
дениях в соответствии с федеральным законодательством, законами и
иными нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе:
1) бесплатное обследование психолого-медико-педагогической
комиссией;
2) бесплатную квалифицированную психолого-медико-педагогичес-
кую коррекцию ограничений возможностей здоровья с момента их обна-
ружения независимо от степени их выраженности в соответствии с ме-
дицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педаго-
гической комиссии;
3) создание в государственных образовательных учреждениях
специальных условий обучения (воспитания) для лиц с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с психолого-педагогическими
и медицинскими показаниями (противопоказаниями), медицинским зак-
лючением и (или) заключением психолого-медико-педагогической ко-
миссии;
4) создание условий для физической реабилитации и социальной
адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья с использова-
нием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в
соответствии с федеральным законодательством, законами и иными
нормативными правовыми актами города Москвы и с учетом их индиви-
дуальных способностей и состояния здоровья;
5) возможность с учетом медицинских рекомендаций и (или) ре-
комендаций психолого-медико-педагогической комиссии получить обра-
зование в любых государственных образовательных учреждениях, в
формах, предусмотренных федеральным законодательством, законами и
иными нормативными правовыми актами города Москвы;
6) обеспечение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возмож-
ностями здоровья компьютерной техникой и средствами связи (Интер-
нет) при получении образования на дому с использованием дистанци-
онных образовательных технологий;
7) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими
показаниями транспортными средствами на период получения образова-
ния для доставки в государственное образовательное учреждение;
8) возможность пользования услугами сурдопереводчиков, помощ-
ников;
9) возможность обучения по дополнительным образовательным
программам и получения дополнительных образовательных коррекцион-
ных услуг;
10) возможность освоения основных и дополнительных профессио-
нальных образовательных программ с учетом индивидуальных психофи-
зических особенностей и возможностей на основе выбора профиля тру-
да;
11) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с
полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в по-
рядке, установленном федеральным законодательством, законами и
иными нормативными правовыми актами города Москвы;
12) иные права и гарантии в соответствии с федеральным зако-
нодательством, законами и иными нормативными правовыми актами го-
рода Москвы.
2. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают
организацию информационно-просветительской работы с гражданами в
целях формирования позитивных представлений о лицах с ограниченны-
ми возможностями здоровья и недопущение их дискриминации во всех
сферах жизни.
3. Органы государственной власти города Москвы принимают и
реализуют совместные программы и проводят совместные мероприятия,
направленные на охрану здоровья граждан, профилактику инвалиднос-
ти, совершенствование образования лиц с ограниченными возможностя-
ми здоровья, их социальную адаптацию, медико-социальную реабилита-
цию лиц с ограниченными возможностями здоровья на основании инди-
видуальной программы реабилитации или медицинского заключения,
обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возмож-
ностями здоровья к объектам социальной, транспортной и инженерной
инфраструктуры города Москвы. Для координации этой деятельности,
обмена информацией и опытом могут создаваться межведомственные ко-
миссии.
4. Организационной основой политики города Москвы в области
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья являются
городские целевые программы.
Статья 4. Участие родителей (законных представителей) в обра-
зовании лиц с ограниченными возможностями здоровья
Органы государственной власти города Москвы создают условия,
обеспечивающие возможность родителей (законных представителей) лиц
с ограниченными возможностями здоровья:
1) выбирать образовательное учреждение (с учетом заключения
учреждения здравоохранения и (или) заключения (рекомендаций) пси-
холого-медико-педагогической комиссии);
2) выбирать формы получения образования (с учетом заключения
учреждения здравоохранения и (или) заключения (рекомендаций) пси-
холого-медико-педагогической комиссии);
3) присутствовать при обследовании ребенка в психолого-меди-
ко-педагогической комиссии, обсуждать результаты обследования,
знакомиться с заключением, оспаривать заключение в установленном
порядке;
4) участвовать в разработке и реализации индивидуального
учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения;
5) посещать по согласованию с администрацией образовательного
учреждения занятия в образовательных учреждениях в целях участия в
процессе обучения и воспитания лица с ограниченными возможностями
здоровья;
6) получать консультации по вопросам образования ребенка с
ограниченными возможностями здоровья по месту его воспитания и
обучения, а также в психолого-медико-педагогических комиссиях и
учреждениях, оказывающих психолого-педагогическую и медико-соци-
альную помощь;
7) участвовать в управлении образовательным учреждением;
8) получать возмещение затрат на обучение ребенка в семье в
размерах, определяемых нормативами финансовых затрат на одного
обучающегося в государственных образовательных учреждениях соот-
ветствующего типа и вида;
9) пользоваться иными правами и гарантиями в соответствии с
федеральным законодательством, законами и иными нормативными пра-
вовыми актами города Москвы.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОС-
ТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья 5. Инклюзивное образование
1. Органы государственной власти города Москвы создают в го-
сударственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного
образования путем:
1) открытия класса (группы) для лиц с ограниченными возмож-
ностями здоровья;
2) совместного обучения в одном классе (группе) лиц с ограни-
ченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограниче-
ний.
2. В целях преодоления ограничений возможностей здоровья обу-
чающимся предоставляется квалифицированная психолого-медико-педа-
гогическая коррекция таких ограничений.
3. Предоставление квалифицированной психолого-медико-педаго-
гической коррекции ограничений возможностей здоровья осуществляет-
ся непосредственно в государственном образовательном учреждении,
если число лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся
по очной форме обучения, составляет свыше 6 человек. Если число
таких обучающихся составляет менее 6 человек, квалифицированная
коррекция ограничений возможностей здоровья осуществляется на ос-
нове договора с государственным образовательным учреждением для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждени-
ем. Примерная форма договора утверждается уполномоченным органом
исполнительной власти города Москвы в области образования.
4. Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья в
конкретном государственном образовательном учреждении, обучающихся
по очной форме обучения, не должно превышать 10 процентов от обще-
го числа обучающихся, воспитанников данного учреждения. В одном
классе (группе) могут обучаться не более трех лиц с ограниченными
возможностями здоровья определенной категории.
5. Деятельность классов (групп) для лиц с ограниченными воз-
можностями здоровья по реализации соответствующих образовательных
программ, включая разработку требований к приему, наполняемости,
содержанию образования и к организации образовательного процесса,
предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся (вос-
питанникам) и работникам, осуществляется в соответствии с феде-
ральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми
актами города Москвы об аналогичных видах образовательных учрежде-
ний.
6. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих
возможности обучаться по очной форме обучения, создаются условия
для получения образования в иных формах, в том числе с использова-
нием дистанционных образовательных технологий.
Статья 6. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляю-
щие квалифицированную коррекцию отклонений в физи-
ческом и психическом развитии воспитанников, и спе-
циальные (коррекционные) образовательные учреждения
1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе
Москве создаются дошкольные образовательные учреждения, осущест-
вляющие квалифицированную коррекцию ограничений возможностей здо-
ровья, а также специальные (коррекционные) образовательные учреж-
дения.
2. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие ква-
лифицированную коррекцию ограничений возможностей здоровья, созда-
ются для лиц:
1) с нарушением слуха - глухих, слабослышащих и позднооглох-
ших;
2) с нарушениями зрения - слепых, слабовидящих и поздноослеп-
ших, с косоглазием и амблиопией;
3) с нарушениями речи - общим недоразвитием речи разной этио-
логии, недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, заика-
нием и иными нарушениями речи;
4) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
5) с задержкой психического развития разного генеза;
6) с умственной отсталостью, в том числе с выраженной умс-
твенной отсталостью;
7) со сложными дефектами, в том числе со слепоглухотой;
8) с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
9) с хроническими соматическими или инфекционными заболевани-
ями;
10) с иными нарушениями в развитии.
3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения
создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, сла-
бовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями ре-
чи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психи-
ческого развития, для умственно отсталых и других детей с ограни-
ченными возможностями здоровья.
4. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие ква-
лифицированную коррекцию ограничений возможностей здоровья, а так-
же специальные (коррекционные) образовательные учреждения могут
создаваться для совместного обучения лиц с различными ограничения-
ми возможностей здоровья, если это не препятствует успешному осво-
ению образовательных программ и для такого обучения нет медицинс-
ких противопоказаний.
5. В дошкольных образовательных учреждениях, осуществляющих
квалифицированную коррекцию ограничений возможностей здоровья, а
также специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осу-
ществляется целенаправленная работа по психолого-медико-педагоги-
ческой коррекции ограничений возможностей здоровья обучающихся,
воспитанников и их социальной интеграции через общеобразовательную
и допрофессиональную подготовку и средствами дополнительного обра-
зования.
6. В дошкольных образовательных учреждениях, осуществляющих
квалифицированную коррекцию ограничений возможностей здоровья, а
также специальных (коррекционных) образовательных учреждениях мо-
гут открываться группы кратковременного пребывания или создаваться
специальные образовательные подразделения для осуществления по
профилю учреждения квалифицированной психолого-медико-педагогичес-
кой коррекции ограничений возможностей здоровья и социальной ин-
теграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в
других образовательных учреждениях, в условиях стационарного ле-
чебного учреждения, на дому, а также в иных формах получения обра-
зования.
7. Специалисты дошкольных образовательных учреждений, осу-
ществляющих квалифицированную коррекцию ограничений возможностей
здоровья, и специальных (коррекционных) образовательных учреждений
оказывают консультационную помощь педагогическим работникам иных
образовательных учреждений и родителям (законным представителям)
по вопросам воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностя-
ми здоровья. Порядок оказания такой помощи определяется уполномо-
ченным органом исполнительной власти города Москвы в области обра-
зования.
Статья 7. Обучение на дому
1. Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не
посещающих образовательные учреждения, органами государственной
власти города Москвы создаются условия для обучения на дому. Пере-
чень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому,
определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Рос-
сийской Федерации.
2. Обучение на дому осуществляется образовательными учрежде-
ниями на основании заключения учреждения здравоохранения - в отно-
шении детей, страдающих соматическими заболеваниями, в остальных
случаях - на основании заключения психолого-медико-педагогической
комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы.
3. Обучение на дому организуется на основе договора между ор-
ганами государственной власти города Москвы, осуществляющими уп-
равление в сфере образования, образовательным учреждением, обучаю-
щимся и (или) его законными представителями. Примерная форма дого-
вора об обучении на дому утверждается уполномоченным органом ис-
полнительной власти города Москвы в области образования.
4. Лицам, обучающимся на дому с использованием дистанционных
образовательных технологий, на период получения образования пре-
доставляются средства компьютерной техники, связи и программное
обеспечение за счет средств бюджета города Москвы.
5. Квалифицированная коррекция ограничений возможностей здо-
ровья лиц, обучающихся на дому, осуществляется на основе договора
с государственным образовательным учреждением для детей, нуждаю-
щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или
специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Примерная
форма договора утверждается уполномоченным органом исполнительной
власти города Москвы в области образования.
Статья 8. Обучение в условиях стационарного лечебного учреж-
дения
1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, находящих-
ся на длительном (более чем 21 день) лечении в стационарных лечеб-
ных учреждениях, органами государственной власти города Москвы
создаются условия для обучения в соответствии с образовательными
программами соответствующего уровня в условиях стационарного ле-
чебного учреждения.
2. Организационные вопросы обучения регулируются договором
между стационарным лечебным учреждением и государственным образо-
вательным учреждением, реализующим образовательные программы соот-
ветствующего уровня, как правило, расположенном в непосредственной
близости к стационарному лечебному учреждению.
3. Примерная форма договора об организации обучения в услови-
ях стационарного лечебного учреждения утверждается уполномоченным
органом исполнительной власти города Москвы в области образования.
4. Квалифицированная коррекция ограничений возможностей здо-
ровья лиц, обучающихся в условиях стационарного лечебного учрежде-
ния, осуществляется на основе договора с государственным образова-
тельным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагоги-
ческой и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным)
образовательным учреждением.
5. Примерная форма договора с государственным образовательным
учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образо-
вательным учреждением утверждается уполномоченным органом исполни-
тельной власти города Москвы в области образования.
Статья 9. Обучение лиц с ограниченными возможностями здо-
ровья, проживающих в стационарных учреждениях со-
циального обслуживания
1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживаю-
щих в стационарных учреждениях социального обслуживания, органами
государственной власти города Москвы создаются условия для обуче-
ния в соответствии с образовательными программами соответствующего
уровня путем организации в стационарных учреждениях социального
обслуживания специальных классов (групп) и мастерских трудового
обучения в порядке, установленном федеральным законодательством,
законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Организационные вопросы обучения регулируются договором
между стационарным учреждением социального обслуживания и госу-
дарственным образовательным учреждением, реализующим образователь-
ные программы соответствующего уровня, как правило, расположенном
в непосредственной близости к стационарному учреждению.
3. Примерная форма договора об организации обучения в услови-
ях стационарного учреждения утверждается уполномоченным органом
исполнительной власти города Москвы в области образования.
4. Квалифицированная коррекция ограничений возможностей здо-
ровья лиц, проживающих в стационарных учреждениях социального обс-
луживания, осуществляется данными учреждениями.
Статья 10. Профессиональное образование и трудоустройство лиц
с ограниченными возможностями здоровья
1. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают
право граждан с ограниченными возможностями здоровья получить в
государственных образовательных учреждениях начальное профессио-
нальное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, допол-
нительное профессиональное образование, профессиональную подготов-
ку в соответствии с уровнем имеющейся общеобразовательной или про-
фессиональной подготовки путем формирования государственных зада-
ний на подготовку кадров и обеспечения образовательного процесса
адекватными материально-техническими, дидактическими и методичес-
кими средствами обучения с учетом специфики ограничений возможнос-
тей здоровья и медицинских показаний к обучению и труду.
2. Государственные образовательные учреждения начального и
среднего профессионального образования, государственные образова-
тельные учреждения высшего профессионального образования осущест-
вляют психолого-медико-педагогическую коррекцию ограничений воз-
можностей здоровья обучающихся, направленную на восстановление или
компенсацию нарушенных функций.
3. При освоении основных и дополнительных профессиональных
образовательных программ с использованием дистанционных образова-
тельных технологий лицам с ограниченными возможностями здоровья на
период получения образования предоставляются средства компьютерной
техники, связи и программное обеспечение за счет средств бюджета
города Москвы.
4. Органы государственной власти города Москвы принимают меры
по трудоустройству граждан с ограниченными возможностями здоровья
по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и
(или) профессиональной подготовкой в порядке, установленном феде-
ральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми
актами города Москвы, путем предоставления услуг по профессиональ-
ной ориентации и адаптации, создания дополнительных рабочих мест и
специализированных организаций, резервирования и квотирования ра-
бочих мест с учетом вариантов трудового прогноза лиц с ограничен-
ными возможностями здоровья, предоставления субсидий предприятиям
и организациям, применяющим труд лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Статья 11. Психолого-медико-педагогические комиссии
1. В целях выявления детей с ограниченными возможностями здо-
ровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного
обследования и подготовки рекомендаций по оказанию им психоло-
го-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспи-
тания органами государственной власти города Москвы, осуществляю-
щими управление в сфере образования, создаются центральная и тер-
риториальные психолого-медико-педагогические комиссии.
2. Порядок организации и основные направления деятельности
психолого-медико-педагогических комиссий определяются в соответс-
твии с федеральным законодательством.
3. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии, со-
держащее рекомендации по созданию специальных условий для обучения
(воспитания), обязательно для исполнения образовательными учрежде-
ниями и организациями.
Статья 12. Комплексная психолого-педагогическая и медико-со-
циальная помощь лицам с ограниченными возможнос-
тями здоровья
1. Государственные образовательные учреждения для детей, нуж-
дающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
специальные (коррекционные) образовательные учреждения, и дошколь-
ные образовательные учреждения, осуществляющие квалифицированную
коррекцию ограничений возможностей здоровья, предоставляют лицам с
ограниченными возможностями здоровья и их семьям комплексную пси-
холого-педагогическую и медико-социальную помощь, направленную на:
1) выявление, психолого-медико-педагогическую диагностику и
коррекцию ограничений возможностей здоровья;
2) оценку психо-социального развития и изучение средовых фак-
торов;
3) разработку индивидуальных учебных программ и организацию
индивидуальных и (или) групповых занятий для лиц со сложными и
(или) тяжелыми ограничениями возможностей здоровья, направленных
на формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых
навыков, навыков общения;
4) осуществление психолого-педагогической поддержки лиц с ог-
раниченными возможностями здоровья и членов их семей;
5) консультативно-диагностическую и методическую помощь роди-
телям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями
здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;
6) информационную и методическую поддержку педагогических ра-
ботников и иных специалистов образовательных учреждений, в которых
обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья;
7) реализацию комплексной системы мероприятий по социальной
адаптации и профессиональной ориентации лиц с ограниченными воз-
можностями здоровья.
Статья 13. Служба ранней помощи
1. В государственных дошкольных образовательных учреждениях и
образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего
школьного возраста, осуществляющих квалифицированную коррекцию ог-
раничений возможностей здоровья, а также в образовательных учреж-
дениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и меди-
ко-социальной помощи, в целях оказания комплексной психолого-педа-
гогической и медико-социальной помощи лицам с ограниченными воз-
можностями здоровья в младенческом и раннем детском возрасте с мо-
мента выявления у них признаков утраты психической, физиологичес-
кой или анатомической структуры или функции, либо отклонения от
нее, может создаваться служба ранней помощи.
2. Основные направления деятельности службы ранней помощи:
1) проведение психолого-медико-педагогического обследования
детей;
2) оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям
и психолого-педагогической поддержки их семьям;
3) оказание консультационной помощи по вопросам воспитания,
обучения и коррекции ограничений возможностей здоровья ребенка.
Статья 14. Особенности приема лиц с ограниченными возможнос-
тями здоровья в государственные образовательные
учреждения города Москвы
1. Прием лиц с ограниченными возможностями здоровья в госу-
дарственные образовательные учреждения осуществляется в соответс-
твии с общим порядком, установленным федеральным законодательст-
вом, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы
для приема граждан в государственные образовательные учреждения, с
учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
2. Государственное образовательное учреждение не вправе отка-
зать лицам с ограниченными возможностями здоровья в приеме на обу-
чение в связи с наличием у них таких ограничений, за исключением
случаев превышения в конкретном образовательном учреждении пре-
дельного соотношения количества лиц с ограниченными возможностями
здоровья к общему числу обучающихся, не имеющих таких ограничений,
установленного частью 4 статьи 5 настоящего Закона. При определе-
нии такого соотношения учитываются только лица, обучающиеся по оч-
ной форме обучения.
3. Отказ в приеме в государственное образовательное учрежде-
ние может быть обжалован в порядке, установленном федеральным за-
конодательством, законами и иными нормативными правовыми актами
города Москвы.
Статья 15. Порядок перевода и изменения формы обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья
1. В случае неосвоения лицом с ограниченными возможностями
здоровья образовательной программы в избранном образовательном уч-
реждении и в избранной форме на основании заключения психолого-ме-
дико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних детей, они переводятся в другие
образовательные учреждения или на другую форму получения образова-
ния. Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении
учебного года, если более ранний срок не соответствует интересам
обучающегося, воспитанника.
2. Совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными воз-
можностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должны
отрицательно сказываться на результатах обучения последних. В слу-
чае установления психолого-медико-педагогической комиссией невоз-
можности совместного обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья, успешно осваивающих образовательные программы, и лиц, не
имеющих таких ограничений, на основании решения органа самоуправ-
ления образовательного учреждения орган государственной власти го-
рода Москвы, осуществляющий управление в сфере образования, по
согласованию с их родителями (законными представителями) и с уче-
том рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии принима-
ет меры по продолжению этими лицами обучения в другом образова-
тельном учреждении или в иной форме получения образования.
Статья 16. Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможнос-
тями здоровья
1. Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здо-
ровья проводится в соответствии с федеральным законодательством,
законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы в
обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние
их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям
и состоянию здоровья выпускников.
2. В целях реализации прав лиц с ограниченными возможностями
здоровья на получение среднего профессионального и высшего профес-
сионального образования, органы государственной власти города
Москвы обеспечивают обучающимся с ограниченными возможностями здо-
ровья по их письменному заявлению возможность участия в едином го-
сударственном экзамене, проводимом в соответствии с порядком, ус-
тановленным федеральным законодательством, и создают для них орга-
низационно-технологические условия с учетом их психофизиологичес-
ких особенностей и рекомендаций федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере об-
разования.
3. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучавшимся
по индивидуальным учебным планам и не освоившим образовательную
программу общего образования или образовательные программы для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
включая образовательные программы специальных (коррекционных) об-
разовательных учреждений, выдается свидетельство об окончании об-
разовательного учреждения, в котором указываются учебные предметы
по годам обучения, программы которых освоены. Категории обучающих-
ся, воспитанников, которым выдается свидетельство об окончании об-
разовательного учреждения, и порядок выдачи свидетельства опреде-
ляются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 17. Взаимодействие органов государственной власти го-
рода Москвы и организаций в области образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Органы государственной власти города Москвы создают усло-
вия, направленные на обеспечение полного и равного участия лиц с
ограниченными возможностями здоровья в получении образования в со-
ответствии с их способностями и возможностями, освоение ими знаний
и социальное развитие, поддержку трудовой занятости.
2. Взаимодействие органов государственной власти города Моск-
вы с организациями в области образования лиц с ограниченными воз-
можностями здоровья осуществляется на основе принципов:
1) привлечения общественных организаций инвалидов к принятию
решений в области образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья;
2) развития взаимодействия государственных образовательных
учреждений и негосударственных образовательных организаций с об-
щественными организациями инвалидов и организациями, использующими
труд инвалидов, при разработке программной документации, использо-
вании усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов
общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки лицам
с ограниченными возможностями здоровья в качественном освоении
учебного материала;
3) создания эффективной системы обучения и профессиональной
подготовки педагогических работников, участвующих в обучении (вос-
питании) лиц с ограниченными возможностями здоровья, в области
коррекционной педагогики, специальной психологии, особенностей
психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здо-
ровья, методик и технологий организации образовательного и реаби-
литационного процесса для таких лиц;
4) стимулирования участия организаций в создании и обеспече-
нии материально-технических условий образовательного процесса лиц
с ограниченными возможностями здоровья, производства специализиро-
ванного учебного, реабилитационного, медицинского оборудования,
технических средств обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья, поддержки организаций, создающих рабочие места и целевое
трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 3. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБ-
РАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья 18. Финансирование образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья
1. Финансирование государственных образовательных учреждений,
в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья,
осуществляется за счет средств бюджета города Москвы на основании
индивидуального штатного расписания в соответствии с финансовыми
нормативами затрат, утверждаемыми Правительством Москвы на очеред-
ной финансовый год. В финансовые нормативы затрат включаются зат-
раты на оплату труда работников и создание специальных условий
обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья в
соответствии со статьей 2 настоящего Закона и психолого-медико-пе-
дагогическую коррекцию ограничений возможностей здоровья таких лиц
независимо от степени их выраженности.
2. Расходы на обеспечение лица с ограниченными возможностями
здоровья транспортными средствами на период получения образования
возмещаются в порядке, определяемом Правительством Москвы.
3. Компенсация затрат родителей (законных представителей) на
самостоятельное обучение ребенка с ограниченными возможностями
здоровья на дому в соответствии с индивидуальной программой обуче-
ния осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми
актами города Москвы, в размере затрат на обучение (воспитание)
ребенка на соответствующей ступени образования.
4. Компенсация затрат родителей (законных представителей) на
обучение лица с ограниченными возможностями здоровья в негосударс-
твенном образовательном учреждении (организации), осуществляется в
размере затрат на его обучение в государственном образовательном
учреждении в порядке, определяемом нормативным правовым актом го-
рода Москвы.
Статья 19. Материально-техническое обеспечение специальных
условий обучения (воспитания)
1. Органы государственной власти города Москвы создают в го-
сударственных образовательных учреждениях, осуществляющих обучение
лиц с ограниченными возможностями здоровья, условия, обеспечиваю-
щие возможность для беспрепятственного доступа детей с ограничен-
ными возможностями здоровья в здания и помещения образовательного
учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учрежде-
нии: визуальные, звуковые и тактильные средства информации, поруч-
ни, пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные
места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское
оборудование, а также оборудование и технические средства обучения
лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и кол-
лективного пользования, в том числе для организации коррекционных
и реабилитационных кабинетов, организации обучения с использовани-
ем дистанционных образовательных технологий, организации спортив-
ных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обс-
луживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий,
хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, вы-
полнения иных функций, необходимых для полноценного обучения (вос-
питания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и предоставле-
ния им квалифицированной психолого-медико-педагогической коррекции
ограничений возможностей здоровья.
2. Издание учебников и учебных пособий, в том числе цифровых
образовательных ресурсов, дидактических и наглядных материалов,
необходимых для обучения (воспитания) лиц с ограниченными возмож-
ностями здоровья осуществляется за счет средств бюджета города
Москвы вне зависимости от размеров тиража.
Статья 20. Меры социальной поддержки педагогических и иных
работников, участвующих в обучении (воспитании)
лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Органы государственной власти города Москвы создают усло-
вия для специальной подготовки педагогических и иных работников,
участвующих в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможнос-
тями здоровья, в области коррекционной педагогики, специальной
психологии, особенностей психофизического развития детей с ограни-
ченными возможностями здоровья, методик и технологий организации
образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
2. Педагогическим и иным работникам государственных образова-
тельных учреждений, участвующим в обучении (воспитании) лиц с ог-
раниченными возможностями здоровья, устанавливаются доплаты в по-
рядке, определяемом Правительством Москвы.
3. Педагогические работники, осуществляющие обучение лиц с
ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанцион-
ных образовательных технологий, обеспечиваются средствами компь-
ютерной техники, связи и программным обеспечением.
4. Педагогический работник с ограниченными возможностями здо-
ровья при наличии соответствующего заключения учреждения меди-
ко-социальной экспертизы, вправе иметь помощника.
5. Создание необходимых условий для преподавательской дея-
тельности педагогического работника с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется в порядке, установленном федеральным зако-
нодательством, законами и иными нормативными правовыми актами го-
рода Москвы.
Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Ответственность за нарушение права лиц с ограни-
ченными возможностями здоровья на получение обра-
зования
За нарушение требований настоящего Закона виновные лица прив-
лекаются к ответственности в соответствии с федеральным законода-
тельством, законами и иными нормативными правовыми актами города
Москвы.
Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его
официального опубликования, за исключением части 3 статьи 10, час-
тей 2-4 статьи 18, части 3 статьи 20.
2. Часть 3 статьи 10, части 2-4 статьи 18, часть 3 статьи 20
настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2011 года.
Статья 23. Переходные положения
1. До создания в государственных образовательных учреждениях
условий, предусмотренных частью 1 статьи 19 настоящего Закона, в
целях организации системы инклюзивного образования, органами госу-
дарственной власти города Москвы, осуществляющими управление в
сфере образования, в соответствии с потребностями населения в пре-
доставлении соответствующих образовательных услуг определяется об-
разовательное учреждение (учреждения) на территории административ-
ного округа (района) города Москвы, условия осуществления образо-
вательного и реабилитационного процесса в котором наиболее прибли-
жены к определенным настоящим Законом.
2. При осуществлении инклюзивного образования в порядке, ус-
тановленном пунктом 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, до соз-
дания в государственном образовательном учреждении условий, пре-
дусмотренных частью 1 статьи 19 настоящего Закона, в целях обеспе-
чения баланса интересов обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений, а также ус-
ловий для успешной трудовой деятельности педагогических работников
по решению органа государственной власти города Москвы, осущест-
вляющего управление в сфере образования, с учетом рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии, в классе (группе) может
устанавливаться меньшая наполняемость.
3. Предоставление субсидий, предусмотренных частью 4 статьи
10 настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном нор-
мативными правовыми актами города Москвы в соответствии с законами
города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансо-
вый год и плановый период.
4. До вступления в силу части 2 статьи 18 настоящего Закона
органы исполнительной власти города Москвы создают условия транс-
портного обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья,
с целью обеспечения возможности их доставки в образовательные уч-
реждения к началу учебных занятий и к месту проживания по оконча-
нии учебных занятий.
5. Обеспечение обучающихся и педагогических работников с ог-
раниченными возможностями здоровья услугами помощников, сурдопере-
водчиков осуществляется в соответствии с индивидуальными штатными
расписаниями образовательных учреждений в пределах средств на
обеспечение основной деятельности.
Верно: