Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 977-ПП от 8 сентября 2009 года

О проекте закона города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»

     В целях создания условий для получения образования  детьми  с
ограниченными  возможностями здоровья и детьми-инвалидами в городе
Москве, во исполнение постановления Правительства Москвы от 15 ап-
реля 2008 г.  N 302-ПП "О подпрограмме "Совершенствование работы с
детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями  здоровья
в  городе  Москве" на 2008-2009 годы Комплексной целевой программы
"Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жиз-
недеятельности  города  Москвы"  на  2007-2009 годы" Правительство
Москвы постановляет:
     1. Одобрить проект закона города Москвы "Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья в  городе  Москве"  (приложе-
ние).
     2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона в
установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы  в Правительстве Москвы  Швецо-
ву Л.И. и  заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Виногра-
дова В.Ю.

П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 8 сентября 2009 г. N 977-ПП



                                                          ПРОЕКТ



                              ЗАКОН
                          ГОРОДА МОСКВЫ

                ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
              ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

     Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией
права лиц с ограниченными возможностями  здоровья  на  образование
любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и
возможностями в целях социальной адаптации и интеграции  (реинтег-
рации) указанных лиц в общество,  включая приобретение ими навыков
самообслуживания,  подготовки к трудовой,  в том числе  профессио-
нальной, деятельности и семейной жизни.


     Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

     Действие настоящего Закона распространяется на:
     1) детей-инвалидов,  иных лиц,  не признанных в установленном
порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ог-
раничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специаль-
ных условий обучения (воспитания),  а также лиц из их числа в воз-
расте старше 18 лет,  обучающихся по программам начального профес-
сионального, среднего профессионального, высшего профессионального
образования;
     2) родителей  (законных представителей) детей с ограниченными
возможностями здоровья,  а также родителей (законных  представите-
лей)  лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте старше
18 лет,  обучающихся по программам  начального  профессионального,
среднего профессионального, высшего профессионального образования;
     3) педагогических и иных работников,  участвующих в  осущест-
влении  образования лиц с ограниченными возможностями здоровья,  а
также педагогических работников из числа лиц с ограниченными  воз-
можностями здоровья;
     4) органы государственной власти города Москвы, государствен-
ные  образовательные  учреждения города Москвы (далее -  государс-
твенные образовательные учреждения) и негосударственные  образова-
тельные организации,  их должностных лиц,  объединения юридических
лиц,  общественные и  государственно-общественные  объединения,  а
также иных лиц,  осуществляющих деятельность в области образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья.


     Статья 2. Основные понятия

     Для целей настоящего Закона применяются следующие понятия:
     1) ограничение возможностей здоровья - любая утрата психичес-
кой, физиологической или анатомической структуры или функции, либо
отклонение от нее,  влекущие полное или частичное ограничение спо-
собности или возможности осуществлять ту или иную деятельность та-
ким образом и в том объеме,  которые считаются нормальными для че-
ловека при прочих равных возрастных,  социальных,  средовых и иных
факторах.  В  зависимости  от  степени возможности компенсации или
восстановления утраченной функции  ограничение  возможностей  здо-
ровья может быть постоянным или временным;
    2) специальные условия обучения (воспитания) - специальные об-
разовательные программы и методы обучения, учебники, учебные посо-
бия и дидактические и наглядные  материалы,  технические  средства
обучения коллективного и индивидуального пользования (включая спе-
циальные),  средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реали-
зации образовательных программ,  а также педагогические,  психоло-
го-педагогические,  медицинские, социальные и иные услуги, обеспе-
чивающие  безбарьерную среду образования и жизнедеятельности,  без
которых освоение образовательных программ лицами  с  ограниченными
возможностями здоровья невозможно (затруднено);
    3) инклюзивное образование - совместное обучение и (или)  вос-
питание,  включая организацию совместных учебных занятий,  досуга,
различных видов дополнительного образования  лиц  с  ограниченными
возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений;
    4) обучение на дому - освоение образовательных программ лицом,
по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образо-
вательное учреждение,  при котором обучение осуществляется на дому
педагогическими  работниками соответствующих государственных обра-
зовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных
образовательных технологий.


     Статья 3. Обеспечение  государственных  гарантий права лиц с
               ограниченными возможностями здоровья на получение
               образования

     1. Органы государственной власти города Москвы создают  усло-
вия  для  получения  лицами с ограниченными возможностями здоровья
образования любого уровня в государственных образовательных учреж-
дениях в соответствии с федеральным законодательством,  законами и
иными нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе:
     1) бесплатное   обследование  психолого-медико-педагогической
комиссией;
     2) бесплатную квалифицированную психолого-медико-педагогичес-
кую коррекцию ограничений возможностей здоровья с момента их обна-
ружения независимо от степени их выраженности в соответствии с ме-
дицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педаго-
гической комиссии;
     3) создание  в  государственных  образовательных  учреждениях
специальных  условий обучения (воспитания) для лиц с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с  психолого-педагогическими
и медицинскими показаниями (противопоказаниями),  медицинским зак-
лючением и (или) заключением  психолого-медико-педагогической  ко-
миссии;
     4) создание условий для физической реабилитации и  социальной
адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья с использова-
нием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в
соответствии  с  федеральным  законодательством,  законами и иными
нормативными правовыми актами города Москвы и с учетом их  индиви-
дуальных способностей и состояния здоровья;
     5) возможность с учетом медицинских рекомендаций и (или)  ре-
комендаций психолого-медико-педагогической комиссии получить обра-
зование в любых  государственных  образовательных  учреждениях,  в
формах,  предусмотренных федеральным законодательством, законами и
иными нормативными правовыми актами города Москвы;
     6) обеспечение  детей-инвалидов и лиц с ограниченными возмож-
ностями здоровья компьютерной техникой и средствами связи  (Интер-
нет)  при получении образования на дому с использованием дистанци-
онных образовательных технологий;
     7) обеспечение  в соответствии с социальными или медицинскими
показаниями транспортными средствами на период получения образова-
ния для доставки в государственное образовательное учреждение;
     8) возможность пользования услугами сурдопереводчиков, помощ-
ников;
     9) возможность  обучения  по  дополнительным  образовательным
программам  и получения дополнительных образовательных коррекцион-
ных услуг;
     10) возможность освоения основных и дополнительных профессио-
нальных образовательных программ с учетом индивидуальных  психофи-
зических особенностей и возможностей на основе выбора профиля тру-
да;
     11) трудоустройство  по  окончании  обучения в соответствии с
полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в по-
рядке,  установленном  федеральным  законодательством,  законами и
иными нормативными правовыми актами города Москвы;
     12) иные  права и гарантии в соответствии с федеральным зако-
нодательством,  законами и иными нормативными правовыми актами го-
рода Москвы.
     2. Органы государственной власти города  Москвы  обеспечивают
организацию  информационно-просветительской  работы с гражданами в
целях формирования позитивных представлений о лицах с ограниченны-
ми  возможностями  здоровья и недопущение их дискриминации во всех
сферах жизни.
     3. Органы  государственной  власти  города Москвы принимают и
реализуют совместные программы и проводят совместные  мероприятия,
направленные на охрану здоровья граждан,  профилактику инвалиднос-
ти, совершенствование образования лиц с ограниченными возможностя-
ми здоровья, их социальную адаптацию, медико-социальную реабилита-
цию лиц с ограниченными возможностями здоровья на основании  инди-
видуальной  программы  реабилитации  или  медицинского заключения,
обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возмож-
ностями здоровья к объектам социальной,  транспортной и инженерной
инфраструктуры города Москвы.  Для координации этой  деятельности,
обмена информацией и опытом могут создаваться межведомственные ко-
миссии.
     4. Организационной  основой  политики города Москвы в области
образования лиц с ограниченными  возможностями  здоровья  являются
городские целевые программы.


     Статья 4. Участие родителей (законных представителей) в обра-
               зовании лиц с ограниченными возможностями здоровья

     Органы государственной власти города Москвы создают  условия,
обеспечивающие возможность родителей (законных представителей) лиц
с ограниченными возможностями здоровья:
     1) выбирать  образовательное  учреждение (с учетом заключения
учреждения здравоохранения и (или) заключения (рекомендаций)  пси-
холого-медико-педагогической комиссии);
     2) выбирать формы получения образования (с учетом  заключения
учреждения  здравоохранения и (или) заключения (рекомендаций) пси-
холого-медико-педагогической комиссии);
     3) присутствовать  при обследовании ребенка в психолого-меди-
ко-педагогической  комиссии,  обсуждать  результаты  обследования,
знакомиться  с заключением,  оспаривать заключение в установленном
порядке;
     4) участвовать  в  разработке  и  реализации  индивидуального
учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения;
     5) посещать по согласованию с администрацией образовательного
учреждения занятия в образовательных учреждениях в целях участия в
процессе  обучения и воспитания лица с ограниченными возможностями
здоровья;
     6) получать  консультации  по  вопросам образования ребенка с
ограниченными возможностями здоровья по  месту  его  воспитания  и
обучения,  а  также  в психолого-медико-педагогических комиссиях и
учреждениях,  оказывающих психолого-педагогическую и  медико-соци-
альную помощь;
     7) участвовать в управлении образовательным  учреждением;
     8) получать  возмещение  затрат на обучение ребенка в семье в
размерах, определяемых нормативами  финансовых  затрат  на  одного
обучающегося  в  государственных образовательных учреждениях соот-
ветствующего типа и вида;
     9) пользоваться  иными  правами и гарантиями в соответствии с
федеральным законодательством,  законами и иными нормативными пра-
вовыми актами города Москвы.


     Глава 2.  ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОС-
               ТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

     Статья 5. Инклюзивное образование

     1. Органы государственной власти города Москвы создают в  го-
сударственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного
образования путем:
     1) открытия  класса  (группы) для лиц с ограниченными возмож-
ностями здоровья;
     2) совместного обучения в одном классе (группе) лиц с ограни-
ченными возможностями здоровья и лиц,  не имеющих таких  ограниче-
ний.
     2. В целях преодоления ограничений возможностей здоровья обу-
чающимся  предоставляется квалифицированная психолого-медико-педа-
гогическая коррекция таких ограничений.
     3. Предоставление  квалифицированной психолого-медико-педаго-
гической коррекции ограничений возможностей здоровья осуществляет-
ся  непосредственно  в государственном образовательном учреждении,
если число лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся
по  очной форме обучения,  составляет свыше 6 человек.  Если число
таких обучающихся составляет менее  6  человек,  квалифицированная
коррекция  ограничений возможностей здоровья осуществляется на ос-
нове договора с государственным  образовательным  учреждением  для
детей,  нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждени-
ем.  Примерная  форма договора утверждается уполномоченным органом
исполнительной власти города Москвы в области образования.
     4. Количество  лиц  с  ограниченными возможностями здоровья в
конкретном государственном образовательном учреждении, обучающихся
по очной форме обучения, не должно превышать 10 процентов от обще-
го числа обучающихся,  воспитанников данного учреждения.  В  одном
классе  (группе) могут обучаться не более трех лиц с ограниченными
возможностями здоровья определенной категории.
     5. Деятельность  классов (групп) для лиц с ограниченными воз-
можностями здоровья по реализации соответствующих  образовательных
программ,  включая разработку требований к приему,  наполняемости,
содержанию образования и к организации образовательного  процесса,
предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся (вос-
питанникам) и работникам,  осуществляется в соответствии  с  феде-
ральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми
актами города Москвы об аналогичных видах образовательных учрежде-
ний.
     6. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих
возможности  обучаться по очной форме обучения,  создаются условия
для получения образования в иных формах, в том числе с использова-
нием дистанционных образовательных технологий.


     Статья 6. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляю-
               щие квалифицированную коррекцию  отклонений в физи-
               ческом и психическом развитии воспитанников, и спе-
               циальные (коррекционные) образовательные учреждения

     1. Для лиц с ограниченными возможностями  здоровья  в  городе
Москве  создаются дошкольные образовательные учреждения,  осущест-
вляющие квалифицированную коррекцию ограничений возможностей  здо-
ровья,  а также специальные (коррекционные) образовательные учреж-
дения.
     2. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие ква-
лифицированную коррекцию ограничений возможностей здоровья, созда-
ются для лиц:
     1) с нарушением слуха - глухих,  слабослышащих и позднооглох-
ших;
     2) с нарушениями зрения - слепых, слабовидящих и поздноослеп-
ших, с косоглазием и амблиопией;
     3) с нарушениями речи - общим недоразвитием речи разной этио-
логии,  недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, заика-
нием и иными нарушениями речи;
     4) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
     5) с задержкой психического развития  разного  генеза;
     6) с  умственной  отсталостью,  в том числе с выраженной умс-
твенной отсталостью;
     7) со сложными дефектами,  в том числе со слепоглухотой;
     8) с расстройствами эмоционально-волевой сферы  и  поведения;
     9) с хроническими соматическими или инфекционными заболевани-
ями;
     10) с иными нарушениями в развитии.
     3. Специальные  (коррекционные)  образовательные   учреждения
создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, сла-
бовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями ре-
чи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психи-
ческого развития,  для умственно отсталых и других детей с ограни-
ченными возможностями здоровья.
     4. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие ква-
лифицированную коррекцию ограничений возможностей здоровья, а так-
же специальные (коррекционные)  образовательные  учреждения  могут
создаваться для совместного обучения лиц с различными ограничения-
ми возможностей здоровья, если это не препятствует успешному осво-
ению  образовательных программ и для такого обучения нет медицинс-
ких противопоказаний.
     5. В  дошкольных образовательных учреждениях,  осуществляющих
квалифицированную коррекцию ограничений возможностей  здоровья,  а
также специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осу-
ществляется целенаправленная работа по  психолого-медико-педагоги-
ческой  коррекции  ограничений  возможностей здоровья обучающихся,
воспитанников и их социальной интеграции через общеобразовательную
и допрофессиональную подготовку и средствами дополнительного обра-
зования.
     6. В  дошкольных образовательных учреждениях,  осуществляющих
квалифицированную коррекцию ограничений возможностей  здоровья,  а
также  специальных (коррекционных) образовательных учреждениях мо-
гут открываться группы кратковременного пребывания или создаваться
специальные  образовательные  подразделения  для  осуществления по
профилю учреждения квалифицированной психолого-медико-педагогичес-
кой  коррекции  ограничений возможностей здоровья и социальной ин-
теграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в
других  образовательных учреждениях,  в условиях стационарного ле-
чебного учреждения, на дому, а также в иных формах получения обра-
зования.
     7. Специалисты дошкольных  образовательных  учреждений,  осу-
ществляющих  квалифицированную  коррекцию ограничений возможностей
здоровья, и специальных (коррекционных) образовательных учреждений
оказывают  консультационную  помощь педагогическим работникам иных
образовательных учреждений и родителям  (законным  представителям)
по вопросам воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностя-
ми здоровья.  Порядок оказания такой помощи определяется уполномо-
ченным органом исполнительной власти города Москвы в области обра-
зования.


     Статья 7. Обучение на дому

     1. Для лиц,  по состоянию здоровья временно или постоянно  не
посещающих  образовательные  учреждения,  органами государственной
власти города Москвы создаются условия для обучения на дому. Пере-
чень заболеваний,  наличие которых дает право на обучение на дому,
определяется в соответствии с нормативными правовыми  актами  Рос-
сийской Федерации.
     2. Обучение на дому осуществляется образовательными  учрежде-
ниями на основании заключения учреждения здравоохранения - в отно-
шении детей,  страдающих соматическими заболеваниями,  в остальных
случаях  - на основании заключения психолого-медико-педагогической
комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы.
     3. Обучение на дому организуется на основе договора между ор-
ганами государственной власти города Москвы,  осуществляющими  уп-
равление в сфере образования, образовательным учреждением, обучаю-
щимся и (или) его законными представителями. Примерная форма дого-
вора  об  обучении на дому утверждается уполномоченным органом ис-
полнительной власти города Москвы в области образования.
     4. Лицам,  обучающимся на дому с использованием дистанционных
образовательных технологий,  на период получения образования  пре-
доставляются  средства  компьютерной техники,  связи и программное
обеспечение за счет средств бюджета города Москвы.
     5. Квалифицированная  коррекция ограничений возможностей здо-
ровья лиц,  обучающихся на дому, осуществляется на основе договора
с  государственным образовательным учреждением для детей,  нуждаю-
щихся в психолого-педагогической и  медико-социальной  помощи, или
специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Примерная
форма договора утверждается уполномоченным органом  исполнительной
власти города Москвы в области образования.


     Статья 8. Обучение в условиях стационарного лечебного учреж-
               дения

     1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, находящих-
ся на длительном (более чем 21 день) лечении в стационарных лечеб-
ных учреждениях,  органами государственной  власти  города  Москвы
создаются  условия  для обучения в соответствии с образовательными
программами соответствующего уровня в условиях  стационарного  ле-
чебного учреждения.
     2. Организационные вопросы  обучения  регулируются  договором
между  стационарным лечебным учреждением и государственным образо-
вательным учреждением, реализующим образовательные программы соот-
ветствующего уровня, как правило, расположенном в непосредственной
близости к стационарному лечебному учреждению.
     3. Примерная форма договора об организации обучения в услови-
ях стационарного лечебного учреждения утверждается  уполномоченным
органом исполнительной власти города Москвы в области образования.
     4. Квалифицированная коррекция ограничений возможностей  здо-
ровья лиц, обучающихся в условиях стационарного лечебного учрежде-
ния, осуществляется на основе договора с государственным образова-
тельным  учреждением для детей,  нуждающихся в психолого-педагоги-
ческой и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным)
образовательным учреждением.
     5. Примерная форма договора с государственным образовательным
учреждением  для  детей,  нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи,  или специальным (коррекционным) образо-
вательным учреждением утверждается уполномоченным органом исполни-
тельной власти города Москвы в области образования.


     Статья 9. Обучение лиц с  ограниченными  возможностями  здо-
               ровья, проживающих в стационарных учреждениях со-
               циального обслуживания
     1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья,  проживаю-
щих в стационарных учреждениях социального обслуживания,  органами
государственной власти города Москвы создаются условия для  обуче-
ния в соответствии с образовательными программами соответствующего
уровня путем организации в  стационарных  учреждениях  социального
обслуживания  специальных  классов  (групп) и мастерских трудового
обучения в порядке,  установленном федеральным  законодательством,
законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
     2. Организационные вопросы  обучения  регулируются  договором
между стационарным учреждением социального  обслуживания  и  госу-
дарственным образовательным учреждением, реализующим образователь-
ные программы соответствующего уровня,  как правило, расположенном
в непосредственной близости к стационарному учреждению.
     3. Примерная форма договора об организации обучения в услови-
ях стационарного учреждения  утверждается  уполномоченным  органом
исполнительной власти города Москвы в области образования.
     4. Квалифицированная коррекция ограничений возможностей  здо-
ровья лиц, проживающих в стационарных учреждениях социального обс-
луживания, осуществляется данными учреждениями.


     Статья 10. Профессиональное образование и трудоустройство лиц
                с ограниченными возможностями здоровья

     1. Органы  государственной  власти города Москвы обеспечивают
право граждан с ограниченными возможностями  здоровья  получить  в
государственных  образовательных  учреждениях начальное профессио-
нальное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, допол-
нительное профессиональное образование, профессиональную подготов-
ку в соответствии с уровнем имеющейся общеобразовательной или про-
фессиональной  подготовки путем формирования государственных зада-
ний на подготовку кадров и обеспечения  образовательного  процесса
адекватными материально-техническими,  дидактическими и методичес-
кими средствами обучения с учетом специфики ограничений возможнос-
тей здоровья и медицинских показаний к обучению и труду.
     2. Государственные образовательные  учреждения  начального  и
среднего профессионального образования,  государственные образова-
тельные учреждения высшего профессионального образования  осущест-
вляют  психолого-медико-педагогическую  коррекцию ограничений воз-
можностей здоровья обучающихся, направленную на восстановление или
компенсацию нарушенных функций.
     3. При освоении основных  и  дополнительных  профессиональных
образовательных  программ с использованием дистанционных образова-
тельных технологий лицам с ограниченными возможностями здоровья на
период получения образования предоставляются средства компьютерной
техники,  связи и программное обеспечение за счет средств  бюджета
города Москвы.
     4. Органы государственной власти города Москвы принимают меры
по  трудоустройству граждан с ограниченными возможностями здоровья
по окончании обучения в соответствии с полученным  образованием  и
(или) профессиональной подготовкой в порядке,  установленном феде-
ральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми
актами города Москвы, путем предоставления услуг по профессиональ-
ной ориентации и адаптации, создания дополнительных рабочих мест и
специализированных организаций,  резервирования и квотирования ра-
бочих мест с учетом вариантов трудового прогноза лиц с  ограничен-
ными возможностями здоровья,  предоставления субсидий предприятиям
и организациям, применяющим труд лиц с ограниченными возможностями
здоровья.


     Статья 11. Психолого-медико-педагогические комиссии

     1. В целях выявления детей с ограниченными возможностями здо-
ровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного
обследования  и  подготовки  рекомендаций  по оказанию им психоло-
го-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспи-
тания органами государственной власти города Москвы,  осуществляю-
щими управление в сфере образования,  создаются центральная и тер-
риториальные психолого-медико-педагогические комиссии.
     2. Порядок организации и  основные  направления  деятельности
психолого-медико-педагогических  комиссий определяются в соответс-
твии с федеральным законодательством.
     3. Заключение  психолого-медико-педагогической комиссии,  со-
держащее рекомендации по созданию специальных условий для обучения
(воспитания), обязательно для исполнения образовательными учрежде-
ниями и организациями.


     Статья 12. Комплексная психолого-педагогическая и медико-со-
                циальная помощь лицам с ограниченными возможнос-
                тями здоровья

     1. Государственные образовательные учреждения для детей, нуж-
дающихся в психолого-педагогической  и  медико-социальной  помощи,
специальные (коррекционные) образовательные учреждения, и дошколь-
ные образовательные учреждения,  осуществляющие  квалифицированную
коррекцию ограничений возможностей здоровья, предоставляют лицам с
ограниченными возможностями здоровья и их семьям комплексную  пси-
холого-педагогическую и медико-социальную помощь, направленную на:
     1) выявление,  психолого-медико-педагогическую диагностику  и
коррекцию ограничений возможностей здоровья;
     2) оценку психо-социального развития и изучение средовых фак-
торов;
     3) разработку индивидуальных учебных программ  и  организацию
индивидуальных  и  (или)  групповых  занятий для лиц со сложными и
(или) тяжелыми ограничениями возможностей  здоровья,  направленных
на  формирование  навыков самообслуживания,  элементарных трудовых
навыков, навыков общения;
     4) осуществление психолого-педагогической поддержки лиц с ог-
раниченными возможностями здоровья и членов их семей;
     5) консультативно-диагностическую и методическую помощь роди-
телям (законным представителям) лиц с ограниченными  возможностями
здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;
     6) информационную и методическую поддержку педагогических ра-
ботников и иных специалистов образовательных учреждений, в которых
обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья;
     7) реализацию  комплексной  системы мероприятий по социальной
адаптации и профессиональной ориентации лиц с  ограниченными  воз-
можностями здоровья.


     Статья 13. Служба ранней помощи

     1. В государственных дошкольных образовательных учреждениях и
образовательных  учреждениях  для  детей  дошкольного  и  младшего
школьного возраста, осуществляющих квалифицированную коррекцию ог-
раничений возможностей здоровья,  а также в образовательных учреж-
дениях  для детей,  нуждающихся в психолого-педагогической и меди-
ко-социальной помощи, в целях оказания комплексной психолого-педа-
гогической  и  медико-социальной помощи лицам с ограниченными воз-
можностями здоровья в младенческом и раннем детском возрасте с мо-
мента выявления у них признаков утраты психической,  физиологичес-
кой или анатомической структуры или функции,  либо  отклонения  от
нее, может создаваться служба ранней помощи.
     2. Основные направления деятельности службы ранней помощи:
     1) проведение  психолого-медико-педагогического  обследования
детей;
     2) оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям
и психолого-педагогической поддержки их семьям;
     3) оказание  консультационной  помощи по вопросам воспитания,
обучения и коррекции ограничений возможностей здоровья ребенка.


     Статья 14. Особенности приема лиц с ограниченными возможнос-
                тями здоровья в государственные образовательные
                учреждения города Москвы

     1. Прием лиц с ограниченными возможностями здоровья  в  госу-
дарственные  образовательные учреждения осуществляется в соответс-
твии с общим порядком,  установленным федеральным  законодательст-
вом,  законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы
для приема граждан в государственные образовательные учреждения, с
учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
     2. Государственное образовательное учреждение не вправе отка-
зать лицам с ограниченными возможностями здоровья в приеме на обу-
чение в связи с наличием у них таких ограничений,  за  исключением
случаев  превышения  в  конкретном образовательном учреждении пре-
дельного соотношения количества лиц с ограниченными  возможностями
здоровья к общему числу обучающихся, не имеющих таких ограничений,
установленного частью 4 статьи 5 настоящего Закона.  При определе-
нии такого соотношения учитываются только лица, обучающиеся по оч-
ной форме обучения.
     3. Отказ  в приеме в государственное образовательное учрежде-
ние может быть обжалован в порядке,  установленном федеральным за-
конодательством,  законами  и  иными нормативными правовыми актами
города Москвы.


     Статья 15. Порядок перевода и изменения формы обучения лиц с
                ограниченными возможностями здоровья

     1. В  случае  неосвоения  лицом с ограниченными возможностями
здоровья образовательной программы в избранном образовательном уч-
реждении и в избранной форме на основании заключения психолого-ме-
дико-педагогической комиссии  и  с  согласия  родителей  (законных
представителей) несовершеннолетних детей, они переводятся в другие
образовательные учреждения или на другую форму получения образова-
ния.  Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении
учебного года,  если более ранний срок не соответствует  интересам
обучающегося, воспитанника.
     2. Совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными  воз-
можностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должны
отрицательно сказываться на результатах обучения последних. В слу-
чае  установления психолого-медико-педагогической комиссией невоз-
можности совместного обучения лиц  с  ограниченными  возможностями
здоровья, успешно осваивающих образовательные программы, и лиц, не
имеющих таких ограничений,  на основании решения органа самоуправ-
ления образовательного учреждения орган государственной власти го-
рода Москвы,  осуществляющий управление в  сфере  образования,  по
согласованию  с их родителями (законными представителями) и с уче-
том рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии принима-
ет  меры  по  продолжению этими лицами обучения в другом образова-
тельном учреждении или в иной форме получения образования.


     Статья 16. Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможнос-
                тями здоровья

     1. Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здо-
ровья проводится в соответствии с  федеральным  законодательством,
законами  и  иными  нормативными  правовыми актами города Москвы в
обстановке,  исключающей влияние негативных факторов на  состояние
их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям
и состоянию здоровья выпускников.
     2. В  целях реализации прав лиц с ограниченными возможностями
здоровья на получение среднего профессионального и высшего профес-
сионального  образования,  органы  государственной  власти  города
Москвы обеспечивают обучающимся с ограниченными возможностями здо-
ровья по их письменному заявлению возможность участия в едином го-
сударственном экзамене,  проводимом в соответствии с порядком, ус-
тановленным федеральным законодательством, и создают для них орга-
низационно-технологические условия с учетом их  психофизиологичес-
ких особенностей и рекомендаций федерального органа исполнительной
власти,  осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере об-
разования.
     3. Лицам с ограниченными возможностями здоровья,  обучавшимся
по  индивидуальным  учебным  планам и не освоившим образовательную
программу общего образования  или  образовательные  программы  для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
включая образовательные программы специальных (коррекционных)  об-
разовательных учреждений,  выдается свидетельство об окончании об-
разовательного учреждения,  в котором указываются учебные предметы
по годам обучения, программы которых освоены. Категории обучающих-
ся, воспитанников, которым выдается свидетельство об окончании об-
разовательного учреждения,  и порядок выдачи свидетельства опреде-
ляются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Статья 17. Взаимодействие органов государственной власти го-
                рода Москвы и организаций в области образования
                лиц с ограниченными возможностями здоровья

     1. Органы  государственной власти города Москвы создают усло-
вия,  направленные на обеспечение полного и равного участия лиц  с
ограниченными возможностями здоровья в получении образования в со-
ответствии с их способностями и возможностями, освоение ими знаний
и социальное развитие, поддержку трудовой занятости.
     2. Взаимодействие органов государственной власти города Моск-
вы с организациями в области образования лиц с ограниченными  воз-
можностями здоровья осуществляется на основе принципов:
     1) привлечения общественных организаций инвалидов к  принятию
решений  в  области  образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья;
     2) развития  взаимодействия  государственных  образовательных
учреждений и негосударственных образовательных организаций  с  об-
щественными организациями инвалидов и организациями, использующими
труд инвалидов, при разработке программной документации, использо-
вании  усиливающих  и альтернативных методов,  способов и форматов
общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки лицам
с  ограниченными  возможностями  здоровья  в качественном освоении
учебного материала;
     3) создания  эффективной  системы обучения и профессиональной
подготовки педагогических работников, участвующих в обучении (вос-
питании)  лиц  с  ограниченными возможностями здоровья,  в области
коррекционной  педагогики,  специальной  психологии,  особенностей
психофизического  развития  лиц с ограниченными возможностями здо-
ровья,  методик и технологий организации образовательного и реаби-
литационного процесса для таких лиц;
     4) стимулирования участия организаций в создании и  обеспече-
нии  материально-технических условий образовательного процесса лиц
с ограниченными возможностями здоровья, производства специализиро-
ванного  учебного,  реабилитационного,  медицинского оборудования,
технических средств обучения  лиц  с  ограниченными  возможностями
здоровья, поддержки организаций, создающих рабочие места и целевое
трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья.
     Глава 3. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБ-
              РАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

     Статья 18. Финансирование  образования  лиц  с ограниченными
                возможностями здоровья

     1. Финансирование государственных образовательных учреждений,
в  которых  обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья,
осуществляется за счет средств бюджета города Москвы на  основании
индивидуального  штатного  расписания в соответствии с финансовыми
нормативами затрат, утверждаемыми Правительством Москвы на очеред-
ной финансовый год.  В финансовые нормативы затрат включаются зат-
раты на оплату труда работников  и  создание  специальных  условий
обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья в
соответствии со статьей 2 настоящего Закона и психолого-медико-пе-
дагогическую коррекцию ограничений возможностей здоровья таких лиц
независимо от степени их выраженности.
     2. Расходы  на обеспечение лица с ограниченными возможностями
здоровья транспортными средствами на период получения  образования
возмещаются в порядке, определяемом Правительством Москвы.
     3. Компенсация затрат родителей (законных представителей)  на
самостоятельное  обучение  ребенка  с  ограниченными возможностями
здоровья на дому в соответствии с индивидуальной программой обуче-
ния осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми
актами города Москвы,  в размере затрат на  обучение  (воспитание)
ребенка на соответствующей ступени образования.
     4. Компенсация затрат родителей (законных представителей)  на
обучение лица с ограниченными возможностями здоровья в негосударс-
твенном образовательном учреждении (организации), осуществляется в
размере  затрат  на его обучение в государственном образовательном
учреждении в порядке,  определяемом нормативным правовым актом го-
рода Москвы.


     Статья 19. Материально-техническое  обеспечение  специальных
                условий обучения (воспитания)

     1. Органы  государственной власти города Москвы создают в го-
сударственных образовательных учреждениях, осуществляющих обучение
лиц с ограниченными возможностями здоровья,  условия, обеспечиваю-
щие возможность для беспрепятственного доступа детей с  ограничен-
ными  возможностями здоровья в здания и помещения образовательного
учреждения и организации их пребывания и обучения в этом  учрежде-
нии: визуальные, звуковые и тактильные средства информации, поруч-
ни,  пандусы,  специальные лифты, специально оборудованные учебные
места,  специализированное учебное,  реабилитационное, медицинское
оборудование, а также оборудование и технические средства обучения
лиц  с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и кол-
лективного пользования,  в том числе для организации коррекционных
и реабилитационных кабинетов, организации обучения с использовани-
ем дистанционных образовательных технологий,  организации спортив-
ных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обс-
луживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий,
хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, вы-
полнения иных функций, необходимых для полноценного обучения (вос-
питания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и предоставле-
ния им квалифицированной психолого-медико-педагогической коррекции
ограничений возможностей здоровья.
     2. Издание учебников и учебных пособий,  в том числе цифровых
образовательных ресурсов,  дидактических и  наглядных  материалов,
необходимых  для обучения (воспитания) лиц с ограниченными возмож-
ностями здоровья осуществляется за  счет  средств  бюджета  города
Москвы вне зависимости от размеров тиража.


     Статья 20. Меры  социальной  поддержки педагогических и иных
                работников, участвующих в обучении (воспитании)
                лиц с ограниченными возможностями здоровья

     1. Органы  государственной власти города Москвы создают усло-
вия для специальной подготовки педагогических и  иных  работников,
участвующих в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможнос-
тями здоровья,  в области  коррекционной  педагогики,  специальной
психологии, особенностей психофизического развития детей с ограни-
ченными возможностями здоровья,  методик и технологий  организации
образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
     2. Педагогическим и иным работникам государственных образова-
тельных учреждений,  участвующим в обучении (воспитании) лиц с ог-
раниченными возможностями здоровья,  устанавливаются доплаты в по-
рядке, определяемом Правительством Москвы.
     3. Педагогические работники,  осуществляющие обучение  лиц  с
ограниченными  возможностями здоровья с использованием дистанцион-
ных образовательных технологий,  обеспечиваются средствами  компь-
ютерной техники, связи и программным обеспечением.
     4. Педагогический работник с ограниченными возможностями здо-
ровья  при  наличии  соответствующего  заключения учреждения меди-
ко-социальной экспертизы, вправе иметь помощника.
     5. Создание  необходимых  условий  для преподавательской дея-
тельности педагогического работника с ограниченными  возможностями
здоровья осуществляется в порядке, установленном федеральным зако-
нодательством,  законами и иными нормативными правовыми актами го-
рода Москвы.


     Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 21. Ответственность  за нарушение права лиц с ограни-
                ченными возможностями здоровья на получение обра-
                зования

     За нарушение требований настоящего Закона виновные лица прив-
лекаются  к ответственности в соответствии с федеральным законода-
тельством,  законами и иными нормативными правовыми актами  города
Москвы.


     Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

     1. Настоящий  Закон  вступает  в силу через 10 дней после его
официального опубликования, за исключением части 3 статьи 10, час-
тей 2-4 статьи 18, части 3 статьи 20.
     2. Часть 3 статьи 10,  части 2-4 статьи 18, часть 3 статьи 20
настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2011 года.
     Статья 23. Переходные положения

     1. До  создания в государственных образовательных учреждениях
условий,  предусмотренных частью 1 статьи 19 настоящего Закона,  в
целях организации системы инклюзивного образования, органами госу-
дарственной власти города  Москвы,  осуществляющими  управление  в
сфере образования, в соответствии с потребностями населения в пре-
доставлении соответствующих образовательных услуг определяется об-
разовательное учреждение (учреждения) на территории административ-
ного округа (района) города Москвы,  условия осуществления образо-
вательного и реабилитационного процесса в котором наиболее прибли-
жены к определенным настоящим Законом.
     2. При осуществлении инклюзивного образования в порядке,  ус-
тановленном пунктом 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона,  до соз-
дания  в государственном образовательном учреждении условий,  пре-
дусмотренных частью 1 статьи 19 настоящего Закона, в целях обеспе-
чения  баланса интересов обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и обучающихся,  не имеющих таких ограничений, а также ус-
ловий для успешной трудовой деятельности педагогических работников
по решению органа государственной власти города  Москвы,  осущест-
вляющего  управление  в  сфере образования,  с учетом рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии,  в классе (группе) может
устанавливаться меньшая наполняемость.
     3. Предоставление субсидий,  предусмотренных частью 4  статьи
10 настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном нор-
мативными правовыми актами города Москвы в соответствии с законами
города  Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансо-
вый год и плановый период.
     4. До  вступления  в силу части 2 статьи 18 настоящего Закона
органы исполнительной власти города Москвы создают условия  транс-
портного  обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья,
с целью обеспечения возможности их доставки в образовательные  уч-
реждения  к началу учебных занятий и к месту проживания по оконча-
нии учебных занятий.
     5. Обеспечение  обучающихся и педагогических работников с ог-
раниченными возможностями здоровья услугами помощников, сурдопере-
водчиков  осуществляется в соответствии с индивидуальными штатными
расписаниями образовательных  учреждений  в  пределах  средств  на
обеспечение основной деятельности.


                            Верно: