Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Распоряжение Правительства Москвы
№ 984-РП от 10 июня 2003 года

Об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации

     В связи  с  обнаружившейся  неопределенностью о соответствии
Конституции Российской Федерации абзаца 9 статьи 2 и пунктов 3, 5
статьи  29 Федерального Закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоя-
тельности (банкротстве)" в части лишения субъекта Российской  Фе-
дерации  возможности осуществлять свое право требования по обяза-
тельным платежам, подлежащим внесению в бюджет города Москвы, че-
рез свои уполномоченные органы в рамках процесса о банкротстве:
     1. Обратиться в Конституционный Суд Российской  Федерации  с
запросом о соответствии Конституции Российской Федерации абзаца 9
статьи 2, пунктов 3,5 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002
N  127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части лишения ор-
ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга-
нов  местного самоуправления,уполномоченных представлять в деле о
банкротстве и в процедурах банкротства прав кредиторов с требова-
нием об уплате обязательных платежей (приложение).
     2. Поручить министру Правительства Москвы Пантелееву Е.А.  в
течение  одного  месяца внести предложение о представителе Прави-
тельства Москвы при рассмотрении запроса в  Конституционном  Суде
Российской Федерации,  подготовить необходимые материалы,  напра-
вить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.
     3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить
на министра Правительства Москвы Пантелеева Е.А.


П.п.Мэр Москвы                                        Ю.М.Лужков

                                       Приложение
                                       к распоряжению
                                       Правительства Москвы
                                       от 10 июня 2003 г. N 984-РП




                             ЗАПРОС
      о соответствии Конституции Российской Федерации абза-
      ца  9 статьи 2,  пунктов 3,  5 статьи 29 Федерального
      Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ " О  несостоятельности
      (банкротстве)" в  части лишения органов исполнитель-
      ной власти субъектов  Российской  Федерации, органов
      местного самоуправления, уполномоченных  представлять
      в деле о банкротстве  и в процедурах банкротства прав
      кредиторов с требованием об уплате обязательных  пла-
      тежей

    Абзацем 9 статьи 2 Федерального Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)" (далее - закон о банкротстве)
установлено, что:
    а) федеральные  органы исполнительной власти,  уполномоченные
Правительством Российской Федерации, вправе представлять в деле о
банкротстве и в процедурах банкротства:
    - требования  об  уплате обязательных  платежей;
    - требования  Российской Федерации по денежным обязательствам.
    б) органы исполнительной власти субъектов Российской  Федера-
ции,  органы местного самоуправления  уполномочены представлять в
деле о банкротстве и в процедурах банкротства:
    - требования только по денежным обязательствам соответственно
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
    Пунктом 3 статьи 29 указанного Федерального Закона установле-
но,  что федеральные органы исполнительной власти,  отнесенные  в
соответствии  со статьей 2 настоящего Федерального Закона к упол-
номоченным органам,  в пределах своей компетенции представляют  в
деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об упла-
те обязательных платежей и требования Российской Федерации по де-
нежным обязательствам.
    Таким образом,  Закон о банкротстве устанавливает право феде-
ральных органов исполнительной власти представлять в  арбитражных
судах  в деле о банкротстве и в процедурах банкротства как требо-
вание Российской Федерации об уплате обязательных платежей, так и
требование Российской Федерации по денежным обязательствам.
   Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органы  местного самоуправления в аналогичных процедурах обладают
ограниченными правами кредиторов,  выражающимися в их полномочиях
представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства лишь
требования по денежным обязательствам. Право требования по обяза-
тельным платежам им не предоставлено.
    В соответствии с пунктом 5 статьи 29 Федерального  Закона  "О
несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федера-
ции определяет порядок учета мнений органов исполнительной власти
субъектов  Российской Федерации и органов местного самоуправления
при определении позиции федеральных органов исполнительной власти
как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур банкротс-
тва.
    Указанные нормы  противоречат  Конституции Российской Федера-
ции,  в частности,  части 2 статьи 8, статьям 46, 73, частям 4, 6
статьи 76 по следующим основаниям:
    В отношении  требований  по  обязательным платежам Российской
Федерации функции уполномоченного органа  в  деле  о  банкротстве
осуществляет  Федеральная служба России по финансовому оздоровле-
нию и банкротству,  действующая на основании постановления Прави-
тельства  Российской  Федерации от 14.02.2003 N 100 "Об уполномо-
ченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства  и
регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми
организациями арбитражных управляющих".  Таким образом,  на феде-
ральном  уровне  в  отношении  федеральных налогов уполномоченный
Правительством Российской Федерации  федеральный  орган  исполни-
тельный  власти  реализует  защиту  прав Российской Федерации как
собственника причитающихся ему обязательных платежей путем подачи
заявлений в суд,  направленных на возбуждение дел о несостоятель-
ности (банкротстве) предприятий или предъявления  соответствующих
требований в случаях возбуждения дел иными кредиторами.
    Субъект Российской Федерации,  напротив, такого права лишает-
ся,  хотя частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации зак-
реплена равная защита всех форм собственности. Таким образом, га-
рантированное  Конституцией Российской Федерации равенство защиты
прав собственности нарушается при законодательно  предусмотренной
невозможности  субъекта  Российской  Федерации  осуществлять свое
право требования по обязательным платежам в  региональный  бюджет
через свои уполномоченные органы в рамках процедуры банкротства.
    Наделение кредиторскими полномочиями  по  бюджетам  субъектов
Российской  Федерации  федерального  органа исполнительной власти
является вмешательством в компетенцию субъекта Российской Федера-
ции,  поскольку  данный  вопрос должен решаться через собственное
правовое регулирование субъекта Российской Федерации.
    Между тем,  в  соответствии с абзацем 9 статьи 2 Федерального
Закона "О несостоятельности (банкротстве)", уполномоченными орга-
нами  по  обязательным платежам (причем по смыслу нормы - по всем
обязательным платежам:  как федеральным,так региональным и  мест-
ным)  признаются только федеральные органы исполнительной власти,
уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в
деле  о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате
обязательных платежей.
    Органы исполнительной  власти субъектов Российской Федерации
согласно этой  норме  наделены правом представлять в деле о банк-
ротстве  и в процедурах банкротства требования только по денежным
обязательствам.
    Конституцией Российской Федерации предусмотрено разграничение
предметов ведения и  полномочий  между  органами  государственной
власти  Российской Федерации и органами государственной власти ее
субъектов.  Согласно части 4 статьи 76 Конституции Российской Фе-
дерации  субъекты  Российской Федерации вправе осуществлять собс-
твенное правовое регулирование,  включая принятие законов и  иных
нормативных  актов,  вне  пределов  ведения Российской Федерации,
совместного ведения Российской Федерации и  субъектов  Российской
Федерации.  Согласно  статье  73 Конституции Российской Федерации
вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской
Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации  субъекты Российской Федерации об-
ладают всей полнотой государственной власти.
    В части  налоговых  поступлений в исключительном ведении Рос-
сийской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные нало-
ги  и  сборы  (пункт "з" статьи 71 Конституции Российской Федера-
ции),  а в совместном ведении Российской  Федерации  и  субъектов
Российской Федерации - установление общих принципов налогообложе-
ния и сборов в Российской Федерации (пункт "и" статьи 72  Консти-
туции Российской Федерации).
    Статьи 71,  72 Конституции Российской  Федерации  не  относят
средства бюджета субъекта Российской Федерации, налоги, составля-
ющие источники пополнения бюджетов, ни к ведению Российской феде-
рации,  ни к совместному ведению Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
    Таким образом, вопросы формирования бюджета субъекта Российс-
кой Федерации,  источники его доходов являются предметом ведения,
находящимся вне пределов ведения, предусмотренных статьями 71, 72
Конституции Российской Федерации,  то есть относятся  к  исключи-
тельному ведению субъекта Российской Федерации.
    Это находит подтверждение и в статье  5  Федерального  закона
"Об  общих  принципах организации законодательных (представитель-
ных) и исполнительных органов  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации"  согласно подпункту "д"  пункта 2 вышеука-
занной статьи, законом субъекта Российской Федерации устанавлива-
ются  налоги  и сборы,  установление которых отнесено федеральным
законом к ведению субъекта Российской Федерации,  а также порядок
их взимания.
    Согласно части  2  пункта 4 статьи 214 "Право государственной
собственности" средства соответствующего бюджета и иное государс-
твенное имущество составляют государственную казну Российской Фе-
дерации,  республики в составе Российской Федерации,  казну края,
области,  города федерального значения, автономной области, авто-
номного округа.
    Таким образом, обязательные платежи, то есть налоги  и сборы,
поступающие в бюджет субъекта Российской Федерации,  являются его
собственностью и относятся к ведению субъекта Российской  Федера-
ции.
    Указанные положения Федерального Закона "О  несостоятельности
(банкротстве)"  нарушают  право субъектов Российской Федерации на
получение части своей собственности,  отчуждаемой в  виде  обяза-
тельного  платежа  с организаций и физических лиц и направляемого
на их финансовое обеспечение.
    Тем самым нарушается часть вторая статьи 8  Конституции  Рос-
сийской Федерации,  согласно которой в Российской Федерации приз-
наются и защищаются равным образом частная,  государственная, му-
ниципальная  и  иные формы собственности.  По смыслу данной нормы
равной защите подлежат и обе разновидности государственной  формы
собственности:  как  федеральная,  так  и собственность субъектов
Российской Федерации. Согласно правовой позиции, сформулированной
Конституционным  Судом  Российской  Федерации  в постановлении от
17.12.96 N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2  и
3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федераль-
ных органах налоговой полиции" (пункт  3  мотивировочной  части),
обязательные  платежи являются имуществом,  безусловно подлежащем
передаче казне,  то есть в силу публично - правовых отношений из-
начально являются собственностью,  причитающейся Российской Феде-
рации или ее субъекту.
     Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской
Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в от-
ношении принадлежащего ему имущества любые действия.
     Норма, закрепленная в части 2 статьи 8 Конституции  Российс-
кой Федерации,  может реализоваться различными процедурами, в том
числе и судебными.  Согласно статье 46 Конституции Российской Фе-
дерации каждому гарантируется защита его прав и свобод.
     В части самостоятельного и непосредственного представления в
деле  о банкротстве и в процедурах банкротства требований по обя-
зательным платежам в соответствующий бюджет,  субъект  Российской
Федерации лишается права обращения за судебной защитой.  Таковыми
полномочиями в ущерб правам субъектов Российской Федерации  наде-
ляется исключительно федеральный орган исполнительной власти. Не-
посредственное представление субъектом Российской Федерации соот-
ветствующих требований необходимо также с тем,  что данными дейс-
твиями приобретаются права участника дела о банкротстве, а следо-
вательно и возможность обжалования принимаемых по конкретному де-
лу судебных актов при осуществлении программ и действий,  связан-
ных  или влияющих на комплексное социально-экономическое развитие
субъекта Российской Федерации.
     Таким образом,  создается ситуация, когда, осуществляя собс-
твенное, предусмотренное частью 4 статьи 76, статьей 73 Конститу-
ции Российской Федерации  правовое  регулирование,  субъект  Рос-
сийской  Федерации фактически не имеет права требовать в судебном
порядке защиты конституционно  установленных  норм,  закрепляющих
право  собственности  субъектов Российской Федерации в виде полу-
ченных доходов от вносимых в качестве налогов и сборов обязатель-
ных платежей в их бюджеты.


    На основании пункта 2 статьи 125 Конституции Российской  Фе-
дерации просим Конституционный Суд:
     Рассмотреть вопрос о соответствии Конституции Российской Фе-
дерации абзаца 9 статьи 2,  пунктов 3,  5 статьи 29  Федерального
Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
в части лишения органов исполнительной власти субъектов  Российс-
кой  Федерации,  органов местного самоуправления,  уполномоченных
представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства прав
кредиторов с требованием об уплате обязательных платежей.
     Приложение:
     1. Федеральный закон  от 26.10.2002 N 127-ФЗ  " О несостоя-
     тельности (банкротстве)".
     2. Федеральный закон "Об общих принципах организации законо-
     дательных (представительных) и  исполнительных органов госу-
     дарственной власти субъектов Российской Федерации".
     3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая).
     4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
     от 17.12.96 N 20-П по делу о проверке конституционности пун-
     ктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской  Федера-
     ции "О федеральных органах налоговой полиции."
     5.  Копия доверенности.
     6. Копия удостоверения адвоката или копия диплома кандидата,
     доктора юридических наук.
     7. Квитанция об уплате государственной пошлины.



                         Верно: