Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.
Закон города Москвы № 9 от 2 марта 2005 года
О комплексном природопользовании в городе Москве
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере комплексного природопользования в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и упорядочения отношений в области природопользования и охраны окружающей среды на территории города Москвы, а также устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области комплексного природопользования. Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) природный потенциал территории - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и иных средообразующих факторов и условий, выраженных в виде показателей качества окружающей среды, которые используются или могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности населения, функционирования городского хозяйства, а также при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 2) комплексное природопользование в городе Москве (далее - комплексное природопользование) - использование природного потенциала территории для осуществления хозяйственной и иной деятельности, включая градостроительную деятельность, в том числе все виды воздействия на природный потенциал территории, возникающие в процессе этой деятельности; 3) объекты комплексного природопользования - территории различных типов функционального назначения, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы в области градостроительной деятельности, а также поверхностные водные объекты и их части, находящиеся на территории города Москвы; 4) природопользователь (субъект комплексного природопользования) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную или иную деятельность, связанную с использованием природного потенциала территории, а также с воздействием на него; 5) общие условия комплексного природопользования - совокупность природоохранных требований и ограничений, а также показателей качества окружающей среды, устанавливаемых для объектов комплексного природопользования на определенный период времени с учетом функционального назначения территорий и фонового состояния окружающей среды; 6) индивидуальные условия комплексного природопользования - совокупность природоохранных требований и ограничений, устанавливаемых природопользователю на основании общих условий комплексного природопользования с учетом квотирования допустимых воздействий на природный потенциал территории; 7) фоновое состояние окружающей среды - зафиксированные в ходе государственного экологического мониторинга показатели состояния окружающей среды; 8) квота - количественный показатель допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и иных негативных воздействий на окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, предоставляемый природопользователю в целях выполнения общих условий комплексного природопользования; 9) квотирование допустимых воздействий на природный потенциал территории - определение квот для природопользователей в результате распределения общих условий комплексного природопользования; 10) экономическое стимулирование - регулирование деятельности природопользователей экономическими способами и методами, направленными на поощрение снижения негативного воздействия осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и природный потенциал территории; 11) информация о комплексном природопользовании - сведения о состоянии и качестве окружающей среды и природных ресурсов, о воздействии на них и источниках воздействия, об общих и индивидуальных условиях комплексного природопользования; 12) информационное обеспечение комплексного природопользования - деятельность по сбору, обработке, накоплению, хранению, использованию и предоставлению информации о комплексном природопользовании. Статья 2. Законодательство города Москвы в области комплексного природопользования 1. Законодательство города Москвы в области комплексного природопользования основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства в области охраны окружающей среды, Устава города Москвы и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов города Москвы. 2. Действие настоящего Закона распространяется на природопользователей независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих на территории города Москвы комплексное природопользование. Статья 3. Принципы и задачи комплексного природопользования 1. Комплексное природопользование осуществляется на основе следующих принципов: 1) дифференцированного подхода к установлению режима использования объектов комплексного природопользования с учетом природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 2) научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях формирования благоприятной окружающей среды и обеспечения устойчивого развития; 3) гласности, полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды; 4) приоритета предупредительных мер в области охраны окружающей среды; 5) градостроительного зонирования территории города Москвы и учета режимов регулирования градостроительной деятельности; 6) презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности; 7) платности природопользования; 8) возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и направления полученных средств на природоохранные мероприятия; 9) обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе обязательности учета условий комплексного природопользования. 2. Задачи комплексного природопользования состоят в: 1) определении условий комплексного природопользования с учетом экологического состояния и функционального назначения территорий города Москвы; 2) ведении учета общих условий комплексного природопользования и субъектов комплексного природопользования, а также источников негативного воздействия на окружающую среду; 3) введении системы показателей качества окружающей среды на территориях различных типов функционального назначения. Глава 2. Управление комплексным природопользованием Статья 4. Полномочия Московской городской Думы в области регулирования комплексного природопользования К полномочиям Московской городской Думы в области регулирования комплексного природопользования относятся: 1) принятие законов города Москвы по вопросам регулирования отношений в области комплексного природопользования, в том числе законов, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в области комплексного природопользования; 2) утверждение городских долгосрочных целевых программ в области комплексного природопользования; 3) определение объемов финансирования деятельности по установлению условий комплексного природопользования при утверждении бюджета города Москвы на очередной финансовый год; 4) осуществление контроля за соблюдением и исполнением настоящего Закона; 5) иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 5. Полномочия Правительства Москвы в области регулирования комплексного природопользования К полномочиям Правительства Москвы в области регулирования комплексного природопользования относятся: 1) утверждение общих условий комплексного природопользования; 2) утверждение порядка установления общих и индивидуальных условий комплексного природопользования, в том числе определение порядка квотирования допустимых воздействий на природный потенциал территории; 3) определение сроков действия общих и индивидуальных условий комплексного природопользования; 4) утверждение Положения о Реестре общих условий комплексного природопользования и Положения о Реестре субъектов комплексного природопользования, а также определение порядка и формы ведения указанных реестров; 5) определение порядка использования информации о комплексном природопользовании; 6) утверждение ставок платы за предоставление информации о комплексном природопользовании; 7) утверждение такс и методик исчисления размера вреда, причиненного объектам комплексного природопользования и природному потенциалу территории в результате хозяйственной и иной деятельности; 8) разработка и принятие среднесрочных, разработка и реализация долгосрочных городских целевых программ в области комплексного природопользования; 9) решение иных вопросов, связанных с управлением в области комплексного природопользования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 6. Полномочия органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, в области регулирования комплексного природопользования К полномочиям органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, в области регулирования комплексного природопользования относятся: 1) участие в разработке и реализации городских целевых программ в области комплексного природопользования; 2) разработка порядка установления общих и индивидуальных условий комплексного природопользования, правил, инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию данного Закона; 3) установление индивидуальных условий комплексного природопользования; 4) предоставление квот допустимых воздействий на природный потенциал территории для природопользователя; 5) ведение Реестра общих условий комплексного природопользования и Реестра субъектов комплексного природопользования; 6) осуществление информационного обеспечения комплексного природопользования; 7) определение размера вреда, причиненного природному потенциалу территории в результате хозяйственной и иной деятельности, в том числе градостроительной; 8) иные полномочия, установленные нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в области комплексного природопользования 1. Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) могут осуществлять муниципальный контроль в области комплексного природопользования. 2. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями органов исполнительной власти города Москвы (государственными полномочиями) в области комплексного природопользования законом города Москвы. Статья 8. Мониторинг объектов комплексного природопользования Мониторинг объектов комплексного природопользования осуществляется в целях наблюдения за состоянием и изменениями объектов комплексного природопользования в рамках Единой системы экологического мониторинга в городе Москве. Статья 9. Участие общественных организаций и объединений в общественном контроле в области комплексного природопользования 1. Общественные организации и объединения в соответствии с их уставами могут осуществлять общественный контроль в области комплексного природопользования в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы. 2. Результаты общественного контроля в области комплексного природопользования подлежат обязательному учету при ведении Реестра общих условий комплексного природопользования, Реестра субъектов комплексного природопользования, установлении общих и индивидуальных условий комплексного природопользования. Статья 10. Информация о комплексном природопользовании 1. Информация о комплексном природопользовании должна отвечать требованиям полноты, достоверности, своевременности, доступности и иным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Субъектами сбора, обработки, накопления, хранения и использования информации, необходимой для осуществления комплексного природопользования, являются орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, а также природопользователи. 3. Органы исполнительной власти города Москвы в пределах своей компетенции предоставляют органу исполнительной власти города Москвы, осуществляющему государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, информацию о комплексном природопользовании. 4. Информация о комплексном природопользовании предоставляется всем заинтересованным лицам с соблюдением требований об охране государственной, коммерческой и иной тайны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы. 5. Информация об общих условиях комплексного природопользования подлежит обязательному опубликованию. Глава 3. Условия комплексного природопользования Статья 11. Виды условий комплексного природопользования 1. Условия комплексного природопользования подразделяются на общие и индивидуальные. 2. Общие и индивидуальные условия комплексного природопользования обязательны для учета при разработке всех видов предпроектной и проектной документации. Статья 12. Общие условия комплексного природопользования 1. Общие условия комплексного природопользования устанавливаются: 1) для территорий всех типов функционального назначения, установленных в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы в области градостроительной деятельности; 2) в составе генеральных схем для реализации основных направлений Генерального плана развития города Москвы; 3) для поверхностных водных объектов и их частей, находящихся на территории города Москвы. 2. При установлении общих условий комплексного природопользования должны обеспечиваться утвержденные в установленном порядке нормативы качества окружающей среды и учитываться фоновое состояние окружающей среды, включая животный и растительный мир. 3. Общие условия комплексного природопользования должны включать сроки внедрения наилучших существующих технологий, предусматривающих минимально возможные расходы сырья, материалов, энергетических и иных ресурсов, а также минимальные объемы образования отходов производства и потребления на единицу выпускаемой продукции. 4. Общие условия комплексного природопользования должны содержать требования, нормы и правила, в том числе по сохранению среды обитания животного и растительного мира, не ниже установленных на федеральном уровне. 5. Утвержденные общие условия комплексного природопользования являются обязательными для соблюдения всеми органами исполнительной власти города Москвы. Статья 13. Индивидуальные условия комплексного природопользования 1. Индивидуальные условия комплексного природопользования устанавливаются инвесторам, застройщикам, другим субъектам хозяйственной и иной деятельности, в том числе градостроительной, в градостроительной и проектной документации на строительство (реконструкцию) зданий, сооружений и иных объектов, а также иным природопользователям; 2. Индивидуальные условия комплексного природопользования устанавливаются органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, в порядке, установленном Правительством Москвы. 3. Индивидуальные условия комплексного природопользования действуют в течение срока действия общих условий комплексного природопользования и должны содержать требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне. 4. Для исполнения требований индивидуальных условий комплексного природопользования, предотвращения причинения вреда окружающей среде, уменьшения затрат на природоохранные мероприятия природопользователи применяют экологический аудит, экологическое страхование, внедряют методы экологического управления и экологической сертификации. 5. Изменение общих условий комплексного природопользования влечет за собой пересмотр индивидуальных условий комплексного природопользования. При изменении индивидуальных условий комплексного природопользования в результате изменения общих условий комплексного природопользования орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, устанавливает сроки их поэтапного достижения. 6. При нарушении природопользователем установленных сроков поэтапного достижения индивидуальных условий комплексного природопользования орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, направляет в соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды представление на приостановление действия разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, на нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. 7. При наличии утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на окружающую среду они должны учитываться при установлении индивидуальных условий комплексного природопользования. Статья 14. Учет общих условий комплексного природопользования и субъектов комплексного природопользования 1. Регистрация общих условий комплексного природопользования и субъектов комплексного природопользования осуществляется соответственно в Реестре общих условий комплексного природопользования и Реестре субъектов комплексного природопользования в порядке, установленном Правительством Москвы. 2. Реестр общих условий комплексного природопользования и Реестр субъектов комплексного природопользования входят в состав информационных ресурсов города Москвы и являются собственностью города Москвы. Статья 15. Реестр общих условий комплексного природопользования Реестр общих условий комплексного природопользования представляет собой свод данных о природном потенциале территории, фоновом состоянии окружающей среды, об установленных общих условиях комплексного природопользования, а также включает иные данные, предусмотренные Положением о Реестре. Статья 16. Реестр субъектов комплексного природопользования 1. Реестр субъектов комплексного природопользования представляет собой свод данных о хозяйственной и иной деятельности природопользователей, осуществляющих использование природного потенциала территории, об установленных индивидуальных условиях комплексного природопользования, установленных нормативах допустимого воздействия на окружающую среду, а также о регистрации соответствующих разрешений и лицензий, выданных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Ответственность за достоверность информации, представляемой для установления индивидуальных условий комплексного природопользования и внесения в Реестр субъектов комплексного природопользования, возлагается на природопользователя. Статья 17. Основания приостановления действия индивидуальных условий комплексного природопользования 1. Основаниями приостановления действия индивидуальных условий комплексного природопользования являются: 1) повторное в течение года нарушение индивидуальных условий комплексного природопользования, установленное при осуществлении государственного экологического контроля; 2) невыполнение в срок предписаний об устранении выявленных нарушений индивидуальных условий комплексного природопользования; 3) невыполнение в установленные сроки поэтапного достижения индивидуальных условий комплексного природопользования и невыполнение природоохранных мероприятий, предусматривающих их достижение; 4) предоставление недостоверных данных, на основании которых были утверждены индивидуальные условия комплексного природопользования. 2. При наличии оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, должностное лицо органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, приостанавливает действие индивидуальных условий комплексного природопользования и принимает меры административной ответственности. Статья 18. Возмещение вреда при нарушении условий комплексного природопользования 1. Природопользователи, деятельность которых причинила вред объектам комплексного природопользования и природному потенциалу территории, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Определение размера вреда, причиненного объектам комплексного природопользования и природному потенциалу территории при нарушении индивидуальных условий комплексного природопользования в результате хозяйственной и иной деятельности природопользователей, осуществляется на основании такс и методик исчисления размера вреда, утвержденных Правительством Москвы. Определение размера вреда производится органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды. Глава 4. Экономическое регулирование комплексного природопользования Статья 19. Квотирование допустимых воздействий на природный потенциал территории 1. Квоты допустимых воздействий на природный потенциал территории распределяются между природопользователями на началах равного доступа, установленных нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Порядок квотирования допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования и размещения отходов производства и потребления при осуществлении комплексного природопользования устанавливается Правительством Москвы. 3. Предоставление квот допустимых воздействий на природный потенциал территории осуществляется с учетом оценки соблюдения установленных общих условий комплексного природопользования. Статья 20. Экологический аудит комплексного природопользования Экологический аудит комплексного природопользования осуществляется в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях подтверждения соответствия хозяйственной и иной деятельности природопользователей требованиям законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, а также индивидуальным условиям комплексного природопользования. Статья 21. Меры экономического стимулирования субъектов разрешенного комплексного природопользования 1. Экономическое стимулирование субъектов комплексного природопользования может осуществляться при внедрении наилучших существующих технологий, малоотходных и безотходных производств, использовании вторичных ресурсов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды и восстановлению природного потенциала территорий. 2. Экономическое стимулирование осуществляется посредством предоставления льгот, устанавливаемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства города Москвы в области комплексного природопользования Статья 22. Нарушение индивидуальных условий комплексного природопользования Нарушение индивидуальных условий комплексного природопользования - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Статья 23. Нарушения в области информационного обеспечения комплексного природопользования Сокрытие информации, имеющей значение для принятия решения об утверждении индивидуальных условий комплексного природопользования, или предоставление недостоверной информации, повлиявшей на принятие решения об утверждении индивидуальных условий комплексного природопользования, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере восьмидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - восьмисот минимальных размеров оплаты труда. Статья 24. Осуществление деятельности без утвержденных индивидуальных условий комплексного природопользования Осуществление хозяйственной и иной деятельности без утвержденных индивидуальных условий комплексного природопользования - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Статья 25. Составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляются должностными лицами органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве. Статья 26. Разрешение споров в области комплексного природопользования Споры в области комплексного природопользования разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Статья 27. Зачисление денежных средств, взысканных в виде административных штрафов Денежные средства, взысканные в виде административных штрафов за правонарушения, предусмотренные настоящим Законом, зачисляются в полном объеме в целевой бюджетный территориальный экологический фонд города Москвы. Глава 6. Заключительные положения Статья 28. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 2 марта 2005 года № 9
- Закон города Москвы № 27 от 2 июня 2010 года
- О внесении изменений в статью 3 Закона города Москвы от 2 марта 2005 года № 9 «О комплексном природопользовании в городе Москве»