Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.
Постановление Правительства Москвы
№ 238-ПП от 19 апреля 2005 года
О совершенствовании законотворческой деятельности органов исполнительной власти города Москвы
В целях дальнейшего совершенствования планирования, организа- ции и повышения эффективности законотворческой деятельности в го- роде Москве, улучшения работы по правовому информированию населе- ния города Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Концепцию совершенствования законодательства города Москвы (приложение). 2. Отраслевым и функциональным органам исполнительной власти города Москвы в законопроектной деятельности руководствоваться по- ложениями Концепции совершенствования законодательства города Москвы, утвержденной настоящим постановлением. 3. Определить головными исполнителями по подготовке проектов законодательных актов отраслевые или функциональные органы испол- нительной власти города Москвы в соответствии с профилем их дея- тельности. 4. Определить, что Отдел законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы совместно с Правовым управ- лением Правительства Москвы являются головными исполнителями при подготовке проектов законов по вопросам организации власти и уп- равления. 5. Установить, что подготовку планов законопроектных работ, координацию и контроль за их выполнением, а также оказание помощи в разработке законопроектов и организацию независимой правовой экспертизы проектов законов осуществляет Отдел законопроектных ра- бот Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы. Координа- цию и контроль за ходом законопроектной работы, организацию соп- ровождения документов в Московской городской Думе, обобщение пред- ложений по совершенствованию федерального законодательства осу- ществляет Управление по связям с органами законодательной и испол- нительной власти Правительства Москвы. Организацию работы по об- новлению Собрания действующего законодательства города Москвы и созданию его электронной версии осуществляет Отдел законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы совмест- но с Правовым управлением Правительства Москвы. 6. Руководителям отраслевых и функциональных органов исполни- тельной власти города Москвы в целях совершенствования законотвор- ческой деятельности: 6.1. Возглавить законопроектную работу в подведомственных подразделениях, обеспечить персональную ответственность за ее осуществление. 6.2. В соответствии с поручениями Мэра Москвы лично представ- лять проекты законов в Московской городской Думе, а также участво- вать в их обсуждении на заседаниях комиссий Московской городской Думы. 6.3. Провести комплексный анализ отраслевого законодательства города Москвы на предмет его соответствия федеральным законам и в трехмесячный срок представить в Правительство Москвы предложения по его совершенствованию. 6.4. При осуществлении законопроектной работы руководство- ваться в своей деятельности планами первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы на очередной год. 6.5. Формировать при необходимости комплексные рабочие группы по подготовке законопроектов и представлять в установленном поряд- ке предложения по их составу на утверждение заместителя Мэра Моск- вы в Правительстве Москвы, полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе. 6.6. Привлекать к участию в работе над законопроектами терри- ториальные органы исполнительной власти города Москвы. 6.7. Ввести в практику подготовку правовых актов о мероприя- тиях по реализации законов. Представлять указанные правовые акты на рассмотрение Правительства Москвы в срок не позднее трех меся- цев со дня вступления в силу законов города Москвы. 6.8. Назначить ответственных за законопроектную деятельность (по должности не ниже заместителя руководителя), осуществляющих оперативную работу по организации законопроектной деятельности в органах исполнительной власти. В месячный срок представить замес- тителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочному представи- телю Мэра Москвы в Московской городской Думе информацию об указан- ных лицах. 7. Установить, что ответственные за законопроектную деятель- ность: 7.1. Участвуют в формировании планов законопроектной деятель- ности органов исполнительной власти города Москвы, в установленном порядке организуют разработку концепций и проектов законов города Москвы. 7.2. Обеспечивают последовательное и своевременное прохожде- ние законопроектов на всех стадиях их подготовки, участвуют в ор- ганизации их рассмотрения в Московской городской Думе. 7.3. Организуют участие руководителей и специалистов своих подразделений в работе профильных комитетов и комиссий Московской городской Думы и Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении законопроектов, разработанных соответствующими орга- нами исполнительной власти, в подготовке проектов официальных от- зывов, заключений и поправок Мэра Москвы и Правительства Москвы по проектам законов. 7.4. Осуществляют взаимодействие с соответствующими структур- ными подразделениями федеральных органов исполнительной власти при разработке проектов законов города Москвы. 7.5. Анализируют действенность принятых законов и вносят предложения по улучшению правоприменительной практики. 7.6. Осуществляют оперативную связь с Управлением по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы и Отделом законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы по вопросам организации законопроектной деятельности. 8. Отделу законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы совместно с Правовым управлением Прави- тельства Москвы и Управлением по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы в срок до 1 сентября 2005 г. подготовить предложения по внесению изменений в Методичес- кие правила подготовки проектов законов города Москвы, утвержден- ные распоряжением Мэра Москвы от 11 августа 2003 г. N 305-РМ. 9. Для обеспечения эффективного взаимодействия органов испол- нительной власти в законопроектной деятельности Управлению по ор- ганизации работы с документами Правительства Москвы совместно с Отделом законопроектных работ Правительства Москвы Центра законот- ворчества Москвы, Правовым управлением Правительства Москвы и Уп- равлением по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы в трехмесячный срок, после внесения изменений в Методические правила подготовки проектов законов горо- да Москвы, утвержденные распоряжением Мэра Москвы от 11 августа 2003 г. N 305-РМ, подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в Регламент Правительства Москвы, утвержденный поста- новлением Правительства Москвы от 17 сентября 2002 г. N 754-ПП, направленные на совершенствование законопроектной деятельности. 10. Для введения правового мониторинга в повседневную работу органов исполнительной власти города Москвы: 10.1. Отделу законопроектных работ Правительства Москвы Цент- ра законотворчества Москвы совместно с Правовым управлением Прави- тельства Москвы и Управлением по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы с привлечением неза- висимых экспертов-правоведов и научных правовых организаций в трехмесячный срок подготовить и представить в Правительство Москвы предложения по организации правового мониторинга и подготовке со- ответствующей правовой базы для его проведения. 10.2. Управлению по связям с органами законодательной и ис- полнительной власти Правительства Москвы обеспечить ежеквартальное проведение социологических опросов населения города Москвы по оценке эффективности применения и исполнения законов города Моск- вы, а также информирование членов Правительства Москвы, руководи- телей органов исполнительной власти города Москвы о результатах их проведения. 10.3. Отраслевым, функциональным и территориальным органам исполнительной власти города Москвы начиная со II квартала 2005 г. ежеквартально, не позднее 25 числа последнего месяца квартала, и ежегодно, не позднее 25 декабря представлять в Правовое управле- ние Правительства Москвы информацию о результатах рассмотрения в судах заявлений о законности правовых актов города Москвы и об ис- полнении решений судов. 11. Управлению государственной службы и кадров Правительства Москвы при разработке учебных курсов профессиональной переподго- товки государственных гражданских служащих города Москвы в области правового обеспечения управленческой деятельности ввести в практи- ку согласование учебных планов с Отделом законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы и Правовым уп- равлением Правительства Москвы. 12. Отделу законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы совместно с Правовым управлением Прави- тельства Москвы организовать работу по изданию серии "Законода- тельство города Москвы". 13. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы при подготовке соглашений и договоров о сотрудни- честве с субъектами Российской Федерации предусматривать взаимо- действие и обмен опытом в области законотворческой деятельности. 14. Департаменту международных связей города Москвы в своей деятельности предусматривать получение от иностранных партнеров информации о зарубежном законодательстве и практике его примене- ния. Направлять в составе делегаций и специальных групп для озна- комления с зарубежным опытом юристов и других специалистов, зани- мающихся законотворческой деятельностью. 15. Департаменту финансов города Москвы ежегодно предусматри- вать в проекте бюджета города Москвы выделение средств на финанси- рование законопроектной работы, включая проведение правовых экс- пертиз законопроектов, правового мониторинга (в том числе социоло- гические опросы москвичей по оценке эффективности применения и ис- полнения законов города Москвы), обновление Собрания действующего законодательства города Москвы, а также проведение мероприятий по повышению правовой культуры населения. 16. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 12 сентября 2000 г. N 726 "О мерах по совершенствованию законопроектной работы в органах исполнительной власти города". 17. Контроль за выполнением настоящего постановления возло- жить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномоч- ного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе Петро- ва А.В. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков . Приложение к постановлению Правительства Москвы от 19 апреля 2005 г. N 238-ПП Концепция совершенствования законодательства города Москвы Город Москва как субъект Российской Федерации имеет собствен- ное законодательство, что обусловлено федеративной природой Рос- сийского государства. Законодательство города Москвы представляет собой совокупность законодательных актов, изданных в пределах пол- номочий, предоставленных субъектам Российской Федерации Конститу- цией Российской Федерации. Предметы регулирования и содержание этих актов определяются федеральными законами, потребностями соци- ально-экономического развития города Москвы как крупнейшего мега- полиса и столицы Российской Федерации, необходимостью создания га- рантий для безопасной, комфортной жизни москвичей, эффективной за- щиты их прав и свобод. Проводимая в настоящее время реформа федеративных отношений, целью которой является разграничение предметов ведения и полномо- чий федеральных и региональных органов государственной власти и обеспечение их ответственности за исполнение своих обязанностей перед обществом и гражданами, обусловила необходимость существен- ного реформирования законодательства города Москвы. 1. Общие положения Концепция разработана на основе Конституции Российской Федера- ции, федеральных конституционных законов, Федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительс- тва Российской Федерации, Устава и других законодательных актов города Москвы в целях успешного осуществления административной ре- формы и укрепления Российского государства, решения актуальных проблем дальнейшего развития и совершенствования законодательства города. В настоящей Концепции изложены пути дальнейшего развития зако- нодательства города Москвы на 2005-2007 годы. Целью Концепции яв- ляется определение перспективных направлений дальнейшего совер- шенствования законодательства города на новом этапе развития и ук- репления Российского государства, роли и места в этом процессе субъектов Российской Федерации. Основными задачами Концепции являются: - повышение эффективности и качества правового регулирования общественных отношений в основных сферах деятельности города с учетом осуществляемого разграничения полномочий между различными уровнями власти; - защита конституционных прав и законных интересов москвичей, обеспечение их безопасности в условиях крупного мегаполиса; - гармонизация законодательства города с федеральным законода- тельством, общепризнанными принципами и нормами международного права; - обеспечение комплексного подхода к правовому регулированию общественных отношений, более рациональной организации работы по подготовке законопроектов, придание им системного характера, - создание в городе системы мониторинга правового пространства и правоприменительной практики; - повышение уровня правовых знаний для широких слоев населения города. 2. Состояние законодательства города Москвы За годы осуществления реформ, функционирования новой политиче- ской системы, действия Конституции Российской Федерации 1993 года в городе удалось создать достаточно прочную и успешно работающую систему законодательства, ядром которой является Устав города Мос- квы и другие законы, регулирующие важнейшие сферы жизни. Системное плановое формирование московского законодательства осуществляется с 1994 года. За минувшие годы принято 550 законов города Москвы. В настоящее время число постоянно действующих за- конов города превышает 160. Реализуя конституционные положения о правовом и социальном го- сударстве, соблюдении и защите прав и свобод человека и граждани- на, органы государственной власти города Москвы и местного самоуп- равления предпринимают настойчивые усилия по динамичному развитию законодательства города, своевременно реагируют на требования жиз- ни, новые реалии и тенденции политического и социально-экономичес- кого развития, анализируют и учитывают практику применения право- вых актов, оперативно вносят необходимые изменения и дополнения в действующее законодательство. К настоящему времени в городе практически решены вопросы орга- низации государственной власти. В развитие норм, содержащихся в Уставе города Москвы, приняты законы города Москвы "О Правительст- ве Москвы", "О статусе депутата Московской городской Думы", "О Московской городской избирательной комиссии", "О Контрольно-счет- ной палате города Москвы". В 2003 году принят Закон города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы", являющийся первым кодифици- рованным правовым актом, регулирующим отношения по проведению вы- боров не только на городском уровне, но и во внутригородских муни- ципальных образованиях. Сложилась правовая база организации местного самоуправления в городе Москве. В городе действуют законы "Об организации местного самоуправления в городе Москве", "О порядке государственной ре- гистрации уставов муниципальных образований в городе Москве", "О муниципальной службе в городе Москве", "О статусе депутата муници- пального собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве", "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве", а также ряд других законов, нап- равленных на формирование системы местного самоуправления в Моск- ве. Одним из первых среди субъектов Российской Федерации город Москва принял Закон "Об обращениях граждан". Создается законода- тельство по обеспечению безопасности москвичей, а также об участии жителей города в охране общественного порядка. В Москве активно формируется законодательство об управлении собственностью города. Создан фундамент городского земельного за- конодательства. Приняты законы о городском государственном заказе, о промышленной и о торговой деятельности на территории города, о поддержке малого предпринимательства в городе Москве. В целом поч- ти каждый третий действующий закон города Москвы относится к эко- номической сфере. Прочные правовые основы бюджетно-финансовых отношений заложил Закон города Москвы "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве". Развитый характер носит налоговое законодательство города, включающее в себя девять самостоятельных законов, посвя- щенных конкретным городским налогам. На протяжении последних нескольких лет интенсивно формируется социальное законодательство. Развивается законодательство в облас- ти образования. В то же время большинство вопросов социальной за- щиты до сих пор регулируются подзаконными актами. Показательна в этом плане ситуация в области здравоохранения, которое на уровне города до настоящего времени не имеет собственной законодательной базы. Наиболее динамичной отраслью законодательства города являет- ся жилищное законодательство Москвы. Оно включает в себя 13 само- стоятельных городских законов, которые регулируют практически все аспекты жилищных отношений в городе. В этой сфере приняты законы "Об основах жилищной политики города Москвы", "О паспортизации жи- лых помещений (квартир) в городе Москве", "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы", "О порядке переустройства помеще- ний в жилых домах на территории города Москвы", "О гарантиях горо- да Москвы лицам, освобождающим жилые помещения" и т.д. Аналогичное развитие получило и тесно связанное с жилищным градостроительное законодательство. Одиннадцать городских законов, принятых в области градостроительства, подробнейшим образом регу- лируют все аспекты градостроительной деятельности. Так, в городе действуют законы "Об основах градостроительства в городе Москве", "О порядке градостроительного планирования развития территорий ад- министративных округов, районов города Москвы", "О градостроитель- ных нормативах и правилах города Москвы", "О градостроительном зо- нировании территории города Москвы", "О составе, порядке разработ- ки и принятия Генерального плана развития города Москвы" и т.д. Не столь быстрыми темпами складывается законодательство в сфе- ре городского хозяйства, где приоритет, до недавнего времени, от- давался в основном законам об административной ответственности за правонарушения в различных отраслях городского хозяйства. В этой области была создана значительная законодательная база. Что же ка- сается законодательства о регулировании деятельности в конкретных отраслях городского хозяйства (например, законодательство о транс- порте), то оно только формируется. Москва является одним из лидирующих субъектов Российской Феде- рации в сфере разработки экологического законодательства. Восемь самостоятельных экологических законов города в основном отражают специфику экологии Москвы как крупнейшего мегаполиса России. В на- стоящее время приняты законы "Об экологическом мониторинге в горо- де Москве", "О государственном экологическом контроле в городе Москве", "Об особо охраняемых природных территориях в городе Мос- кве", "О регулировании использования редких и исчезающих диких жи- вотных и растений на территории города Москвы", "О защите зеленых насаждений" и т.д. Результативно действует система взаимодействия органов госу- дарственной власти города с федеральными структурами. Представите- ли Москвы плодотворно и активно участвуют в планировании федераль- ного законодательства, разработке проектов федеральных законов, в обсуждении и проведении их экспертной оценки. В настоящее время планомерно осуществляется корректировка го- родского законодательства в соответствии с радикально обновляющим- ся федеральным законодательством и прежде всего в сферах организа- ции и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, финансово-бюджетных и налоговых, имущественно-зе- мельных, градостроительных, экологических, жилищно-коммунальных отношений, социальной защиты населения, развития инфраструктуры города, науки, образования, культуры, обеспечения безопасности граждан, охраны правопорядка и укрепления законности. 3. Проблемы развития законодательства и пути их решения Законодательство города Москвы находится в постоянном разви- тии. Это обусловлено как необходимостью совершенствования правово- го регулирования по предметам ведения города Москвы, так и измене- ниями, происходящими в федеральном законодательстве в сфере сов- местного ведения. Однако бурное развитие городского законодательства в эти годы породило и целый ряд острых противоречий, иных существенных недо- статков, основными из которых являются: - значительная неравномерность и несбалансированность урегули- рования важнейших сфер жизнедеятельности города; - наличие большого количества дублирующих, а нередко и проти- воречащих друг другу правовых актов, изданных в разное время с учетом текущих потребностей; - декларативность и безадресность многих правовых норм, от- сутствие эффективного механизма их реализации. Суть проблемы не- редко не в отсутствии правовых актов, а скорее в избытке правового материала, который невозможно реализовать на практике. Отсутствие единого правообеспечения на уровне как отдельных правовых актов, так и целых отраслей или институтов права сводит к нулю эффект да- же самых нужных и прогрессивных законов; - перераспределение предметов ведения и полномочий между орга- нами государственной власти в рамках административной реформы не всегда подкрепляется рациональным перераспределением законодатель- ных функций от центра к регионам, что ведет к сужению правового поля субъектов Российской Федерации; - не всегда правильно избирается объем правового регулирова- ния, что ведет к деформации законодательства, решению многих част- ных вопросов при отсутствии общей стратегии правового регулирова- ния; - уязвимым местом остается поддержание стабильности законода- тельства - важнейшего условия его эффективности. Слишком частые и не всегда оправданные жизнью изменения †правил игры‡ дезориентиру- ют граждан и правоприменителей, вырабатывают неуважение к закону, дестабилизируют правосознание населения, вносят сумятицу в работу; - отсутствие четкой иерархии правовых актов, единый порядок их опубликования и вступления в силу; - наличие в законах города большого количества отсылочных норм. Это порождает огромный массив подзаконных актов, в котором сложно порой бывает разобраться специалисту, не говоря уже о рядо- вом москвиче; - недостаточное внимание уделяется своевременной отмене актов. В связи с этим назрела необходимость очищения законодательства го- рода от устаревших, малоэффективных актов, повышения социаль- но-правовой обоснованности правовых норм; - недостаточные доступность и понимание москвичами принимаемых нормативных правовых актов в городе. Для дальнейшего повышения эффективности городского законодате- льства в ближайшие годы необходимо: - последовательно добиваться стабильности, полноты и непроти- воречивости актов законодательства города, обеспечивая тем самым систематический подход к решению правовых задач; - детально определить порядок принятия и вступления в силу различных видов правовых актов и установить четкое иерархическое сопоставление всех правовых актов города. Виды правовых актов го- рода закреплены в Уставе города Москвы (законы города Москвы, ре- шения Уставного суда города Москвы, постановления Московской го- родской Думы, акты Мэра и Правительства Москвы, акты органов и должностных лиц исполнительной власти). Однако порядок вступления в силу и опубликования городских правовых актов, порядок признания утратившими силу, их характеристики с точки зрения нормативного содержания либо нигде не установлены, либо указываются крайне расплывчато. Даже в области регулирования законотворческой дея- тельности действует не один, а четыре законодательных акта: "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы", "О толковании законодательных актов города Москвы", "О порядке внесения изменений (дополнений) в Устав города Москвы", "О граж- данской законодательной инициативе в городе Москве". Решение ука- занной задачи возможно путем разработки специального консолидиро- ванного нормативного акта - закона города Москвы о правовых актах города Москвы; - создать единый реестр правовых актов города и внутригородс- ких муниципальных образований. Создание такого реестра требуется для формирования непротиворечивой системы законодательства города. Реестр позволит организовать четкий контроль за правотворческой деятельностью в городе Москве; - постоянно вести работу по систематизации и кодификации зако- нодательства. Систематизация законодательства имеет целью упорядо- чение накопленного нормативно-правового материала и достижение внутреннего единства правовых установлений. В первую очередь - это всесторонний анализ законодательных актов с целью определения их взаимосвязей, выявление противоречий, дублирования, пробелов и других недостатков. Логическим завершением является выработка предложений по совершенствованию самих исследуемых правовых актов. Как следствие вместо нескольких отдельных законов необходима раз- работка комплексного закона в определенной сфере. Собрание дейс- твующего законодательства Москвы является основой для такой рабо- ты. Наличие большого количества законов, регулирующих различные отрасли жизни города, обуславливает необходимость более широкого внедрения в практику законодательной деятельности кодификации ак- тов. Первый опыт такого рода получен - принят Избирательный кодекс города Москвы. На сегодняшний день вполне сложились условия для продолжения процесса кодификации правовых актов по таким сферам, как жилищное, градостроительное, экологическое законодательство. Вместе с тем необходимо учитывать, что кодификация представля- ет собой самую сложную форму систематизации законодательства, ко- торая предполагает его глубокий анализ и переработку. Кодификация не должна являться самоцелью, здесь уместен принцип избирательно- сти; - сформировать электронный банк правовой информации на базе Собрания действующего законодательства города Москвы. Существующие на сегодняшний день электронные системы правовой информации не в полной мере охватывают действующее законодательство города Москвы. В процессе подготовки Собрания законодательства выявлены действую- щие акты города 30-х годов прошлого века. В то время как правовые системы обладают сформированным банком законодательных актов, на- чиная только с 1990 года. Создание электронного банка как источни- ка систематизированной, непротиворечивой правовой информации необ- ходимо, как для органов исполнительной власти города, так и для населения; - создать единую городскую систему правового мониторинга. Мо- ниторинг права, как постоянный комплексный анализ правового про- странства города Москвы, представляет собой системное наблюдение за реализацией законодательства (конкретного закона) с целью оцен- ки его эффективности и последующей оптимизации. В процессе осущес- твления мониторинга анализируется динамика достижения определенных результатов в ходе применения законов, накапливается информация, необходимая для оценки эффективности законодательства и дальнейше- го его совершенствования. При этом обеспечивается получение от правоприменителей аналитической информации о состоянии регулиру- емых в той или иной отрасли отношений, о выявленных пробелах, про- тиворечиях в правовом регулировании, недостатках механизмов реали- зации законов. Все это способствует формированию общей картины о состоянии законодательства и его применении. Основными формами осуществления правового мониторинга являются введение в практику работы органов исполнительной власти города Москвы подготовки правовых актов о мерах по реализации принятых законов, разработки системы правового мониторинга, изучение су- дебной практики по делам об обжаловании законов города, проведе- ние социологических опросов населения города о качестве законода- тельной работы, тесное взаимодействие с Прокуратурой города Моск- вы, органами юстиции, органами внутренних дел и другими правоохра- нительными органами по вопросам исполнения законов города Москвы. Особое внимание следует уделить учету мнения москвичей о реа- лизации законов города Москвы. Важную роль при осуществлении пра- вового мониторинга имеет проведение регулярных социологических оп- росов населения города Москвы о проблемах, возникающих у граждан при реализации городского законодательства. Также существенное значение при проведении правового мониторинга имеет проведение со- циологических опросов в отношении проектов законов. Такого рода опросы позволят избежать возможных трудностей в правоприменитель- ной практике; - разработать и осуществить систему мер по информированию на- селения о городском законодательстве. Необходимо дальнейшее рас- ширение издания информационных материалов, включая отдельные бук- леты, популярные брошюры, комментарии к законам по наиболее акту- альным вопросам (социальные, трудовые, жилищные права и др.). При этом следует обеспечить доступность для населения таких изданий путем бесплатного их распространение в государственных и муници- пальных органах, а также в библиотеках. Развитие и применение в настоящее время информационных и ком- муникационных технологий обуславливает и развитие правовой инфор- матизации - создание электронных версий нормативных правовых ак- тов, размещение различных изданий по вопросам законодательства в сети Интернет, в том числе их обнародование на официальных сайтах органов государственной власти Москвы, а также помещение информа- ции на электронных носителях; - постоянно повышать уровень правовой культуры и профессиона- лизма всех управленческих кадров, в первую очередь - вовлеченных в нормотворческий процесс. Реализация законодательства в значитель- ной степени зависит от уровня правовой культуры управленческих кадров. Недостаточность правовых знаний у государственных и муни- ципальных служащих зачастую служит препятствием для повышения эф- фективности управленческих решений. Большое значение имеет право- вое обучение государственных и муниципальных служащих в рамках курсов профессиональной подготовки и повышения квалификации; - активизировать работу по правовому просвещению москвичей. В правовом просвещении населения важную роль играют средства массо- вой информации. Представляется оправданным выпуск регулярных цик- лов публикаций, теле- и радиопередач о законодательстве и практике его применения. Желательно введение постоянных правовых рубрик во всех окружных и районных газетах. В целом следует иметь в виду, что только комплексный, дифференцированный подход к организации правового воспитания различных категорий москвичей может дать по- ложительные результаты. В уважительном отношении москвичей к зако- нам видится и важное условие эффективности законодательной дея- тельности. 4. Основные направления развития законодательства города Мос- квы Роль законов города Москвы в регулировании общественных отно- шений и их место в общей структуре российского законодательства в значительной степени определяются федеральными законами. В послед- ние несколько лет стал качественно иным механизм разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и, как следствие, изменились как круг общес- твенных отношений, подлежащих регулированию законами субъектов Российской Федерации, так и требования, предъявляемые к этим зако- нам. Поэтому главными задачами в законодательной деятельности на ближайшие годы должно стать более полное закрепление в городских законах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к непосредственному ведению субъектов Рос- сийской Федерации. Особым положением Москвы, как города федераль- ного значения и столицы Российской Федерации, обусловливается не- обходимость сохранения единства городского хозяйства и установле- нии, исходя из этого, вопросов местного значения для муниципальных образований Законом города Москвы "Об организации местного самоуп- равления в городе Москве". В связи с этим, представляется оправданным уделить особое вни- мание совершенствованию городского законодательства в следующих областях: 1. Развитие законодательства в сфере государственного управле- ния предполагает прежде всего постоянный тщательный учет требова- ний соответствующего федерального законодательства, своевременное внесение необходимых изменений и дополнений в базовые системообра- зующие законы - Устав города Москвы, Закон города Москвы "О Прави- тельстве Москвы", Закон города Москвы "Об организации местного са- моуправления в городе Москве", Избирательный кодекс города Москвы и др. Кроме того, большое значение имеет создание в данной области единых консолидированных базовых законов. Такой путь способен обеспечить комплексное, единообразное, удобное, непротиворечивое законодательное регулирование целого ряда важных вопросов. Так, вместо четырех действующих законов в области организации законода- тельного процесса целесообразно принять единый универсальный кон- солидированный закон. Подобный подход оправдал себя при подготовке вместо двух существующих отдельных законов города Москвы по вопро- сам государственной гражданской службы нового единого закона †О государственной гражданской службе города Москвы‡. В области законодательства об административной ответственности основным приоритетом должно стать обеспечение безопасности населе- ния, качественной административно-правовой защиты прав граждан, усиление административной ответственности за нарушение законода- тельства города, обеспечение единства законодательства об адми- нистративной ответственности. 2. Развитие экономического законодательства города Москвы должно определяться прежде всего задачами реформирования админи- стративного управления в сфере экономики и поддержки предпринима- тельства в городе. В частности, на базе существующего позитивного опыта городской государственной поддержки малого и среднего пред- принимательства целесообразно подготовить единый городской закон о поддержке предпринимательства в городе Москве. Важное значение имеет разработка комплексного законодательного акта в области обеспечения продовольственной безопасности и орга- низации продовольственного снабжения города Москвы. Требует систематизации городское законодательство в области управления собственностью. В настоящее время указанные вопросы ре- гулируются целой массой подзаконных актов, что не может не вызвать трудности в их применении. Поэтому в данной сфере целесообразен единый закон об управлении собственностью города Москвы. В области земельного законодательства важное значение приобре- тает формирование системы контроля за использованием городских зе- мель. В связи с этим требуется подготовка закона об организации земельного контроля в городе Москве. 3. Развитие законодательства города в социальной сфере должно пройти две последовательные стадии. Первая из них - это принятие базовых законов в тех областях социального законодательства,
- Постановление Правительства Москвы № 1213-ПП от 10 ноября 2009 года
- О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 апреля 2005 г. N 238-ПП