Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.

Постановление Правительства Москвы
№ 238-ПП от 19 апреля 2005 года

О совершенствовании законотворческой деятельности органов исполнительной власти города Москвы

     В целях дальнейшего совершенствования планирования, организа-
ции и повышения эффективности законотворческой деятельности в  го-
роде Москве,  улучшения работы по правовому информированию населе-
ния города Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить  Концепцию  совершенствования  законодательства
города Москвы (приложение).
     2. Отраслевым  и функциональным органам исполнительной власти
города Москвы в законопроектной деятельности руководствоваться по-
ложениями   Концепции  совершенствования  законодательства  города
Москвы, утвержденной настоящим постановлением.
     3. Определить  головными исполнителями по подготовке проектов
законодательных актов отраслевые или функциональные органы  испол-
нительной власти  города Москвы в соответствии с профилем их дея-
тельности.
     4. Определить,  что Отдел законопроектных работ Правительства
Москвы  Центра законотворчества Москвы совместно с Правовым управ-
лением Правительства Москвы являются головными  исполнителями  при
подготовке  проектов  законов по вопросам организации власти и уп-
равления.
     5. Установить,  что подготовку планов законопроектных  работ,
координацию и контроль за их выполнением,  а также оказание помощи
в разработке законопроектов  и  организацию  независимой  правовой
экспертизы проектов законов осуществляет Отдел законопроектных ра-
бот Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы. Координа-
цию  и контроль за ходом законопроектной работы,  организацию соп-
ровождения документов в Московской городской Думе, обобщение пред-
ложений  по  совершенствованию  федерального законодательства осу-
ществляет Управление по связям с органами законодательной и испол-
нительной  власти Правительства Москвы.  Организацию работы по об-
новлению Собрания действующего законодательства  города  Москвы  и
созданию его электронной версии осуществляет Отдел законопроектных
работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы совмест-
но с Правовым управлением Правительства Москвы.
     6. Руководителям отраслевых и функциональных органов исполни-
тельной власти города Москвы в целях совершенствования законотвор-
ческой деятельности:
     6.1. Возглавить  законопроектную  работу  в  подведомственных
подразделениях,  обеспечить  персональную  ответственность  за  ее
осуществление.
     6.2. В соответствии с поручениями Мэра Москвы лично представ-
лять проекты законов в Московской городской Думе, а также участво-
вать в их обсуждении на заседаниях комиссий  Московской  городской
Думы.
     6.3. Провести комплексный анализ отраслевого законодательства
города Москвы на предмет его соответствия федеральным законам и  в
трехмесячный  срок  представить в Правительство Москвы предложения
по его совершенствованию.
     6.4. При осуществлении  законопроектной  работы  руководство-
ваться в своей деятельности планами первоочередных законопроектных
работ органов исполнительной власти  города  Москвы  на  очередной
год.
     6.5. Формировать при необходимости комплексные рабочие группы
по подготовке законопроектов и представлять в установленном поряд-
ке предложения по их составу на утверждение заместителя Мэра Моск-
вы в Правительстве Москвы,  полномочного представителя Мэра Москвы
в Московской городской Думе.
     6.6. Привлекать к участию в работе над законопроектами терри-
ториальные органы исполнительной власти города Москвы.
     6.7. Ввести в практику подготовку правовых актов о  мероприя-
тиях  по реализации законов.  Представлять указанные правовые акты
на рассмотрение Правительства Москвы в срок не позднее трех  меся-
цев со дня вступления в силу законов города Москвы.
     6.8. Назначить ответственных за законопроектную  деятельность
(по  должности  не ниже заместителя руководителя),  осуществляющих
оперативную работу по организации законопроектной  деятельности  в
органах исполнительной власти.  В месячный срок представить замес-
тителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочному представи-
телю Мэра Москвы в Московской городской Думе информацию об указан-
ных лицах.
     7. Установить,  что ответственные за законопроектную деятель-
ность:
     7.1. Участвуют в формировании планов законопроектной деятель-
ности органов исполнительной власти города Москвы, в установленном
порядке организуют разработку концепций и проектов законов  города
Москвы.
     7.2. Обеспечивают последовательное и своевременное  прохожде-
ние законопроектов на всех стадиях их подготовки,  участвуют в ор-
ганизации их рассмотрения в Московской городской Думе.
     7.3. Организуют  участие  руководителей  и специалистов своих
подразделений в работе профильных комитетов и комиссий  Московской
городской Думы  и  Федерального  Собрания Российской Федерации при
рассмотрении законопроектов,  разработанных соответствующими орга-
нами исполнительной власти,  в подготовке проектов официальных от-
зывов, заключений и поправок Мэра Москвы и Правительства Москвы по
проектам законов.
     7.4. Осуществляют взаимодействие с соответствующими структур-
ными подразделениями федеральных органов исполнительной власти при
разработке проектов законов города Москвы.
     7.5. Анализируют  действенность  принятых  законов  и  вносят
предложения по улучшению правоприменительной практики.
     7.6. Осуществляют оперативную связь с Управлением по связям с
органами законодательной  и  исполнительной  власти  Правительства
Москвы и Отделом законопроектных работ Правительства Москвы Центра
законотворчества Москвы по  вопросам  организации  законопроектной
деятельности.
     8. Отделу законопроектных работ Правительства  Москвы  Центра
законотворчества  Москвы  совместно  с Правовым управлением Прави-
тельства Москвы и Управлением по связям с органами законодательной
и исполнительной  власти Правительства Москвы в срок до 1 сентября
2005 г. подготовить предложения по внесению изменений в Методичес-
кие правила подготовки проектов законов города Москвы,  утвержден-
ные распоряжением Мэра Москвы от 11 августа 2003 г. N 305-РМ.
     9. Для обеспечения эффективного взаимодействия органов испол-
нительной власти в законопроектной деятельности Управлению по  ор-
ганизации  работы  с  документами Правительства Москвы совместно с
Отделом законопроектных работ Правительства Москвы Центра законот-
ворчества Москвы,  Правовым управлением Правительства Москвы и Уп-
равлением по связям с органами  законодательной  и  исполнительной
власти  Правительства  Москвы в трехмесячный срок,  после внесения
изменений в Методические правила подготовки проектов законов горо-
да Москвы,  утвержденные распоряжением Мэра Москвы от  11  августа
2003 г.  N 305-РМ, подготовить предложения по внесению изменений и
дополнений в Регламент Правительства Москвы,  утвержденный  поста-
новлением  Правительства  Москвы от 17 сентября 2002 г.  N 754-ПП,
направленные на совершенствование законопроектной деятельности.
     10. Для введения правового мониторинга в повседневную  работу
органов исполнительной власти города Москвы:
     10.1. Отделу законопроектных работ Правительства Москвы Цент-
ра законотворчества Москвы совместно с Правовым управлением Прави-
тельства Москвы и Управлением по связям с органами законодательной
и исполнительной власти Правительства Москвы с привлечением  неза-
висимых  экспертов-правоведов  и  научных  правовых  организаций в
трехмесячный срок подготовить и представить в Правительство Москвы
предложения  по организации правового мониторинга и подготовке со-
ответствующей правовой базы для его проведения.
     10.2. Управлению  по  связям с органами законодательной и ис-
полнительной власти Правительства Москвы обеспечить ежеквартальное
проведение  социологических  опросов  населения  города  Москвы по
оценке эффективности применения и исполнения законов города  Моск-
вы,  а также информирование членов Правительства Москвы, руководи-
телей органов исполнительной власти города Москвы о результатах их
проведения.
     10.3. Отраслевым,  функциональным  и  территориальным органам
исполнительной власти  города  Москвы  начиная со II квартала 2005
г. ежеквартально,  не позднее 25 числа последнего месяца квартала,
и ежегодно, не позднее 25 декабря представлять в Правовое управле-
ние Правительства Москвы информацию о результатах  рассмотрения  в
судах заявлений о законности правовых актов города Москвы и об ис-
полнении решений судов.
     11. Управлению государственной службы и кадров  Правительства
Москвы  при  разработке учебных курсов профессиональной переподго-
товки государственных гражданских служащих города Москвы в области
правового обеспечения управленческой деятельности ввести в практи-
ку согласование учебных планов  с  Отделом  законопроектных  работ
Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы и Правовым уп-
равлением Правительства Москвы.
     12. Отделу  законопроектных работ Правительства Москвы Центра
законотворчества Москвы совместно с  Правовым  управлением  Прави-
тельства  Москвы  организовать  работу по изданию серии "Законода-
тельство города Москвы".
     13. Комитету межрегиональных связей и  национальной  политики
города Москвы при подготовке соглашений и  договоров  о  сотрудни-
честве с  субъектами  Российской Федерации предусматривать взаимо-
действие и обмен опытом в области  законотворческой  деятельности.
     14. Департаменту международных связей города Москвы  в  своей
деятельности  предусматривать  получение  от иностранных партнеров
информации о зарубежном законодательстве и практике  его  примене-
ния.  Направлять в составе делегаций и специальных групп для озна-
комления с зарубежным опытом юристов и других специалистов,  зани-
мающихся законотворческой деятельностью.
     15. Департаменту финансов города Москвы ежегодно предусматри-
вать в проекте бюджета города Москвы выделение средств на финанси-
рование законопроектной работы,  включая проведение правовых  экс-
пертиз законопроектов, правового мониторинга (в том числе социоло-
гические опросы москвичей по оценке эффективности применения и ис-
полнения законов города Москвы),  обновление Собрания действующего
законодательства города Москвы,  а также проведение мероприятий по
повышению правовой культуры населения.
     16. Признать  утратившим  силу  постановление   Правительства
Москвы от 12 сентября 2000 г.  N 726 "О мерах по совершенствованию
законопроектной работы в органах исполнительной власти города".
     17. Контроль  за  выполнением настоящего постановления возло-
жить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы,  полномоч-
ного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе  Петро-
ва А.В.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


.

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 19 апреля 2005 г. N 238-ПП



    Концепция совершенствования законодательства города Москвы

    Город  Москва как субъект Российской Федерации имеет собствен-
ное  законодательство,  что обусловлено федеративной природой Рос-
сийского  государства. Законодательство города Москвы представляет
собой совокупность законодательных актов, изданных в пределах пол-
номочий,  предоставленных субъектам Российской Федерации Конститу-
цией  Российской  Федерации.  Предметы  регулирования и содержание
этих актов определяются федеральными законами, потребностями соци-
ально-экономического  развития города Москвы как крупнейшего мега-
полиса и столицы Российской Федерации, необходимостью создания га-
рантий для безопасной, комфортной жизни москвичей, эффективной за-
щиты их прав и свобод.
    Проводимая в настоящее время реформа  федеративных  отношений,
целью  которой является разграничение предметов ведения и полномо-
чий федеральных и региональных органов  государственной  власти  и
обеспечение  их  ответственности  за исполнение своих обязанностей
перед обществом и гражданами,  обусловила необходимость существен-
ного реформирования законодательства города Москвы.

    1. Общие положения

    Концепция разработана на основе Конституции Российской Федера-
ции,  федеральных  конституционных  законов,  Федеральных законов,
Указов  Президента Российской Федерации, постановлений Правительс-
тва  Российской  Федерации,  Устава и других законодательных актов
города Москвы в целях успешного осуществления административной ре-
формы  и  укрепления  Российского  государства, решения актуальных
проблем  дальнейшего развития и совершенствования законодательства
города.
    В настоящей Концепции изложены пути дальнейшего развития зако-
нодательства города Москвы на 2005-2007 годы.  Целью Концепции яв-
ляется определение перспективных  направлений  дальнейшего  совер-
шенствования законодательства города на новом этапе развития и ук-
репления Российского государства,  роли и места  в  этом  процессе
субъектов Российской Федерации.
    Основными задачами Концепции являются:
    - повышение эффективности и качества  правового  регулирования
общественных  отношений  в  основных  сферах деятельности города с
учетом осуществляемого разграничения полномочий  между  различными
уровнями власти;
    - защита конституционных прав и законных интересов  москвичей,
обеспечение их безопасности в условиях крупного мегаполиса;
    - гармонизация законодательства города с федеральным законода-
тельством,  общепризнанными  принципами  и  нормами международного
права;
    - обеспечение  комплексного  подхода к правовому регулированию
общественных отношений,  более рациональной организации работы  по
подготовке законопроектов, придание им системного характера,
    - создание в городе системы мониторинга правового пространства
и правоприменительной практики;
    - повышение уровня правовых знаний для широких слоев населения
города.

      2. Состояние законодательства города Москвы

    За годы осуществления реформ, функционирования новой политиче-
ской  системы, действия Конституции Российской Федерации 1993 года
в  городе  удалось создать достаточно прочную и успешно работающую
систему законодательства, ядром которой является Устав города Мос-
квы и другие законы, регулирующие важнейшие сферы жизни.
    Системное  плановое  формирование московского законодательства
осуществляется  с  1994 года. За минувшие годы принято 550 законов
города  Москвы.  В настоящее время число постоянно действующих за-
конов города   превышает 160.
    Реализуя конституционные положения о правовом и социальном го-
сударстве,  соблюдении и защите прав и свобод человека и граждани-
на, органы государственной власти города Москвы и местного самоуп-
равления  предпринимают настойчивые усилия по динамичному развитию
законодательства города, своевременно реагируют на требования жиз-
ни, новые реалии и тенденции политического и социально-экономичес-
кого развития,  анализируют и учитывают практику применения право-
вых актов,  оперативно вносят необходимые изменения и дополнения в
действующее законодательство.
    К настоящему времени в городе практически решены вопросы орга-
низации государственной власти.  В развитие норм,  содержащихся  в
Уставе города Москвы, приняты законы города Москвы "О Правительст-
ве Москвы",  "О статусе депутата Московской  городской  Думы",  "О
Московской городской избирательной комиссии",  "О Контрольно-счет-
ной палате города Москвы".  В 2003 году принят Закон города Москвы
"Избирательный кодекс города Москвы",  являющийся первым кодифици-
рованным правовым актом,  регулирующим отношения по проведению вы-
боров не только на городском уровне, но и во внутригородских муни-
ципальных образованиях.
    Сложилась правовая база организации местного самоуправления  в
городе Москве.  В городе действуют законы "Об организации местного
самоуправления в городе Москве",  "О порядке  государственной  ре-
гистрации  уставов муниципальных образований в городе Москве",  "О
муниципальной службе в городе Москве", "О статусе депутата муници-
пального  собрания  внутригородского  муниципального образования в
городе Москве",  "О статусе выборного должностного  лица  местного
самоуправления в городе Москве",  а также ряд других законов, нап-
равленных на формирование системы местного самоуправления в  Моск-
ве.  Одним  из  первых  среди субъектов Российской Федерации город
Москва принял Закон "Об обращениях граждан".  Создается  законода-
тельство по обеспечению безопасности москвичей, а также об участии
жителей города в охране общественного порядка.
    В Москве активно формируется  законодательство  об  управлении
собственностью города.  Создан фундамент городского земельного за-
конодательства. Приняты законы о городском государственном заказе,
о  промышленной и о торговой деятельности на территории города,  о
поддержке малого предпринимательства в городе Москве. В целом поч-
ти  каждый третий действующий закон города Москвы относится к эко-
номической сфере.
    Прочные  правовые основы бюджетно-финансовых отношений заложил
Закон города Москвы "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в
городе Москве". Развитый характер носит налоговое законодательство
города,  включающее  в себя девять самостоятельных законов, посвя-
щенных конкретным городским налогам.
    На  протяжении последних нескольких лет интенсивно формируется
социальное законодательство. Развивается законодательство в облас-
ти  образования. В то же время большинство вопросов социальной за-
щиты  до  сих пор регулируются подзаконными актами. Показательна в
этом  плане  ситуация в области здравоохранения, которое на уровне
города  до настоящего времени не имеет собственной законодательной
базы. Наиболее динамичной отраслью законодательства города являет-
ся  жилищное законодательство Москвы. Оно включает в себя 13 само-
стоятельных  городских законов, которые регулируют практически все
аспекты  жилищных  отношений в городе. В этой сфере приняты законы
"Об основах жилищной политики города Москвы", "О паспортизации жи-
лых  помещений  (квартир) в городе Москве", "Об улучшении жилищных
условий  жителей города Москвы", "О порядке переустройства помеще-
ний в жилых домах на территории города Москвы", "О гарантиях горо-
да Москвы лицам, освобождающим жилые помещения" и т.д.
    Аналогичное развитие получило и  тесно  связанное  с  жилищным
градостроительное законодательство. Одиннадцать городских законов,
принятых в области градостроительства,  подробнейшим образом регу-
лируют все аспекты градостроительной деятельности.  Так,  в городе
действуют законы "Об основах градостроительства в городе  Москве",
"О порядке градостроительного планирования развития территорий ад-
министративных округов, районов города Москвы", "О градостроитель-
ных нормативах и правилах города Москвы", "О градостроительном зо-
нировании территории города Москвы", "О составе, порядке разработ-
ки и принятия Генерального плана развития города Москвы" и т.д.
    Не столь быстрыми темпами складывается законодательство в сфе-
ре городского хозяйства,  где приоритет, до недавнего времени, от-
давался в основном законам об административной ответственности  за
правонарушения  в различных отраслях городского хозяйства.  В этой
области была создана значительная законодательная база. Что же ка-
сается  законодательства о регулировании деятельности в конкретных
отраслях городского хозяйства (например, законодательство о транс-
порте), то оно только формируется.
    Москва является одним из лидирующих субъектов Российской Феде-
рации  в  сфере разработки экологического законодательства. Восемь
самостоятельных  экологических  законов города в основном отражают
специфику экологии Москвы как крупнейшего мегаполиса России. В на-
стоящее время приняты законы "Об экологическом мониторинге в горо-
де  Москве",  "О  государственном  экологическом контроле в городе
Москве",  "Об особо охраняемых природных территориях в городе Мос-
кве", "О регулировании использования редких и исчезающих диких жи-
вотных  и растений на территории города Москвы", "О защите зеленых
насаждений" и т.д.
    Результативно  действует  система взаимодействия органов госу-
дарственной власти города с федеральными структурами. Представите-
ли Москвы плодотворно и активно участвуют в планировании федераль-
ного  законодательства, разработке проектов федеральных законов, в
обсуждении и проведении их экспертной оценки.
    В настоящее  время планомерно осуществляется корректировка го-
родского законодательства в соответствии с радикально обновляющим-
ся федеральным законодательством и прежде всего в сферах организа-
ции и функционирования органов государственной власти  и  местного
самоуправления,  финансово-бюджетных и налоговых, имущественно-зе-
мельных,  градостроительных,  экологических,  жилищно-коммунальных
отношений,  социальной  защиты населения,  развития инфраструктуры
города,  науки,  образования,  культуры,  обеспечения безопасности
граждан, охраны правопорядка и укрепления законности.

       3. Проблемы развития законодательства и пути их решения

    Законодательство города Москвы находится в  постоянном  разви-
тии. Это обусловлено как необходимостью совершенствования правово-
го регулирования по предметам ведения города Москвы, так и измене-
ниями,  происходящими  в федеральном законодательстве в сфере сов-
местного ведения.
    Однако  бурное развитие городского законодательства в эти годы
породило  и целый ряд острых противоречий, иных существенных недо-
статков, основными из которых являются:
    - значительная неравномерность и несбалансированность урегули-
рования важнейших сфер жизнедеятельности города;
    - наличие большого количества дублирующих,  а нередко и проти-
воречащих  друг  другу  правовых актов,  изданных в разное время с
учетом текущих потребностей;
    - декларативность  и  безадресность многих правовых норм,  от-
сутствие эффективного механизма их реализации.  Суть проблемы  не-
редко не в отсутствии правовых актов, а скорее в избытке правового
материала,  который невозможно реализовать на практике. Отсутствие
единого  правообеспечения  на уровне как отдельных правовых актов,
так и целых отраслей или институтов права сводит к нулю эффект да-
же самых нужных и прогрессивных законов;
    - перераспределение предметов ведения и полномочий между орга-
нами  государственной  власти в рамках административной реформы не
всегда подкрепляется рациональным перераспределением законодатель-
ных  функций  от центра к регионам,  что ведет к сужению правового
поля субъектов Российской Федерации;
    - не  всегда  правильно избирается объем правового регулирова-
ния, что ведет к деформации законодательства, решению многих част-
ных  вопросов при отсутствии общей стратегии правового регулирова-
ния;
    - уязвимым  местом остается поддержание стабильности законода-
тельства - важнейшего условия его эффективности.  Слишком частые и
не всегда оправданные жизнью изменения †правил игры‡ дезориентиру-
ют граждан и правоприменителей,  вырабатывают неуважение к закону,
дестабилизируют правосознание населения, вносят сумятицу в работу;
    - отсутствие четкой иерархии правовых актов, единый порядок их
опубликования и вступления в силу;
    - наличие  в  законах  города  большого  количества отсылочных
норм.  Это порождает огромный массив подзаконных актов,  в котором
сложно порой бывает разобраться специалисту, не говоря уже о рядо-
вом москвиче;
    - недостаточное внимание уделяется своевременной отмене актов.
В связи с этим назрела необходимость очищения законодательства го-
рода от  устаревших,  малоэффективных  актов,  повышения  социаль-
но-правовой обоснованности правовых норм;
    - недостаточные доступность и понимание москвичами принимаемых
нормативных правовых актов в городе.
    Для дальнейшего повышения эффективности городского законодате-
льства в ближайшие годы необходимо:
    - последовательно добиваться стабильности,  полноты и непроти-
воречивости актов законодательства города,  обеспечивая тем  самым
систематический  подход  к решению правовых задач;
    - детально  определить  порядок  принятия  и вступления в силу
различных видов  правовых  актов и установить четкое иерархическое
сопоставление всех правовых актов города.  Виды правовых актов го-
рода закреплены в Уставе города Москвы (законы города Москвы,  ре-
шения Уставного суда города Москвы,  постановления Московской  го-
родской  Думы,  акты  Мэра и Правительства Москвы,  акты органов и
должностных лиц исполнительной власти).  Однако порядок вступления
в силу и опубликования городских правовых актов, порядок признания
утратившими силу,  их характеристики с точки  зрения  нормативного
содержания  либо  нигде  не  установлены,  либо указываются крайне
расплывчато.  Даже в области регулирования  законотворческой  дея-
тельности  действует  не один,  а четыре законодательных акта:  "О
законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы",
"О  толковании  законодательных  актов города Москвы",  "О порядке
внесения изменений (дополнений) в Устав города Москвы",  "О  граж-
данской законодательной инициативе в городе Москве".  Решение ука-
занной задачи  возможно путем разработки специального консолидиро-
ванного нормативного акта - закона города Москвы о правовых  актах
города Москвы;
    - создать  единый реестр правовых актов города и внутригородс-
ких муниципальных образований.  Создание такого реестра  требуется
для формирования непротиворечивой системы законодательства города.
Реестр позволит организовать четкий  контроль  за  правотворческой
деятельностью в городе Москве;
    - постоянно вести работу по систематизации и кодификации зако-
нодательства. Систематизация законодательства имеет целью упорядо-
чение накопленного  нормативно-правового  материала  и  достижение
внутреннего единства правовых установлений. В первую очередь - это
всесторонний анализ законодательных актов с целью  определения  их
взаимосвязей,  выявление  противоречий,  дублирования,  пробелов и
других  недостатков.  Логическим  завершением  является  выработка
предложений по совершенствованию самих исследуемых правовых актов.
Как следствие вместо нескольких отдельных законов необходима  раз-
работка  комплексного закона в определенной сфере.  Собрание дейс-
твующего законодательства Москвы является основой для такой  рабо-
ты.
    Наличие большого количества  законов,  регулирующих  различные
отрасли  жизни города,  обуславливает необходимость более широкого
внедрения в практику законодательной деятельности кодификации  ак-
тов. Первый опыт такого рода получен - принят Избирательный кодекс
города Москвы.  На сегодняшний день вполне сложились  условия  для
продолжения  процесса  кодификации правовых актов по таким сферам,
как жилищное, градостроительное, экологическое законодательство.
    Вместе с тем необходимо учитывать, что кодификация представля-
ет  собой самую сложную форму систематизации законодательства, ко-
торая  предполагает его глубокий анализ и переработку. Кодификация
не  должна являться самоцелью, здесь уместен принцип избирательно-
сти;
    - сформировать электронный банк правовой  информации  на  базе
Собрания действующего законодательства города Москвы. Существующие
на сегодняшний день электронные системы правовой информации  не  в
полной мере охватывают действующее законодательство города Москвы.
В процессе подготовки Собрания законодательства выявлены действую-
щие акты города 30-х годов прошлого века.  В то время как правовые
системы обладают сформированным банком законодательных актов,  на-
чиная только с 1990 года. Создание электронного банка как источни-
ка систематизированной, непротиворечивой правовой информации необ-
ходимо,  как  для органов исполнительной власти города,  так и для
населения;
    - создать единую городскую систему правового мониторинга.  Мо-
ниторинг  права,  как постоянный комплексный анализ правового про-
странства  города  Москвы, представляет собой системное наблюдение
за реализацией законодательства (конкретного закона) с целью оцен-
ки его эффективности и последующей оптимизации. В процессе осущес-
твления мониторинга анализируется динамика достижения определенных
результатов  в  ходе применения законов, накапливается информация,
необходимая для оценки эффективности законодательства и дальнейше-
го  его  совершенствования.  При  этом обеспечивается получение от
правоприменителей  аналитической  информации о состоянии регулиру-
емых в той или иной отрасли отношений, о выявленных пробелах, про-
тиворечиях в правовом регулировании, недостатках механизмов реали-
зации  законов.  Все это способствует формированию общей картины о
состоянии законодательства и его применении.
    Основными формами осуществления правового мониторинга являются
введение  в  практику  работы органов исполнительной власти города
Москвы  подготовки  правовых  актов о мерах по реализации принятых
законов,  разработки системы  правового  мониторинга, изучение су-
дебной  практики по делам об обжаловании законов города,  проведе-
ние социологических  опросов населения города о качестве законода-
тельной работы,  тесное взаимодействие с Прокуратурой города Моск-
вы, органами юстиции, органами внутренних дел и другими правоохра-
нительными органами по вопросам исполнения законов города Москвы.
     Особое внимание следует уделить учету мнения москвичей о реа-
лизации законов города Москвы.  Важную роль при осуществлении пра-
вового мониторинга имеет проведение регулярных социологических оп-
росов населения города Москвы о проблемах,  возникающих у  граждан
при  реализации  городского  законодательства.  Также существенное
значение при проведении правового мониторинга имеет проведение со-
циологических  опросов  в отношении проектов законов.  Такого рода
опросы позволят избежать возможных трудностей в  правоприменитель-
ной практике;
    - разработать и осуществить систему мер по информированию на-
селения о городском законодательстве.  Необходимо дальнейшее рас-
ширение издания информационных материалов, включая отдельные бук-
леты, популярные брошюры, комментарии к законам по наиболее акту-
альным вопросам (социальные, трудовые, жилищные права и др.). При
этом  следует  обеспечить доступность для населения таких изданий
путем бесплатного их распространение в государственных и  муници-
пальных органах, а также в библиотеках.
    Развитие  и применение в настоящее время информационных и ком-
муникационных  технологий обуславливает и развитие правовой инфор-
матизации  -  создание электронных версий нормативных правовых ак-
тов,  размещение  различных изданий по вопросам законодательства в
сети Интернет, в том числе их  обнародование на официальных сайтах
органов государственной власти Москвы,  а также помещение информа-
ции на электронных носителях;
    - постоянно повышать уровень правовой культуры и  профессиона-
лизма всех управленческих кадров, в первую очередь - вовлеченных в
нормотворческий процесс.  Реализация законодательства в значитель-
ной  степени  зависит  от  уровня правовой культуры управленческих
кадров.  Недостаточность правовых знаний у государственных и муни-
ципальных  служащих зачастую служит препятствием для повышения эф-
фективности управленческих решений.  Большое значение имеет право-
вое  обучение  государственных  и  муниципальных служащих в рамках
курсов профессиональной подготовки и повышения квалификации;
    - активизировать работу по правовому просвещению москвичей.  В
правовом просвещении населения важную роль играют средства  массо-
вой информации.  Представляется оправданным выпуск регулярных цик-
лов публикаций, теле- и радиопередач о законодательстве и практике
его применения.  Желательно введение постоянных правовых рубрик во
всех окружных и районных газетах.  В целом следует иметь  в  виду,
что  только  комплексный,  дифференцированный подход к организации
правового воспитания различных категорий москвичей может дать  по-
ложительные результаты. В уважительном отношении москвичей к зако-
нам видится и важное условие  эффективности  законодательной  дея-
тельности.




    4.  Основные направления развития законодательства города Мос-
квы

    Роль  законов города Москвы в регулировании общественных отно-
шений и их место в общей структуре российского законодательства  в
значительной степени определяются федеральными законами. В послед-
ние  несколько  лет  стал  качественно иным механизм разграничения
предметов  ведения  и  полномочий Российской Федерации и субъектов
Российской  Федерации и, как следствие, изменились как круг общес-
твенных  отношений,  подлежащих  регулированию  законами субъектов
Российской Федерации, так и требования, предъявляемые к этим зако-
нам.
    Поэтому главными  задачами  в  законодательной деятельности на
ближайшие годы должно стать более полное закрепление  в  городских
законах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами к непосредственному ведению  субъектов  Рос-
сийской Федерации.  Особым положением Москвы, как города федераль-
ного значения и столицы Российской Федерации,  обусловливается не-
обходимость  сохранения единства городского хозяйства и установле-
нии, исходя из этого, вопросов местного значения для муниципальных
образований Законом города Москвы "Об организации местного самоуп-
равления в городе Москве".
    В связи с этим, представляется оправданным уделить особое вни-
мание  совершенствованию  городского  законодательства в следующих
областях:
    1. Развитие законодательства в сфере государственного управле-
ния  предполагает прежде всего постоянный тщательный учет требова-
ний соответствующего федерального законодательства,  своевременное
внесение необходимых изменений и дополнений в базовые системообра-
зующие законы - Устав города Москвы, Закон города Москвы "О Прави-
тельстве Москвы", Закон города Москвы "Об организации местного са-
моуправления в городе Москве",  Избирательный кодекс города Москвы
и др.
    Кроме  того,  большое значение имеет создание в данной области
единых  консолидированных  базовых  законов.  Такой  путь способен
обеспечить  комплексное,  единообразное, удобное, непротиворечивое
законодательное  регулирование  целого  ряда важных вопросов. Так,
вместо четырех действующих законов в области организации законода-
тельного  процесса целесообразно принять единый универсальный кон-
солидированный закон. Подобный подход оправдал себя при подготовке
вместо двух существующих отдельных законов города Москвы по вопро-
сам  государственной  гражданской  службы нового единого закона †О
государственной гражданской службе города Москвы‡.
    В области законодательства об административной ответственности
основным приоритетом должно стать обеспечение безопасности населе-
ния,  качественной административно-правовой защиты  прав  граждан,
усиление  административной  ответственности за нарушение законода-
тельства города,  обеспечение единства законодательства  об  адми-
нистративной ответственности.
    2.  Развитие  экономического  законодательства  города  Москвы
должно  определяться  прежде всего задачами реформирования админи-
стративного  управления в сфере экономики и поддержки предпринима-
тельства  в городе. В частности, на базе существующего позитивного
опыта  городской государственной поддержки малого и среднего пред-
принимательства целесообразно подготовить единый городской закон о
поддержке предпринимательства в городе Москве.
    Важное значение имеет разработка комплексного законодательного
акта  в области обеспечения продовольственной безопасности и орга-
низации продовольственного снабжения города Москвы.
    Требует систематизации городское  законодательство  в  области
управления собственностью. В настоящее время указанные вопросы ре-
гулируются целой массой подзаконных актов, что не может не вызвать
трудности  в  их применении.  Поэтому в данной сфере целесообразен
единый закон об управлении собственностью города Москвы.
    В области земельного законодательства важное значение приобре-
тает формирование системы контроля за использованием городских зе-
мель.  В связи с этим требуется подготовка закона  об  организации
земельного контроля в городе Москве.
    3. Развитие  законодательства города в социальной сфере должно
пройти  две  последовательные стадии. Первая из них - это принятие
базовых законов в тех областях социального законодательства,
 

Связанные документы (1)

Постановление Правительства Москвы № 1213-ПП от 10 ноября 2009 года
О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 апреля 2005 г. N 238-ПП