Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 257-ПП от 10 апреля 2007 года

О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных участков

     В соответствии с законодательством Российской Федерации и го-
рода Москвы земельные участки и находящиеся на них объекты  жилищ-
ного и нежилого фондов могут быть изъяты для государственных нужд.
Возможны случаи  принудительного  прекращения  прав  на  земельные
участки в судебном порядке.
     При изъятии земельных участков и находящихся на них  объектов
жилищного и нежилого фондов для государственных нужд города Москвы
имущественные интересы их владельцев обеспечиваются  предваритель-
ной выплатой равноценного возмещения.
     В целях соблюдения прав граждан и юридических лиц при изъятии
земельных участков, обеспечения интересов города Москвы при подго-
товке и реализации решений о застройке территорий города Москвы  в
соответствии с утвержденной на основании Генерального плана города
Москвы градостроительной документацией,  с учетом положений поста-
новления  Правительства  Москвы от 12 декабря 2006 г.  N 968-ПП "О
мерах по совершенствованию подготовки и реализации  инвестиционных
градостроительных  проектов  в городе Москве" Правительство Москвы
постановляет:
     1. Утвердить  Положение о взаимодействии органов исполнитель-
ной власти города Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных
участков в городе Москве (приложение).
     2. Департаменту  градостроительной  политики,  развития и ре-
конструкции города Москвы:
     2.1. Совместно  с Москомархитектурой в ходе работ по актуали-
зации Генерального плана города Москвы,  проводимых начиная с 2007
года,  предусматривать формирование земельных участков, подлежащих
резервированию для государственных нужд, а также обеспечивать соб-
людение  баланса  территорий природного комплекса в случае изъятия
земельных участков.
     2.2. Совместно с префектурами административных округов города
Москвы,  Департаментом земельных ресурсов города Москвы на основа-
нии распорядительных документов об утверждении документов террито-
риального планирования,  документации  по  планировке  территории,
планов размещения строительства вносить предложения об изъятии зе-
мельных участков для государственных нужд города Москвы.
     3. Установить,  что  земельные  участки  и находящиеся на них
объекты капитального строительства (далее -  объекты  жилищного  и
нежилого  фондов),  по  которым  необходимо осуществлять процедуру
изъятия для государственных нужд города  Москвы,  определяются  на
основании утвержденных в установленном порядке документов террито-
риального планирования и документации по планировке территории.
     4. Департаменту земельных ресурсов города Москвы, Департамен-
ту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департаменту
имущества города Москвы в рамках своих полномочий при подготовке и
реализации принятого Правительством Москвы решения об изъятии  зе-
мельных участков:
     4.1. В порядке,  предусмотренном законодательством Российской
Федерации об оценочной деятельности, заказывать независимую оценку
выкупной цены земельных участков, включающую в себя рыночную стои-
мость земельного участка и находящихся на нем объектов жилищного и
нежилого фондов, а также убытки, причиненные собственнику изъятием
земельного  участка,  включая  убытки,  которые он несет в связи с
досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в
том  числе упущенную выгоду,  и с учетом указанной оценки готовить
проекты решений Правительства Москвы об изъятии земельных участков
и находящихся на них объектов.
     4.2. Письменно уведомлять собственников и иных правообладате-
лей земельных участков и расположенных на них объектов жилищного и
нежилого  фондов о принятых решениях о резервировании с целью пос-
ледующего изъятия и,  в дальнейшем,  непосредственно о самом  изъ-
ятии,  а  также  обеспечивать государственную регистрацию принятых
решений об изъятии для государственных нужд города Москвы в Управ-
лении Федеральной регистрационной службы по Москве.
     4.3. В рамках принятых решений об изъятии обеспечивать  госу-
дарственную  регистрацию  прекращения  прав  на земельные участки,
объекты жилищного и  нежилого  фондов  при  наличии  согласия  лиц
(п.4.2) с решением об изъятии или на основании решения суда.
     5. Департаменту земельных ресурсов города Москвы в случае не-
согласия  собственников и иных правообладателей земельных участков
с решением об изъятии у них земельных участков для государственных
нужд  города Москвы либо недостижения с ними соглашения о выкупной
цене или других условиях выкупа обращаться в соответствии с  граж-
данским законодательством от имени Правительства Москвы с исками в
суд о выкупе земельных участков.
     6. Префектурам административных округов города Москвы:
     6.1. Создать рабочие группы (конфликтные комиссии) с  включе-
нием  в  их состав представителей Департамента жилищной политики и
жилищного фонда города Москвы, Департамента земельных ресурсов го-
рода Москвы, управ районов города Москвы, ГУП МосгорБТИ для опера-
тивного рассмотрения обращений собственников  жилых  домов  (жилых
помещений), связанных с изъятием земельных участков.
     6.2. Совместно с управами районов города Москвы и в соответс-
твии  с  решением  об  изъятии организовывать работу по достижению
соглашений с лицами (п.4.2) о выкупной цене и других условиях  вы-
купа  в  соответствии  с территориальной принадлежностью земельных
участков.
     7. Установить,  что  одновременно с решением об изъятии соот-
ветствующего земельного участка для  государственных  нужд  города
Москвы  принимается решение об изъятии расположенных на нем объек-
тов жилищного и нежилого фонда.
     8. Департаменту  жилищной  политики  и жилищного фонда города
Москвы обеспечить работу с собственниками индивидуальных жилых до-
мов  по предоставлению возмещения (компенсации) выкупа в натураль-
ной, денежной или комбинированной формах.
     9. Департаменту земельных ресурсов города Москвы в первом по-
лугодии 2007 г.:
     9.1. Подготовить и представить для внесения  в  установленном
порядке  изменения в принятый в первом чтении Московской городской
Думой законопроект "О землепользовании и застройке в городе  Моск-
ве",  предусматривающие в качестве оснований для изъятия земельных
участков для государственных нужд города Москвы строительство мно-
гоквартирных домов,  объектов городской инженерной, транспортной и
социальной инфраструктур в соответствии с Генеральным планом горо-
да  Москвы (п.2.1) и утвержденными в установленном порядке городс-
кими целевыми программами.
     9.2. Совместно с Департаментом территориальных органов испол-
нительной власти города Москвы  подготовить  проект  постановления
Правительства  Москвы в части уточнения полномочий префектур в со-
ответствии с настоящим постановлением.
     10. Контроль  за  выполнением настоящего постановления возло-
жить на министра Правительства Москвы Дамурчиева  В.Н.  и  первого
заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
     О ходе  выполнения  настоящего  постановления  доложить  Мэру
Москвы в III квартале 2007 г.



П.п.Исполняющий обязанности                             Ю.В.Росляк
    Мэра Москвы

                                         Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 10 апреля 2007 г. N 257-ПП




                            Положение
      о взаимодействии органов исполнительной власти города
         Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных
                     участков в городе Москве




     1. О взаимодействии органов исполнительной власти города
    Москвы при изъятии земельных участков для государственных
                        нужд города Москвы



     1.1. Принудительное  изъятие земельных участков для государс-
твенных нужд города Москвы (далее - государственных нужд) допуска-
ется  в  целях  размещения  и  строительства объектов капитального
строительства в случаях, установленных федеральными законами и за-
конами города Москвы,  при невозможности размещения таких объектов
без изъятия земельных участков.  Размещение  объекта  капитального
строительства,  для  строительства которого необходимо изъятие зе-
мельного участка,  устанавливается соответствующим документом тер-
риториального планирования города Москвы.  Земельный участок, пла-
нируемый к изъятию в указанных целях,  определяется  документацией
по планировке территории.
     1.2. Работы по подготовке проекта решения об изъятии  земель-
ного участка для государственных нужд осуществляются Департаментом
земельных ресурсов города Москвы,  Департаментом жилищной политики
и  жилищного фонда города Москвы,  Департаментом градостроительной
политики,  развития и реконструкции города Москвы и  Департаментом
имущества  города Москвы в пределах их полномочий на основании ут-
вержденных в  установленном  порядке  документов  территориального
планирования и документации по планировке территории.
     1.3. Проект границ изымаемого земельного участка изготавлива-
ется  с учетом имеющейся в распоряжении Департамента земельных ре-
сурсов города Москвы информации о правах владельцев изымаемого зе-
мельного участка.
     Если необходимо  изъять только часть земельного участка у его
правообладателей,  то в  проекте  решения  об  изъятии  земельного
участка  для государственных нужд отражаются границы части земель-
ного участка и границы всего земельного участка с  оговоркой,  что
при  наличии согласия обладателя прав на земельный участок изъятию
подлежит часть участка,  при отсутствии согласия - весь  земельный
участок.
     1.4. В решениях об изъятии земельных участков  для  государс-
твенных  нужд  в обязательном порядке указываются цели изъятия зе-
мельных участков, кадастровые номера земельных участков, полностью
или частично подлежащих изъятию,  расположенные на них объекты ка-
питального строительства (жилищного и нежилого фондов).
     1.5. Решения  о резервировании с целью последующего изъятия и
об изъятии земельных участков, а также расположенных на них объек-
тов жилищного и нежилого фондов принимает Правительство Москвы.
     Департамент земельных ресурсов города Москвы уведомляет обла-
дателя прав на земельный участок о принятом решении о резервирова-
нии с целью последующего изъятия и, в дальнейшем, о принятом реше-
нии  об изъятии земельного участка для государственных нужд и нап-
равляет экземпляр решения об изъятии для государственной регистра-
ции  в  территориальный орган,  осуществляющий государственную ре-
гистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с последую-
щим  извещением в установленных законом случаях обладателя прав на
земельный участок о произведенной государственной регистрации  ре-
шения об изъятии.
     Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
уведомляет  собственников и обладателей иных прав на жилые помеще-
ния о принятом решении о резервировании соответствующего земельно-
го участка с целью последующего изъятия, в дальнейшем - о принятом
решении об изъятии жилых помещений, а также извещает собственников
жилых помещений о дате государственной регистрации решения об изъ-
ятии.
     Департамент имущества  города  Москвы  уведомляет обладателей
прав на нежилые помещения,  расположенные на  изымаемом  земельном
участке,  о принятом решении о резервировании с целью последующего
изъятия соответствующего земельного участка  и,  в  дальнейшем,  о
принятом решении об изъятии нежилых помещений.
     Собственник, а   также  землепользователи,  землевладельцы  и
арендаторы (далее - иные владельцы) земельного участка, подлежаще-
го изъятию для государственных нужд, с момента государственной ре-
гистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения  или
принятия судом решения о выкупе участка могут владеть, пользовать-
ся и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходи-
мые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с
его назначением.  Однако собственник и иные владельцы  несут  риск
отнесения  на них при определении выкупной цены земельного участка
затрат и убытков,  связанных с новым строительством, расширением и
реконструкцией  зданий и сооружений на земельном участке в указан-
ный период.
     1.6. В  проектах соглашений о выкупной цене и других условиях
выкупа земельных участков указывается:
     - согласие собственника или иного владельца земельного участ-
ка с принятым решением об изъятии;
     - выкупная  цена за изымаемый земельный участок и расположен-
ные на нем объекты жилищного и нежилого фондов;
     - наличие или отсутствие обязанности города Москвы по компен-
сации в натуральной форме в связи с изъятием земельного участка.
     1.7. Работу  по заключению соглашений с правообладателями зе-
мельных участков при их изъятии для государственных нужд организу-
ют  префектуры  соответствующих  административных  округов  города
Москвы совместно с управами районов города Москвы.
     Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент жи-
лищной политики и жилищного фонда города Москвы,  Департамент иму-
щества города Москвы в пределах своей компетенции участвуют в под-
готовке проекта соглашения о выкупной цене и других условиях выку-
па.
     При необходимости:
     - Департамент  жилищной  политики  и  жилищного  фонда города
Москвы вносит в проект соглашения предложения о  предоставлении  в
качестве  компенсации жилых помещений взамен изымаемых,  заключает
договоры и готовит необходимые распорядительные документы;
     - Департамент  имущества  города  Москвы заключает договоры и
готовит необходимые распорядительные документы;
     - Департамент земельных ресурсов  города  Москвы  включает  в
проект соглашения поступившие предложения, оформляет соглашение, в
том числе  о  предоставлении  в  качестве  компенсации  земельного
участка взамен изымаемого,  заключает договоры и готовит необходи-
мые распорядительные документы.
     Префектура административного округа согласовывает условия вы-
купа земельного участка с обладателем прав на земельный участок  в
соответствии  с подготовленным проектом соглашения,  при необходи-
мости вносит в проект соглашения  предложения,  а  при  достижении
согласия  префект  административного округа от имени Правительства
Москвы заключает соглашение о выкупной цене и других условиях  вы-
купа земельного участка.
     Департамент земельных  ресурсов  города Москвы при достижении
соглашения с собственником или иным владельцем земельного  участка
осуществляет  государственную  регистрацию прекращения прав на зе-
мельный участок.
     1.8. В  случаях  несогласия  обладателей  прав  на  земельные
участки с решением об изъятии у них земельных участков  для  госу-
дарственных  нужд  либо  недостижения с ними соглашения о выкупной
цене и других условиях выкупа в соответствии с гражданским законо-
дательством  Департамент земельных ресурсов города Москвы от имени
Правительства Москвы обращается в суд с исками о выкупе  земельных
участков.
     Иск направляется в суд в течение 30 дней по истечении года со
дня  уведомления  обладателя  прав на земельный участок о принятом
решении об изъятии земельного участка.
     На основании  решения суда владельцам земельных участков осу-
ществляется равноценное возмещение,  в том числе убытков,  включая
упущенную выгоду.
     1.9. Если земельный участок изымался у его  собственника,  то
на  основании  соглашения о выкупной цене и других условиях выкупа
земельного участка или решения суда после возмещения  собственнику
рыночной  стоимости  земельного участка и всех причиненных убытков
осуществляется государственная регистрация перехода к городу Моск-
ве права собственности на земельный участок, изъятый для государс-
твенных нужд.
     Если земельный  участок изымался у обладателей права постоян-
ного (бессрочного) пользования,  пожизненного наследуемого  владе-
ния,  аренды земельного участка, то на основании соглашения с пра-
вообладателем о компенсации убытков,  причиненных изъятием земель-
ного  участка,  или  решения суда после возмещения правообладателю
всех причиненных убытков осуществляется государственная  регистра-
ция прекращения соответствующего права на земельный участок.

        2. Приобретение земельных участков в собственность
                          города Москвы


     Земельные участки,  не  находящиеся  в  собственности  города
Москвы,  могут  быть  приобретены в собственность города Москвы на
основании заключаемых с собственниками договоров купли-продажи или
иных  установленных  законом сделок,  предусматривающих возмездный
или безвозмездный переход права собственности на земельные  участ-
ки,  заключенных  вне  принимаемых  решений  об  изъятии земельных
участков для государственных нужд.
     Основанием для  заключения  Департаментом  земельных ресурсов
города Москвы договора купли-продажи земельного участка  или  иной
установленной  законом  сделки,  предусматривающей  возмездный или
безвозмездный переход прав собственности на земельные участки, яв-
ляется правовой акт Правительства Москвы.
     Подготовку проектов вышеуказанных договоров, включая проведе-
ние независимой оценки стоимости,  и заключение договоров осущест-
вляет  Департамент  земельных  ресурсов  города Москвы совместно с
префектурами административных округов города Москвы с учетом  тер-
риториальной принадлежности земельных участков.



       3. О взаимодействии органов исполнительной власти города
     Москвы при прекращении права собственности, права постоянного
    (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения,
        права аренды земельных участков ввиду их ненадлежащего
      использования, а также иных случаях, установленных законом



     3.1. При получении материалов от органа,  уполномоченного  на
осуществление  государственного земельного контроля (далее - орган
госземконтроля), о неустранении правообладателем земельного участ-
ка нарушений земельного законодательства в срок,  указанный в пре-
дупреждении органа госземконтроля,  Департамент земельных ресурсов
города  Москвы  готовит  проект распорядительного документа Прави-
тельства Москвы об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежа-
щего  использования  и информирует о принятом решении собственника
или иного владельца земельного участка.
     3.2. Если  собственник  земельного участка письменно уведомит
Департамент земельных ресурсов города Москвы о своем согласии  ис-
полнить решение об изъятии земельного участка,  Департамент города
Москвы по конкурентной политике по материалам, предоставленным Де-
партаментом земельных ресурсов города Москвы, обеспечивает органи-
зацию публичных торгов по продаже земельного участка.
     Если собственник земельного участка письменно не уведомит Де-
партамент земельных ресурсов города Москвы о согласии  с  решением
об изъятии в течение месяца с момента получения уведомления о при-
нятом решении, то Департамент земельных ресурсов города Москвы об-
ращается в суд с заявлением о прекращении права на земельный учас-
ток и его продаже с публичных торгов.  После  государственной  ре-
гистрации прекращения права на земельный участок Департамент горо-
да Москвы по конкурентной политике по материалам,  предоставленным
Департаментом земельных ресурсов города Москвы, обеспечивает орга-
низацию публичных торгов по продаже земельного участка.
     3.3. По  результатам  публичных  торгов по продаже земельного
участка земельный участок переходит к новому собственнику,  а быв-
ший  собственник получает денежную сумму,  полученную в результате
торгов за вычетом расходов на проведение торгов.
     3.4. В случае принятия распорядительного документа Правитель-
ства Москвы об изъятии земельного участка ввиду его  ненадлежащего
использования правообладателем,  не являющимся собственником соот-
ветствующего земельного участка,  Департамент  земельных  ресурсов
города Москвы обращается в суд с заявлением о прекращении права на
земельный участок.
     3.5. На основании решения суда Департамент земельных ресурсов
города Москвы обеспечивает государственную регистрацию прекращения
права владельцев земельного участка на праве постоянного (бессроч-
ного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, праве
безвозмездного срочного пользования.
     3.6. В случаях, установленных федеральными законами и догово-
ром аренды, в том числе:
     - при существенном  нарушении  арендатором  условий  договора
аренды  или разрешенного использования земельного участка либо ис-
пользования земельного участка с неоднократными нарушениями;
     - невнесения  арендатором  более двух раз подряд по истечении
установленного договором аренды срока платежа арендной платы,
     Департамент земельных ресурсов города Москвы направляет арен-
датору письменное предупреждение  о  необходимости  исполнения  им
обязательства в разумный срок.
     3.7. В случае неисполнения арендатором обязательства в  срок,
указанный  в предупреждении Департамента земельных ресурсов города
Москвы,  Департамент земельных ресурсов города Москвы готовит про-
ект  распорядительного  документа  Правительства Москвы об изъятии
земельного участка и обращается в суд с заявлением  о  расторжении
договора аренды земельного участка.
     3.8. На основании решения суда Департамент земельных ресурсов
города Москвы обеспечивает государственную регистрацию прекращения
права аренды земельного участка.
     3.9. В случаях стихийных бедствий,  аварий, эпидемий, эпизоо-
тий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, зе-
мельный участок может быть временно изъят у его собственника реше-
нием Правительства Москвы о реквизиции земельного участка в поряд-
ке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

                             Верно: