В соответствии с законодательством Российской Федерации и го-
рода Москвы земельные участки и находящиеся на них объекты жилищ-
ного и нежилого фондов могут быть изъяты для государственных нужд.
Возможны случаи принудительного прекращения прав на земельные
участки в судебном порядке.
При изъятии земельных участков и находящихся на них объектов
жилищного и нежилого фондов для государственных нужд города Москвы
имущественные интересы их владельцев обеспечиваются предваритель-
ной выплатой равноценного возмещения.
В целях соблюдения прав граждан и юридических лиц при изъятии
земельных участков, обеспечения интересов города Москвы при подго-
товке и реализации решений о застройке территорий города Москвы в
соответствии с утвержденной на основании Генерального плана города
Москвы градостроительной документацией, с учетом положений поста-
новления Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. N 968-ПП "О
мерах по совершенствованию подготовки и реализации инвестиционных
градостроительных проектов в городе Москве" Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Положение о взаимодействии органов исполнитель-
ной власти города Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных
участков в городе Москве (приложение).
2. Департаменту градостроительной политики, развития и ре-
конструкции города Москвы:
2.1. Совместно с Москомархитектурой в ходе работ по актуали-
зации Генерального плана города Москвы, проводимых начиная с 2007
года, предусматривать формирование земельных участков, подлежащих
резервированию для государственных нужд, а также обеспечивать соб-
людение баланса территорий природного комплекса в случае изъятия
земельных участков.
2.2. Совместно с префектурами административных округов города
Москвы, Департаментом земельных ресурсов города Москвы на основа-
нии распорядительных документов об утверждении документов террито-
риального планирования, документации по планировке территории,
планов размещения строительства вносить предложения об изъятии зе-
мельных участков для государственных нужд города Москвы.
3. Установить, что земельные участки и находящиеся на них
объекты капитального строительства (далее - объекты жилищного и
нежилого фондов), по которым необходимо осуществлять процедуру
изъятия для государственных нужд города Москвы, определяются на
основании утвержденных в установленном порядке документов террито-
риального планирования и документации по планировке территории.
4. Департаменту земельных ресурсов города Москвы, Департамен-
ту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департаменту
имущества города Москвы в рамках своих полномочий при подготовке и
реализации принятого Правительством Москвы решения об изъятии зе-
мельных участков:
4.1. В порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации об оценочной деятельности, заказывать независимую оценку
выкупной цены земельных участков, включающую в себя рыночную стои-
мость земельного участка и находящихся на нем объектов жилищного и
нежилого фондов, а также убытки, причиненные собственнику изъятием
земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с
досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в
том числе упущенную выгоду, и с учетом указанной оценки готовить
проекты решений Правительства Москвы об изъятии земельных участков
и находящихся на них объектов.
4.2. Письменно уведомлять собственников и иных правообладате-
лей земельных участков и расположенных на них объектов жилищного и
нежилого фондов о принятых решениях о резервировании с целью пос-
ледующего изъятия и, в дальнейшем, непосредственно о самом изъ-
ятии, а также обеспечивать государственную регистрацию принятых
решений об изъятии для государственных нужд города Москвы в Управ-
лении Федеральной регистрационной службы по Москве.
4.3. В рамках принятых решений об изъятии обеспечивать госу-
дарственную регистрацию прекращения прав на земельные участки,
объекты жилищного и нежилого фондов при наличии согласия лиц
(п.4.2) с решением об изъятии или на основании решения суда.
5. Департаменту земельных ресурсов города Москвы в случае не-
согласия собственников и иных правообладателей земельных участков
с решением об изъятии у них земельных участков для государственных
нужд города Москвы либо недостижения с ними соглашения о выкупной
цене или других условиях выкупа обращаться в соответствии с граж-
данским законодательством от имени Правительства Москвы с исками в
суд о выкупе земельных участков.
6. Префектурам административных округов города Москвы:
6.1. Создать рабочие группы (конфликтные комиссии) с включе-
нием в их состав представителей Департамента жилищной политики и
жилищного фонда города Москвы, Департамента земельных ресурсов го-
рода Москвы, управ районов города Москвы, ГУП МосгорБТИ для опера-
тивного рассмотрения обращений собственников жилых домов (жилых
помещений), связанных с изъятием земельных участков.
6.2. Совместно с управами районов города Москвы и в соответс-
твии с решением об изъятии организовывать работу по достижению
соглашений с лицами (п.4.2) о выкупной цене и других условиях вы-
купа в соответствии с территориальной принадлежностью земельных
участков.
7. Установить, что одновременно с решением об изъятии соот-
ветствующего земельного участка для государственных нужд города
Москвы принимается решение об изъятии расположенных на нем объек-
тов жилищного и нежилого фонда.
8. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города
Москвы обеспечить работу с собственниками индивидуальных жилых до-
мов по предоставлению возмещения (компенсации) выкупа в натураль-
ной, денежной или комбинированной формах.
9. Департаменту земельных ресурсов города Москвы в первом по-
лугодии 2007 г.:
9.1. Подготовить и представить для внесения в установленном
порядке изменения в принятый в первом чтении Московской городской
Думой законопроект "О землепользовании и застройке в городе Моск-
ве", предусматривающие в качестве оснований для изъятия земельных
участков для государственных нужд города Москвы строительство мно-
гоквартирных домов, объектов городской инженерной, транспортной и
социальной инфраструктур в соответствии с Генеральным планом горо-
да Москвы (п.2.1) и утвержденными в установленном порядке городс-
кими целевыми программами.
9.2. Совместно с Департаментом территориальных органов испол-
нительной власти города Москвы подготовить проект постановления
Правительства Москвы в части уточнения полномочий префектур в со-
ответствии с настоящим постановлением.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на министра Правительства Москвы Дамурчиева В.Н. и первого
заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру
Москвы в III квартале 2007 г.
П.п.Исполняющий обязанности Ю.В.Росляк
Мэра Москвы
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 10 апреля 2007 г. N 257-ПП
Положение
о взаимодействии органов исполнительной власти города
Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных
участков в городе Москве
1. О взаимодействии органов исполнительной власти города
Москвы при изъятии земельных участков для государственных
нужд города Москвы
1.1. Принудительное изъятие земельных участков для государс-
твенных нужд города Москвы (далее - государственных нужд) допуска-
ется в целях размещения и строительства объектов капитального
строительства в случаях, установленных федеральными законами и за-
конами города Москвы, при невозможности размещения таких объектов
без изъятия земельных участков. Размещение объекта капитального
строительства, для строительства которого необходимо изъятие зе-
мельного участка, устанавливается соответствующим документом тер-
риториального планирования города Москвы. Земельный участок, пла-
нируемый к изъятию в указанных целях, определяется документацией
по планировке территории.
1.2. Работы по подготовке проекта решения об изъятии земель-
ного участка для государственных нужд осуществляются Департаментом
земельных ресурсов города Москвы, Департаментом жилищной политики
и жилищного фонда города Москвы, Департаментом градостроительной
политики, развития и реконструкции города Москвы и Департаментом
имущества города Москвы в пределах их полномочий на основании ут-
вержденных в установленном порядке документов территориального
планирования и документации по планировке территории.
1.3. Проект границ изымаемого земельного участка изготавлива-
ется с учетом имеющейся в распоряжении Департамента земельных ре-
сурсов города Москвы информации о правах владельцев изымаемого зе-
мельного участка.
Если необходимо изъять только часть земельного участка у его
правообладателей, то в проекте решения об изъятии земельного
участка для государственных нужд отражаются границы части земель-
ного участка и границы всего земельного участка с оговоркой, что
при наличии согласия обладателя прав на земельный участок изъятию
подлежит часть участка, при отсутствии согласия - весь земельный
участок.
1.4. В решениях об изъятии земельных участков для государс-
твенных нужд в обязательном порядке указываются цели изъятия зе-
мельных участков, кадастровые номера земельных участков, полностью
или частично подлежащих изъятию, расположенные на них объекты ка-
питального строительства (жилищного и нежилого фондов).
1.5. Решения о резервировании с целью последующего изъятия и
об изъятии земельных участков, а также расположенных на них объек-
тов жилищного и нежилого фондов принимает Правительство Москвы.
Департамент земельных ресурсов города Москвы уведомляет обла-
дателя прав на земельный участок о принятом решении о резервирова-
нии с целью последующего изъятия и, в дальнейшем, о принятом реше-
нии об изъятии земельного участка для государственных нужд и нап-
равляет экземпляр решения об изъятии для государственной регистра-
ции в территориальный орган, осуществляющий государственную ре-
гистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с последую-
щим извещением в установленных законом случаях обладателя прав на
земельный участок о произведенной государственной регистрации ре-
шения об изъятии.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
уведомляет собственников и обладателей иных прав на жилые помеще-
ния о принятом решении о резервировании соответствующего земельно-
го участка с целью последующего изъятия, в дальнейшем - о принятом
решении об изъятии жилых помещений, а также извещает собственников
жилых помещений о дате государственной регистрации решения об изъ-
ятии.
Департамент имущества города Москвы уведомляет обладателей
прав на нежилые помещения, расположенные на изымаемом земельном
участке, о принятом решении о резервировании с целью последующего
изъятия соответствующего земельного участка и, в дальнейшем, о
принятом решении об изъятии нежилых помещений.
Собственник, а также землепользователи, землевладельцы и
арендаторы (далее - иные владельцы) земельного участка, подлежаще-
го изъятию для государственных нужд, с момента государственной ре-
гистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или
принятия судом решения о выкупе участка могут владеть, пользовать-
ся и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходи-
мые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с
его назначением. Однако собственник и иные владельцы несут риск
отнесения на них при определении выкупной цены земельного участка
затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и
реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указан-
ный период.
1.6. В проектах соглашений о выкупной цене и других условиях
выкупа земельных участков указывается:
- согласие собственника или иного владельца земельного участ-
ка с принятым решением об изъятии;
- выкупная цена за изымаемый земельный участок и расположен-
ные на нем объекты жилищного и нежилого фондов;
- наличие или отсутствие обязанности города Москвы по компен-
сации в натуральной форме в связи с изъятием земельного участка.
1.7. Работу по заключению соглашений с правообладателями зе-
мельных участков при их изъятии для государственных нужд организу-
ют префектуры соответствующих административных округов города
Москвы совместно с управами районов города Москвы.
Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент жи-
лищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент иму-
щества города Москвы в пределах своей компетенции участвуют в под-
готовке проекта соглашения о выкупной цене и других условиях выку-
па.
При необходимости:
- Департамент жилищной политики и жилищного фонда города
Москвы вносит в проект соглашения предложения о предоставлении в
качестве компенсации жилых помещений взамен изымаемых, заключает
договоры и готовит необходимые распорядительные документы;
- Департамент имущества города Москвы заключает договоры и
готовит необходимые распорядительные документы;
- Департамент земельных ресурсов города Москвы включает в
проект соглашения поступившие предложения, оформляет соглашение, в
том числе о предоставлении в качестве компенсации земельного
участка взамен изымаемого, заключает договоры и готовит необходи-
мые распорядительные документы.
Префектура административного округа согласовывает условия вы-
купа земельного участка с обладателем прав на земельный участок в
соответствии с подготовленным проектом соглашения, при необходи-
мости вносит в проект соглашения предложения, а при достижении
согласия префект административного округа от имени Правительства
Москвы заключает соглашение о выкупной цене и других условиях вы-
купа земельного участка.
Департамент земельных ресурсов города Москвы при достижении
соглашения с собственником или иным владельцем земельного участка
осуществляет государственную регистрацию прекращения прав на зе-
мельный участок.
1.8. В случаях несогласия обладателей прав на земельные
участки с решением об изъятии у них земельных участков для госу-
дарственных нужд либо недостижения с ними соглашения о выкупной
цене и других условиях выкупа в соответствии с гражданским законо-
дательством Департамент земельных ресурсов города Москвы от имени
Правительства Москвы обращается в суд с исками о выкупе земельных
участков.
Иск направляется в суд в течение 30 дней по истечении года со
дня уведомления обладателя прав на земельный участок о принятом
решении об изъятии земельного участка.
На основании решения суда владельцам земельных участков осу-
ществляется равноценное возмещение, в том числе убытков, включая
упущенную выгоду.
1.9. Если земельный участок изымался у его собственника, то
на основании соглашения о выкупной цене и других условиях выкупа
земельного участка или решения суда после возмещения собственнику
рыночной стоимости земельного участка и всех причиненных убытков
осуществляется государственная регистрация перехода к городу Моск-
ве права собственности на земельный участок, изъятый для государс-
твенных нужд.
Если земельный участок изымался у обладателей права постоян-
ного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владе-
ния, аренды земельного участка, то на основании соглашения с пра-
вообладателем о компенсации убытков, причиненных изъятием земель-
ного участка, или решения суда после возмещения правообладателю
всех причиненных убытков осуществляется государственная регистра-
ция прекращения соответствующего права на земельный участок.
2. Приобретение земельных участков в собственность
города Москвы
Земельные участки, не находящиеся в собственности города
Москвы, могут быть приобретены в собственность города Москвы на
основании заключаемых с собственниками договоров купли-продажи или
иных установленных законом сделок, предусматривающих возмездный
или безвозмездный переход права собственности на земельные участ-
ки, заключенных вне принимаемых решений об изъятии земельных
участков для государственных нужд.
Основанием для заключения Департаментом земельных ресурсов
города Москвы договора купли-продажи земельного участка или иной
установленной законом сделки, предусматривающей возмездный или
безвозмездный переход прав собственности на земельные участки, яв-
ляется правовой акт Правительства Москвы.
Подготовку проектов вышеуказанных договоров, включая проведе-
ние независимой оценки стоимости, и заключение договоров осущест-
вляет Департамент земельных ресурсов города Москвы совместно с
префектурами административных округов города Москвы с учетом тер-
риториальной принадлежности земельных участков.
3. О взаимодействии органов исполнительной власти города
Москвы при прекращении права собственности, права постоянного
(бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения,
права аренды земельных участков ввиду их ненадлежащего
использования, а также иных случаях, установленных законом
3.1. При получении материалов от органа, уполномоченного на
осуществление государственного земельного контроля (далее - орган
госземконтроля), о неустранении правообладателем земельного участ-
ка нарушений земельного законодательства в срок, указанный в пре-
дупреждении органа госземконтроля, Департамент земельных ресурсов
города Москвы готовит проект распорядительного документа Прави-
тельства Москвы об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежа-
щего использования и информирует о принятом решении собственника
или иного владельца земельного участка.
3.2. Если собственник земельного участка письменно уведомит
Департамент земельных ресурсов города Москвы о своем согласии ис-
полнить решение об изъятии земельного участка, Департамент города
Москвы по конкурентной политике по материалам, предоставленным Де-
партаментом земельных ресурсов города Москвы, обеспечивает органи-
зацию публичных торгов по продаже земельного участка.
Если собственник земельного участка письменно не уведомит Де-
партамент земельных ресурсов города Москвы о согласии с решением
об изъятии в течение месяца с момента получения уведомления о при-
нятом решении, то Департамент земельных ресурсов города Москвы об-
ращается в суд с заявлением о прекращении права на земельный учас-
ток и его продаже с публичных торгов. После государственной ре-
гистрации прекращения права на земельный участок Департамент горо-
да Москвы по конкурентной политике по материалам, предоставленным
Департаментом земельных ресурсов города Москвы, обеспечивает орга-
низацию публичных торгов по продаже земельного участка.
3.3. По результатам публичных торгов по продаже земельного
участка земельный участок переходит к новому собственнику, а быв-
ший собственник получает денежную сумму, полученную в результате
торгов за вычетом расходов на проведение торгов.
3.4. В случае принятия распорядительного документа Правитель-
ства Москвы об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего
использования правообладателем, не являющимся собственником соот-
ветствующего земельного участка, Департамент земельных ресурсов
города Москвы обращается в суд с заявлением о прекращении права на
земельный участок.
3.5. На основании решения суда Департамент земельных ресурсов
города Москвы обеспечивает государственную регистрацию прекращения
права владельцев земельного участка на праве постоянного (бессроч-
ного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, праве
безвозмездного срочного пользования.
3.6. В случаях, установленных федеральными законами и догово-
ром аренды, в том числе:
- при существенном нарушении арендатором условий договора
аренды или разрешенного использования земельного участка либо ис-
пользования земельного участка с неоднократными нарушениями;
- невнесения арендатором более двух раз подряд по истечении
установленного договором аренды срока платежа арендной платы,
Департамент земельных ресурсов города Москвы направляет арен-
датору письменное предупреждение о необходимости исполнения им
обязательства в разумный срок.
3.7. В случае неисполнения арендатором обязательства в срок,
указанный в предупреждении Департамента земельных ресурсов города
Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы готовит про-
ект распорядительного документа Правительства Москвы об изъятии
земельного участка и обращается в суд с заявлением о расторжении
договора аренды земельного участка.
3.8. На основании решения суда Департамент земельных ресурсов
города Москвы обеспечивает государственную регистрацию прекращения
права аренды земельного участка.
3.9. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоо-
тий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, зе-
мельный участок может быть временно изъят у его собственника реше-
нием Правительства Москвы о реквизиции земельного участка в поряд-
ке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Верно: