Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Внимание! С данным правовым актом связанно ещё 2 документа.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.
Закон города Москвы № 27 от 14 мая 2003 года
О землепользовании и застройке в городе Москве
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере землепользования и застройки в городе Москве, устанавливает градостроительные требования к землепользованию в городе Москве, порядок охраны земель в городе Москве и контроля за их использованием, порядок осуществления городом Москвой полномочий по управлению и распоряжению находящимися в собственности города Москвы землями в городе Москве, а также устанавливает общие принципы платы за использование земель в городе Москве. Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные положения 1. Земля города Москвы используется и охраняется как основа жизни и деятельности населения города Москвы. 2. Земля города Москвы является землей поселения, отграниченной от земель иных категорий городской чертой. 3. Использование земель Москвы должно осуществляться при условии соблюдения прав и законных интересов населения города Москвы. 4. Действие настоящего Закона распространяется на все земли, расположенные на территории города Москвы (далее - земли в городе Москве). 5. Нормы настоящего Закона, регулирующие осуществление городом Москвой полномочий собственника земельных участков, применяются в отношении земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения, если иное не установлено федеральным законодательством. 6. Соблюдение установленных в соответствии с законами Российской Федерации, настоящим Законом и другими законами города Москвы градостроительных требований к использованию земельных участков в городе Москве, того, что находится над и под ними, обязательно для всех собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в городе Москве. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются понятия, определенные в Земельном кодексе Российской Федерации, Градостроительном кодексе Российской Федерации, других федеральных законах и законах города Москвы, а также следующие понятия: а) землепользование - осуществление правомочия пользования земельным участком в соответствии с требованиями, установленными земельным законодательством, а также законодательством о градостроительстве, об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), о недрах, водным и лесным законодательством, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы; б) застройка - создание или реконструкция на земельном участке градостроительного объекта; в) разрешенное использование земельного участка - использование земельного участка в соответствии с обязательными требованиями и ограничениями к состоянию и допустимым изменениям состояния земельного участка и расположенных на нем других объектов недвижимости, установленными на основании градостроительной документации, сервитутов, других ограничений в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы; г) освоение земельного участка - осуществление собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами земельных участков мероприятий по застройке или иных мероприятий на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием земельного участка; д) формирование земельного участка - установление границ земельного участка, определение разрешенного использования, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно- технического обеспечения, определение предоставляемых прав на земельный участок и условий его предоставления либо оснований резервирования земельного участка для государственных нужд города Москвы; е) резервирование земель для государственных нужд города Москвы - создание резерва городских земель в целях сохранения и развития земель общего пользования, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, реализации государственных целевых программ и выполнения городского государственного заказа посредством введения временных ограничений на предоставление либо продажу определенных земельных участков; ж) проект градостроительного межевания территории (проект межевания) - градостроительное обоснование разделения структурных элементов городской территории (кварталов, микрорайонов, районов и прочих), ограниченных красными линиями и иными линиями градостроительного регулирования, на земельные участки. Разработанные в рамках проекта межевания планы масштаба 1:2000 являются основой для установления границ земельных участков на местности, закрепления их межевыми знаками и составления плана земельного участка; з) капитальное здание, строение, сооружение - здание, строение, сооружение, при возведении которого были использованы специальные производственные и технологические операции и материалы в соответствии с установленными нормами и правилами капитального строительства. Статья 3. Полномочия Московской городской Думы в области регулирования землепользования и застройки в городе Москве К полномочиям Московской городской Думы в области регулирования землепользования и застройки в городе Москве относятся: а) определение порядка управления и распоряжения землей города Москвы; б) согласование с законодательным (представительным) органом государственной власти Московской области проектов федеральных законов об утверждении (изменении) черты города Москвы; в) внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации согласованных проектов федеральных законов об утверждении (изменении) черты города Москвы; г) внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов об утверждении (изменении) границ и правового режима пригородной зоны города Москвы; д) установление ставок земельного налога в городе Москве в соответствии с федеральным законодательством и индексация арендной платы за землю; е) установление льгот по уплате земельного налога в городе Москве и порядка их предоставления в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; ж) установление норм предоставления земельных участков в частную собственность в городе Москве; з) утверждение и изменение правил землепользования и застройки города Москвы; и) установление порядка передачи земельных участков из собственности города Москвы в муниципальную собственность; к) установление общих принципов взимания платы за землю; л) установление порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за землю, находящуюся в собственности города Москвы; м) иные вопросы, отнесенные федеральным законодательством к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы. Статья 4. Полномочия исполнительных органов государственной власти города Москвы в области землепользования и застройки 1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обеспечивают рациональное и социально ориентированное использование земель города Москвы в соответствии с требованиями федерального законодательства, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы. 2. К полномочиям исполнительных органов государственной власти города Москвы в области землепользования и застройки в городе Москве, в рамках их компетенции, относятся: а) управление и распоряжение землями, находящимися в собственности города Москвы; б) разработка правил землепользования и застройки города Москвы в составе градостроительной документации; в) резервирование земельных участков для государственных нужд города Москвы; г) принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд города Москвы; д) осуществление выбора земельных участков для застройки; е) установление требований и ограничений к использованию земельных участков и осуществление контроля за использованием и охраной земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами; ж) установление ставок арендной платы за землю, размеров единовременных земельных платежей, предусмотренных настоящим Законом, и организация необходимой в этих целях оценки имущества и имущественных прав; з) сбор арендной платы за землю и контроль за ее поступлением; и) составление и ведение земельного и градостроительного кадастров города Москвы в части градостроительных регламентов и требований и ограничений к использованию земельных участков, учета земель, находящихся в собственности города Москвы, земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, а также установленных обременений (сервитутов) и иной необходимой информации; к) привлечение к административной ответственности за нарушение земельного законодательства в соответствии с настоящим Законом; л) принятие решения о взимании земельного налога в двукратном размере за земельные участки, не используемые более трех лет или используемые с нарушением требований и ограничений к их использованию; м) передача свободных от обязательств земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также права их аренды в собственность акционерных обществ в виде доли города Москвы в уставном капитале данных акционерных обществ; н) внесение земельных участков в состав инвестиционных фондов в соответствии с федеральным законодательством; о) иные полномочия в области землепользования и застройки в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы. 3. Решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с порядком управления и распоряжения землями города Москвы, установленным федеральным законодательством и законами города Москвы. 4. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, на основании переданного Российской Федерацией полномочия Правительство Москвы либо уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы может от имени Российской Федерации осуществлять управление и распоряжение землями в городе Москве, находящимися в собственности Российской Федерации. Глава 2. Права на землю, возникновение и прекращение прав на землю в городе Москве Статья 5. Собственность на землю в городе Москве 1. В соответствии с федеральным законодательством земли в городе Москве, находящиеся в государственной собственности, подлежат разграничению на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и на земли, находящиеся в собственности города Москвы, с учетом столичного статуса города Москвы. 2. В собственность муниципальных образований в городе Москве земельные участки могут передаваться из состава земель, находящихся в собственности города Москвы, в порядке, установленном законом города Москвы. Статья 6. Отчуждение земельных участков из собственности города Москвы 1. Отчуждение земельных участков из собственности города Москвы осуществляется в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Собственники капитальных зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, занятых этими зданиями, строениями, сооружениями и необходимых для их использования (эксплуатации). 3. Размеры платы за приобретение отчуждаемых из собственности города Москвы земельных участков устанавливаются Правительством Москвы с учетом ставок земельного налога, дифференцированных в соответствии с оценкой земель города Москвы. 4. Планы, определяющие площадь и границы земельных участков, отчуждаемых в соответствии с настоящей статьей, а также при приватизации зданий (строений или сооружений), при отсутствии сведений о них в государственном земельном кадастре города Москвы или изменении установленных требований и ограничений к использованию земельного участка разрабатываются с учетом проектов межевания территорий в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы. 5. Отчуждению не подлежат находящиеся в собственности города Москвы земельные участки: а) ограниченные в обороте по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, за исключением установленных федеральным законом случаев; б) зарезервированные для государственных нужд в установленном законом порядке; в) отнесенные к землям общего пользования: земли транспортных магистралей, улицы, площади, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы в соответствии с перечнем, установленным законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы; г) отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий; д) на которых расположены памятники истории и культуры, иные объекты историко-культурного назначения в соответствии с перечнем, установленным законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы; е) на которых расположены объекты оздоровительного назначения в соответствии с перечнем, устанавливаемым законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы; ж) на которых расположены объекты, подаренные городу Москве, построенные или созданные на собранные гражданами средства; з) использование которых, а также расположенных на них зданий, строений, сооружений или их частей, не соответствует требованиям и ограничениям к использованию этих земельных участков, строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным правилам и нормативам, кроме случаев, когда земельные участки отчуждаются для их приведения в соответствие с требованиями и ограничениями к использованию этих земельных участков; и) под которыми проходят магистральные подземные инженерные коммуникации. 6. При определении стоимости находящихся в собственности города Москвы акций акционерных обществ, являющихся собственниками капитальных зданий, строений, сооружений, подлежит определению и учету рыночная стоимость соответствующего земельного участка либо права на заключение договора аренды. Статья 7. Торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или права на заключение договора аренды таких земельных участков 1. Продажа земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах) за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом. 2. Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. 3. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды выступает Правительство Москвы или уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы. 4. Продавец обязан указать о выставляемом на торги земельном участке сведения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 8. Передача земельного участка по итогам выполнения контракта на реализацию инвестиционного проекта по строительству 1. Правительство Москвы вправе в контракте на реализацию инвестиционного проекта (инвестиционном контракте) по строительству градостроительного объекта, за исключением строительства жилых зданий и иных строений, входящих в состав кондоминиума, предусмотреть передачу инвестору в собственность земельного участка, на котором реализован инвестиционный проект, по результатам выполнения инвестором инвестиционного контракта, на возмездной основе. Условия передачи земельного участка предусматриваются в инвестиционном контракте. 2. Стоимость земельных участков, передаваемых на основании инвестиционного контракта, определяется Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством об оценочной деятельности и правовыми актами города Москвы с учетом ставок земельного налога дифференцированных в соответствии с оценкой земель города Москвы. Статья 9. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком 1. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации право пожизненного наследуемого владения земельным участком, предоставленное гражданам на территории города Москвы до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. 2. За исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, гражданин имеет право однократно бесплатно получить в собственность земельный участок, находящийся в его пожизненном наследуемом владении. В заявлении о получении в собственность такого земельного участка гражданин обязан подтвердить отсутствие в его собственности земельных участков на территории Российской Федерации, ранее находившихся в его пожизненном наследуемом владении и бесплатно полученных им в собственность. Предоставление гражданином недостоверной информации об отсутствии таких земельных участков влечет последствия, установленные федеральным законодательством. Статья 10. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 1. Земельные участки на территории города Москвы предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям и федеральным казенным предприятиям. 2. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования, предоставленное гражданам на территории города Москвы до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. 3. За исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом,
гражданин имеет право однократно бесплатно получить в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании. 4. Граждане, индивидуально пользующиеся земельными участками на территории города Москвы, входящими в состав земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность эти земельные участки в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 6 настоящего Закона. 5. В заявлении о получении в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей гражданин обязан подтвердить отсутствие в его собственности земельных участков на территории Российской Федерации, ранее находившихся в его постоянном (бессрочном) пользовании и бесплатно полученных им в собственность. Предоставление гражданином недостоверной информации об отсутствии таких земельных участков влечет последствия, установленные федеральным законодательством. Статья 11. Предоставление в частную собственность земельных участков с расположенными на них индивидуальными жилыми домами Граждане имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность земельные участки, предоставленные органами исполнительной власти взамен земельных участков, находившихся у граждан в пожизненном наследуемом владении или постоянном бессрочном пользовании, а также земельные участки, на которых находились разрушенные при пожаре, в результате стихийных бедствий, ветхости жилые дома при условии начала строительства на этих земельных участках новых индивидуальных жилых домов в течение трех лет с момента утраты прежних жилых домов. Земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, являются неделимыми. Статья 12. Земельные участки в составе кондоминиумов 1. Земельные участки в существующей застройке, занимаемые сооружениями, вошедшими в состав кондоминиума, жилыми зданиями и иными строениями, и необходимые для их эксплуатации и обслуживания передаются в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы. В случаях, если переданный в долевую собственность земельный участок является делимым, возможен выдел доли земельного участка домовладельца в натуре в соответствии с федеральным законодательством. 2. Проекты межевания территорий разрабатываются для застроенных территорий уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на территорию не менее квартала или его планировочно обособленной части за счет средств бюджета города Москвы в рамках реализации программ по проведению земельной реформы или иных средств. 3. Размер и границы земельного участка устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы с учетом проектов межевания территории. 4. Нормы настоящей статьи распространяются на отношения собственности в кондоминиумах, помещения в которых принадлежат не менее чем двум домовладельцам, на вновь создаваемые кондоминиумы в процессе строительства и реконструкции, а также на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно- строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома. 5. Собственникам нежилых частей жилых домов размер платы за приобретаемые в собственность земельные участки либо долю в праве собственности на земельные участки устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 6 настоящего Закона. Статья 13. Аренда земельных участков 1. Земельные участки в пределах территории города Москвы могут быть переданы в аренду их собственниками в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации. 2. При предоставлении земельного участка в аренду фактическое использование этого земельного участка может быть изменено только в целях приведения его в соответствие с требованиями и ограничениями к его использованию. Статья 14. Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности города Москвы 1. В случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность отчуждения земельного участка из собственности города Москвы, предоставление в аренду является основной (преимущественной) формой распоряжения землями, находящимися в собственности города Москвы. 2. Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, могут быть предоставлены в аренду физическим и юридическим лицам в соответствии с настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения требований и ограничений к использованию этих земельных участков. 3. Договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды в соответствии с условиями этих торгов. Предметом торгов (конкурсов, аукционов) является право на заключение договора аренды земельного участка, сформированного в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации. 4. Договор аренды заключается без проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды при предоставлении земельных участков: а) занятых капитальными зданиями, строениями, сооружениями и необходимых для их использования (эксплуатации) собственникам таких зданий, строений, сооружений. Площадь и границы земельных участков при отсутствии сведений о них в государственном земельном кадастре города Москвы или изменении установленного разрешенного использования этих земельных участков устанавливаются на основании проектов градостроительного межевания территории, разрабатываемых на территорию не менее квартала или его планировочно обособленной части в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы; б) для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации; в) для целей реализации государственных целевых программ города Москвы; г) при создании особо социально значимых объектов по решению Правительства Москвы; д) для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, выбор и формирование которого осуществлялись по инициативе и за счет инвестора, в соответствии с решением Правительства Москвы. 5. В решении о предоставлении земельного участка на условиях аренды должен быть указан срок, в течение которого арендатор обязан представить в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним все необходимые для регистрации договора аренды документы. Нарушение этого срока по вине арендатора является основанием для отмены решения о предоставлении земельного участка на условиях аренды. 6. При изъятии земельных участков для государственных нужд города Москвы у арендаторов, выкупивших право на заключение договора аренды, наряду с другими затратами, убытками возмещению подлежит внесенная за право на заключение договора аренды сумма в части, приходящейся на неиспользованный срок договора. Статья 15. Срок договора аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы 1. Срок договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, устанавливается по соглашению сторон в зависимости от фактического использования, требований и ограничений к использованию земельного участка, а также сроков освоения той территории, где расположен земельный участок. 2. Земельные участки, на которых расположены не являющиеся капитальными строения, сооружения, передаются исключительно в аренду на срок не более 5 лет. 3. Договор аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, занятого капитальным зданием, строением, сооружением заключается на срок до 49 лет, но не менее 25 лет. Меньший срок договора аренды земельного участка может быть установлен исключительно по соглашению сторон. Правительство Москвы имеет право по особо значимым для города объектам принимать решение о предоставлении земельных участков в аренду на срок до 99 лет. Статья 16. Особенности предоставления прав на находящиеся в собственности города Москвы неделимые земельные участки, занимаемые зданиями, строениями, сооружениями 1. Права на находящиеся в собственности города Москвы неделимые земельные участки, занимаемые зданиями, строениями, сооружениями, приобретаются в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. 2. Лица, арендующие находящиеся в государственной собственности помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, имеют право на заключение договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора либо право вступления в ранее заключенный договор. 3. В случае отсутствия совместного обращения граждан или юридических лиц с целью приобретения прав на земельный участок в соответствии с частью 2 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в рамках своей компетенции принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора на основании заявления первого обратившегося из указанных в настоящей статье лиц. При этом в договоре аренды предусматривается условие сохранения иными правообладателями помещений в этом здании права на безусловное вступление в этот договор. 4. Если все здание, строение, сооружение или отдельные его части (помещения) находятся в пользовании лиц на основании договоров аренды, договор аренды земельного участка, занятого вышеуказанным зданием, строением, сооружением, заключается с множественностью лиц на стороне арендатора на срок, соответствующий максимальному сроку, установленному в договорах аренды данного здания, строения, сооружения или помещений в нем. 5. При наличии в здании, строении, сооружении собственников и арендаторов помещений на земельный участок, занимаемый зданием, строением, сооружением, заключается договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора на срок не менее 25 лет. Меньший срок договора аренды может быть установлен исключительно по совместному заявлению собственников и арендаторов помещений в здании, строении, сооружении. В договоре аренды земельного участка устанавливается требование к арендатору помещений в здании, строении, сооружении о его выходе из договора аренды земельного участка при прекращении действия договора аренды помещения в указанном здании. Статья 17. Оформление права на земельный участок при переходе права собственности на расположенное на нем здание, строение или сооружение Подлежат учету в уполномоченном органе исполнительной власти города Москвы размеры и границы земельного участка, занятого зданием, строением или сооружением и необходимого для их использования, права на который переходят к новому собственнику здания, строения или сооружения и оформляются в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 18. Предоставление земельных участков для использования постоянными дипломатическими представительствами иностранных государств 1. Выбор земельного участка для использования постоянным дипломатическим представительством иностранного государства на территории города Москвы осуществляется по соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы. 2. Земельные участки предоставляются иностранным государствам в пользование в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы. Статья 19. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, находящихся в собственности города Москвы 1. В соответствии с принципом земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости передача прав на находящиеся в собственности города Москвы здания, строения, сооружения, помещения в них осуществляется исключительно с одновременной передачей прав на земельные участки, занимаемые ими и необходимые для их использования. 2. Стоимость земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков определяется исходя из рыночной стоимости соответствующих земельных участков в порядке, предусмотренном федеральным законодательством об оценочной деятельности и нормативными правовыми актами города Москвы. Глава 3. Плата за землю в городе Москве Статья 20. Плата за использование земель, находящихся в собственности города Москвы 1. Использование земель, находящихся в собственности города Москвы, является платным, исключая случаи, установленные федеральными законами и законами города Москвы. 2. Собственники земельных участков в городе Москве уплачивают земельный налог в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы. 3. Формами платы за использование земель, находящихся в собственности города Москвы, являются земельный налог и арендная плата за землю. Объектом для исчисления земельного налога и арендной платы за землю являются земельные участки, права на которые оформлены в установленном порядке, а также иные земельные участки в случаях, установленных настоящим Законом. Учетным документом, содержащим основные сведения о земельном участке, является учтенный в государственном земельном кадастре план границ земельного участка. 4. Единовременные земельные платежи взимаются при продаже земельного участка и продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Статья 21. Установление платы за землю 1. Основой для определения размеров платы за землю является кадастровая стоимость земель города, утверждаемая в установленном порядке по результатам оценки земель города, при осуществлении которой учитываются данные о рыночной стоимости земельных участков и иной недвижимости в городе Москве. 2. Отсутствие у лица, правомерно использующего земельный участок, документа о праве пользования землей не может служить основанием для освобождения его от внесения платы за использование земельного участка. При обнаружении факта отсутствия указанного документа у лица, правомерно использующего земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы или специально уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий контроль за использованием и охраной земель, направляют такому лицу требование об оформлении документов в течение срока, установленного нормативными правовыми актами города Москвы. В случае неисполнения этого требования уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы формирует земельный участок в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства города Москвы и принимает необходимые меры по взиманию платы за использование земельного участка. В отношении лиц, обязанных уплачивать земельный налог, соответствующие документы направляются в территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве. 3. Финансирование работ по формированию земельного участка, выполняемых уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в рамках реализации программ по проведению земельной реформы. Статья 22. Земельный налог 1. Ставки земельного налога устанавливаются с учетом результатов оценки земель города Москвы, исходя из средней ставки земельного налога на территории города Москвы, определяемой федеральным законом, и кадастровой стоимости земельных участков. 2. При изменении границ оценочных зон или пропорций ставок земельного налога Мэр Москвы вносит в Московскую городскую Думу проект закона города Москвы о ставках земельного налога не позднее, чем за четыре месяца до начала очередного финансового года. 3. При взимании земельного налога за земельные участки, неиспользуемые или используемые с нарушением требований и ограничений к их использованию, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере. 4. Основанием для принятия Правительством Москвы решения о взимании земельного налога в двукратном размере и направления соответствующего решения в территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве является представление органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль за использованием и охраной земель в городе Москве, о выявленных фактах несоответствия фактического использования земельного участка требованиям и ограничениям к использованию этого земельного участка или неиспользования земельного участка более трех лет. 5. Двукратная ставка земельного налога устанавливается с момента принятия решения об ее взимании и применяется до устранения нарушения. Статья 23. Плата за право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы 1. За право на заключение договора аренды земельного участка взимается плата в размере и на условиях, определенных Правительством Москвы на основании установленного им порядка либо установленных в результате проведения торгов, за исключением случаев, когда по результатам проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды находящихся в собственности города Москвы земельных участков определяется размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за землю. 2. Покупатель, полностью внесший плату за право на заключение договора аренды, кроме этого права, имеет с момента государственной регистрации договора право на совершение сделок с правами аренды земельного участка, если условиями договора не установлено иное. 3. Условиями торгов либо в случаях, когда торги не проводятся, по
решению Правительства Москвы или уполномоченного им органа исполнительной власти города Москвы, может быть предусмотрена рассрочка (отсрочка) платы за право на заключение договора аренды земельного участка в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. 4. Плата за право на заключение договора аренды земельного участка не взимается: а) при предоставлении собственникам капитальных зданий, строений, сооружений земельных участков, занятых этими зданиями, строениями, сооружениями и необходимых для их использования (эксплуатации); б) при предоставлении земельных участков для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации; в) при предоставлении земельных участков для целей реализации государственных целевых программ города Москвы; г) при продлении срока договора аренды (заключении договора аренды на новый срок) на земельный участок в случае, если по окончании срока действия договора не проводятся торги по продаже права на заключение договора аренды соответствующего земельного участка либо указанные торги не состоялись; д) при продлении добросовестному арендатору срока договора аренды земельного участка в случае, если земельный участок (его часть) находятся в границах красных линий, в связи с чем на участок (его часть) при заключении договора аренды установлен срок аренды меньший, чем на находящиеся рядом участки (оставшуюся часть участка); е) при заключении договора аренды на части земельных участков, предоставленных землепользователям до даты вступления в силу Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" и (или) предоставленных им взамен решениями органов власти (управления) после указанной даты, используемые в производственно-технологическом цикле предприятия. Статья 24. Арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы 1. Правительство Москвы устанавливает базовые ставки годовой арендной платы за землю по категориям арендаторов и видам использования земель в рублях, дифференцирует их по территории города в соответствии с результатами оценки земель города и утверждает временные корректирующие (повышающие и понижающие) коэффициенты к ставкам, подлежащие применению на основании федеральных законов и законов города Москвы. 2. Временные понижающие коэффициенты к ставкам арендной платы за землю применяются при установлении размера арендной платы категориям арендаторов либо отдельным арендаторам в качестве меры реализации установленных законами города Москвы целей политики города Москвы по стимулированию и поддержке определенных отраслей городского хозяйства, а также в рамках исполнения соответствующих государственных целевых программ города Москвы. 3. Временные повышающие коэффициенты к ставкам арендной платы за землю применяются при установлении размера арендной платы категориям арендаторов либо отдельным арендаторам в качестве меры реализации установленных законами города Москвы целей политики города Москвы по повышению эффективности использования земель города Москвы, а также в рамках исполнения соответствующих государственных целевых программ города Москвы. 4. Законом города Москвы о бюджете в целях учета инфляции может устанавливаться коэффициент индексации арендной платы за землю, обязательный для определения размеров арендной платы. Увеличение арендной платы за землю может производиться не чаще одного раза в год, а коэффициент индексации арендной платы за землю не может быть более 2. 5. Арендная плата за землю юридическими и физическими лицами вносится поквартально равными долями не позднее 5 числа первого месяца квартала, если договором не установлено иное. 6. Арендная плата за земельные участки с юридических и физических лиц взимается со дня, следующего за днем государственной регистрации договора аренды земельного участка. 7. Размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы могут быть определены по результатам проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды находящихся в собственности города Москвы земельных участков. В этом случае начальный размер арендной платы определяется по рыночным ставкам и исходя из рыночной стоимости соответствующих земельных участков в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством города Москвы об оценочной деятельности. Статья 25. Плата за оформление правоустанавливающих документов на земельные участки 1. Оформление правоустанавливающих документов на земельные участки и изменений к ним, а также подготовка планов земельных участков являются платными. 2. Плата за оформление правоустанавливающих документов на земельные участки не взимается: а) при заключении договоров аренды или безвозмездного срочного пользования земельными участками, которые ранее были предоставлены в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование; б) при оформлении права собственности граждан на земельные участки, которые ранее были им предоставлены в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование; в) при оформлении прав на земельные участки, занимаемые государственными учреждениями. 3. Финансирование работ, указанных в части 2 настоящей статьи, выполняемых уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в рамках реализации программ по проведению земельной реформы. 4. Взимание платы за оформление правоустанавливающих документов на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. Глава 4. Градостроительные требования к землепользованию в городе Москве Статья 26. Установление градостроительных требований к землепользованию в городе Москве 1. Градостроительные требования к землепользованию в городе Москве включают в себя: а) градостроительные регламенты общего вида; б) градостроительные регламенты особого вида; в) требования государственных градостроительных нормативов и правил; г) сервитуты и иные ограничения землепользования, установленные в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы. 2. Градостроительные регламенты общего вида, устанавливаемые Генеральным планом развития города Москвы, другой градостроительной документацией, разрабатываемой и утверждаемой в соответствии с земельным законодательством, законодательством города Москвы о градостроительстве, включают в себя требования к функциональному использованию, высоте застройки и плотности застройки, иным параметрам освоения, использования земельных участков и других расположенных на них объектов недвижимости. 3. На землях особо охраняемых территорий города Москвы, включающих земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-архитектурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, а также на землях, подверженных опасным воздействиям техногенного и природного характера, и иных территориях с особым режимом регулирования градостроительной деятельности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы устанавливаются дополнительные требования к землепользованию (градостро-ительные регламенты особого вида). Границы территорий города Москвы с особым режимом регулирования градостроительной деятельности и дополнительные требования к землепользованию на этих территориях утверждаются нормативными правовыми актами города Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 4. Градостроительные регламенты общего вида и градостроительные регламенты особого вида регистрируются в государственном градостроительном кадастре города Москвы и обязательны к соблюдению всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков. 5. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы формирует и поддерживает в актуальном состоянии сводный план градостроительных регламентов города Москвы, включающий в себя все действующие градостроительные регламенты общего вида и градостроительные регламенты особого вида. 6. Сводный план градостроительных регламентов города Москвы содержит: а) графический материал - границы территорий действия градостроительных регламентов общего и особого вида; б) текстовый материал - содержание градостроительных регламентов общего и особого вида. 7. Формирование и предоставление земельного участка в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, должны осуществляться в городе Москве для целей, соответствующих требованиям и ограничениям к использованию этого земельного участка, установленным на основании градостроительных требований к землепользованию. Статья 27. Разрешенное использование земельного участка 1. Разрешенное использование земельного участка подтверждается в форме акта разрешенного использования земельного участка, разрабатываемого и оформляемого уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. 2. Акт разрешенного использования земельного участка должен содержать: а) требования и ограничения к использованию земельного участка: разрешенные виды функционального использования земельного участка; ограничения высоты застройки, плотности застройки, иные требования и ограничения к использованию земельного участка и расположенных на нем других объектов недвижимости; ограничения прав на использование земельного участка, в том числе публичные сервитуты, установленные в соответствии с законодательством, для земельного участка и расположенных на нем других объектов недвижимости; б) перечень нормативных правовых актов, зарегистрированных или учтенных в государственном градостроительном кадастре города Москвы, определяющих разрешенное использование земельного участка; в) сведения о предполагаемом или фактическом использовании земельного участка; г) заключение о соответствии или несоответствии предполагаемого или фактического использования земельного участка требованиям и ограничениям к его использованию. 3. При формировании земельного участка для продажи его (или права на заключение договора его аренды) на торгах (конкурсах, аукционах), условиями которых предусматривается свободный выбор цели использования земельного участка в пределах требований и ограничений к его использованию, сведения о предполагаемом или фактическом использовании земельного участка и заключение о соответствии или несоответствии предполагаемого или фактического использования земельного участка требованиям и ограничениям к его использованию в состав акта разрешенного использования земельного участка не включаются. 4. Акт разрешенного использования земельного участка является одним из основных документов, необходимых для осуществления уполномоченными органами государственного контроля за использованием и охраной земель. 5. Порядок разработки, оформления и предоставления акта разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Москвы. 6. Акт разрешенного использования земельного участка может быть оспорен в судебном порядке. 7. В случаях, когда изменение назначения земельного участка, отведенного под социально значимые объекты, приводит к нарушению установленных градостроительных нормативов, одновременно с изменением назначения земельного участка предоставляется равноценный земельный участок в том же районе города Москвы. Статья 28. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к землепользованию при осуществлении на земельном участке строительства, реконструкции градостроительного объекта 1. Застройка земельного участка должна осуществляться в соответствии с требованиями и ограничениями к его использованию, содержащимися в акте разрешенного использования земельного участка. 2. Акт разрешенного использования земельного участка оформляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по заявке и за счет средств лица, намеревающегося осуществить застройку земельного участка. 3. При продаже земельного участка для строительства или права на заключение договора его аренды на торгах оформленный в установленном порядке акт разрешенного использования является необходимой составной частью материалов, характеризующих предмет торгов. 4. Выбор земельного участка для строительства осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с градостроительными регламентами общего и особого вида. Принятие решения о возможности осуществить строительство, реконструкцию градостроительного объекта на земельном участке, принятие решения о строительстве, реконструкции градостроительного объекта на земельном участке, оформление разрешения на строительство, реконструкцию осуществляются исключительно в соответствии с требованиями и ограничениями к использованию земельного участка в порядке, установленном законами города Москвы о градостроительстве. 5. В случае невыполнения норматива по обеспеченности машиноместами в микрорайоне при выборе земельного участка для строительства нового градостроительного объекта в обязательном порядке должна быть предусмотрена возможность сооружения подземного гаража, места в котором могут приобретаться жителями соответствующего микрорайона на договорных условиях. 6. Здание, строение, сооружение, построенное без получения на это необходимых разрешений, подлежит сносу осуществившим строительство лицом либо за его счет, за исключением случаев последующего получения необходимых разрешений в установленном порядке либо передачи постройки в собственность города Москвы. Лицо, осуществившее строительство здания, строения, сооружения без соответствующего разрешения и передавшее его в собственность города Москвы, получает преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды этого здания, строения, сооружения, а также преимущественное право на заключение договора аренды земельного участка, занимаемого указанным зданием, строением, сооружением и необходимого для его использования, с оплатой стоимости права на заключение договора аренды земельного участка. Статья 29. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к землепользованию при изменении фактического использования земельного участка, не связанном со строительством, реконструкцией градостроительного объекта 1. Любое изменение вида и параметров фактического использования земельного участка, не связанное со строительством, реконструкцией градостроительного объекта, допускается исключительно при условии соответствия этого изменения требованиям и ограничениям, содержащимся в акте разрешенного использования земельного участка. 2. Разработка акта разрешенного использования земельного участка при изменении его фактического использования, не связанном со строительством, реконструкцией градостроительного объекта, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по заявке и за счет средств лица, намеревающегося осуществить изменение фактического использования земельного участка. Статья 30. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к землепользованию при приватизации земельного участка, других расположенных на нем объектов недвижимости, оформлении иных прав на земельный участок без изменения его фактического использования 1. Приватизация земельного участка, других расположенных на нем объектов недвижимости, оформление иных прав на земельный участок без изменения его фактического использования осуществляются с формированием этого земельного участка в порядке, установленном федеральным законодательством, и оформлением акта разрешенного использования земельного участка. 2. Оформление акта разрешенного использования земельного участка при приватизации земельного участка, других расположенных на нем объектов недвижимости, оформлении иных прав на земельный участок без изменения его фактического использования осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по заявке и за счет средств приобретателя прав на земельный участок, другие расположенные на нем объекты недвижимости. 3. В договор купли-продажи приватизируемого земельного участка, других расположенных на нем объектов недвижимости, договор на предоставление иных прав на земельный участок вносится требование о реализации в согласованные сроки мероприятий по приведению фактического использования земельного участка в соответствие с разрешенным и сохранению и развитию действующих социально значимых производств, а также указание на недействительность перепрофилирования производств и земель без согласования с Правительством Москвы. Статья 31. Приведение фактического использования земельного участка в соответствие с требованиями и ограничениями к его использованию 1. Подтверждение соответствия либо несоответствия фактического использования (состояния) земельного участка, других расположенных на нем объектов недвижимости требованиям и ограничениям к использованию земельного участка осуществляется актом разрешенного использования земельного участка. Разработка акта разрешенного использования земельного участка осуществляется в этом случае по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, иного органа исполнительной власти города Москвы, органа местного самоуправления за счет средств бюджета города Москвы, бюджета муниципального образования в городе Москве либо по заявке и за счет средств собственника, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка. 2. В случае если фактическое использование земельного участка, не соответствующее требованиям и ограничениям к его использованию, опасно для жизни и здоровья населения города Москвы, способно причинить вред окружающей среде, объектам культурно-исторического наследия, Правительство Москвы принимает решение о необходимости и сроках приведения вида и параметров использования такого земельного участка в соответствие с требованиями и ограничениями к его использованию. 3. Изменение вида и параметров фактического использования земельного участка, не соответствующих требованиям и ограничениям к использованию земельного участка, допускается исключительно в направлении приведения фактического использования земельного участка в соответствие с требованиями и ограничениями к его использованию.
4. Для приведения фактического использования земельных участков в соответствие с требованиями и ограничениями к их использованию Правительство Москвы вправе в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы применять к собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам таких земельных участков следующие меры стимулирования и принуждения: а) меры стимулирования требуемых изменений фактического использования земельных участков: установление временных понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимое имущество; предоставление гарантий под поручительство города Москвы для исполнения обязательств перед третьими лицами; б) меры принуждения к требуемому изменению фактического использования земельных участков: установление повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимое имущество; установление обязательства по отношению к лицу, являющемуся собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка или расположенного на нем градостроительного объекта, осуществить меры по приведению использования такого земельного участка в соответствие с требованиями и ограничениями к его использованию. Статья 32. Резервирование земель для государственных нужд города Москвы 1. В городе Москве для государственных нужд города Москвы резервируются: а) земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами, пляжами и другими объектами, не подлежащими приватизации; б) территории, предназначенные для развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры города Москвы в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, другой градостроительной документацией; в) территории, относящиеся к природному комплексу города Москвы; г) земельные участки, занятые государственными и муниципальными унитарными предприятиями города Москвы, предназначенными к ликвидации; д) иные территории в городе Москве, в том числе изъятые в установленном порядке для государственных нужд города Москвы земельные участки, необходимые для реализации государственных целевых программ города Москвы, а также других мероприятий, являющихся городским государственным заказом. 2. Решение о резервировании земель для государственных нужд города Москвы принимается Правительством Москвы в виде акта резервирования земель для государственных нужд города Москвы. Форма акта резервирования земель для государственных нужд города Москвы устанавливается Правительством Москвы, если федеральным законом не установлено иное. 3. Формирование земельных участков и определение территорий, резервируемых для государственных нужд города Москвы, осуществляются за счет средств бюджета города Москвы. Глава 5. Охрана земель города Москвы Статья 33. Цели и задачи охраны земель города Москвы 1. Охрана земель города Москвы как одного из важнейших природных ресурсов и объектов окружающей природной среды, основы осуществления хозяйственной и иных видов деятельности осуществляется в соответствии с целями и задачами, установленными земельным и природоохранным законодательством. 2. Использование земель города Москвы должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение природного, рекреационного и историко-культурного потенциала соответствующих территорий, способность этих земель быть основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. 3. Целями охраны земель города Москвы являются: а) обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду; б) предотвращение загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; в) предотвращение развития природных процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель (карстовые явления, подтопление, оползневые явления); г) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся негативному (вредному) воздействию хозяйственной деятельности и природных процессов; д) обеспечение установленного режима использования земель особо охраняемых территорий города Москвы; е) предотвращение загрязнения окружающей среды в результате ведения хозяйственной и иной деятельности на земельных участках. Статья 34. Обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по охране земель города Москвы Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: а) проводить мероприятия, в том числе с привлечением специализированных организаций, по предотвращению и ликвидации радиоактивного и химического загрязнения, захламления земельных участков, другого негативного воздействия хозяйственной деятельности; б) проводить мероприятия по предотвращению порчи земель и развития природных процессов, оказывающих негативное влияние на состояние земельных участков; в) обеспечивать установленный режим использования земель особо охраняемых территорий города Москвы; г) осуществлять другие мероприятия по охране земель, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 35. Мероприятия по охране земель города Москвы В целях охраны земель города Москвы разрабатываются, утверждаются и реализуются за счет средств бюджета города Москвы государственные городские целевые программы охраны отдельных видов земель города Москвы, в том числе земель особо охраняемых территорий города Москвы, предусматривающие общегородские мероприятия по предотвращению и ликвидации радиоактивного и химического загрязнения земель, другого негативного воздействия хозяйственной деятельности на земли города Москвы, предотвращению воздействия на земли города Москвы негативных природных процессов, мероприятия, направленные на поддержание в надлежащем состоянии и сохранение земель особо охраняемых территорий города Москвы, другие мероприятия по охране земель города Москвы. Глава 6. Контроль за использованием и охраной земель города Москвы. Ответственность за нарушение установленного порядка использования и охраны земель города Москвы Статья 36. Осуществление контроля за использованием и охраной земель, соблюдением требований к землепользованию и застройке в городе Москве 1. Контроль за использованием и охраной земель города Москвы осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы, органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы, органы территориального общественного самоуправления, общественные организации (объединения), граждане. 2. Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 3. Контроль за соблюдением градостроительных требований к землепользованию в городе Москве осуществляет уполномоченный орган Правительства Москвы. 4. Основными задачами, выполняемыми органами контроля за использованием и охраной земель, соблюдением градостроительных требований к землепользованию в городе Москве, являются: а) контроль за соблюдением требований и ограничений к использованию земельных участков в городе Москве; б) контроль за соблюдением сроков строительства на земельных участках; в) выявление оснований для принудительного прекращения прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования; г) пресечение самовольного занятия земель в городе Москве; д) пресечение захламления земельных участков; е) выявление и пресечение фактов радиоактивного и химического загрязнения, уничтожения плодородного слоя, порчи, других видов негативного изменения качественного состояния земельных участков по причине их ненадлежащего использования; ж) обеспечение возмещения убытков, причиненных городу Москве в результате противоправных действий землепользователей. 5. По факту выявленного административного правонарушения должностные лица уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель города Москвы, составляют протокол об административном правонарушении и выдают нарушителю обязательное для исполнения предписание по устранению правонарушения. Статья 37. Орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях в области землепользования и застройки в городе Москве 1. Дела об административных правонарушениях в области землепользования и застройки в городе Москве рассматривает административная комиссия, создаваемая при уполномоченном органе исполнительной власти города Москвы. 2. Положение об административной комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области землепользования и застройки в городе Москве утверждается Правительством Москвы. Статья 38. Самовольное перемещение межевых знаков Самовольное перемещение межевых знаков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Статья 39. Воспрепятствование законному пользованию земельным участком Воспрепятствование законному пользованию земельным участком влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 40. Самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования Самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 41. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до семи минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 42. Длительное неосвоение земельного участка 1. Неосвоение земельного участка более трех лет или в сроки, установленные договором аренды земельного участка, находящегося в пределах Камер-коллежского вала, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. 2. Неосвоение земельного участка более трех лет или в сроки, установленные договором аренды земельного участка, кроме земель, указанных в части 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 43. Превышение сроков строительства 1. Превышение заказчиками (инвесторами), собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков установленных сроков строительства на земельном участке, находящемся в пределах Камер-коллежского вала, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. 2. Превышение заказчиками (инвесторами), собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков установленных сроков строительства на земельном участке, кроме земель, указанных в части 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 44. Превышение сроков проектирования Превышение заказчиками (инвесторами), собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков установленных сроков проектирования объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 45. Захламление земельных участков 1. Захламление земельных участков, находящихся в пределах Камер- коллежского вала, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. 2. Захламление земельных участков, кроме земель, указанных в части 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Статья 46. Действия, повлекшие за собой самовольное занятие земель Действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Глава 7. Переходные и заключительные положения Статья 47. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования. Статья 48. Приведение правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим Законом и их применение 1. Правовые акты органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, их должностных лиц приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу. 2. Принятые до вступления в силу настоящего Закона правовые акты города Москвы применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 14 мая 2003 года № 27
- Закон города Москвы № 24 от 7 июня 2006 года
- О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 мая 2003 года № 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве» и Закон города Москвы от 16 июля 1997 года № 34 «Об основах платного землепользования в городе Москве»
- Закон города Москвы № 24 от 14 апреля 2004 года
- О внесении изменения и дополнения в статьи 2 и 32 Закона города Москвы от 14 мая 2003 года № 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве»