В целях определения долгосрочных приоритетов развития системы
библиотечно-информационного обслуживания населения, расширения ви-
дов библиотечных учреждений и форм их деятельности, улучшения ка-
чества библиотечных фондов, повышения профессионального уровня ра-
ботников библиотек Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития библиотечного обслуживания на-
селения города Москвы на период до 2015 года (далее - Концепция)
согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Определить в качестве приоритетных целей реализации Кон-
цепции:
- создание Московского филиала Президентской библиотеки имени
Б.Н.Ельцина, организацию взаимодействия данного филиала с библио-
теками города;
- создание полноценной структуры библиотек в соответствии с
действующими градостроительными нормативами и схемой развития и
размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020
года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 ок-
тября 2006 г. N 839-ПП, предусматривающей строительство не менее
30 новых многофункциональных культурных центров районного уровня,
включающих библиотечно-информационные комплексы;
- поэтапную модернизацию всех библиотек, предусматривающую
компьютеризацию не менее 3 000 рабочих мест специалистов и пользо-
вателей, подключение локальных библиотечных сетей к корпоративной
информационной системе, перевод каталогов на электронные носители,
обеспечение доступа в Интернет;
- повышение качества фондов библиотек на основе электронной
каталогизации, увеличения объема поступлений, в том числе изданий
на электронных носителях, а также улучшения характеристик обновля-
емости фондов;
- создание в ходе мероприятий по модернизации на базе дейс-
твующих библиотек молодежных интеллект-центров и библиотек семей-
ного чтения как многофункциональных интеллектуальных, информацион-
ных и культурно-досуговых центров;
- обеспечение бесплатного доступа пользователей библиотек к
фондам и базам данных на электронных носителях, требующих исполь-
зования корпоративной информационной сети и Интернета, к социально
значимым информационным ресурсам, в том числе к Системе городских
порталов для информирования населения о деятельности органов госу-
дарственной власти и органов местного самоуправления в городе
Москве;
- реализацию общегородских проектов по оказанию библиотеками
новых информационных услуг на основе единого электронного каталога
московских библиотек, внедрения единого электронного читательского
билета на базе социальной карты москвича, организации специализи-
рованной экспедиторской службы доставки документов из фондов биб-
лиотек;
- организацию системы непрерывной переподготовки кадров для
библиотек города;
- обеспечение формирования и использования информационных ре-
сурсов города Москвы в рамках библиотечно-информационной базы и
автоматизированной системы Центра мониторинга и управления систе-
мой центров общественного доступа города Москвы;
- создание на базе библиотек технических систем и услуг для
обслуживания инвалидов, маломобильных категорий населения и детей
с отставанием в развитии.
3. Органам исполнительной власти города Москвы учитывать по-
ложения Концепции при разработке проектов законодательных и иных
правовых актов, для актуализации утвержденных градостроительных
планов развития территорий административных округов и районов го-
рода Москвы, проектов планировки территории города, программ соци-
ально-экономического развития административных округов и районов в
части развития сферы культуры на период до 2015 года.
4. Департаменту культуры города Москвы:
4.1. До 1 октября 2008 г.:
4.1.1. Разработать план мероприятий по реализации Концепции
на период до 2015 года на основе основных показателей Городской
целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" и
для учета при формировании новых городских целевых программ.
4.1.2. При разработке плана мероприятий (п.4.1.1) предусмот-
реть создание на базе публичных библиотек города молодежных интел-
лект-центров и семейных библиотек как многофункциональных интел-
лектуальных, информационных и культурно-досуговых центров.
4.1.3. Осуществить на основе принципов и задач Концепции ме-
роприятия по мониторингу законодательных и других правовых актов,
регулирующих деятельность библиотек, и в рамках своей компетенции
в установленном порядке внести предложения по их актуализации.
4.2. В течение 2008 года:
4.2.1. Совместно с префектурами административных округов го-
рода Москвы провести детальный анализ обеспеченности населения ра-
йонов города Москвы библиотечным обслуживанием, оказать содействие
учреждениям культуры в создании филиалов централизованных библио-
течных систем на основе опыта их организации в Центральном и За-
падном административных округах города Москвы.
4.2.2. На основании проведенного анализа (п.4.2.1) совмест-
но с Департаментом имущества города Москвы определить в районах с
наиболее низким уровнем обеспеченности населения библиотечным обс-
луживанием перечень нежилых помещений с целью организации на их
базе библиотечно-информационных центров.
4.3. Разработать и утвердить в установленном порядке техноло-
гическое задание на создание объекта культуры модульного типа из
быстровозводимых конструкций, включающего библиотечно-информацион-
ный комплекс.
5. Москомархитектуре:
5.1. Выполнить в 2008 году разработку проекта учреждения
культуры модульного типа из быстровозводимых конструкций, включаю-
щего библиотечно-информационный комплекс, на основе утвержденного
Департаментом культуры города Москвы технологического задания
(п.4.3).
5.2. При разработке проектов планировок районов города в при-
оритетном порядке включать в составы проектов объекты культуры на
территории города Москвы - библиотеки, учреждения клубного типа,
дополнительного образования детей, многофункциональные культурные
центры модульного типа - в соответствии со схемой развития и раз-
мещения объектов культуры на территории города Москвы на период до
2020 года.
5.3. В соответствии со схемой развития и размещения объектов
культуры на территории города Москвы на период до 2020 года опре-
делить 30 земельных участков для строительства объектов культуры
модульного типа, включающих библиотечно-информационные комплексы.
5.4. При проектировании, строительстве и реконструкции учреж-
дений культуры обеспечить выполнение требований действующего зако-
нодательства, норм и правил по обеспечению их доступности для ин-
валидов и других маломобильных категорий граждан.
6. Управлению информатизации города Москвы совместно с Депар-
таментом культуры города Москвы предусмотреть создание в установ-
ленном порядке библиотечно-информационной системы "Библиогород" и
межведомственного библиотечного портала в качестве единой точки
доступа к библиотечным информационным ресурсам и услугам с исполь-
зованием единого электронного читательского билета.
7. Департаменту культуры города Москвы совместно с Департа-
ментом социальной защиты населения города Москвы:
7.1. В течение 2008 года организовать взаимодействие учрежде-
ний социального обслуживания населения с публичными библиотеками
для оказания услуг библиотечного профиля, включая надомное обслу-
живание, для маломобильных категорий населения.
7.2. При формировании плана мероприятий (п.4.1.1) и отрасле-
вых целевых программ в сфере культуры и искусства включать в них
мероприятия по созданию необходимых условий доступности зданий и
помещений библиотек, оказанию услуг для инвалидов и других маломо-
бильных категорий граждан.
8. Департаменту культуры города Москвы, Департаменту образо-
вания города Москвы в целях организации взаимодействия публичных
библиотек с общеобразовательными школами и учреждениями дополни-
тельного образования, направленного на нравственное и художествен-
но-эстетическое воспитание детей, пропаганду и поддержку чтения:
8.1. До 1 сентября 2008 г. разработать планы мероприятий об-
разовательных учреждений и публичных библиотек, направленные на
поддержку деятельности школьных библиотек.
8.2. Организовать методическое обеспечение взаимодействия
публичных библиотек города Москвы с детскими образовательными уч-
реждениями.
9. Комитету общественных связей города Москвы оказывать под-
держку в популяризации профессии и повышении профессионального
мастерства библиотечных работников в рамках программы "Московские
мастера".
10. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы
оказывать организационное содействие в размещении социальной рек-
ламы (социально значимой городской рекламы) проводимых библиотека-
ми мероприятий в соответствии с правовыми актами города Москвы.
11. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации города Москвы:
11.1. Представить в установленном порядке предложения по
включению в состав Московского городского совета книгоиздания
представителей публичных и школьных библиотек города Москвы.
11.2. Совместно с Департаментом культуры города Москвы форми-
ровать книжные фонды для оказания помощи в комплектовании публич-
ных библиотек городов и регионов Российской Федерации на основе
двухсторонних соглашений в области гуманитарного сотрудничества.
12. Департаменту культуры города Москвы обеспечить финансиро-
вание расходов, связанных с изготовлением, монтажом и демонтажом
социальной рекламы (социально значимой городской рекламы) проводи-
мых мероприятий, в соответствии с пунктом 4.1 распоряжения Прави-
тельства Москвы от 4 декабря 2006 г. N 2499-РП "О распространении
социальной рекламы и социально значимой городской рекламы в городе
Москве".
13. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы
совместно с префектурами административных округов города Москвы
оказать содействие библиотекам в организации стационарных объек-
тов, временных точек общественного питания и торговли, расположен-
ных на их площадях, для обслуживания посетителей.
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в
IV квартале 2008 г.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 22 апреля 2008 г. N 318-ПП
Концепция развития библиотечного
обслуживания населения города Москвы
на период до 2015 года
В Российской Федерации библиотеки являются ключевым звеном в
создании единого информационного и культурного пространства страны
и реализации конституционных прав граждан на информацию и доступ к
культурным ценностям.
Идеология идущих в стране преобразований подразумевает пере-
ход к экономике знаний, построению информационного общества. В
этой ситуации роль библиотек как информационных центров и центров
культурной жизни становится все более актуальной.
Концепция развития библиотечного обслуживания населения горо-
да Москвы направлена на реализацию одного из приоритетных направ-
лений развития отечественной культуры, решение задач, поставленных
в 2007 году в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина
Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором отмечается:
"В нашей стране была выстроена в свое время уникальная библиотеч-
ная система, равной которой не было в мире. Однако за долгие годы
недофинансирования, она, надо признать, пришла в упадок. Необходи-
мо на новой, современной основе возродить в стране библиотечное
дело".
Концепция предполагает организацию целенаправленной деятель-
ности органов государственной власти и общественных структур горо-
да по созданию эффективной системы формирования, сохранения и пре-
доставления пользователям библиотечно-информационных ресурсов и
услуг на основе единого системного подхода в рамках нормативных
правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
Настоящая Концепция учитывает многоаспектные потребности
Москвы как крупнейшего научного и культурного центра страны и яв-
ляется неотъемлемой частью городской социально-экономической поли-
тики.
В настоящее время, наряду с развитой системой публичных биб-
лиотек города, в Москве функционируют библиотечные учреждения фе-
дерального и ведомственного подчинения, в том числе: 8 федеральных
библиотек, 10 отраслевых научных библиотек, относящихся к различ-
ным органам государственной власти и ведомствам, более 90 библио-
тек высших учебных заведений, свыше 2 000 библиотек средних школ,
колледжей и других средних специальных образовательных учреждений;
ряд библиотек профсоюзных организаций, иных общественных объедине-
ний, творческих союзов.
Суммарные информационные ресурсы ведомственных и государс-
твенных библиотек Москвы насчитывают, по экспертным оценкам, более
200 млн.единиц хранения.
При этом основной объем услуг населению города оказывают биб-
лиотеки системы Департамента культуры города Москвы. В настоящее
время библиотечное обслуживание населения Москвы осуществляют 440
публичных библиотек, в число которых входят 5 городских библиотек,
36 централизованных библиотечных систем (ЦБС) и 12 самостоятельных
библиотек.
Общий книжный и документальный фонд библиотек города насчиты-
вает более 26,6 млн.книг и других изданий, в том числе документов
на магнитных и электронных носителях. Число зарегистрированных
(постоянных) пользователей составляет 2 514,0 тысяч человек, в те-
чение года библиотеки города посещают не менее 17 500,0 тысяч
пользователей.
В ходе модернизации библиотек города создано 175 информацион-
ных интеллект-центров, оборудовано 3,9 тысячи компьютеризированных
рабочих мест, все централизованные библиотечные системы подключены
к корпоративной информационной системе на основе оптоволоконной
связи, имеют каталоги на электронных носителях, доступ в Интернет.
На базе библиотек города с использованием современного обору-
дования создано 50 информационных центров, в основном правовой,
окружной и муниципальной направленности, 16 центров видео-конфе-
ренц-связи, организовано более 150 различных форм обучения, в том
числе дистанционного, более 120 клубов и объединений, студий
компьютерной графики и вэб-дизайна. Ряд библиотек, особенно в но-
вых районах, играют роль многофункциональных культурных центров.
При этом система государственных библиотек города еще не в
полной мере соответствует потребностям жителей в образовательной и
культурной деятельности, информационном обеспечении. Неудовлетво-
рительное техническое состояние большого числа публичных библиотек
не способствуют полноценному выполнению их социального предназна-
чения как общедоступных центров культуры, информации, эстетическо-
го и нравственного воспитания детей и молодежи.
На одну библиотеку в Москве приходится более 22 тысяч жите-
лей, на одного библиотечного работника - в среднем до 6 тысяч по-
сетителей и участников библиотечных формирований.
В 19 районах Москвы библиотеки размещаются в помещениях квар-
тирного типа или в приспособленных помещениях на условиях аренды,
не имеют необходимых условий для обработки и хранения фондов, чи-
тальных залов, информационных центров. Значительная часть библио-
тек не оборудована компьютерами и современными средствами телеком-
муникаций.
Здания и помещения библиотек недостаточно оснащены системами
охраны и современным оборудованием для обслуживания инвалидов и
других маломобильных категорий населения.
Эффективному использованию ресурсов и качественному оказанию
информационных услуг мешает ведомственная разобщенность библиотек,
слабое взаимоиспользование библиотечных фондов.
Использование современных компьютерных технологий и телеком-
муникационных систем предъявляет новые требования к подготовке и
переподготовке кадров.
Современная городская политика в области библиотечного обслу-
живания призвана устранить сложившееся в настоящее время противо-
речие между обособленной работой библиотек и потребностями населе-
ния, создать возможности и условия для доступа к услугам и ресур-
сам библиотек по месту работы, отдыха и проживания горожан.
Концепция обеспечивает реализацию межведомственной политики,
ставящую в центр внимания социальную направленность библиотечного
обслуживания, предоставляемого населению в пределах шаговой дос-
тупности, и создание единого информационного пространства города.
Стратегическая цель инновационной библиотечной политики
Важнейшей линией городской политики является установка Прави-
тельства Москвы на возрастание капиталоемкости Москвы за счет уве-
личения доли интеллектуальной собственности, интеллектуального
труда в объеме производства.
Следовательно, стратегическим направлением библиотечной поли-
тики должно стать создание условий для самообразования, креативной
деятельности различных категорий населения, развитие творческой
индустрии, инновационных культурных программ, информационного
обеспечения художественно-творческой деятельности. Путь к этому -
создание единого информационного пространства, а приоритетными за-
дачами библиотек на долгосрочную перспективу являются:
- сохранение и актуализация культурного наследия народов Рос-
сии;
- организация межкультурных и общественных коммуникаций;
- поддержка самообразования личности;
- формирование социального заказа издателям;
- воспитание гармоничного сочетания патриотизма и толерант-
ности.
Инструментом для решения этих задач явится обеспечение досту-
па каждого жителя Москвы к максимально полному комплексу услуг
библиотек на базе мощной компьютерной библиотечно-информационной
системы "Библиогород".
Она должна быть построена таким образом, чтобы раскрывать и
предоставлять пользователям книжные фонды и электронные ресурсы
всех публичных библиотек города во взаимодействии с федеральными и
специальными библиотеками различных ведомств, а также путем уда-
ленного доступа к региональным и мировым ресурсам.
Намеченное в Концепции развитие городских библиотек как ин-
тегрированной системы позволит решить задачу создания межведомс-
твенного библиотечного портала в качестве единой точки доступа к
библиотечно-информационным услугам. При этом будет предусмотрено
также взаимодействие "Библиогорода" с создаваемой на федеральном
уровне Президентской библиотекой им.Б.Н.Ельцина.
Основными принципами и приоритетными направлениями городской
политики организации библиотечного обслуживания населения Москвы
до 2015 года являются:
1. Актуализация фондов.
2. Доступность библиотечных ресурсов и услуг.
3. Удовлетворение избирательных запросов жителей.
4. Профессиональная корпоративность библиотечной системы,
поддержка системы школьных библиотек.
5. Непрерывность модернизации библиотек.
6. Повышение кадрового потенциала.
7. Специализация библиотек в условиях интегрированной систе-
мы.
8. Стандартизация качества библиотечного обслуживания населе-
ния.
9. Государственная поддержка социальных норм доступности биб-
лиотечных услуг.
1. Актуализация фондов
В настоящее время наиболее актуальной проблемой для библиотек
остается вопрос комплектования книжных фондов. Состояние фондов
обеспечивает социальные гарантии населения на доступ к информации.
Полноценное и качественное обслуживание населения предполага-
ет наличие в фондах публичных библиотек достаточного количества
современной периодики и книжной продукции центральных и местных
издательств, в том числе медиапродукции на электронных носителях.
Концепция направлена на решение основных проблем формирования
фондов - недостаточного числа современных изданий и низких харак-
теристик обновляемости фондов.
В библиотеках городской системы 26,6 млн.единиц хранения.
Вместе с фондом федеральных библиотек книгообеспеченность на одно-
го жителя составляет один из самых высоких показателей в стране -
27 книг на человека.
Прирост фондов составляет: по печатным изданиям - 1 процент в
год, что обусловлено ростом цен на книги и периодические издания;
по аудиовизуальным изданиям - 9 процентов в год, по электронным -
55,4 процентов в год (данные 2007 года).
Прирост цифровых изданий не может в полной мере решить проб-
лему "старения" фондов. Один из основных показателей качества фон-
дов - уровень обновляемости - составляет (по данным 2007 года) 3
процента при норме 8-10 процентов в год.
Для повышения качества фондов предполагается осуществить
комплекс мероприятий.
В 2008-2009 гг. планируется создать сводный электронный ката-
лог и начать формирование городской электронной библиотеки. Элект-
ронная каталогизация обеспечит скоординированные действия библио-
тек, обслуживающих одни и те же категории читателей, позволит про-
вести оптимизацию фондов.
Необходимым условием качественного комплектования библиотек
является создание системы информирования библиотек о книжном рын-
ке.
Наряду с этим, в рамках Городской целевой комплексной прог-
раммы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" к 2010 году планируется
вдвое увеличить объем финансовых средств, направляемых на комплек-
тование библиотек. Для более рационального использования этих
средств на базе Государственного учреждения культуры города Москвы
"Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А.Некрасова"
(ЦУНБ им.Н.А.Некрасова) создан Репозитарный центр московских биб-
лиотек. На его техническое переоснащение в 2008-2010 гг. выделено
27 млн.рублей.
На решение задачи пополнения фонда печатных изданий также
планируется ориентировать издательскую программу Правительства
Москвы, направляя большую часть изданий в публичные и школьные
библиотеки.
Комплекс этих мероприятий, наряду с другими направлениями ра-
боты, предусмотренными Концепцией, к 2015 году позволит значитель-
но обновить фонды библиотек города, повысить характеристики его
обновляемости и, как результат, в полтора-два раза увеличить число
пользователей наших библиотек.
2. Доступность библиотечных ресурсов и услуг
Реализация данного принципа - это обеспечение бесплатного
пользования библиотечными фондами и определенного законодательст-
вом комплекса информационных услуг. Важнейшей задачей реализации
концепции является обеспечение для пользователей публичных библио-
тек бесплатного доступа к электронным каталогам, базам данных, ар-
хивам, иным ресурсам, составляющим общественное достояние.
В целях обеспечения всеобщей доступности библиотечных ресур-
сов и услуг необходимо развить и глубоко структурировать сеть биб-
лиотек столицы. Она должна представлять собой открытую информаци-
онную систему, которая взаимодействует с другими информационными
ресурсами России и мира.
При этом стратегическая задача - обеспечение в каждом районе
деятельности общедоступных библиотек, библиотечных центров, библи-
отек-читален и нестационарных пунктов обслуживания населения раз-
личных типов и масштабов мощности.
Приоритетной задачей является обеспечение шаговой доступности
библиотек.
В целом по городу жители 64 районов ниже среднего городского
уровня обеспечены услугами библиотек. Острее их недостаток и дефи-
цит услуг испытывается в новых жилых районах, отдаленных от центра
города.
Концепция предлагает решение задачи шаговой обеспеченности
населения библиотечным обслуживанием по двум направлениям.
Первое - это создание широкой сети учреждений нового вида -
библиотечно-информационных центров.
Центр - это подразделение библиотеки, которое позволит поль-
зователям в шаговой доступности получать консультации, с помощью
электронного каталога выяснить нахождение издания, заказать и по-
лучить его через службу доставки или в любой библиотеке города.
Мониторинг обеспеченности, проведенный управлениями культуры
административных округов совместно с управами районов города Моск-
вы, показывает потребность в создании 127 подобных объектов в 75
районах города.
За счет создания центров в жилых районах в течение 2008-2009
гг. число пользователей уже действующих библиотек может быть уве-
личено на 30-40 процентов.
Дальнейшее развитие получат так называемые нестационарные
формы библиотечного обслуживания населения.
В настоящее время действует 167 таких библиотечных пунктов,
расположенных в основном в социальных учреждениях города. До 2010
года планируется удвоить число нестационарных библиотечных пунк-
тов, в том числе передвижных.
Другое направление реализации задачи обеспечения доступности
библиотек - строительство новых библиотек.
Их создание связано со строительством в районах города объек-
тов культуры так называемого "модульного типа", что позволит раци-
онально использовать бюджетные средства.
В зависимости от состава населения и по согласованию с мест-
ными органами власти они будут включать, наряду с библиотечно-ин-
формационным центром, детскую художественную студию или музыкаль-
ную школу, клубную или театральную часть со зрительным и выставоч-
ным залами.
По результатам мониторинга в городе требуется строительство
новых объектов культуры в 26 районах. При этом наиболее острая си-
туация сложилась в 15.
Создание подобных объектов предусмотрено схемой развития и
размещения объектов культуры на территории города Москвы на период
до 2020 года.
Реализация проекта создания новых библиотек, библиотечно-ин-
формационных центров и нестационарных систем позволит максимально
решить проблему доступности библиотек. Предстоит обеспечить дос-
тупность для инвалидов любых категорий, в том числе для инвали-
дов-колясочников, учитывать эти вопросы при проектировании, строи-
тельстве и реконструкции объектов учреждений культуры.
Таким образом, основными мерами достижения доступности явля-
ются:
- равномерное размещение сети библиотек в административных
округах города;
- обеспечение планомерного текущего комплектования библиотеч-
ных фондов в объеме около 10% к имеющемуся фонду;
- создание Сводного каталога библиотек Москвы (СКБМ) как ре-
гиональной части Сводного каталога библиотек России (СКБР);
- техническое оснащение библиотек современным реабилитацион-
ным оборудованием для обслуживания инвалидов любых категорий и
других маломобильных граждан.
3. Удовлетворение избирательных запросов жителей
Многонациональный состав населения Москвы, наличие в столице
огромного числа ученых, специалистов, студенчества и представите-
лей различных субкультур обязывает предусмотреть адресное удовлет-
ворение групповых и сугубо индивидуальных информационных и куль-
турных потребностей. Система "Библиогород" должна отвечать не
только на массовые запросы, но и требования повышенной сложности
студентов, аспирантов, специалистов различных отраслей, работников
искусства и культуры, лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Соблюдение этого принципа означает, что первоочередное внима-
ние будет уделяться оснащению библиотек информационными коммуника-
ционными технологиями, которые обеспечат оперативное выполнение
заказов на издания как массового, так и специального характера,
получение справок по любым аналитическим и фактографическим вопро-
сам.
В 2007 году реализован этап создания компьютерных коммуника-
ций. Далее необходимо решение следующих задач:
- создание электронных каталогов во всех ЦБС и отдельных биб-
лиотеках;
- подключение центральных библиотек к одноразовой библиогра-
фической обработке текущих поступлений литературы на базе СКБМ;
- создание аналитической базы данных статей из сериальных из-
даний;
- ретроконверсия карточных каталогов в электронный формат,
загрузка данных в СКБМ;
- создание и поддержка централизованного электронного депози-
тария (архива) полнотекстовых данных;
- разработка и осуществление виртуальной справочной службы
библиотек столицы.
На следующем этапе в целях эффективного библиотечного обслу-
живания москвичей будет сформирована единая информационная система
библиотек, исключающая ведомственные и иные барьеры, и обеспечена
скоординированная техническая политика, планирование и развитие
компьютерно-технической инфраструктуры.
Для этого будут реализованы следующие проекты и мероприятия:
- создание межбиблиотечного телекоммуникационного центра;
- ведение мониторинга комплектования и использования библио-
течного фонда в информационно-координационном центре, работающем в
кооперации с издающими организациями;
- координация формирования распределенных ресурсов библиотек;
- создание учебно-технического центра, обеспечивающего кадро-
вую и техническую поддержку компьютерной системы "Библиогород";
- организация библиотечного обслуживания на основе системы
взаимодополняющих друг друга модулей - от центральных библиотек до
локальных филиалов, пунктов нестационарного обслуживания.
Важнейшей задачей реализации этих проектов является разработ-
ка типового проекта библиотеки в составе быстровозводимых модуль-
ных зданий, в которых могли бы размещаться: компактная библиотека
(на 10-15 тыс.томов), имеющая выход в Интернет, компьютерный
класс, читальный или конференц-зал. Новые объекты культуры модуль-
ного типа должны быть размещены в районах с наименьшей обеспечен-
ностью услугами культурного профиля.
4. Профессиональная корпоративность библиотечной системы,
поддержка системы школьных библиотек
Новым приоритетным принципом городской политики должно стать
корпоративное профессиональное взаимодействие библиотек всех ти-
пов. Эти процессы будут стимулироваться различными формами госу-
дарственной поддержки профессиональных объединений (ассоциаций,
корпоративных проектов и т.п.), последовательными правовыми и ор-
ганизационно-экономическими решениями.
В первую очередь на основе результатов мониторинга будут под-
готовлены и представлены на утверждение проекты основных норматив-
ных документов по библиотечному обслуживанию в Москве, в том чис-
ле:
- модельные правила пользования публичной библиотекой;
- положение о корпоративной библиотечной компьютерной сети
города Москвы "Библиогород";
- положение о системе библиотечного обслуживания на основе
единого читательского билета;
- положение о корпоративной виртуальной справочной службе
города Москвы.
Главным экономическим стимулом к укреплению корпоративного
взаимодействия должно стать приоритетное финансирование программ и
проектов, предусматривающих координацию и кооперацию в предостав-
лении библиотечных услуг и развитии ресурсов.
Центральная задача развития корпоративного взаимодействия -
поддержка деятельности школьных библиотек.
Школьная библиотека для большинства детей является первой
библиотекой в их жизни. Именно школьные библиотеки создают читате-
лей для всех остальных типов библиотек. Поэтому система школьных
библиотек должна стать сильным звеном всей библиотечной системы
города.
Концепция направлена на расширение взаимодействия публичных и
школьных библиотек. Из 440 действующих в городе публичных библио-
тек 168 целенаправленно работают с детской аудиторией. Каждый тре-
тий пользователь библиотек города - ребенок. Из 26,6 млн.единиц
хранения совокупного фонда публичных библиотек Москвы 7,7 млн. -
детские издания.
Концепция решает задачу поддержки деятельности школьных биб-
лиотек в плане оказания помощи в комплектовании книжных фондов,
организации совместных программ, методическом обеспечении их рабо-
ты.
Наряду с этим новые возможности в организации взаимодействия
с библиотеками образовательных учреждений создаст совместное ис-
пользование Единого электронного каталога и Московской городской
электронной библиотеки в режиме удаленного доступа; создание биб-
лиотечно-информационных центров детской (юношеской) библиотеки или
нестационарного библиотечного пункта на базе школьной библиотеки.
Меры государственной поддержки будут направлены на создание
электронных баз данных по различным предметам и направлениям учеб-
но-воспитательной работы общеобразовательных школ, а также под-
держку издательской деятельности Правительства Москвы для комплек-
тования школьных библиотек необходимыми изданиями.
5. Непрерывность модернизации библиотек
Действующая сеть библиотек является основой в создании едино-
го информационного и культурного пространства города, обеспечиваю-
щего реализацию конституционных прав и социальных гарантий на ин-
формацию и доступ к культурным ценностям на основе новых информа-
ционных технологий.
Будущее библиотечной системы зависит от развития информацион-
но-коммуникационной системы.
В ходе модернизации в библиотеках города установлено около
4,5 тысяч автоматизированных рабочих мест, что составляет десятую
часть всех компьютерных систем российских библиотек.
85 процентов библиотек обеспечены копировально-множительной
техникой. 50 процентов имеют доступ в Интернет. В каждой четвертой
созданы электронные каталоги. В 15 используются электронные чита-
тельские билеты.
Этот крупный технический комплекс дает возможность на качест-
венно новом уровне обеспечивать запросы более 2,5 млн.постоянных
читателей библиотек, обрабатывать за год более 18 млн.заявок и
запросов индивидуальных и корпоративных пользователей как Москвы,
так и других регионов и городов России.
Частичное внедрение информационных коммуникационных техноло-
гий в библиотечное обслуживание населения является базовым, первым
этапом реализации Концепции.
В ходе реализации Концепции должна быть обеспечена поэтапная
интеграция учреждений культуры и их ресурсов в целостную систему
"Библиогород", постоянное совершенствование технического и техно-
логического оснащения библиотек, ассортимента и качества библио-
течных услуг. Приоритетными целями реализации Концепции по модер-
низации технологий обслуживания пользователей являются:
- создание Московского филиала Президентской библиотеки имени
Б.Н.Ельцина, организация взаимодействия данного филиала с библио-
теками города;
- поэтапная модернизация всех библиотек, полная компьютериза-
ция деятельности библиотек, подключение локальных библиотечных се-
тей к корпоративной информационной системе, перевод каталогов на
электронные носители, обеспечение доступа в Интернет;
- обеспечение бесплатного доступа пользователей библиотек к
фондам и базам данных на электронных носителях, требующих исполь-
зования корпоративной информационной сети и Интернета, к социально
значимым информационным ресурсам, в том числе к Системе городских
порталов для информирования населения о деятельности органов госу-
дарственной власти и органов местного самоуправления в городе
Москве;
- реализация общегородских проектов по оказанию библиотеками
новых информационных услуг на основе единого электронного каталога
московских библиотек, внедрения единого электронного читательского
билета на базе социальной карты москвича, организации специализи-
рованной службы доставки документов из фондов библиотек;
- обеспечение формирования и использования информационных ре-
сурсов города Москвы в рамках библиотечно-информационной базы и
автоматизированной системы Центра мониторинга и управления систе-
мой центров общественного доступа города Москвы.
6. Повышение кадрового потенциала
Решение задач по инновационному развитию библиотек как инфор-
мационно-аналитических и многофункциональных досуговых центров в
первую очередь зависит от кадрового обеспечения и профессиональной
готовности библиотекарей осуществить коренную модернизацию отрас-
ли.
За последние годы Правительством Москвы был обеспечен опере-
жающий рост заработной платы работников библиотек. В период с 2005
по 2007 год средняя зарплата увеличилась на 57 процентов и в 2007
году составила 14 500 рублей.
Это положительно отрази