Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 318-ПП от 22 апреля 2008 года

О Концепции развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года

     В целях определения долгосрочных приоритетов развития системы
библиотечно-информационного обслуживания населения, расширения ви-
дов библиотечных учреждений и форм их деятельности,  улучшения ка-
чества библиотечных фондов, повышения профессионального уровня ра-
ботников библиотек Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить Концепцию развития библиотечного обслуживания на-
селения  города  Москвы на период до 2015 года (далее - Концепция)
согласно приложению к настоящему постановлению.
     2. Определить  в  качестве приоритетных целей реализации Кон-
цепции:
     - создание Московского филиала Президентской библиотеки имени
Б.Н.Ельцина, организацию  взаимодействия данного филиала с библио-
теками города;
     - создание полноценной структуры библиотек в  соответствии  с
действующими  градостроительными  нормативами  и схемой развития и
размещения объектов культуры на территории города Москвы  до  2020
года,  утвержденной  постановлением Правительства Москвы от 24 ок-
тября 2006 г.  N 839-ПП,  предусматривающей строительство не менее
30  новых многофункциональных культурных центров районного уровня,
включающих библиотечно-информационные комплексы;
     - поэтапную  модернизацию  всех библиотек,  предусматривающую
компьютеризацию не менее 3 000 рабочих мест специалистов и пользо-
вателей,  подключение локальных библиотечных сетей к корпоративной
информационной системе, перевод каталогов на электронные носители,
обеспечение доступа в Интернет;
     - повышение  качества  фондов библиотек на основе электронной
каталогизации,  увеличения объема поступлений, в том числе изданий
на электронных носителях, а также улучшения характеристик обновля-
емости фондов;
     - создание  в  ходе мероприятий по модернизации на базе дейс-
твующих библиотек молодежных интеллект-центров и библиотек  семей-
ного чтения как многофункциональных интеллектуальных, информацион-
ных и культурно-досуговых центров;
     - обеспечение  бесплатного  доступа пользователей библиотек к
фондам и базам данных на электронных носителях,  требующих исполь-
зования корпоративной информационной сети и Интернета, к социально
значимым информационным ресурсам,  в том числе к Системе городских
порталов для информирования населения о деятельности органов госу-
дарственной власти и  органов  местного  самоуправления  в  городе
Москве;
     - реализацию общегородских проектов по оказанию  библиотеками
новых информационных услуг на основе единого электронного каталога
московских библиотек, внедрения единого электронного читательского
билета на базе социальной карты москвича,  организации специализи-
рованной экспедиторской службы доставки документов из фондов  биб-
лиотек;
     - организацию системы непрерывной переподготовки  кадров  для
библиотек города;
     - обеспечение формирования и использования информационных ре-
сурсов  города  Москвы  в рамках библиотечно-информационной базы и
автоматизированной системы Центра мониторинга и управления  систе-
мой центров общественного доступа города Москвы;
     - создание на базе библиотек технических систем и  услуг  для
обслуживания инвалидов,  маломобильных категорий населения и детей
с отставанием в развитии.
     3. Органам  исполнительной власти города Москвы учитывать по-
ложения Концепции при разработке проектов законодательных  и  иных
правовых  актов,  для  актуализации утвержденных градостроительных
планов развития территорий административных округов и районов  го-
рода Москвы, проектов планировки территории города, программ соци-
ально-экономического развития административных округов и районов в
части развития сферы культуры на период до 2015 года.
     4. Департаменту культуры города Москвы:
     4.1. До 1 октября 2008 г.:
     4.1.1. Разработать план мероприятий по  реализации  Концепции
на  период  до  2015 года на основе основных показателей Городской
целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)"  и
для учета при формировании новых городских целевых программ.
     4.1.2. При разработке плана мероприятий (п.4.1.1)  предусмот-
реть создание на базе публичных библиотек города молодежных интел-
лект-центров и семейных библиотек как  многофункциональных  интел-
лектуальных, информационных и культурно-досуговых центров.
     4.1.3. Осуществить  на основе принципов и задач Концепции ме-
роприятия по мониторингу законодательных и других правовых  актов,
регулирующих деятельность библиотек,  и в рамках своей компетенции
в установленном порядке внести предложения по их актуализации.
     4.2. В течение 2008 года:
     4.2.1. Совместно с префектурами административных округов  го-
рода Москвы провести детальный анализ обеспеченности населения ра-
йонов города Москвы библиотечным обслуживанием, оказать содействие
учреждениям  культуры в создании филиалов централизованных библио-
течных систем на основе опыта их организации в Центральном  и  За-
падном административных округах города Москвы.
     4.2.2. На основании проведенного  анализа (п.4.2.1)  совмест-
но  с Департаментом имущества города Москвы определить в районах с
наиболее низким уровнем обеспеченности населения библиотечным обс-
луживанием  перечень  нежилых  помещений с целью организации на их
базе библиотечно-информационных центров.
     4.3. Разработать и утвердить в установленном порядке техноло-
гическое  задание  на создание объекта культуры модульного типа из
быстровозводимых конструкций, включающего библиотечно-информацион-
ный комплекс.
     5. Москомархитектуре:
     5.1. Выполнить  в  2008  году  разработку  проекта учреждения
культуры модульного типа из быстровозводимых конструкций, включаю-
щего библиотечно-информационный комплекс,  на основе утвержденного
Департаментом  культуры  города  Москвы  технологического  задания
(п.4.3).
     5.2. При разработке проектов планировок районов города в при-
оритетном  порядке включать в составы проектов объекты культуры на
территории города Москвы - библиотеки,  учреждения клубного  типа,
дополнительного образования детей,  многофункциональные культурные
центры модульного типа - в соответствии со схемой развития и  раз-
мещения объектов культуры на территории города Москвы на период до
2020 года.
     5.3. В  соответствии со схемой развития и размещения объектов
культуры на территории города Москвы на период до 2020 года  опре-
делить  30  земельных участков для строительства объектов культуры
модульного типа, включающих библиотечно-информационные комплексы.
     5.4. При проектировании, строительстве и реконструкции учреж-
дений культуры обеспечить выполнение требований действующего зако-
нодательства,  норм и правил по обеспечению их доступности для ин-
валидов и других маломобильных категорий граждан.
     6. Управлению информатизации города Москвы совместно с Депар-
таментом культуры города Москвы предусмотреть создание в  установ-
ленном  порядке библиотечно-информационной системы "Библиогород" и
межведомственного библиотечного портала в  качестве  единой  точки
доступа к библиотечным информационным ресурсам и услугам с исполь-
зованием единого электронного читательского билета.
     7. Департаменту  культуры  города Москвы совместно с Департа-
ментом социальной защиты населения города Москвы:
     7.1. В течение 2008 года организовать взаимодействие учрежде-
ний социального обслуживания населения с  публичными  библиотеками
для оказания услуг библиотечного профиля,  включая надомное обслу-
живание, для маломобильных категорий населения.
     7.2. При формировании плана мероприятий (п.4.1.1) и  отрасле-
вых  целевых  программ в сфере культуры и искусства включать в них
мероприятия по созданию необходимых условий доступности  зданий  и
помещений библиотек, оказанию услуг для инвалидов и других маломо-
бильных категорий граждан.
     8. Департаменту культуры города Москвы,  Департаменту образо-
вания  города  Москвы в целях организации взаимодействия публичных
библиотек с общеобразовательными школами и  учреждениями  дополни-
тельного образования, направленного на нравственное и художествен-
но-эстетическое воспитание детей, пропаганду и поддержку чтения:
     8.1. До 1 сентября 2008 г.  разработать планы мероприятий об-
разовательных учреждений и публичных  библиотек,  направленные  на
поддержку деятельности школьных библиотек.
     8.2. Организовать  методическое  обеспечение   взаимодействия
публичных библиотек города Москвы с детскими образовательными  уч-
реждениями.
     9. Комитету  общественных связей города Москвы оказывать под-
держку в популяризации  профессии  и  повышении  профессионального
мастерства  библиотечных работников в рамках программы "Московские
мастера".
     10. Комитету рекламы,  информации и оформления города  Москвы
оказывать  организационное содействие в размещении социальной рек-
ламы (социально значимой городской рекламы) проводимых библиотека-
ми мероприятий в соответствии с правовыми актами города Москвы.
     11. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации города Москвы:
     11.1. Представить  в  установленном  порядке  предложения  по
включению в  состав  Московского  городского  совета  книгоиздания
представителей публичных и школьных библиотек города Москвы.
     11.2. Совместно с Департаментом культуры города Москвы форми-
ровать  книжные фонды для оказания помощи в комплектовании публич-
ных библиотек городов и регионов Российской  Федерации  на  основе
двухсторонних соглашений в области гуманитарного сотрудничества.
     12. Департаменту культуры города Москвы обеспечить финансиро-
вание расходов,  связанных с изготовлением,  монтажом и демонтажом
социальной рекламы (социально значимой городской рекламы) проводи-
мых мероприятий,  в соответствии с пунктом 4.1 распоряжения Прави-
тельства Москвы от 4 декабря 2006 г.  N 2499-РП "О распространении
социальной рекламы и социально значимой городской рекламы в городе
Москве".
     13. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы
совместно  с  префектурами  административных округов города Москвы
оказать содействие библиотекам в организации  стационарных  объек-
тов, временных точек общественного питания и торговли, расположен-
ных на их площадях, для обслуживания посетителей.
     14. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возло-
жить  на  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
     О  ходе  выполнения  постановления  доложить  Мэру  Москвы  в
IV квартале 2008 г.

П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

                                         Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 22 апреля 2008 г. N 318-ПП







                 Концепция развития библиотечного
               обслуживания населения города Москвы
                      на период до 2015 года





     В Российской Федерации библиотеки являются ключевым звеном  в
создании единого информационного и культурного пространства страны
и реализации конституционных прав граждан на информацию и доступ к
культурным ценностям.
     Идеология идущих в стране преобразований подразумевает  пере-
ход  к  экономике знаний,  построению информационного общества.  В
этой ситуации роль библиотек как информационных центров и  центров
культурной жизни становится все более актуальной.
     Концепция развития библиотечного обслуживания населения горо-
да  Москвы направлена на реализацию одного из приоритетных направ-
лений развития отечественной культуры, решение задач, поставленных
в 2007 году в Послании Президента Российской Федерации  В.В.Путина
Федеральному Собранию Российской Федерации,  в котором отмечается:
"В нашей стране была выстроена в свое время уникальная  библиотеч-
ная система,  равной которой не было в мире. Однако за долгие годы
недофинансирования, она, надо признать, пришла в упадок. Необходи-
мо  на  новой,  современной основе возродить в стране библиотечное
дело".
     Концепция предполагает организацию целенаправленной  деятель-
ности органов государственной власти и общественных структур горо-
да по созданию эффективной системы формирования, сохранения и пре-
доставления пользователям  библиотечно-информационных  ресурсов  и
услуг на основе единого системного подхода  в  рамках  нормативных
правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
     Настоящая Концепция  учитывает   многоаспектные   потребности
Москвы  как крупнейшего научного и культурного центра страны и яв-
ляется неотъемлемой частью городской социально-экономической поли-
тики.
     В настоящее время,  наряду с развитой системой публичных биб-
лиотек города,  в Москве функционируют библиотечные учреждения фе-
дерального и ведомственного подчинения, в том числе: 8 федеральных
библиотек,  10 отраслевых научных библиотек, относящихся к различ-
ным органам государственной власти и ведомствам,  более 90 библио-
тек высших учебных заведений,  свыше 2 000 библиотек средних школ,
колледжей и других средних специальных образовательных учреждений;
ряд библиотек профсоюзных организаций, иных общественных объедине-
ний, творческих союзов.
     Суммарные информационные  ресурсы  ведомственных  и государс-
твенных библиотек Москвы насчитывают, по экспертным оценкам, более
200 млн.единиц хранения.
     При этом основной объем услуг населению города оказывают биб-
лиотеки  системы Департамента культуры города Москвы.  В настоящее
время библиотечное обслуживание населения Москвы осуществляют  440
публичных библиотек, в число которых входят 5 городских библиотек,
36 централизованных библиотечных систем (ЦБС) и 12 самостоятельных
библиотек.
     Общий книжный и документальный фонд библиотек города насчиты-
вает более 26,6 млн.книг и других изданий,  в том числе документов
на магнитных и  электронных  носителях.  Число  зарегистрированных
(постоянных) пользователей составляет 2 514,0 тысяч человек, в те-
чение года библиотеки города посещают  не  менее  17  500,0  тысяч
пользователей.
     В ходе модернизации библиотек города создано 175 информацион-
ных интеллект-центров, оборудовано 3,9 тысячи компьютеризированных
рабочих мест, все централизованные библиотечные системы подключены
к  корпоративной  информационной  системе на основе оптоволоконной
связи, имеют каталоги на электронных носителях, доступ в Интернет.
     На базе библиотек города с использованием современного обору-
дования создано 50 информационных центров,  в  основном  правовой,
окружной  и муниципальной направленности,  16 центров видео-конфе-
ренц-связи,  организовано более 150 различных форм обучения, в том
числе  дистанционного,  более  120  клубов  и объединений,  студий
компьютерной графики и вэб-дизайна.  Ряд библиотек, особенно в но-
вых районах, играют роль многофункциональных культурных центров.
     При этом система государственных библиотек города  еще  не  в
полной мере соответствует потребностям жителей в образовательной и
культурной деятельности,  информационном обеспечении. Неудовлетво-
рительное техническое состояние большого числа публичных библиотек
не  способствуют полноценному выполнению их социального предназна-
чения как общедоступных центров культуры, информации, эстетическо-
го и нравственного воспитания детей и молодежи.
     На одну  библиотеку  в Москве приходится более 22 тысяч жите-
лей,  на одного библиотечного работника - в среднем до 6 тысяч по-
сетителей и участников библиотечных формирований.
     В 19 районах Москвы библиотеки размещаются в помещениях квар-
тирного  типа или в приспособленных помещениях на условиях аренды,
не имеют необходимых условий для обработки и хранения фондов,  чи-
тальных залов,  информационных центров. Значительная часть библио-
тек не оборудована компьютерами и современными средствами телеком-
муникаций.
     Здания и помещения библиотек недостаточно оснащены  системами
охраны  и  современным  оборудованием для обслуживания инвалидов и
других маломобильных категорий населения.
     Эффективному использованию  ресурсов и качественному оказанию
информационных услуг мешает ведомственная разобщенность библиотек,
слабое взаимоиспользование библиотечных фондов.
     Использование современных компьютерных технологий и  телеком-
муникационных  систем  предъявляет новые требования к подготовке и
переподготовке кадров.
     Современная городская политика в области библиотечного обслу-
живания призвана устранить сложившееся в настоящее время  противо-
речие между обособленной работой библиотек и потребностями населе-
ния,  создать возможности и условия для доступа к услугам и ресур-
сам библиотек по месту работы, отдыха и проживания горожан.
     Концепция обеспечивает реализацию межведомственной  политики,
ставящую  в центр внимания социальную направленность библиотечного
обслуживания,  предоставляемого населению в пределах шаговой  дос-
тупности, и создание единого информационного пространства города.

     Стратегическая цель инновационной библиотечной политики

     Важнейшей линией городской политики является установка Прави-
тельства Москвы на возрастание капиталоемкости Москвы за счет уве-
личения  доли  интеллектуальной  собственности,  интеллектуального
труда в объеме производства.
     Следовательно, стратегическим направлением библиотечной поли-
тики должно стать создание условий для самообразования, креативной
деятельности различных категорий  населения,  развитие  творческой
индустрии,   инновационных  культурных  программ,  информационного
обеспечения художественно-творческой деятельности.  Путь к этому -
создание единого информационного пространства, а приоритетными за-
дачами библиотек на долгосрочную перспективу являются:
     - сохранение и актуализация культурного наследия народов Рос-
сии;
     - организация межкультурных и общественных коммуникаций;
     - поддержка самообразования личности;
     - формирование социального заказа издателям;
     - воспитание гармоничного сочетания патриотизма  и  толерант-
ности.
     Инструментом для решения этих задач явится обеспечение досту-
па  каждого  жителя  Москвы  к максимально полному комплексу услуг
библиотек на базе мощной  компьютерной  библиотечно-информационной
системы "Библиогород".
     Она должна быть построена таким образом,  чтобы раскрывать  и
предоставлять  пользователям  книжные  фонды и электронные ресурсы
всех публичных библиотек города во взаимодействии с федеральными и
специальными  библиотеками различных ведомств,  а также путем уда-
ленного доступа к региональным и мировым ресурсам.
     Намеченное в Концепции развитие городских библиотек  как  ин-
тегрированной  системы  позволит решить задачу создания межведомс-
твенного библиотечного портала в качестве единой точки  доступа  к
библиотечно-информационным  услугам.  При этом будет предусмотрено
также взаимодействие "Библиогорода" с создаваемой  на  федеральном
уровне Президентской библиотекой им.Б.Н.Ельцина.
     Основными принципами  и приоритетными направлениями городской
политики организации библиотечного обслуживания  населения  Москвы
до 2015 года являются:
     1. Актуализация фондов.
     2. Доступность библиотечных ресурсов и услуг.
     3. Удовлетворение избирательных запросов жителей.
     4. Профессиональная  корпоративность  библиотечной   системы,
поддержка системы школьных библиотек.
     5. Непрерывность модернизации библиотек.
     6. Повышение кадрового потенциала.
     7. Специализация  библиотек в условиях интегрированной систе-
мы.
     8. Стандартизация качества библиотечного обслуживания населе-
ния.
     9. Государственная поддержка социальных норм доступности биб-
лиотечных услуг.

                      1. Актуализация фондов

     В настоящее время наиболее актуальной проблемой для библиотек
остается  вопрос  комплектования книжных фондов.  Состояние фондов
обеспечивает социальные гарантии населения на доступ к информации.
     Полноценное и качественное обслуживание населения предполага-
ет наличие в фондах публичных  библиотек  достаточного  количества
современной  периодики  и  книжной продукции центральных и местных
издательств, в том числе медиапродукции на электронных носителях.
     Концепция направлена на решение основных проблем формирования
фондов - недостаточного числа современных изданий и низких  харак-
теристик обновляемости фондов.
     В библиотеках городской  системы  26,6  млн.единиц  хранения.
Вместе с фондом федеральных библиотек книгообеспеченность на одно-
го жителя составляет один из самых высоких показателей в стране  -
27 книг на человека.
     Прирост фондов составляет: по печатным изданиям - 1 процент в
год,  что обусловлено ростом цен на книги и периодические издания;
по аудиовизуальным изданиям - 9 процентов в год,  по электронным -
55,4 процентов в год (данные 2007 года).
     Прирост цифровых изданий не может в полной мере решить  проб-
лему "старения" фондов. Один из основных показателей качества фон-
дов - уровень обновляемости - составляет (по данным 2007  года)  3
процента при норме 8-10 процентов в год.
     Для повышения  качества  фондов  предполагается   осуществить
комплекс мероприятий.
     В 2008-2009 гг. планируется создать сводный электронный ката-
лог и начать формирование городской электронной библиотеки. Элект-
ронная каталогизация  обеспечит скоординированные действия библио-
тек, обслуживающих одни и те же категории читателей, позволит про-
вести оптимизацию фондов.
     Необходимым условием  качественного  комплектования библиотек
является создание системы информирования библиотек о книжном  рын-
ке.
     Наряду с  этим,  в рамках Городской целевой комплексной прог-
раммы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" к  2010  году  планируется
вдвое увеличить объем финансовых средств, направляемых на комплек-
тование библиотек.  Для  более  рационального  использования  этих
средств на базе Государственного учреждения культуры города Москвы
"Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А.Некрасова"
(ЦУНБ  им.Н.А.Некрасова) создан Репозитарный центр московских биб-
лиотек.  На его техническое переоснащение в 2008-2010 гг. выделено
27 млн.рублей.
     На решение  задачи  пополнения  фонда  печатных изданий также
планируется  ориентировать  издательскую  программу  Правительства
Москвы,  направляя  большую  часть  изданий в публичные и школьные
библиотеки.
     Комплекс этих мероприятий, наряду с другими направлениями ра-
боты, предусмотренными Концепцией, к 2015 году позволит значитель-
но обновить фонды библиотек города,  повысить  характеристики  его
обновляемости и, как результат, в полтора-два раза увеличить число
пользователей наших библиотек.

           2. Доступность библиотечных ресурсов и услуг

     Реализация данного принципа  -  это  обеспечение  бесплатного
пользования  библиотечными фондами и определенного законодательст-
вом комплекса информационных услуг.  Важнейшей задачей  реализации
концепции является обеспечение для пользователей публичных библио-
тек бесплатного доступа к электронным каталогам, базам данных, ар-
хивам, иным ресурсам, составляющим общественное достояние.
     В целях  обеспечения всеобщей доступности библиотечных ресур-
сов и услуг необходимо развить и глубоко структурировать сеть биб-
лиотек столицы.  Она должна представлять собой открытую информаци-
онную систему,  которая взаимодействует с другими  информационными
ресурсами России и мира.
     При этом стратегическая задача - обеспечение в каждом  районе
деятельности общедоступных библиотек, библиотечных центров, библи-
отек-читален и нестационарных пунктов обслуживания населения  раз-
личных типов и масштабов мощности.
     Приоритетной задачей является обеспечение шаговой доступности
библиотек.
     В целом по городу жители 64 районов ниже среднего  городского
уровня обеспечены услугами библиотек. Острее их недостаток и дефи-
цит услуг испытывается в новых жилых районах, отдаленных от центра
города.
     Концепция предлагает решение  задачи  шаговой  обеспеченности
населения библиотечным обслуживанием по двум направлениям.
     Первое - это создание широкой сети учреждений нового  вида  -
библиотечно-информационных центров.
     Центр - это подразделение библиотеки,  которое позволит поль-
зователям  в шаговой доступности получать консультации,  с помощью
электронного каталога выяснить нахождение издания,  заказать и по-
лучить его через службу доставки или в любой библиотеке города.
     Мониторинг обеспеченности,  проведенный управлениями культуры
административных округов совместно с управами районов города Моск-
вы,  показывает потребность в создании 127 подобных объектов в  75
районах города.
     За счет создания центров в жилых районах в течение  2008-2009
гг.  число пользователей уже действующих библиотек может быть уве-
личено на 30-40 процентов.
     Дальнейшее развитие  получат  так  называемые  нестационарные
формы библиотечного обслуживания населения.
     В настоящее  время  действует 167 таких библиотечных пунктов,
расположенных в основном в социальных учреждениях города.  До 2010
года  планируется  удвоить число нестационарных библиотечных пунк-
тов, в том числе передвижных.
     Другое направление  реализации задачи обеспечения доступности
библиотек - строительство новых библиотек.
     Их создание связано со строительством в районах города объек-
тов культуры так называемого "модульного типа", что позволит раци-
онально использовать бюджетные средства.
     В зависимости от состава населения и по согласованию с  мест-
ными органами власти они будут включать,  наряду с библиотечно-ин-
формационным центром,  детскую художественную студию или музыкаль-
ную школу, клубную или театральную часть со зрительным и выставоч-
ным залами.
     По результатам мониторинга в городе  требуется  строительство
новых объектов культуры в 26 районах. При этом наиболее острая си-
туация сложилась в 15.
     Создание подобных объектов предусмотрено  схемой  развития  и
размещения объектов культуры на территории города Москвы на период
до 2020 года.
     Реализация проекта создания новых библиотек,  библиотечно-ин-
формационных центров и нестационарных систем позволит  максимально
решить  проблему доступности библиотек.  Предстоит обеспечить дос-
тупность для инвалидов любых категорий,  в том числе  для  инвали-
дов-колясочников, учитывать эти вопросы при проектировании, строи-
тельстве и реконструкции объектов учреждений культуры.
     Таким образом,  основными мерами достижения доступности явля-
ются:
     - равномерное  размещение  сети  библиотек в административных
округах города;
     - обеспечение планомерного текущего комплектования библиотеч-
ных фондов в объеме около 10% к имеющемуся фонду;
     - создание  Сводного каталога библиотек Москвы (СКБМ) как ре-
гиональной части Сводного каталога библиотек России (СКБР);
     - техническое  оснащение библиотек современным реабилитацион-
ным оборудованием для обслуживания  инвалидов  любых  категорий  и
других маломобильных граждан.

         3. Удовлетворение избирательных запросов жителей

     Многонациональный состав населения Москвы,  наличие в столице
огромного числа ученых,  специалистов, студенчества и представите-
лей различных субкультур обязывает предусмотреть адресное удовлет-
ворение  групповых  и сугубо индивидуальных информационных и куль-
турных потребностей.  Система  "Библиогород"  должна  отвечать  не
только  на массовые запросы,  но и требования повышенной сложности
студентов, аспирантов, специалистов различных отраслей, работников
искусства и культуры, лиц с ограничениями жизнедеятельности.
     Соблюдение этого принципа означает, что первоочередное внима-
ние будет уделяться оснащению библиотек информационными коммуника-
ционными технологиями,  которые обеспечат  оперативное  выполнение
заказов  на  издания как массового,  так и специального характера,
получение справок по любым аналитическим и фактографическим вопро-
сам.
     В 2007 году реализован этап создания компьютерных  коммуника-
ций. Далее необходимо решение следующих задач:
     - создание электронных каталогов во всех ЦБС и отдельных биб-
лиотеках;
     - подключение  центральных библиотек к одноразовой библиогра-
фической обработке текущих поступлений литературы на базе СКБМ;
     - создание аналитической базы данных статей из сериальных из-
даний;
     - ретроконверсия  карточных  каталогов  в электронный формат,
загрузка данных в СКБМ;
     - создание и поддержка централизованного электронного депози-
тария (архива) полнотекстовых данных;
     - разработка  и  осуществление  виртуальной справочной службы
библиотек столицы.
     На следующем  этапе в целях эффективного библиотечного обслу-
живания москвичей будет сформирована единая информационная система
библиотек,  исключающая ведомственные и иные барьеры, и обеспечена
скоординированная техническая политика,  планирование  и  развитие
компьютерно-технической инфраструктуры.
     Для этого будут реализованы следующие проекты и мероприятия:
     - создание межбиблиотечного телекоммуникационного центра;
     - ведение мониторинга комплектования и использования  библио-
течного фонда в информационно-координационном центре, работающем в
кооперации с издающими организациями;
     - координация формирования распределенных ресурсов библиотек;
     - создание учебно-технического центра, обеспечивающего кадро-
вую и техническую поддержку компьютерной системы "Библиогород";
     - организация библиотечного обслуживания  на  основе  системы
взаимодополняющих друг друга модулей - от центральных библиотек до
локальных филиалов, пунктов нестационарного обслуживания.
     Важнейшей задачей реализации этих проектов является разработ-
ка типового проекта библиотеки в составе быстровозводимых  модуль-
ных зданий,  в которых могли бы размещаться: компактная библиотека
(на 10-15 тыс.томов),   имеющая  выход   в  Интернет, компьютерный
класс, читальный или конференц-зал. Новые объекты культуры модуль-
ного типа должны быть размещены в районах с наименьшей  обеспечен-
ностью услугами культурного профиля.

    4. Профессиональная корпоративность библиотечной системы,
               поддержка системы школьных библиотек

     Новым приоритетным принципом городской политики должно  стать
корпоративное  профессиональное  взаимодействие библиотек всех ти-
пов.  Эти процессы будут стимулироваться различными формами  госу-
дарственной  поддержки  профессиональных  объединений (ассоциаций,
корпоративных проектов и т.п.),  последовательными правовыми и ор-
ганизационно-экономическими решениями.
     В первую очередь на основе результатов мониторинга будут под-
готовлены и представлены на утверждение проекты основных норматив-
ных документов по библиотечному обслуживанию в Москве,  в том чис-
ле:
     - модельные правила пользования публичной библиотекой;
     - положение  о  корпоративной  библиотечной компьютерной сети
города Москвы "Библиогород";
     - положение  о  системе  библиотечного обслуживания на основе
единого читательского билета;
     - положение  о  корпоративной  виртуальной  справочной службе
города Москвы.
     Главным экономическим  стимулом  к  укреплению корпоративного
взаимодействия должно стать приоритетное финансирование программ и
проектов,  предусматривающих координацию и кооперацию в предостав-
лении библиотечных услуг и развитии ресурсов.
     Центральная задача  развития  корпоративного взаимодействия -
поддержка деятельности школьных библиотек.
     Школьная библиотека  для  большинства  детей  является первой
библиотекой в их жизни. Именно школьные библиотеки создают читате-
лей  для всех остальных типов библиотек.  Поэтому система школьных
библиотек должна стать сильным звеном  всей  библиотечной  системы
города.
     Концепция направлена на расширение взаимодействия публичных и
школьных библиотек.  Из 440 действующих в городе публичных библио-
тек 168 целенаправленно работают с детской аудиторией. Каждый тре-
тий  пользователь  библиотек города - ребенок.  Из 26,6 млн.единиц
хранения совокупного фонда публичных библиотек Москвы 7,7  млн.  -
детские издания.
     Концепция решает задачу поддержки деятельности школьных  биб-
лиотек  в  плане  оказания помощи в комплектовании книжных фондов,
организации совместных программ, методическом обеспечении их рабо-
ты.
     Наряду с этим новые возможности в организации  взаимодействия
с  библиотеками  образовательных учреждений создаст совместное ис-
пользование Единого электронного каталога и  Московской  городской
электронной библиотеки в режиме удаленного доступа;  создание биб-
лиотечно-информационных центров детской (юношеской) библиотеки или
нестационарного библиотечного пункта на базе школьной библиотеки.
     Меры государственной поддержки будут направлены  на  создание
электронных баз данных по различным предметам и направлениям учеб-
но-воспитательной работы общеобразовательных школ,  а  также  под-
держку издательской деятельности Правительства Москвы для комплек-
тования школьных библиотек необходимыми изданиями.

             5. Непрерывность модернизации библиотек

     Действующая сеть библиотек является основой в создании едино-
го информационного и культурного пространства города, обеспечиваю-
щего  реализацию конституционных прав и социальных гарантий на ин-
формацию и доступ к культурным ценностям на основе новых  информа-
ционных технологий.
     Будущее библиотечной системы зависит от развития информацион-
но-коммуникационной системы.
     В ходе модернизации в библиотеках  города  установлено  около
4,5 тысяч автоматизированных рабочих мест,  что составляет десятую
часть всех компьютерных систем российских библиотек.
     85 процентов библиотек  обеспечены  копировально-множительной
техникой. 50 процентов имеют доступ в Интернет. В каждой четвертой
созданы электронные каталоги.  В 15 используются электронные чита-
тельские билеты.
     Этот крупный технический комплекс дает возможность на качест-
венно новом уровне обеспечивать запросы более  2,5  млн.постоянных
читателей  библиотек,  обрабатывать  за  год более 18 млн.заявок и
запросов индивидуальных и корпоративных пользователей как  Москвы,
так и других регионов и городов России.
     Частичное внедрение информационных коммуникационных  техноло-
гий в библиотечное обслуживание населения является базовым, первым
этапом реализации Концепции.
     В ходе  реализации Концепции должна быть обеспечена поэтапная
интеграция учреждений культуры и их ресурсов в  целостную  систему
"Библиогород",  постоянное совершенствование технического и техно-
логического оснащения библиотек,  ассортимента и качества  библио-
течных услуг.  Приоритетными целями реализации Концепции по модер-
низации технологий обслуживания пользователей являются:
     - создание Московского филиала Президентской библиотеки имени
Б.Н.Ельцина,  организация взаимодействия данного филиала с библио-
теками города;
     - поэтапная модернизация всех библиотек, полная компьютериза-
ция деятельности библиотек, подключение локальных библиотечных се-
тей к корпоративной информационной системе,  перевод каталогов  на
электронные носители, обеспечение доступа в Интернет;
     - обеспечение бесплатного доступа пользователей  библиотек  к
фондам и базам данных на электронных носителях,  требующих исполь-
зования корпоративной информационной сети и Интернета, к социально
значимым информационным ресурсам,  в том числе к Системе городских
порталов для информирования населения о деятельности органов госу-
дарственной  власти  и  органов  местного  самоуправления в городе
Москве;
     - реализация  общегородских проектов по оказанию библиотеками
новых информационных услуг на основе единого электронного каталога
московских библиотек, внедрения единого электронного читательского
билета на базе социальной карты москвича,  организации специализи-
рованной службы доставки документов из фондов библиотек;
     - обеспечение формирования и использования информационных ре-
сурсов  города  Москвы  в рамках библиотечно-информационной базы и
автоматизированной системы Центра мониторинга и управления  систе-
мой центров общественного доступа города Москвы.

                6. Повышение кадрового потенциала

     Решение задач по инновационному развитию библиотек как инфор-
мационно-аналитических  и  многофункциональных досуговых центров в
первую очередь зависит от кадрового обеспечения и профессиональной
готовности  библиотекарей осуществить коренную модернизацию отрас-
ли.
     За последние  годы Правительством Москвы был обеспечен опере-
жающий рост заработной платы работников библиотек. В период с 2005
по  2007 год средняя зарплата увеличилась на 57 процентов и в 2007
году составила 14 500  рублей.
     Это положительно отрази