В целях реализации государственной политики по поддержке ма-
лого и среднего предпринимательства в сфере высоких технологий,
создания благоприятных условий для развития инновационного бизне-
са, повышения эффективности внедрения научно-технических разрабо-
ток в производство Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить работу префектуры Зеленоградского административ-
ного округа города Москвы по созданию инфраструктуры поддержки ма-
лого инновационного бизнеса (приложение).
2. В целях упорядочения деятельности созданной инфраструктуры
поддержки малого и среднего предпринимательства Департаменту под-
держки и развития малого и среднего предпринимательства города
Москвы, Департаменту науки и промышленной политики города Москвы,
префектуре Зеленоградского административного округа города Москвы
и Московской торгово-промышленной палате в трехмесячный срок раз-
работать на базе Зеленоградского административного округа города
Москвы типовой регламент взаимодействия организаций инфраструктуры
с учетом мнения федеральных органов исполнительной власти по под-
держке инновационного предпринимательства на всех этапах его раз-
вития от разработки идеи до производства и реализации продукции.
3. Одобрить предложение префектуры Зеленоградского админист-
ративного округа города Москвы о реализации совместных нанобиофар-
мацевтических проектов на базе научных и промышленных организаций
Зеленоградского административного округа города Москвы с участием
малых инновационных предприятий за счет средств предприятий -
участников данных проектов.
4. Префектуре Зеленоградского административного округа города
Москвы:
4.1. Совместно с Департаментом поддержки и развития малого и
среднего предпринимательства города Москвы разработать критерии и
в течение 2010 года провести отбор предприятий по реализации сов-
местных проектов в конкурсном режиме (п.3).
4.2. В рамках реализации положений Федерального закона от
2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания
бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных
обществ в целях практического применения (внедрения) результатов
интеллектуальной деятельности":
4.2.1. Во II квартале 2010 г. организовать информирование
высших учебных заведений, размещенных на территории Зеленоградс-
кого административного округа города Москвы, о реализуемых
Правительством Москвы мерах поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства.
4.2.2. Во взаимодействии с научными, промышленными организа-
циями Зеленоградского административного округа города Москвы и
Государственным образовательным учреждением Московским государст-
венным институтом электронной техники (Техническим Университетом)
определить наиболее востребованные и перспективные направления ин-
новационной деятельности и оказывать содействие в создании малых
инновационных предприятий на базе высших учебных заведений.
4.3. В целях дальнейшего развития особой экономической зоны
технико-внедренческого типа на территории города Москвы:
4.3.1. Совместно с Департаментом поддержки и развития малого
и среднего предпринимательства города Москвы и Московской торгово-
промышленной палатой активизировать работу по привлечению субъек-
тов малого и среднего предпринимательства города Москвы в качестве
резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа
на территории города Москвы.
4.3.2. Совместно с Департаментом поддержки и развития малого
и среднего предпринимательства города Москвы во II квартале
2010 г. подготовить обращение в Министерство экономического разви-
тия Российской Федерации с предложением о разработке упрощенного
регламента регистрации в качестве резидентов особой экономичес-
кой зоны технико-внедренческого типа на территории города Москвы
малых инновационных предприятий, не предполагающих собственное
строительство производственных площадей.
4.3.3. Во II квартале 2010 г. подготовить предложения в Ми-
нистерство экономического развития Российской Федерации по концеп-
ции создания ресурсного центра переподготовки кадров.
4.4. В целях дальнейшей реализации проекта создания специали-
зированной территории малого предпринимательства "Зеленоград" в
рамках постановлений Правительства Москвы от 4 августа 2009 г.
N 724-ПП "О Городской целевой программе развития и поддержки
малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-
2012 гг." и от 18 ноября 2003 г. N 955-ПП "О создании открытого
акционерного общества "Специализированная территория малого предп-
ринимательства - "Зеленоград" совместно с Департаментом поддержки
и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы
подготовить и во II квартале 2010 г. внести Мэру Москвы предложе-
ния по минимизации финансовых затрат соинвесторов специализирован-
ной территории малого предпринимательства "Зеленоград" - субъектов
малого предпринимательства на строительство собственных производс-
твенных помещений.
5. Префектурам административных округов города Москвы (за
исключением префектуры Зеленоградского административного округа
города Москвы):
5.1. Во II квартале 2010 г. провести окружные коллегии по
вопросам развития и поддержки инновационного предпринимательства
на территории административных округов, на которых в том числе
рассмотреть возможность создания в округах центров координации ин-
новационной деятельности.
5.2. По итогам выполнения пункта 5.1 настоящего постановления
представить в Департамент поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства города Москвы информационно-аналитический от-
чет о результатах проведенных мероприятий.
6. Департаменту поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства города Москвы:
6.1. До 1 июля 2010 г. обобщить результаты проведенных мероп-
риятий (п.5) и представить в Правительство Москвы информацион-
но-аналитический отчет.
6.2. Разработать и в III квартале 2010 г. представить на
рассмотрение Правительства Москвы правовой акт Правительства
Москвы, предусматривающий мероприятия по реализации на территории
города Москвы положений Федерального закона от 2 августа 2009 г.
N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и
образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях прак-
тического применения (внедрения) результатов интеллектуальной дея-
тельности".
6.3. Совместно с префектурой Зеленоградского администра-
тивного округа города Москвы подготовить и во II квартале 2010 г.
представить на рассмотрение Правительства Москвы правовой акт Пра-
вительства Москвы, предусматривающий мероприятия по повышению ин-
вестиционной привлекательности специализированной территории мало-
го предпринимательства "Зеленоград" для субъектов малого и средне-
го инновационного предпринимательства.
6.4. В первом полугодии 2010 г. подготовить предложения о
формировании механизма финансовой поддержки государственно-частно-
го партнерства при создании инфраструктуры инновационной деятель-
ности и внести в установленном порядке соответствующий проект пра-
вового акта на рассмотрение Правительства Москвы.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на префекта Зеленоградского административного округа города Москвы
Смирнова А.Н.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в
IV квартале 2010 г.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 4 мая 2010 г. N 355-ПП
ИНФОРМАЦИЯ
о работе префектуры Зеленоградского административного
округа города Москвы по созданию инфраструктуры
поддержки малого инновационного бизнеса
Содержание
1. Основы для реализации префектурой Зеленоградского админи-
стративного округа города Москвы задач по поддержке малого иннова-
ционного бизнеса................................................ 3
Законодательная база........................................ 3
Проблемы развития инновационного предпринимательства........ 3
Задачи префектуры Зеленоградского АО по поддержке инновацион-
ного предпринимательства.................................... 4
Основные инструменты решения задач по поддержке инновационного
предпринимательства в Зеленоградском АО..................... 4
2. Формы поддержки малого инновационного бизнеса в Зеленоградском
административном округе города Москвы........................ 6
2.1. Центр координации инновационной деятельности............. 7
2.2. Особая экономическая зона технико-внедренческого типа
на территории города Москвы................................. 8
2.3. Имущественная поддержка.................................. 9
ОАО "ТЕХНОПАРК-ЗЕЛЕНОГРАД".................................. 9
Научно-образовательный и инновационный комплекс МГИЭТ..... 11
Казенное предприятие города Москвы "Бизнес - инкубатор
"Зеленоград"................................................ 12
ОАО "СТМП-ЗЕЛЕНОГРАД"....................................... 13
2.4. Финансовая поддержка...................................... 15
Муниципальный Фонд поддержки малого предпринимательства
Зеленоградского административного округа г.Москвы........... 15
Другие источники финансовой поддержки зеленоградских малых
инновационных предприятий................................... 15
2.5. Экспертно-консалтинговая поддержка........................ 16
НП "ЦРП ЗелАО г.Москвы".................................... 17
Зеленоградский филиал МТПП.................................. 18
ЗАО "ТАРП-Зеленоград"....................................... 19
3. Оценка эффективности мер государственной поддержки малого
инновационного бизнеса в округе................................ 19
4. Построение новой системы управления малым инновационным бизне-
сом............................................................ 21
Территория инновационного развития (ТИР).................... 21
5. Заключение.................................................. 22
1. Основы для реализации префектурой Зеленоградского администра-
тивного округа города Москвы задач по поддержке инновационного
предпринимательства
Законодательная база
Префектура Зеленоградского административного округа города
Москвы (далее - префектура ) определила развитие малого инноваци-
онного предпринимательства, как одно из приоритетных направлений
развития округа. Это соответствует общегородских и окружным прог-
раммам, на основании которых осуществляется поддержка малого биз-
неса, а именно:
- Комплексная целевая программа развития и поддержки малого
предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. (утверждена
постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 420-ПП);
- Комплексная программа развития и поддержки малого предпри-
нимательства в Зеленоградском административном округе города Моск-
вы на 2007-2009 годы (утверждена распоряжением префекта от 17 но-
ября 2006 г. N 1261-рп);
- Городская целевая программа по обеспечению субъектов малого
и среднего предпринимательства нежилыми помещениями на 2009-2011
годы (утверждена постановлением Правительства Москвы от 16 декабря
2008 г. N 1153-ПП).
- Окружная адресная программа строительства и реконструкции
нежилых помещений для субъектов малого и среднего предпринима-
тельства на 2009 год (утверждена распоряжением префекта
от 26 июня 2009 г. N 482-рп).
Проблемы развития инновационного предпринимательства
Проводимая префектурой и организациями инфраструктуры
поддержки бизнеса деятельность по выполнению указанных программ
обеспечивает субъектов малого и среднего предпринимательства широ-
ким спектром услуг, необходимых им на разных этапах деятельности.
Тем не менее, предприниматель, осуществляющий деятельность в инно-
вационной сфере, сталкивается наряду с традиционными барьерами в
развитии бизнеса - налоговыми административных и т.п., со специфи-
ческими проблемами:
- существенные затраты компаний на этапе ведения разработок,
на патентование и сертификацию продукции, промышленный дизайн и
выпуск опытного образца, при этом осуществление инвестиций в
проекты затруднено высокими рисками невозвратности;
- проблема формирования инновационно-активного предпринима-
тельского ресурса, в том числе через развитие научно-технического
творчества молодежи;
- слабое развитие механизмов коммерциализации разработок и
доведения их до этапа серийного производства и выведения на рынок.
Недостаточное развитие механизмов трансфера технологий в промыш-
ленность;
- недостаточное использование потенциала и положительного
опыта малого высокотехнологичного бизнеса для повышения иннова-
ционной активности промышленных предприятий;
- недостаточно эффективное использование имеющихся ресурсов и
механизмов поддержки инноваций, что затрудняет формирование синер-
гетического эффекта для ускоренного развития промышленности.
Задачи префектуры по поддержке инновационного бизнеса
В целях исполнения указанных программ в Зеленоградском адми-
нистративном округе города Москвы задачами префектуры являются:
- содействие функционированию в округе ориентированной на
рынок научно-производственной инфраструктуры, интеграции потен-
циала научно-производственного и образовательного комплекса города
Зеленограда;
- содействие созданию и развитию новых наукоемких технологий
и организации производства конкурентоспособной и импортозамещающей
продукции;
- контроль за выполнением мероприятий по инновационному
развитию округа.
Основные инструменты решения задач по поддержке инновационного
предпринимательства в Зеленоградском административном округе
Для реализации задач по поддержке инновационного предпри-
нимательства префектурой сформированы и реализуются:
- план мероприятий по созданию в Зеленоградском администра-
тивном округе города Москвы целостной инфраструктуры поддержки
инновационной деятельности (разработан во исполнение распоряжения
префекта от 23 ноября 2007 г. N 1255);
- план первоочередных мероприятий по развитию и стимулирова-
нию научно-технического творчества молодежи на 2009-1010 гг.
(утвержден распоряжением префекта от 24 июля 2009 г. N 511-рп);
- план мероприятий по подготовке и закреплению кадров в про-
мышленных и научных организациях округа на 2009-1011 гг. (утверж-
ден распоряжением префекта от 24 марта 2009 г. N 285-рп);
- план мероприятий по реализации в округе Городской целевой
комплексной программы создания инновационной системы в городе
Москве на 2008-2010 гг. (утвержден распоряжением префекта от 30
декабря 2008 г. N 1098-рп);
- перечень мероприятий по развитию и поддержке малого предп-
ринимательства Зеленоградского административного округа города
Москвы на 2010 год.
В качестве инструментов по выполнению данных мероприятий в
округе созданы и функционируют:
- окружная рабочая группа об инновационной деятельности
(создана распоряжением префекта от 27 февраля 2008 г. N 164-рп);
- рабочая группа по развитию научно-технического творчества
молодежи округа (создана распоряжением префекта от 29 мая 2009 г.
N 418-рп);
- окружной зкспертный совет по инновационной деятельности
(утвержден распоряжением префекта от 30 января 2009 г. N 69-рп);
- межведомственная комиссия при префектуре по устранению
административных барьеров при развитии предпринимательства
(утверждена распоряжением префекта от 16 августа 2006 г. N 900-рп);
- окружная конкурсная комиссия по финансовой и имущественной
поддержке проектов и программ малого предпринимательства (утверж-
дена распоряжением префекта от 30 ноября 2001 г. N 1515-рп);
- совет директоров организаций электронной промышленности
г.Зеленограда (утвержден распоряжением префекта от 13 января
2010 г. N 5-рп).
В целях выполнения мероприятий по управлению инновационным
развитием округа префектурой проведено 13 окружных коллегий по
тематике развития инновационного бизнеса.
Для содействия развитию инновационного предпринимательства
префектурой ежегодно на регулярной основе проводятся специализиро-
ванные мероприятия - конкурсы, конференции, встречи с предприни-
мателями, в которых в 2006-2009 гг. приняли участие более 200 ин-
новационных предприятий.
При поддержке префектуры в 2006-2009 гг. организовано 25
коллективных экспозиций на окружных, городских, межрегиональных,
международных выставках, форумах, связанных с инновационной тема-
тикой, в которых приняли участие более 130 зеленоградских иннова-
ционных предприятий.
Как результат, ЗАО "НТ-МДТ" - постоянный участник коллектив-
ных экспозиций округа на межрегиональных и международных выстав-
ках, награжден дипломом за активное участие в "Ганноверской
промышленной ярмарке - 2008" в рамках коллективной экспозиции
"Москва - наука и промышленность", генеральный директор компании
награжден памятной медалью десятого юбилейного форума "Высокие
технологии XXI века".
2. Формы поддержки малого инновационного бизнеса в Зеленоградском
административном округе города Москвы
Основными направлениями поддержки малого инновационного биз-
неса являются: имущественная, финансовая и консультационная.
С целью оказания поддержки по всем трем направлениям и для
обеспечения условий для развития инновационной деятельности в
округе работает система организаций инфраструктуры поддержки
малого бизнеса:
- НП "ЦРП ЗелАО г.Москвы";
- казенное предприятие города Москвы "Бизнес - инкубатор
"Зеленоград";
- ЗАО "ТАРП-Зеленоград";
- муниципальный Фонд поддержки малого предпринимательства
Зеленоградского административного округа г.Москвы;
- ОАО "ТЕХНОПАРК-ЗЕЛЕНОГРАД";
- ОАО "СТМП - ЗЕЛЕНОГРАД";
- Научно-образовательный и инновационный комплекс МИЭТ;
- Зеленоградский филиал Московской торгово - промышленной
палаты.
Функции управления процессом инновационного развития округа,
а также процессом совершенствования и развития инфраструктуры
поддержки инновационного бизнеса, выполняет префектура.
В конце 2007 года рабочей группой по развитию инновационной
деятельности разработана и утверждена распоряжением префекта от
23 ноября 2007 г. N 1255-рп "Концепция создания инфраструктуры
поддержки инновационной деятельности в округе", цель которой -
создание благоприятной среды для зарождения, разработки и реализа-
ции инноваций. Согласно концепции создаваемая окружная инфраструк-
тура является интегрированной в городскую инфраструктуру поддержки
инновационного бизнеса. Концепция предусматривает создание новых и
развитие существующих элементов инфраструктуры поддержки инноваци-
онной деятельности (центров коллективного пользования, центров
трансфера технологий, центров сертификации и пр.), а также единой
системы управления этой инфраструктурой. Концепция была рассмотре-
на и одобрена 14 мая 2009 г. на Объединенной коллегии по промыш-
ленной политике при Департаменте науки и промышленной политики го-
рода Москвы.
С целью реализации Концепции префектурой выполнены следующие
мероприятия:
- разработан и утвержден план мероприятий по созданию в окру-
ге целостной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
- разработаны принципы управления инновационной деятельностью
в округе;
- создан Центр координации инновационной деятельности.
2.1. Центр координации инновационной деятельности
Для реализации функций Центра координации инновационной дея-
тельности (далее - ЦКИД) образована компания ЗАО "Инновационный
Зеленоград".
Основные результаты работы ЦКИД в 2008-2009 гг.:
- подготовлен проект закона города Москвы о создании терри-
торий инновационного развития;
- разработана концепция создания территории инновационного
развития в округе;
- проведено анкетирование 38 малых инновационных предприятий
Зеленоградского административного округа города Москвы, результаты
которого используются для содействия развитию инновационной дея-
тельности, в том числе по вопросам взаимодействия с НИИ и промыш-
ленными предприятиями округа;
- установлены рабочие контакты с заинтересованными структу-
рами Венгрии, Южной Кореи, Китая, США, Германии с целью активиза-
ции международной деятельности и привлечения инвестиций;
- инновационным предприятиям оказываются консалтинговые
услуги по подготовке пакета документов для вступления в особую
экономическую зону технико-внедренческого типа на территории
города Москвы и подачи заявок на финансирование инновационных
проектов в Департамент науки и промышленной политики города
Москвы;
- разработан портал Центра координации инновационной деятель-
ности. По состоянию на 1 января 2009 г. на портале размещена ин-
формация о 8 инновационных проектах и продукции 15 зеленоградских
предприятий. Для предприятий инновационной сферы представлена ин-
формация по оказанию финансовой, кадровой, имущественной, консал-
тинговой поддержке в округе.
2.2. Особая экономическая зона технико-внедренческого типа
на территории города Москвы
С 2006 года в Зеленоградском административном округе города
Москвы ведется реализация проекта по созданию особой экономической
зоны технико-внедренческого типа на территории города Москвы (да-
лее - ОЭЗ "Зеленоград").
ОЭЗ "Зеленоград" создается на двух участках - площадках
"Алабушево" (15 га) и МИЭТ (5,15 га). Финансирование создания ин-
женерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ "Зеленог-
рад" ведется за счет средств федерального бюджета и бюджета города
Москвы. Строительство научных и производственных объектов предпо-
лагается осуществлять за счет средств резидентов.
На площадке МИЭТ функционируют бизнес-инкубатор, научно-тех-
нологический парк, 2 инновационных центра, региональный центр ком-
мерциализации и трансфера технологий, многопрофильный эксперимен-
тальный завод, 8 учебно-научных комплексов, 6 отраслевых центров
коллективного пользования.
В ходе реализации проекта планируется создать следующие
объекты инфраструктуры:административно-деловой центр (16 тыс.кв.м),
ресурсный центр подготовки кадров (15 тыс.кв.м), инновационный
бизнес-центр (18 тыс.кв.м), центр коллективного пользования (30
тыс.кв.м).
В целях стимулирования экономической деятельности резидентов
ОЭЗ "Зеленоград" предполагается введение льготного налогового
режима, предоставление им специализированных площадей в аренду,
земельных участков со строительством собственных площадей,
создание инфраструктуры для оказания бизнес-услуг, привлечения
инвестиций и венчурного финансирования.
Количество резидентов ОЭЗ "Зеленоград" по состоянию на
1 октября 2009 г. - 32.
2.3. Имущественная поддержка
Обеспечение малых инновационных предприятий нежилыми помеще-
ниями ведется префектурой в соответствии с городскими целевыми
программами.
Для обеспечения малых инновационных предприятий нежилыми по-
мещениями в целях ведения научно-производственной деятельности в
Зеленоградском административном округе города Москвы созданы и
функционируют ОАО "ТЕХНОПАРК-ЗЕЛЕНОГРАД", ОАО "СТМП-ЗЕЛЕНОГРАД",
казенное предприятие города Москвы "Бизнес-инкубатор "Зеленоград".
Реализуется проект по созданию Технологической деревни МГИЭТ.
В Зеленоградском административном округе города Москвы в це-
лях имущественной поддержки малого инновационного бизнеса ведется
разработка следующих проектов: строительство делового центра в 16
мкр., строительство производственно-складской зоны и бизнес-центра
производственно-складского назначения для малого предприниматель-
ства (промзона "Малино", ул.Заводская, у д.30); строительство двух
бизнес-центров (мкр.6, у корп.602-А, мкр.6, у корп.608-Б). Общая
площадь объектов составит 54,34 тыс.кв.м.
ОАО "ТЕХНОПАРК-ЗЕЛЕНОГРАД"
ОАО "ТЕХНОПАРК-ЗЕЛЕНОГРАД" создано в соответствии с постанов-
лениями Правительства Москвы от 29 апреля 1997 г. N 296 "О гене-
ральном плане развития г.Зеленограда" и от 30 декабря 1997 г.
N 942 "О Комплексной программе развития и поддержки малого предп-
ринимательства в г.Москве на 1998-2000 гг." при содействии префек-
туры и Департамента поддержки и развития малого и среднего предп-
ринимательства города Москвы на средства бюджета города Москвы в
1997 году. В 2000 году после проведения полной реконструкции зда-
ния начата деятельность ОАО "ТЕХНОПАРК-ЗЕЛЕНОГРАД".
Общая площадь помещений ОАО "ТЕХНОПАРК-ЗЕЛЕНОГРАД" - 13
тыс.кв.м, в том числе 8,4 тыс.кв.м - производственные площади в
аренде предприятий-резидентов. 41 малое предприятие научно-техни-
ческого профиля - количество предприятий-резидентов. Количество
рабочих мест на предприятиях более 950.
На площадях ОАО "ТЕХНОПАРК-ЗЕЛЕНОГРАД" размещены зеленоградс-
кие научно-производственные фирмы, имеющие лидирующие на уровне
округа и региона позиции по направлениям: биомедицинское прибо-
ростроение (Московская ассоциация "АС Медика"), нанотехнологии и
наноэлектроника (ЗАО "НТ-МДТ"), технологии безопасности (ЗАО "ЭЛ-
ВИИС"), приборы экологического мониторинга (ОАО "Практик-НЦ").
Срок бюджетной окупаемости ОАО "ТЕХНОПАРК-ЗЕЛЕНОГРАД" соста-
вил 3 года. В период с 2000-2003 гг. общая сумма налоговых отчис-
лений в бюджет города Москвы предприятий-резидентов превысила сум-
му вложенных в проект средств бюджета города Москвы.
В период с 2000 года по 1 января 2009 г. рост валового объема
производства на предприятиях-резидентах увеличился в 65 раз. В
2008 году число стран, с которыми сотрудничают предприятия-рези-
денты ОАО "ТЕХНОПАРК-ЗЕЛЕНОГРАД", достигло 32.
Таблица 1. Совокупный объем выручки предприятий, размещенных
на площадях ОАО "ТЕХНОПАРК-ЗЕЛЕНОГРАД"
------------------------------------------------------------------
Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
------------------------------------------------------------------
Выручка
предприятий 20 84 410 688 927 1034 1095 1170 1300
(млн.руб.)
Научно-образовательный и инновационный комплекс МИЭТ
С 1990 года Московский институт электронной техники (ТУ)
активно развивает инновационную структуру, которая занимает сегод-
ня лидирующую позицию в России и в полной мере соответствует миро-
вым стандартам. В университете накоплен положительный опыт
в формировании заказной системы подготовки кадров для предприятий
российской электронной индустрии. Основу подготовки составляет
созданная сеть из учебно-научных центров, организованных на базе
МИЭТ компаниями - лидерами мировой электронной и IT индустрий (Ca-
dence, Synopsys, Mentor Graphics, Hewlett-Packard, Cisco и др.)
В составе инновационной структуры функционирует бизнес-инку-
батор, научно-технологический парк, 2 инновационных центра, мно-
гопрофильный экспериментальный завод "Протон", 5 отраслевых цент-
ров коллективного пользования, центр коммерциализации и трансфера
технологий.
Ключевой элемент инновационной инфраструктуры - ОАО "Зеленог-
радский инновационно-технологический центр", который с 1998 года
развивает деятельность в следующих направлениях:
- проведение прорывных научно-исследовательских и опыт-
но-конструкторских работ с последующей организацией производства
созданной научно-технической продукции;
- поддержка малых инновационных компаний посредством предос-
тавления инновационной инфраструктуры и комплекса услуг, в том
числе технологических на базе сети центров коллективного пользова-
ния.
Завершается строительство первой в России Технологической де-
ревни МИЭТ - полномасштабного инновационного комплекса. В настоя-
щее время для развития учебно-научной и опытно-внедренческой дея-
тельности в области электроники, микроэлектроники и информацион-
но-телекоммуникационных технологий предоставлено 27 тыс.кв.м офис-
но-лабораторных и научно-производственных площадей.
Развитая инновационная инфраструктура университета стала ос-
новой для формирования целого кластера малых, средних и крупных
научно-производственных предприятий, которые активно участвуют в
научно-образовательной деятельности вуза и функционируют в рамках
единых стратегических приоритетов, связанных с продвижением оте-
чественной электронной продукции и разработок в особо важных об-
ластях. В научно-образовательную и инновационную деятельность ин-
тегрировано не менее 85 малых и средних предприятий, из которых 42
компании размещаются на площадях Технологической деревни МГИЭТ.
Завершается формирование сети центров коллективного пользова-
ния, оснащенных современным исследовательским, проектным и техно-
логическим оборудованием. Инфраструктура сети является единс-
твенной в России, реализующей сквозной цикл создания наукоемкой
продукции в области электроники, наноэлектроники и информацион-
но-телекоммуникационных технологий. Услугами центров коллективного
пользования на регулярной основе пользуются более 3 000 малых и
средних компаний, в том числе более 400 из города Москвы, из них -
не менее 100 из округа.
На основе сформированной инфраструктуры университета реализо-
ваны комплексные инновационные проекты, направленные на создание
нового поколения информационно-управляющих систем, электронной
компонентной базы, изделий микромеханики, навигационных и управля-
ющих комплексов, систем энергосбережения, волоконно-оптических
технологий, участниками которых стали 12 малых инновационных ком-
паний округа.
Наличие развитой инновационной инфраструктуры МИЭТ стало ре-
шающим фактором для включения в 2005 году инновационного комплекса
в состав особой экономической зоны технико-внедренческого типа на
территории города Москвы.
Суммарный объем инвестиций в развитие научно-образовательной
и инновационной инфраструктуры университета за последние 3 года
составил более 2,0 млрд. руб., в том числе от частных компаний и
зарубежных инвесторов.
Казенное предприятие города Москвы "Бизнес-инкубатор "Зеленоград"
По инициативе Департамента поддержки и развития малого и
среднего предпринимательства города Москвы в 2005-2006 гг. Прави-
тельство Москвы приняло участие и прошло конкурсный отбор субъек-
тов Российский Федерации для предоставления в 2006 году субсидий
для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания
государственной поддержки малого предпринимательства субъектами
Российский Федерации. На основании выигранного конкурса было
принято решение о создании бизнес-инкубатора общей площадью более
3 000 кв.м в здании Территориального центра развития предпринима-
тельства.
Казенное предприятие города Москвы "Бизнес-инкубатор "Зеле-
ноград" образовано постановлением Правительства Москвы от
17 февраля 2009 г. N 118-ПП "О создании казенного предприятия го-
рода Москвы "Бизнес-инкубатор "Зеленоград" и обеспечении функцио-
нирования Центра развития предпринимательства Зеленоградского ад-
министративного округа города Москвы с размещением бизнес-инкуба-
тора по адресу: г.Зеленоград, ул.Юности, д.8".
В настоящее время в бизнес-инкубаторе находится 21 малое на-
чинающее инновационное предприятие научно-технического профиля с
количеством рабочих мест - 143. Ожидаемый эффект в период 2009-
2011 гг.: создание более 200 новых рабочих мест на 35 инновацион-
ных предприятиях.
Таблица2. Критерии функционирования бизнес-инкубатора "Зеленоград"
__________________________________________________________________
Месяц Количество Площадь, занимаемая Количество созданных
2009 г. резидентов резидентами, кв.м рабочих мест
__________________________________________________________________
Июнь 11 772,6 106
Август 16 942,3 128
Октябрь 21 1157,8 143
ОАО "СТМП-ЗЕЛЕНОГРАД"
Проект реализуется при активном участии префектуры и Департа-
мента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства
города Москвы. Основными документами, регламентирующими реализацию
проекта, являются:
- постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2003 г.
N 955-ПП "О создании открытого акционерного общества "Специализи-
рованная территория малого предпринимательства - Зеленоград";
- постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г.
N 78-ПП "О Городской целевой программе по обеспечению субъектов
малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 го-
ды";
- Закон города Москвы от 7 июля 2004 г. N 47 "О Городской це-
левой программе по обеспечению субъектов малого предпринимательст-
ва нежилыми помещениями на 2004-2008 годы".
Проект предусматривает частно-государственное партнерство,
где за счет средств бюджета города Москвы (из числа научно-произ-
водственных компаний) проектируются и строятся новые производс-
твенные помещения площадью около 110 000 кв.м. По завершении
строительства соинвесторы получают в собственность помещения про-
порционально вложенным ими денежным средствам с оформлением в ус-
тановленном законом порядке земельно-имущественных отношений. Про-
ведение квалификационного отбора предприятий-соинвесторов осущест-
вляет Окружная конкурсная Комиссия по финансовой и имущественной
поддержке проектов и программ субъектов малого предпринимательст-
ва. Резидентами первой очереди стали 10 предприятий. Семнадцать
малых и средних предприятий инновационного бизнеса (включая рези-
дентов) ведут свою деятельность на специализированной территории с
общим количеством работников более 300 человек.
В настоящее время вводится в эксплуатацию 1-я очередь специа-
лизировнной территории (25 000 кв.м). Прошла экспертизу проектная
документация и подготовлена площадка для строительства 2-й очереди
(29 000 кв.м).
Таблица 3. Основные характеристики имущественной поддержки
инновационного бизнеса в Зеленоградском АО
_________________________________________________________________
Площадь Кол-во
(тыс.кв.м) предприятий
_________________________________________________________________
ОАО "ТЕХНОПАРК-ЗЕЛЕНОГРАД" 13 41
ОАО "Зеленоградский инновационно-
технологический центр" 18 42
казенное предприятие города Москвы
"Бизнес-инкубатор "Зеленоград" 3,1 21
ОАО "СТМП-ЗЕЛЕНОГРАД" 25 17
ИТОГО: 59,1 121
Среди предприятий, воспользовавшихся возможностями имущест-
венной поддержки инновационного предпринимательства - предприя-
тие-резидент ОАО "ТЕХНОПАРК-ЗЕЛЕНОГРАД" ЗАО "НПФ "БИОСС" - ведущий
российский производитель медицинских диагностических систем высо-
кого класса, участник коллективных экспозиций округа на многочис-
ленных международных и российских выставках, соучредитель Российс-
кого Допплеровского клуба, основатель Ассоциации компаний-произво-
дителей медицинской техники "АсМедика".
2.4. Финансовая поддержка
Финансовая поддержка малого инновационного предпринимательст-
ва в округе осуществляется в соответствии с Комплексной целевой
программой развития и поддержки малого предпринимательства в
городе Москве на 2007-2009 гг. (утверждена постановлением Прави-
тельства Москвы от 20 июня 2006 г. N 420-ПП) и Комплексной целевой
программой развития и поддержки малого предпринимательства в Зеле-
ноградском административном округе города Москвы на 2007-2009 годы
(утверждена распоряжением префекта от 17 ноября 2006 г. N
1261-рп).
Рассмотрением проектов субъектов малого и среднего предприни-
мательства на финансирование из средств бюджета города Москвы
занимается Окружная конкурсная комиссия по финансовой и имущест-
венной поддержке проектов и программ субъектов малого предпринима-
тельства.
В период 2006-2009 гг. проведено более 30 заседаний комиссии,
на которых рассмотрено более 170 проектов субъектов малого, в том
числе инновационного предпринимательства на получение субвен-
ций/субсидий.
Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства Зелено-
градского административного округа города Москвы
Создан в соответствии с Федеральным законом "О государствен-
ной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации",
Законом города Москвы "Об основах малого предпринимательства в
Москве" и постановлением Правительства Москвы от 30 декабря
1997 г. N 942 "О Комплексной программе развития и поддержки малого
предпринимательства в г.Москве на 1998-2000 гг.".
В течение 2006-2009 гг. по положительным решениям Окружной
комиссии по финансовой и имущественной поддержке проектов и прог-
рамм субъектов малого предпринимательства муниципального Фонда
поддержки малого предпринимательства Зеленоградского администра-
тивного округа г.Москвы выдано 17 льготных займов на общую сумму
36,9 млн.руб., из них 11 - производственным предприятиям округа.
Другие источники финансовой поддержки зеленоградских малых иннова-
ционных предприятий
В 2006-2009 гг. по программам Департамента поддержки и раз-
вития малого и среднего предпринимательства города Москвы (на
01.11.2009) профинансировано 55 проектов субъектов малого и сред-
него, в том числе инновационных предприятий округа на общую сумму
50 151,87 тыс. руб. В том числе выдано 8 субсидий по инновационным
проектам для компенсации затрат на участие в выставках, на созда-
ние и реализацию инновационной продукции и услуг в научно-техни-
ческой сфере, на патентно-лицензионную работу, брендинг и защиту
интеллектуальной собственности.
В 2006-2009 гг. выдано 35 банковских кредитов под пору-
чительство Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы
(на 01.09.2009) сумма поручительств составила 106 884,355 тыс.руб.
В том числе по инновационным предприятиям выдано 3 банковских кре-
дита, сумма поручительств составила 24 282,527 тыс.руб.
В 2006-2009 гг. 25 инновационных компаний получили финансовую
поддержку по программе "СТАРТ" Фонда содействия развитию малых
форм предприятий в научно технической сфере, 39 проектов отобрано
для финансовой поддержки по программе У.М.Н.И.К. (участник моло-
дежного научно-инновационного конкурса).
Среди предприятий, воспользовавшихся финансовой поддержкой -
Зеленоградское инновационное малое предприятие ЗАО "НИИ "ЭСТО",
которое является резидентом особой экономической зоны техни-
ко-внедренческого типа на территории города Москвы и которому в
2009 году компенсировали часть затрат на участие в выставке в ави-
акосмическом салоне "МАКС".
2.5. Экспертно-консалтинговая поддержка
Префектурой совместно с издательским домом "Сорок один" в
целях информационного обеспечения малого, в том числе инновацион-
ного предпринимательства организован выпуск журнала "Зеленоградс-
кий предприниматель". В течение 2009 года в 4 выпусках журнала
опубликовано 26 статей по инновационной тематике. В 2006-2009 гг.
в окружных СМИ опубликовано около 2400 статей, затрагивающих воп-
росы малого предпринимательства (с учетом электронных изданий), в
том числе около 15% посвящены инновациям.
В целях информационной поддержки инновационного предпринима-
тельства проводилось информирование через официальный портал пре-
фектуры, сайт "Малый бизнес Зеленоградского АО". В течение 2009
года в префектуре проводилось онлайн информирование субъектов ма-
лого инновационного бизнеса через терминал Системы информационного
обеспечения малого предпринимательства Москвы.
НП "ЦРП ЗелАО г.Москвы"
В целях содействия развитию инновационного предпринимательст-
ва на территории города Москвы и в соответствии с постановлением
Правительства Москвы от 18 декабря 2001 г. N 1141-ПП "О создании
общегородской системы центров развития предпринимательства в
г.Москве" Департаментом поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства города Москвы и префектурой Зеленоградского
административного округа города Москвы в 2004-2008 гг. реализован
проект создания Территориального центра развития предприниматель-
ства с бизнес-инкубатором общей площадью более 6,7 тыс.кв.м.
Проект создания Территориального центра развития предпринима-
тельства с бизнес-инкубатором осуществлен за счет средств феде-
рального бюджета и бюджета города Москвы. Совокупный объем бюджет-
ных инвестиций превысил 265 млн. руб.
В задачи НП "ЦРП ЗелАО г.Москвы" входит координация деятель-
ности организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего биз-
неса округа, оказание субъектам малого и среднего предприниматель-
ства консультационной, информационной, организационной поддержки.
В НП "ЦРП ЗелАО г.Москвы" в 2006-2009 гг. обратился каждый
второй субъект малого предпринимательства округа.
Таблица 4. Основные показатели деятельности по экспертно-
консалтинговой поддержке малого инновационного бизнеса в ЗелАО
__________________________________________________________________
Показатели деятельности (по годам)
__________________________________________________________________
2006 г. 2007 г. 2008 г. 9 мес. Итого
2009г.
__________________________________________________________________
Количество консультаций,
оказанных субъектам малого
и среднего бизнеса 5450 8832 10373 15700 40355
Количество руководителей и
специалистов малых и средних
предприятий, направленных на
обучение на льготной основе 87 141 394 623 1245
Количество представителей
малого и среднего бизнеса -
участников семинаров, круглых
столов, конференций по пробле-
матике малого бизнеса, выста-
вочно-ярмарочных мероприятий 270 579 872 1850 3571
Зеленоградский филиал МТПП
Основные направления поддержки малого инновационного бизнеса:
организация и проведение выставок (в том числе, организация кол-
лективных стендов), презентаций, конференций, семинаров, деловых
встреч, круглых столов; развитие и укрепление региональных, межре-
гиональных и международных связей предпринимателей Зеленограда;
участие в реализации проекта особой экономической зоны технико-
внедренческого типа на территории города Москвы и др.
Количество проведенных заседаний Наблюдательного совета фили-
ала в 2008 году - 10, в 2009 году - 8.
Количество предприятий-членов МТПП в округе - 92.
Количество организованных коллективных экспозиций округа (в
том числе международных) в 2008-2009 гг. - 10 (79 участников из
числа научно-производственных предприятий округа).
ЗАО "ТАРП-Зеленоград"
Основная задача: оказание консультационных услуг субъектам
малого и среднего предпринимательства по всему комплексу вопросов
ведения бизнеса, в том числе в рамках неотложной правовой помощи.
Среди предприятий, воспользовавшихся экспертно-консалтинговы-
ми услугами инфраструктуры поддержки, малое инновационное предпри-
ятие ООО "АИСТ-НТ", которое благодаря поддержке НП "ЦРП ЗелАО
г.Москвы" смогло наладить деловые контакты с профильной немецкой
компанией и выйти со своей продукцией на европейский рынок.
3. Оценка эффективности мер государственной поддержки малого
инновационного бизнеса
Ключевым показателем того, насколько эффективна деятельность
префектуры и организаций окружной инфраструктуры по поддержке
инновационного бизнеса, является динамика развития малого иннова-
ционного предпринимательства округа.
В Зеленоградском административном округе города Москвы по
состоянию на 1 января 2009 г. зарегистрировано около 2 500 малых
предприятий-юридических лиц и 2700 индивидуальных предпринимате-
лей, что составляет 75% от всех действующих предприятий города Зе-
ленограда. Количество субъектов малого предпринимательства ста-
бильно на протяжении последних трех лет.
Инновационную деятельность в округе осуществляет около 250
малых предприятий (примерно 5% от общего количества субъектов
малого предпринимательства округа), 58% из которых осуществляют
деятельность в области информационных технологий и электроники.
При этом остальная часть (42%) заняты по направлениям: экологи-
ческие технологии, разработки в области новых материалов и хими-
ческих продуктов, технологии энергосбережения и живых систем,
деятельность по модернизации систем, техники и механизмов.
В 2008 году малые инновационные предприятия получили выручку
в размере 3,6 млрд. руб., что составляет 7% от общей выручки от
реализации всех предприятий округа. Две трети инновационных малых
предприятий (61%) в 2008 году получили выручку от реализации про-
дукции (работ, услуг) в размере более 5 млн. рублей на одно предп-
риятие.
Таблица 5. Основные показатели деятельности малых
инновационных предприятий ЗелАО
__________________________________________________________________
Показатель Значение по Рост по Рост по
итогам 2008 г., сравнению с сравнению с
руб. 2007 г. 2006 г.
__________________________________________________________________
Выручка от реализации 3,6 млрд. 9% 80%
Налог на прибыль 76,3 млн. 4% 280% (в3,8 раза)
Налог на имущество ~5 млн. 206% (в 3 раза) 235% (в 3,4раза)
Сумма налога на прибыль, выплачиваемого от деятельности малых
инновационных предприятий составляет 16% от общей суммы налога на
прибыль от деятельности всех малых предприятий. Сумма налога на
имущество - 11% от общей суммы данного налога от деятельности всех
малых предприятий.
Среди инновационных фирм, на протяжении последних трех лет
имеющих одни из самых высоких показателей по объему выплачиваемого
налога на прибыль, - ЗАО "Эпиэл" (производство эпитаксиальных
структур), ЗАО "ГЕАТЕХ" (разработчик и изготовитель пьезо-электри-
ческих преобразователей).
Таким образом, согласно данным анализа финансово-хозяйствен-
ной деятельности в 2006-2008 гг., предприятия научно-технической
сферы округа приносят стабильную прибыль и уверенно развиваются,
финансово устойчивы и менее других отраслей зависимы от стороннего
капитала. Например, на протяжении последних лет приносят стабиль-
ную прибыль ООО "НТЦ Амплитуда" (разработка, изготовление и пос-
тавка обеспечения радиационного контроля для спектрометрии, радио-
метрии и дозиметрии), ООО Фирма "Информтест" (разработка и изго-
товление контрольно-измерительных модульных приборов) и др.
По итогам опроса руководителей инновационных организаций ок-
руга, подавляющее большинство - 79% малых инновационных предприя-
тий - готовы не только выходить на мировой рынок, но и занять на
нем лидирующие позиции. К примеру, Зеленоградское предприятие
ЗАО "НТ-МДТ", начинавшее работу в 1989 году с небольшого коллекти-
ва в 10-20 человек, за 20 лет деятельности выросло до уровня веду-
щего мирового разработчика и поставщика зондовых микроскопов и
иного оборудования для нанотехнологий в более чем 50 стран мира.
4. Построение новой системы управления малым
инновационным бизнесом
В целях эффективной поддержки инновационного малого и
среднего предпринимательства, усовершенствования инновационной
инфраструктуры; осуществления контроля за выполнением мероприятий
по управлению инновационным развитием округа, планируется реали-
зация проекта по созданию в округе территории инновационного
развития (ТИР).
Территория инновационного развития (ТИР)
Территория инновационного развития будет являться одним из
центральных звеньев создаваемой в округе инфраструктуры поддержки
инноваций.
Создание территорий инновационного развития предусмотре-
но постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г.
N 781-ПП. Концепция создания территории инновационного развития,
разработанная префектурой, рассмотрена и одобрена:
- на заседании Объединенной коллегии по промышленной политике
при Департаменте науки и промышленной политики города Москвы в мае
2009 г.;
- на заседании комиссии по экономической политике и предпри-
нимательству Московской городской Думы в октябре 2009 г.
ТИР будет представлять собой научно-производственную терри-
торию, расположенную в границах округа (за исключением территории
ОЭЗ "Зеленоград"), имеющую особый правовой и экономический статус,
предусматривающий применение специальных мер стимулирования произ-
водственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций,
являющихся ее участниками.
В целях стимулирования экономической деятельности участников
ТИР предполагается введение льготного налогового режима в соответ-
ствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
В настоящее время разрабатываются проекты законодательных и
нормативных актов.
В законченном виде создаваемая в Зеленоградском администра-
тивном округе города Москвы инфраструктура поддержки инновационно-
го предпринимательства будет состоять из следующих инфраструктур-
ных образований: Территория инновационного развития и особая эко-
номическая зона технико-внедренческого типа "Зеленоград". Взаимо-
действие между этими инфраструктурными образованиями будет обеспе-
чиваться Центром координации инновационной деятельности.
5. Заключение
В настоящее время в Зеленоградском административном округе
города Москвы ведется планомерная работа по формированию единой
управляемой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности на
окружном уровне. Стратегия администрации города Зеленограда в нас-
тоящее время состоит в последовательном выполнении следующих за-
дач:
- эффективная реализация на уровне Зеленоградского админист-
ративного округа города Москвы задач и мероприятий по поддержке и
развитию инновационного предпринимательства согласно целям эконо-
мической политики города Москвы и в соответствии с городскими це-
левыми программами;
- содействие функционированию в округе ориентированной на ры-
нок научно-производственной инфраструктуры, интеграции потенциала
научно-производственного и образовательного комплекса города Зеле-
нограда;
- содействие созданию и развитию новых наукоемких технологий
и организации производства конкурентоспособной и импортозамещающей
продукции;
- контроль за выполнением мероприятий по управлению иннова-
ционным развитием округа.
Созданная в настоящий момент инфраструктура поддержки иннова-
ционной деятельности обеспечивает малых предпринимателей необходи-
мым комплексом услуг для ведения бизнеса, но для дальнейшего раз-
вития малых наукоемких предприятий необходимо соответственно со-
вершенствовать и инфраструктуру, которая обеспечит им поддержку и
комфортные условия для продвижения вперед.
Наряду с этим реализация задач по созданию единой управляемой
инфраструктуры поддержки инноваций позволит решить ряд социальных
проблем, среди которых необходимо выделить следующие:
- использование интеллектуального, научно-технического и тех-
нологического потенциала, созданного в городе Зеленограде;
- обеспечение производственными площадями инновационного биз-
неса для дальнейшего развития научно-технической и производствен-
ной деятельности;
- обеспечения занятости жителей Зеленоградского администра-
тивного округа города Москвы.
В целом реализация префектурой Зеленоградского административ-
ного округа города Москвы поставленных задач по поддержке и разви-
тию малого инновационного предпринимательства окажет существенное
положительное влияние на социально-экономическое и научно-техни-
ческое развитие Зеленоградского административного округа города
Москвы, послужит повышению его инвестиционной привлекательности.