Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 473-ПП от 19 июня 2007 года

О проекте закона города Москвы «Об охране диких животных в городе Москве»

     В соответствии  с  постановлением  Правительства Москвы от 19
сентября 2006 г.  N 709-ПП "О Концепции закона города  Москвы  "Об
объектах животного мира города Москвы", а также распоряжением Мэра
Москвы от 29 декабря 2006 г.  N 374-РМ "О Плане первоочередных за-
конопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы на
2007 год" Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить  проект закона города Москвы "Об охране диких жи-
вотных в городе Москве" (приложение).
     2. Рекомендовать  Мэру  Москвы внести указанный проект закона
на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
     3. Департаменту  природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы в III квартале 2007 г.  подготовить и представить  в
установленном порядке предложения по совершенствованию федерально-
го законодательства в части усиления ответственности  за  жестокое
обращение с дикими животными.
     4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.  и
министра Правительства Москвы Бочина Л.А.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 19 июня 2007 г. N 473-ПП


                                                            Проект
                       Закон города Москвы

             Об охране диких животных в городе Москве

     Настоящий Закон регулирует отношения в области  охраны  диких
животных и среды их обитания в городе Москве. Положения настоящего
Закона не распространяются на домашних,  одомашненных и синантроп-
ных животных, на диких животных, содержащихся в неволе, а также на
редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных,  за-
несенных в Красную книгу Российской Федерации или охраняемых в со-
ответствии с международными договорами Российской Федерации,  если
иное не предусмотрено федеральным законодательством.


     Глава 1. Общие положения

     Статья 1.  Основные понятия,  используемые в целях настоящего
Закона

     1. Дикие  животные  - относящиеся к диким биологическим видам
представители естественной фауны города Москвы,  обитающие в усло-
виях естественной свободы, либо содержащиеся в полувольных услови-
ях или искусственно созданной среде обитания.
     2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения дикие живот-
ные - виды диких животных, которые занесены в Красную книгу города
Москвы.
     3. Синантропные животные - виды животных,  в том числе диких,
не содержащиеся человеком,  но использующие продукты его жизнедея-
тельности и находящиеся в условиях, возникших или видоизмененных в
результате его деятельности.
     4. Естественная свобода - состояние диких животных, при кото-
ром они обитают в условиях естественной природной среды без  огра-
ничения их передвижения, питаются естественными кормами и сохраня-
ют свое видовое разнообразие и целостность сообществ.
     5. Полувольные условия - система ограничений передвижения ди-
ких животных в пределах предназначенного для их содержания природ-
ного  объекта города Москвы и при частичном жизнеобеспечении диких
животных человеком.
     6. Искусственно  созданная среда обитания - совокупность наи-
более приближенных к естественной среде обитания искусственно соз-
данных условий,  необходимых для обеспечения жизнедеятельности ди-
кого животного и отвечающих требованиям безопасности его  жизни  и
здоровья, санитарно-эпидемиологическим  и зоологическим требовани-
ям, а также требованиям безопасности жизни и здоровья граждан.
     7. Неволя - содержание диких животных в условиях полного жиз-
необеспечения человеком,  исключающих их свободное перемещение  по
территории города Москвы.
     8. Критическое местообитание - часть среды обитания популяций
редких  или  находящихся  под угрозой исчезновения диких животных,
выраженная в конкретных  пространственных  параметрах,  с  которой
связаны (на которой осуществляются) наиболее значимые для сохране-
ния этих популяций этапы их жизненного цикла.
     9. Центр реабилитации диких животных - организация,  основной
деятельностью которой является восстановление здоровья, в том чис-
ле передержка,  карантинирование и содействие адаптации, диких жи-
вотных,  изъятых из среды обитания либо из незаконного владения  и
пользования.
     10. Учет пользователей диких животных - система мер по  сбору
информации  о  лицах,  осуществляющих разрешенные виды пользования
дикими животными.
     11. Запрещенные  виды  пользования  дикими  животными  - виды
пользования,  которые запрещены федеральными законами и иными нор-
мативными  правовыми актами Российской Федерации,  настоящим Зако-
ном, другими законами и иными нормативными правовыми актами города
Москвы.
     12. Причинение беспокойства диким животным  -  противоправные
умышленные действия или бездействие,  результатом которых является
изменение естественного поведения диких животных.
     13. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы,
осуществляющий организацию охраны диких животных - орган  исполни-
тельной  власти города Москвы,  осуществляющий государственное уп-
равление в области охраны окружающей среды.
     Статья 2. Задачи настоящего Закона

     Задачами настоящего Закона являются:
     1) охрана  диких животных в качестве неотъемлемого компонента
экологической системы города Москвы;
     2) обеспечение условий существования диких животных в состоя-
нии естественной свободы;
     3) сохранение целостности естественных сообществ диких живот-
ных;
     4) использование  диких  животных  в городе Москве в целях их
сохранения;
     5) обеспечение законности в области охраны и связанного с ней
использования диких животных и среды их обитания;
     6) учет численности диких животных в городе Москве;
     7) создание условий для улучшения состояния  популяций  диких
животных в городе Москве.

     Статья 3.  Основные принципы охраны диких животных и среды их
обитания

     Основными принципами охраны диких животных и среды их  обита-
ния являются:
     1) приоритет сохранения диких животных  как  составной  части
животного  мира и среды его обитания в качестве неотъемлемого ком-
понента экологической системы города Москвы;
     2) своевременное выявление негативных изменений биологическо-
го разнообразия животного мира;
     3) привлечение  граждан  и  юридических лиц к решению задач в
области охраны, воспроизводства и использования диких животных;
     4) обязательное возмещение вреда, причиненного диким животным
и среде их обитания, в порядке, предусмотренном федеральными зако-
нами  и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
настоящим Законом и иными  нормативными  правовыми  актами  города
Москвы.
     Статья 4.  Полномочия Московской городской Думы в области ох-
раны диких животных и среды их обитания

     К полномочиям  Московской городской Думы в области охраны ди-
ких животных и среды их обитания относятся:
     1) принятие законов города Москвы в области охраны диких  жи-
вотных и среды их обитания;
     2) утверждение городских долгосрочных целевых программ в  об-
ласти охраны диких животных и среды их обитания,  объемов и источ-
ников их финансирования, контроль за их реализацией;
     3) иные  полномочия,  предусмотренные  федеральными законами,
настоящим Законом и иными законами города Москвы.

     Статья 5.  Полномочия Правительства Москвы в  области  охраны
диких животных и среды их обитания

     К полномочиям Правительства Москвы в области охраны диких жи-
вотных и среды их обитания относятся:
     1) разработка, принятие, реализация и контроль за исполнением
городских среднесрочных целевых программ в  области  охраны  диких
животных и среды их обитания;
     2) разработка, реализация и контроль за исполнением городских
долгосрочных  целевых  программ  в области охраны диких животных и
среды их обитания;
     3) установление  экологических требований к проведению мероп-
риятий с участием диких животных;
     4) установление экологических требований к использованию мест
обитания диких животных;
     5) учреждение  и  организация  ведения  Красной  книги города
Москвы;
     6) осуществление  нормирования  в области охраны диких живот-
ных;
     7) осуществление  государственного  экологического контроля в
области охраны диких животных;
     8) участие в организации проведения государственного экологи-
ческого мониторинга в области охраны диких животных в порядке, ус-
тановленном  нормативными  правовыми актами Российской Федерации и
города Москвы;
     9) осуществление учета пользователей диких животных;
     10) ведение учета подлежащих государственному  экологическому
контролю  города Москвы объектов и источников негативного воздейс-
твия на среду обитания диких животных;
     11) организация  и контроль деятельности центров реабилитации
диких животных;
     12) оказание  методической,  организационной  и  иной  помощи
субъектам хозяйственной и иной  деятельности  независимо  от  форм
собственности  при  осуществлении ими деятельности по охране и ис-
пользованию диких животных и среды их обитания;
     13) организация научных исследований в целях разработки новых
методов повышения эффективности охраны диких животных и  среды  их
обитания;
     14) участие в соответствии с федеральным законодательством  в
выполнении  международных договоров Российской Федерации в области
охраны диких животных;
     15) иные полномочия,  предусмотренные федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,  настоя-
щим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

     Статья 6.  Полномочия органов государственной  власти  города
Москвы, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета

     1. К полномочиям органов государственной власти города  Моск-
вы,  осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, от-
носятся:
     1) регулирование использования диких животных,  за исключени-
ем:
     а) находящихся  на особо охраняемых природных территориях фе-
дерального значения;
     б) занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
     в) подпадающих под действие международных договоров  Российс-
кой Федерации;
     г) отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении в  со-
ответствии с перечнем,  установленным федеральным органом исполни-
тельной власти,  осуществляющим функции по выработке государствен-
ной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропро-
мышленного комплекса и рыболовства;
     2) обеспечение воспроизводства диких животных, за исключением
животных,  находящихся на особо охраняемых  природных  территориях
федерального значения;
     3) введение ограничений на использование диких животных в це-
лях  их  охраны и воспроизводства на территории города Москвы,  за
исключением диких животных, указанных в подпунктах "а" - "г" пунк-
та 1 части 1 настоящей статьи;
     4) ведение государственного учета численности диких  животных
и их использования, государственного кадастра диких животных, оби-
тающих на территории города Москвы, за исключением диких животных,
указанных  в  подпунктах  "а"  -  "г"  пункта  1 части 1 настоящей
статьи.
     2. Полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, осущест-
вляются уполномоченным органом исполнительной власти города  Моск-
вы, осуществляющим организацию охраны диких животных.

     Статья 7. Права и обязанности граждан и юридических лиц в об-
ласти охраны диких животных и среды их обитания

     1. Граждане и юридические лица в области охраны диких  живот-
ных и среды их обитания в соответствии с федеральным законодатель-
ством и законодательством города Москвы имеют право:
     1) использовать диких животных в порядке,  установленном нор-
мативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом
и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
     2) содержать диких животных в полувольных  условиях  или  ис-
кусственно созданной среде обитания;
     3) получать от уполномоченного органа  исполнительной  власти
города Москвы,  осуществляющего организацию охраны диких животных,
информацию по вопросам охраны диких животных и среды их обитания;
     4) осуществлять добровольный экологический мониторинг;
     5) осуществлять общественный экологический контроль;
     6) содействовать реализации соответствующих городских целевых
программ;
     7) проводить  мероприятия по охране диких животных и среды их
обитания совместно с уполномоченным органом исполнительной  власти
города Москвы, осуществляющим организацию охраны диких животных;
     8) осуществлять другие предусмотренные федеральным  законода-
тельством и законодательством города Москвы права.
     2. Граждане и юридические лица в области охраны диких  живот-
ных и среды их обитания в соответствии с федеральным законодатель-
ством и законодательством города Москвы обязаны:
     1) сохранять диких животных как компонент природной среды;
     2) соблюдать требования нормативных правовых актов Российской
Федерации,  настоящего  Закона и других нормативных правовых актов
города Москвы в области охраны окружающей среды и животного мира;
     3) осуществлять иные обязанности, предусмотренные федеральным
законодательством и законодательством города Москвы.

     Статья 8.  Государственный экологический мониторинг  и  госу-
дарственный экологический контроль в области охраны диких животных
и среды их обитания

     1. Государственный экологический мониторинг в области  охраны
диких животных и среды их обитания осуществляется в целях:
     1) регулярного наблюдения за состоянием диких животных и сре-
ды их обитания;
     2) оценки состояния диких животных  и  среды  их  обитания  и
прогноза  его изменения под воздействием природных и антропогенных
факторов;
     3) получения  информации  о  количественном и видовом составе
диких животных.
     2. Государственный  экологический  контроль  в области охраны
диких животных и среды их обитания осуществляется в целях:
     а) предотвращения, выявления и пресечения нарушений законода-
тельства в области охраны диких животных и среды их обитания;
     б) обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной де-
ятельности требований,  в том числе нормативов и нормативных доку-
ментов, в области охраны диких животных и среды их обитания.
     3. Государственный экологический мониторинг и государственный
экологический  контроль в области охраны диких животных и среды их
обитания осуществляются в соответствии с федеральными  законами  и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами
и иными нормативными правовыми актами города Москвы с учетом  осо-
бенностей, установленных настоящим Законом.
     4. Организация государственного экологического мониторинга  в
области  охраны диких животных и среды их обитания в городе Москве
осуществляется специализированной организацией экологического  мо-
ниторинга  с предоставлением данных в Единый городской фонд данных
экологического мониторинга.

     Глава 2. Меры по охране диких животных и среды их обитания

     Статья 9. Требования и ограничения в области охраны диких жи-
вотных и среды их обитания

     1. При осуществлении хозяйственной и иной деятельности,  вле-
кущей за собой изменение среды  обитания  диких  животных,  должны
соблюдаться требования и ограничения,  обеспечивающие охрану диких
животных и среды их обитания.
     2. К числу требований и ограничений, указанных в части 1 нас-
тоящей статьи, относятся:
     1) необходимость  сохранения  видового многообразия диких жи-
вотных, обитающих в условиях естественной свободы;
     2) необходимость  обеспечения охраны среды обитания,  условий
размножения и путей миграции диких животных;
     3) необходимость  сохранения  целостности  естественных сооб-
ществ диких животных;
     4) необходимость  обеспечения условий для воспроизводства ди-
ких животных;
     5) необходимость  обеспечения  сохранения мест обитания диких
животных и путей их миграции при подготовке,  рассмотрении  и  ут-
верждении  проектной и иной строительной и градостроительной доку-
ментации;
     6) недопустимость действий по выжиганию сухой растительности;
     7) недопустимость хранения материалов, сырья и отходов произ-
водства  и потребления без принятия мер по предотвращению воздейс-
твия указанных веществ на диких животных;
     8) недопустимость действий,  которые могут привести к гибели,
сокращению численности или нарушению среды обитания  диких  живот-
ных, занесенных в Красную книгу города Москвы;
     9) иные  установленные Правительством Москвы требования и ог-
раничения в области охраны диких животных и среды их обитания.
     3. Соответствие указанным в части 2 настоящей статьи требова-
ниям  и  ограничениям определяется по результатам государственного
экологического мониторинга в области охраны диких животных и среды
их обитания.
     4. Лица,  в результате деятельности которых оказывается  воз-
действие  на диких животных и среду их обитания,  обязаны осущест-
влять меры по предупреждению и устранению негативного  воздействия
и  его  вредных последствий.  Указанные меры могут включать в себя
восстановление (разведение) уничтоженных животных,  лечение  забо-
левших  животных,  восстановление  нарушенного  состояния среды их
обитания и путей миграции  диких  животных  и  осуществление  иных
действий, установленных нормативными правовыми актами города Моск-
вы или определенных уполномоченным органом  исполнительной  власти
города Москвы, осуществляющим организацию охраны диких животных.

     Статья 10. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезнове-
ния диких животных

     1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения дикие живот-
ные подлежат особой охране.  Их изъятие из среды обитания (за иск-
лючением изъятия в соответствии с законодательством в научных  це-
лях  и в целях осуществления государственного экологического мони-
торинга) запрещается.
     2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения дикие живот-
ные подлежат занесению в Красную книгу города Москвы.
     3. Красная  книга города Москвы содержит данные о распростра-
нении,  численности, особенностях обитания, лимитирующих факторах,
принятых  мерах и необходимых мероприятиях по сохранению или восс-
тановлению редких, находящихся под угрозой исчезновения и уязвимых
в  условиях  города видов диких животных,  обитающих на территории
города Москвы.
     4. Порядок ведения Красной книги города Москвы устанавливает-
ся Правительством Москвы.
     5. В  городе Москве в целях обеспечения сохранения и увеличе-
ния популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения  диких
животных  могут осуществляться мероприятия по разведению указанных
животных,  в том числе путем организации их содержания в полуволь-
ных условиях или искусственно созданной среде обитания.
     6. Лица,  осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на
территориях и акваториях,  в пределах которых обитают занесенные в
Красную книгу города Москвы дикие животные,  несут ответственность
за  их сохранение в соответствии с федеральным законодательством и
законодательством города Москвы.
     Статья 11. Учет пользователей диких животных

     1. Учет пользователей диких животных осуществляется на добро-
вольной основе уполномоченным органом исполнительной власти города
Москвы, осуществляющим организацию охраны диких животных, в поряд-
ке, установленном Правительством Москвы.
     2. Зарегистрированным пользователям диких животных предостав-
ляется право на получение услуг ветеринарного обслуживания, а так-
же платных услуг по временному содержанию диких животных в центрах
реабилитации диких животных, созданных Правительством Москвы.

     Статья 12. Центры реабилитации диких животных

     1. Центры  реабилитации диких животных в городе Москве созда-
ются Правительством Москвы,  юридическими лицами,  индивидуальными
предпринимателями и гражданами.
     2. Основными направлениями деятельности центров  реабилитации
диких животных являются:
     1) содержание и карантинирование диких животных,  изъятых  из
незаконного  пользования  либо  конфискованных по решению суда,  а
также диких животных, находящихся в беспомощном состоянии;
     2) ветеринарное обслуживание содержащихся,  проходящих каран-
тинирование и иных доставленных в центры реабилитации диких живот-
ных;
     3) определение возможности выпуска и выпуск  в  установленном
Правительством Москвы порядке диких животных,  находящихся в удов-
летворительном физиологическом состоянии, в природную среду города
Москвы;
     4) создание условий,  необходимых для содержания и разведения
диких  животных  в полувольных условиях или искусственно созданной
среде обитания.
     3. По решению Правительства Москвы центрам реабилитации диких
животных предоставляются в пользование земельные участки,  здания,
и иные объекты, необходимые для их размещения и функционирования.
     4. Контроль за деятельностью центров реабилитации  диких  жи-
вотных  осуществляется  Правительством  Москвы непосредственно или
через уполномоченный орган исполнительной  власти  города  Москвы,
осуществляющий организацию охраны диких животных.
     Статья 13. Пользование дикими животными

     1. В  соответствии с настоящим Законом пользование дикими жи-
вотными на территории города Москвы  разрешается  исключительно  в
природоохранных, научных и просветительских целях.
     2. В соответствии с федеральным законодательством и законода-
тельством  города Москвы осуществляются следующие виды пользования
дикими животными:
     1) проведение массовых мероприятий с участием диких животных,
содержащихся в полувольных  условиях  или  искусственно  созданной
среде обитания;
     2) исследование диких животных в научных целях и целях  госу-
дарственного  экологического  мониторинга  с  изъятием их из среды
обитания;
     3) фотографирование, наблюдение за образом жизни диких живот-
ных без их изъятия из среды обитания;
     4) использование полезных свойств жизнедеятельности диких жи-
вотных без их изъятия из среды обитания.
     3. При пользовании дикими животными запрещаются:
     1) их травля, преследование, умерщвление;
     2) причинение им беспокойства;
     3) принуждение к выполнению травмирующих их действий;
     4) причинение им травм, боли, увечий;
     5) иное жестокое обращение с дикими животными.
     4. Охота на территории города Москвы запрещена.

     Статья 14.  Содержание  диких животных в полувольных условиях
или искусственно созданной среде обитания

     1. Содержание диких животных в полувольных условиях  или  ис-
кусственно созданной среде обитания осуществляется в целях обеспе-
чения их охраны от неблагоприятного воздействия антропогенных объ-
ектов,  а  также  от  неблагоприятных последствий взаимодействия с
людьми.
     2. Полувольные условия содержания диких животных создаются на
территориях природного комплекса гражданами и юридическими  лицами
при наличии документов,  предусмотренных федеральным законодатель-
ством и законодательством города Москвы,  а также при наличии сог-
ласования  уполномоченного  органа  исполнительной  власти  города
Москвы, осуществляющего организацию охраны диких животных.
     3. При создании полувольных условий содержания диких животных
должны быть обеспечены:
     1) соответствие площади территории,  на которой создаются по-
лувольные условия,  физиологическим особенностям,  включая возмож-
ность иметь потомство, и количеству содержащихся диких животных;
     2) возможность питаться природными кормами;
     3) ограждения, предотвращающие проникновение за их пределы, в
зависимости от параметров диких животных;
     4) соблюдение  иных требований,  предусмотренных федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской  Федера-
ции, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами горо-
да Москвы.
     4. Искусственно созданная среда обитания диких животных орга-
низуется на особо охраняемых природных  территориях  гражданами  и
юридическими лицами при наличии документов,  предусмотренных феде-
ральным законодательством и  законодательством  города  Москвы,  а
также при наличии согласования уполномоченного органа исполнитель-
ной власти города Москвы, осуществляющего организацию охраны диких
животных.
     5. При организации искусственно созданной среды обитания  ди-
ких животных должны быть обеспечены:
     1) соответствие искусственной среды обитания  физиологическим
особенностям и количеству содержащихся диких животных;
     2) получение корма в количестве  и  составе,  соответствующем
физиологической норме;
     3) соблюдение иных требований,  предусмотренных  нормативными
правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
     6. Для получения согласования на создание полувольных условий
содержания  диких  животных или организацию искусственно созданной
среды обитания диких животных лица,  указанные в частях  2  или  4
настоящей статьи, представляют в уполномоченный орган исполнитель-
ной власти города Москвы,  осуществляющий организацию охраны диких
животных:
     1) проект организации полувольных  условий  или  искусственно
созданной  среды  обитания  диких животных (картографический и/или
текстовый материал, содержащий общее описание предполагаемых огра-
ничений передвижения диких животных,  обоснование размера и место-
положения необходимого земельного участка);
     2) описание  условий  содержания диких животных (в частности,
рацион и периодичность кормления,  обеспечение теплом, светом, во-
дой и иные);
     3) иные документы,  предусмотренные федеральными  законами  и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,  настоя-
щим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
     7. Дикие  животные,  содержащиеся  в полувольных условиях или
искусственно созданной  среде  обитания,  могут  демонстрироваться
гражданам и быть объектом научных наблюдений.

     Глава 3.  Экономическое  регулирование в области охраны диких
животных и среды их обитания

     Статья 15. Экономическое регулирование в области охраны диких
животных и среды их обитания

     Мерами экономического  регулирования  в  области охраны диких
животных и среды их обитания являются:
     1) разработка  и реализация городских целевых программ по ох-
ране диких животных и среды их обитания;
     2) разработка и проведение мероприятий по охране диких живот-
ных и среды их обитания в целях  предотвращения  причинения  вреда
объектам животного мира и среде их обитания;
     3) возмещение в порядке,  установленном федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,  зако-
нами и иными нормативными правовыми актами города  Москвы,  вреда,
причиненного диким животным и среде их обитания;
     4) экономическое стимулирование охраны,  восстановления и ра-
ционального  использования диких животных и среды их обитания юри-
дическими лицами, в том числе специализированными учреждениями го-
рода  Москвы,  осуществляющими охрану,  содержание и использование
особо охраняемых природных территорий;
     5) предоставление  льгот  по налогам и иным платежам в бюджет
города Москвы в соответствии с законами и иными нормативными  пра-
вовыми актами города Москвы;
     6) иные методы экономического регулирования по  совершенство-
ванию  и  эффективному осуществлению охраны диких животных и среды
их обитания.
     Статья 16.  Возмещение вреда,  причиненного диким животным  и
среде их обитания

     1. Юридические лица, должностные лица и граждане обязаны воз-
местить вред,  причиненный диким животным и среде их  обитания,  в
полном  объеме в соответствии с федеральными законами и иными нор-
мативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом
и  иными  нормативными правовыми актами города Москвы.  Возмещение
вреда осуществляется добровольно или по решению суда.
     2. Вред, причиненный диким животным и среде их обитания, воз-
мещается в соответствии с методиками исчисления размера вреда, ут-
вержденными  в  установленном порядке федеральным органом исполни-
тельной власти, осуществляющим государственное управление в облас-
ти охраны окружающей среды, Правительством Москвы.

     Статья 17. Финансирование деятельности в области охраны диких
животных и среды их обитания в городе Москве

     1. Финансирование деятельности в области охраны диких  живот-
ных и среды их обитания в городе Москве, в том числе городских це-
левых программ по охране диких животных и среды их обитания,  осу-
ществляется  за  счет средств бюджета города Москвы,  добровольных
отчислений и пожертвований граждан и юридических лиц, а также иных
источников, не запрещенных федеральным законодательством.
     2. Указанные в части 1 статьи 6 настоящего Закона  полномочия
осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета, если фе-
деральным законом о федеральном  бюджете  на  соответствующий  год
предусмотрено  предоставление бюджету города Москвы указанных суб-
венций,  за исключением случаев, предусмотренных федеральным зако-
нодательством.
     3. Уполномоченный орган исполнительной власти города  Москвы,
осуществляющий организацию охраны диких животных,  имеет право ис-
пользовать имеющиеся в его распоряжении материальные ресурсы и фи-
нансовые средства бюджета города Москвы для осуществления передан-
ных полномочий Российской Федерации в порядке, установленном феде-
ральным законодательством и законодательством города Москвы.
     Глава 4.  Ответственность  за правонарушения в области охраны
диких животных и среды их обитания

     Статья 18. Уничтожение особо охраняемых диких животных

     1. Уничтожение или повреждение критических местообитаний  ви-
дов диких животных, занесенных в Красную книгу города Москвы, -
     влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц в размере двухсот минимальных  размеров  оплаты
труда; на юридических лиц - двух тысяч минимальных размеров оплаты
труда.
     2. Уничтожение диких животных, занесенных в Красную книгу го-
рода Москвы, -
     влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на  должностных  лиц в размере двухсот минимальных размеров оплаты
труда; на юридических лиц - двух тысяч минимальных размеров оплаты
труда.

     Статья 19.  Незаконная торговля дикими животными, занесенными
в Красную книгу города Москвы

     Незаконная торговля дикими животными,  занесенными в  Красную
книгу города Москвы, -
     влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц в размере двухсот минимальных  размеров  оплаты
труда; на юридических лиц - двух тысяч минимальных размеров оплаты
труда.

     Статья 20.  Причинение  домашним  животным  дикому  животному
увечья или гибели

     Причинение домашним  животным дикому животному увечья или ги-
бели -
     влечет наложение  административного  штрафа на граждан - вла-
дельцев домашних животных в размере от двадцати до  двадцати  пяти
минимальных размеров оплаты труда.
     Статья 21. Нарушение требований и ограничений в области охра-
ны диких животных и среды их обитания

     1. Выжигание сухой растительности; хранение материалов, сырья
и отходов производства и потребления без осуществления мер по пре-
дотвращению гибели диких животных -
     влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре от десяти до двадцати минимальных  размеров  оплаты  труда;  на
должностных  лиц в размере ста пятидесяти минимальных размеров оп-
латы труда;  на юридических лиц - одной тысячи пятисот минимальных
размеров оплаты труда.
     2. Нарушение иных требований и ограничений в  области  охраны
диких животных и среды их обитания,  установленных настоящим Зако-
ном и иными правовыми актами города Москвы, -
     влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты тру-
да;  на должностных лиц в размере двухсот минимальных размеров оп-
латы труда;  на юридических лиц - двух тысяч минимальных  размеров
оплаты труда.

     Статья 22. Должностные лица, уполномоченные составлять прото-
колы и рассматривать  дела  об  административных  правонарушениях,
предусмотренных настоящим Законом

     Составлять протоколы и рассматривать дела об административных
правонарушениях,  предусмотренных настоящим Законом,  вправе соот-
ветствующие  государственные  инспекторы  города  Москвы по охране
природы.

     Статья 23. Зачисление денежных средств, взысканных в виде ад-
министративных штрафов

     Денежные средства, взысканные в виде административных штрафов
за правонарушения, предусмотренные настоящим Законом, подлежат за-
числению в бюджет города Москвы.
     Статья 24.  Разрешение споров в области охраны диких животных
и среды их обитания

     Споры в области охраны диких животных  и  среды  их  обитания
разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

     Глава 5. Заключительные положения

     Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

     Настоящий Закон  вступает в силу через 10 дней после его офи-
циального опубликования.

     Статья 26.  Приведение нормативных правовых актов в соответс-
твие с настоящим Законом

     1. Со  дня вступления в силу настоящего Закона признать утра-
тившими силу:
     1) Закон города Москвы от 30 июня 1999 г. N 28 "О регулирова-
нии использования редких и исчезающих диких животных и растений на
территории города Москвы";
     2) Часть 3 статьи 1 Закона города Москвы от 17 марта 2004  г.
N  12 "О приведении в соответствие с Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях отдельных законов города Моск-
вы";
     3) Статью 26.3 Закона города Москвы от 12 мая 2004 г. N 32 "О
государственном экологическом контроле в городе Москве".
     2. Внести в Закон города Москвы от 12 мая 2004 г. N 32 "О го-
сударственном  экологическом  контроле  в городе Москве" следующие
изменения:
     1) статью 15 изложить в следующей редакции:
     "Статья 15.  Уничтожение особо охраняемых объектов раститель-
ного мира
     1. Уничтожение или повреждение критических местообитаний  ви-
дов растений, занесенных в Красную книгу города Москвы, -
     влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц в размере двухсот минимальных  размеров  оплаты
труда; на юридических лиц - двух тысяч минимальных размеров оплаты
труда.
     2. Уничтожение  растений,  занесенных  в Красную книгу города
Москвы, -
     влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на  должностных  лиц в размере двухсот минимальных размеров оплаты
труда; на юридических лиц - двух тысяч минимальных размеров оплаты
труда.".

     2) статью 16 изложить в следующей редакции:
     "Статья 16. Незаконные сбор или торговля растениями, занесен-
ными в Красную книгу города Москвы

     Незаконные сбор или торговля растениями,  занесенными в Крас-
ную книгу города Москвы, -
     влечет наложение административного штрафа на граждан в разме-
ре от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
на  должностных  лиц в размере двухсот минимальных размеров оплаты
труда; на юридических лиц - двух тысяч минимальных размеров оплаты
труда.".
     3. Нормативные  правовые  акты  Мэра  Москвы  и Правительства
Москвы подлежат приведению в соответствие с  настоящим  Законом  в
течение шести месяцев со дня его вступления в силу.


                              Верно: