Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 507-ПП от 12 июля 2005 года

О Концепции закона города Москвы «О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях»

     Автомобильный транспорт является основным источником  загряз-
нения атмосферного воздуха в городе Москве. На его долю приходится
более 80% валовых выбросов загрязняющих веществ. Непрерывный стре-
мительный рост автомобильного парка, его значительный средний воз-
раст,  низкий технический уровень в сочетании с неудовлетворитель-
ным техническим состоянием автомобилей приводят к тому,  что проб-
лема негативного воздействия выбросов автотранспорта на окружающую
среду и здоровье населения стала одной из наиболее острых экологи-
ческих и социальных проблем города.
     В целях  повышения эффективности организации государственного
и  производственного  экологического   контроля   автотранспортных
средств в городе Москве,  стимулирования обновления автомобильного
парка Москвы современными автотранспортными средствами, реализации
иных мер, направленных на повышение экологической безопасности ав-
томобильного парка, Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить  Концепцию  закона города Москвы "О регулировании
передвижения автотранспортных средств на отдельных городских  тер-
риториях" (приложение).
     2. Департаменту природопользования и охраны окружающей  среды
города Москвы:
     2.1. Обеспечить разработку проекта закона  города  Москвы  "О
регулировании  передвижения  автотранспортных средств на отдельных
городских территориях".
     2.2. В III квартале 2006 года внести на  рассмотрение  Прави-
тельства  Москвы  проект закона города Москвы "О регулировании пе-
редвижения автотранспортных средств на отдельных городских  терри-
ториях".
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.



П.п.Исполняющий обязанности
Мэра Москвы                                             В.П.Шанцев

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 12 июля 2005 г. N 507-ПП





                 КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
     "О РЕГУЛИРОВАНИИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
               НА ОТДЕЛЬНЫХ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ"

     Основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Москве
является автотранспорт. Численность автомобильного парка составля-
ет около 2,6 млн.  автотранспортных средств. С учетом иногороднего
автотранспорта на улицах города в часы "пик"  единовременно  нахо-
дится в движении свыше 600 тысяч автотранспортных средств.
     Ежегодно объем валовых выбросов загрязняющих веществ  от  ав-
тотранспорта составляет почти 900 тысяч тонн, то есть более 80% от
суммарных выбросов в атмосферный воздух от всех источников.
     По данным  регулярных измерений концентраций загрязняющих ве-
ществ в атмосферном воздухе,  проводимых с помощью передвижной ла-
боратории  на  автотрассах города,  а также по данным стационарных
автоматических постов, расположенных вблизи автотрасс:
     - на автотрассах города наблюдается регулярное превышение ус-
тановленных допустимых норм содержания загрязняющих веществ в воз-
духе от 2 и более раз в зависимости от вещества;
     - на территории,  прилегающей к автотрассам, наблюдается заг-
рязнение  воздуха веществами,  содержащимися в выхлопах автотранс-
портных средств:  среднегодовые  концентрации  превышают  нормы  в
1,2-1,5 раза,  частота превышений допустимых среднесуточных значе-
ний доходит до 70-80%.  Этим объясняется высокий уровень  воздейс-
твия  дорожного движения на состояние окружающей среды,  в особен-
ности в случаях заторов на дорогах,  когда уровень шума и выбросов
является наиболее высоким.
     Рост автомобильного парка в столице (за последние 5 лет  чис-
ленность автотранспорта в городе Москве возросла на 22%) определя-
ет необходимость минимизации вреда окружающей среде города от  ав-
томобилей.
     Как показывает зарубежный опыт, одним из наиболее эффективных
путей создания экологически устойчивых городских транспортных сис-
тем является внедрение мер,  направленных на ограничение использо-
вания  автомобильного транспорта при одновременном адекватном раз-
витии системы общественного пассажирского транспорта, создании оп-
тимальных логистических систем и т.д.  Так, решая проблему заторов
на дорогах,  в целях снижения общего пробега и выбросов от  автот-
ранспорта в Лондоне введены зоны платного въезда.  Согласно Закону
Франции о качестве воздуха и  рациональном  использовании  энергии
(1996 г.)  ограничивается  движение частных автомобилей по городу,
когда загрязнение воздуха достигает критического порога,  с исклю-
чениями для автомобилей, отмеченных зеленой карточкой, как отвеча-
ющих определенным экологическим стандартам. Первая зона ограничен-
ного  движения  введена  в историческом центре Милана в 1984 г.  и
действовала в утренние часы рабочих дней.  В последующие годы  по-
добные меры были приняты и в других четырех крупных городах Италии
(Турин, Падуя, Болонья и Флоренция). Зоны варьировались по времени
действия и  по  площади  (от 6 га в Падуе до 400 га в Болонье).  В
настоящее время политика этих городов в отношении ограничения дви-
жения легковых автомобилей различается: в Милане и Турине зоны ог-
раниченного движения были упразднены и заменены введением повышен-
ной платы за парковку. В Швеции "экологические зоны", предусматри-
вающие ограничения на въезд автомобилей,  не отвечающих  соответс-
твующему уровню экологической классификации,  были впервые введены
в 1996 г.  в крупнейших городах - Стокгольме,  Гетеборге и Мальмо.
Аналогичные  меры  по  ограничению движения легковых автомобилей в
городах предусмотрены законодательством других  европейских  госу-
дарств.
     Настоящая Концепция разработана в целях создания правовых ос-
нов  для  реализации  экологических требований охраны атмосферного
воздуха от загрязнения выбросами  автотранспортных  средств  путем
введения  ограничений на въезд автотранспорта на отдельные городс-
кие территории,  характеризующиеся сверхнормативной  антропогенной
нагрузкой на окружающую среду.
     Нормативы допустимой  антропогенной  нагрузки  на  окружающую
среду  впервые  введены  Федеральным законом "Об охране окружающей
среды".  В соответствии с законом указанные нормативы устанавлива-
ются  как величина допустимого совокупного воздействия всех источ-
ников на окружающую среду и (или) отдельные  компоненты  природной
среды в пределах конкретных территорий и акваторий в целях обеспе-
чения устойчивого функционирования естественных экологических сис-
тем и сохранения биологического разнообразия.
     I. Современная  ситуация в сфере правого регулирования сниже-
ния негативного воздействия автотранспорта на состояние окружающей
среды
     Концепция закона разработана в  соответствии  с  Конституцией
Российской  Федерации,  с учетом требований Федерального закона от
10 января 2002 г."Об охране окружающей среды", Федерального закона
от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" и Земельного ко-
декса Российской Федерации.
     Необходимость разработки  Концепции  закона  города Москвы "О
регулировании передвижения автотранспортных средств  на  отдельных
городских территориях" обусловлена следующими причинами.
     Федеральное законодательство (Федеральные законы  "Об  охране
атмосферного воздуха", "Об охране окружающей среды") устанавливает
общие принципы правового регулирования  общественных  отношений  в
области снижения негативного воздействия автотранспорта на состоя-
ние окружающей среды и здоровье населения в городах.  В нем не оп-
ределены конкретные правовые механизмы, позволяющие органам испол-
нительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления  реализовать  свои права в виде конкретных действий
(в частности, введение ограничений на движение автотранспорта).
     В федеральном  законодательстве  отсутствуют  правовые  акты,
регламентирующие вопросы управления передвижением автотранспортных
средств в целях снижения выбросов в атмосферный воздух.
     Вместе с тем, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона"Об общих
принципах  организации законодательных (представительных) и испол-
нительных органов государственной власти субъектов Российской  Фе-
дерации"  установлено,  что  субъекты  Российской Федерации вправе
осуществлять собственное правовое регулирование по предметам  сов-
местного ведения до принятия федеральных законов.  В случае урегу-
лирования  вопросов  управления   передвижением   автотранспортных
средств  в  целях  снижения выбросов в атмосферный воздух на феде-
ральном уровне законодательство города Москвы в данной области бу-
дет приведено в соответствие с федеральным законодательством.
     Правительством Москвы приняты решения по упорядочению  парко-
вок  автотранспорта (распоряжение Мэра Москвы от 18 января 2000 г.
N 7-РМ "О дополнительных мерах по упорядочению парковки автотранс-
порта в г.Москве"; постановление Правительства Москвы от 29 авгус-
та 2000 г. N 698 "О Концепции организационно-правового регулирова-
ния системы временного размещения автотранспортных средств на тер-
ритории  города Москвы";  постановление Правительства Москвы от 23
июля 2002 г. N 570-ПП" О внесении изменений в постановления Прави-
тельства Москвы от 09.12.97 N 864 "О мерах по развитию системы му-
ниципальных платных парковок в городе Москве" и от 11.03.97 N  188
"О  совершенствовании системы муниципальных платных парковок в го-
роде Москве"; постановление Правительства Москвы от 18 января 2005
г.  N  24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и междуна-
родных автобусных маршрутов,  проходящих по территории г.Москвы"),
изменен  режим  движения  грузового  автотранспорта (постановление
Правительства Москвы от 6 августа 2002 г.  N 604-ПП "Об  изменении
режима  движения  грузового  автотранспорта с целью повышения про-
пускной способности улично-дорожной сети").
     Вместе с тем по-прежнему отсутствуют законодательные акты го-
рода Москвы,  устанавливающие механизмы комплексного правового ре-
гулирования  в области снижения негативного воздействия автотранс-
портных средств на состояние окружающей среды.
     Существуют две принципиальные формы ограничения доступа опре-
деленных автомобилей в определенные зоны:  1) схема, основанная на
разрешениях, которые позволяют доступ только указанным в них поль-
зователям,  и 2) схема, основанная на учете номерных знаков, кото-
рая разрешает водителям с определенными номерными знаками  исполь-
зовать свои автомобили в определенные дни. При этом может быть оп-
ределен перечень автомобилей, которые будут исключены из этих схем
(например,  автомобили скорой помощи, мопеды и мотороллеры, автот-
ранспортные средства, имеющие "экологический знак", пожарные маши-
ны  и  т.п.).  Осуществление этих мер будет способствовать решению
задач повышения эффективности транспортной системы города, улучше-
нию качества окружающей среды,  повышению уровня экологической бе-
зопасности территорий  г.Москвы,  обеспечению устойчивого развития
городской транспортной системы.
     В соответствии  со ст.2 Федерального закона "Об охране атмос-
ферного воздуха" законодательство субъектов Российской Федерации в
области  охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введе-
ние дополнительных экологических  требований  охраны  атмосферного
воздуха.
     Таким образом,  изложенное выше свидетельствует о возможности
и необходимости разработки  закона  города  Москвы,  регулирующего
вопросы  ограничения использования на отдельных городских террито-
риях автотранспортных средств,  принадлежащих физическим и  юриди-
ческим лицам.


     II. Цели проекта закона города Москвы "О регулировании перед-
вижения автотранспортных средств на отдельных городских территори-
ях"

     Основной целью проекта закона является снижение экологической
нагрузки,  связанной с движением автотранспорта, на городскую тер-
риторию.
     Другими целями,  реализуемыми в рамках законопроекта, являют-
ся:
     - снижение объемов движения автотранспорта в зонах с вводимы-
ми ограничениями на 10-30%;
     - снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
в этих зонах на 20-40% (по различным веществам);
     - сокращение заторов на дорогах и увеличение средней скорости
движения автотранспортных средств на 20-30%;
     - снижение загрузки улично-дорожной сети на отдельных городс-
ких территориях и создание вследствие  этого  более  благоприятных
условий  для  движения  в  их пределах общественного пассажирского
транспорта и пешеходного движения, а также повышение эффективности
и  качества транспортного обслуживания объектов городской инфраст-
руктуры, расположенных на этих территориях.
     В законе  предполагается определить основания и порядок уста-
новления территорий,  испытывающих сверхнормативную  антропогенную
нагрузку на окружающую среду, виды регулирования допустимого сово-
купного воздействия всех источников, включая возможные ограничения
на въезд автотранспортных средств на такие городские территории, а
также автотранспортные средства, на которые будут распространяться
указанные ограничения.
     III. Структура проекта закона города Москвы "О  регулировании
передвижения  автотранспортных средств на отдельных городских тер-
риториях"

     Преамбула
     В преамбуле  будут определены цели и задачи законопроекта,  а
также круг регулируемых им отношений.

     Глава 1. Общие положения
     В главе будут определены основные понятия, используемые в за-
коне,  общие принципы обеспечения экологической  устойчивости  го-
родской транспортной системы,  роль мероприятий по ограничению ис-
пользования автотранспорта.

     Глава 2.  Городские территории, характеризующиеся сверхнорма-
тивной техногенной нагрузкой на окружающую среду, связанной с дви-
жением автотранспорта
     В главе будут предусмотрены положения, устанавливающие:
     - критерии выделения таких городских территорий (в частности:
отдельные  территории  центра  Москвы,  некоторые территории вдоль
трасс с интенсивным автомобильным движением и др.);
     - полномочия органов государственной власти и органов местно-
го самоуправления города Москвы в части установления границ  таких
территорий и их пересмотра;
     - порядок установления таких городских территорий и пересмот-
ра их границ.

     Глава 3.   Введение  ограничений  на  въезд  автотранспортных
средств  на  отдельные  городские  территории,   характеризующиеся
сверхнормативной  техногенной нагрузкой на окружающую среду и здо-
ровье населения, связанной с движением автотранспорта
     В главе будут установлены:
     - виды  вводимых  ограничений  (данные ограничения будут вво-
диться в целях снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду
по данным экологического мониторинга),  в частности: запрет на въ-
езд автотранспортных средств на  определенную  территорию  вообще,
ограничение  на въезд на отдельную территорию в определенное время
суток и др.;
     - принципы введения ограничений;
     - полномочия  органов  государственной власти города Москвы в
области введения ограничений;
     - категории автотранспортных средств,  на которые распростра-
няются различные виды вводимых ограничений в соответствии с эколо-
гическими характеристиками данных средств;
     - категории автотранспортных средств, допускаемых на установ-
ленные городские территории по специальным разрешениям, в частнос-
ти:  автотранспортные средства аварийных,  пожарной служб,  службы
скорой помощи и др.;
     - осуществление государственного контроля за соблюдением  ус-
тановленных ограничений.
     В главе будет закреплено, что виды вводимых ограничений и го-
родские территории, характеризующиеся сверхнормативной техногенной
нагрузкой на окружающую среду,  определяются правовым актом Прави-
тельства Москвы.
     Конкретные ограничения с  указанием  городской  территории  и
времени  ограничения  будут вводиться правовым актом Правительства
Москвы.
     В целях информирования жителей города Москвы о видах вводимых
ограничений и городских территориях,  на которых будут введены эти
ограничения,  в  главе будет определен соответствующий порядок ин-
формирования.  Одним из способов информирования населения является
размещение  информационных щитов в местах предполагаемого введения
ограничения.  В главе будет закреплено,  что порядок  установления
информационных  щитов и состав размещаемой информации определяются
нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
     Кроме того,  в качестве средств информирования предусматрива-
ются городские средства массовой информации, официальные сайты ор-
ганов государственной власти города Москвы, на которых будет орга-
низована разъяснительная работа по предполагаемым  видам  введения
ограничений и городским территориям, характеризующимся сверхнорма-
тивной техногенной нагрузкой на окружающую среду.

     Глава 4.  Введение ограничений  на  стоянку  автотранспортных
средств на городских территориях, характеризующихся сверхнорматив-
ной техногенной нагрузкой на окружающую среду,  связанной с движе-
нием автотранспорта
     Глава включает статьи, устанавливающие:
     - меры  правового  регулирования  размещения автотранспортных
средств на городских территориях, установленных органами государс-
твенной  власти города Москвы.  Данный механизм будет базироваться
на нормах Земельного кодекса Российской Федерации  и  Гражданского
кодекса  Российской  Федерации  в части регулирования отношений по
аренде земельных участков с учетом практики действия постановлений
Правительства Москвы о парковках;
     - полномочия  органов  государственной власти города Москвы и
органов местного самоуправления в  области  регулирования  стоянки
автотранспортных  средств  на  установленных Правительством Москвы
городских территориях,  характеризующихся сверхнормативной  техно-
генной нагрузкой;
     - права и обязанности предприятий и организаций, осуществляю-
щих работы по временному хранению/стоянке автотранспортных средств
на этих городских территориях;
     - права и обязанности  владельцев  автотранспортных  средств,
размещающих их на временное хранение на установленных Правительст-
вом Москвы городских территориях, характеризующихся сверхнорматив-
ной техногенной нагрузкой на окружающую среду;
     - осуществление государственного контроля за соблюдением  ус-
тановленных ограничений.

     Глава 5.  Ответственность за нарушение законодательства в об-
ласти регулирования передвижения автотранспортных средств  на  от-
дельных городских территориях
     За нарушение требований законодательства в области  регулиро-
вания передвижения автотранспортных средств на отдельных городских
территориях к виновным гражданам и юридическим  лицам  могут  быть
применены  меры административной ответственности в порядке,  уста-
новленном законодательством.
     В главе будут предусмотрены виды правонарушений в области ре-
гулирования передвижения автотранспортных средств на отдельных го-
родских территориях,  за которые в административном порядке взима-
ются штрафы (нарушение порядка въезда и режима проезда на установ-
ленных территориях, нарушение правил стоянки на этих территориях и
некоторые другие нарушения), размеры этих штрафов в соответствии с
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,
органы и должностные лица,  уполномоченные составлять протоколы  о
совершении  указанных правонарушений и назначать установленные на-
казания.
     Глава 6. Заключительные положения
     В данную главу будут включены положения о вступлении закона в
силу,  о приведении в соответствие с ним  действующих  нормативных
правовых актов города Москвы.

     IV. Общие выводы

     Разработка и принятие закона города Москвы  "О  регулировании
передвижения  автотранспортных средств на отдельных городских тер-
риториях" имеют важное значение для формирования эффективного пра-
вового  механизма обеспечения экологической устойчивости городских
транспортных систем. В условиях наличия пробелов в федеральном за-
конодательстве  в  части  регулирования предотвращения загрязнения
атмосферного воздуха автотранспортом в крупных городах закон  поз-
волит:
     - до принятия  соответствующих  федеральных  законов  создать
правовую основу для снижения негативного воздействия автотранспор-
та на состояние окружающей среды отдельных городских территорий;
     - обеспечить  реализацию  конституционных прав жителей города
на благоприятную окружающую среду.


                              Верно: