В целях повышения эффективности системы социального партнерс-
тва, динамичного и устойчивого развития отраслей экономики и соци-
альной сферы города Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить принятые Московской трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых отношений проекты Московского
трехстороннего соглашения на 2012 год между Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями
работодателей (приложение 1) и Соглашения о минимальной заработной
плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями
работодателей (приложение 2).
2. До конца 2011 г. подписать Московское трехстороннее согла-
шение на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объеди-
нениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей и
Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на
2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями
профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной
политике Швецову Л.И.
П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 22 ноября 2011 г. N 552-ПП
МОСКОВСКОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
на 2012 год
между Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов
и московскими объединениями работодателей
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица орга-
нов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство),
Московская Федерация профсоюзов (далее - МФП) от лица московских
объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедера-
ция промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее -
МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее - Ра-
ботодатели) (далее - Стороны) заключили Московское трехстороннее
соглашение на 2012 год между Правительством Москвы, московскими
объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
(далее - Соглашение).
Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение
согласования интересов работников, работодателей и органов испол-
нительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых
отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных
на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функци-
онирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы,
обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах заня-
тости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работ-
ников, на основе принципов социального партнерства.
Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых
(межотраслевых), территориальных (окружных и районных) соглашений
на территориях административных округов и районов города Москвы,
коллективных договоров в организациях, осуществляющих свою дея-
тельность на территории города Москвы, и обязуются оказывать орга-
низациям, развивающим принципы социального партнерства, всесторон-
нее содействие. При этом настоящее Соглашение рассматривается
Сторонами как основа для переговоров в целях заключения городских
отраслевых (межотраслевых) и территориальных (окружных, районных)
соглашений, а также коллективных договоров в организациях, осу-
ществляющих свою деятельность на территории города Москвы. Нормы и
гарантии, включенные в настоящее Соглашение, являются минимальны-
ми, обязательными к применению и не могут быть изменены в сторону
снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих
полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генераль-
ным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Рос-
сийской Федерации и Соглашением между органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, входящими в Центральный фе-
деральный округ, Ассоциацией территориальных объединений организа-
ций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным
Советом руководителей объединений промышленников и предпринимате-
лей (работодателей) Центрального федерального округа, Соглашением
о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между
Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и мос-
ковскими объединениями работодателей.
Предусмотренные в настоящем Соглашении бюджетные обязательст-
ва на реализацию намеченных мероприятий отражаются в законе горо-
да Москвы о бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период
2013 и 2014 годов.
Контроль над исполнением настоящего Соглашения осуществляется
Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-тру-
довых отношений (далее - МТК).
Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изменения
и дополнения в заключенное Соглашение в порядке, установленном
Регламентом работы МТК.
Раздел 1. В области экономической политики
Стороны обязуются
1.1. Обеспечить увеличение объемов производства промышленной
продукции организациями города Москвы не менее чем на 5 процентов.
1.2. В пределах представленных полномочий и в соответствии с
законодательством проводить согласованную политику в вопросах фор-
мирования тарифов в сфере транспорта, жилищно-коммунальных услуг,
отдельных видов энергоносителей в соответствии с перечнями, ут-
вержденными постановлением Правительства Москвы от 29 сентября
2009 г. N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве".
1.3. Содействовать реализации мер по улучшению качества и
снижению себестоимости выпускаемой московскими организациями про-
дукции в целях повышения объемов ее реализации в рамках заказа для
нужд города Москвы.
1.4. Совместно разрабатывать и обеспечивать реализацию мер по
поддержке малого и среднего предпринимательства, способствовать
формированию благоприятных условий для развития предприниматель-
ской деятельности, повышению роли малого и среднего предпринима-
тельства в решении социально-экономических задач города Москвы.
1.5. Продолжить работу по выходу в эфир на канале ТВЦ прог-
рамм, в том числе подготовленных и произведенных МКПП(р), о дея-
тельности сторон социального партнерства, инновационном развитии
промышленности города Москвы, реальной экономике в рамках реализа-
ции государственных программ города Москвы.
1.6. В целях обеспечения соблюдения трудового законодательст-
ва и защиты экономических интересов работающего населения города
Москвы обеспечить своевременное взаимное информирование о наличии
признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в отношении
организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города
Москвы.
1.7. При рассмотрении вопросов, связанных с предстоящим пере-
базированием, реформированием и ликвидацией организаций, осущест-
вляющих свою деятельность на территории города Москвы, с числом
работников более 100 человек и предполагаемой реабилитацией осво-
бождаемых территорий, своевременно информировать социальных парт-
неров для принятия мер по соблюдению законных прав работающих
москвичей.
1.8. Принимать меры по сокращению количества административных
и других ограничений, связанных с хозяйственно-экономической дея-
тельностью организаций города Москвы.
Правительство и Работодатели:
1.9. Содействовать участию организаций науки и промышленности
в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях в рамках реали-
зации государственных программ города Москвы.
1.10. Продолжить работу по развитию государственно-частного
партнерства в сфере малого и среднего предпринимательства.
1.11. Содействовать повышению инвестиционной привлекательнос-
ти производственных зон для промышленников и предпринимателей.
1.12. При разработке нормативных правовых актов города Москвы
включить Региональное объединение работодателей "Московская Конфе-
дерация промышленников и предпринимателей (работодателей)" в пере-
чень организаций инфраструктуры поддержки и развития малого и
среднего предпринимательства в части выполнения работ и услуг,
связанных с представлением интересов работодателей малого и сред-
него предпринимательства города Москвы в системе социального парт-
нерства.
Правительство:
1.13. В случае обращения поставщиков (исполнителей, подрядчи-
ков), обладающих производственной базой и трудовыми ресурсами, ре-
комендовать заказчикам города Москвы размещать в соответствии с
законодательством заказ для нужд города Москвы у поставщиков (ис-
полнителей, подрядчиков), применяющих труд инвалидов.
1.14. Обеспечить комплексный характер развития бытового обслу-
живания и доступность бытовых услуг населению города Москвы.
Работодатели:
1.15. В рамках законодательства привлекают в коллегиальные
органы управления организациями всех форм собственности полномоч-
ных представителей профсоюзной организации или трудового коллекти-
ва организации.
Профсоюзы:
1.16. Содействуют работе по укреплению трудовой и производс-
твенной дисциплины, повышению качества производимой продукции,
роста производительности труда.
Раздел 2. В области регулирования рынка труда
В целях совершенствования и развития системы гарантий в об-
ласти занятости населения, содействия формированию баланса спроса
и предложения на рынке труда города Москвы, повышения качества ра-
бочих мест с учетом задач по инновационному развитию экономики
Стороны обязуются:
2.1. Способствовать созданию новых, сохранению и модернизации
действующих рабочих мест для жителей города Москвы при разработке
и реализации государственных программ города Москвы.
2.2. Проводить всесторонне взвешенную и взаимосогласованную
политику в области регулирования трудовой миграции.
2.3. Соблюдая приоритет трудоустройства жителей города Моск-
вы, обеспечить оптимизацию привлечения иностранных работников с
учетом развития экономики города Москвы и ростом производительнос-
ти труда, при этом долю иностранных работников в численности заня-
того населения города Москвы поддерживать на уровне, не превышаю-
щем 3,2%.
2.4. Оказывать лицам с ограниченными возможностями здоровья,
имеющим постоянное место жительства в городе Москве, содействие в
трудоустройстве, руководствуясь рекомендациями индивидуальной
программы реабилитации.
2.5. Организовать с участием средств массовой информации ин-
формационно-разъяснительные кампании и акции по информированию на-
селения о состоянии рынка труда и безработицы, возможностях трудо-
устройства и профессионального обучения в городе Москве, включая
массовые мероприятия (ярмарки вакансий) и ежемесячные публикации
на официальных сайтах сторон социального партнерства.
2.6. Провести городской конкурс профессионального мастерства
"Московские мастера" и городской конкурс "Лучшее предприятие для
работающих мам". Обеспечить участие победителей конкурса професси-
онального мастерства "Московские мастера" в конкурсе профессио-
нального мастерства "Мастера Центральной России".
2.7. В случае осложнения ситуации на рынке труда города Моск-
вы, связанной с угрозой массовых увольнений работников, разрабаты-
вать меры по предоставлению дополнительных гарантий занятости, пе-
реобучения и социальной поддержки высвобождаемых работников.
2.8. Провести городской конкурс "Лучший работодатель города
Москвы". Обеспечить участие победителей конкурса во Всероссийском
конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективнос-
ти".
2.9. Участвовать в подготовке новых квалификационных требова-
ний по профессиям рабочих, общих для всех видов экономической дея-
тельности. В целях повышения уровня профессиональной подготовки
кадров разработать систему стандартизации и сертификации на базе
региональных профессиональных стандартов по видам экономической
деятельности.
2.10. Содействовать снижению уровня официально зарегистриро-
ванной безработицы, не допуская его роста выше 1% от экономически
активного населения города Москвы.
Правительство и Работодатели:
2.11. Продолжить работу:
- по внедрению системы целевой контрактной подготовки специа-
листов с начальным профессиональным и средним профессиональным об-
разованием, в том числе трехсторонних договоров (работодатель -
образовательное учреждение - обучающийся), доработав форму, содер-
жание договоров и повысив ответственность сторон за качество под-
готовки специалистов;
- по созданию и дальнейшему развитию сети учебных (ресурсных)
центров, необходимых для обеспечения потребности в профессиональ-
ной подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих
кадров для организаций, осуществляющих свою деятельность на терри-
тории города Москвы;
- по усовершенствованию информационно-аналитической и методи-
ческой работы сети ресурсных центров с обеспечением координации
данными работами в рамках мероприятий государственных программ го-
рода Москвы.
2.12. Развивать городскую систему непрерывной профессиональ-
ной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
2.13. Создать в городе Москве образовательно-технологические
площадки (по видам экономической деятельности) в рамках действую-
щей общегородской организационно-технологической платформы по про-
фессиональной подготовке кадров квалифицированного труда, оказанию
услуг по подготовке и размещению профессиональных кадров для
предприятий промышленности и иных сфер услуг города Москвы, объ-
единяющие интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы об-
разовательных учреждений, предприятий и иных организаций для соз-
дания системы по организации производственной практики учащихся и
студентов, подготовки и переподготовки кадров.
2.14. Сформировать систему независимой оценки качества про-
фессионального образования. Организовать в городе Москве с участи-
ем объединений работодателей и специалистов образовательных учреж-
дений профессионального образования аттестационные площадки по
оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных уч-
реждений профессионального образования, других категорий граждан,
прошедших профессиональное обучение в различных формах.
2.15. Продолжить работу по закреплению молодых специалистов в
организациях промышленности и науки города Москвы.
2.16. МКПП(р) проводить работу по реализации работодателями
Закона города Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании
рабочих мест". Правительству Москвы ежеквартально предоставлять
информацию о расходовании вносимой работодателями в бюджет города
Москвы компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест.
Правительство:
2.17. Оказывать бесплатную правовую помощь по вопросам приме-
нения законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения
и отношения в сфере занятости, жителям города Москвы и организаци-
ям, зарегистрированным на территории города Москвы, в Государс-
твенном бюджетном учреждении города Москвы Московском городском
правовом Центре "Защита" в объемах государственного задания, сфор-
мированного в установленном порядке.
2.18. Осуществлять мониторинг процессов трудовой миграции,
регулярно в средствах массовой информации публиковать информацию
по вопросам регистрации, получения иностранными гражданами разре-
шения на работу в городе Москве, информацию об изменениях в мигра-
ционном законодательстве Российской Федерации.
2.19. Ежеквартально предоставлять МФП и МКПП(р) аналитическую
информацию о состоянии рынка труда города Москвы и составе безра-
ботных.
2.20. Не выдавать положительные заключения на привлечение и
использование труда иностранных работников организациям-заявителям
при наличии фактов высвобождения работников-граждан Российской
Федерации в связи с сокращением численности, отказа и невыполнения
условий Московского трехстороннего соглашения и Соглашения о мини-
мальной заработной плате в городе Москве, предъявления к кандида-
там на вакансии требований, не относящихся к квалификации работни-
ков и выполнению ими трудовых функций
2.21. Ежеквартально информировать социальных партнеров о соз-
дании рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Работодатели:
2.22. Критериями массового увольнения считать показатели чис-
ленности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в
городе Москве с численностью работающих от 15 и более человек, за
определенный период времени:
- увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работни-
ков организации от общей численности работающих в организации;
- увольнение работников в связи с ликвидацией организации лю-
бой организационно-правовой формы;
- сокращение численности или штата работников организации в
количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
2.23. В случае угрозы массового увольнения работников инфор-
мировать Профсоюзы, Департамент труда и занятости населения города
Москвы не менее чем за 3 месяца до начала проведения соответствую-
щих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на
уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приоста-
новка приема работников на работу, перевод на режим неполного ра-
бочего времени и др.).
2.24. Ежемесячно предоставлять в Департамент труда и занятос-
ти населения города Москвы информацию о потребности в работниках.
2.25. Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме
гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего време-
ни работникам, имеющим 3 и более детей, детей-инвалидов, а также
создавать условия для работы на дому.
2.26. Обеспечить обучение (профессиональную подготовку) и
подтверждение по его итогам документами установленного образца об
уровне квалификации работников из числа иностранных трудовых миг-
рантов, привлекаемых к работе в городе Москве.
2.27. МКПП(р) в случае необходимости проводить консультиро-
вание работодателей по вопросу заполнения заявки на привлечение
иностранных работников. МКПП(р) проводить общественную экспертизу
заявок работодателей на привлечение иностранных работников.
2.28. Обеспечить выпускникам образовательных учреждений сред-
него профессионального и высшего профессионального образования га-
рантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата
работников организации в первые два года работы после обучения.
2.29. Работодателям, получившим положительное решение о прив-
лечении иностранных работников, обеспечить прохождение ими профес-
сионально-квалификационного тестирования, а в случае необходимос-
ти - повышения квалификации, обучения и/или переобучения иностран-
ных работников по специальностям (профессиям), включенным в Пере-
чень, утвержденный решением МТК от 24 июня 2010 г., в учреждениях
и организациях профессионального и дополнительного образования.
МКПП(р) организовать проведение работодателями профессиональ-
но-квалификационного тестирования, а в случае необходимости - по-
вышения квалификации, обучения и/или переобучения иностранных ра-
ботников. МКПП(р) ежеквартально направлять информацию в Департа-
мент труда и занятости населения города Москвы об организации
тестирования и обучения иностранных работников.
Профсоюзы:
2.30. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую
помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малоо-
беспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудо-
вого законодательства.
2.31. Осуществлять профсоюзный контроль над соблюдением зако-
нодательства, регулирующего трудовые отношения в организациях, в
том числе при смене собственника имущества организации, изменении
подведомственности организации, ее реорганизации.
2.32. Оказывать содействие Государственному бюджетному учреж-
дению города Москвы Московскому городскому правовому Центру "Защи-
та" в работе по оказанию на безвозмездной основе правовой помощи
по вопросам применения законодательства, регулирующего социаль-
но-трудовые отношения и вопросы занятости, в административных ок-
ругах города Москвы.
3. В области политики заработной платы и доходов населения
В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения
уровня бедности и социального неравенства в городе Москве Стороны
обязуются:
3.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве не
может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного на-
селения города Москвы, определяемого постановлением Правительства
Москвы.
3.2. Публиковать в средствах массовой информации сторон соци-
ального партнерства города Москвы величину прожиточного минимума в
городе Москве, определенную в порядке, установленном нормативными
правовыми актами города Москвы, а также рассчитанную по методике
МТК в качестве социального ориентира для хозяйствующих субъектов
города Москвы в целях возможного повышения материальной обеспечен-
ности работающего населения.
Правительство и Работодатели:
3.3. Обеспечить выплату заработной платы гражданам, занятым
на временных работах при полной отработке нормы рабочего времени
и выполнившим норму труда с учетом размера материальной поддержки,
оказываемой органами службы занятости населения города Москвы, не
ниже размера минимальной заработной платы, установленного Соглаше-
нием о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год
между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов
и московскими объединениями работодателей.
3.4. Принимать меры, направленные на повышение реального
уровня заработной платы работающего населения города Москвы, с
учетом официальных данных федерального органа исполнительной влас-
ти по статистике о динамике роста потребительских цен на товары и
услуги.
Правительство и Профсоюзы:
3.5. Проводить мониторинг уровня жизни населения и работающих
по видам экономической деятельности. Регулярно размещать результа-
ты мониторинга на официальном портале Правительства Москвы, сайтах
Департамента экономической политики и развития города Москвы, МФП
и в газете "Солидарность".
Работодатели:
3.6. Обеспечить выплату заработной платы работникам, пол-
ностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и
выполнившим норму труда, в размере не ниже размера минимальной за-
работной платы, установленного Соглашением о минимальной заработ-
ной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями
работодателей.
3.7. Не допускать задержек выплаты заработной платы работни-
кам в организациях города Москвы независимо от форм собственности
и ведомственной подчиненности, обеспечить начисление и выплаты
компенсации за задержку выплаты заработной платы.
3.8. Определять денежную компенсацию работнику за задержку
выплат из расчета не ниже одной двухсотой действующей в это время
ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от
общей суммы невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, на-
чиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день
фактического расчета включительно.
3.9. При сокращении численности или штата работников выходное
пособие выплачивать из расчета средней заработной платы работника
в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Фе-
дерации без учета периода работы в режиме неполного рабочего вре-
мени, введенного по инициативе работодателя.
3.10. При расчете средней заработной платы во всех случаях
средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в
расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда
(трудовые обязанности), не может быть менее установленного в Сог-
лашении о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год
между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов
и московскими объединениями работодателей.
3.11. Возместить работнику, вынужденно приостановившему рабо-
ту в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более
15 дней, не полученный им средний заработок за весь период ее за-
держки, включая период приостановки исполнения трудовых обязаннос-
тей, с уплатой денежной компенсации за задержку выплат в размере
не ниже одной двухсотой действующей в это время ставки рефинанси-
рования Центрального банка Российской Федерации от общей суммы не-
выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следу-
ющего дня после установленного срока выплаты по день фактического
расчета включительно.
Профсоюзы:
3.12. Обеспечить профсоюзный контроль над своевременной и в
полном объеме выплатой заработной платы работникам организаций
всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность на тер-
ритории города Москвы.
3.13. Обеспечить профсоюзный контроль над своевременным про-
ведением индексации заработной платы в связи с ростом потребитель-
ских цен на товары и услуги в организациях всех форм собственнос-
ти, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы.
4. В области социальной защиты
В целях развития комплекса мер социальной защиты населения,
создания условий для развития добровольного социального страхова-
ния Стороны обязуются:
4.1. Способствовать развитию добровольного и безвозмездного
донорства крови.
Правительство:
4.2. Сохранить объемы мер социальной поддержки пенсионерам,
ветеранам и инвалидам и другим социально незащищенным категориям
населения с учетом разграничения полномочий между органами испол-
нительной власти Российской Федерации и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
4.3. Сохранить с учетом разграничения полномочий между орга-
нами исполнительной власти Российской Федерации и органами испол-
нительной власти субъектов Российской Федерации объемы предостав-
ления гарантированных видов бесплатной медицинской помощи населе-
нию города Москвы.
4.4. Обеспечить до установленной в городе Москве величины го-
родского социального стандарта на уровне не ниже 2011 года выплату
региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам,
ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии некоторых категорий
работающих пенсионеров, зарегистрированных в городе Москве по мес-
ту жительства.
4.5. Сохранить для пенсионеров, инвалидов (в том числе де-
тей-инвалидов и сопровождающих их лиц), детей-сирот и детей, ос-
тавшихся без попечения родителей, детей из многодетных семей
бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспор-
та (кроме такси и маршрутного такси); обучающихся по очной форме
обучения в государственных образовательных учреждениях и негосу-
дарственных образовательных организациях, имеющих государственную
аккредитацию, по программам начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования, обучающихся по очной форме
обучения в государственных образовательных учреждениях и негосу-
дарственных образовательных организациях, имеющих государственную
аккредитацию, по программам начального профессионального образова-
ния, студентов, обучающихся по очной форме обучения в государс-
твенных образовательных учреждениях и негосударственных образова-
тельных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по
программам среднего и высшего профессионального образования -
льготный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта
(кроме такси и маршрутного такси).
4.6. Принимать меры по выделению садовых участков для ведения
коллективного садоводства льготных категорий москвичей в установ-
ленном порядке.
4.7. Предусмотреть Комитету общественных связей города Москвы
средства в бюджете города Москвы на поддержку инициатив обществен-
ных организаций ветеранов и инвалидов.
4.8. Продолжить практику выделения неработающим пенсионерам
билетов для посещения культурных учреждений города Москвы за счет
средств бюджета города Москвы.
4.9. Рассмотреть вопрос о подготовке нормативных правовых ак-
тов Правительства Москвы, предусматривающих строительство доходных
домов и функционирование системы доходных домов для обеспечения
жилыми помещениями работников организаций города Москвы. С этой
целью организовать в Зеленоградском административном округе города
Москвы в 2012-2016 гг. пилотный проект строительства доходных до-
мов для обеспечения жилыми помещениями работников организаций
электронной промышленности, расположенных в Зеленоградском адми-
нистративном округе города Москвы.
4.10. Оказывать содействие учреждениям здравоохранения города
Москвы в проведении диспансеризации работающего населения.
Работодатели и Профсоюзы:
4.11. Осуществлять общественный контроль над расходованием
средств обязательного социального страхования через своих предста-
вителей в комиссиях по обязательному социальному страхованию.
Работодатели:
4.12. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг перевод-
чиков жестового языка инвалидов по слуху (сурдопереводчиков) в ор-
ганизациях, где численность работников с нарушением слуха состав-
ляет более 15 человек.
4.13. Направлять (в течение 5 дней) органам социальной защиты
населения города Москвы по месту нахождения работодателя информа-
цию о приеме на работу пенсионеров.
4.14. Предоставлять сведения индивидуального (персонифициро-
ванного) учета работников организаций города Москвы в государс-
твенные внебюджетные фонды Российской Федерации.
4.15. Обеспечить установление должностных окладов сурдопере-
водчиков (старших инструкторов-переводчиков) по обслуживанию глу-
хих рабочих, работающих в организациях, использующих труд инвали-
дов по слуху, не ниже размера средней заработной платы в данной
организации.
4.16. Принимать меры по созданию условий для организации го-
рячего питания работников.
Профсоюзы:
4.17. Обеспечить общественный контроль за своевременным и в
полном объеме перечислением работодателем страховых взносов на
обязательное социальное страхование и своевременным и в полном
объеме представлением работодателем достоверных сведений индивиду-
ального (персонифицированного) учета работников организаций города
Москвы в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Феде-
рации.
5. В области охраны труда и экологии
В целях обеспечения благоприятных условий и охраны труда, по-
вышения уровня его безопасности, ликвидации причин производствен-
ного травматизма и улучшения экологической ситуации Стороны обязу-
ются:
5.1. Осуществлять контроль над санитарно-эпидемиологической,
противопожарной обстановкой и обеспечением безопасности пребывания
детей и подростков в детских загородных оздоровительных лагерях.
Приемку детских оздоровительных лагерей осуществлять с участием
технической инспекции труда МФП и отраслевых профсоюзов.
5.2. Продолжить взаимодействие с федеральными органами госу-
дарственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового,
природоохранного законодательства и законодательства об охране
труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на террито-
рии города Москвы.
5.3. Обеспечить выполнение организациями города Москвы правил
и норм охраны труда, санитарно-противоэпидемических требований и
требований экологической безопасности при осуществлении хозяйс-
твенной деятельности, включая транспортировку, обезвреживание и
переработку промышленных и бытовых отходов.
5.4. Оказывать содействие в проведении работодателями аттес-
тации рабочих мест по условиям труда, пропаганде (распространении)
в организациях новых разработок, прогрессивных технологий и обору-
дования, направленных на предотвращение несчастных случаев на про-
изводстве.
5.5. Принимать меры по организации и обеспечению функциони-
рования в организациях города Москвы системы управления профессио-
нальными рисками как одного из важнейших направлений экономичес-
кого стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий
труда.
Правительство:
5.6. Обеспечить финансирование мероприятий по охране труда в
государственных учреждениях города Москвы за счет средств, выделя-
емых на их содержание, с отражением данных (фактических) расходов
в коллективном договоре и соглашении по охране труда организации.
5.7. Продолжить организацию и проведение аттестации рабочих
мест по условиям труда в государственных бюджетных учреждениях го-
рода Москвы с приведением рабочих мест в соответствие с требовани-
ями охраны труда.
Работодатели:
5.8. Обеспечить в соответствии с законодательством Российской
Федерации финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на террито-
рии города Москвы, при этом размер выделяемых средств в расчете на
каждого работающего должен быть не ниже минимального размера зара-
ботной платы, установленного Соглашением о минимальной заработной
плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями
работодателей.
5.9. Результаты расследования несчастного случая на произ-
водстве рассматривать работодателем с участием выборного органа
первичной профсоюзной организации для принятия решений, направлен-
ных на ликвидацию причин и предупреждение травматизма.
5.10. Обеспечить выплату единовременной денежной компенсации,
сверх предусмотренной федеральным законодательством, семье в ре-
зультате смерти работника, наступившей от несчастного случая на
производстве или профессионального заболевания, в размере не менее
50 минимальных заработных плат, установленных в городе Москве.
В случае трудового увечья, полученного работником от несчастного
случая на производстве или профессионального заболевания, размер
единовременной денежной компенсации определяется в соответствии со
степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из разме-
ра 50 минимальных заработных плат в городе Москве.
Профсоюзы:
5.11. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением норма-
тивных правовых актов Российской Федерации о труде силами правовых
и технических инспекторов труда профсоюзов, уполномоченных (дове-
ренных) лиц профсоюзных комитетов.
5.12. Проводить разъяснительную работу среди работников орга-
низаций, осуществляющих свою деятельность на территории города
Москвы, а также работников, состоящих в трудовых отношениях с ин-
дивидуальными предпринимателями, по вопросам охраны труда и пре-
доставления социальных гарантий.
6. В области молодежной политики, спорта и культуры
В целях создания условий для самореализации молодежи, обеспе-
чения равных стартовых возможностей для включения молодых граждан
в социальную, экономическую и культурную жизнь общества Стороны
обязуются:
6.1. Проводить городские конкурсы профессионального мастерс-
тва среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального об-
разования.
6.2. Содействовать обеспечению временной занятости молодежи в
свободное от учебы время и период каникул.
6.3. Содействовать совершенствованию и развитию системы про-
фессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений.
Совершенствовать профориентационные уроки в программах обучения
общеобразовательных учреждений. Предусмотреть оснащение центров
профориентации и общеобразовательных учреждений города Москвы спе-
циализированным оборудованием для проведения профориентационных
мероприятий.
6.4. Содействовать развитию взаимодействия между образова-
тельными учреждениями среднего профессионального, высшего профес-
сионального и дополнительного профессионального образования и ра-
ботодателями города Москвы.
6.5. Обеспечить долевое участие в финансировании мероприятий
военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, органи-
зации спортивно-оздоровительного отдыха детей, культурно-массовых
мероприятий, в т.ч. героико-исторической направленности.
6.6. Обеспечить организацию оздоровления и занятости подрост-
ков в лагерях труда и отдыха, поддерживать движение трудовых объ-
единений молодежи.
6.7. Проводить согласованную политику в области развития
культуры, спорта, туризма, молодежной сферы, организации детского
и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, соци-
ально-культурных объектов города Москвы.
6.8. Принимать меры по сохранению детских загородных оздоро-
вительных лагерей. Обеспечить финансирование мероприятий по прове-
дению детской оздоровительной кампании, предусмотреть в бюджете
города Москвы субсидию МФП на частичное возмещение затрат по ока-
занию услуг в проведении детских оздоровительных мероприятий в
размере 573 000 000 рублей.
6.9. Принимать участие в организации и проведении культурно-
массовых, спортивных мероприятий, проводимых для москвичей на базе
клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, учреждений
дополнительного и профессионального образования города Москвы.
6.10. Оказывать организационно-методическую помощь клубным и
спортивным учреждениям, библиотекам, детским оздоровительным лаге-
рям организаций города Москвы.
6.11. Обеспечить функционирование системы гарантированного
предложения места первой работы выпускникам образовательных учреж-
дений среднего и высшего профессионального образования - жителям
города Москвы.
6.12. Содействовать созданию в организациях всех форм собс-
твенности советов молодых специалистов.
6.13. Продолжить работу по внедрению системы государственно-
частного партнерства для поддержки и развития материально-техни-
ческой базы детских оздоровительных лагерей.
Правительство и Профсоюзы:
6.14. Осуществлять контроль над реализацией мероприятий по
обеспечению отдыха детей и подростков в оздоровительных организа-
циях.
6.15. Организовать новогодние представления в дни зимних
школьных каникул для детей и подростков. Обеспечить финансирование
мероприятий по проведению новогодних представлений для детей в Го-
сударственном Кремлевском Дворце, предусмотреть в бюджете города
Москвы субсидии МФП в размере 122 800 000 рублей на частичную ком-
пенсацию расходов по организации и проведению новогодних представ-
лений.
Правительство:
6.16. Предусмотреть в рамках проведения оздоровительной кам-
пании приобретение путевок для представителей студенческой
молодежи в установленном порядке.
6.17. Осуществлять бесплатные перевозки организованных групп
детей в каникулярный период по установленным сертификатам на про-
езд.
6.18. Содействовать развитию предпринимательства молодежи,
создавать условия, стимулирующие молодежь к осуществлению предпри-
нимательской деятельности, профессиональному росту и социальной
активности.
6.19. Осуществлять организационную помощь и предоставлять
субсидии физкультурно-спортивным организациям города Москвы неза-
висимо от организационно-правовой формы (за исключением государс-
твенных учреждений) в порядке, установленном нормативными правовы-
ми актами города Москвы.
Работодатели:
6.20. Гарантируют трудоустройство по специальности молодым
специалистам, а также выпускникам государственных образовательных
учреждений города Москвы среднего профессионального и высшего про-
фессионального образования, направленным в организацию по заявкам
работодателей города Москвы.
6.21. Заключают договоры о сотрудничестве, включая трехсто-
ронние договоры на подготовку рабочих кадров, с образовательными
учреждениями города Москвы среднего профессионального, высшего
профессионального и дополнительного профессионального образования
на подготовку, переподготовку кадров и последующее гарантируемое
предложение трудоустройства выпускников.
Профсоюзы:
6.22. Организовать обучение директоров детских загородных оз-
доровительных лагерей организаций города Москвы.
7. В области развития системы социального партнерства
В целях повышения эффективности взаимодействия социальных
партнеров, развития гражданского общества и системы социального
партнерства на основе ответственности и реализации достигнутых
договоренностей Стороны обязуются:
7.1. Официально информировать друг друга о принимаемых реше-
ниях и нормативных правовых актах города Москвы по вопросам, кото-
рые являются предметом настоящего Соглашения, а также по вопросам
регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических
отношений. Проводить взаимные консультации по вопросам разработки
и реализации социально-экономической политики в городе Москве.
7.2. Взаимно обеспечивать представителям Сторон возможность
принимать участие на всех уровнях в рассмотрении социально-трудо-
вых и связанных с ними экономических вопросов.
7.3. Оказывать практическое и методическое содействие заклю-
чению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных до-
говоров в организациях города Москвы.
7.4. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных
трудовых споров. В случае их возникновения обращаться в Учреждение
"Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых
споров" и выполнять его решения.
7.5. Направлять в Учреждение "Трудовой арбитражный суд для
разрешения коллективных трудовых споров" информацию о коллективных
трудовых спорах и массовых нарушениях трудовых прав работников
для оказания содействия в их урегулировании, систематизации и про-
ведения аналитической работы.
7.6. Оказывать содействие организациям города Москвы в преде-
лах полномочий в деятельности по пропаганде трудового законода-
тельства в средствах массовой информации (включая окружные и го-
родские) с размещением информации по данной тематике на объектах
наружной peкламы. Размещать в организациях города Москвы информа-
цию с указанием органов и организаций, занимающихся урегулировани-
ем трудовых споров (приложение 2).
7.7. Продолжить работу по повышению социальной ответственнос-
ти субъектов предпринимательской деятельности, вовлечению органи-
заций всех организационно-правовых форм, в том числе саморегулиру-
емых организаций, а также российских сетевых компаний и транснаци-
ональных компаний в систему социального партнерства.
7.8. Публиковать в газетах "Тверская, 13", "Содружество",
"Солидарность", "Московская промышленная газета", "Биржа труда",
"Московская перспектива", окружных средствах массовой информации и
размещать на официальных сайтах Сторон материалы, рассказывающие о
практике социального партнерства в городе Москве, социально-трудо-
вых вопросах, решениях МТК и мероприятиях, проводимых в рамках ре-
ализации Соглашения.
7.9. Проводить согласованную политику по вовлечению в новые и
укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных ор-
ганизаций в организациях всех форм собственности, осуществляющих
свою деятельность на территории города Москвы.
7.10. При реализации совместных решений в рамках системы со-
циального партнерства учитывать взаимодействие организаций, дейс-
твующих на территории города Москвы, с объединениями профсоюзов и
объединениями работодателей.
7.11. Способствовать выполнению государственных программ го-
рода Москвы, затрагивающих социально-экономические интересы работ-
ников.
7.12. В установленном порядке вносить предложения о принятии
нормативных правовых актов по вопросам, которые относятся к пред-
мету настоящего Соглашения.
7.13. Проводить разъяснительную работу по участию организаций
и индивидуальных предпринимателей города Москвы в проекте "Декла-
рирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав ра-
ботников и работодателей".
7.14. Проработать вопросы развития социально-трудовой сферы
города Москвы в связи с расширением границ города Москвы.
7.15. Продолжить работу по организации обучения представите-
лей сторон социального партнерства формам и методам договорного
регулирования социально-трудовых отношений и основам организации
взаимодействия сторон социального партнерства в рамках реализации
планов развития города Москвы.
Правительство и Работодатели:
7.16. Обеспечить в пределах компетенции выпуск тематических
информационных изданий, в том числе совместных номеров газеты
"Содружество", посвященных реализации промышленной политики, под-
держки и развития малого и среднего предпринимательства города
Москвы
Правительство:
7.17. В целях согласования интересов сторон обеспечить усло-
вия для участия органов социального партнерства (МТК) в разработке
и обсуждении проектов нормативных правовых актов Правительства
Москвы в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических
отношений.
7.18. При обращении Сторон включать в состав формируемых Пра-
вительством Москвы на уровне города Москвы и административных ок-
ругов города Москвы комиссий, коллегий префектур административных
округов города Москвы, рабочих групп по социально-трудовым и
связанным с ними экономическим вопросам представителей Профсоюзов
и Работодателей.
7.19. При обращении работодателей в органы исполнительной
власти города Москвы по вопросам оказания им практической помощи в
осуществлении хозяйственно-экономической деятельности в рамках
компетенции оказывать соответствующее содействие, в случае необхо-
димости принимать решения на основе взаимных консультаций Сторон
МТК.
7.20. Предусмотреть Комитету общественных связей города Моск-
вы средства в бюджете города Москвы на предоставление субсидии Уч-
реждению "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных
трудовых споров" в размере 11 200 000 рублей на возмещение расхо-
дов по оказанию услуг в сфере системы социального партнерства по
предотвращению коллективных трудовых споров и содействию разреше-
ния связанных с ними конфликтов.
7.21. Оказать содействие в установленном порядке в части ус-
тановления арендной платы за занимаемые МКПП(р) помещения в здании
по адресу: г.Москва, ул.Новый Арбат, д.21, стр.1 и ее структурным
подразделениям на уровне минимальной ставки, утвержденной на
2012 год по городу Москве.
7.22. Префектурам административных округов города Москвы пре-
дусмотреть денежные средства на обеспечение функционирования тер-
риториальной системы социального партнерства в виде бюджетных суб-
сидий МФП и МКПП(р) в соответствии с территориальными (окружными)
соглашениями.
7.23. Выделить в установленном законом города Москвы о бюдже-
те города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
порядке субсидии учебным центрам МФП в размере 36 000 000 рублей
на частичное возмещение расходов по обучению представителей сторон
социального партнерства формам и методам договорного регулирования
социально-трудовых отношений.
7.24. Продолжить реализацию мер государственной поддержки в
виде предоставления ставок арендной платы и иных форм поддержки в
особом порядке, установленном нормативными правовыми актами города
Москвы, по земельным участкам и объектам нежилого фонда, занимае-
мым профсоюзами и организациями профсоюзов (кроме фондов и ассоци-
аций).
7.25. Ежемесячно предоставлять сторонам социального партнерс-
тва информационно-аналитическую записку о состоянии социально-тру-
довой сферы города Москвы.
Профсоюзы:
7.26. Проводить консультации по правовым вопросам и вопросам
охраны труда на сайте МФП в сети Интернет, в том числе в режиме
"online", используя компьютерную программу "Профсоюзная Фемида".
7.27. Организовать обучение не менее 20 тысяч представителей
социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регу-
лирования трудовых отношений, практике заключения коллективных до-
говоров и соглашений.
7.28. Не выступать организаторами забастовок в случае выпол-
нения Правительством Москвы и работодателями обязательств, предус-
мотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми и окружными
соглашениями.
Работодатели:
7.29. По запросу представителей работников предоставляют пол-
ную и достоверную информацию, необходимую для заключения и подве-
дения итогов выполнения коллективных договоров и соглашений.
8. О финансировании обязательств Соглашения, территориальных
(окружных, районных) соглашений, городских отраслевых
(межотраслевых) соглашений
8.1. Органам исполнительной власти города Москвы, в том числе
префектурам административных округов города Москвы, при подготовке
в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на
2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов и постановлением Пра-
вительства Москвы от 5 апреля 2011 г. N 109-ПП "О порядке предос-
тавления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, ин-
дивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям
товаров, работ и услуг, некоммерческим организациям, не являющимся
государственными учреждениями города Москвы, и о признании утра-
тившим силу постановления Правительства Москвы от 13 мая 2008 г.
N 385-ПП" предусмотреть субсидии на цели выполнения обязательств
настоящего Соглашения, территориальных (окружных, районных) согла-
шений, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений.
9. Ответственность Сторон:
Стороны Соглашения вправе по взаимному согласию устанавливать
ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по Согла-
шению, если эта ответственность не противоречит законодательству
Российской Федерации.
10. Заключительные положения
10.1. Соглашение открыто для присоединения всех организаций,
осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы, в
порядке, определяемом Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г.
N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве".
10.2. МТК рекомендует включать в коллективные договоры и сог-
лашения пункты, включенные в приложение 1 к настоящему Соглашению.
10.3. В целях обеспечения реализации настоящего Соглашения,
дальнейшего развития социального партнерства Стороны на основе
взаимных консультаций в рамках МТК разрабатывают документы, при-
нимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов
государственной власти Российской Федерации, органов государствен-
ной власти города Москвы, Российской трехсторонней комиссии по ре-
гулированию социально-трудовых отношений, Трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений Центрального феде-
рального округа и добиваются их реализации.
10.4. Обязательства Работодателей принимают на себя также две
другие Стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
Сторонами социального партнерства составляется план проверки орга-
низаций, осуществляющих свою деятельность на территории города
Москвы, независимо от организационно-правовой формы, формы собс-
твенности и ведомственной подчиненности и выносится на обсуждение
сторон. Проверки осуществляются с участием Сторон настоящего Сог-
лашения. Инициатором проведения проверок может выступать любая
Сторона настоящего Соглашения. Документы по запросу одной из Сто-
рон предоставляются в срок не позднее 3 календарных дней с момента
получения соответствующего запроса. Решение о проведении проверок
принимается одной из Сторон при наличии в представленных докумен-
тах достоверных сведений о невыполнении обязательств, принятых
сторонами социального партнерства города Москвы. Взаимные консуль-
тации проводятся не позднее 7 календарных дней после поступления
от Стороны письменного уведомления.
10.5. Соглашение вступает в силу 1 января 2012 г. и действует
до вступления в силу нового соглашения.
От Правительства От московских От московских
Москвы объединений объединений
профсоюзов работодателей
Мэр Москвы Председатель Председатель
Московской Московской
Федерации Конфедерации
профсоюзов промышленников
и предпринимателей
(работодателей)
С.С.Собянин М.Д.Нагайцев Е.В.Панина
Приложение 1
к Московскому трехстороннему
соглашению на 2012 год
Московская трехсторонняя комиссия по регулированию
социально-трудовых отношений рекомендует включать в
коллективные договоры и соглашения следующие пункты:
1. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидаци-
ей организации или сокращением численности или штата работников
организации, возможность переобучения новым профессиям, а также
оплачиваемое время для поиска новой работы до наступления срока
расторжения трудового договора.
2. Предусмотреть предоставление оплачиваемого времени уполно-
моченным профсоюзных комитетов и комиссий для выполнения возложен-
ных на них обязанностей по контролю условий и охраны труда.
3. Предусмотреть выплату пособия по временной нетрудоспособ-
ности за первые три дня нетрудоспособности работника в связи с его
заболеванием или травмой (за исключением несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний) из средств работода-
теля из расчета среднемесячного заработка работника.
4. Определять порядок индексации заработной платы работников
в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
5. Предусмотреть выделение финансовых средств (из прибыли ор-
ганизации) на оплату санаторно-курортного лечения и оздоровления
работников и членов их семей, проведение диспансеризаций в целях
профилактики и выявления заболеваний (в том числе профессиональ-
ных) на ранних стадиях, оказание материальной поддержки работни-
кам, имеющим детей (при рождении ребенка, приобретении санатор-
но-курортных путевок "Мать и дитя", оплату лечения детей, выплату
пособий женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми в воз-
расте от 1,5 лет до 3 лет и др.)
6. Предусмотреть мероприятия по аккумулированию финансовых
средств на содержание объектов социальной сферы.
7. Предусмотреть мероприятия по сохранению объемов услуг,
оказываемых столовыми, культурно-просветительными, спортивными,
оздоровительными и социально-бытовыми объектами организаций с уче-
том действующих норм и фактической численности работающих, обеспе-
чению на должном уровне их технического состояния.
8. Предусмотреть отчисление средств на дополнительное негосу-
дарственное пенсионное обеспечение и добровольное медицинское
страхование работающих и членов их семей.
9. Предусмотреть создание условий для осуществления деятель-
ности выборного органа первичной профсоюзной организации.
10. Определить порядок согласования работодателем заявки о
потребности в иностранных работниках на очередной год с профсоюз-
ной организацией.
11. В целях закрепления рабочих кадров на производстве напра-
вить усилия на восстановление наставничества, обеспечивающего пре-
емственность поколений, сохранение накопленного профессионального
опыта.
12. Оплачивать расходы на погребение работника и членов его
семьи сверх установленного законодательством пособия, выплачивае-
мого за счет средств обязательного социального страхования.
13. Предоставлять за счет средств организации:
- возможность повышения квалификации и дальнейшего обучения
молодежи;
- профессиональное обучение и переобучение женщин, имеющих
перерывы в трудовой деятельности, вызванные необходимостью ухода
за детьми.
14. Предусмотреть порядок и размеры возмещения работнику рас-
ходов, связанных со служебными командировками.
15. Определить размер и порядок возмещения расходов работни-
кам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет
разъездной характер, согласно установленному перечню работ, про-
фессий и должностей.
16. За период отстранения работника от работы по медицинским
показаниям на срок до 4 месяцев из-за отсутствия соответствующей
работы у работодателя производить оплату в размере не ниже мини-
мальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной
заработной плате в городе Москве на 2012 год.
17. Предусмотреть обязательства, направленные на конкретную
поддержку работающих инвалидов, а также работников, имеющих в сос-
таве семей лиц с ограничениями жизнедеятельности.
18. Предусмотреть включение положений о передаче коллективно-
го трудового спора в случае его возникновения на рассмотрение в
Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных
трудовых споров" и выполнении его решений.
19. Оказывать содействие в улучшении жилищных условий работ-
никам организации, состоящим на жилищном учете.
20. Создавать советы молодых специалистов в организациях го-
рода, содействовать их работе с оказанием организационной и финан-
совой поддержки.
21. Предоставлять право председателю первичной профсоюзной
организации как уполномоченному представителю работников принимать
участие в оперативных совещаниях и заседаниях правления организа-
ций с правом совещательного голоса в соответствии с уставными до-
кументами или коллективным договором.
22. Срочный трудовой договор заключается только в тех случа-
ях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопре-
деленный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее
выполнения, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российс-
кой Федерации, иными федеральными законами.
23. Определять за счет средств работодателя, дополнительные
льготы и гарантии уполномоченным (доверенным) лицам по охране тру-
да профессиональных союзов, в том числе предоставление ежегодного
дополнительного оплаченного отпуска на срок не менее 3 календарных
дней.
24. Не допускать нецелевого использования средств, предназна-
ченных для оплаты труда. Представлять профсоюзам необходимую ин-
формацию по формированию и расходованию фонда оплаты труда.
25. Проводить мероприятия по социальной поддержке молодых
специалистов.
26. Предусмотреть положения о необходимости поддержания та-
рифной части заработка на уровне не ниже 2/3 от общего его разме-
ра.
27. Создавать условия для обеспечения жилыми помещениями ра-
ботников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных ус-
ловий по месту работы, за счет средств работодателя, в т.ч. с воз-
можным долевым участием работников.
28. В случае реорганизации организации не допускать высвобож-
дение работников, имеющих многодетные семьи.
29. Рекомендовать устанавливать за счет собственных средств
дополнительные меры социальной поддержки при выходе на пенсию ра-
ботникам, имеющим трудовые заслуги и длительный стаж работы в ор-
ганизации.
30. Предусмотреть выделение финансовых средств из прибыли ор-
ганизации на полную или частичную компенсацию проезда работников
городским общественным транспортом.
Приложение 2
к Московскому трехстороннему
соглашению на 2012 год
Список организаций по оказанию помощи в урегулировании трудовых
споров для размещения на информационных стендах
в организациях города Москвы
Управление юридической службы Московской Федерации профсоюзов
тел.(495) 688-66-01, 688-76-47
Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей
(работодателей)
тел./факс (495) 691-99-01, 691-98-74
Горячая линия Комитета общественных связей города Москвы
тел.(495) 974-22-55
Коллективные трудовые споры: Учреждение "Трудовой арбитражный
суд для разрешения коллективных трудовых споров"
тел. (495) 688-82-92, факс (495) 688-71-65
Индивидуальные трудовые споры: Государственное бюджетное уч-
реждение города Москвы Московский городской правовой Центр "Защи-
та"
тел. (495) 959-89-40, 959-99-88
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 22 ноября 2011 г. N 552-ПП
Соглашение
о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год
между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов
и московскими объединениями работодателей
Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти
города Москвы, Московская Федерация профсоюзов от лица московских
объединений профсоюзов, Московская Конфедерация промышленников и
предпринимателей (работодателей) от лица московских объединений
работодателей, действуя в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации и законодательством города Москвы, на основании
статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, заключили
настоящее Соглашение о следующем:
1. Предусмотреть двухэтапное повышение размера минимальной
заработной платы в городе Москвы. Установить размер минимальной
заработной платы с 1 января 2012 г. - 11 300 рублей, с 1 июля
2012 г. - 11 700 рублей.
2. Размер минимальной заработной платы включает минимальную
сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего вре-
мени, установленную законодательством Российской Федерации, и ис-
полнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую та-
рифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а
также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением
выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153
Трудового кодекса Российской Федерации.
3. Настоящее Соглашение распространяется на работодателей,
осуществляющих деятельность на территории города Москвы, присоеди-
нившихся в порядке, предусмотренном статьей 133.1 Трудового кодек-
са Российской Федерации.
4. Контроль над исполнением Соглашения осуществляется
Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-тру-
довых отношений (далее - МТК).
5. Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изме-
нения и дополнения в заключенное Соглашение в порядке, установлен-
ном Регламентом работы МТК.
От Правительства От московских От московских
Москвы объединений объединений
профсоюзов работодателей
Мэр Москвы Председатель Председатель
Московской Московской
Федерации Конфедерации
профсоюзов промышленников
и предпринимателей
(работодателей)
С.С.Собянин М.Д.Нагайцев Е.В.Панина