Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 552-ПП от 22 ноября 2011 года

О подписании Московского трехстороннего соглашения на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей и Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

     В целях повышения эффективности системы социального партнерс-
тва, динамичного и устойчивого развития отраслей экономики и соци-
альной сферы города Москвы Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить принятые Московской  трехсторонней  комиссией  по
регулированию  социально-трудовых  отношений  проекты  Московского
трехстороннего соглашения на 2012 год между Правительством Москвы,
московскими  объединениями  профсоюзов и московскими объединениями
работодателей (приложение 1) и Соглашения о минимальной заработной
плате  в  городе  Москве  на 2012 год между Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов и  московскими  объединениями
работодателей (приложение 2).
     2. До конца 2011 г. подписать Московское трехстороннее согла-
шение на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объеди-
нениями  профсоюзов  и  московскими  объединениями работодателей и
Соглашение о  минимальной  заработной  плате  в  городе  Москве на
2012 год  между  Правительством Москвы,  московскими объединениями
профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве  Москвы  по  социальной
политике Швецову Л.И.
   

П.п.Мэр Москвы                                         С.С.Собянин



                              Приложение 1
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 22 ноября 2011 г. N 552-ПП

               МОСКОВСКОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
                           на  2012 год
                   между Правительством Москвы,
               московскими объединениями профсоюзов
            и московскими объединениями работодателей
    
     Договаривающиеся стороны:  Правительство Москвы от лица орга-
нов исполнительной власти города Москвы (далее  -  Правительство),
Московская  Федерация  профсоюзов (далее - МФП) от лица московских
объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы),  Московская Конфедера-
ция  промышленников  и  предпринимателей  (работодателей) (далее -
МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее -  Ра-
ботодатели)  (далее  - Стороны) заключили Московское трехстороннее
соглашение на 2012 год между  Правительством  Москвы,  московскими
объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
(далее - Соглашение).
     Основными целями  настоящего  Соглашения являются обеспечение
согласования интересов работников,  работодателей и органов испол-
нительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых
отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных
на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функци-
онирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы,
обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах заня-
тости и социальной защиты населения,  оплаты и охраны труда работ-
ников, на основе принципов социального партнерства.
     Стороны признают необходимым заключение городских  отраслевых
(межотраслевых),  территориальных (окружных и районных) соглашений
на территориях административных округов и районов  города  Москвы,
коллективных  договоров  в организациях,  осуществляющих свою дея-
тельность на территории города Москвы, и обязуются оказывать орга-
низациям, развивающим принципы социального партнерства, всесторон-
нее  содействие.  При этом  настоящее  Соглашение  рассматривается
Сторонами  как основа для переговоров в целях заключения городских
отраслевых (межотраслевых) и территориальных (окружных,  районных)
соглашений,  а  также коллективных договоров в организациях,  осу-
ществляющих свою деятельность на территории города Москвы. Нормы и
гарантии,  включенные в настоящее Соглашение, являются минимальны-
ми,  обязательными к применению и не могут быть изменены в сторону
снижения социальной и экономической защищенности работников.
     Стороны, подписавшие настоящее  Соглашение,  в  объеме  своих
полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генераль-
ным соглашением между  общероссийскими  объединениями  профсоюзов,
общероссийскими  объединениями работодателей и Правительством Рос-
сийской Федерации  и  Соглашением  между  органами  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, входящими в Центральный фе-
деральный округ, Ассоциацией территориальных объединений организа-
ций  профсоюзов Центрального федерального округа,  Координационным
Советом руководителей объединений промышленников и  предпринимате-
лей (работодателей) Центрального федерального округа,  Соглашением
о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012  год  между
Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и мос-
ковскими объединениями работодателей.
     Предусмотренные в настоящем Соглашении бюджетные обязательст-
ва на реализацию намеченных  мероприятий отражаются в законе горо-
да  Москвы  о  бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период
2013 и 2014 годов.
     Контроль над исполнением настоящего Соглашения осуществляется
Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-тру-
довых отношений (далее - МТК).
     Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изменения
и  дополнения  в  заключенное Соглашение в порядке,  установленном
Регламентом работы МТК.
    
            Раздел 1. В области экономической политики
                        Стороны обязуются
                                  
     1.1. Обеспечить  увеличение объемов производства промышленной
продукции организациями города Москвы не менее чем на 5 процентов.
     1.2. В  пределах представленных полномочий и в соответствии с
законодательством проводить согласованную политику в вопросах фор-
мирования тарифов в сфере транспорта,  жилищно-коммунальных услуг,
отдельных видов энергоносителей в соответствии  с  перечнями,  ут-
вержденными  постановлением  Правительства  Москвы  от 29 сентября
2009 г. N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве".
     1.3. Содействовать реализации мер  по  улучшению  качества  и
снижению  себестоимости выпускаемой московскими организациями про-
дукции в целях повышения объемов ее реализации в рамках заказа для
нужд города Москвы.
     1.4. Совместно разрабатывать и обеспечивать реализацию мер по
поддержке  малого  и среднего предпринимательства,  способствовать
формированию благоприятных условий для  развития  предприниматель-
ской  деятельности,  повышению роли малого и среднего предпринима-
тельства в решении социально-экономических задач города Москвы.
     1.5. Продолжить  работу  по выходу в эфир на канале ТВЦ прог-
рамм,  в том числе подготовленных и произведенных МКПП(р),  о дея-
тельности  сторон социального партнерства,  инновационном развитии
промышленности города Москвы, реальной экономике в рамках реализа-
ции государственных программ города Москвы.
     1.6. В целях обеспечения соблюдения трудового законодательст-
ва  и  защиты экономических интересов работающего населения города
Москвы обеспечить своевременное взаимное информирование о  наличии
признаков  преднамеренного  или фиктивного банкротства в отношении
организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города
Москвы.
     1.7. При рассмотрении вопросов, связанных с предстоящим пере-
базированием,  реформированием и ликвидацией организаций, осущест-
вляющих свою деятельность на территории города  Москвы,  с  числом
работников  более 100 человек и предполагаемой реабилитацией осво-
бождаемых территорий,  своевременно информировать социальных парт-
неров  для  принятия  мер  по  соблюдению законных прав работающих
москвичей.
     1.8. Принимать меры по сокращению количества административных
и других ограничений,  связанных с хозяйственно-экономической дея-
тельностью организаций города Москвы.
                                  
                  Правительство и Работодатели:
                                  
     1.9. Содействовать участию организаций науки и промышленности
в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях в рамках реали-
зации государственных программ города Москвы.
     1.10. Продолжить работу по  развитию  государственно-частного
партнерства в сфере малого и среднего предпринимательства.
     1.11. Содействовать повышению инвестиционной привлекательнос-
ти производственных зон для промышленников и предпринимателей.
     1.12. При разработке нормативных правовых актов города Москвы
включить Региональное объединение работодателей "Московская Конфе-
дерация промышленников и предпринимателей (работодателей)" в пере-
чень  организаций  инфраструктуры  поддержки  и  развития малого и
среднего предпринимательства в части  выполнения  работ  и  услуг,
связанных  с представлением интересов работодателей малого и сред-
него предпринимательства города Москвы в системе социального парт-
нерства.
    
                          Правительство:

     1.13. В случае обращения поставщиков (исполнителей, подрядчи-
ков), обладающих производственной базой и трудовыми ресурсами, ре-
комендовать  заказчикам  города  Москвы размещать в соответствии с
законодательством заказ для нужд города Москвы у поставщиков  (ис-
полнителей, подрядчиков), применяющих труд инвалидов.
    1.14. Обеспечить комплексный характер развития бытового обслу-
живания и доступность бытовых услуг населению города Москвы.
    
                          Работодатели:
                                  
     1.15. В  рамках  законодательства  привлекают в коллегиальные
органы управления организациями всех форм собственности  полномоч-
ных представителей профсоюзной организации или трудового коллекти-
ва организации.
                                  
                            Профсоюзы:
                                  
     1.16. Содействуют работе по укреплению трудовой и  производс-
твенной  дисциплины,  повышению  качества  производимой продукции,
роста производительности труда.

          Раздел 2. В области регулирования рынка труда

     В целях совершенствования и развития системы гарантий  в  об-
ласти занятости населения,  содействия формированию баланса спроса
и предложения на рынке труда города Москвы, повышения качества ра-
бочих  мест  с  учетом  задач по инновационному развитию экономики
Стороны обязуются:
     2.1. Способствовать созданию новых, сохранению и модернизации
действующих рабочих мест для жителей города Москвы при  разработке
и реализации государственных программ города Москвы.
     2.2. Проводить всесторонне взвешенную  и  взаимосогласованную
политику в области регулирования трудовой миграции.
     2.3. Соблюдая приоритет трудоустройства жителей города  Моск-
вы,  обеспечить  оптимизацию  привлечения иностранных работников с
учетом развития экономики города Москвы и ростом производительнос-
ти труда, при этом долю иностранных работников в численности заня-
того населения города Москвы поддерживать на уровне,  не превышаю-
щем 3,2%.
     2.4. Оказывать лицам с ограниченными возможностями  здоровья,
имеющим  постоянное место жительства в городе Москве, содействие в
трудоустройстве,  руководствуясь   рекомендациями   индивидуальной
программы реабилитации.
     2.5. Организовать с участием средств массовой информации  ин-
формационно-разъяснительные кампании и акции по информированию на-
селения о состоянии рынка труда и безработицы, возможностях трудо-
устройства  и профессионального обучения в городе Москве,  включая
массовые мероприятия (ярмарки вакансий) и  ежемесячные  публикации
на официальных сайтах сторон социального партнерства.
     2.6. Провести городской конкурс профессионального  мастерства
"Московские  мастера"  и городской конкурс "Лучшее предприятие для
работающих мам". Обеспечить участие победителей конкурса професси-
онального  мастерства  "Московские  мастера" в конкурсе профессио-
нального мастерства "Мастера Центральной России".
     2.7. В случае осложнения ситуации на рынке труда города Моск-
вы, связанной с угрозой массовых увольнений работников, разрабаты-
вать меры по предоставлению дополнительных гарантий занятости, пе-
реобучения и социальной поддержки высвобождаемых работников.
     2.8. Провести  городской  конкурс "Лучший работодатель города
Москвы".  Обеспечить участие победителей конкурса во Всероссийском
конкурсе  "Российская  организация высокой социальной эффективнос-
ти".
     2.9. Участвовать в подготовке новых квалификационных требова-
ний по профессиям рабочих, общих для всех видов экономической дея-
тельности.  В  целях  повышения уровня профессиональной подготовки
кадров разработать систему стандартизации и сертификации  на  базе
региональных  профессиональных  стандартов  по видам экономической
деятельности.
     2.10. Содействовать  снижению уровня официально зарегистриро-
ванной безработицы,  не допуская его роста выше 1% от экономически
активного населения города Москвы.
    
                  Правительство и Работодатели:

     2.11. Продолжить работу:
     - по внедрению системы целевой контрактной подготовки специа-
листов с начальным профессиональным и средним профессиональным об-
разованием,  в том числе трехсторонних договоров  (работодатель  -
образовательное учреждение - обучающийся), доработав форму, содер-
жание договоров и повысив ответственность сторон за качество  под-
готовки специалистов;
     - по созданию и дальнейшему развитию сети учебных (ресурсных)
центров,  необходимых для обеспечения потребности в профессиональ-
ной подготовке,  переподготовке и повышении  квалификации  рабочих
кадров для организаций, осуществляющих свою деятельность на терри-
тории города Москвы;
     - по усовершенствованию информационно-аналитической и методи-
ческой работы  сети  ресурсных  центров с обеспечением координации
данными работами в рамках мероприятий государственных программ го-
рода Москвы.
     2.12. Развивать  городскую систему непрерывной профессиональ-
ной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
     2.13. Создать  в городе Москве образовательно-технологические
площадки (по видам экономической деятельности)  в рамках действую-
щей общегородской организационно-технологической платформы по про-
фессиональной подготовке кадров квалифицированного труда, оказанию
услуг  по  подготовке  и  размещению  профессиональных  кадров для
предприятий промышленности и иных сфер услуг города  Москвы,  объ-
единяющие интеллектуальные,  материальные и финансовые ресурсы об-
разовательных учреждений,  предприятий и иных организаций для соз-
дания  системы по организации производственной практики учащихся и
студентов, подготовки и переподготовки кадров.
     2.14. Сформировать  систему  независимой оценки качества про-
фессионального образования. Организовать в городе Москве с участи-
ем объединений работодателей и специалистов образовательных учреж-
дений профессионального  образования  аттестационные  площадки  по
оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных уч-
реждений профессионального образования,  других категорий граждан,
прошедших профессиональное обучение в различных формах.
     2.15. Продолжить работу по закреплению молодых специалистов в
организациях промышленности и науки города Москвы.
     2.16. МКПП(р) проводить работу по  реализации  работодателями
Закона города  Москвы  от 22 декабря 2004 г.  N 90 "О квотировании
рабочих мест".  Правительству Москвы  ежеквартально  предоставлять
информацию  о расходовании вносимой работодателями в бюджет города
Москвы компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест.
    
                          Правительство:
                                  
     2.17. Оказывать бесплатную правовую помощь по вопросам приме-
нения законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения
и отношения в сфере занятости, жителям города Москвы и организаци-
ям,  зарегистрированным  на территории города Москвы,  в Государс-
твенном бюджетном учреждении города  Москвы  Московском  городском
правовом Центре "Защита" в объемах государственного задания, сфор-
мированного в установленном порядке.
     2.18. Осуществлять  мониторинг  процессов  трудовой миграции,
регулярно в средствах массовой информации  публиковать  информацию
по вопросам регистрации,  получения иностранными гражданами разре-
шения на работу в городе Москве, информацию об изменениях в мигра-
ционном законодательстве Российской Федерации.
     2.19. Ежеквартально предоставлять МФП и МКПП(р) аналитическую
информацию  о состоянии рынка труда города Москвы и составе безра-
ботных.
     2.20. Не  выдавать  положительные заключения на привлечение и
использование труда иностранных работников организациям-заявителям
при  наличии  фактов  высвобождения  работников-граждан Российской
Федерации в связи с сокращением численности, отказа и невыполнения
условий Московского трехстороннего соглашения и Соглашения о мини-
мальной заработной плате в городе Москве,  предъявления к кандида-
там на вакансии требований, не относящихся к квалификации работни-
ков и выполнению ими трудовых функций
     2.21. Ежеквартально информировать социальных партнеров о соз-
дании рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
                                  
                          Работодатели:
    
     2.22. Критериями массового увольнения считать показатели чис-
ленности увольняемых работников организаций,  зарегистрированных в
городе Москве с численностью работающих от 15 и более человек,  за
определенный период времени:
     - увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работни-
ков организации от общей численности работающих в организации;
     - увольнение работников в связи с ликвидацией организации лю-
бой организационно-правовой формы;
     - сокращение численности или штата работников  организации  в
количестве:
     - 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
     - 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
     - 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
     2.23. В  случае угрозы массового увольнения работников инфор-
мировать Профсоюзы, Департамент труда и занятости населения города
Москвы не менее чем за 3 месяца до начала проведения соответствую-
щих  мероприятий.  Совместно  разработать  меры,  направленные  на
уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приоста-
новка приема работников на работу,  перевод на режим неполного ра-
бочего времени и др.).
     2.24. Ежемесячно предоставлять в Департамент труда и занятос-
ти населения города Москвы информацию о потребности в работниках.
     2.25. Оказывать содействие в предоставлении работы  в  режиме
гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего време-
ни работникам,  имеющим 3 и более детей,  детей-инвалидов, а также
создавать условия для работы на дому.
     2.26. Обеспечить  обучение  (профессиональную  подготовку)  и
подтверждение  по его итогам документами установленного образца об
уровне квалификации работников из числа иностранных трудовых  миг-
рантов, привлекаемых к работе в городе Москве.
     2.27. МКПП(р) в случае  необходимости  проводить консультиро-
вание  работодателей  по  вопросу заполнения заявки на привлечение
иностранных работников.  МКПП(р) проводить общественную экспертизу
заявок работодателей на привлечение иностранных работников.
     2.28. Обеспечить выпускникам образовательных учреждений сред-
него профессионального и высшего профессионального образования га-
рантии от увольнения в связи с сокращением численности  или  штата
работников организации в первые два года работы после обучения.
     2.29. Работодателям, получившим положительное решение о прив-
лечении иностранных работников, обеспечить прохождение ими профес-
сионально-квалификационного тестирования, а в случае  необходимос-
ти - повышения квалификации, обучения и/или переобучения иностран-
ных работников по специальностям (профессиям),  включенным в Пере-
чень,  утвержденный решением МТК от 24 июня 2010 г., в учреждениях
и организациях профессионального и дополнительного образования.
     МКПП(р) организовать проведение работодателями профессиональ-
но-квалификационного тестирования,  а в случае необходимости - по-
вышения квалификации,  обучения и/или переобучения иностранных ра-
ботников.  МКПП(р)  ежеквартально направлять информацию в Департа-
мент труда и занятости  населения  города  Москвы  об  организации
тестирования и обучения иностранных работников.
                            Профсоюзы:
    
     2.30. Предоставлять бесплатную  консультационную  и  правовую
помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малоо-
беспеченным и безработным гражданам по вопросам применения  трудо-
вого законодательства.
     2.31. Осуществлять профсоюзный контроль над соблюдением зако-
нодательства,  регулирующего трудовые отношения в организациях,  в
том числе при смене собственника имущества организации,  изменении
подведомственности организации, ее реорганизации.
     2.32. Оказывать содействие Государственному бюджетному учреж-
дению города Москвы Московскому городскому правовому Центру "Защи-
та" в работе по оказанию на безвозмездной основе  правовой  помощи
по  вопросам  применения законодательства,  регулирующего социаль-
но-трудовые отношения и вопросы занятости,  в административных ок-
ругах города Москвы.
                                  
   3. В области политики заработной платы и  доходов населения

     В целях  повышения уровня жизни и заработной платы,  снижения
уровня бедности и социального неравенства в городе Москве  Стороны
обязуются:
     3.1. Размер минимальной заработной платы в городе  Москве  не
может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного на-
селения города Москвы,  определяемого постановлением Правительства
Москвы.
     3.2. Публиковать в средствах массовой информации сторон соци-
ального партнерства города Москвы величину прожиточного минимума в
городе Москве,  определенную в порядке, установленном нормативными
правовыми  актами города Москвы,  а также рассчитанную по методике
МТК в  качестве  социального ориентира для хозяйствующих субъектов
города Москвы в целях возможного повышения материальной обеспечен-
ности работающего населения.
    
                  Правительство и Работодатели:
                                  
     3.3. Обеспечить выплату заработной платы  гражданам,  занятым
на временных работах  при полной  отработке нормы рабочего времени
и выполнившим норму труда с учетом размера материальной поддержки,
оказываемой органами службы занятости населения города Москвы,  не
ниже размера минимальной заработной платы, установленного Соглаше-
нием  о  минимальной  заработной плате в городе Москве на 2012 год
между Правительством Москвы,  московскими объединениями профсоюзов
и московскими объединениями работодателей.
     3.4. Принимать  меры,  направленные  на  повышение  реального
уровня заработной платы работающего  населения  города  Москвы,  с
учетом официальных данных федерального органа исполнительной влас-
ти по  статистике о динамике роста потребительских цен на товары и
услуги.
    
                    Правительство и Профсоюзы:
                                  
     3.5. Проводить мониторинг уровня жизни населения и работающих
по видам экономической деятельности. Регулярно размещать результа-
ты мониторинга на официальном портале Правительства Москвы, сайтах
Департамента экономической политики и развития города Москвы,  МФП
и в газете "Солидарность".
    
                          Работодатели:
    
     3.6. Обеспечить выплату  заработной  платы  работникам,  пол-
ностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и
выполнившим норму труда, в размере не ниже размера минимальной за-
работной платы,  установленного Соглашением о минимальной заработ-
ной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы,
московскими  объединениями  профсоюзов и московскими объединениями
работодателей.
     3.7. Не  допускать задержек выплаты заработной платы работни-
кам в организациях города Москвы независимо от форм  собственности
и  ведомственной  подчиненности,  обеспечить  начисление и выплаты
компенсации за задержку выплаты заработной платы.
     3.8. Определять  денежную  компенсацию  работнику за задержку
выплат из расчета не ниже одной двухсотой действующей в это  время
ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от
общей суммы невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, на-
чиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день
фактического расчета включительно.
     3.9. При сокращении численности или штата работников выходное
пособие выплачивать из расчета средней заработной платы  работника
в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Фе-
дерации без учета периода работы в режиме неполного рабочего  вре-
мени, введенного по инициативе работодателя.
     3.10. При расчете средней  заработной платы  во всех  случаях
средний  месячный  заработок работника,  отработавшего полностью в
расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда
(трудовые обязанности),  не может быть менее установленного в Сог-
лашении о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год
между Правительством Москвы,  московскими объединениями профсоюзов
и московскими объединениями работодателей.
     3.11. Возместить работнику, вынужденно приостановившему рабо-
ту в связи с задержкой  выплаты  заработной  платы  на срок  более
15 дней,  не полученный им средний заработок за весь период ее за-
держки, включая период приостановки исполнения трудовых обязаннос-
тей,  с уплатой денежной компенсации за задержку выплат в  размере
не  ниже одной двухсотой действующей в это время ставки рефинанси-
рования Центрального банка Российской Федерации от общей суммы не-
выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следу-
ющего дня после установленного срока выплаты по день  фактического
расчета включительно.

                            Профсоюзы:
                                  
     3.12. Обеспечить профсоюзный контроль над своевременной  и  в
полном  объеме  выплатой  заработной  платы работникам организаций
всех форм собственности,  осуществляющих свою деятельность на тер-
ритории города Москвы.
     3.13. Обеспечить профсоюзный контроль над своевременным  про-
ведением индексации заработной платы в связи с ростом потребитель-
ских цен на товары и услуги в организациях всех форм  собственнос-
ти, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы.
                                  
                  4. В области социальной защиты

     В целях  развития  комплекса мер социальной защиты населения,
создания условий для развития добровольного социального  страхова-
ния Стороны обязуются:
     4.1. Способствовать развитию добровольного  и  безвозмездного
донорства крови.
    
                          Правительство:
    
     4.2. Сохранить  объемы  мер социальной поддержки пенсионерам,
ветеранам и инвалидам и другим  социально незащищенным  категориям
населения  с учетом разграничения полномочий между органами испол-
нительной власти Российской Федерации  и  органами  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
     4.3. Сохранить с учетом разграничения полномочий между  орга-
нами  исполнительной власти Российской Федерации и органами испол-
нительной власти субъектов Российской Федерации объемы  предостав-
ления  гарантированных видов бесплатной медицинской помощи населе-
нию города Москвы.
     4.4. Обеспечить до установленной в городе Москве величины го-
родского социального стандарта на уровне не ниже 2011 года выплату
региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам,
ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии  некоторых  категорий
работающих пенсионеров, зарегистрированных в городе Москве по мес-
ту жительства.
     4.5. Сохранить  для  пенсионеров,  инвалидов (в том числе де-
тей-инвалидов и сопровождающих их лиц),  детей-сирот и детей,  ос-
тавшихся  без  попечения  родителей,  детей  из  многодетных семей
бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспор-
та  (кроме такси и маршрутного такси);  обучающихся по очной форме
обучения в государственных образовательных учреждениях  и  негосу-
дарственных образовательных организациях,  имеющих государственную
аккредитацию,  по программам начального общего,  основного общего,
среднего (полного) общего образования,  обучающихся по очной форме
обучения в государственных образовательных учреждениях  и  негосу-
дарственных образовательных организациях,  имеющих государственную
аккредитацию, по программам начального профессионального образова-
ния,  студентов,  обучающихся  по очной форме обучения в государс-
твенных образовательных учреждениях и негосударственных  образова-
тельных  организациях,  имеющих  государственную аккредитацию,  по
программам  среднего  и  высшего  профессионального  образования -
льготный проезд  на всех видах городского пассажирского транспорта
(кроме такси и маршрутного такси).
     4.6. Принимать меры по выделению садовых участков для ведения
коллективного садоводства льготных категорий москвичей в  установ-
ленном порядке.
     4.7. Предусмотреть Комитету общественных связей города Москвы
средства в бюджете города Москвы на поддержку инициатив обществен-
ных организаций ветеранов и инвалидов.
     4.8. Продолжить  практику  выделения неработающим пенсионерам
билетов для посещения культурных учреждений города Москвы за  счет
средств бюджета города Москвы.
     4.9. Рассмотреть вопрос о подготовке нормативных правовых ак-
тов Правительства Москвы, предусматривающих строительство доходных
домов и функционирование системы доходных  домов  для  обеспечения
жилыми  помещениями  работников организаций города Москвы.  С этой
целью организовать в Зеленоградском административном округе города
Москвы в 2012-2016 гг.  пилотный проект строительства доходных до-
мов  для  обеспечения  жилыми  помещениями  работников организаций
электронной промышленности,  расположенных в Зеленоградском  адми-
нистративном округе города Москвы.
     4.10. Оказывать содействие учреждениям здравоохранения города
Москвы в проведении диспансеризации работающего населения.
                                  
                    Работодатели и Профсоюзы:
    
     4.11. Осуществлять общественный  контроль  над  расходованием
средств обязательного социального страхования через своих предста-
вителей в комиссиях по обязательному социальному страхованию.
    
                          Работодатели:
    
     4.12. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг  перевод-
чиков жестового языка инвалидов по слуху (сурдопереводчиков) в ор-
ганизациях,  где численность работников с нарушением слуха состав-
ляет более 15 человек.
     4.13. Направлять (в течение 5 дней) органам социальной защиты
населения города Москвы по месту нахождения работодателя  информа-
цию о приеме на работу пенсионеров.
     4.14. Предоставлять  сведения индивидуального (персонифициро-
ванного) учета работников организаций города  Москвы  в  государс-
твенные внебюджетные фонды Российской Федерации.
     4.15. Обеспечить установление должностных окладов  сурдопере-
водчиков  (старших инструкторов-переводчиков) по обслуживанию глу-
хих рабочих,  работающих в организациях, использующих труд инвали-
дов  по  слуху,  не ниже размера средней заработной платы в данной
организации.
     4.16. Принимать  меры по созданию условий для организации го-
рячего питания работников.
    
                            Профсоюзы:
                                  
     4.17. Обеспечить общественный контроль за своевременным  и  в
полном  объеме  перечислением  работодателем  страховых взносов на
обязательное социальное страхование и  своевременным  и  в  полном
объеме представлением работодателем достоверных сведений индивиду-
ального (персонифицированного) учета работников организаций города
Москвы в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Феде-
рации.
                                  
               5. В области охраны труда и экологии

     В целях обеспечения благоприятных условий и охраны труда, по-
вышения уровня его безопасности,  ликвидации причин производствен-
ного травматизма и улучшения экологической ситуации Стороны обязу-
ются:
     5.1. Осуществлять контроль над  санитарно-эпидемиологической,
противопожарной обстановкой и обеспечением безопасности пребывания
детей и подростков в детских загородных  оздоровительных  лагерях.
Приемку  детских  оздоровительных  лагерей осуществлять с участием
технической инспекции труда МФП и отраслевых профсоюзов.
     5.2. Продолжить  взаимодействие с федеральными органами госу-
дарственного надзора и контроля по вопросам соблюдения  трудового,
природоохранного  законодательства  и  законодательства  об охране
труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на террито-
рии города Москвы.
     5.3. Обеспечить выполнение организациями города Москвы правил
и  норм охраны труда,  санитарно-противоэпидемических требований и
требований экологической безопасности  при  осуществлении  хозяйс-
твенной  деятельности,  включая транспортировку,  обезвреживание и
переработку промышленных и бытовых отходов.
     5.4. Оказывать  содействие в проведении работодателями аттес-
тации рабочих мест по условиям труда, пропаганде (распространении)
в организациях новых разработок, прогрессивных технологий и обору-
дования, направленных на предотвращение несчастных случаев на про-
изводстве.
      5.5. Принимать меры по организации и обеспечению  функциони-
рования в организациях города Москвы системы управления профессио-
нальными рисками  как одного из важнейших  направлений экономичес-
кого стимулирования  работодателей к постоянному улучшению условий
труда.
    
                          Правительство:
                                  
     5.6. Обеспечить финансирование мероприятий по охране труда  в
государственных учреждениях города Москвы за счет средств, выделя-
емых на их содержание,  с отражением данных (фактических) расходов
в коллективном договоре и соглашении по охране труда организации.
     5.7. Продолжить организацию и проведение  аттестации  рабочих
мест по условиям труда в государственных бюджетных учреждениях го-
рода Москвы с приведением рабочих мест в соответствие с требовани-
ями охраны труда.
   
                          Работодатели:
   
     5.8. Обеспечить в соответствии с законодательством Российской
Федерации финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на террито-
рии города Москвы, при этом размер выделяемых средств в расчете на
каждого работающего должен быть не ниже минимального размера зара-
ботной платы,  установленного Соглашением о минимальной заработной
плате  в  городе  Москве  на 2012 год между Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов и  московскими  объединениями
работодателей.
     5.9. Результаты расследования несчастного  случая  на  произ-
водстве  рассматривать  работодателем  с участием выборного органа
первичной профсоюзной организации для принятия решений, направлен-
ных на ликвидацию причин и предупреждение травматизма.
     5.10. Обеспечить выплату единовременной денежной компенсации,
сверх  предусмотренной федеральным законодательством,  семье в ре-
зультате смерти работника,  наступившей от несчастного  случая  на
производстве или профессионального заболевания, в размере не менее
50 минимальных  заработных  плат,  установленных в  городе Москве.
В случае трудового увечья,  полученного работником от  несчастного
случая  на производстве или профессионального заболевания,  размер
единовременной денежной компенсации определяется в соответствии со
степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из разме-
ра 50 минимальных заработных плат в городе Москве.
    
                            Профсоюзы:
    
     5.11. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением норма-
тивных правовых актов Российской Федерации о труде силами правовых
и технических инспекторов труда профсоюзов,  уполномоченных (дове-
ренных) лиц профсоюзных комитетов.
     5.12. Проводить разъяснительную работу среди работников орга-
низаций,  осуществляющих свою деятельность  на  территории  города
Москвы,  а также работников, состоящих в трудовых отношениях с ин-
дивидуальными предпринимателями,  по вопросам охраны труда и  пре-
доставления социальных гарантий.
                                  
       6. В области молодежной политики, спорта и культуры

     В целях создания условий для самореализации молодежи, обеспе-
чения  равных стартовых возможностей для включения молодых граждан
в социальную,  экономическую и культурную жизнь  общества  Стороны
обязуются:
     6.1. Проводить  городские конкурсы профессионального мастерс-
тва среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального об-
разования.
     6.2. Содействовать обеспечению временной занятости молодежи в
свободное от учебы время и период каникул.
     6.3. Содействовать совершенствованию и развитию системы  про-
фессиональной  ориентации учащихся общеобразовательных учреждений.
Совершенствовать профориентационные уроки  в  программах  обучения
общеобразовательных  учреждений.  Предусмотреть  оснащение центров
профориентации и общеобразовательных учреждений города Москвы спе-
циализированным  оборудованием  для  проведения профориентационных
мероприятий.
     6.4. Содействовать  развитию  взаимодействия  между образова-
тельными учреждениями среднего профессионального,  высшего профес-
сионального  и дополнительного профессионального образования и ра-
ботодателями города Москвы.
     6.5. Обеспечить  долевое участие в финансировании мероприятий
военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, органи-
зации спортивно-оздоровительного отдыха детей,  культурно-массовых
мероприятий, в т.ч. героико-исторической направленности.
     6.6. Обеспечить организацию оздоровления и занятости подрост-
ков в лагерях труда и отдыха,  поддерживать движение трудовых объ-
единений молодежи.
     6.7. Проводить  согласованную  политику  в  области  развития
культуры,  спорта, туризма, молодежной сферы, организации детского
и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, соци-
ально-культурных объектов города Москвы.
     6.8. Принимать меры по сохранению детских загородных  оздоро-
вительных лагерей. Обеспечить финансирование мероприятий по прове-
дению детской оздоровительной кампании,  предусмотреть  в  бюджете
города Москвы субсидию МФП на частичное возмещение затрат по  ока-
занию  услуг  в  проведении  детских оздоровительных мероприятий в
размере 573 000 000 рублей.
     6.9. Принимать участие в организации и проведении  культурно-
массовых, спортивных мероприятий, проводимых для москвичей на базе
клубных учреждений,  спортивных сооружений организаций, учреждений
дополнительного и профессионального образования города Москвы.
     6.10. Оказывать организационно-методическую помощь клубным  и
спортивным учреждениям, библиотекам, детским оздоровительным лаге-
рям организаций города Москвы.
     6.11. Обеспечить  функционирование  системы  гарантированного
предложения места первой работы выпускникам образовательных учреж-
дений  среднего  и высшего профессионального образования - жителям
города Москвы.
     6.12. Содействовать  созданию  в организациях всех форм собс-
твенности советов молодых специалистов.
     6.13. Продолжить  работу по внедрению системы государственно-
частного партнерства для поддержки и  развития  материально-техни-
ческой базы детских оздоровительных лагерей.

                    Правительство и Профсоюзы:
    
     6.14. Осуществлять  контроль  над  реализацией мероприятий по
обеспечению отдыха детей и подростков в оздоровительных  организа-
циях.
     6.15. Организовать  новогодние  представления  в  дни  зимних
школьных каникул для детей и подростков. Обеспечить финансирование
мероприятий по проведению новогодних представлений для детей в Го-
сударственном  Кремлевском Дворце,  предусмотреть в бюджете города
Москвы субсидии МФП в размере 122 800 000 рублей на частичную ком-
пенсацию расходов по организации и проведению новогодних представ-
лений.
    
                          Правительство:
    
     6.16. Предусмотреть в рамках проведения оздоровительной  кам-
пании   приобретение   путевок   для  представителей  студенческой
молодежи в установленном порядке.
     6.17. Осуществлять  бесплатные перевозки организованных групп
детей в каникулярный период по установленным сертификатам на  про-
езд.
     6.18. Содействовать  развитию  предпринимательства  молодежи,
создавать условия, стимулирующие молодежь к осуществлению предпри-
нимательской деятельности,  профессиональному росту  и  социальной
активности.
     6.19. Осуществлять  организационную  помощь  и  предоставлять
субсидии  физкультурно-спортивным организациям города Москвы неза-
висимо от организационно-правовой формы (за исключением  государс-
твенных учреждений) в порядке, установленном нормативными правовы-
ми актами города Москвы.

                            Работодатели:
    
     6.20. Гарантируют трудоустройство  по  специальности  молодым
специалистам,  а также выпускникам государственных образовательных
учреждений города Москвы среднего профессионального и высшего про-
фессионального образования,  направленным в организацию по заявкам
работодателей города Москвы.
     6.21. Заключают  договоры о сотрудничестве,  включая трехсто-
ронние договоры на подготовку рабочих кадров,  с  образовательными
учреждениями  города  Москвы  среднего профессионального,  высшего
профессионального и дополнительного профессионального  образования
на  подготовку,  переподготовку кадров и последующее гарантируемое
предложение трудоустройства выпускников.
    
                            Профсоюзы:
    
     6.22. Организовать обучение директоров детских загородных оз-
доровительных лагерей организаций города Москвы.
    
     7. В области развития системы социального партнерства

     В целях  повышения  эффективности  взаимодействия  социальных
партнеров,  развития гражданского общества и  системы  социального
партнерства  на  основе  ответственности и реализации  достигнутых
договоренностей Стороны обязуются:
     7.1. Официально  информировать друг друга о принимаемых реше-
ниях и нормативных правовых актах города Москвы по вопросам, кото-
рые являются предметом настоящего Соглашения,  а также по вопросам
регулирования социально-трудовых и связанных с ними  экономических
отношений.  Проводить взаимные консультации по вопросам разработки
и реализации социально-экономической политики в городе Москве.
     7.2. Взаимно  обеспечивать  представителям Сторон возможность
принимать участие на всех уровнях в рассмотрении  социально-трудо-
вых и связанных с ними экономических вопросов.
     7.3. Оказывать практическое и методическое содействие  заклю-
чению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных до-
говоров в организациях города Москвы.
     7.4. Способствовать  предотвращению и разрешению коллективных
трудовых споров. В случае их возникновения обращаться в Учреждение
"Трудовой  арбитражный  суд  для  разрешения коллективных трудовых
споров" и выполнять его решения.
     7.5. Направлять  в  Учреждение  "Трудовой арбитражный суд для
разрешения коллективных трудовых споров" информацию о коллективных
трудовых  спорах  и  массовых  нарушениях трудовых прав работников
для оказания содействия в их урегулировании, систематизации и про-
ведения аналитической работы.
     7.6. Оказывать содействие организациям города Москвы в преде-
лах  полномочий  в  деятельности по пропаганде трудового законода-
тельства в средствах массовой информации (включая окружные  и  го-
родские)  с  размещением информации по данной тематике на объектах
наружной peкламы.  Размещать в организациях города Москвы информа-
цию с указанием органов и организаций, занимающихся урегулировани-
ем трудовых споров (приложение 2).
     7.7. Продолжить работу по повышению социальной ответственнос-
ти субъектов предпринимательской деятельности,  вовлечению органи-
заций всех организационно-правовых форм, в том числе саморегулиру-
емых организаций, а также российских сетевых компаний и транснаци-
ональных компаний в систему социального партнерства.
     7.8. Публиковать  в  газетах "Тверская, 13",   "Содружество",
"Солидарность",  "Московская промышленная газета",  "Биржа труда",
"Московская перспектива", окружных средствах массовой информации и
размещать на официальных сайтах Сторон материалы, рассказывающие о
практике социального партнерства в городе Москве, социально-трудо-
вых вопросах, решениях МТК и мероприятиях, проводимых в рамках ре-
ализации Соглашения.
     7.9. Проводить согласованную политику по вовлечению в новые и
укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных ор-
ганизаций  в организациях всех форм собственности,  осуществляющих
свою деятельность на территории города Москвы.
     7.10. При  реализации совместных решений в рамках системы со-
циального партнерства учитывать взаимодействие организаций,  дейс-
твующих на территории города Москвы,  с объединениями профсоюзов и
объединениями работодателей.
     7.11. Способствовать  выполнению государственных программ го-
рода Москвы, затрагивающих социально-экономические интересы работ-
ников.
     7.12. В установленном порядке вносить предложения о  принятии
нормативных правовых актов по вопросам,  которые относятся к пред-
мету настоящего Соглашения.
     7.13. Проводить разъяснительную работу по участию организаций
и индивидуальных предпринимателей города Москвы в проекте  "Декла-
рирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав ра-
ботников и работодателей".
     7.14. Проработать  вопросы  развития социально-трудовой сферы
города Москвы в связи с расширением границ города Москвы.
     7.15. Продолжить  работу по организации обучения представите-
лей сторон социального партнерства формам  и  методам  договорного
регулирования  социально-трудовых  отношений и основам организации
взаимодействия сторон социального партнерства в рамках  реализации
планов развития города Москвы.
    
                    Правительство и Работодатели:

     7.16. Обеспечить  в  пределах компетенции выпуск тематических
информационных изданий,  в том  числе  совместных  номеров  газеты
"Содружество",  посвященных реализации промышленной политики, под-
держки и развития малого  и  среднего  предпринимательства  города
Москвы

                          Правительство:
    
     7.17. В целях согласования интересов сторон обеспечить  усло-
вия для участия органов социального партнерства (МТК) в разработке
и обсуждении проектов  нормативных  правовых  актов  Правительства
Москвы в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических
отношений.
     7.18. При обращении Сторон включать в состав формируемых Пра-
вительством Москвы на уровне города Москвы и административных  ок-
ругов города Москвы комиссий,  коллегий префектур административных
округов города  Москвы,  рабочих  групп  по  социально-трудовым  и
связанным с  ними экономическим вопросам представителей Профсоюзов
и Работодателей.
     7.19. При  обращении  работодателей  в  органы исполнительной
власти города Москвы по вопросам оказания им практической помощи в
осуществлении   хозяйственно-экономической  деятельности  в рамках
компетенции оказывать соответствующее содействие, в случае необхо-
димости  принимать  решения на основе взаимных консультаций Сторон
МТК.
     7.20. Предусмотреть Комитету общественных связей города Моск-
вы средства в бюджете города Москвы на предоставление субсидии Уч-
реждению  "Трудовой  арбитражный  суд  для разрешения коллективных
трудовых споров" в размере 11 200 000 рублей на возмещение  расхо-
дов  по  оказанию услуг в сфере системы социального партнерства по
предотвращению коллективных трудовых споров и содействию  разреше-
ния связанных с ними конфликтов.
     7.21. Оказать  содействие в установленном порядке в части ус-
тановления арендной платы за занимаемые МКПП(р) помещения в здании
по адресу:  г.Москва, ул.Новый Арбат, д.21, стр.1 и ее структурным
подразделениям  на  уровне  минимальной  ставки,  утвержденной  на
2012 год по городу Москве.
     7.22. Префектурам административных округов города Москвы пре-
дусмотреть денежные средства на обеспечение функционирования  тер-
риториальной системы социального партнерства в виде бюджетных суб-
сидий МФП и МКПП(р) в соответствии с территориальными  (окружными)
соглашениями.
     7.23. Выделить в установленном законом города Москвы о бюдже-
те  города  Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
порядке  субсидии  учебным центрам МФП в размере 36 000 000 рублей
на частичное возмещение расходов по обучению представителей сторон
социального партнерства формам и методам договорного регулирования
социально-трудовых отношений.
     7.24. Продолжить реализацию мер государственной  поддержки  в
виде  предоставления ставок арендной платы и иных форм поддержки в
особом порядке, установленном нормативными правовыми актами города
Москвы,  по земельным участкам и объектам нежилого фонда, занимае-
мым профсоюзами и организациями профсоюзов (кроме фондов и ассоци-
аций).
     7.25. Ежемесячно предоставлять сторонам социального партнерс-
тва информационно-аналитическую записку о состоянии социально-тру-
довой сферы города Москвы.
    
                            Профсоюзы:
    
     7.26. Проводить консультации по правовым вопросам и  вопросам
охраны  труда  на сайте МФП в сети Интернет,  в том числе в режиме
"online", используя компьютерную программу "Профсоюзная Фемида".
     7.27. Организовать  обучение не менее 20 тысяч представителей
социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регу-
лирования трудовых отношений, практике заключения коллективных до-
говоров и соглашений.
     7.28. Не  выступать организаторами забастовок в случае выпол-
нения Правительством Москвы и работодателями обязательств, предус-
мотренных  настоящим Соглашением,  а также отраслевыми и окружными
соглашениями.
    
                            Работодатели:
    
     7.29. По запросу представителей работников предоставляют пол-
ную и достоверную информацию,  необходимую для заключения и подве-
дения итогов выполнения коллективных договоров и соглашений.
    
   8. О финансировании обязательств Соглашения, территориальных
      (окружных, районных) соглашений, городских отраслевых
                    (межотраслевых) соглашений

     8.1. Органам исполнительной власти города Москвы, в том числе
префектурам административных округов города Москвы, при подготовке
в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы  на
2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов и постановлением Пра-
вительства Москвы от 5 апреля 2011 г.  N 109-ПП "О порядке предос-
тавления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам,  ин-
дивидуальным предпринимателям,  физическим лицам -  производителям
товаров, работ и услуг, некоммерческим организациям, не являющимся
государственными учреждениями города Москвы,  и о признании  утра-
тившим силу  постановления  Правительства Москвы от 13 мая 2008 г.
N 385-ПП"  предусмотреть субсидии на цели выполнения  обязательств
настоящего Соглашения, территориальных (окружных, районных) согла-
шений, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений.

                     9. Ответственность Сторон:
                                  
     Стороны Соглашения вправе по взаимному согласию устанавливать
ответственность за нарушение,  неисполнение обязательств по Согла-
шению,  если эта ответственность не противоречит  законодательству
Российской Федерации.

                   10. Заключительные положения
                                  
     10.1. Соглашение  открыто для присоединения всех организаций,
осуществляющих свою деятельность на  территории  города  Москвы, в
порядке, определяемом  Законом  города Москвы от 11 ноября 2009 г.
N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве".
     10.2. МТК рекомендует включать в коллективные договоры и сог-
лашения пункты, включенные в приложение 1 к настоящему Соглашению.
     10.3. В  целях  обеспечения реализации настоящего Соглашения,
дальнейшего развития социального  партнерства  Стороны  на  основе
взаимных консультаций в рамках МТК  разрабатывают  документы, при-
нимают необходимые решения,  формируют предложения в адрес органов
государственной власти Российской Федерации, органов государствен-
ной власти города Москвы, Российской трехсторонней комиссии по ре-
гулированию  социально-трудовых отношений,  Трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений  Центрального  феде-
рального округа и добиваются их реализации.
     10.4. Обязательства Работодателей принимают на себя также две
другие Стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
Сторонами социального партнерства составляется план проверки орга-
низаций,  осуществляющих свою деятельность  на  территории  города
Москвы,  независимо от организационно-правовой формы,  формы собс-
твенности и ведомственной  подчиненности и выносится на обсуждение
сторон.  Проверки осуществляются с участием Сторон настоящего Сог-
лашения.  Инициатором проведения проверок  может  выступать  любая
Сторона настоящего Соглашения.  Документы по запросу одной из Сто-
рон предоставляются в срок не позднее 3 календарных дней с момента
получения соответствующего запроса.  Решение о проведении проверок
принимается одной из Сторон при наличии в представленных  докумен-
тах  достоверных  сведений  о невыполнении обязательств,  принятых
сторонами социального партнерства города Москвы. Взаимные консуль-
тации  проводятся  не позднее 7 календарных дней после поступления
от Стороны письменного уведомления.
     10.5. Соглашение вступает в силу 1 января 2012 г. и действует
до вступления в силу нового соглашения.
    
От Правительства        От московских            От московских
Москвы                  объединений              объединений
                        профсоюзов               работодателей

Мэр Москвы              Председатель             Председатель
                        Московской               Московской
                        Федерации                Конфедерации
                        профсоюзов               промышленников
                                                 и предпринимателей
                                                 (работодателей)

С.С.Собянин             М.Д.Нагайцев             Е.В.Панина



                                     Приложение 1
                                     к Московскому  трехстороннему
                                     соглашению на 2012 год


        Московская трехсторонняя комиссия по регулированию
       социально-трудовых отношений рекомендует включать в
       коллективные договоры и соглашения следующие пункты:


     1. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидаци-
ей  организации  или  сокращением численности или штата работников
организации,  возможность переобучения новым профессиям,  а  также
оплачиваемое  время  для  поиска новой работы до наступления срока
расторжения трудового договора.
     2. Предусмотреть предоставление оплачиваемого времени уполно-
моченным профсоюзных комитетов и комиссий для выполнения возложен-
ных на них обязанностей по контролю условий и охраны труда.
     3. Предусмотреть выплату пособия по временной  нетрудоспособ-
ности за первые три дня нетрудоспособности работника в связи с его
заболеванием или травмой (за  исключением  несчастных  случаев  на
производстве  и профессиональных заболеваний) из средств работода-
теля из расчета среднемесячного заработка работника.
     4. Определять  порядок индексации заработной платы работников
в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
     5. Предусмотреть выделение финансовых средств (из прибыли ор-
ганизации) на оплату санаторно-курортного лечения  и  оздоровления
работников  и членов их семей,  проведение диспансеризаций в целях
профилактики и выявления заболеваний (в том  числе  профессиональ-
ных) на  ранних стадиях,  оказание материальной поддержки работни-
кам,  имеющим детей (при рождении ребенка,  приобретении  санатор-
но-курортных путевок "Мать и дитя",  оплату лечения детей, выплату
пособий женщинам,  находящимся в отпуске по уходу за детьми в воз-
расте от 1,5 лет до 3 лет и др.)
     6. Предусмотреть мероприятия  по  аккумулированию  финансовых
средств на содержание объектов социальной сферы.
     7. Предусмотреть  мероприятия  по  сохранению  объемов услуг,
оказываемых  столовыми,  культурно-просветительными,  спортивными,
оздоровительными и социально-бытовыми объектами организаций с уче-
том действующих норм и фактической численности работающих, обеспе-
чению на должном уровне их технического состояния.
     8. Предусмотреть отчисление средств на дополнительное негосу-
дарственное  пенсионное  обеспечение  и  добровольное  медицинское
страхование работающих и членов их семей.
     9. Предусмотреть создание условий для осуществления  деятель-
ности выборного органа первичной профсоюзной организации.
     10. Определить порядок согласования  работодателем  заявки  о
потребности  в иностранных работниках на очередной год с профсоюз-
ной организацией.
     11. В целях закрепления рабочих кадров на производстве напра-
вить усилия на восстановление наставничества, обеспечивающего пре-
емственность поколений,  сохранение накопленного профессионального
опыта.
     12. Оплачивать  расходы  на погребение работника и членов его
семьи сверх установленного законодательством пособия,  выплачивае-
мого за счет средств обязательного социального страхования.
     13. Предоставлять за счет средств организации:
     - возможность  повышения  квалификации и дальнейшего обучения
молодежи;
     - профессиональное  обучение  и переобучение женщин,  имеющих
перерывы в трудовой деятельности,  вызванные необходимостью  ухода
за детьми.
     14. Предусмотреть порядок и размеры возмещения работнику рас-
ходов, связанных со служебными командировками.
     15. Определить размер и порядок возмещения расходов  работни-
кам,  постоянная  работа  которых  осуществляется в пути или имеет
разъездной характер,  согласно установленному перечню работ,  про-
фессий и должностей.
     16. За период отстранения работника от работы по  медицинским
показаниям на срок до 4 месяцев из-за  отсутствия  соответствующей
работы у работодателя  производить  оплату в размере не ниже мини-
мальной заработной платы,  установленной Соглашением о минимальной
заработной плате в городе Москве на 2012 год.
     17. Предусмотреть  обязательства,  направленные на конкретную
поддержку работающих инвалидов, а также работников, имеющих в сос-
таве семей лиц с ограничениями жизнедеятельности.
     18. Предусмотреть включение положений о передаче коллективно-
го  трудового  спора  в случае его возникновения на рассмотрение в
Учреждение "Трудовой арбитражный суд для  разрешения  коллективных
трудовых споров" и выполнении его решений.
     19. Оказывать содействие в улучшении жилищных условий  работ-
никам организации, состоящим на жилищном учете.
     20. Создавать советы молодых специалистов в организациях  го-
рода, содействовать их работе с оказанием организационной и финан-
совой поддержки.
     21. Предоставлять  право  председателю  первичной профсоюзной
организации как уполномоченному представителю работников принимать
участие в оперативных совещаниях и заседаниях правления  организа-
ций  с правом совещательного голоса в соответствии с уставными до-
кументами или коллективным договором.
     22. Срочный трудовой договор заключается только в тех  случа-
ях,  когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопре-
деленный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее
выполнения,  если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российс-
кой Федерации, иными федеральными законами.
     23. Определять  за счет средств работодателя,  дополнительные
льготы и гарантии уполномоченным (доверенным) лицам по охране тру-
да профессиональных союзов,  в том числе предоставление ежегодного
дополнительного оплаченного отпуска на срок не менее 3 календарных
дней.
     24. Не допускать нецелевого использования средств, предназна-
ченных  для оплаты труда.  Представлять профсоюзам необходимую ин-
формацию по формированию и расходованию фонда оплаты труда.
     25. Проводить  мероприятия  по  социальной  поддержке молодых
специалистов.
     26. Предусмотреть  положения  о необходимости поддержания та-
рифной части заработка на уровне не ниже 2/3 от общего его  разме-
ра.
     27. Создавать условия для обеспечения жилыми помещениями  ра-
ботников,  состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных ус-
ловий по месту работы, за счет средств работодателя, в т.ч. с воз-
можным долевым участием работников.
     28. В случае реорганизации организации не допускать высвобож-
дение работников, имеющих многодетные семьи.
     29. Рекомендовать устанавливать за счет  собственных  средств
дополнительные  меры социальной поддержки при выходе на пенсию ра-
ботникам,  имеющим трудовые заслуги и длительный стаж работы в ор-
ганизации.
     30. Предусмотреть выделение финансовых средств из прибыли ор-
ганизации  на  полную или частичную компенсацию проезда работников
городским общественным транспортом.



                              Приложение 2
                              к Московскому трехстороннему
                              соглашению на  2012 год


 Список организаций по оказанию помощи в урегулировании трудовых
         споров для размещения на информационных стендах
                   в организациях города Москвы


     Управление юридической службы Московской Федерации профсоюзов
     тел.(495) 688-66-01, 688-76-47
     Московская Конфедерация   промышленников  и  предпринимателей
(работодателей)
     тел./факс (495) 691-99-01, 691-98-74
     Горячая линия Комитета общественных связей города Москвы
     тел.(495) 974-22-55
     Коллективные трудовые споры: Учреждение "Трудовой арбитражный
суд для разрешения коллективных трудовых споров"
     тел. (495) 688-82-92, факс (495) 688-71-65
     Индивидуальные трудовые споры:  Государственное бюджетное уч-
реждение города Москвы Московский городской правовой Центр  "Защи-
та"
     тел. (495) 959-89-40, 959-99-88



                              Приложение 2
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 22 ноября 2011 г. N 552-ПП


                            Соглашение
    о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год
между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов
            и московскими объединениями работодателей


     Правительство Москвы  от  лица  органов исполнительной власти
города Москвы,  Московская Федерация профсоюзов от лица московских
объединений  профсоюзов,  Московская Конфедерация промышленников и
предпринимателей (работодателей) от  лица  московских  объединений
работодателей,  действуя  в  соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации и законодательством города Москвы,  на основании
статьи  133.1  Трудового  кодекса Российской Федерации,  заключили
настоящее Соглашение о следующем:

     1. Предусмотреть двухэтапное  повышение  размера  минимальной
заработной  платы  в городе Москвы.  Установить размер минимальной
заработной  платы  с  1 января  2012 г. - 11 300 рублей,  с 1 июля
2012 г. - 11 700 рублей.
     2. Размер минимальной заработной платы  включает  минимальную
сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего вре-
мени,  установленную законодательством Российской Федерации, и ис-
полнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую та-
рифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной  системе,  а
также доплаты,  надбавки,  премии и другие выплаты, за исключением
выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153
Трудового кодекса Российской Федерации.
     3. Настоящее Соглашение  распространяется  на  работодателей,
осуществляющих деятельность на территории города Москвы, присоеди-
нившихся в порядке, предусмотренном статьей 133.1 Трудового кодек-
са Российской Федерации.
     4. Контроль   над   исполнением   Соглашения   осуществляется
Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-тру-
довых отношений (далее - МТК).
     5. Стороны  поручают МТК в случае необходимости вносить изме-
нения и дополнения в заключенное Соглашение в порядке, установлен-
ном Регламентом работы МТК.

От Правительства        От московских            От московских
Москвы                  объединений              объединений
                        профсоюзов               работодателей

Мэр Москвы              Председатель             Председатель
                        Московской               Московской
                        Федерации                Конфедерации
                        профсоюзов               промышленников
                                                 и предпринимателей
                                                 (работодателей)

С.С.Собянин             М.Д.Нагайцев             Е.В.Панина