Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 679-ПП от 7 августа 2007 года

О мерах по дальнейшему совершенствованию работы с творческой молодежью в целях сохранения и развития столичного репертуарного театра

     В целях совершенствования работы по созданию условий для дея-
тельности  творческой  молодежи,  развития  театрального искусства
столицы и дальнейшей реализации постановлений Правительства Москвы
от 10 октября 2000 г. N 802 "О мерах по дальнейшей поддержке теат-
рального искусства в Москве" и от 21 октября 2003 г.  N 879-ПП  "О
ходе  проведения  эксперимента  по  созданию свободных сценических
площадок и мерах по поддержке театральных инновационных  проектов"
Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить предложенную Департаментом культуры города Москвы
Концепцию  создания  наиболее  благоприятных условий для поддержки
талантливой творческой молодежи и кадрового укрепления  репертуар-
ных театров города Москвы (приложение).
     2. С целью обеспечения притока в театр  молодых  актерских  и
режиссерских  кадров  осуществить в порядке эксперимента сроком на
три года со второго полугодия 2007 г.  по 30 июня 2010 г. создание
молодежных студий на базе Государственного учреждения культуры го-
рода Москвы "Московский театр "Мастерская П.Н.Фоменко" и Государс-
твенного учреждения культуры города Москвы "Московский драматичес-
кий театр имени А.С.Пушкина".
     3. Поддержать предложение Департамента культуры города Москвы
о создании курса актеров и режиссеров театра кукол в качестве  це-
левого  государственного заказа Правительства Москвы для кадрового
обеспечения московских театров молодыми специалистами в  период  с
2008 по 2012 гг.
     4. Департаменту культуры города Москвы:
     4.1. При формировании проекта бюджета на 2008 год и последую-
щие годы в составе расходов по отрасли "Культура, кинематография и
средства  массовой коммуникации" в рамках проекта "Открытая сцена"
предусматривать средства на финансирование молодежных студий, соз-
даваемых на базе Государственного учреждения культуры города Моск-
вы "Московский театр "Мастерская П.Н.Фоменко"  и  Государственного
учреждения  культуры города Москвы "Московский драматический театр
имени А.С.Пушкина".
     4.2. При формировании проекта бюджета на 2008 год и последую-
щие годы предусматривать финансирование обучения молодежи на целе-
вом  государственном  курсе  актеров и режиссеров театра кукол для
кадрового обеспечения московских театров.
     4.3. По итогам эксперимента (п.2) по созданию молодежных сту-
дий внести в Правительство Москвы предложения по  дальнейшему  со-
вершенствованию  работы  с творческой молодежью и созданию условий
для их полноценной профессиональной деятельности в московских  те-
атрах,  обратив особое внимание на возможность создания молодежных
театральных студий на базе театров кукол и музыкальных театров го-
рода.
     4.4. Продолжить практику освоения высвобождающихся или  неэф-
фективно используемых театральных помещений, а также более широко-
го использования площадок домов культуры и клубов в целях дальней-
шего  развития  проекта "Открытая сцена" и расширения театрального
пространства для осуществления инновационных проектов.
     4.5. До 1 октября 2007 г.  обратиться в Министерство культуры
и массовых коммуникаций Российской Федерации с предложением по из-
менению  трудового  кодекса  Российской Федерации в части переноса
трудовых правоотношений между работодателем и творческими работни-
ками  в группу правоотношений заключения обязательных срочных тру-
довых договоров.
     4.6. По  итогам  работы с творческой молодежью в 2007 г.  и с
учетом концепции (п.1) до 1 февраля 2008 г.  разработать план  ос-
новных  мероприятий  по  оказанию содействия творческой молодежи в
театрах системы Департамента культуры города Москвы и  представить
на  утверждение  руководителю  Комплекса  социальной  сферы города
Москвы.
     5. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы оказывать содейс-
твие в освещении наиболее  крупных  творческих  акций  с  участием
творческой молодежи Москвы.
     6. Комитету рекламы,  информации и оформления  города  Москвы
оказать  содействие  в размещении на объектах наружной рекламы ин-
формационных материалов о  мероприятиях,  проводимых  в  поддержку
творческой  молодежи,  по  заявке  организаторов  в соответствии с
действующими нормативными документами Правительства Москвы.
     7. Комитету  по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации города Москвы оказывать содействие в  показе  на  московских
теле-  и  радиоканалах  наиболее  крупных  мероприятий в поддержку
творческой молодежи города.
     8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецо-
ву Л.И.
     О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в январе
2008 г.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 7 августа 2007 г. N 679-ПП



                            КОНЦЕПЦИЯ
      создания наиболее благоприятных условий для поддержки
      талантливой творческой молодежи и кадрового укрепления
                репертуарных театров города Москвы



                     Цели и задачи Концепции

     Концепция создания  наиболее  благоприятных  условий для под-
держки талантливой творческой молодежи и кадрового укрепления  ре-
пертуарных театров  города  Москвы (далее - Концепция) разработана
на основе научного анализа,  сделанного по итогам  социологических
исследований кадровой ситуации, сложившейся в столичных театрах, и
обобщения опыта работы Департамента культуры города Москвы  (далее
- Департамент культуры) по оказанию поддержки творческой молодежи.
     Цель Концепции - обозначить,  исходя из первоочередных  задач
Правительства Москвы в области культуры,  основные направления го-
сударственной поддержки творческой молодежи столичного  репертуар-
ного театра на ближайший период.  Для обеспечения притока творчес-
кой молодежи в столичные репертуарные театры и введения в практику
новых форм театрального дела, направленных на поддержку творческой
молодежи,  Концепцией предусматривается решение следующих задач:
     - дальнейшее расширение работы Департамента культуры в тесном
взаимодействии с театральной общественностью города, с Советом мо-
лодых  специалистов  по театрально-концертной деятельности при Де-
партаменте культуры  по  организационной  и  финансовой  поддержке
творчества молодых в отечественном репертуарном театре, являющемся
подлинным национальным достоянием отечественной культуры;
     - поиск  экспериментальных  путей обеспечения притока молодых
кадров (режиссеров,  актеров, драматургов, композиторов и музыкан-
тов-исполнителей) в репертуарные театры Москвы;
     - освоение новых форм  театрального  дела,  направленного  на
осуществление проектов молодых театральных деятелей (многопрофиль-
ная адресная поддержка молодых творческих  кадров),  в  том  числе
формирование условий для реализации творческого потенциала молодых
театральных критиков и театроведов, способствующих своим творчест-
вом  развитию  лучших традиций отечественного театрального и музы-
кального искусства, русской театральной и музыкальной критики.
     Для определения  дальнейших  путей  работы с творческой моло-
дежью,  ближайших и долгосрочных перспектив  этой  деятельности  в
2006 году Департаментом культуры было инициировано проведение ряда
социологических исследований Высшей школой  деятелей  сценического
искусства при РАТИ (ГИТИС) и Государственным научно-исследователь-
ским учреждением  "Московский  институт социально-культурных прог-
рамм" по теме "Приоритетные направления развития  творческого  по-
тенциала  театров и воспитания специалистов в области театрального
искусства".
     Итогами исследования стали:
     - оценка кадровой ситуации,  сложившейся в репертуарных теат-
рах Москвы;
     - определение  форм  и  путей государственного стимулирования
творчества молодых театральных деятелей в целях развития  реперту-
арного театра.
     С целью сохранения преемственности лучших  традиций  отечест-
венного  театра  Концепция предполагает совершенствование деятель-
ности Департамента культуры по поддержке,  адаптации,  продвижению
на  профессиональную сцену нынешнего и последующих поколений твор-
ческой молодежи по следующим основным направлениям:
     - оказание  адресной  организационной  и финансовой поддержки
творческой молодежи в области театрального и музыкального  искусс-
тва;
     - расширение свободного сценического  пространства  (создание
площадок) для осуществления и проката молодежных проектов;
     - организация дискуссионных клубов,  семинаров, "круглых сто-
лов"  с  целью  привлечения  широкой  театральной общественности к
творчеству молодых;
     - создание экспериментальных молодежных театральных студий;
     - осуществление государственного заказа на подготовку целевых
актерско-режиссерских  курсов  дефицитных театральных профессий на
базе государственных театральных вузов  столицы;
     - популяризация  спектаклей лучших молодых творческих коллек-
тивов через их участие в наиболее значимых всероссийских, междуна-
родных и московских театральных и музыкальных фестивалях.
     Переход к новым формам организации  культурной  жизни  города
возможен  при условии,  что он будет системно реализован государс-
твенными органами власти в тесном контакте  с  художественной  об-
щественностью страны, деятелями культуры и искусства.

             Накопленный опыт и первоочередные задачи

     Благодаря реализуемой в последние годы политике Правительства
Москвы по поддержке театрального и музыкального искусства Департа-
ментом  культуры была осуществлена значительная работа по активной
интеграции сценической молодежи в театральный процесс. Анализ при-
нятых результативных практических мер позволяет сформулировать за-
дачи по поддержке творческой молодежи по следующим  основным  нап-
равлениям.

                    I. Проект "Открытая сцена"

     Осуществление на  постоянной  основе проводимого с 2001 г.  в
качестве эксперимента проекта "Открытая сцена", созданного по ини-
циативе Департамента культуры и поддержанного Правительством Моск-
вы и широкой театральной общественностью  столицы,  по  системному
пополнению кадрового резерва режиссерского корпуса столичных теат-
ров и поддержке молодых драматургов.
     Претворение в жизнь проекта "Открытая сцена" позволило ввести
в практику столичных репертуарных театров, в дополнение к их теку-
щему репертуару,  создание спектаклей молодыми режиссерами, поста-
новку на столичной сцене произведений молодых драматургов. Всего в
рамках проекта "Открытая сцена", начиная с 2001 г., более 50 моло-
дых театральных режиссеров осуществили  на  профессиональной  мос-
ковской сцене около 200 новых постановок, многие из которых вызва-
ли большой интерес в профессиональной среде, стали предметом повы-
шенного внимания театральной публики. Опыт показал, что в процессе
реализации проекта "Открытая сцена"  Департаментом  культуры  были
введены в практику новые формы театрального дела:
     - разработан  механизм реализации на конкурсной основе адрес-
ного государственного финансирования  авторских  молодежных  теат-
ральных и музыкальных проектов;
     - найдены возможности обеспечения стабильного притока  в  ре-
пертуарные  театры  Москвы и профессионального становления молодых
режиссерских кадров из числа наиболее талантливых выпускников  те-
атральных  ВУЗов  столицы;
     - осуществлены шаги по более активному освоению отечественным
репертуарным театром произведений современной драматургии,  благо-
даря чему преодолен возникший на рубеже веков  кризис  в  развитии
отечественной драматургии.
     Развитием проекта "Открытая  сцена"  должно  стать  возможное
увеличение проката спектаклей, созданных в его рамках независимыми
театральными труппами, а также осуществление специальных издатель-
ских программ с целью продвижения лучших произведений молодой дра-
матургии на профессиональную сцену.
     В рамках  "Открытой  сцены"  целесообразно  также  расширение
творческого взаимодействия Департамента культуры с  высшими  теат-
ральными учебными заведениями столицы по целевой подготовке кадров
дефицитных театральных профессий,  по привлечению наиболее талант-
ливых выпускников столичных театральных вузов к созданию конечного
репертуарного продукта.


                 II. Фестивали, смотры, конкурсы

     Оказание финансовой  и организационной поддержки при проведе-
нии международных,  всероссийских и московских театральных и музы-
кальных фестивалей,  смотров, конкурсов, направленных на продвиже-
ние творчества молодых. В последние годы Департамент культуры ока-
зывал  особую  поддержку  двум  крупнейшим театральным фестивалям:
Всероссийскому театральному фестивалю "Золотая маска"  и  Междуна-
родному театральному фестивалю им.А.П.Чехова,  поскольку участие в
них дает  молодым  деятелям  театрального  искусства  общественное
признание,  открывает широкие творческие перспективы, а знакомство
с высшими достижениями мирового театрального искусства способству-
ет расширению их творческого кругозора.
     В фестивале "Золотая маска" за последние три года в различных
номинациях было представлено семь молодежных и инновационных спек-
таклей, получивших гранты в рамках проекта "Открытая сцена".
     Одновременно в рамках фестиваля "Золотая маска" осуществляет-
ся проведение всевозможных акций,  направленных на  обмен  опытом,
презентацию  молодежных проектов широкому кругу российских и зару-
бежных театров. В том числе Департаментом культуры оказывается со-
действие  при проведении такой акции как театральный рынок "PROТе-
атр", на котором осуществляется презентация молодежных театральных
проектов.
     Способствует творческому росту и интеграция театральной моло-
дежи в мировую театральную инфраструктуру, инициированная Департа-
ментом культуры при проведении Международного театрального  фести-
валя им.А.П.Чехова.  При поддержке города этот крупнейший междуна-
родный  фестиваль  предоставляет  театральной  публике возможность
знакомства с наиболее интересными молодежными театральными  проек-
тами.
     В развитие этого направления Департамент культуры стал иници-
атором проведения в Москве,  наряду с  крупными  всероссийскими  и
международными фестивалями,  специальных смотров, отражающих твор-
чество молодых деятелей театрального и музыкального  искусства.
     В последнее  время  наметилась динамика в развитии этого нап-
равления. В первые годы реализации проекта "Открытая сцена" только
два фестиваля отражали творчество молодых: "Открытая сцена" - фес-
тиваль театральных и музыкальных  постановок  молодых  режиссеров,
получивших на конкурсной основе гранты Департамента культуры (про-
водимый совместно с Театральным центром "На Страстном") и Междуна-
родный фестиваль современной музыки "Московская осень" (проводимый
совместно с Союзом московских композиторов).
     В настоящее время благодаря целенаправленным усилиям Департа-
мента  культуры  и  в тесном взаимодействии с творческими союзами,
театральными и музыкальными организациями в столице ежегодно  про-
водятся новые фестивали,  конкурсы и смотры творческой молодежи по
самым разным видам и жанрам театрального и музыкального искусства:
     - "Твой шанс" - фестиваль  дипломных  спектаклей  выпускников
государственных  театральных вузов города Москвы - совместно с Те-
атральным центром "На Страстном";
     - "Московский  фестиваль-конкурс "Арфовое искусство России" -
совместно с Русским арфовым обществом;
     - "Московский конкурс хоровых дирижеров" - совместно с Акаде-
мией хорового искусства;
     - "От  М.Глинки  до  Г.Свиридова" - ежегодные циклы концертов
молодых артистов-вокалистов - совместно с Благотворительным фондом
И.Архиповой;
     - "Программа продвижения молодых исполнителей" - совместно  с
Московской государственной академической филармонией;
     - "Молодые композиторы и музыканты Москвы - любимой  столице"
- ежегодный цикл симфонических концертов - совместно с Симфоничес-
ким оркестром Москвы "Русская филармония";
     - "Музыка детских сердец" - ежегодный цикл симфонических кон-
цертов,  адресованных детской аудитории -  совместно  с  Юношеским
симфоническим оркестром России;
     - "Приношение Борису Чайковскому" - фестиваль молодых  испол-
нителей  и  композиторов - совместно с Российской Академией музыки
им.Гнесиных;
     - цикл  хоровых  концертов  из произведений композиторов мос-
ковской композиторской школы - совместно с  Музыкальной  академией
им.А.Шнитке и ряд других.
     Немаловажно, что многие участники,  номинанты и лауреаты фес-
тивалей являются одновременно и участниками проекта "Открытая сце-
на". И на фестивалях, смотрах, конкурсах все больше появляется те-
атральной  продукции,  созданной  молодежными творческими группами
под эгидой Департамента культуры в рамках проекта  "Открытая  сце-
на". Активизируется профессиональная деятельность творческой моло-
дежи,  включающейся в производственный  и  художественный  процесс
столичных репертуарных театров.


             III. "Московский театральный фестиваль"

     Новым направлением в столичном театральном фестивальном  дви-
жении  стало  возобновление  по инициативе Департамента культуры с
2006 г. ежегодного театрально-музыкального фестиваля государствен-
ных  театров Москвы "Московский театральный фестиваль" (ранее "Те-
атральная весна"),  который не проводился с начала 90-х годов.  Он
возрожден  в ответ на возникшую потребность в проведении на совер-
шенно новом организационном и содержательном уровне  исключительно
московского творческого смотра, на котором можно было бы проанали-
зировать итоги сезона всех столичных театров.
     Однако, если  ранее  целью  этого фестиваля было ознакомление
публики с лучшими премьерами московских  театров,  то  сегодня  он
возрожден в совершенно новом качестве. Одной из ключевых его задач
стало представление широкой театральной публике лучших работ твор-
ческой молодежи.
     По предложению Департамента культуры одной из новых номинаций
фестиваля  явилось  награждение "За лучший режиссерский дебют".  В
рамках фестиваля были запланированы круглые столы, молодежные дис-
куссионные клубы, пресс-конференции, зрительские конференции.
     В ближайшее время Департаменту культуры целесообразно  ввести
для  участников  данного  фестиваля новые номинации для творческой
молодежи различных театральных профессий, создать условия для уве-
личения количества премьерных работ молодых.
     В целом же Департаменту культуры целесообразно при проведении
такого рода мероприятий,  наряду с поддержкой международных и все-
российских фестивалей, проводимых различными организациями, особое
внимание оказывать городским фестивалям.


                      IV. Свободные площадки

     За последние несколько лет в Москве по инициативе Департамен-
та культуры создана стройная система поддержки театральных органи-
заций, работающих по принципу свободных сценических площадок. Фак-
тически родилась совершенно новая форма театральной организации.
     В таком формате с 2003 г.  Департаментом культуры были учреж-
дены следующие театральные организации:
     - ГУК  "Центр драматургии и режиссуры п/р А.Казанцева и М.Ро-
щина";
     - ГУК "Театральный центр "Практика";
     - ГУК "Дирекция "Открытая сцена".
     Эта новая форма организации государственного учреждения куль-
туры позволяет при сохранении принципов репертуарного театра приг-
лашать для работы в каждой конкретной постановке  новый  актерский
ансамбль,  состоящий из актеров-единомышленников, работающих в об-
щем художественном направлении.
     Важно, что  эти  театральные образования по своей организации
принципиально отличаются от коммерческой антрепризы, поскольку со-
четают  лучшие  традиции  репертуарного театра с экспериментальной
работой свободных молодежных творческих объединений.
     В этих  театрах  выстраивается  целостная программа поддержки
творческой молодежи, отрабатываются механизмы ее дальнейшего прод-
вижения.
     В развитие данного направления  предусматривается  продолжить
практику  расширения  театрального  пространства для осуществления
инновационных,  прежде всего молодежных проектов за счет высвобож-
дающихся или неэффективно используемых театральных площадок.
     В ближайшее время Департаментом культуры будут созданы следу-
ющие свободные площадки:
     - "Театр на Беговой" путем перепрофилирования ГУК  "Театраль-
ный  центр  "Вернисаж"  с начала сезона 2007-2008 гг.  в свободную
сценическую площадку,  работающую в рамках проекта "Открытая  сце-
на";
     - "Щукинская сцена" - в здании,  расположенном на  территории
сада Эрмитаж.
     В перспективе  при  формировании  программы  развития  города
Москвы до  2020  г.  предусмотрено  также  создание сети свободных
трансформируемых театрально-концертных площадок  во  всех  округах
города Москвы.


      V. Эксперимент по поддержке нового студийного движения

     Социологические исследования,  проведенные по заказу Департа-
мента культуры  Московским  институтом  социально-культурных прог-
рамм,  показали,  что на протяжении последних 15 лет произошло за-
метное  старение  театральных  трупп государственных драматических
театров.  В настоящее время они укомплектованы исполнителями до 35
лет  в процентном отношении только от 15 до 25%,  ежегодный приток
молодых актеров в каждый московский театр,  в лучшем случае,  сос-
тавляет в среднем 1-2 человека.
     При этом отмечено,  что слабый  приток  молодежи  объясняется
тем, что действующее в настоящее время законодательство и экономи-
ческая ситуация в стране не позволяют ввести в государственных те-
атрах контрактую систему.
     Учитывая сложившуюся ситуацию,  необходимо внедрение иных ме-
ханизмов  интеграции  молодежи в репертуарный театр.  В этой связи
плодотворным представляется обращение к опыту отечественного теат-
ра,  одним из наиболее перспективных направлений которого, со вре-
мен К.С.Станиславского,  было создание молодежных театральных сту-
дий.  Исторический  опыт  показал,  что уже через десять лет после
открытия  Московского  художественного  театра   К.С.Станиславский
приступил к созданию студий для проведения в них экспериментальной
работы, поиска новых средств выразительности, обновления актерско-
го состава.
     В целях отработки механизмов омоложения кадрового состава ре-
пертуарных  театров  целесообразно поддержать предложение Департа-
мента культуры об организации и финансировании в порядке  экспери-
мента  сроком на 3 года,  начиная с 2007 г.,  молодежных студий на
базе ГУК г.Москвы "Мастерская П.Фоменко" и "Московский драматичес-
кий театр им.А.С.Пушкина".  В создании молодежных студий при  этих
двух  московских театрах на данном этапе решающую роль должны сыг-
рать их художественные руководители П.Н.Фоменко и Р.Е.Козак, имею-
щие  огромный педагогический опыт и являющиеся руководителями кур-
сов государственных театральных вузов столицы.
     Немаловажно, что этот путь имеет  принципиальное  отличие  от
московского студийного  движения  второй половины ХХ века.  В этот
период студии являлись своеобразным полигоном для создания в даль-
нейшем на их базе самостоятельных репертуарных театров ("Современ-
ник",  "Таганка",  "Новый драматический", "Мастерская П.Фоменко" и
многие другие).
     Задача данного эксперимента состоит в  том,  чтобы  пополнить
труппы репертуарных театров творческой молодежью, без создания но-
вых государственных учреждений культуры.


      VI. Подготовка актеров и режиссеров кукольных театров

     Как показали исследования, наиболее сложная ситуация в насто-
ящее время сложилась в Москве с подготовкой актеров  и  режиссеров
кукольных театров,  работающих с детской аудиторией. На протяжении
нескольких десятилетий вузы Москвы не выпускали специалистов  дан-
ного профиля,  что привело к старению,  а по ряду показателей,  по
мнению специалистов,  критиков и теоретиков театра,  к творческому
застою в труппах московских театров кукол.
     В связи с чем назрела острая необходимость воспитания актерс-
ких и режиссерских кадров для кукольных театров города.
     В целях укрепления кадрового состава московских театров кукол
целесообразно поддержать инициативу Департамента культуры об орга-
низации в первоочередном порядке набора на период с 2008  по  2012
год на базе одного из московских государственных театральных вузов
целевого курса актеров,  режиссеров и сценографов театра кукол.
     По мнению экспертов и специалистов,  а также практиков театра
это позволит в ближайшие годы значительно обновить творческие сос-
тавы столичных кукольных театров, повлиять на обновление репертуа-
ра,  адресованного детскому зрителю. Это даст реальные возможности
для  расширения творческих новаций и синтетического развития самых
разных жанров кукольных  театров  (марионеток,  тростевых,  верхо-
вых-перчаточных, ростовых, паркетных, теневых и других).


               VII. Работа с молодыми драматургами

     Подлинное развитие отечественного репертуарного театра не мо-
жет происходить без притока молодой драматургии, затрагивающей на-
иболее острые проблемы жизни  современного  общества,  позволяющей
театру во все времена быть сопричастным духовному развитию общест-
ва.
     В последние  годы  Департаментом культуры освоены новые формы
поддержки молодой драматургии,  обеспечения ее творческого взаимо-
действия со столичными театрами.
     Благодаря реализации проекта "Открытая сцена" с  2001  г.  на
московской  сцене было поставлено заметное количество пьес молодых
драматургов.
     Департаментом культуры  осуществляется  ежегодная  финансовая
поддержка издания пьес современных молодых  авторов  на  страницах
журнала "Современная драматургия". Произведения более тридцати мо-
лодых авторов были опубликованы благодаря  открытым  конкурсам  по
созданию  драматургических  произведений патриотической направлен-
ности для детей, подростков и юношества "Долг. Честь. Достоинство"
и "Мы  -  дети  твои,  Россия",  ежегодно проводимым Департаментом
культуры совместно с "Благотворительным Фондом поддержки современ-
ной драматургии".  Современная драматургия находит постоянную под-
держку Департамента культуры в его совместных проектах  с  Всерос-
сийским драматургическим конкурсом "Действующие лица",  ГУК "Центр
драматургии и режиссуры" и  рядом  других  организаций.  Благодаря
этой работе появились молодые драматические писатели,  ставшие ши-
роко известными театрам и зрителям. За несколько последних столич-
ных  сезонов  в  репертуарной афише утвердились имена А.Железцова,
В.Коркия, Ю.Клавдиева, М.Курочкина, А.Попова, С.Решетникова, Е.Са-
дур,   В.Сорокина,   В.Сигарева,  К.Степанычевой,  Л.Черняускайте,
О.Шишкина, А.Шипенко и ряда других.
     Накопленный Департаментом культуры опыт работы с молодыми ав-
торами показывает, что первоочередными задачами по поддержке моло-
дой  современной  драматургии должны стать:
     - включение номинаций молодых современных драматургов в  про-
водимые Департаментом культуры совместно с творческими организаци-
ями фестивали,  смотры,  конкурсы;
     - организация  и проведение совместно со всеми заинтересован-
ными творческими организациями,  театрами и литературными  кругами
конференций и семинаров, на которых отрабатывается профессионализм
драматических писателей и реализуется связь  драматургии  с  теат-
ральной практикой;
     - поддержка изданий сборников пьес  современных  драматургов,
информирование  театральной общественности о наиболее значительных
достижениях драматургии с помощью современных электронных  средств
и публикаций на страницах профессиональных театральных журналов.


          VIII. Работа с молодыми театральными критиками

     В последние годы отмечается устойчивая тенденция  к  снижению
профессионального  уровня молодой театральной и музыкальной крити-
ки,  особенно сильно проявившаяся в последнее десятилетие, а также
превалирование  в периодических изданиях критических статей заказ-
ного характера.
     Изучение проблемы показывает,  что в целях обеспечения объек-
тивности и подлинного профессионализма отечественной  художествен-
ной критики в дальнейшем необходимо оказание систематической госу-
дарственной поддержки периодическим профильным  искусствоведческим
журналам,  посвященным  различным видам искусств.  Осуществление в
рамках проекта "Открытая сцена" специальных издательских проектов.
Целенаправленная  государственная поддержка искусствоведческой пе-
риодики позволит художественной  критике  способствовать  развитию
искусств, оставаясь объективной, не ангажированной, независимой от
частного заказчика.
     На смену  высокопрофессиональному  театроведческому и музыко-
ведческому анализу,  содействующему позитивному развитию  отечест-
венного  искусства,  все чаще приходит так называемая "бульварная"
критика.  Зачастую ее представители откровенно  дистанцируются  от
современного репертуарного театра,  намеренно снижают художествен-
ные требования к вновь создаваемым сценическим произведениям,  ак-
тивно  поощряют  отсутствие  нравственных  критериев в сценических
произведениях, адресованных молодежной аудитории, противопоставля-
ют критику и сцену.
     В связи с этим Департаментом культуры за последние годы  были
предприняты конкретные меры,  направленные на общее повышение про-
фессионального уровня публикаций, поощрение молодых критиков и те-
оретиков театра, стремящихся развивать лучшие традиции отечествен-
ной театральной критики.
     Эта политика  осуществляется  путем  поддержки  Департаментом
культуры специализированных театральных изданий:  журналов "Совре-
менная драматургия", "Театральная жизнь", "Балет", "Планета Красо-
та",  искусствоведческих журналов,  адресованных детской читатель-
ской аудитории: "Мир детского театра" и "Антре" (приложение к жур-
налу "Балет").
     В последнее  время на страницах этих изданий появились обшир-
ные и серьезные обзоры и отдельные статьи по проблемам современно-
го репертуарного драматического и музыкального театров,  готовятся
специальные выпуски номеров  журналов,  посвященные  подробному  и
доброжелательному  анализу работы столичных театров,  театральному
процессу в целом.
     К работе в экспертных советах наряду с маститыми специалиста-
ми в области театрального и музыкального  искусства  Департаментом
культуры  все  шире  привлекаются молодые театроведы и музыкальные
критики.
     На основе  накопленного  Департаментом культуры опыта взаимо-
действия в области искусствознания с исследовательскими, образова-
тельными учреждениями, театрами и творческими союзами Департаменту
культуры целесообразно в первоочередном порядке сосредоточиться на
следующих направлениях работы с молодой критикой:
     - расширить работу с критиками в рамках фестивалей,  смотров,
конкурсов, создавая специальные номинации для молодежи критическо-
го цеха;  шире привлекать молодых специалистов к работе  комиссий,
жюри и экспертных советов фестивалей,  конкурсов и смотров;
     - совместно с творческими союзами и театральными вузами  рас-
ширить  практику  проведения обсуждения спектаклей,  итогов работы
театров,  привлекать молодых критиков к участию в  семинарах  сов-
местно с практиками театра,  "круглых столах" и зрительских конфе-
ренциях.
           Перспективные направления совершенствования
               работы с творческой молодежью Москвы

     Анализ проделанной  за  последние  годы  работы  Департамента
культуры по поддержке творческой молодежи позволяет наметить  сле-
дующие  приоритетные  направления  кадровой  политики  в отношении
творческой молодежи:
     - по  итогам эксперимента по созданию молодежных студий опре-
делить дальнейшие пути и методы обновления творческих  коллективов
репертуарных  театров в соответствии с принимаемыми на федеральном
уровне мерами по реформированию бюджетной сферы;
     - продолжить практику осуществления целевого государственного
заказа на подготовку необходимых актерских или  режиссерских  кад-
ров, а также специалистов других театральных профессий на базе го-
сударственных вузов столицы;
     - формировать  особо благоприятные условия кадровой и матери-
альной поддержки творческой молодежи в детских репертуарных  теат-
рах;
     - создавать необходимые условия для дальнейшего развития сов-
ременной  драматургии,  в том числе продолжить осуществление госу-
дарственного заказа на создание пьес,  продвижения на  сцены  мос-
ковских театров произведений молодых авторов;
     - шире использовать различные формы работы по  стимулированию
профессиональной  деятельности  творческой молодежи.  Осуществлять
финансирование организаций и проведение  совместно  с  творческими
союзами и московскими театрами семинаров, мастер-классов, зритель-
ских конференций, круглых столов;
     - содействовать публикациям произведений молодых драматургов,
театральных и музыкальных критиков совместно с редакциями профиль-
ных периодических изданий;
     - рекомендовать телевизионным каналам предусмотреть показ на-
иболее крупных мероприятий в поддержку творческой молодежи города,
а также создание цикла передач,  посвященных знакомству молодежной
и  юношеской аудитории телезрителей с творчеством молодых;  средс-
твам массовой информации уделять внимание освещению наиболее  зна-
чимых творческих акций в поддержку и с участием творческой молоде-
жи Москвы.
                  Механизмы реализации Концепции

     Исходя из основных целей и задач Концепции формируются  меха-
низмы ее реализации.
     Механизмы реализации Концепции предполагают:
     - целостный,  системный подход к осуществлению мероприятий;
     - координацию  данной  Концепции  с действующими комплексными
городскими целевыми программами;
     - усиление координации взаимодействия  с  Союзом  театральных
деятелей Российской Федерации, другими заинтересованными организа-
циями по реализации программ поддержки творческой молодежи;
     - координацию деятельности с федеральными органами  государс-
твенной  власти для формирования комплексного подхода в реализации
настоящей Концепции.


                 Ресурсное обеспечение Концепции

     1. Средства бюджета,  направляемые на финансирование заплани-
рованных мероприятий по поддержке творческой молодежи.
     2. Целевые бюджетные средства,  выделяемые Департаменту куль-
туры на реализацию государственного заказа на конкурсной основе.
     3. Внебюджетные средства,  предоставляемые благотворительными
фондами, общественными организациями и спонсорами.


                       Ожидаемые результаты

     Реализация данной Концепции будет способствовать:
     - созданию условий для дальнейшего профессионального и  твор-
ческого роста молодых артистов,  режиссеров,  драматургов и крити-
ков;
     - воспитанию нового поколения творческой смены для сохранения
и развития репертуарного театра;
     - появлению новых талантливых имен в режиссуре,  драматургии,
актерском,  композиторском, музыкально-исполнительском и критичес-
ком цехах;
     - обновлению репертуарного  театра,  расширению  театрального
предложения в Москве и привлечению молодежной аудитории в реперту-
арный театр;
     - увеличению  социального  эффекта государственных вложений в
сферу театрального искусства;
     - укреплению  кадрового состава и развитию творческого потен-
циала московских репертуарных театров за счет талантливой  молоде-
жи;
     - усилению социальной защищенности творческой молодежи  теат-
ров.

        Нормативно-правовые основания разработки Концепции

     - Закон  Российской  Федерации от 9 октября 1992 г.  N 3612-I
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
     - постановление Правительства Российской Федерации от 25 мар-
та 1999 г. N 329 "О государственной поддержке театрального искусс-
тва в Российской Федерации";
     - постановление Правительства Москвы от 10  октября  2000  г.
N 802  "О  мерах  по дальнейшей поддержке театрального искусства в
Москве";
     - постановление  Правительства  Москвы  от  20  марта 2001 г.
N 261-ПП "О проведении эксперимента по созданию  свободных  сцени-
ческих  площадок  и мерах по поддержке театральных и инновационных
проектов";
     - постановление  Правительства  Москвы  от 18 декабря 2001 г.
N 1124-ПП "О порядке проведения эксперимента по созданию  свободных
сценических площадок";
     - постановление Правительства Москвы от 21  октября  2003  г.
N 879-ПП  "О  ходе  проведения  эксперимента по созданию свободных
сценических площадок и мерах по поддержке театральных  инновацион-
ных проектов";
     - постановление  Правительства  Москвы  от  17  мая  2005  г.
N 337-ПП "О порядке реализации проекта "Открытая сцена".




                              Верно: