Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 748-ПП от 27 сентября 2005 года

О проекте закона города Москвы «О городских почвах»

     В соответствии с постановлением Правительства  Москвы  от  31
августа 2004 г.  N 602-ПП "О Концепции закона города Москвы "О го-
родских почвах",  а также распоряжением Мэра Москвы от  20  января
2005 г. N 3-РМ "О Плане первоочередных законопроектных работ орга-
нов исполнительной власти города Москвы на 2005 год" Правительство
Москвы постановляет:
     1. Одобрить проект закона города Москвы "О городских  почвах"
(приложение).
     2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный  проект  закона
на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 27 сентября 2005 г. N 748-ПП

                                                            Проект


                       Закон города Москвы

                        О городских почвах

     Городские почвы являются важнейшим компонентом городской сре-
ды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и живот-
ных, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности.
     Настоящий Закон регулирует отношения по охране, рациональному
использованию, восстановлению и улучшению городских почв и направ-
лен на обеспечение выполнения почвами  экологических  функций,  на
сохранение благоприятной окружающей среды в городе Москве.

                     Глава 1. Общие положения

     Статья 1. Основные понятия

     В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
     1) почвы  -  естественный или измененный в результате хозяйс-
твенной и иной деятельности компонент природной среды, представля-
ющий  собой  поверхностный слой Земли,  состоящий из минеральных и
органических веществ,  воды,  воздуха, почвенных организмов и про-
дуктов их жизнедеятельности;
     2) городские почвы - естественные,  измененные,  а также  ис-
кусственно  созданные  почвы,  расположенные  в пределах городской
территории;
     3) измененные (антропогенно нарушенные) почвы -  почвы, обра-
зующиеся в результате загрязнения, захламления и других негативных
воздействий на состояние естественных почв или насыпания, погребе-
ния грунта,  смешивания естественной почвы с непочвенными материа-
лами  антропогенного  происхождения  и  привозным органосодержащим
грунтом;
     4) искусственно созданные почвы - сформированные с применени-
ем специальных технологий почвоподобные объекты,  способные выпол-
нять экологические функции (конструктоземы,  "растительные грунты"
и иные);
     5) состояние городских почв -  совокупность показателей,  ха-
рактеризующих состав, строение и свойства почв города Москвы;
     6) качество городских почв - совокупность свойств почв, опре-
деляющих характер и эффективность участия почв  в  обеспечении  на
территории  города  Москвы  благоприятной среды обитания человека,
растений и животных;
     7) экологические  функции  городских  почв - способность почв
обеспечивать произрастание  травянистой  и  древесно-кустарниковой
растительности,  жизнедеятельность почвенных организмов, поглощать
и предотвращать проникновение загрязняющих веществ в  сопредельные
природные среды (грунтовые и поверхностные воды,  атмосферный воз-
дух) и поддерживать биоразнообразие на территории города;
     8) плодородный  слой почвы - верхняя часть почвы,  обладающая
плодородием, то есть благоприятными для роста растений свойствами;
     9) охрана  городских почв - комплекс правовых,  организацион-
ных,  экономических и других мер,  направленных  на  сохранение  и
восстановление почв, улучшение их качественного состояния, а также
на недопущение их  нерационального  использования,  предотвращение
загрязнения, захламления и других негативных воздействий на состо-
яние почв или на минимизацию этих процессов в  случаях,  когда  их
невозможно полностью избежать;
     10) рациональное использование городских почв - экономически,
экологически и социально обоснованное использование городских почв
собственниками земельных участков,  землепользователями, землевла-
дельцами и арендаторами земельных участков без снижения плодородия
почв, способности выполнять ими экологические функции;
     11) деградация почв - изменение состояния почв,  выражающееся
в снижении или утрате почвами способности выполнять  экологические
функции в результате их загрязнения, захламления, нарушения и ино-
го ухудшения качества почв,  вызванных хозяйственной и иной антро-
погенной деятельностью либо природными явлениями;
     12) загрязнение почв - поступление в почвы вредных химических
веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые вы-
зывают ухудшение качества почв,  негативно воздействуют на  другие
компоненты  природной среды и окружающую среду города Москвы в це-
лом;
     13) захламление  почв - размещение на поверхности или в толще
почвы отходов производства и потребления,  а также других  предме-
тов,  которые  ухудшают качество почвы,  негативно воздействуют на
другие компоненты природной среды и окружающую среду города Москвы
в целом;
     14) нарушение почв - частичное или полное разрушение  почвен-
ного профиля, либо физическое или механическое уничтожение почв, а
также перекрытие плодородного слоя почвы инородным материалом;
     15) "запечатывание"  почв  - уменьшение поверхности земельных
участков (территорий) с  открытым  почвенным  покровом  вследствие
застройки, асфальтирования и иной правомерной и неправомерной дея-
тельности;
     16) предельные  минимальные размеры земельных участков с отк-
рытым почвенным покровом -  размеры  земельных  участков,  которые
должны  оставаться  открытыми ("незапечатанными") в пределах конк-
ретных территорий города в соответствии с функциональным  назначе-
нием и ландшафтным зонированием территории;
     17) улучшение городских почв - комплекс мер, осуществляемых в
ходе  использования земель в соответствии с их целевым назначением
и функциональным зонированием территории и направленных на обеспе-
чение способности почв выполнять экологические функции;
     18) восстановление деградированных городских почв -  комплекс
мер,  осуществляемых при проведении рекультивации земель,  загряз-
ненных,  захламленных, нарушенных или подвергшихся иным видам дег-
радации,  и  направленных на восстановление утраченной способности
почв выполнять экологические функции;
     19) вред,  причиненный  почвам  - частичная или полная утрата
качества почв,  способности выполнять ими экологические функции  в
результате  негативных  изменений состава и свойств почв,  которые
вызваны как правомерными,  так и неправомерными  действиями  (без-
действием) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
     20) компенсационное оздоровление городских почв -  восстанов-
ление  или  улучшение загрязненных,  захламленных,  нарушенных или
подвергшихся иным видам деградации почв в целях компенсации "запе-
чатывания" почв;
     21) инвентаризация городских почв - выявление городских  почв
с определением их площадей и качественного состояния.
     Статья 2.  Законодательство  города Москвы в области охраны и
рационального использования городских почв

     Законодательство города Москвы в области охраны и  рациональ-
ного использования городских почв основывается на положениях Конс-
титуции Российской Федерации, федерального законодательства, Уста-
ва города Москвы и состоит из настоящего Закона,  иных законов го-
рода Москвы и принимаемых в соответствии с ними  иных  нормативных
правовых актов города Москвы.

     Статья 3.  Основные принципы охраны и рационального использо-
вания городских почв

     Настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ним иные  нор-
мативные  правовые акты в области охраны и рационального использо-
вания городских почв основываются на следующих принципах:
     1) максимальное  сохранение  и  улучшение городских почв и их
плодородного слоя;
     2) учет установленных для конкретных территорий города Москвы
предельных минимальных размеров земельных участков с открытым поч-
венным покровом;
     3) своевременное выявление негативных изменений или  деграда-
ции  почв и принятие мер по устранению последствий негативных воз-
действий на почвы и восстановлению почв;
     4) гласность,  полнота и достоверность информации об экологи-
ческом состоянии городских почв и мерах по их поддержанию в надле-
жащем состоянии;
     5) обязательное возмещение вреда, причиненного городским поч-
вам.

  Глава 2.  Полномочия  органов  государственной  власти города
Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве в области
       охраны и рационального использования городских почв

     Статья 4.  Полномочия Московской городской Думы в области ох-
раны и рационального использования городских почв

     К полномочиям Московской городской Думы в  области  охраны  и
рационального использования городских почв относятся:
     1) принятие законов города Москвы по вопросам охраны и рацио-
нального использования городских почв;
     2) утверждение городских долгосрочных целевых программ в  об-
ласти охраны и рационального использования городских почв;
     3) иные полномочия в области охраны и рационального использо-
вания городских почв,  предусмотренные федеральным законодательст-
вом и законодательством города Москвы.

     Статья 5.  Полномочия Правительства Москвы в области охраны и
рационального использования городских почв

     К полномочиям  Правительства Москвы в области охраны и рацио-
нального использования городских почв относятся:
     1) принятие нормативных правовых актов в области охраны и ра-
ционального использования городских почв;
     2) разработка и принятие среднесрочных, разработка и реализа-
ция долгосрочных городских целевых программ в области охраны и ра-
ционального использования городских почв;
     3) определение дифференцированных  показателей  качества  го-
родских  почв  и  показателей  допустимых воздействий на городские
почвы и условий их использования в соответствии с федеральным  за-
конодательством об охране окружающей среды;
     4) определение специально уполномоченного  органа  в  области
охраны и рационального использования городских почв и его полномо-
чий;
     5) организация восстановления загрязненных, нарушенных и иных
деградированных городских почв путем проведения  рекультивационных
работ;
     6) определение порядка  установления  предельных  минимальных
размеров земельных участков с открытым почвенным покровом;
     7) определение форм экономического стимулирования  субъектов,
осуществляющих  различные виды деятельности в области охраны и ра-
ционального использования городских почв;
     8) определение  порядка  осуществления компенсационного оздо-
ровления городских почв;
     9) обеспечение  населения достоверной информацией о состоянии
городских почв;
     10) иные  полномочия в области охраны и рационального исполь-
зования городских почв в соответствии с  законодательством  города
Москвы.

     Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в облас-
ти охраны и рационального использования городских почв

     К полномочиям органов местного самоуправления в области охра-
ны и рационального использования городских почв относятся:
     1) участие в информировании граждан, юридических лиц, общест-
венных  и  иных объединений по вопросам охраны и рационального ис-
пользования почв в пределах территорий муниципальных  образований,
а  также об экологическом состоянии почв и принимаемых мерах по их
улучшению и восстановлению;
     2) участие в рассмотрении вопросов охраны и рационального ис-
пользования почв,  находящихся в пределах территории муниципальных
образований по инициативе депутатов муниципального Собрания или на
основании обращений граждан и направление запросов о состоянии го-
родских почв, использовании и охране почв в соответствующие органы
исполнительной власти города Москвы;
     3) содействие осуществлению мониторинга городских почв;
     4) осуществление отдельных государственных полномочий  города
Москвы  в  области  охраны и рационального использования городских
почв,  переданных органам местного самоуправления  законом  города
Москвы.

     Статья 7.  Права граждан и общественных объединений в области
охраны и рационального использования городских почв

     1. В области охраны и рационального  использования  городских
почв граждане имеют право:
     1) обращаться в органы государственной власти, органы местно-
го самоуправления,  иные организации за получением достоверной ин-
формации о состоянии почв и принимаемых мерах по их охране;
     2) ходатайствовать об отмене решений о размещении, проектиро-
вании,  строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, ока-
зывающих вредное воздействие на почвы;
     3) предъявлять иски в суд о  возмещении  вреда,  причиненного
почвам;
     4) иные права, предусмотренные законодательством.
     2. Общественные объединения имеют право:
     1) обращаться в органы государственной власти, органы местно-
го самоуправления,  иные организации за получением достоверной ин-
формации о состоянии почв и мерах по их охране;
     2) ходатайствовать  об  отмене  нарушающих законодательство о
почвах и противоречащих заключению  государственной  экологической
экспертизы решений о размещении,  проектировании,  строительстве и
эксплуатации объектов, оказывающих вредное воздействие на почвы;
     3) предъявлять иски в суд о возмещении вреда почвам;
     4) иные права, предусмотренные законодательством.

                  Глава 3. Охрана городских почв

     Статья 8. Меры по обеспечению охраны городских почв

     Мерами по обеспечению охраны городских почв являются:
     1) принятие и выполнение городских целевых программ в области
охраны и использования почв;
     2) восстановление деградированных почв;
     3) осуществление мониторинга городских почв;
     4) установление  обязанностей  собственников земельных участ-
ков,  землевладельцев,  землепользователей и арендаторов земельных
участков по обеспечению охраны почв,  их рационального использова-
ния и сохранения плодородия почв;
     5) обязательное компенсационное оздоровление городских почв в
случае их "запечатывания";
     6) установление  предельных  минимальных  размеров  земельных
участков с открытым почвенным покровом;
     7) экономическое регулирование охраны и рационального исполь-
зования почв;
     8) административная  ответственность  за нарушение требований
об охране и рациональном использовании городских почв;
     9) иные меры, предусмотренные законодательством.

     Статья 9. Восстановление и улучшение городских почв

     1. Загрязненные,  нарушенные и иные деградированные городские
почвы подлежат восстановлению или  реабилитации  путем  проведения
различного рода рекультивационных работ.
     2. Работы по восстановлению и улучшению  городских  почв  при
проведении  рекультивации  земель  осуществляются в соответствии с
земельным законодательством и настоящим Законом,  а также в  соот-
ветствии с установленными требованиями к их качеству и составу ли-
цами,  деятельность которых привела к деградации почв,  или за  их
счет.
     3. Рекультивация малопродуктивных земель и земель, предназна-
ченных для озеленения,  может проводиться с использованием  плодо-
родного слоя почвы, снятого с других земельных участков.
     4. В целях восстановления и улучшения городских почв на  объ-
ектах  благоустройства и озеленения в городе Москве осуществляются
мероприятия по:
     1) созданию  производства  почвогрунтов,  которые применяются
для формирования новых почв  после  частичной  или  полной  замены
верхнего слоя почвы, непригодного для использования;
     2) развитию  и  реализации  технологий  санации  загрязненных
почв,  связанных с устранением засоления, защелачивания, загрязне-
ния тяжелыми металлами и другими видами деградации почв;
     3) разработке и внедрению иных современных методов восстанов-
ления деградированных почв.
     5. Порядок  осуществления  мероприятий  по  восстановлению  и
улучшению городских почв определяется Правительством Москвы.

     Статья 10. Сохранение плодородного слоя почвы

     1. Лица, деятельность которых приводит к загрязнению, захлам-
лению, нарушению и иному негативному воздействию на городские поч-
вы, обязаны обеспечить снятие, транспортирование и хранение плодо-
родного слоя почвы,  а также осуществление мер по восстановлению и
улучшению почв в соответствии с требованиями к их качеству и  сос-
таву.
     2. Снятый плодородный слой почвы в  установленные  специально
уполномоченным  органом в области охраны и использования городских
почв сроки используется для рекультивации нарушенных земель, восс-
тановления  загрязненных и иных деградированных почв в установлен-
ном законодательством порядке.
     3. При  невозможности  использования  плодородного слоя почвы
для рекультивации тех же земель,  где он был снят, он используется
для восстановления деградированных почв на других земельных участ-
ках, для повышения плодородия почв на малопродуктивных землях, для
целей  озеленения и в иных целях,  предусмотренных законодательст-
вом.

     Статья 11.  Предельные минимальные размеры земельных участков
с открытым почвенным покровом

     1. В целях предотвращения в результате застройки,  асфальти-
рования и иной деятельности "запечатывания" почв  устанавливается
предельный минимальный размер земельных участков,  которые должны
оставаться "незапечатанными" в пределах  функциональных  планиро-
вочных  образований в соответствии с ландшафтным назначением тер-
ритории.
     2. Предельные минимальные размеры земельных участков с откры-
тым  почвенным  покровом должны в обязательном порядке соблюдаться
органами исполнительной власти при принятии решения о предоставле-
нии  земельных  участков под застройку и другие виды деятельности,
приводящие к "запечатыванию" территории.
     3. Собственники  земельных участков,  землевладельцы,  земле-
пользователи,  арендаторы земельных участков обязаны  осуществлять
строительные и иные виды работ, приводящие к "запечатыванию" почв,
в соответствии с положительными заключениями,  полученными от спе-
циально  уполномоченного  органа  в области охраны и использования
городских почв.
     4. Порядок  установления  предельных минимальных размеров зе-
мельных участков с открытым почвенным покровом определяется норма-
тивными правовыми актами Правительства Москвы.

     Статья 12. Компенсационное оздоровление городских почв

     1. Граждане и юридические лица, осуществляющие строительство,
асфальтирование и другие работы,  приводящие к "запечатыванию" го-
родских почв, обязаны проводить компенсационное оздоровление почв.
     2. Компенсационное оздоровление городских почв осуществляется
путем проведения рекультивационных работ специализированными орга-
низациями за счет средств  лиц,  указанных  в  части  1  настоящей
статьи, на освобождающихся от свалок, загрязненных, захламленных и
других территориях с деградированными почвами, а также на террито-
риях, с которых выводятся экологически опасные предприятия. Размер
компенсационных выплат определяется на основании методики, утверж-
денной Правительством Москвы.
     3. Месторасположение,  размер земельных участков,  на которых
будет проводиться компенсационное оздоровление почв,  а также виды
и объем проводимых рекультивационных работ определяются специально
уполномоченным  органом в области охраны и рационального использо-
вания городских почв.
     4. Порядок  осуществления  компенсационного  оздоровления го-
родских почв определяется Правительством Москвы.

       Глава 4. Требования к использованию городских почв

     Статья 13. Общие требования использования городских почв

     При использовании городских почв должны соблюдаться следующие
требования:
     1) соблюдение федерального законодательства,  законов  города
Москвы,  а  также  иных нормативных правовых актов города Москвы в
области охраны городских почв;
     2) осуществление  необходимых мероприятий по охране почв,  их
рациональному использованию,  сохранению плодородия почв,  а также
мероприятий  по предотвращению загрязнения и иных видов деградации
почв;
     3) принятие мер по устранению последствий негативных воздейс-
твий на почвы и восстановлению почв;
     4) выполнение  предписаний  органов контроля за охраной и ис-
пользованием городских почв;
     5) информирование специально уполномоченного органа в области
охраны и использования городских почв о  неблагоприятном  воздейс-
твии  на  почвы,  а также связанной с этим опасности для здоровья,
благополучия населения, окружающей среды и природных ресурсов;
     6) в  случае  вывода или перебазирования экологически опасных
предприятий осуществление мер по рекультивации земель и восстанов-
лению  почв  в соответствии с установленными требованиями к их ка-
честву и составу в зависимости от дальнейшего функционального  ис-
пользования конкретной территории;
     7) исполнение иных  предусмотренных  законодательством требо-
ваний по сохранению почв.

     Статья 14.  Особенности использования городских почв при осу-
ществлении градостроительной и иной хозяйственной деятельности

     1. В целях минимизации негативного воздействия  на  городские
почвы  при  осуществлении хозяйственной и иной деятельности не до-
пускается:
     1) проведение  работ,  которые  могут привести к загрязнению,
захламлению, нарушению и иной деградации почв, за исключением слу-
чаев  проведения работ,  производство которых оформлено в установ-
ленном порядке, в том числе при производстве аварийных работ;
     2) самовольное  снятие,  перемещение и вывоз плодородной поч-
венной массы без разрешения специально  уполномоченного  органа  в
области охраны и рационального использования городских почв;
     3) применение солей и других химических реактивов в  качестве
противогололедных  средств,  если это может причинить существенный
вред почвам;
     4) проведение иных видов работ, причиняющих существенный вред
почвам.
     2. При  планировании  и  осуществлении градостроительной дея-
тельности должны предусматриваться меры по охране  почв,  включаю-
щие:
     1) оптимальную (экономичную) планировку и застройку  террито-
рии  с учетом максимального сохранения открытого почвенного покро-
ва;
     2) снятие плодородного слоя почвы при проведении строительных
работ с последующим его рациональным использованием;
     3) предотвращение и устранение захламления почвенного покрова
отходами хозяйственной деятельности;
     4) максимально  возможное сохранение и улучшение естественных
свойств почв.
     3. Отвод земель под строительство должен производиться с уче-
том принципа максимального сохранения почвенного покрова  и  уста-
новленного  предельного  минимального размера земельного участка с
открытым почвенным покровом в пределах конкретного функционального
планировочного образования.
     4. При проектировании,  размещении,  строительстве и вводе  в
эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, строений, сооружений
и других объектов,  а также при внедрении новой техники и техноло-
гий,  оказывающих воздействие на состояние почв, должны предусмат-
риваться и осуществляться мероприятия по охране почв.
     5. В отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности,
осуществление которой может отразиться на состоянии  почв,  прово-
дится  оценка  воздействия  на почвы.  Оценка воздействия на почвы
осуществляется при проведении оценки воздействия  хозяйственной  и
иной деятельности на окружающую среду.
     6. При  осуществлении  строительной  деятельности  заказчики,
застройщики  обязаны  соблюдать  требования  к  качеству городских
почв,  определяемые экологическими обоснованиями в составе проект-
ной документации для конкретного объекта строительства.
     7. Рекреационная,  физкультурно-оздоровительная и другие виды
деятельности,  не  относящиеся к хозяйственной деятельности,  осу-
ществляются с учетом целей сохранения и  восстановления  городских
почв.

  Глава 5.  Управление в области охраны и использования городс-
                             ких почв

     Статья 15. Мониторинг городских почв

     1. Мониторинг городских почв представляет собой систему  наб-
людений  за состоянием городских почв в целях своевременного выяв-
ления изменения их качества, получения достоверных данных для рас-
чета вреда, причиненного городским почвам, оценки соответствия ка-
чества почв функциональному назначению территорий и в  других  це-
лях.
     2. Задачами мониторинга городских почв являются:
     1) своевременное выявление изменений состояния почв, их оцен-
ка,  прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению, локализа-
ции и устранению последствий негативных процессов,  происходящих в
почвах;
     2) информационное обеспечение осуществления контроля в облас-
ти охраны и рационального использования городских почв, иных функ-
ций управления городскими почвами;
     3) обеспечение  граждан  информацией  о  состоянии окружающей
среды в части состояния городских почв;
     4) мониторинг  качества грунтов (почвогрунтов),  используемых
для озеленения и благоустройства в городе Москве;
     5) мониторинг  качества  городских почв в связи с применением
противогололедных реагентов.
     3. Мониторинг городских почв является составной частью эколо-
гического мониторинга и мониторинга земель города  Москвы  и  осу-
ществляется  в  соответствии с требованиями федерального законода-
тельства и законодательства города Москвы в области экологического
мониторинга и земельного законодательства.

     Статья 16. Обследование городских почв

     1. Обследование городских почв проводится в  целях  получения
информации о состоянии почв, выявления деградированных почв, опре-
деления состояния почв после их восстановления,  определения вреда
или возможности его причинения окружающей среде,  здоровью населе-
ния вследствие загрязнения, нарушения и иной деградации почв.
     2. Обеспечение  обследования  городских  почв  осуществляется
специально уполномоченным органом в области охраны и рационального
использования городских почв.
     3. При ликвидации, консервации или выводе объектов, оказываю-
щих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе почвы,
обследование почв осуществляется за счет средств юридических  лиц,
которым принадлежат указанные объекты.
     4. Порядок проведения обследования городских почв определяет-
ся Правительством Москвы.

     Статья 17. Государственный учет городских почв

     1. Государственный  учет  городских  почв  проводится в целях
обеспечения органов государственной власти города Москвы,  органов
местного  самоуправления,  заинтересованных  граждан и юридических
лиц информацией о состоянии почв.
     2. Государственный  учет городских почв осуществляется на ос-
новании данных мониторинга городских почв,  обследования городских
почв,  материалов  инвентаризации  в границах конкретных земельных
участков, находящихся в собственности, пользовании, владении граж-
дан и юридических лиц, и иных сведений.
     3. Государственный учет городских почв включает в себя сбор и
обобщение результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного
и эколого-токсикологического обследований городских земель.
     4. Сведения,  полученные  в результате государственного учета
городских почв,  отражаются в паспорте  почв  учетного  земельного
участка.
     5. Инвентаризация городских почв проводится в соответствии  с
утвержденными  нормативными правовыми актами города Москвы специа-
лизированными организациями.
     6. Ведение  государственного учета городских почв осуществля-
ется специально уполномоченным органом в области охраны и  исполь-
зования городских почв.

     Статья 18.  Показатели  качества  городских почв и показатели
допустимого воздействия на городские почвы

     1. В целях улучшения состояния городских почв и с учетом спе-
цифических  условий  города  Москвы устанавливаются показатели ка-
чества городских почв и показатели допустимого воздействия на  го-
родские почвы и условия их использования.
     2. Показатели качества городских почв и показатели допустимо-
го воздействия на городские почвы и условия их использования уста-
навливаются в соответствии с законодательством об охране  окружаю-
щей  среды и законодательством о санитарно-эпидемиологическом бла-
гополучии населения.
     3. Показатели  качества городских почв учитываются при приня-
тии проектных  и  хозяйственных  решений  органами  исполнительной
власти города Москвы.
     4. В целях сохранения городских почв и  обеспечения  экологи-
ческой  безопасности  при  осуществлении гражданами и юридическими
лицами хозяйственной и иной деятельности устанавливаются показате-
ли допустимого воздействия на городские почвы и условия их исполь-
зования.
     5. Для субъектов,  осуществляющих деятельность на особо охра-
няемых природных территориях,  на природных и озелененных террито-
риях или в непосредственной близости от них, устанавливаются более
строгие показатели допустимого воздействия на городские  почвы,  а
также  комплексные показатели допустимого воздействия на городские
почвы.
     6. Порядок разработки, согласования и утверждения показателей
качества городских почв и показателей допустимого  воздействия  на
городские почвы устанавливается Правительством Москвы.

     Статья 19. Реестр городских почв

     1. Реестр городских почв представляет собой свод данных о ти-
пах почв на территории города,  их количестве, о качественном сос-
тоянии почв в зависимости от характера землепользования.
     2. Реестр почв ведется на основании сведений,  содержащихся в
паспортах  городских почв,  данных мониторинга состояния городских
почв,  обследования городских почв,  инвентаризации почв резервных
земель и земель запаса.
     3. Целью ведения Реестра городских почв является  обеспечение
достоверной  информацией  о  количестве  и состоянии почв в городе
Москве населения, органов власти и управления и иные цели.
     4. Реестр  городских почв ведется по утвержденной нормативным
правовым актом Правительства Москвы форме с группировкой по  функ-
циональному назначению земель. Ведение Реестра городских почв осу-
ществляется специально уполномоченным органом в области  охраны  и
рационального использования городских почв.

     Статья 20. Паспорт городских почв

     1. Паспорт  городских  почв  является документом,  содержащим
сведения о состоянии почв на конкретном земельном участке и проис-
ходящих в них в результате хозяйственной и иной деятельности изме-
нениях,  выдаваемым собственникам земельных участков, землепользо-
вателям, землевладельцам и арендаторам земельных участков.
     2. В паспорт городских почв включаются сведения, полученные в
результате государственного учета городских почв.
     3. Паспорт городских почв составляется,  выдается и регистри-
руется специально уполномоченным органом в области охраны и рацио-
нального использования городских почв.
     4. Порядок  составления,  выдачи  и регистрации паспортов го-
родских почв утверждается нормативными правовыми актами Правитель-
ства Москвы.

     Статья 21. Почвенная карта города Москвы

     1. Почвенная карта города Москвы составляется с использовани-
ем данных мониторинга городских почв, обследования городских почв,
государственного земельного кадастра, а также иной документирован-
ной информации о городских почвах.
     2. На  почвенной карте города Москвы отображаются все городс-
кие почвы,  в том числе деградированные почвы и  почвы,  требующие
особой охраны.
     3. Порядок ведения почвенной карты города Москвы определяется
Правительством Москвы.

     Статья 22. Подтверждение соответствия городских почв

     1. Подтверждение  соответствия  городских  почв  может носить
добровольный или обязательный характер.
     2. Добровольное подтверждение соответствия городских почв мо-
жет осуществляться для установления  соответствия  городских  почв
национальным стандартам,  стандартам организаций,  системам добро-
вольной сертификации, условиям договоров.
     3. Обязательное  подтверждение  соответствия осуществляется в
порядке, установленном федеральным законодательством.

Глава 6.  Экономическое регулирование охраны и  рационального  ис-
                    пользования городских почв

     Статья 23.  Меры экономического регулирования охраны,  рацио-
нального использования, восстановления и улучшения городских почв

     1. Мерами экономического регулирования охраны,  рационального
использования, восстановления и улучшения городских почв являются:
     1) организация финансирования и кредитования  мероприятий  по
охране почв, их восстановлению и улучшению;
     2) экономическое стимулирование охраны  и  рационального  ис-
пользования городских почв собственниками земельных участков, зем-
лепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участ-
ков;
     3) инвестирование мероприятий по охране почв, их восстановле-
нию и улучшению;
     4) иные меры.
     2. Источниками финансирования мероприятий по охране почв,  их
восстановлению и улучшению являются средства бюджета города Москвы
(в том числе средства целевых фондов),  средства предприятий,  уч-
реждений,  организаций, безвозмездные или благотворительные взносы
и пожертвования, иные не запрещенные законодательством источники.
     3. Деятельность по охране почв, их восстановлению и улучшению
осуществляется  в рамках принимаемых Правительством Москвы городс-
ких среднесрочных целевых программ в области охраны и рационально-
го использования городских почв.

Глава 7. Государственный контроль в области охраны и рационального
использования городских почв.  Ответственность за нарушения в  об-
    ласти охраны и рационального использования городских почв

     Статья 24. Государственный контроль в области охраны и рацио-
нального использования городских почв

     Государственный контроль за соблюдением требований по  охране
и рациональному использованию городских почв осуществляется специ-
ально уполномоченным органом в области охраны и рационального  ис-
пользования городских почв.

     Статья 25.  Возмещение вреда, причиненного городским почвам в
результате нарушения законодательства

     1. Юридические лица и граждане, причинившие вред почвам в ре-
зультате их загрязнения, захламления и иных негативных воздействий
на почвы,  либо нерационального использования почв, их уничтожения
и иного нарушения законодательства в области охраны и рационально-
го использования почв,  обязаны возместить его в полном  объеме  в
соответствии с законодательством.
     2. Возмещение вреда почвам осуществляется виновным лицом доб-
ровольно  или  по  решению суда.  Определение размера вреда почвам
осуществляется в соответствии с методиками исчисления размера вре-
да почвам, утвержденными в установленном порядке.
     3. Средства, поступающие от возмещения вреда почвам земельных
участков общего пользования,  земельных участков в составе рекреа-
ционных зон, зон особо охраняемых природных территорий, почвам зе-
мель  запаса  на  территории города Москвы,  зачисляются в Целевой
бюджетный территориальный экологический фонд города Москвы.

     Статья 26. "Запечатывание" почв без положительного заключения
специально уполномоченного органа в области охраны и рационального
использования городских почв

     "Запечатывание" почв без положительного заключения специально
уполномоченного органа в области охраны и рационального  использо-
вания городских  почв влечет наложение административного штрафа на
граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оп-
латы труда;  на должностных лиц в размере ста минимальных размеров
оплаты труда; на юридических лиц - одной тысячи минимальных разме-
ров оплаты труда.

     Статья 27. Ввоз и использование на объектах благоустройства и
озеленения почвогрунтов, не соответствующих экологическим требова-
ниям

     1. Ввоз на территорию города Москвы почвогрунтов без докумен-
тов, предусмотренных правовыми актами города Москвы,  влечет нало-
жение  административного  штрафа на граждан в размере от десяти до
пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -
пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -
пятисот минимальных размеров оплаты труда.
     2. Использование на  объектах  благоустройства  и  озеленения
почвогрунтов,  не соответствующих экологическим требованиям, уста-
новленным правовыми  актами города Москвы,  влечет наложение адми-
нистративного штрафа на должностных лиц в размере  ста  пятидесяти
минимальных размеров оплаты труда;  на юридических лиц - одной ты-
сячи минимальных ра