Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 998-ПП от 13 ноября 2007 года

О Концепции закона города Москвы «О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы»

     В целях совершенствования работы по  осуществлению  государс-
твенной политики в отношении соотечественников, проживающих за ру-
бежом, Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить  Концепцию  закона города Москвы "О поддержке со-
отечественников за рубежом органами государственной власти  города
Москвы" (приложение).
     2. Департаменту внешнеэкономических  и  международных  связей
города Москвы:
     2.1. Обеспечить  разработку   проекта  закона  города  Москвы
"О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной
власти города Москвы".
     2.2. В IV квартале 2008 г. внести  на рассмотрение Правитель-
ства Москвы проект закона города Москвы "О поддержке соотечествен-
ников за рубежом органами государственной власти города Москвы".
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на руководителя Департамента внешнеэкономических  и  международных
связей  города  Москвы  Мурадова Г.Л.  и заместителя Мэра Москвы в
Правительстве Москвы Петрова А.В.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 13 ноября 2007 г. N 998-ПП






                            КОНЦЕПЦИЯ
                       ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ

            "О ПОДДЕРЖКЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
          ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ"





   I. Современная ситуация в сфере обеспечения государственной
           поддержки соотечественников за рубежом органами
                     государственной власти города



     В соответствии  с  Федеральным  законом  от  24  мая  1999 г.
N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отноше-
нии  соотечественников за рубежом" (далее - Федеральный закон) ор-
ганы государственной власти города Москвы как и  органы  государс-
твенной власти других субъектов Российской Федерации наделены пол-
номочиями по осуществлению следующих мероприятий по поддержке соо-
течественников:
     - стимулирование сотрудничества российских организаций с  хо-
зяйствующими  субъектами  соотечественников,  содействие  созданию
совместных организаций,  товариществ и обществ, участию соотечест-
венников  в  инвестициях в российскую экономику,  поощрение связей
российских организаций независимо от форм собственности  с  иност-
ранными предприятиями,  на которых работают преимущественно сооте-
чественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соот-
ветствии  с законодательством Российской Федерации и законодатель-
ством иностранных государств (часть 1 статьи 16);
     - оказание  в  социальной области поддержки социально незащи-
щенным категориям соотечественников (часть 2  статьи  16);
     - поддержка соотечественников в деле сохранения и развития их
культурного наследия и языка,  являющихся неотъемлемыми элементами
самобытности соотечественников,  в получении ими равного доступа к
образованию на всех уровнях и на родных языках и совершение с этой
целью соответствующих действий (часть 1 статьи 17);
     - всестороннее сотрудничество с национально-культурными авто-
номиями соотечественников (часть 2 статьи 17);
     - оказание помощи культурным центрам, культурно-просветитель-
ским организациям,  библиотекам,  архивам,  музеям, театрам, музы-
кальным и хореографическим  ансамблям,  художественным  студиям  и
другим  профессиональным и любительским творческим коллективам со-
отечественников, содействие  изучению  культурного наследия сооте-
чественников, всем видам культурного обмена между Российской Феде-
рацией и соотечественниками (часть 4 статьи 17);
     - способствование сохранению соотечественниками знания родных
языков национальностей Российской Федерации,  созданию условий для
их  изучения и употребления для обучения и получения информации на
этих  языках  в  соответствии с международными договорами  Россий-
ской Федерации с учетом  законодательства  иностранных  государств
(часть 5 статьи 17);
     - содействие  получению  лицами,  состоявшими  в  гражданстве
СССР, наравне с гражданами Российской Федерации среднего и высшего
профессионального образования,  повышению ими квалификации,  в том
числе в аспирантуре и докторантуре,  в учебных заведениях и  науч-
но-исследовательских  учреждениях  в Российской Федерации (часть 6
статьи 17).
     Согласно статье 25 Федерального закона  до  сведения  органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе
города Москвы, доводятся результаты государственного мониторинга в
области отношений с соотечественниками, включающие анализ и оценку
положения соотечественников, банк данных, прогнозирование ситуации
и проведенные научно-исследовательские работы.
     Статьей 26 Федерального закона предусмотрена возможность соз-
дания при органах государственной власти субъектов Российской  Фе-
дерации представительных общественно-консультативных органов - со-
ветов (комиссий) соотечественников,  порядок формирования задачи и
функции  которых  устанавливаются  органами государственной власти
субъектов Российской Федерации с учетом законодательства  субъекта
Российской Федерации.
     При этом отдельно в статье 19.1 Федерального закона  выделены
следующие полномочия органов государственной власти субъектов Рос-
сийской Федерации:
     - разработка  и  принятие законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными
законами;
     - разработка,  принятие и реализация программ субъектов  Рос-
сийской  Федерации;
     - другие полномочия,  определенные федеральными  законами.
     В соответствии со статьей 23 Федерального закона финансирова-
ние деятельности в области отношений с соотечественниками осущест-
вляется,  в  том числе за счет средств бюджета субъекта Российской
Федерации, в соответствии с полномочиями, установленными федераль-
ными законами.
     Таким образом,  федеральное законодательство  предусматривает
достаточно  широкие возможности для деятельности органов государс-
твенной власти субъектов Российской Федерации по поддержке  сооте-
чественников,  в  том числе и по нормативному регулированию в этой
сфере.
     При этом органы государственной власти города Москвы традици-
онно уделяли большое  внимание  поддержке  соотечественников.  Так
постановление Правительства Москвы от 18 сентября 2001 г. N 844-ПП
определило основные направления работы по поддержке  соотечествен-
ников  за рубежом.  Были приняты Комплексная целевая среднесрочная
программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы
(постановление   Правительства  Москвы   от  24  сентября  2002 г.
N 785-ПП), Комплексная целевая среднесрочная программа осуществле-
ния  государственной политики в отношении соотечественников за ру-
бежом  на  2006-2008 годы  (постановление Правительства Москвы  от
6 сентября 2005 г.  N 679-ПП). Практически все органы исполнитель-
ной власти города Москвы так или иначе задействованы  в  работе  с
соотечественниками.  Для  ее  координации создана Межведомственная
комиссия по работе с соотечественниками за рубежом  (постановление
Правительства  Москвы от 8 января 2002 г.  N 17-ПП).  На законода-
тельном уровне вопрос о государственной поддержке  соотечественни-
ков в Москве не урегулирован.
     В то же время  есть ряд аргументов в пользу принятия соответ-
ствующего закона города Москвы.
     Во-первых, Москва  больше других субъектов Российской Федера-
ции уделяет внимание этой проблеме. Поэтому было бы логично, чтобы
соответствующий  закон  города  Москвы стал одним из первых регио-
нальных законов в этой сфере и соответственно ориентиром для  дру-
гих  субъектов  Российской  Федерации в осуществлении должной под-
держки соотечественников. Москва тем самым закрепит свой приоритет
в этой сфере.
     Во-вторых, закон  является  наиболее стабильной по содержанию
формой нормативного правового акта. Положение русскоязычного насе-
ления  в  ряде стран ближнего зарубежья продолжает быть непростым:
соотечественники испытывают трудности в реализации своих гражданс-
ких прав,  не всегда имеют возможность влиять на принятие решений,
касающихся положения российской диаспоры;  существенно  ограничены
для  представителей  не  титульных национальностей (большинство из
которых составляют русские и "русскоязычные") права на труд  и  на
занятие должностей в государственных структурах, получение образо-
вания и информации на родном языке,  на сохранение  этнокультурной
самобытности. Та поддержка, которая оказывается им Россией с феде-
рального и регионального (прежде всего, из Москвы) уровня, являет-
ся мощным позитивным стимулом для соотечественников,  дает им  на-
дежду  на  лучшее будущее их и их детей.  Закрепление инструментов
поддержки соотечественников в законе  города  Москвы  позволит  им
убедиться, что и получаемая ими от Москвы помощь не имеет в насто-
ящее время конечных пределов по срокам и на нее можно рассчитывать
в определенной временной перспективе. Это само по себе даст им оп-
ределенную поддержку.
     В-третьих, собственно перечня мероприятий,  даже сведенных  в
программу,  для полноценного осуществления поддержки соотечествен-
ников недостаточно.  Необходимо закрепить уже сформированную  инф-
раструктуру деятельности по поддержке соотечественников на законо-
дательном уровне,  чтобы при гибкости состава мероприятий по  под-
держке  соотечественников  обеспечить жесткость инфраструктуры как
базовой основы обеспечения этой деятельности. Также было бы полез-
но  для  повышения системности подзаконного регулирования и право-
применительной деятельности установить отдельные правила, касающи-
еся взаимодействия  с организациями соотечественников. Таким обра-
зом, значимость и содержание общественных отношений в рассматрива-
емой области,  их нынешнее и предполагаемое развитие обусловливают
настоятельную потребность правового решения ряда вопросов на уров-
не закона города Москвы.
     В-четвертых, нарастает активность работы федеральных  органов
государственной  власти  по осуществлению государственной политики
Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. Это
требует  от  субъектов  Российской  Федерации,  особенно от города
Москвы - столицы Российской Федерации,  деятельного участия в осу-
ществлении поддержки соотечественников, свидетельством актуальнос-
ти и современности которого для органов государственной власти го-
рода Москвы как раз и может быть принятие предлагаемого закона.
     Наконец, нельзя  упускать  из  виду  еще одно обстоятельство.
Контакты с соотечественниками могут использоваться и для  реализа-
ции  экономических интересов Москвы.  За прошедшие годы в диаспоре
нового зарубежья произошли качественные изменения.  Сформировалась
социально адаптированная часть российской диаспоры,  "вписавшаяся"
в новые реалии и при этом желающая сохранить связи с Россией.  При
организации  системного  взаимодействия с социально адаптированной
частью российской диаспоры,  заинтересованной в экономическом, ин-
формационном  и других видах сотрудничества с организациями города
Москвы, не только создается мощный инструмент реализации интересов
Москвы,  но и появляются внутренние условия для финансовой,  соци-
альной и политической поддержки остальных слоев диаспоры. При этом
экономическое взаимодействие как форма поддержки соотечественников
также требует правового регулирования,  которое могло бы найти от-
ражение в законе.
     Таким образом,  налицо предпосылки для принятия закона города
Москвы "О поддержке соотечественников за  рубежом  органами  госу-
дарственной власти города Москвы".



      II. Цели и предмет регулирования закона города Москвы
        "О поддержке соотечественников за рубежом органами
              государственной власти города Москвы"




     Проект закона города Москвы "О поддержке соотечественников за
рубежом органами государственной власти города Москвы" должен быть
направлен на регулирование отношений,  связанных с реализацией ор-
ганами  государственной  власти города Москвы мер поддержки сооте-
чественников, развивающих и дополняющих соответствующие меры,  ус-
тановленные Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О госу-
дарственной политике Российской Федерации в  отношении  соотечест-
венников за рубежом".
     Целями деятельности  органов  государственной  власти  города
Москвы по поддержке соотечественников (и соответственно целями за-
кона) являются оказание,  дополнительно к осуществляемой федераль-
ными  органами  государственной власти,  поддержки и помощи сооте-
чественникам в реализации и обеспечении прав и свобод  человека  и
гражданина  в  соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права, международными договорами Российской Федера-
ции,  законодательством  Российской Федерации,  с учетом законода-
тельства иностранных государств,  а также использование потенциала
соотечественников для реализации задач культурного, научного, эко-
номического и социального развития города Москвы.
     Субъектами поддержки  в  соответствии  с законом будут сооте-
чественники за рубежом, определяемые  в  соответствии со статьей 1
Федерального закона:
     - граждане Российской  Федерации,  постоянно  проживающие  за
пределами Российской Федерации;
     - лица,  состоявшие в гражданстве СССР,  проживающие в  госу-
дарствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих го-
сударств или ставшие лицами без гражданства;
     - выходцы (эмигранты) из Российского государства,  Российской
республики,  РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответс-
твующую  гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностран-
ного государства  либо имеющие вид на жительство или ставшие лица-
ми без гражданства;
     - потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за иск-
лючением потомков лиц титульных наций иностранных государств.
     При этом законом будет допускаться  установление иными право-
выми  актами  Москвы  отдельных  категорий  соотечественников  для
определения особенностей поддержки соотечественников с  учетом  их
принадлежности к социальным группам,  странам проживания,  а также
по иным признакам. Например, в качестве лиц, к которым применяются
особые меры поддержки,  могут быть выделены соотечественники - ве-
тераны Великой Отечественной войны,  молодые соотечественники, со-
циально нуждающиеся соотечественники,  соотечественники, проживаю-
щие в странах СНГ и Балтии.  То, что данные категории не закрепля-
ются в основном непосредственно  законом,  обусловлено  приоритет-
ностью программного подхода при осуществлении поддержки соотечест-
венников и динамизмом политической и экономической ситуации.
     Также предлагается  осуществлять поддержку организаций сооте-
чественников -  некоммерческих организаций,  созданных в соответс-
твии  с  законодательством страны нахождения,  основной целью дея-
тельности которых является поддержка соотечественников.  Кроме то-
го, должны  быть  предусмотрены  меры содействия негосударственным
некоммерческим организациям, систематически участвующим в осущест-
влении  поддержки  соотечественников  при  условии их добровольной
постановки на учет в специально уполномоченном органе исполнитель-
ной власти города Москвы.


 III. Предполагаемые последствия реализации  закона города
         Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом
          органами государственной власти города Москвы"


     Принятие закона  города Москвы "О поддержке соотечественников
за рубежом органами государственной власти города Москвы" позволит
упорядочить  регулирование  отношений в данной области посредством
комплексного,  единообразного и непротиворечивого законодательного
решения комплекса вопросов,  связанных с реализацией государствен-
ной политики Российской Федерации в отношении соотечественников.
     Принятие закона позволит закрепить целостную основу для  дея-
тельности органов государственной власти города Москвы  в  области
оказания поддержки соотечественникам,  проживающим за рубежом, ра-
боты органов исполнительной власти города Москвы,  будет  способс-
твовать утверждению положительного образа города Москвы в сознании
соотечественников за рубежом и в целом в странах их проживания,  а
также среди субъектов Российской Федерации.
     При этом с учетом того,  что деятельность по поддержке сооте-
чественников за рубежом органами исполнительной власти города Мос-
квы  уже осуществляется, принятие закона не повлечет  существенных
организационных, финансовых и материальных затрат.
     Реализация закона потребует принятия ряда правовых актов Пра-
вительства Москвы:
     - о порядке формирования,  задачах и функциях советов (комис-
сий) соотечественников;
     - об участии представительств города Москвы за пределами Рос-
сийской  Федерации  в осуществлении поддержки соотечественников;
     - о критериях оценки эффективности деятельности по  поддержке
соотечественников, в том числе  содействии финансовой и материаль-
ной поддержки организациям соотечественников;
     - о порядке поддержки соотечественников в социальной сфере (в
том числе отбора нуждающихся в поддержке  соотечественников);
     - об  учете организаций соотечественников,  пользующихся под-
держкой города Москвы.
     В систему органов и организаций,  осуществляющих  взаимодейс-
твие,  поддержку и содействие соотечественников за рубежом предла-
гается включить: Правительство Москвы, консультативный орган, осу-
ществляющий координацию деятельности органов исполнительной власти
города Москвы,  структурных подразделений Аппарата Мэра  и  Прави-
тельства  Москвы,  государственных  учреждений,  иных организаций,
осуществляющих поддержку соотечественников и взаимодействие с ними
(существующая  Межведомственная комиссия по работе с соотечествен-
никами за рубежом), специально уполномоченный орган исполнительной
власти города Москвы (существующий Департамент внешнеэкономических
и международных связей города Москвы) и иные органы исполнительной
власти  города Москвы и государственные учреждения города Москвы в
соответствии с их функциями.
     Законом для обеспечения  представительства  интересов  сооте-
чественников  в органах государственной власти города Москвы пред-
полагается  предусмотреть  создание  при  органах  государственной
власти  города Москвы представительных общественно-консультативных
органов - советов (комиссий) соотечественников.  Они будут  созда-
ваться на общественных началах.
     Реализация закона не потребует  специального  финансирования.
Она  будет осуществляться в рамках комплексной целевой среднесроч-
ной программы осуществления государственной политики  в  отношении
соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы, а далее - в рамках
аналогичных программ,  которые  будут,  в том числе в силу закона,
приниматься в будущем. При этом закон не связывает органы исполни-
тельной  власти города Москвы обязанностями по осуществлению опре-
деленного объема финансирования.
     Таким образом,  закон призван стать основой  для  дальнейшего
развития  существующих  и внедрения новых механизмов осуществления
поддержки соотечественников за рубежом городом Москвой. Его приня-
тие  систематизирует эту деятельность и зафиксирует ее осуществле-
ние как стабильную задачу. При этом он не потребует дополнительных
ресурсов.



     IV. Структура проекта закона города Москвы "О поддержке
              соотечественников за рубежом органами
              государственной власти города Москвы"



     Проект закона города Москвы "О поддержке соотечественников за
рубежом органами  государственной  власти  города  Москвы"  должен
включать 5 глав и входящие в них статьи. Первая глава "Общие поло-
жения" должна содержать положения, закрепляющие:
     а) систему  правовых актов города Москвы о соотечественниках.
Предполагается, что  конкретные меры  поддержки  соотечественников
могут  быть предусмотрены не только непосредственно в данном зако-
не, но и  в других законах города Москвы, содержащих нормы об осо-
бенностях  положения соотечественников в сферах общественных отно-
шений, регулируемых этими законами,  а также в принимаемых в соот-
ветствии  с законом "О поддержке соотечественников органами  госу-
дарственной власти города Москвы"  и иными законами  города Москвы
других правовых  актах города Москвы;
     б) цели деятельности органов  государственной  власти  города
Москвы по поддержке соотечественников,  а также принципы организа-
ции такой деятельности органов государственной власти города Моск-
вы.
     В качестве целей деятельности органов государственной  власти
города Москвы по поддержке соотечественников предлагается указать:
     - оказание, дополнительно к осуществляемой федеральными орга-
нами государственной власти,  поддержки и помощи соотечественникам
в реализации и обеспечении прав и свобод человека и  гражданина  в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного
права,  международными договорами Российской Федерации,  законода-
тельством  Российской Федерации,  с учетом законодательства иност-
ранных государств;
     - использование  потенциала  соотечественников для реализации
задач культурного, научного, экономического и социального развития
города Москвы.
     Данный подход  согласуется с Федеральным  законом "О государ-
ственной  политике  Российской Федерации в отношении соотечествен-
ников  за рубежом",  с одной стороны,  определившим  цели государ-
ственной  политики  Российской Федерации в отношении соотечествен-
ников,  заключающиеся  в оказании  государственной поддержки и по-
мощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами
и нормами  международного права, международными договорами Россий-
ской Федерации,  законодательством Российской Федерации, а также с
учетом  законодательства иностранных  государств  в  реализации  и
обеспечении  прав и свобод человека и гражданина,  а с другой сто-
роны -  устанавливающим право,  а не обязанность органов государс-
твенной  власти  субъектов Российской Федерации оказывать дополни-
тельные к  федеральным меры поддержки соотечественников,  то  есть
предполагающие  возможность собственного целеполагания органов го-
сударственной  власти субъекта Российской Федерации  при  принятии
решения  о  такой  поддержке,  связанного   в том числе с социаль-
но-экономическими  задачами самого этого субъекта Российской Феде-
рации.
     Применительно к регулированию принципов поддержки  соотечест-
венников органами государственной власти города Москвы предлагает-
ся указать, что поддержка соотечественников органами государствен-
ной власти города Москвы осуществляется в соответствии с принципа-
ми государственной политики  Российской Федерации в отношении  со-
отечественников, установленными указанным Федеральным  законом,  а
также  следующими  принципами организации такой поддержки органами
государственной власти города Москвы:
     - согласованность поддержки соотечественников органами  госу-
дарственной власти  города Москвы с поддержкой,  оказываемой феде-
ральными органами государственной власти;
     - финансовая обеспеченность мероприятий, проводимых в отноше-
нии  соотечественников;
     - привлечение соотечественников к участию в разработке и осу-
ществлении поддержки соотечественников;
     - обеспечение  равных возможностей соотечественников при ока-
зании им поддержки с учетом принадлежности  к социальным группам и
странам проживания;
     - открытость для сотрудничества со всеми организациями сооте-
чественников;
     - доступность информации об осуществлении городом Москвой го-
сударственной поддержки соотечественников;

     - адресность оказания поддержки соотечественникам и организа-
циям соотечественников исходя из их возможностей и особенностей;
     - взаимосвязь содержания мероприятий,  проводимых в отношении
соотечественников, их организаций с задачами развития города Моск-
вы;
     - межотраслевое  взаимодействие органов исполнительной власти
города Москвы при осуществлении поддержки  соотечественников.
     При  этом  наличие в законе города Москвы принципов организа-
ции поддержки  соотечественников дополнительно к принципам,  уста-
новленным Федеральным  законом, не противоречит федеральному зако-
нодательству,  так как  вновь  устанавливаемые  принципы  касаются
именно  организационной  стороны той деятельности,  право осущест-
вления которой в силу  федерального закона принадлежит органам го-
сударственной власти субъектов Российской Федерации;
     в) лица и организации, на которых направлена поддержка сооте-
чественников. Они  были рассмотрены выше;
     г) основные направления деятельности города Москвы  при  осу-
ществлении  государственной  поддержки  соотечественников.  В этой
части закон  должен ориентироваться в том числе на задачи, сформу-
лированные  в  постановлении  Правительства  Москвы от 18 сентября
2001 г. N 844-ПП "Об основных направлениях работы по поддержке со-
отечественников  за рубежом",  дополняя и развивая их.  В качестве
таких направлений предлагается указать следующие:
     - оказание методической и организационной помощи региональным
и международным деловым,  профессиональным,  молодежным,  женским,
парламентским организациям соотечественников;
     - учет положения соотечественников в странах проживания, под-
держка общественных правозащитных организаций города Москвы и сот-
рудничество с международными правозащитными организациями;
     - содействие финансовой  и материальной поддержке организаций
соотечественников, налаживание  и развитие всесторонних связей ор-
ганов  государственной  власти города  Москвы  с организациями со-
отечественников;
     - поддержка русского языка, культуры, образования, содействие
в  получении образования на русском языке и повышении квалификации
в учебных и научно-исследовательских  учреждениях  города  Москвы,
оказание  поддержки образовательным учреждениям с преподаванием на
русском языке в зарубежных странах;
     - экономическое  сотрудничество города Москвы с организациями
соотечественников,  содействие  налаживанию  связей  хозяйствующих
субъектов города Москвы с деловыми кругами соотечественников;
     - информационное сотрудничество с организациями соотечествен-
ников и странами проживания  соотечественников,  поддержка русско-
язычных средств массовой информации, создание информационно-элект-
ронных систем;
     - поддержка  социально незащищенных  категорий  соотечествен-
ников за рубежом.
     Вторая глава "Обеспечение поддержки соотечественников" должна
устанавливать:
     а) особенности  программного  метода  осуществления поддержки
соотечественников,  в том числе требования к содержанию программ в
данной сфере. Специфика такой сферы деятельности органов государс-
твенной власти как поддержка соотечественников состоит в том,  что
конкретный  набор мероприятий в рамках заданных основных направле-
ний,  форм государственной поддержки соотечественников должен дос-
таточно гибко варьироваться в зависимости от  конкретной  ситуации
в странах проживания соотечественников, политических подходов, оп-
ределяемых  федеральными органами государственной власти,  возмож-
ностей бюджета города Москвы.  В этой связи программный метод дея-
тельности органов государственной власти города Москвы по поддерж-
ке  соотечественников  является приоритетным.  Он уже доказал свою
эффективность.  В тоже время,  предлагается закрепить в законе ряд
позиций,  наличие мероприятий по которым в программе является обя-
зательным:  правовая защита соотечественников;  социальная  защита
соотечественников, в том числе в области науки, образования, здра-
воохранения;  поддержка организаций  соотечественников;  поддержка
русского  языка,  культуры и образования;  развитие экономического
сотрудничества с соотечественниками; поддержка добровольного пере-
селения  соотечественников в Российскую Федерацию;  информационное
сотрудничество с соотечественниками;  научное и экспертное обеспе-
чение поддержки соотечественников;
     б) положения об организационном,  финансовом,  научном,  экс-
пертном, информационном и кадровом обеспечении деятельности города
Москвы в отношении соотечественников. Как отмечалось выше, одна из
основных причин принятия закона -  необходимость закрепить сформи-
рованную  инфраструктуру деятельности по поддержке соотечественни-
ков,  чтобы при гибкости состава мероприятий по  поддержке  сооте-
чественников  закрепить  жесткость инфраструктуры обеспечения этой
деятельности.  Данный регулятивный прием применен,  в частности, в
Законе города Москвы от 28 января 2004 г. N 4 "О молодежи",  также
касающемся межотраслевой и объективно достаточно подвижной по сос-
таву мероприятий сферы деятельности, и доказал свою эффективность.
     Законом необходимо предусмотреть  образование  Правительством
Москвы  консультативного органа,  осуществляющего координацию дея-
тельности органов исполнительной власти города Москвы, структурных
подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы,  государствен-
ных учреждений,  иных организаций, реализующих мероприятия по под-
держке соотечественников и взаимодействию с ними. В настоящее вре-
мя эту функцию выполняет Межведомственная комиссия по работе с со-
отечественниками за рубежом.
     Организационное обеспечение поддержки соотечественников,  по-
мимо органов государственной власти города Москвы, должно включать
государственные учреждения, осуществляющие функции  в области под-
держки соотечественников. Также  важным  представляется  закрепить
формы  взаимодействия с негосударственными некоммерческими органи-
зациям, систематически  участвующими в осуществлении поддержки со-
отечественников,  в  том  числе  возможность оказания им государс-
твенной  поддержки.  В осуществлении  поддержки  соотечественников
могут  также участвовать  иные государственные и негосударственные
организации,  включая  хозяйствующие субъекты. Элементом организа-
ционного  обеспечения  деятельности   по государственной поддержке
соотечественников является участие  представительств города Москвы
за пределами Российской Федерации  в государственной поддержке со-
отечественников.  Законом предлагается установить, что созданные в
установленном  порядке представительства города Москвы за предела-
ми  Российской  Федерации участвуют в осуществлении поддержки  со-
отечественников, а порядок  этой  деятельности  и  ее  координации
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы опреде-
ляется Правительством Москвы.
     Финансовое обеспечение  поддержки  соотечественников осущест-
вляется в соответствии с федеральным законодательством и законода-
тельством  города Москвы и включает бюджетную составляющую и прив-
леченные средства.  Предлагается  установить, что  объем   средств
на  финансирование  поддержки соотечественников ежегодно утвержда-
ется  в бюджете города Москвы отдельной строкой.  В связи  с  тем,
что   полезный  эффект деятельности по поддержке соотечественников
непосредственно  для Москвы является отложенным,  особое  значение
предлагается  уделить  оценке эффективности использования финансо-
вых средств на  осуществление поддержки соотечественников. В связи
с  этим  необходимо  закрепить в законе,  что Правительство города
Москвы утверждает  критерии оценки эффективности  деятельности  по
поддержке  соотечественников,  в  том  числе оказания   содействия
финансовой  в  материальной поддержке  организаций   соотечествен-
ников. В обязанности  уполномоченного   органа должно быть вменено
привлечение внебюджетных средств на поддержку соотечественников.
     Для поддержки  соотечественников  определенное значение имеет
научное и экспертное обеспечение этой деятельности. Оно может осу-
ществляться органами государственной власти города Москвы посредс-
твом,  в частности:
     - содействия  финансированию и организации совместных научно-
исследовательских работ по проблемам соотечественников, их органи-
заций  учеными  города  Москвы  и представителями российской зару-
бежья;
     - организации научно-практических конференций по изучению по-
ложения соотечественников в странах проживания в прошлом,  настоя-
щем и будущем;
     - организации  периодических  семинаров с участием соотечест-
венников по вопросам экономического,  научно-технического и  куль-
турного сотрудничества города Москвы и других субъектов Российской
Федерации;
     - проведения  информационно-аналитической работы по выработке
практических рекомендаций для повышения эффективности деятельности
города Москвы в отношении соотечественников;
     - организации издания научных  трудов,  научно-информационных
бюллетеней,  освещающих  научные  исследования в области положения
соотечественников,  выпуска аналитических  материалов,  проведения
экспертиз и опросов общественного мнения, организации мониторинга,
социологических исследований и  статистического  учета  данных  по
вопросам,  касающимся соотечественников;
     - создания банка данных социологических и иных научных иссле-
дований по вопросам,  касающимся соотечественников.
     Информационное обеспечение поддержки  соотечественников  осу-
ществляется органами государственной власти города Москвы, в част-
ности, посредством:
     - сбора  и предоставления информации для объективного освеще-
ния проблем соотечественников  в  средствах  массовой  информации,
специальных информационных, справочных и иных изданиях;
     - создания  и  поддержки  специализированного  общедоступного
сайта в сети Интернет по вопросам поддержки соотечественников;
     - формирования банка данных, содержащего информацию о пробле-
мах соотечественников, организаций соотечественников, об опыте ре-
ализации программ по поддержке соотечественников. Доступ к указан-
ному банку данных должен быть обеспечен всем органам государствен-
ной власти города Москвы,  органам местного   самоуправления  вну-
тригородских муниципальных образований в городе Москве;
     - ежегодного  выпуска  информационных  сборников,  содержащих
правовые  акты  и  социологические материалы по вопросам поддержки
соотечественников,  а также выпуска иных информационных и справоч-
ных материалов по проблемам соотечественников,  организаций сооте-
чественников;
     - организационного, информационного и методического обеспече-
ния создания в редакциях средств массовой информации  отделов  или
иных структурных подразделений по вопросам соотечественников;  до-
ведения информации о нарушении прав соотечественников  до  органов
государственной власти Российской Федерации;
     - поддержки средств массовой информации,  освещающих реализа-
цию связей города Москвы с соотечественниками.
     Кадровое обеспечение поддержки соотечественников  осуществля-
ется  органами государственной власти города Москвы,  в частности,
посредством:
     - организации  и финансирования подготовки,  переподготовки и
повышения  квалификации  кадров,  работающих с соотечественниками,
причем речь идет не  только о государственных гражданских служащих
города Москвы, но и о  работниках государственных учреждений горо-
да Москвы, иных  некоммерческих организаций, в том числе организа-
ций соотечественников;
     - подготовки  и издания методической литературы для должност-
ных лиц, включая должностных лиц представительств города Москвы за
пределами  Российской Федерации,  занимающихся вопросами поддержки
соотечественников,  а также для работников организаций  соотечест-
венников;
     в) положения об обеспечении  представительства интересов  со-
отечественников в  органах  государственной власти города Москвы в
соответствии со статьей 26 Федерального закона "О  государственной
политике Российской Федерации в отношении соотечественников за ру-
бежом".
     Третья глава  "Оказание  государственной поддержки соотечест-
венникам" должна содержать перечень основных форм поддержки сооте-
чественников по следующим направлениям: образование, язык, культу-
ра и историческая память, правовая поддержка, право на информацию,
социальная сфера.  Перечень форм поддержки не является исчерпываю-
щим.
     В качестве  особой формы поддержки должно быть также выделено
положение об экономическом сотрудничестве города Москвы  с  сооте-
чественниками и их организациями,  поскольку в данном случае взаи-
модействие с соотечественниками может приносить экономическую  вы-
году городу Москве.  Должно быть закреплено,  что органы государс-
твенной власти города Москвы содействуют у