Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 333-ПП от 20 апреля 2010 года

Об организации работ по переходу городского хозяйства Москвы на энергоэффективные технологии в условиях климатических изменений

     В  соответствии с Указом Президента  Российской  Федерации от
4 июня 2008 г.  N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетичес-
кой и экологической эффективности российской экономики", постанов-
лением Правительства Москвы от 10 февраля 2009 г. N 75-ПП "О повы-
шении энергетической и экологической эффективности  отдельных  от-
раслей  городского  хозяйства" и в целях организации в опережающем
порядке перехода городского хозяйства Москвы на  энергоэффективные
технологии,  обеспечивающие  рациональный  расход энергоресурсов и
сокращение выбросов загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух,
Правительство Москвы постановляет:
     1. Признать необходимость разработки мероприятий по адаптации
городского хозяйства Москвы к климатическим  изменениям  с  учетом
информации  Гидрометеобюро по Москве и Московской области о клима-
тических изменениях в Московском регионе (приложение 1).
     2. Одобрить Концепцию информационно-просветительской кампании
"Одной тонной меньше" (приложение 2).
     3. Департаменту  природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы, руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы,
руководителю  Комплекса градостроительной политики и строительства
города Москвы,  руководителю Комплекса  экономической  политики  и
развития города Москвы в первом полугодии 2010 г.  обеспечить раз-
работку методологии проведения  оценки  экономических  последствий
климатических изменений для городского хозяйства Москвы.
     4. Руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы,  руко-
водителю  Комплекса градостроительной политики и строительства го-
рода Москвы,  руководителю Комплекса социальной сферы города Моск-
вы, Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в III
квартале года, предшествующего году реализации:
     4.1. Обеспечить  подготовку перечня мероприятий (технологий),
направленных на повышение эффективности городского хозяйства в ус-
ловиях климатических изменений, в соответствии с Городской целевой
программой "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на
перспективу до 2020 года",  утвержденной постановлением Правитель-
ства Москвы от 28 октября 2008 г.  N 1012-ПП, и снижение связанных
с этим коммунальных расходов.
     4.2. После выполнения  пункта  4.1  настоящего  постановления
обеспечить  внесение  изменений в технологические карты производс-
твенной деятельности по направлениям городского хозяйства  Москвы,
учитывающим климатические изменения.
     5. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы:
     5.1. Осуществить функции государственного заказчика на созда-
ние  электронной  версии  Атласа наилучших существующих технологий
города Москвы.  Ежегодное обновление Атласа наилучших существующих
технологий города Москвы обеспечить,  начиная со второго полугодия
2011 г.,  за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы
на соответствующий финансовый год по бюджетной смете на содержание
Департамента науки и промышленной политики города Москвы.
     5.2. Совместно  с  Департаментом топливно-энергетического хо-
зяйства города Москвы,  Департаментом природопользования и  охраны
окружающей среды города Москвы до конца 2010 года обеспечить в ус-
тановленном порядке размещение государственного заказа на создание
электронной версии Атласа наилучших существующих технологий города
Москвы  для  нужд  городского  хозяйства за счет средств Программы
прикладных научных исследований  и  проектов  в  интересах  города
Москвы  на 2009-2011 годы с учетом технологий,  включенных в Атлас
современных природоохранных технологий города Москвы,  разработан-
ный  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  Москвы  от
10 февраля 2009 г.  N 75-ПП "О повышении энергетической и экологи-
ческой  эффективности отдельных отраслей городского хозяйства".
     6. Департаменту природопользования и охраны окружающей  среды
города Москвы:
     6.1. Осуществить функции государственного заказчика на созда-
ние и  ведение интернет-сайта "Одной тонной меньше" по результатам
выполнения пункта 8 настоящего постановления.
     Ежегодное ведение интернет-сайта обеспечить,  начиная со вто-
рого полугодия 2011 г., за счет и в пределах средств бюджета горо-
да Москвы, предусмотренных Департаменту природопользования и охра-
ны  окружающей среды города Москвы по статье "Другие вопросы в об-
ласти охраны окружающей среды".
     6.2. В III квартале 2010 г. обеспечить в установленном поряд-
ке  размещение  государственного заказа на создание интернет-сайта
"Одной тонной меньше" за счет и в пределах средств бюджета  города
Москвы,  предусмотренных  Департаменту природопользования и охраны
окружающей среды города Москвы по подразделу 0410 "Связь и  инфор-
матика"  целевой  статьи  Городской целевой программы "Электронная
Москва (2009-2011 гг.)" в размере 1 200 000 руб.
     6.3. Организовать в III квартале 2010 г. работу интернет-сай-
та "Одной тонной меньше" с учетом международного опыта и  в  целях
привлечения жителей  города Москвы к работе по адаптации к измене-
нию климата.
     6.4. Совместно  с  Департаментом образования города Москвы во
втором полугодии 2010 г.  организовать  конкурс  среди  московских
школьников  на  лучшую  работу (проект),  направленную на экономию
энергоресурсов, воды, тепла.
     6.5. В IV квартале 2010 г.  разработать  предложения по орга-
низации системы мониторинга экологической эффективности в условиях
изменения климата в рамках городской целевой программы "Энергосбе-
режение  в  городе Москве  на  2009-2011 гг.  и  на перспективу до
2020 года".
     7. Расходы, предусмотренные в пункте 6.2 настоящего постанов-
ления, осуществить за счет остатка средств, образовавшегося в бюд-
жете города Москвы на 1 января 2010 г.,  с  последующим  внесением
изменений в закон города Москвы об уточнении бюджета города Москвы
на 2010 год.
     8. Управлению  информатизации города Москвы во втором полуго-
дии 2010 г. на основании пункта 6.1 настоящего постановления внес-
ти  соответствующие изменения в постановление Правительства Москвы
от 5 августа  2008 г.  N 709-ПП  "О  Городской  целевой  программе
"Электронная Москва  (2009-2011 гг.)" и учесть указанные изменения
при  подготовке  плана  мероприятий  Городской  целевой  программы
"Электронная Москва" на 2010 год.
     9. Департаменту  поддержки и развития малого и среднего пред-
принимательства города Москвы в 2010 году по мере подготовки реес-
тра инновационной технологии (продукции) субъектов малого и  сред-
него  предпринимательства  представлять в Департамент науки и про-
мышленной политики города Москвы информацию о перспективных разра-
ботках производства товаров,  выполнения работ и оказания услуг по
форме согласно приложению 3 к настоящему постановлению и  ежегодно
в IV квартале, начиная с 2011 года, направлять информацию о разра-
ботках  текущего года для включения в Атлас наилучших существующих
технологий города Москвы.
     10. Руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы, руко-
водителю Комплекса градостроительной политики и строительства  го-
рода Москвы:
     10.1. В IV квартале 2010 г. представить в Департамент науки и
промышленной политики города Москвы перечень инновационных  техно-
логий (продукции) по форме согласно приложению 3 к настоящему пос-
тановлению для включения в Атлас наилучших существующих технологий
города Москвы для использования в отраслях городского хозяйства  в
целях  повышения  энергетической и экологической эффективности при
производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг в городе
Москве.
     10.2. Ежегодно  в IV квартале, начиная с 2011 года, представ-
лять в Департамент науки и  промышленной  политики  города  Москвы
предложения  для дополнительного внесения инновационных технологий
(продукций) в Атлас наилучших существующих технологий города Моск-
вы.
     11. Государственным  заказчикам  города  Москвы  с  1  января
2012 г.  при размещении государственного заказа на поставку  това-
ров,  выполнение работ и оказание услуг включать в техническое за-
дание показатель энергоэффективности с учетом соответствующего по-
казателя  технологии,  включенного  в Атлас наилучших существующих
технологий города Москвы, а также с учетом показателей, устанавли-
ваемых Правительством Российской Федерации.
     12. Департаменту  топливно-энергетического  хозяйства  города
Москвы,  Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы:
     12.1. В IV квартале 2010 г.  подготовить в установленном  по-
рядке законопроектные предложения, предусматривающие изменения Фе-
дерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбереже-
нии и  о повышении энергетической эффективности и о внесении изме-
нений в отдельные законодательные  акты  Российской  Федерации"  в
части:
     - установления экономических механизмов,  стимулирующих орга-
низации на внедрение энергоэффективных технологий, выработки и ис-
пользования альтернативных источников энергии  (налоговые  льготы,
снижение налоговой ставки,  субвенции организациям за счет бюджета
субъекта Российской Федерации и субвенции субъекту Российской  Фе-
дерации для организации данной работы, льготное кредитование);
     - предоставления права субъекту Российской Федерации для  оп-
ределения уровня энергоэффективности производства товаров, работ и
услуг в отраслях городского хозяйства;
     - предоставления права субъекту Российской Федерации для вве-
дения требования об обязательном  экологическом  и  энергетическом
обследовании организаций, претендующих на государственную поддерж-
ку;
     - предоставления  сведений о внедрении новых технологий (наи-
лучших существующих технологий), изложенных в отчетах предприятий;
     - распространения  энергосервисных  контрактов  на проводимые
работы по экономии воды.
     12.2. В IV квартале 2010 г. подготовить и в установленном по-
рядке представить в Правительство Москвы предложения  по  внесению
изменений  в Закон города Москвы от 5 июля 2006 г.  N 35 "Об энер-
госбережении в городе Москве" в целях совершенствования  правового
регулирования  вопросов  повышения  энергетической и экологической
эффективности городского хозяйства в части:
     - закрепления  в  городских программах задания по переходу на
более высокие классы энергоэффективности при производстве  продук-
ции, выполнении работ и оказании услуг с обязательным определением
источников финансирования;
     - проведения  ежегодного  расчета  энергоемкости производства
валового регионального продукта (ВРП) с  учетом  планового  уровня
снижения энергопотребления в разрезе отраслей;
     - введения требования о подготовке мероприятий по  энергосбе-
режению и оценке энергоэффективности при разработке программ комп-
лексного развития и/или реконструкции промышленных зон;
     - установления  поэтапного запрета на использование отдельных
энергетически неэффективных технологий и оборудования;
     - создания  системы  пропаганды  и информирования о повышении
энергоэффективности отраслей городского хозяйства.
     13. Руководителю  Комплекса  социальной  сферы  города Москвы
обеспечить подготовку:
     - в III квартале 2010 г. предложений по участию известных лю-
дей  в информационно-просветительской кампании "Одной тонной мень-
ше" для продвижения ее на телевидении и в средствах  массовой  ин-
формации;
     - в III квартале 2010 г. перечня мероприятий, направленных на
снижение социальных последствий изменения климата в городе Москве.
     14. Департаменту образования города Москвы обеспечить участие
обучающихся,  воспитанников и студентов подведомственных образова-
тельных учреждений в работе интернет-сайта "Одной тонной меньше".
     15. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы организовать ин-
формационную поддержку на телевидении и в печатных средствах  мас-
совой  информации  информационно-просветительской  кампании "Одной
тонной меньше" для привлечения населения к реализации  мероприятий
по адаптации к климатическим изменениям.
     16. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возло-
жить на  первого  заместителя  Мэра  Москвы в Правительстве Москвы
Бирюкова П.П. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
     О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в декаб-
ре 2010 г.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков



                              Приложение 1
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 20 апреля 2010 г. N 333-ПП


         Информация Гидрометеобюро по Москве и Московской области
             о климатических изменениях в Московском регионе

                       (смотри текст в подлиннике)



                              Приложение 2
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 20 апреля 2010 г. N 333-ПП


        Концепция информационно-просветительской кампании
                      "Одной тонной меньше"


                           1. Введение

     "Одной тонной меньше" - информационно-просветительская кампа-
ния, являющаяся неотъемлемой частью комплекса мер, направленных на
повышение  энергетической и экологической эффективности городского
хозяйства Москвы в условиях климатических изменений.
     Согласно оценочному  докладу  Гидрометеобюро по Москве и Мос-
ковской области "Об изменениях климата и их последствиях на терри-
тории  Российской  Федерации"  климат России изменился сильнее (на
0,76°С),  чем климат Земли в целом, причем на Европейской террито-
рии нашей страны произошли самые значительные изменения.  Наиболь-
шая скорость изменений наблюдалась в конце XX - начале XXI вв. При
этом в  городе  Москве  климатические изменения проявляются весьма
ярко.
     Анализ результатов многолетних наблюдений говорит о том,  что
в городе Москве наблюдаются климатические изменения. Если в период
1961-1990 гг. среднегодовая температура возросла до 5,0°С, а сред-
немесячные температуры в июле до 18,4°С, то в период 2000-2009 гг.
эти показатели достигли 6,7°С и 20,9°С соответственно.
     Сезонное потепление,  как правило,  проявляется зимой больше,
чем летом.  Так,  за прошедшие 50 лет разница температур в среднем
за три  зимних  месяца  составила 2,2°C,  а за три летних месяца -
0,9°C.  Это,  конечно,  не означает, что потепление и дальше будет
продолжаться  такими  же  темпами.  Однако сам факт быстрого роста
температур за период 2000-2009 гг.  заслуживает серьезного  внима-
ния,  в  том числе и в контексте влияния температурных аномалий на
здоровье населения.
     Что касается  осадков,  то  на  западе Московской области они
увеличиваются, а на востоке - уменьшаются. Ученые считают, что это
можно объяснить эффектом компенсационной "тени", которая возникает
после прохождения воздушной массы через территорию большого  горо-
да.
     Выпадение осадков становится все более неравномерным.  Так, в
последнее  десятилетие XX века засушливая погода стала наблюдаться
в июле и августе, а в мае и июне число засушливых дней увеличилось
вдвое по сравнению с началом XX века.
     С развитием города характер проявления погодообразующих  фак-
торов меняется. Городская застройка видоизменяет скорость ветра на
5-15 м/с и его направление; количество осадков - в 2-5 раз. Харак-
тер подстилающей поверхности определяет разброс температур воздуха
у  земли  до  10°С,  разброс температур поверхности земли до 30°С,
пеструю картину распределения наледей при заморозках,  образование
водных потоков и затопление подвалов,  резкий рост влажности после
дождей из-за отсутствия просачивания воды в  почву,  покрытую  ас-
фальтом.
     Наряду с изменениями локальных погодообразующих факторов име-
ют место изменения глобальных климатообразующих факторов.  Взаимо-
действие локальных и глобальных факторов формирует новые  гидроме-
теорологические условия Московского мегаполиса.
     Таким образом, климат города Москвы меняется:
     - растет среднегодовая температура воздуха у поверхности зем-
ли;
     - наибольшее повышение температурного фона отмечается зимой;
     - отмечается рост годового количества осадков;
     - больше становится дней с интенсивными осадками;
     - весной отмечается уменьшение количества осадков;
     - отопительный сезон становится менее продолжительным;
     - средняя  температура воздуха в отопительный сезон повышает-
ся.
     Одним из международно принятых направлений  ограничения  воз-
действия  на климат является повышение эффективности использования
энергии и сокращение выбросов парниковых газов.  При этом к  дейс-
твенным инструментам экологического управления, применяемым в этой
области,  относятся информационно-просветительские кампании, адре-
сованные прежде  всего  конечным  потребителям энергии - населению
городов.
     Информационно-просветительская кампания "Одной тонной меньше"
(далее - Кампания) направлена на пропаганду повышения эффективнос-
ти  использования энергии,  рационального использования ресурсов и
сокращения негативного воздействия на окружающую среду, в том чис-
ле  на  климат.  Концепция информационно-просветительской кампании
"Одной тонной меньше" (далее - Концепция) подготовлена  в  порядке
выполнения Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г.
N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологичес-
кой эффективности российской экономики",  постановления Правитель-
ства  Москвы от 10 февраля 2009 г.  N 75-ПП "О повышении энергети-
ческой и экологической эффективности отдельных отраслей городского
хозяйства"  и  в  целях организации в опережающем порядке перехода
городского хозяйства на энергоэффективные технологии, обеспечиваю-
щие экономию природных ресурсов и энергозатрат.
     Понятие "Одной тонной меньше" имеет отношение и к потреблению
топлива (на долю каждого москвича приходится около 4 тонн условно-
го топлива в год), и к образованию выбросов парниковых газов (каж-
дый  москвич ответственен за выброс 6 тонн эквивалента углекислого
газа ежегодно).  Кроме того,  в связи с тем,  что сжигание топлива
сопровождается выбросом таких загрязняющих веществ, как взвешенные
частицы, оксиды азота и серы, оксид углерода, кампания представля-
ется  также  действенным средством снижения загрязнения окружающей
среды в городе.

               2. Нормативная правовая документация

     Федеральный закон  от 23 ноября 2009 г.  N 261-ФЗ "Об энерго-
сбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
     Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г.  N 889
"О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эф-
фективности российской экономики".
     Распоряжение Президента Российской Федерации  от  17  декабря
2009 г. N 861-рп "О Климатической доктрине Российской Федерации".
     Закон города Москвы от 5 июля 2006 г. N 35 "Об энергосбереже-
нии в городе Москве".
     Постановление  Правительства  Москвы  от  10 февраля  2009 г.
N 75-ПП  "О повышении энергетической и экологической эффективности
отдельных отраслей городского хозяйства".

  3. Полномочия органов государственной власти города Москвы  в
           области адаптации к климатическим изменениям

     К ведению  органов государственной власти города Москвы отно-
сятся:
     - исполнение законодательных актов Российской Федерации и го-
рода Москвы в области энергосбережения и внедрения энергоэффектив-
ных  технологий,  организация государственного регулирования в об-
ласти изменений климата на территории города Москвы;
     - развитие  нормативной правовой базы и организация государс-
твенного регулирования в области изменений климата  на  территории
города Москвы;
     - развитие экономических механизмов,  связанных с реализацией
мер  по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат
на территории города Москвы;
     - научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и
реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия
на климат;
     - международное сотрудничество в области разработки и  реали-
зации  мер  по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на
климат.

          4. Основные цели и задачи реализации Концепции

     Приоритетными целями и задачами  реализации Концепции на тер-
ритории города Москвы являются:
     - повышение осведомленности москвичей о возможностях их учас-
тия в практических действиях,  направленных на улучшение эффектив-
ности использования энергии и ограничение выбросов парниковых  га-
зов;
     - последовательное повышение степени информированности  моск-
вичей, уровня понимания задач повышения энергоэффективности;
     - изменение личностной позиции,  образа жизни и моделей пове-
дения жителей города Москвы;
     - формирование ответственности за снижение  негативного  воз-
действия на окружающую среду,  в том числе за ограничение воздейс-
твия на климат;
     - создание  условий  для  развития международного и межрегио-
нального сотрудничества в области разработки и реализации  мер  по
адаптации и ограничению антропогенного воздействия на климат.

                 5. Основные направления действий

     Изменения климата требуют совместных действий всего общества,
а не только действий политиков.
     Основная идея Кампании: "Будь ответственным за будущее - сок-
рати выбросы CO2".
     Чтобы убедить москвичей ответственно относиться к  окружающей
среде, важны  общие  усилия.  Концепция  направлена на организацию
совместной активной работы и  инициативу  органов  государственной
власти,  научных кругов, бизнеса, общественных объединений и орга-
низаций в формировании экологического мировоззрения, мотивирования
населения, предприятий и организаций города Москвы экономить энер-
гию и деньги. Для достижения поставленных задач необходимо:
     - обеспечить осознание серьезности проблемы изменения климата
и необходимости проведения конкретных мероприятий;
     - сделать  снижение выбросов CO2 и энергосбережение государс-
твенными приоритетами;
     - ознакомить население с существующими возможностями снижения
собственных выбросов CO2;
     - пропагандировать  идею персональной ответственности каждого
человека за изменение климата и принятие мер в рамках существующих
возможностей;
     - сделать общепринятым стиль жизни, не оказывающий влияние на
климат.  Этого  можно достичь,  не меняя современный образ жизни -
все,  что для этого нужно - это действовать более разумно и  изме-
нить некоторые ежедневные привычки.
     Приоритетными направлениями Кампании являются:
     - создание  интернет-сайта и организация связанной с ним дея-
тельности, направленной на привлечение внимания широких масс;
     - проведение  рекламных акций с участием знаменитостей,  оли-
цетворяющих Кампанию;
     - проведение PR-акций и мероприятий для прессы;
     - организация образовательной деятельности и  соревнований  в
учебных учреждениях;
     - привлечение партнеров и  партнерская  деятельность,  в  том
числе финансируемая организациями-инвесторами.
     Кампания базируется на пяти концептуальных элементах, вырабо-
танных для поддержки основной идеи Кампании.

     5.1. Персональный подсчет выбросов СО2.
     Люди должны  осознавать,  что персональные выбросы СО2 в быту
можно измерить и контролировать.  Программа на интернет-сайте Кам-
пании позволяет москвичам подсчитать персональные выбросы СО2, вы-
работать план  действий и понять насколько можно сократить выбросы
СО2,  если придерживаться  этого  плана.  Также  можно  подсчитать
сколько  затрат  требует применение разработанного плана и сколько
средств можно при этом сэкономить.
     Центральным инструментом интернет-кампании является калькуля-
тор  потребления  энергии и образования выбросов парниковых газов.
Калькулятором сможет пользоваться  любой  житель  города,  имеющий
доступ  к  сети Интернет.  При разработке калькулятора учитывается
опыт работы аналогичного инструмента в Королевстве Дания.
     Для города Москвы формируются дополнительные опции, позволяю-
щие  следить  за эффективностью потребления энергии и выбирать (из
предлагаемого спектра) решения,  направленные на  улучшение  этого
показателя.  Разработка тематического наполнения и онлайновых инс-
трументов ведется специалистами города Москвы совместно с  экспер-
тами города Копенгагена.
     С учетом  особенностей московской аудитории на интернет-сайте
"Одной тонной меньше" будут также размещены рекомендации,  адресо-
ванные комплексам городского хозяйства города Москвы,  градострои-
тельной политики и строительства города Москвы,  экономической по-
литики и развития города Москвы,  малому и среднему бизнесу столи-
цы,  предприятиям топливно-энергетического комплекса и др. В част-
ности,  будет  обеспечен  доступ  к разработанному в 2009 году при
участии Департамента природопользования и охраны окружающей  среды
города Москвы справочнику по наилучшим доступным технологиям обес-
печения энергоэффективности.
     5.2. Действия, посильные каждому москвичу.
     Важно то,  что люди могут сделать что-то,  не обращаясь к ин-
тернет-сайту и не проводя расчеты.  Через другие каналы СМИ Кампа-
ния пропагандирует другие средства, такие как:
     - простые действия по экономии энергии (переключение электри-
ческих приборов на режим ожидания);
     - более сложные меры по экономии энергии (теплоизоляция квар-
тир);
     - приобретение  более энергоэффективных приборов и оборудова-
ния.
     5.3. Привлечение известных людей, принимающих участие в изме-
нении климата.
     Важным элементом Кампании является привлечение известных  лю-
дей. Кампания проводится с учетом специфики  восприятия  различных
возрастных групп населения. Например, для молодежи кампанию прово-
дят рок-звезды и спортсмены,  для предпринимателей - успешные биз-
несмены. В средствах массовой информации публикуются данные о лич-
ном вкладе известных людей в сокращении персональных выбросов  СО2
и экономии финансов при использовании альтернативных (экологически
чистых) технологий и источников энергии.
     Для продвижения интернет-сайта и Кампании в целом будут прив-
лекаться ведущие ученые и педагоги Москвы,  деятели искусства, об-
щественные деятели, средства массовой информации.
     Наряду с развитием интернет-ресурсов планируется  организовы-
вать  экспертные  консультации  и тематические встречи,  беседы за
круглым столом, концерты, акции по посадке деревьев, благоустройс-
тву  озелененных  территорий,  дни  без автомобиля и другие акции,
направленные на привлечение внимания жителей города к вопросам по-
вышения эффективности использования энергии и ограничения воздейс-
твия на климат.
     5.4. Распространение  информации  через средства массовой ин-
формации.
     В контексте Кампании это означает, что информация распростра-
няется через контакт между людьми и средствами  коммуникации.  Ин-
формация  о специальных предложениях,  возможных сбережениях расп-
ространяется достаточно быстро. Пользователи Интернета и мобильных
телефонов более избирательны. Тем не менее, благодаря информацион-
ным технологиям Кампания становится более нетрадиционной и развле-
кательной.
     Для продвижения Кампании необходимо использовать все  возмож-
ные средства массовой коммуникации.  Размещение на плакатах наруж-
ной рекламы и в  метро,  на  муниципальном  транспорте  (автобусы,
троллейбусы,  поезда метро и т.д.), распространение буклетов и ин-
формационных листков о Кампании,  а также проведение специализиро-
ванных социологических опросов позволит привлечь москвичей к учас-
тию в планируемой работе по сокращению выбросов  СО2.  Планируется
информировать  москвичей о мероприятиях,  проводимых в городе,  по
радио- и телеканалам.
     5.5. Соревнования.
     Соревнования очень эффективны, особенно для привлечения групп
людей, которые в другом случае не проявили бы интереса к Кампании.
     Особое место в  Кампании  отводится  проведению  соревнований
среди  учащихся  вузов и образовательных учреждений города Москвы.
Анализ международного опыта проведения Кампании показал, что моло-
дежь активно участвует в соревнованиях по сокращению выбросов пар-
никовых газов.  Планируется проведение соревнований между школами,
викторин под девизом "Спаси Землю", "Я вызываю тебя" и др.
     Информация о  результатах проведенных мероприятий и победите-
лях конкурсов и викторин будет размещаться на интернет-сайте  "Од-
ной тонной меньше".

                       6. Целевая аудитория

     Кампания адресована всем москвичам, но основной целевой груп-
пой являются наиболее активные пользователи Интернета города Моск-
вы в возрасте от 12 до 50 лет.
     Особое внимание будет уделено работе с  образовательными  уч-
реждениями,  учителями и школьниками, преподавателями вузов и сту-
дентами.  Ожидается,  что готовые к изменениям и  заинтересованные
школьники и студенты будут,  в свою очередь,  оказывать влияние на
модели поведения родителей.
     Мировая практика  доказала,  что  основа успешного проведения
Кампании по снижению выбросов СО2 - это партнерство между органами
государственной власти,  предприятиями малого и среднего  бизнеса,
научными и учебными учреждениями,  неправительственными обществен-
ными объединениями и организациями,  а также  средствами  массовой
информации (СМИ).
     Таким образом,  инструменты, доступные в сети Интернет, и ме-
роприятия,  проводимые в городе,  в комплексе будут способствовать
достижению цели Кампании,  состоящей в  повышении  осведомленности
москвичей  о  возможностях  и  усилении  их участия в практических
действиях,  направленных на улучшение эффективности  использования
энергии и ограничение выбросов парниковых газов.



                              Приложение 3
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 20 апреля 2010 г. N 333-ПП


       Форма представления информации для включения в Атлас
          наилучших существующих технологий города Москвы


                     (смотри текст в подлиннике)