Район Беговой
История
Ходынское поле
В XV-XVII вв. на территории этого московского района находились владения Новинского монастыря, которому принадлежало здесь Ходынское поле, образовавшееся после сведения обширной рощи и получившее своё название от протекавшей здесь речки Ходынки. Прежде тут располагались владения двоюродного брата Дмитрия Донского — князя Владимира Андреевича Серпуховского, которые в начале XV в. достались его сыну Семёну. Он скончался во время одного из моровых поветрий 1420-х годов, и вдова Владимира Андреевича — княгиня Елена Ольгердовна отдала эти земли в память о муже и сыне митрополиту Фотию, который в свою очередь передал их основанному им Новинскому монастырю.
Большие участки земли обитель сдавала «на оброк» различным лицам. Так, в середине XV в большой клин между Волоцкой и Звенигородской дорогами распахивал для себя боярин Иван Товарков, а после него окольничий Иван Васильевич Ощера-Сорокоумов. Две свои деревни поставил на монастырской земле владелец соседнего Всехсвятского князь Иван Юрьевич Патрикеев. В дальнейшем многие участки, примыкавшие к Белому городу, самочинно захватывали различные лица. Часть Ходынского поля в середине XVI в. отписал к образованной Тверской ямской слободе царь Иван IV.
В период Смуты начала XVII в. Ходынское поле становится местом столкновений войск царя Василия Шуйского и отрядами Лже-Дмитрия II. В 1619 г. на Ходынском поле юный царь Михаил Романов встречал своего отца патриарха Филарета после возвращения из польского плена.
В XVII в. территория Ходынского поля продолжала сокращаться за счёт изъятия участков, непосредственно примыкающих к городу. Во второй половине столетия на восточной его окраине возникает царское село Воскресенское, старый и новый государевы сады, государев дровяной двор. В самом центре поля располагался основанный при царе Алексее Михайловиче «государев двор для приезду», предназначенный для иноземных посольств, где они дожидались парадного въезда в столицу. Тем не менее, несмотря на подобные изъятия, значительные части Ходынского поля продолжали оставаться в руках обители.
После секуляризации церковных владений в 1764 г. бывшие земли Новинского монастыря, расположенные на Ходынском поле, долгое время находились во владении казны и не использовались для городских нужд. Вместе с тем это была ближайшая окраина столицы, так как Камер-Коллежский вал, служивший таможенной границей Москвы, здесь был меньше всего удалён от центра города. В частности именно на Ходынском поле Екатерина II приказала отпраздновать заключение Кючук-Кайнарджийского мира, окончившего войну с Турцией.
В восточной части Ходынского поля, прилегавшей к Москве, и позже сохранялись обширные незастроенные площади, которые в XIX в. оказались удобным местом для размещения крупных объектов общегородского назначения. Важной предпосылкой к этому послужило восстановление после французского погрома Петровского путевого дворца и устройство Петровского парка. На смену существовавшим некогда на речке Пресне бойням Живодерной слободки с их медвежьими и заячьими травлями должны были прийти новые развлечения, соответствующие духу времени.
Первым шагом в этом направлении стал указ Сената от 12 марта 1831 г. о передаче 120 десятин земли Обществу конской скачки, которое приступило к созданию обширной арены для конных состязаний. В 1834 г. впервые состоялись бега (состязания в легких упряжках) по двум параллельным дорожкам протяженностью 240 саженей, а к 1837 г. было устроено скаковое поле для состязаний верховых лошадей. Оно занимало широкое треугольное пространство почти до границы городской черты.
Популярность ипподрома, как места крупнейших зрелищных мероприятий, особенно возросла в конце XIX в. Отсюда в 1880-х годах проводились запуски воздушных шаров, пролетавших над Москвой до Карачарова и Люберец, здесь 2—6 мая 1910 г., ещё до открытия аэродрома на Ходынском поле, совершал первые в Москве показательные полёты на аэроплане «Фарман» знаменитый авиатор Сергей Исаевич Уточкин: он описывал над ипподромом круги и восьмерки на высоте 25 и 120 м, в нескольких полётах брал с собой пассажира из числа присутствовавших зрителей.
Во второй половине XIX в. были устроены овальные дорожки для бегов, а площадь треугольной скаковой арены значительно сократилась в результате прокладки в 1870 г. Александровской (ныне Белорусской) железной дороги с товарной станцией и многочисленными маневровыми путями. Прекратила действие старая Волоколамская дорога, начинавшаяся от Ваганькова, началом которой стало Ильинское шоссе, проложенное для царской семьи от села Всехсвятского. На юге Ходынского поля её сменило Хорошёвское шоссе, не имевшее существенного значения как транспортная магистраль. Территория ипподрома практически оказалась отрезанной от
Пресненской части Москвы, и проезд к нему осуществлялся только со стороны Санкт-Петербургского шоссе. Здесь были проложены почти параллельно друг к другу две аллеи: первая из них была названа Скаковой, поскольку вела к зрительским трибунам, вторая получила название Беговой аллеи и стала парадным подъездом к ипподрому. От этих аллей вдоль северной границы ипподрома и треугольной арены протянулась Скаковая улица, застроенная главным образом конюшнями, хозяева которых, крупнейшие коннозаводчики, заказывали проекты этих сооружений лучшим архитекторам того времени. Эта улица пролегла по обеим сторонам речки Пресни, заключённой в трубу в начале XX в., и в память о прошлом сохранила необычную для Москвы нумерацию домов — не от центра к окраине, а наоборот — по течению бывшей речки.
Начало Беговой аллеи со стороны Ленинградского шоссе до сих пор украшают поставленные на высокие постаменты конные скульптурные группы, выполненные С.М. Волнухиным и К.А. Клодтом — внуком известного скульптора П.К. Клодта, впервые установившего подобные группы на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Скаковую улицу открывает выполненное по проекту братьев Весниных здание конюшен Скакового общества, в котором после революции размещался Институт коневодства. Ближе к ипподрому находится первая московская постройка архитектора И.В. Жолтовского в 1903 г. — дом Скакового общества, выдержанный в духе архитектурной классики. Комплекс конюшен заводчика Манташева, построенный в 1914 г. по проекту А. Измирова при участии братьев Весниных, ныне отреставрирован и достроен со двора для размещения в н`м Центра балетного искусства.
Первые трибуны ипподрома в 1837 г. были выполнены в виде двухэтажных беседок, позже соединенных между собой галереей. Они неоднократно обновлялись и расширялись. В 1896—1899 гг. строится капитальное здание по проекту С.Ф. Кулагина и И.Т. Барютина. Вид его значительно отличался от современного — над длинным, сильно расчленённым в плане корпусом поднимались шесть причудливых башенок, а к правой части здания примыкал узкий четырёхколонный портик. Две башни, фланкировавшие портик, увенчивали конные группы-квадриги, выполненные С. Волнухиным и К. Клодтом.
Пожар, случившийся в 1949 г., уничтожил трибуны ипподрома. В 1953 г. здание было полностью перестроено по проекту И.В. Жолтовского, В. Воскресенского, П. Скокана. На новом фасаде доминируют два крупных элемента — изящная островерхая башенка слева и мощный восьмиколонный портик в правой части здания, на котором восстановлена одна из квадриг со старого здания (элементы второй квадриги использованы для украшения башенки и антаблемента). Вместо старых деревянных трибун, вмещавших не более 2 тыс. человек, сооружены железобетонные, рассчитанные на 4 тыс. зрителей. Это самое значительное сооружение на бывшем Ходынском поле, включающее обширные трибуны, залы для зрителей, ресторан и служебные помещения. Оно не утратило своего значения как выдающийся архитектурный памятник и сейчас, на фоне современной высотной застройки.
В конце XIX-начале XX в. ипподром отделили от Ходынского поля Николаевские казармы с храмом в честь иконы Божьей матери «Отрада или утешение» и первые корпуса Солдатенковской больницы. К югу, в сторону Хорошёвского шоссе, тянулись пустыри и патронные склады, и только в северной части получила развитие жилищная застройка частью по Скаковой улице, а также по Верхней и Нижней улицам Тверской ямской слободы. Постепенно менялся характер дворянской застройки 1830-х гг. по левой стороне Санкт-Петербургского шоссе. В 1885 г. обширное владение среди стоявших здесь особняков и дач купили французские предприниматели Сиу, построившие в их ряду мрачноватые корпуса большой кондитерской фабрики, известной теперь под именем «Большевик».
Сегодня от этих дач не осталось и следа в результате реконструкции Ленинградского шоссе. Практически только в советское время сложилась и Беговая улица, ставшая важнейшей планировочной осью в южной части бывшего Ходынского поля. Её реконструкция проходила в условиях, когда вокруг первого московского аэродрома группировались крупнейшие предприятия авиационной промышленности, оставившие для жилья лишь узкие полосы вдоль Беговой улицы и Ленинградского проспекта. Беговая улица получила новую трассу, а сеть закоулков, которая складывалась в конце XIX — начале XX в., в значительной части стёрлась или приобрела вид, близкий к современному, лишь в 1930-х годах, когда исчезли многочисленные мелкие улочки и проезды, пронизывавшие местную территорию.
По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».
История районов Северного округа Москвы
Районы САО: Аэропорт, Беговой, Бескудниковский, Войковский, Головинский, Восточное Дегунино, Западное Дегунино, Дмитровский, Коптево, Левобережный, Молжаниновский, Савёловский, Сокол, Тимирязевский, Ховрино и Хорошёвский.