Тверской район
История
Своё название этот район получил по Тверской улице — главной магистрали города, связывающей его с Тверью. Несколько слобод на территории нынешнего района располагалось в пределах Белого города.
Гнездники
Большой и Малый Гнездниковские переулки, расположившиеся между нынешними Большой Никитской и Тверской улицами, напоминают о московской местности Гнездники. Происхождение этого названия долгое время оставалось загадкой. Его производили от птичьих гнезд, ибо тут якобы находилась роща, изобиловавшая ими. Шаг вперед в истолковании этого слова сделал П.В. Сытин, предположивший, что гнеэдниками назывались мастера, изготовлявшие петли и другой металлический прибор к окнам и дверям. В 1648 г. здесь известен двор «Ивашки гнездника». Некоторые исследователи полагали, что гнездники занимались литейным делом. Но данное утверждение вызывает сомнение, ибо производства, связанные с огнем, во избежание пожаров, столь нередких в деревянной Москве, обычно располагались вдали от густой жилой застройки и ближе к воде. Более верным представляется мнение С. К. Романюка, считающего, что гнездники делали стрелы, подсчет которых в те времена велся «гнездами». Так, в 1688 г. Петр I указывал сделать «два гнезда стрел, а сделав те стрелы, привезть к нему, великому государю, в поход в село Преображенское». Центром слободы являлась приходская церковь Николая Чудотворца, «что в Гнездниках», известная с 1625 г.
Шубино
Но, пожалуй, древнейшим селением этой местности являлось село Шубино До 1922 г. часть нынешнего Столешникова переулка (от Тверской площади до Большой Дмитровки) именовалась Космодамианским переулком, названным так по церкви святых Космы и Дамиана, «что в Шубине». Название этого села восходит к жившему в середине XIV в. воеводе князя Владимира Андреевича Серпуховского Акинфу Федоровичу Шубе. В 1368 г. он был послан со сторожевым полком против Ольгерда. 21 ноября того же года на реке Тростне он был встречен Ольгердом и в проигранном сражении погиб смертью храбрых. Литовский князь подошел к Москве, но с ходу взять ее не смог. Простояв три дня и ограбив окрестности, он вынужден был отступить.
Первое же документальное свидетельство о церкви святых Космы и Дамиана встречается лишь в 1625 г. Тогда она была деревянной, но в следующем году ее заменили каменным храмом.
Скоморошки
По соседству с Шубиным располагалась небольшая слобода Скоморошки, о существовании которой становится известно из названия Воскресенской церкви, «что в Скоморошках», когда-то стоявшей на углу современных Большой Дмитровки и Столешникова переулка.
Скоморохами называли бродячих артистов в древней Руси, ведущих свое происхождение от византийских скоммархов, имевших разнообразный потешный репертуар. В XVI в. скоморохи, среди которых встречались музыканты, плясцы, песенники, составляли своеобразное сословие и ходили по Руси ватагами, встречая везде радушный прием. Однако к концу XVII в. скоморохи постепенно исчезают, поскольку в моду при дворе и в домах знатных москвичей начинает входить новое увлечение — театр.
Столешники
Название Столешникова переулка напоминает о стоявшей когда-то здесь слободе Столешники, где жили ткачи, делавшие столешники — скатерти. Главной в ней являлась церковь Рождества Богородицы, упоминаемая с 1620 г., а в начале 1650-х годов выстроенная в камне, на месте которой ныне стоит небольшая часовенка на углу Столешникова переулка с Петровкой.
Копьевская слобода
Название находившегося неподалеку Копьевского переулка напоминает о Копьевской слободе, где жили копейщики — мастера, изготовлявшие копья. Их приходским храмом была церковь Спаса, снесенная еще в 1817 г. после нашествия Наполеона.
В нашем понимании копье является самым простым метательным оружием и представляет собой длинное древко с насаженным на него наконечником. Однако за время своего длительного существования этот вид оружия, приспосабливаясь к переменам в военной технике, неоднократно претерпевал серьезные изменения. К середине XII в. древнее метательное копье почти исчезает из европейского вооружения. С этого времени копья начинают делать тяжелее и крепче, а длина его, особенно у всадников, заметно увеличивается. Древко последних часто обивали железом, а для защиты руки делали предохранительный круг. Перо копья стали делать длинным и узким. В ответ на это пехотинцы начали придавать перу своего копья такое устройство, чтобы им можно было не только колоть, но и рубить и стаскивать всадника с седла, для чего приделывался крюк, топор и т.п. Часто воины были вооружены несколькими копьями, часть из которых (в виде дротиков) служила для метания, а одно оставлялось для встречи с противником. Помимо этого копье широко использовалось на охоте. Одной из его разновидностей, к примеру, была появившаяся в XIII в. рогатина, представлявшая собой широкий нож, насаженный на древко. Она имела широкое, плоское, острое на обе стороны перо, которое собственно и называлось рогатиной. Видоизменением рогатины являлась совна, имевшая перо в виде кривой полосы, с одним лезвием в виде ножа. Всего было известно свыше десятка разновидностей копья. Однако с развитием огнестрельного оружия копье мало-помалу выходило из употребления у пехотинцев и сохранялось в виде пики лишь у конницы.
Дмитровская слобода
Название Дмитровского переулка напоминает о существовании здесь Дмитровской слободы, где жили выходцы из подмосковного Дмитрова. Судя по всему, она образовалась в конце XV в., когда Дмитров вошел в состав Московского княжества.
Крапивники
Современный Крапивенский переулок (между Петровкой и Большой Лубянкой) напоминает о слободе Крапивники. Ранее он назывался Сергиевским, по храму в честь Сергия Радонежского, известному как деревянный в 1625 г. и перестроенному в камне в 1678 г. и именовавшемуся то «в Крапивниках», то «в Старых Серебрениках», то «в Новых сторожах». Судя по названию, здесь жили мастера серебряного литья, которых позже сменили дворцовые сторожа.
Но чем же занимались жившие тут первоначально крапивники? Судя по названию их профессии, она была связана с крапивой — известным жгучим сорняком. В старину мелкоизрубленная и смешанная с мукой крапива употреблялась иногда для корма лошадей и для откорма свиней. Что касается молодой крапивы, то до сих пор весной из нее делают зеленые щи. Интересно, что в древней Руси в этом качестве крапиву использовали и зимой. Для этого перед заморозками в тех местах, где она произрастала, снимали тонкие пласты земли, наподобие дерна, и хранили их в сарае. Зимой эти пласты вносили в кухню и, дав им оттаять, поливали водой — скоро появлялась молодая крапива, которую срезали для щей.
Дегтярная слобода
Другие слободы расположились между нынешними Бульварным и Садовым кольцами. На одну из них, Дегтярную слободу, указывает нынешний Дегтярный переулок. В этих местах невдалеке от слободы ямщиков находился Дегтярный двор, сгоревший в мае 1712 г. Это соседство было неслучайным. Древесный деготь издавна использовался на Руси для пропитывания кож (юфти, сбруи и т.п.), чтобы придать им мягкость, а также для смазки колес. Помимо этого деготь использовался и в медицине.
Воротники
Воротниковский переулок (между Тверской и Малой Дмитровкой) остался свидетелем существования здесь Воротников, слободы сторожей крепостных ворот.
Москва к началу XVII в. обладала четырьмя линиями укреплений — Кремлем, Китай-городом, Белым городом и Земляным городом. В их стенах находилось около трех десятков проездных воротных башен, которым требовалась охрана. Эти стражи назывались воротниками. Впрочем, в литературе было выдвинуто и другое объяснение основного занятия воротников: «воротом» назывался щит для защиты орудийной прислуги, а «воротниками» — те, кто его поднимал перед выстрелом.
Вновь поступавшие на эту службу приводились «к вере» и с них снималась особая поручная запись: «никакой казны не покрасть и хитрости не учинить и не пить и не бражничать и с воровскими людьми не знаться и великому государю не изменить». Понятно, что селились они Для удобства службы в одном месте. Приходской для них была церковь Святого Пимена «в Старых Воротниках», деревянное здание которой известно с конца XVI в., а каменное — с 1682 г. Редкое для московских храмов посвящение приходской церкви воротников святому Пимену некоторые исследователи объясняли тем, что в день памяти этого святого 27 августа 1382 г. в Москве «отворили врата градские» Тохтамышу и он сжег город. Как бы в напоминание этого события главный храм этой слободы носил данное посвящение. Но данное предположение, на наш взгляд, не более чем домысел. Позднее слобода воротников была переведена отсюда еще дальше, к границам тогдашнего города — там, где позже возникает слобода Новые Воротники.
Стрелецкая слобода
Между нынешними Малой Дмитровкой и Цветным бульваром, южнее Каретных переулков у Петровских ворот стены Белого города в XVII в. находилась крупная стрелецкая слобода, в которой насчитывалось до 1000 дворов. В память о том, что здесь в XVII в. располагался стрелецкий полк полковника Никифора Колобова, в 1922 г. были названы 1, 2 и 3-й Колобовские переулки. Приходской церковью здешних стрельцов была Знаменская церковь, упоминаемая в источниках как деревянная с 1635 г. В камне она была перестроена в 1676—1681 гг. Еще одной церковью здесь был храм Спаса Преображения «на Песках, в стрелецкой слободе за Петровскими воротами», находившийся в нынешнем Большом Каретном переулке. Впервые в документах он упоминается с 1621 г., хотя, вероятно, существовал уже в XVI в. В 1657 г. он значится деревянным, хотя по соседству возводился уже каменный.
Тверская ямская слобода
За пределами Земляного города в XVII в. тянулись пригородные слободы. Одной из них была Тверская ямская слобода. Ее возникновение относится ко второй половине XVI в., когда за пределами Деревянного города, у его Тверских ворот была поселена целая слобода ямщиков, главной повинностью которых было обслуживание дороги, соединяющей Москву с Тверью и Новгородом. С течением времени слобода все более и более увеличивалась в своих размерах: если в 1638 г. в ней насчитывалось 65 дворов, то в 1652 г. — 96, а в 1686 г. — уже 107. Поселение здесь формировалось вдоль главной дороги длинными параллельными порядками домов. Эти улицы получили названия Тверских-Ямских под разными номерами. И хотя со временем город все более и более надвигался на слободу, захватывая под застройку все новые и новые участки, слободской характер жизни здесь сохранялся очень долго — даже после того, как Камер-Коллежский вал очертил новые границы Москвы. И лишь только после пожара 1812 г., когда этот район сгорел полностью, эти места превратились в обычную часть города.
Новая Дмитровская слобода
Современная Долгоруковская улица, идущая от Садового кольца на север к Дмитровскому шоссе, в старину называлась Новослободской, по бывшей здесь когда-то Новой Дмитровской слободе, образовавшейся неподалеку от старой Дмитровской слободы (последняя находилась в пределах Земляного города). Она была выселком из нее и в обиходной речи часто именовалась просто Новой слободой. На своей главной улице слобожане выстроили церковь Николы Чудотворца, первое упоминание которой относится еще к XVI в., когда она была деревянной. Это обстоятельство заставляет предположить, что здесь были поселены жители удельного Дмитрова, оказавшиеся в Москве в результате «перебора» двора у дмитровских удельных князей. Слобода существовала здесь вплоть до первой половины XVIII в., когда к этому времени оказалась в пределах Камер-Коллежского вала, определившего новую границу Москвы. К этому времени Никольский храм был перестроен в камне. Его строительство затянулось на много лет — его начали в 1672 г., а закончили лишь к 1712 г. Церковь примечательна тем, что именно ее изобразил на своей картине «Боярыня Морозова» в.И. Суриков, живший неподалеку от нее. О названии слободы ныне напоминают лишь Новослободская улица— часть Камер-Коллежского вала, и одноименная станция метро.
Сущево
По соседству расположились Сущёвские улица, вал и переулок, напоминающие о существовании здесь села Сущево, которое впервые упоминается в 1433 г. в духовной грамоте князя Юрия Дмитриевича Галицкого: «а из московских сел даю сыну своему Дмитрею… селце, что у города, Сущевьское…». Но Дмитрий Юрьевич Шемяка недолго владел этим селом. После его поражения в феодальной войне второй четверти XV в. все его владения были конфискованы великим князем, и в следующий раз Сущево упоминается в завещании 1461 г. Василия Темного, отдавшего его своему сыну Андрею: «А сына своего Ондрея благословляю, даю ему… у Москвы село Сущевское и з дворы з городскими, что к нему потягли». Центром села являлась деревянная церковь Казанской иконы Божьей матери, документально известная с 1625 г. По некоторым данным, в XVI в. ранее здесь стоял храм Иоанна Предтечи, сгоревший в Смутное время. Новую церковь выстроили в 70 саженях от старого места, уже во имя Николы Чудотворца. В 1682—1685 гг. «тщанием приходских людей» она была перестроена в камне и получила посвящение во имя Казанской иконы Божьей матери. Храм был выстроен с употреблением части могильных плит с погоста древней церкви. В 1930-е годы он был уничтожен.
Новая Сущевская слобода
Несмотря на то что владения села простирались на довольно значительное расстояние между Дмитровской и Троицкой дорогами, население Сущева было очень невелико: по данным 1632 г. здесь насчитывался всего 21 двор. В этот период старое село фактически уже вошло в состав города и превратилось в Сущевскую слободу. Это обстоятельство привело к довольно быстрому увеличению поселения, и из Сущевской слободы в конце XVII в. выделяется Новая Сущевская слобода. Ее приходским храмом была церковь Тихвинской иконы Божьей матери, выстроенная купцом Иваном Федоровичем Викторовым в 1694 г. Это позволяет довольно точно локализовать ее место по современным Тихвинской улице и переулку.
Новые Воротники
Нововоротниковский переулок напоминает о Новых Воротниках — слободе воротников, охранявших многочисленные московские ворота. В первопрестольной были известны две слободы воротников, более древняя из которых находилась у стены Белого города, близ Тверской улицы. В литературе обычно считается, что эти слободы существовали разновременно — за счет того, что с ростом города участки близ центра постепенно захватывались разного рода обывателями, а слобожане вытеснялись на окраины.
Но возможно предположить и то, что обе эти слободы существовали одновременно. Для этого следует обратиться к анализу внешнеполитической обстановки середины XVII в. На землях села Сущева воротники появляются в 1658 г. В этот период успехи русского оружия в войне с Польшей сменяются неудачами и московское правительство вынуждено было задуматься укреплением обороны столицы. Очевидно, именно с этой целью и было проведено переселение части воротников ближе к укреплениям Земляного города. На новом месте они. к 1672 г. образовали слободу и выстроили Троицкую церковь с приделом святого Пимена. Тот факт, что здесь до сих пор известен Пименовский тупик, а до 1929 г. Краснопролетарская улица именовалась Пименовской, позволяет довольно точно очертить границы этого поселения.
По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».
История районов Центрального округа Москвы
Районы ЦАО: Арбат, Басманный, Замоскворечье, Красносельский, Мещанский, Пресненский, Таганский, Тверской, Хамовники и Якиманка.