Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.
Постановление Правительства Москвы
№ 76-ПП от 10 февраля 2009 года
О третьем этапе Московской программы «Молодой семье — доступное жилье» на 2009—2011 гг. и заданиях до 2015 г.
В целях дальнейшей реализации в городе Москве задач, постав- ленных в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", Среднесрочной жилищной прог- раммы "Москвичам - доступное жилье" на период 2007-2009 гг. и за- даний на 2010 год, утвержденных постановлением Правительства Моск- вы от 23 января 2007 г. N 24-ПП, в соответствии с Концепцией формирования в городе Москве сети бездотационных домов для предос- тавления жилых помещений гражданам по договорам найма, утвержден- ной постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 708-ПП, а также городской целевой программой "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2007 г. N 778-ПП, и постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N 994-ПП "О втором этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2006-2008 гг." Пра- вительство Москвы постановляет: 1. Утвердить третий этап Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2011 гг. и задания до 2015 г. (далее - Программа) согласно приложению 1. 2. Установить, что: 2.1. Действие третьего этапа Программы, включая предусмотрен- ные в целях его выполнения объемы и механизмы использования жилой площади, а также весь комплекс мер поддержки молодых семей при приобретении ими жилого помещения с помощью города Москвы, расп- ространяется на следующие категории семей граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.: - ожидающие рождение ребенка (при представлении справки о бе- ременности сроком не менее 28 недель); - усыновившие (удочерившие) несовершеннолетнего ребенка; - имеющие ребенка в возрасте до пяти лет (включительно); - имеющие трех и более несовершеннолетних детей или ребенка- инвалида. 2.2. Предоставление жилых помещений молодым семьям из числа граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в содейс- твии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городс- ких жилищных программ, производится в порядке и на условиях, уста- новленных правовыми актами города Москвы, и с учетом количества молодых семей, признанных до 1 марта 2005 г. нуждающимися в улуч- шении жилищных условий и подавших заявление на участие в Програм- ме. 2.3. Обеспечение жильем участников Программы осуществляется в пределах ресурсов жилой площади, предусматриваемых на эти цели программой обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на соответствующий год. 2.4. Право приобретения жилого помещения в рамках Программы предоставляется участникам Программы только один раз. 2.5. При приобретении (строительстве) жилых помещений участ- никами Программы может быть использован материнский (семейный) ка- питал в порядке, установленном постановлением Правительства Рос- сийской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О правилах направ- ления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий". 2.6. Действие настоящего постановления в части определения размера льгот при списании части задолженности за приобретаемое в рамках Программы жилое помещение или при расчете его выкупной сто- имости распространяется на договоры купли-продажи жилых помещений, подлежащие заключению на основании правовых актов органов исполни- тельной власти города Москвы, принятых с 1 января 2009 г. 2.7. Выбор управляющих организаций в домах, заселяемых в рам- ках третьего этапа Программы, осуществляется в установленном зако- нодательством порядке. 2.8. В целях организации бытового и культурно-досугового обс- луживания молодых семей при проведении в установленном порядке конкурсов на право заключения договоров аренды нежилых помещений, относящихся к собственности города Москвы и расположенных в домах, возводимых в рамках третьего этапа Программы, целевое назначение помещений определяется с учетом предложений молодых семей. 2.9. Нежилые помещения в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы оформляются в имущественную казну города Москвы в установленном порядке. 3. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющему Комплекс социальной сферы города Москвы обеспечить ежегодное формирование перечня учреждений для организации работы с населением по месту жительства по согласованию с территориальными органами власти города Москвы и представление его в Департамент имущества города Москвы для оформления нежилых помещений в пользо- вание в установленном порядке. 4. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы: 4.1. Ежегодно при разработке предложений в программу обеспе- чения жителей города Москвы жилыми помещениями уточнять объемы площади жилых помещений, направляемых на выполнение настоящей Программы, с учетом количества поданных заявлений молодых семей на участие в Программе и в рамках предельных объемов, устанавливаемых Среднесрочной программой жилищного строительства в городе Москве. 4.2. Выступить в качестве государственного заказчика и голов- ного исполнителя - координатора Программы. 4.3. Обеспечить приоритетное рассмотрение заявлений молодых семей о предоставлении им в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. 4.4. Выступить в качестве уполномоченной организации от лица города Москвы и подписывать с уполномоченными органами исполни- тельной власти Российской Федерации договоры, соглашения и другие документы для реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российс- кой Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675. 4.5. В течение трех месяцев после вступления в силу настояще- го постановления внести на рассмотрение Правительства Москвы про- ект правового акта, предусматривающий внесение изменений в распо- ряжение Правительства Москвы от 18 августа 2003 г. N 1467-РП "Об организации управления жилищным фондом города Москвы в рамках Мос- ковской программы "Молодой семье - доступное жилье"" и постановле- ние Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" в части уточнения возложенных на Государственное унитарное предприя- тие города Москвы "Московской городской Центр арендного жилья" функций на период реализации третьего этапа Московской программы "Молодой семье - доступное жилье". 4.6. Совместно с Департаментом экономической политики и раз- вития города Москвы до 1 мая 2009 г. внести в Правительство Москвы предложения о порядке оказания участнику городских жилищных прог- рамм поддержки из бюджета города Москвы при погашении части задол- женности по ипотечному кредиту, полученному для приобретения жило- го помещения из жилищного фонда города Москвы, при рождении (усы- новлении) ребенка. 4.7. Подготовить в первом полугодии 2009 г. проект правового акта города Москвы, предусматривающего выделение земельных участ- ков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, собственность на которые в пределах административных границ города Москвы не разграничена и которые могут быть исполь- зованы для жилищного строительства, исключительно для строительст- ва жилья в рамках городского заказа и представить его Мэру Москвы для внесения в Московскую городскую Думу в установленном порядке. 5. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющему Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы совместно с Департаментом городского заказа капи- тального строительства города Москвы обеспечить строительство жилья на территории города Москвы для решения общегородских соци- альных задач, в том числе для выполнения Программы, в объемах, ус- тановленных прогнозом социально-экономического развития города Москвы до 2012 года, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 640-ПП. 6. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющему Комплекс социальной сферы города Москвы, совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы обеспечить взаимодействие с уполномоченными органами власти Мос- ковской области по вопросу обеспечения на уровне, установленном в городе Москве, социальной поддержки жителей города Москвы, которым предоставлялась такая поддержка в установленном порядке по месту жительства в городе Москве, и получающих жилье на территории Мос- ковской области в рамках программы обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями, в том числе сохраняющих регистрацию по месту жительства в городе Москве. 7. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющему Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы: 7.1. Обеспечить при разработке градостроительных планов раз- вития территорий города Москвы соблюдение установленных нормативов по обеспечению жилых домов объектами социальной и транспортной инфраструктуры, а также доступность таких объектов инфраструктуры для граждан с ограниченными физическими возможностями. 7.2. Обеспечить взаимодействие с уполномоченными органами власти Московской области по реализации указанных мер (п.7.1) при строительстве домов по городскому заказу на территории Московской области. 8. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы, Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, Комитету по телекоммуни- кациям и средствам массовой информации города Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, префектурам ад- министративных округов города Москвы осуществлять информирование молодежи Москвы о механизмах поддержки молодых семей в жилищной сфере, предоставляемых Программой, а также иных способах улучшения жилищных условий. 9. Создать Рабочую группу по реализации Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" при Департаменте жилищной поли- тики и жилищного фонда города Москвы (далее - Рабочая группа) для решения организационных, хозяйственных, социально-бытовых и иных вопросов, а также разрешения проблемных ситуаций, возникающих в рамках реализации Программы. 10. Утвердить Положение о Рабочей группе (приложение 2). 11. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющему Комплекс социальной сферы города Москвы в I кварта- ле 2009 г. утвердить состав Рабочей группы (п.9). 12. Внести изменения: 12.1. В постановление Правительства Москвы от 6 июля 2004 г. N 461-ПП "О Порядке списания части долга участникам Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2003-2005 годы за предоставленное по договору купли-продажи с рассрочкой платежа жи- лое помещение при рождении в их семьях детей" (в редакции поста- новлений Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N 994-ПП, от 14 марта 2006 г. N 171-ПП, от 2 мая 2006 г. N 306-ПП): 12.1.1. В пункте 1.1 приложения к постановлению исключить слова "постановлений Правительства Москвы от 1 октября 2002 года N 805-ПП и от 13 декабря 2005 года N 994-ПП, утвердивших первый и второй этапы". 12.1.2. Второй дефис пункта 2.1 приложения к постановлению дополнить словами ", и при соблюдении условия включения указанного количества детей в договор в качестве членов семьи.". 12.1.3. Приложение к постановлению дополнить пунктом 2.6 в следующей редакции: "2.6. Для договоров купли-продажи жилых помещений, подлежащих заключению на основании правовых актов органов исполнительной власти города Москвы, принятых с 1 января 2009 г., размер льгот при списании части задолженности за приобретаемое в рамках Прог- раммы жилое помещение или при расчете его выкупной стоимости опре- деляется следующим образом: 2.6.1. Размер долга, подлежащий списанию, при рождении (усы- новлении) в семье ребенка равен стоимости по договору 30% площади жилого помещения, но не может превышать остатка невыплаченной сто- имости жилого помещения. 2.6.2. Семье, имеющей до подписания сторонами договора куп- ли-продажи трех и более детей, производится единовременное списа- ние в размере стоимости по договору 30% площади жилого помещения. 2.6.3. Семья, имеющая до подписания сторонами договора куп- ли-продажи с рассрочкой платежа трех и более детей и воспользовав- шаяся льготой по списанию 30% площади жилого помещения, вправе воспользоваться также льготой по списанию при рождении (усыновле- нии) ребенка в данной семье в период действия договора в установ-
ленном порядке.". 12.1.4. В пункте 3.3 приложения к постановлению слова "п.2.3" заменить словами "п.2". 12.2. В постановление Правительства Москвы от 23 января 2007 г. N 24-ПП "О Среднесрочной жилищной программе "Москвичам - доступное жилье" на период 2007-2009 гг. и задании на 2010 год" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 1 апреля 2008 г. N 248-ПП и от 26 августа 2008 г. N 774-ПП): 12.2.1. Дополнить пункт 1 раздела 5 части V приложения к пос- тановлению абзацем в следующей редакции: "Для договоров купли-продажи жилых помещений, подлежащих зак- лючению на основании правовых актов органов исполнительной власти города Москвы, принятых с 1 января 2009 г., установить льготу, связанную с определением выкупной стоимости жилого помещения при подписании договора купли-продажи за вычетом 30% из площади жилого помещения, для семей, принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 г. и имеющих трех и более несовершеннолетних детей.". 12.2.2. Дополнить пункт 2 раздела 5 части V приложения к пос- тановлению абзацем в следующей редакции: "Для договоров купли-продажи жилых помещений, подлежащих зак- лючению на основании правовых актов органов исполнительной власти города Москвы, принятых с 1 января 2009 г., льгота в виде списания части задолженности при рождении (усыновлении) в семье ребенка в период действия договора составляет 30% стоимости площади жилого помещения, но не может превышать остатка невыплаченной стоимости жилого помещения.". 12.3. В постановление Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 607-ПП "Об организации продажи с рассрочкой платежа жилых поме- щений, находящихся в собственности города Москвы": 12.3.1. В дефисе втором пункта 3 постановления слова "до 10 лет" заменить словами "до 15 лет". 12.3.2. В пункте 8 приложения к постановлению слова "до 10 лет" заменить словами "до 15 лет". 13. Признать утратившими силу: 13.1. Постановление Правительства Москвы от 12 февраля 2002 г. N 118-ПП "О первоочередных мерах по обеспечению прав молодых семей на жилище". 13.2. Распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Прави- тельстве Москвы от 5 февраля 2003 г. N 55-РЗМ "О создании рабочей группы по реализации Московской программы "Молодой семье - доступ- ное жилье". 13.3. Распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Прави- тельстве Москвы от 6 сентября 2006 г. N 184-РЗМ "О внесении изме- нений и дополнений в распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 5 февраля 2003 г. N 55-РЗМ". 13.4. Распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Прави- тельстве Москвы от 7 ноября 2007 г. N 157-РЗМ "О внесении измене- ний и дополнений в распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 5 февраля 2003 г. N 55-РЗМ". 14. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г. 15. Настоящее постановление подлежит опубликованию в установ- ленном порядке. 16. Контроль за выполнением настоящего постановления возло- жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 10 февраля 2009 г. N 76-ПП ТРЕТИЙ ЭТАП МОСКОВСКОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2009-2011 ГГ. И ЗАДАНИЯ ДО 2015 Г. Оглавление Стр. ЧАСТЬ I. ПАСПОРТ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА МОСКОВСКОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2009-2011 ГГ. И ЗАДАНИЯ ДО 2015 Г. ..3 ЧАСТЬ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ....................................9 ЧАСТЬ III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА ПРОГРАММЫ..........12 Раздел 1. Цель и задачи третьего этапа Программы...............12 Раздел 2. Улучшение жилищных условий молодых семей с использо- ванием жилищного фонда города Москвы и бюджетных средств......13 Подраздел 1. Общие положения...................................13 Подраздел 2. Улучшение жилищных условий молодых семей путем найма жилых помещений в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы..................................................16 1. Условия найма жилых помещений в бездотационных домах у города для участников первой группы, со снятием с учета нуж- дающихся.......................................................17 2. Условия найма жилых помещений у города для участников первой группы, приобретающих жилье с использованием средств бюджета города Москвы (без снятия с учета нуждающихся).......17 3. Условия найма жилых помещений у города для участников второй группы..................................................18 4. Условия найма жилых помещений у города для участников третьей группы.................................................20 Подраздел 3. Улучшение жилищных условий молодых семей путем приобретения жилья из жилищного фонда города Москвы............21 1. Условия купли-продажи жилых помещений с рассрочкой пла- тежа для молодых семей первой группы...........................21 2. Условия купли-продажи жилых помещений с использованием ипотечных кредитов для молодых семей первой группы.............23 ЧАСТЬ IV. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.........24 ЧАСТЬ V. ЗАДАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДО 2015 Г. ............25 Часть I. Паспорт третьего этапа Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2011 гг. и задания до 2015 г. 1. Наименование Третий этап Московской программы "Молодой программы семье - доступное жилье" на 2009-2011 гг. и задания до 2015 г. (далее - Программа) 2. Основания для - задачи приоритетного национального проекта разработки "Доступное и комфортное жилье - гражданам Рос- сии"; - постановление Правительства Москвы от 13 де- кабря 2005 г. N 994-ПП "О втором этапе Мос- ковской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2006-2008 гг.". 3. Государственный Департамент жилищной политики и жилищного фон- заказчик Программы да города Москвы 4. Руководитель Сапрыкин Петр Васильевич - руководитель Депар- Программы тамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы 5. Разработчики Департамент жилищной политики и жилищного фон- Программы да города Москвы, Департамент семейной и моло- дежной политики города Москвы 6. Исполнители Департамент жилищной политики и жилищного фон- Программы да города Москвы, Департамент семейной и моло- дежной политики города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Моск- вы, Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, префектуры адми- нистративных округов города Москвы 7. Сроки выполнения 2009-2011 гг. и задания до 2015 года Программы 8. Цели Программы - реализация в городе Москве приоритетного на- ционального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"; - развитие системы государственной поддержки городом Москвой молодых семей в решении жилищ- ной проблемы и создание условий для улучшения демографической ситуации; - завершение обеспечения жилыми помещениями всех молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. и подавших заявление на участие в Программе; - повышение социального эффекта от реализации Программы путем вовлечения в нее молодых семей из числа граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в содействии города Моск- вы в приобретении жилых помещений в рамках го- родских жилищных программ. 9. Задачи Программы - совершенствование форм и механизмов обеспе- чения жильем молодых семей, предусмотренных вторым этапом Программы и Среднесрочной жилищ- ной программой "Москвичам - доступное жилье"; - внедрение системы долгосрочного найма жилых помещений молодыми семьями в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы; - предоставление жилой площади и социальных выплат участникам Программы в соответствии с программой обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на соответствующий год; - информирование населения города Москвы о возможностях участия молодых семей в Програм- ме. 10. Основные поня- тия и определения, используемые в Программе: Молодая семья В рамках данной Программы молодой семьей счи- тать семью с детьми, в которой оба супруга (в случае неполной семьи - мать или отец) не старше 35 лет (включительно), а также семью без детей, в которой оба супруга не старше 35 лет (включительно) и состоят в зарегистриро- ванном браке не менее одного года. Все члены молодой семьи должны быть гражданами Российс- кой Федерации и хотя бы один из супругов дол- жен постоянно проживать в городе Москве. Заявитель Молодые семьи, согласные с условиями Програм- мы, подавшие заявление и признанные в установ- ленном порядке соответствующими условиям учас- тия в Программе. Семья молодого В рамках данной Программы семьей молодого спе- специалиста циалиста считать семью (в том числе неполную) граждан Российской Федерации, постоянно прожи- вающих в городе Москве, в которой хотя бы один из супругов (молодой специалист) не старше 35 лет (включительно) и: - работает в бюджетной организации системы Комплекса социальной сферы города Москвы; - является сотрудником государственных орга- нов города Москвы, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы (далее - го-
сударственных органов города Москвы), и окончил высшее учебное заведение. Участник 1. Заявитель, заключивший соответствующий до- говор на условиях Программы, независимо от возраста, которого достигли супруги (в случае неполной семьи - мать или отец) на момент зак- лючения договора. 2. Семья молодого специалиста, заключившая со- ответствующий договор на условиях Программы, по представлению бюджетной организации системы Комплекса социальной сферы города Москвы либо государственных органов города Москвы. 3. Семья молодого преподавателя, талантливого ученого или аспиранта государственного вуза города Москвы, заключившая соответствующий до- говор на условиях Программы, по представлению Совета ректоров вузов Москвы и Московской об- ласти. Группы заявителей Первая группа - граждане, подпадающие под оп- Программы ределение "молодая семья": 1. Признанные нуждающимися в улучшении жилищ- ных условий в установленном порядке по месту жительства до 1 марта 2005 г. 2. Признанные нуждающимися в содействии горо- да Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Вторая группа - семьи молодых специалистов, занимающие независимо от формы собственности жилые помещения размером менее нормы предос- тавления, установленной законодательством го- рода Москвы, при условии соблюдения норм зако- нодательства города Москвы в части действий граждан, приведших к ухудшению жилищных усло- вий. Третья группа - граждане, подпадающие под оп- ределение "молодая семья" и занимающие незави- симо от формы собственности жилые помещения размером менее нормы предоставления, установ- ленной законодательством города Москвы, при условии соблюдения норм законодательства горо- да Москвы в части действий граждан, приведших к ухудшению жилищных условий: - по представлению Совета ректоров вузов Москвы и Московской области - семьи молодых (до 35 лет включительно) преподавателей, талантливых ученых и аспирантов государс- твенных вузов города Москвы - соответствующие требованиям, установленным правовыми актами Правительства Москвы. 11. Объемы и ис- 1. Объемы жилой площади, направляемой на вы- точники финансиро- полнение Программы, устанавливаются ежегодно вания при утверждении Правительством Москвы програм- мы обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями. Предельными объемами площади жи- лых помещений для выполнения Программы счи- тать: - в 2009 г. - 280 тыс.кв.м; - в 2010 г. - 320 тыс.кв.м; - в 2011 г. - 340 тыс.кв.м; - 2012-2015 гг. - не менее 1 170 тыс.кв.м, в том числе не менее 80 тыс.кв.м в рамках кооперативного жилищного строительства. Итого в 2009-2015 гг.: не менее 2 110 тыс.кв.м. 2. Финансирование строительства жилья, направ- ляемого на реализацию Программы, осуществляет- ся в рамках реализации Адресной инвестиционной программы города Москвы на соответствующий год. 3. Предоставление социальных выплат участникам Программы осуществляется в рамках ассигнова- ний, предусмотренных Законом о бюджете города Москвы на соответствующий год и правовых актов Российской Федерации. 4. Объемы финансирования, направляемые Депар- таменту семейной и молодежной политики города Москвы из бюджета города Москвы на информаци- онную поддержку Программы: - в 2009 г. - 10 млн. рублей; - в 2010 г. - 10,5 млн. рублей; - в 2011 г. - 11 млн. рублей; - 2012-2015 гг. - 49 млн. рублей. Итого в 2009-2015 гг.: 80,5 млн. рублей. 12. Ожидаемые ре- Количество молодых семей, улучшивших жилищные зультаты реализа- условия в рамках Программы: ции Программы - в 2009 г. - до 5,1 тыс. семей; - в 2010 г. - до 5,8 тыс. семей; - в 2011 г. - до 6,2 тыс. семей; - в 2012-2015 гг. - не менее 21 тыс. семей, в том числе не менее 1,4 тыс. семей в рамках ко- оперативного жилищного строительства. Итого в 2009-2015 гг.: не менее 38 тыс. семей. 13. Контроль за Департамент жилищной политики и жилищного фон- выполнением Прог- да города Москвы осуществляет контроль за вы- раммы полнением Программы по отчетам, представленным исполнителями Часть II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Итоги реализации второго этапа Программы За период, прошедший с начала второго этапа Программы, ут- вержденного постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N 994-ПП "О втором этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2006-2008 гг." была в целом подтверж- дена эффективность предлагаемых молодым семьям в рамках Программы способов улучшения жилищных условий. Кроме того, были выявлены и некоторые недостатки реализуемых механизмов, которые учтены при разработке третьего этапа Программы. Молодым семьям в 2006-2008 гг. было предоставлено 10 699 квартир площадью 705,9 тыс.кв.м (табл.1). Таблица 1 ----------------------T--------T--------T---------T--------------¬ ¦ ¦2006 год¦2007 год¦2008 год*¦ Итого в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2006-2008 гг.¦ +---------------------+--------+--------+---------+--------------+ ¦Направлено на ¦ 225,0 ¦ 200,9 ¦ 280,0 ¦ 705,9 ¦ ¦Программу, тыс.кв.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+--------+--------+---------+--------------+ ¦Всего квартир ¦ 3261 ¦ 2963 ¦ 4475 ¦ 10699 ¦ +---------------------+--------+--------+---------+--------------+ ¦В т.ч. по договорам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+--------+--------+---------+--------------+ ¦- найма ¦ 0 ¦ 0 ¦ 1436 ¦ 1436 ¦ +---------------------+--------+--------+---------+--------------+ ¦- купли-продажи ¦ 3261 ¦ 2729 ¦ 2746 ¦ 8736 ¦ +---------------------+--------+--------+---------+--------------+ ¦- найма (для молодых ¦ 0 ¦ 234 ¦ 293 ¦ 527 ¦ ¦ специалистов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ученых) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------------------+--------+--------+---------+--------------- * с учетом предоставления в 2009 году площади, приобретаемой го- родом за счет средств бюджета города Москвы. Семьям молодых специалистов бюджетных организаций системы Комплекса социальной сферы города Москвы, в т.ч. работникам систе- мы социальной защиты населения, систем образования и здравоохране- ния города Москвы, семьям молодых преподавателей, талантливых уче- ных и аспирантов государственных вузов города Москвы в рамках Программы была предоставлена возможность проживания в квартирах по договорам найма. В рамках второго этапа Программы на эти цели из жилищного фонда города Москвы выделено 527 квартир. В жилищном фонде коммерческого использования проживают на ус- ловиях договора найма более 600 молодых семей, продолжающих накоп- ление собственных средств, которые будут использованы на третьем этапе Программы для приобретения жилья на рынке. При этом освобож- дающиеся жилые помещения будут предоставлены городом другим моло- дым семьям, участвующим в Программе. Вместе с тем, в связи со значительным ростом цен на рынке жилья произошло снижение заинтересованности молодых семей в учас- тии в накопительных жилищных системах. Это проявилось в просьбах молодых семей, проживающих на условиях договоров найма в домах коммерческого использования, перевести их на схему приобретения жилья по льготной стоимости из жилищного фонда города Москвы. Для приобретения молодыми семьями жилья с использованием ме- ханизма купли-продажи с рассрочкой платежа в 2006-2008 гг. нап- равлено 8 736 квартир. В 2006-2008 гг. (по состоянию на 15 ноября 2008 г.) 1 157 мо- лодым семьям, приобретающим жилье по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, при рождении детей была оказана дополнительная государственная социальная помощь в виде списания части долга за приобретенную квартиру. Объем списания составил 249,6 млн. рублей Всего в молодых семьях, обеспеченных в рамках Программы жильем, проживают и воспитываются около 6,7 тыс. детей. Вместе с тем, молодые семьи в рамках Программы отказывались от приобретения жилья с использованием механизма "социальной ипо- теки". Это обусловлено отсутствием порядка предоставления социаль- ных выплат на компенсацию части выкупной цены за приобретаемую квартиру в случае рождения (усыновления) ребенка. Всего в рамках жилищных программ города Москвы (обеспечение жильем очередников по договорам социального найма, переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда, "Социальная ипотека" и др.) в период действия второго этапа Программы обеспечена жильем 10 681 молодая семья. Вместе с тем, в настоящее время на жилищном учете в городе Москве состоит около 34 тыс. молодых семей, удовлетворяющих усло- виям участия в Программе. Из них около 3 тыс. семей подали заявле- ние на участие в Программе. В процессе реализации второго этапа Программы не получило развитие строительство жилья молодыми семьями, в т.ч. не состоящи- ми на жилищном учете в городе Москве, в составе молодежных жилищ- но-строительных кооперативов. Это вызвано изменениями в федераль- ном законодательстве, определяющими возможность предоставления зе- мельных участков для целей жилищного строительства только на кон- курсной основе. В рамках проводимой работы по информированию граждан по воп- росам участия в Программе за период работы Консультационного пунк- та по программе "Молодой семье - доступное жилье" с 2006 г. по 17 ноября 2008 г. получили консультации 12 135 молодых семей. Вместе с тем, учитывая значительный объем поступающих обраще- ний молодых семей по вопросам участия в Программе, можно отметить недостаточную осведомленность молодых семей о предлагаемых Прог- раммой реальных механизмах улучшения жилищных условий, о целевой аудитории Программы. В рамках второго этапа Программы была продолжена практика привлечения в установленном порядке ГУП города Москвы "Московский городской Центр арендного жилья" к управлению, содержанию и техни- ческому обслуживанию многоквартирных домов, построенных в рамках Программы и заселенных молодыми семьями - участниками Программы. В целях создания наиболее благоприятной и комфортной среды для молодых семей с детьми в рамках мероприятий Года ребенка была проведена инвентаризация детских площадок и дворовых территорий всех домов, построенных по программе "Молодой семье - доступное жильe" и находящихся в управлении ГУП города Москвы "Московский городской Центр арендного жилья". Среди жителей указанных домов
был проведен опрос в части благоустройства придомовых территорий. На основании полученных данных по каждому дому составлены перечни предложений по установке новых детских площадок, отвечающих инте- ресам разных возрастных групп детей, замене старых конструкций на новые, установке спортивных комплексов и коробок для игры в фут- бол, хоккей, волейбол и т.д., расположение которых согласовано с домовыми комитетами и инициативными группами молодых семей. Выполнение указанных работ осуществлено без привлечения средств бюджета города Москвы. В хозяйственном ведении ГУП "Московский городской Центр арендного жилья" находятся нежилые помещения общей площадью 16 392,7 кв.м, расположенные в вышеуказанных домах и переданные Центру в целях создания и развития социально-бытовой инфраструкту- ры для молодых семей, а также организации досуга и образовательной работы с детьми и подростками. С учетом изложенного, можно признать положительным опыт ГУП города Москвы "Московский городской Центр арендного жилья" по уп- равлению, содержанию и техническому обслуживанию многоквартирных домов, построенных в рамках Программы и заселенных молодыми семь- ями - участниками Программы. Часть III. Основные положения третьего этапа Программы Раздел 1. Цели и задачи третьего этапа Программы Цели третьего этапа Программы заключаются в следующем: 1. Реализация задач, поставленных в рамках приоритетного на- ционального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам Рос- сии". 2. Завершение обеспечения жилыми помещениями к концу 2013 г. всех молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в городе Москве до 1 марта 2005 г. и подавших заявление на участие в Программе. 3. Развитие системы поддержки городом Москвой молодых семей в решении жилищной проблемы, в т.ч.: 3.1. Путем погашения части задолженности по ипотечному креди- ту, полученному для приобретения жилого помещения из жилищного фонда города Москвы, при рождении (усыновлении) ребенка. 3.2. Развитие системы найма жилых помещений на основании Кон- цепции формирования в городе Москве сети бездотационных домов для предоставления жилых помещений гражданам по договорам найма. 3.3. Внедрение мер дополнительной поддержки в жилищной сфере молодых семей, в составе которых имеются инвалиды. 3.4. Расширение состава участников Программы. 4. Создание условий для улучшения демографической ситуации. 5. Повышение социального эффекта от реализации Программы пу- тем привлечения различных групп молодых семей к участию в Програм- ме. 6. Оказание поддержки в жилищной сфере семьям молодых специа- листов бюджетных организаций системы Комплекса социальной сферы города Москвы, государственных органов города Москвы. 7. Повышение уровня информированности молодых москвичей о Программе и положениях приоритетного национального проекта "Дос- тупное и комфортное жилье - гражданам России". Цели достигаются решением следующих основных задач: 1. Развитие способов бюджетной, внебюджетной и организацион- ной поддержки городом молодых семей при решении ими жилищной проб- лемы с учетом норм федерального законодательства и законодательст- ва города Москвы, степени нуждаемости в улучшении жилищных условий и срока нахождения на соответствующем учете, уровня материального достатка, наличия и количества детей, работы в бюджетных организа- циях города и других факторов. 2. Направление для реализации Программы необходимых объемов жилой площади и финансовых ресурсов. 3. Предоставление возможности участия в Программе гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в содействии горо- да Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищ- ных программ. 4. Осуществление мероприятий по информированию молодых семей о возможных способах улучшения жилищных условий в рамках Программы и о положениях приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Раздел 2. Улучшение жилищных условий молодых семей с использованием жилищного фонда города Москвы и бюджетных средств Подраздел 1. Общие положения 1. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы могут предоставляться в рамках Программы на льготных условиях заявите- лям: - входящим в первую, вторую и третью группы, с целью получе- ния права пользования жилыми помещениями путем заключения договора найма; - входящим в первую группу, с целью приобретения жилья в собственность путем заключения договора купли-продажи жилого поме- щения, в том числе с рассрочкой платежа или с использованием ипо- течного жилищного кредитования. 2. Участникам Программы может быть предоставлена в установ- ленном порядке компенсация по возмещению расходов, связанных с оп- латой найма (поднайма) жилого помещения. Размер компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения, определяется в соответствии с постановлением Правитель- ства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1008-ПП "О предоставлении граж- данам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, ком- пенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (под- найма) жилого помещения" с применением повышающего коэффициента 1,95 для участников Программы первой группы, имеющих в своем сос- таве инвалидов или двух и более несовершеннолетних детей. 3. Выкупная стоимость жилого помещения, предоставляемого участнику Программы по договору купли-продажи из жилищного фонда города Москвы определяется в соответствии с правовыми актами горо- да Москвы. 4. Обеспечение по договору найма семей молодых специалистов бюджетных организаций системы Комплекса социальной сферы города Москвы, а также государственных органов города Москвы - заявителей второй группы осуществляется на основе заявок бюджетных организа- ций системы Комплекса социальной сферы города Москвы, а также го- сударственных органов города Москвы. Бюджетные организации системы Комплекса социальной сферы города Москвы представляют соответству- ющие заявки в структурные подразделения Комплекса социальной сферы города Москвы, в ведомственном подчинении которых они находятся. 5. Из числа заявителей первой группы для каждого из способов использования жилищного фонда, выделяемого городом по Программе, формируется очередность на право заключения соответствующего дого- вора, которая определяется ежегодно по состоянию на 1 января в со- ответствии со следующими приоритетами: 5.1. Дата постановки на учет. 5.2. Количество детей в молодой семье или наличие в молодой семье ребенка-инвалида. 5.3. Наличие жилищных льгот или возможность решения жилищных вопросов граждан, проживающих совместно с молодой семьей, со сня- тием их с учета нуждающихся. 5.4. Количество квадратных метров занимаемой общей площади, приходящейся в молодой семье на одного человека. 5.5. Тип квартиры: коммунальное заселение, общежитие, гости- ничного типа, отдельная. 6. На основании программы обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на соответствующий год и установленной очеред- ности молодых семей (п.5) формируются годовые планы заключения со- ответствующих договоров. Указанные планы подлежат корректировке по итогам года на основании фактических объемов жилой площади, посту- пившей для реализации в рамках Программы. 7. Преимущественным правом на заключение договора в рамках Программы обладают заявители при рождении в семье (усыновлении) двойни, тройни и т.д. либо наличии в семье трех и более детей. 8. При рождении в семье участника двойни, тройни или более детей или ребенка-инвалида осуществляется полное списание остатка задолженности за приобретенное жилое помещение у города Москвы в рамках программы "Молодой семье - доступное жилье" при условии соблюдения участником установленного договором графика платежей. 9. При определении размеров жилых помещений, предоставляемых в рамках Программы, может быть учтена справка о беременности сро- ком не менее двадцати восьми недель. 10. Для участия в Программе молодые семьи в установленном по- рядке подают заявление установленного образца: 10.1. В территориальные подразделения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административных окру- гах по месту жительства - молодые семьи первой группы. 10.2. По месту работы (учебы) - молодые семьи второй и треть- ей групп. 11. Проверка соответствия заявлений критериям участия в Прог- рамме и признание молодых семей заявителями возлагается на Депар- тамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. 12. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы ведет учет граждан - заявителей и участников Программы с использованием Реестра участников городских жилищных программ. 13. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обеспечивает свободный доступ к информации о количестве за- явителей, а также о молодых семьях, включенных в планы заключения соответствующих договоров на текущий год по административным окру- гам. 14. Молодые семьи, подавшие заявление на участие в Московской программе "Молодой семье - доступное жилье", в рамках соответству- ющих групп могут воспользоваться предлагаемыми на третьем этапе Программы вариантами улучшения жилищных условий и установленными настоящим постановлением льготами. 15. Предоставление жилья в рамках Программы осуществляется с учетом выделения на каждого члена молодой семьи не более одной комнаты. 16. Выкуп или передача в поднаем жилого помещения, предостав- ленного в рамках Программы по договору найма, не допускается. 17. В случае невнесения участником Программы платы за наем жилого помещения, содержание и ремонт жилого помещения, а также за предоставленные коммунальные услуги в течение более шести месяцев, при несоблюдении иных условий договоров найма или купли-продажи с рассрочкой платежа, а также в иных случаях, установленных феде- ральным законодательством и правовыми актами города Москвы, дого- воры найма или купли-продажи с рассрочкой платежа подлежат растор- жению в установленном порядке, а соответствующие молодые семьи те- ряют право на приобретение жилых помещений на возмездной основе в рамках Московской программы "Молодой семье - доступное жилье". 18. Ставка платы за наем 1 кв.м жилого помещения в бездотаци- онных домах жилищного фонда города Москвы для участников Программы ежегодно утверждается нормативным документом Правительства Москвы. Подраздел 2. Улучшение жилищных условий молодых семей путем найма жилых помещений в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы Право найма жилых помещений в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы имеют участники Программы первой, второй и третьей групп. В течение срока действия договора найма жилых помещений в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы участник вносит ежемесячную плату за коммунальные услуги, содержание и ремонт жи- лого помещения в размере их фактической стоимости. 1. Условия найма жилых помещений в бездотационных домах у города для участников первой группы, со снятием с учета нуждающихся 1. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы заключает с заявителями первой группы, признанными нуждаю- щимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., договор найма жилого помещения сроком до 5 лет (с гарантированной возмож- ностью дальнейшей пролонгации договора), на основании которого предоставляет участнику жилое помещение в виде отдельной квартиры, расположенной в одном из бездотационных домов жилищного фонда го- рода Москвы (далее - бездотационные дома). 2. Участник снимается с учета нуждающихся в улучшении жилищ-
ных условий по месту жительства. При этом ему предоставляется пра- во бессрочного пользования жилыми помещениями в бездотационных до- мах городской сети путем многократной пролонгации договора найма жилого помещения. По истечении срока договора участник имеет право на продление договора в отношении занимаемой квартиры или на зак- лючение договора, предметом которого является иное жилое помещение в одном из бездотационных домов, наиболее отвечающее в данный мо- мент потребностям семьи участника в обеспечении жильем. 3. Жилые помещения в бездотационных домах, предоставляемые участникам, остаются собственностью города Москвы. 2. Условия найма жилых помещений у города для участников первой группы, приобретающих жилье с использованием средств бюджета города Москвы (без снятия с учета нуждающихся) 1. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы заключает с теми заявителями первой группы, которым предос- тавляется право на получение социальных выплат из бюджета города Москвы (далее - социальных выплат), договор найма сроком до 5 лет включительно, на основании которого предоставляет участнику жилое помещение в виде отдельной квартиры, являющейся собственностью го- рода Москвы, для проживания на срок действия договора. 2. Договор найма может быть заключен на новый срок. При этом суммарная продолжительность найма жилья в бездотационном доме не может превышать срока, необходимого для достижения максимального размера социальной выплаты для данной семьи, и приобретения жилого помещения на рынке недвижимости. 3. Участник не снимается с учета нуждающихся в улучшении жи- лищных условий по месту жительства и сохраняет право на получение социальной выплаты либо на наем жилого помещения на условиях 1 настоящего раздела. 4. После приобретения в собственность жилого помещения на рынке жилья участник снимается с учета нуждающихся в жилых помеще- ниях и освобождает занимаемое по договору найма жилое помещение. В случае прекращения (расторжения) договора участник обязан освобо- дить занимаемое по договору найма жилое помещение. 5. Жилое помещение, занимаемое участником, остается собствен- ностью города. 3. Условия найма жилых помещений у города для участников второй группы 1. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании поступивших заявок от государственных органов города Москвы предоставляет жилые помещения в виде отдельных квар- тир семьям молодых специалистов - сотрудников указанных организа- ций на условиях договоров найма. Структурные подразделения Комп- лекса социальной сферы города Москвы представляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обобщенные заяв- ки, подготовленные с учетом заявок, представленных им бюджетными организациями, находящимися в их ведомственном подчинении. 2. В течение срока действия договора участник вносит ежеме- сячные платежи за наем жилого помещения. Плата за содержание и ре- монт жилого помещения и плата за коммунальные услуги взимается с нанимателей в размере их фактической стоимости. 3. Преимущественное право на предоставление жилой площади на условиях найма имеют семьи молодых специалистов, в которых: - хотя бы один из супругов признан установленным порядком нуждающимся в улучшении жилищных условий (нуждающимся в жилых по- мещениях) по месту жительства; - оба супруга являются сотрудниками бюджетных организаций системы Комплекса социальной сферы города Москвы; - имеются дети. 4. Молодой специалист, сохранивший трудовые отношения с бюд- жетной организацией системы Комплекса социальной сферы города Москвы или с государственными органами города Москвы, вправе зак- лючить договор найма на новый срок. 5. При выходе семьи молодого специалиста - сотрудника бюджет- ной организации системы Комплекса социальной сферы города Москвы или государственных органов города Москвы из Программы по возрас- ту, а также в дальнейшем, при условии сохранения трудовых отноше- ний с бюджетной организацией системы Комплекса социальной сферы города Москвы или с государственными органами города Москвы, дого- вор найма может быть заключен на новый срок. 6. По достижении участником второй группы пенсионного возрас- та он обеспечивается жилым помещением в порядке, установленном за- конодательством. 7. Дополнительными основаниями для прекращения (расторжения) договора найма жилого помещения, предоставленного в рамках и для целей Программы, считать: - улучшение нанимателем жилищных условий до нормы предостав- ления, установленной законодательством города Москвы; - неисполнение нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма жилого помещения; - проживание в жилом помещении лица, которому договором найма не предоставлено право проживания в данном жилом помещении; - прекращение нанимателем трудовых отношений с бюджетной ор- ганизацией системы Комплекса социальной сферы города Москвы или с государственными органами города Москвы; - иные, предусмотренные законодательством. 8. После прекращения (расторжения) договора участник обязан освободить жилое помещение, занимаемое на условиях найма. 9. В случае прекращения (расторжения) договора найма жилого помещения оно в соответствии с поступившей заявкой передается семье другого молодого специалиста на условиях найма. В случае не- заселения освободившегося жилого помещения, предоставленного в рамках Программы по заявке в течение трех месяцев, данное жилое помещение передается для предоставления установленным порядком иным гражданам в рамках Программы. 10. При изменении состава семьи с молодым специалистом может быть заключен новый договор найма на жилое помещение меньшей или большей площади. 4. Условия найма жилых помещений у города для участников третьей группы 1. Молодые преподаватели, талантливые ученые и аспиранты го- сударственных вузов города Москвы, удовлетворяющие условиям отне- сения к третьей группе участников Программы, обращаются в ректорат вуза по месту работы (учебы) с заявлением о желании получить жилое помещение по договору найма в качестве участника Программы третьей группы. 2. Из общего числа поступивших заявок (п.1) ректорат вуза производит отбор кандидатур, в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям Программы, и направляет ходатайство по избранным кан- дидатурам в Совет ректоров вузов Москвы и Московской области. 3. Совет ректоров вузов Москвы и Московской области произво- дит отбор кандидатур, в наибольшей степени удовлетворяющих требо- ваниям Программы, с учетом объемов площади, выделяемых на данные цели программой обеспечения жителей города Москвы жилыми помещени- ями, и направляет соответствующую заявку в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Форма заявки утверждает- ся по согласованию с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. 4. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании поступивших заявок от Совета ректоров вузов Москвы и Московской области предоставляет жилые помещения в виде отдельных квартир семьям заявителей третьей группы на условиях до- говоров найма на срок до 5 лет включительно. 5. Договор найма может быть заключен на новый срок при сохра- нении оснований для предоставления жилья по договору найма (за исключением возрастных ограничений) при подтверждении ходатайства Совета ректоров вузов Москвы и Московской области о предоставлении такого жилья. 6. В течение срока действия договора участник вносит ежеме- сячные платежи за наем жилого помещения. Плата за содержание и ре- монт жилого помещения и плата за коммунальные услуги взимается с нанимателей в размере их фактической стоимости. 7. Наниматель, надлежащим образом исполнявший условия догово- ра и удовлетворяющий условиям отнесения к числу участников Прог- раммы третьей группы, по истечении срока договора имеет, при про- чих равных условиях, преимущественное перед другими лицами право на заключение договора найма на новый срок. Наниматель обязан письменно уведомить Департамент жилищной политики и жилищного фон- да города Москвы о желании заключить такой договор в срок, указан- ный в договоре, но не менее чем за три месяца до его прекращения. 8. При изменении состава семьи с участником может быть заклю- чен новый договор на условиях найма на жилое помещение меньшей или большей площади. 9. Дополнительными основаниями для прекращения (расторжения) договора найма жилого помещения, предоставленного в рамках и для целей Программы, считать: - улучшение нанимателем жилищных условий до нормы предостав- ления, установленной законодательством города Москвы; - неисполнение нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма жилого помещения; - проживание в жилом помещении лица, которому договором найма не предоставлено право проживания в данном жилом помещении; - представление Совета ректоров вузов Москвы и Московской об- ласти; - иные, предусмотренные законодательством. 10. После прекращения (расторжения) договора участник обязан освободить жилое помещение, занимаемое на условиях найма. Подраздел 3. Улучшение жилищных условий молодых семей путем приобретения жилья из жилищного фонда города Москвы Право на улучшение жилищных условий путем приобретения жилья из жилищного фонда города Москвы имеют граждане - участники Прог- раммы первой группы. 1. Условия купли-продажи жилых помещений с рассрочкой платежа для молодых семей первой группы 1. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы заключает в установленном порядке с заявителем договор куп- ли-продажи с рассрочкой платежа сроком до 15 лет включительно, на основании которого предоставляет участнику жилое помещение в виде отдельной квартиры, являющейся собственностью города Москвы, для проживания и выкупа. 2. При определении размера квартиры, предоставляемой по дого- вору, учитывается наличие у членов молодой семьи жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользова- ния. 3. При заключении договора участник единовременно оплачивает не менее 20, но не более 60 процентов от выкупной стоимости жилого помещения. При наличии в семье участника двух детей размер перво- начального взноса может быть снижен до 15 процентов, а при наличии трех и более детей - до 10 процентов. При заключении договора с участником, имеющим в составе семьи инвалида, первоначальный взнос может быть установлен в диапазоне от 10 до 80 процентов по желанию участника. Выкупная стоимость квадратного метра жилого помещения и размер процентов за рассрочку платежа определяются в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы. 4. Плата за содержание и ремонт жилого помещения и плата за коммунальные услуги взимается с участников Программы, приобретаю- щих жилье по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, в разме- ре их фактической стоимости. 5. Договор подлежит государственной регистрации. Выплаты по договору производятся в соответствии с графиком, являющимся неотъ- емлемой частью договора. Изменение графика платежей по договору оформляется дополнительным соглашением. Досрочные выплаты за выкуп и оформление в собственность жилого помещения могут быть произве- дены не ранее чем через 3 года с даты заключения договора. 6. С момента государственной регистрации договора участник снимается с жилищного учета по месту жительства. 7. С целью стимулирования рождаемости участнику предоставля- ется льгота в виде списания части задолженности за приобретенное в рамках Программы жилое помещение при рождении (усыновлении) в семье ребенка в период действия договора.
Льгота в виде списания части задолженности при рождении (усы- новлении) в семье ребенка в период действия договора составляет стоимость 30% площади жилого помещения (для решений органов испол- нительной власти, принятых в установленном порядке после 1 января 2009 г.), но не может превышать остатка невыплаченной стоимости жилого помещения. 8. Выкупная стоимость жилого помещения при подписании догово- ра купли-продажи определяется за вычетом 30% из площади жилого по- мещения, для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. 9. Списание части задолженности за приобретенное в рамках Программы жилое помещение при рождении (усыновлении) в семье ре- бенка в период действия договора производится в соответствии с По- рядком списания части долга участникам Московской программы "Моло- дой семье - доступное жилье" за предоставленное по договору куп- ли-продажи жилое помещение, утвержденным постановлением Правитель- ства Москвы от 6 июля 2004 г. N 461-ПП. 10. Жилое помещение, занимаемое участником, остается собс- твенностью города Москвы до полной оплаты участником стоимости квартиры. 2. Условия купли-продажи жилых помещений с использованием ипо- течных кредитов для молодых семей первой группы 1. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы заключает с заявителем первой группы, получившим согласие кредитной организации на предоставление ипотечного жилищного кре- дита, договор купли-продажи, на основании которого предоставляет участнику для выкупа жилое помещение в виде отдельной квартиры, являющейся собственностью города Москвы. 2. При определении размера квартиры, предоставляемой по дого- вору, учитывается наличие у членов молодой семьи жилых помещений, в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользова- ния. 3. Проверка кредитоспособности членов молодой семьи - заемщи- ков и принятие решения о предоставлении ипотечного жилищного кре- дита осуществляется кредитной организацией, предоставляющей ипо- течный кредит. 4. При государственной регистрации договора участник снимается с жилищного учета по месту жительства. 5. Выкупная стоимость жилого помещения при подписании догово- ра купли-продажи жилых помещений с использованием ипотечных креди- тов определяется за вычетом 30% из площади жилого помещения для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. 6. С целью стимулирования рождаемости участнику предоставля- ется в порядке, установленном Правительством Москвы, поддержка из бюджета города Москвы при рождении (усыновлении) в семье ребенка в период действия договора*. __________________________________________________________________ * После вступления в силу нормативного документа, разработка кото- рого предусмотрена п.4.6 настоящего постановления Часть IV. Информационная поддержка реализации Программы 1. Информирование населения о возможностях различных катего- рий граждан в области улучшения жилищных условий является одним их приоритетных направлений реализации Программы. 2. Информирование осуществляется на основе межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, прежде всего Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и Департамента семейной и молодежной политики города Моск- вы, через управления в административных округах, подведомственные государственные бюджетные учреждения и другие структуры, в том числе специально организованные для осуществления данной работы. 3. Основными принципами информирования являются: - адресный подход; - стремление преодолеть неоправданные ожидания молодежи и тенденции социального иждивенчества; - дифференциация методов информирования. 4. Информирование о Программе ориентировано на потенциальных участников первой, второй и третьей групп, семьи, признанные нуж- дающимися в улучшении жилищных условий, а также на жителей города Москвы в целом. Для каждой из категорий разрабатывается отдельный план информирования. 5. В рамках информирования осуществляется: - издание информационных материалов; - выпуск телевизионных и радиопрограмм; - консультирование в специально созданных пунктах и специаль- но уполномоченных организациях; - обеспечение консультирования в сети Интернет, в том числе в режиме on-line общения; - размещение информации на объектах наружной рекламы города; - организация обучающих курсов и семинаров для специалистов, осуществляющих работу с молодыми семьями; - организация специальных мероприятий. 6. Департамент семейной и молодежной политики города Москвы осуществляет подготовку и обеспечивает деятельность волонтеров из состава актива молодежных советов административных округов и райо- нов, общественных палат при Муниципальных собраниях внутригородс- ких муниципальных образований, общественных объединений и других заинтересованных структур, осуществляющих разъяснительную работу по реализации Программы среди молодежи. 7. В рамках реализации городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.) и в последующие годы осуществляется кон- сультирование и издание информационных материалов, разъясняющих возможности и механизмы участия молодых семей в реализации Прог- раммы. 8. Департамент семейной и молодежной политики города Москвы организует информирование студентов вузов через представительства городского факультатива "Гражданская смена" и других общественных объединений, а также через студенческие советы и другие органы студенческой самоорганизации в вузах. 9. Совет ректоров вузов Москвы и Московской области проводит разъяснительную работу среди руководителей высших учебных заведе- ний и студенческой общественности по реализации Программы. Часть V. Задания по реализации Программы до 2015 г. 1. Осуществлять мероприятия, нацеленные на реализацию задач приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". 2. Обеспечивать жилыми помещениями участников Программы в пределах ресурсов, предусматриваемых на эти цели программой обес- печения жителей города Москвы жилыми помещениями на соответствую- щий год. 3. Завершить к 2013 г. обеспечение жилыми помещениями всех молодых семей из числа граждан, признанных нуждающимися в улучше- нии жилищных условий до 1 марта 2005 г. 4. Начать с 2013 г. обеспечение жилыми помещениями, в т.ч. с использованием социальных выплат, граждан, признанных в установ- ленном порядке нуждающимися в содействии города Москвы в приобре- тении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. 5. Продолжать обеспечение участников Программы второй и третьей групп жилыми помещениями в рамках ресурсного обеспечения, установленного на эти цели программой обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на соответствующий год. 6. Продолжать информационное освещение мероприятий Программы и условий участия в ней молодых семей - жителей города Москвы. 7. Развивать систему найма жилых помещений, в т.ч. в жилищном фонде коммерческого использования города Москвы. 8. Осуществлять организационную поддержку развития системы жилищно-строительных кооперативов для молодых семей, в том числе не состоящих на жилищном учете. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 10 февраля 2009 г. N 76-ПП ПОЛОЖЕНИЕ о Рабочей группе по реализации Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" 1. Рабочая группа создается при Департаменте жилищной полити- ки и жилищного фонда города Москвы. 2. На Рабочую группу возлагается решение следующих вопросов: 2.1. Рассмотрение заявлений молодых семей о переходе с одного способа улучшения жилищных условий на другой, об изменении условий договоров, в том числе в связи с изменением состава семьи, величи- ны первоначального взноса и др. 2.2. Принятие решений о предоставлении гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмеще- нию расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помеще- ния. 2.3. Рассмотрение разногласий между государственными органами и организациями, а также гражданами по жилищным вопросам, возника- ющим в рамках реализации Программы. 2.4. Принятие решений о предоставлении семьям заявителей и участников Программы второй и третьей групп квартир по договорам найма в рамках Программы. 2.5. Разрешение конфликтных ситуаций и проблемных вопросов в рамках реализации Программы. 3. При необходимости отдельные вопросы по ходатайству Рабочей группы могут выноситься в установленном порядке на рассмотрение Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы. 4. Принятие решений по вопросам, связанным с предоставлением семьям заявителей и участников Программы второй и третьей групп квартир по договорам найма в рамках Программы, осуществляется с учетом заключений управлений Департамента жилищной политики и жи- лищного фонда в административных округах города Москвы о проверке жилищных условий и с соблюдением требований законодательства горо- да Москвы о порядке предоставления жилых помещений гражданам при совершении ими действий, приведших к ухудшению жилищных условий. Заключения готовятся управлениями Департамента жилищной политики и жилищного фонда в административных округах города Москвы на осно- вании запроса председателя или заместителя председателя Рабочей группы. 5. При необходимости на заседание Рабочей группы могут приг- лашаться заместители руководителя - начальники управлений Департа- мента жилищной политики и жилищного фонда в административных окру- гах, а также представители организаций и граждане, являющиеся зая- вителями или лицами, заинтересованными в решении внесенного на рассмотрение вопроса. 6. Ведение заседания Рабочей группы осуществляется председате- лем Рабочей группы, а в его отсутствие - заместителем председателя или по поручению председателя одним из членов Рабочей группы. 7. Подготовка заседания Рабочей группы и оповещение членов и приглашенных лиц возлагается на секретаря Рабочей группы. 8. Заседания Рабочей группы проводятся по мере необходимости рассмотрения поступающих дел. Принятые на заседаниях решения счи- таются правомерными при наличии 2/3 от количества членов, входящих в ее состав. 9. Решение Рабочей группы принимается простым голосованием большинства членов Рабочей группы, присутствующих на заседании, и оформляется соответствующим протоколом, где отражаются: - дата и номер протокола заседания; - краткое содержание вопроса, внесенного на рассмотрение; - принятое решение; - состав членов Рабочей группы, присутствующих на заседании (при необходимости их особое мнение по вопросу). 10. Протокол заседания Рабочей группы не позднее 3 дней со дня его проведения утверждается председателем Рабочей группы и хранится в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Протоколы заседаний Рабочей группы хранятся в течение 5 лет. 11. Выписки из протокола с решениями по каждому вопросу вмес- те с материалами дел направляются по принадлежности в соответству- ющие органы исполнительной власти города Москвы для оформления не- обходимых распорядительных документов. Верно:
- Постановление Правительства Москвы № 88-ПП от 2 февраля 2010 года
- О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2009 г. N 76-ПП и признании утратившим силу пункта 5 постановления Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 708-ПП