Район Лианозово
История
Своё название этот московский район получил от дачного посёлка Лианозово, возникшего в 1903 г. вскоре после прокладки линии Савёловской железной дороги. Своим именем он был обязан известному нефтепромышленнику Георгию Мартыновичу Лианозову, владевшему на рубеже XIX-XX вв. усадьбой в соседнем Алтуфьеве. Именно благодаря ему была устроена железнодорожная платформа, а вскоре между селом Алтуфьево и станцией возникает дачный посёлок. Дачников привлекал большой пруд с карасями и купанием в Алтуфьеве, а также расположенный по соседству сосновый бор с зарослями малины.
Савёловская дорога была проложена последней из московских железных дорог и в начале XX в. была ещё не слишком популярной среди москвичей. Поэтому участки для застройки продавались относительно дёшево по сравнению с другими пригородами первопрестольной — по 40 копеек за квадратную сажень и 6 копеек с сажени на устройство шоссейной дороги. За довольно короткое время в густом лесу было выстроено около 100 дач, весьма интересных в архитектурном отношении. В посёлке активно действовало Общество благоустройства, аналогичное подобному обществу в Лосиноостровской и издававшее свой журнал «Дачный вестник».
В феврале 1909 г. состоялся первый съезд Общества. На нём присутствовали 91 делегат и 26 гостей. Председателем Общества был избран Константин Николаевич Валерьянов, статский советник, инженер с многолетним стажем, член правления Российского союза торговцев и промышленников. Товарищами (заместителями) председателя стали литератор Николай Васильевич Тулупов и Дмитрий Семенович Померанцев.
Впрочем, дачная жизнь в Лианозове продолжалась недолго — последовавшие вскоре бурные события революций, Первой мировой и Гражданской войн привели к тому, что характер здешнего населения резко изменился. Многие эмигрировали, а их место заняли выходцы из других сословий. Из 84 домов Лианозова к началу 1920-х годов 37 стали муниципальными. В условиях серьезной нехватки зданий для вновь возникших советских учреждений наличие свободных площадей привело к тому, что Лианозово становится административным центром округи: в посёлке разместились волостной совет и волисполком Коммунистической волости. Некоторые из бывших дач заняли различные местные органы. Так, на бывшей даче Шванде разместились президиум волсовета, отдел управления и касса, дачу Лучишкина заняли отделение милиции и суд, в доме Убриха расположились земельный, коммунальный и жилищный отделы, в доме Андреева — отделы народного образования, военный и социальный, а на даче Смигунова — продовольственный и «многолавка». В 1923 г. в Лианозове значилось 385 жителей, из которых 92% составляли служащие волсовета, школы, детского дома и колонии, советских учреждений Москвы. В 1921 г. Лианозово получило статус посёлка городского типа.
Первые годы советской власти были, пожалуй, одними из самых трудных на протяжении всего XX в. Тяжелый продовольственный кризис привёл к тому, что в 1919 г. местный волсовет издал специальное постановление, разрешившее распахать дополнительно на каждый дом по 0,5 десятины и дополнительно на каждого едока по 10 тыс. саженей свободных земель в окрестностях посёлка. В этих условиях стало процветать земледелие, были освоены все мало-мальски пригодные участки земли, а количество крупного и мелкого скота увеличилось до 168 голов.
С этого времени посёлок начинает постепенно терять свой дачный характер (хотя дачи продолжали существовать здесь вплоть до Великой Отечественной войны), а с возникновением по соседству промышленных предприятий становится одним из рабочих пригородов столицы. По данным 1939 г., здесь проживало уже 6626 человек.
В 1960 г. Лианозово вошло в черту столицы, а позднее здесь началось массовое жилищное строительство.
По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».
История районов Северо-Восточного округа Москвы
Районы СВАО: Алексеевский, Алтуфьевский, Бабушкинский, Бибирево, Бутырский, Лианозово, Лосиноостровский, Марфино, Марьина роща, Северное Медведково, Южное Медведково, Останкинский, Отрадное, Ростокино, Свиблово, Северный и Ярославский.