В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 3
июля 2007 г. N 546-ПП "О прогнозе социально-экономического разви-
тия города Москвы до 2011 года", от 23 мая 2006 г. N 327-ПП "Об
итогах реализации Концепции управления собственностью Москвы и
взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005
года и основных задачах по управлению имуществом города Москвы до
2008 года", учитывая требования федеральных законов от 26 июля
2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 24 июля 2007 г.
N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Рос-
сийской Федерации", а также в целях реализации полномочий субъекта
Российской Федерации-города Москвы по осуществлению региональных
программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего
предпринимательства, программ социально-экономического развития
города Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить основные направления политики Правительства Моск-
вы в области арендных отношений по объектам нежилого фонда, нахо-
дящимся в собственности субъекта Российской Федерации-города Моск-
вы, на 2009-2011 гг. (приложение).
2. Согласиться с предложением Департамента имущества города
Москвы о реализации мер государственной имущественной поддержки
хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого и среднего
предпринимательства, арендаторов, участвующих в реализации утверж-
денных в установленном порядке программ социально-экономического
развития, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, иннова-
ционной системы, научно-технической сферы города Москвы, в том
числе специализированных предприятий - детских, молодежных кафе и
предприятий семейного досуга, предприятий бытового обслуживания,
общественного питания, осуществляющих приоритетные для экономики
города виды деятельности.
3. Департаменту имущества города Москвы в целях обеспечения
регулирования ставок арендной платы за принадлежащие городу объек-
ты нежилого фонда, с учетом преемственности принятых ранее решений
по условиям расчета ставок арендной платы в среднесрочном периоде
руководствоваться предельной величиной ограничения роста ставки
арендной платы по действующим договорам аренды и заключаемым на
новый срок с прежними арендаторами, соблюдающими условия договора
аренды:
- 2009 год - 1,18 раза к ставке, действовавшей в предыдущем
году;
- 2010 год - 1,16 раза к ставке, действовавшей в предыдущем
году;
- 2011 год - 1,14 раза к ставке, действовавшей в предыдущем
году.
4. Департаментам, комитетам и управлениям Комплекса социаль-
ной сферы города Москвы, Департаменту потребительского рынка и ус-
луг города Москвы при участии префектур административных округов
города Москвы и Москомархитектуры на основе нормативов и перспек-
тив развития территорий до 1 ноября 2009 г. провести комплексную
оценку потребности в нежилых помещениях для размещения предприятий
потребительского рынка и услуг шаговой доступности (детских, моло-
дежных кафе, предприятий семейного досуга, общественного питания),
учреждений и предприятий Комплекса социальной сферы города Москвы
и общественных организаций на период до 2012 года и до 1 декабря
2009 г. представить предложения по территориальным схемам размеще-
ния данных учреждений и предприятий в Департамент имущества города
Москвы.
5. Департаменту имущества города Москвы совместно с Департа-
ментом поддержки и развития малого предпринимательства города
Москвы, Департаментом потребительского рынка и услуг города Моск-
вы, Департаментом науки и промышленной политики города Москвы до
25 декабря 2009 г. подготовить предложения по структуризации госу-
дарственной имущественной поддержки арендаторов - субъектов малого
и среднего предпринимательства, а также специализированных предп-
риятий - детских, молодежных кафе и предприятий семейного досуга,
предприятий бытового обслуживания, общественного питания, с учетом
территориальных схем размещения, а также определенных на этой ос-
нове квот размеров нежилых площадей внутри категорий/подкатегорий
арендаторов (п.4) и представить на утверждение Правительства Моск-
вы проект постановления о внесении изменений в постановление Пра-
вительства Москвы от 18 сентября 2007 г. N 810-ПП "Об утверждении
перечней видов использования нежилых помещений, находящихся в
собственности города Москвы, передаваемых арендаторам на льготных
условиях, на 2008-2010 годы".
6. Департаменту имущества города Москвы:
6.1. До 1 января 2010 г. в целях формирования Единого реестра
собственности города Москвы провести работу по описанию потреби-
тельских и эксплуатационных характеристик объектов нежилого фонда,
находящихся в собственности города Москвы.
6.2. При подготовке и проведении конкурсов по передаче в
аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города
Москвы, предусматривать размещение хозяйствующих субъектов и орга-
низаций, в том числе предприятий потребительского рынка и услуг,
необходимой специализации и социальной направленности (детских,
молодежных кафе, предприятий семейного досуга, предприятий бытово-
го обслуживания, общественного питания) с учетом нормативов обес-
печенности и перспектив развития территорий (пп.4,5).
7. Установить, что при проведении аукционов по передаче юри-
дическим и физическим лицам в аренду объектов нежилого фонда в до-
мах-новостройках величина стартовой ставки арендной платы опреде-
ляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства
Москвы от 30 ноября 2004 г. N 838-ПП "О расчете ставок арендной
платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в
собственности города Москвы, в 2005 году", но не ниже размера ми-
нимальной ставки арендной платы, утвержденной Правительством Моск-
вы на соответствующий финансовый период.
8. Внести изменения и дополнения:
8.1. В постановление Правительства Москвы от 11 сентября
2007 г. N 797-ПП "О ходе выполнения постановления Правительства
Москвы от 23 августа 2005 г. N 648-ПП и мерах по взысканию задол-
женности по арендным платежам за нежилые помещения, находящиеся в
собственности города Москвы" (в редакции постановления Правитель-
ства Москвы от 18 декабря 2007 г. N 1097-ПП), изложив пункт 7 пос-
тановления в следующей редакции:
"7. Департаменту имущества города Москвы совместно с Департа-
ментом поддержки и развития малого предпринимательства города
Москвы и Департаментом потребительского рынка и услуг города Моск-
вы до 31 декабря 2008 г. внести на утверждение Правительства Моск-
вы предложения о порядке проведения конкурсов по передаче в аренду
объектов нежилого фонда.".
8.2. В постановление Правительства Москвы от 11 сентября
2007 г. N 787-ПП "О реновации объектов нежилого фонда, находящего-
ся в собственности города Москвы, по итогам 2004-2006 гг. и зада-
чах на 2007 год", изложив пункт 1.2 приложения 2 к постановлению в
следующей редакции:
"1.2. Настоящий Порядок распространяется на случаи реновации
арендуемых объектов нежилого фонда, осуществляемой в форме капи-
тального ремонта зданий и сооружений.".
8.3. В постановление Правительства Москвы от 30 ноября
2004 г. N 838-ПП "О расчете ставок арендной платы за пользование
объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города
Москвы, в 2005 году" (в редакции постановлений Правительства Моск-
вы от 23 августа 2005 г. N 648-ПП, от 29 ноября 2005 г. N 968-ПП,
от 27 июня 2006 г. N 449-ПП, от 20 марта 2007 г. N 195-ПП, от 11
сентября 2007 г. N 787-ПП, от 18 марта 2008 г. N 179-ПП), дополнив
пункт 4.2 третьим абзацем в следующей редакции:
"В случае если на торги выставляются объекты нежилого фонда,
находящиеся в домах-новостройках, стартовая цена аукциона опреде-
ляется в размере не ниже минимального размера арендной платы, ут-
вержденного Правительством Москвы на соответствующий финансовый
период.".
9. Департаменту имущества города Москвы исходя из потребнос-
ти, определенной пунктом 4 настоящего постановления, до 1 декабря
2009 г. представить в Комплекс архитектуры, строительства, разви-
тия и реконструкции города Москвы предложения для подготовки в ус-
тановленном порядке программы строительства нежилых помещений.
10. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы
совместно с префектурами административных округов города Москвы до
1 ноября 2008 г. представить в Департамент имущества города Москвы
предложения по условиям и критериям проведения конкурсов для
предприятий потребительского рынка и услуг, работающих в области
обслуживания населения.
11. Департаменту имущества города Москвы совместно с Департа-
ментом потребительского рынка и услуг города Москвы до 1 января
2010 г. проработать возможность территориального закрепления по
функциональному назначению (цели использования) нежилых помещений,
предназначенных для размещения категорий арендаторов, определенных
пунктом 4 настоящего постановления.
12. Департаменту имущества города Москвы в срок до 1 ноября
2008 г. представить на утверждение Правительства Москвы перечень
государственного имущества, предназначенного для передачи в уста-
новленном законом порядке во владение и (или) в пользование субъ-
ектам малого и среднего предпринимательства и организациям, обра-
зующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предп-
ринимательства.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Сил-
кина В.Н.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в первом
полугодии 2009 г.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 23 сентября 2008 г. N 863-ПП
Основные направления политики Правительства Москвы в области
арендных отношений по объектам нежилого фонда, находящимся в
собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы,
на 2009-2011 гг.
1. Общие положения
Политика Правительства Москвы в области арендных отношений по
принадлежащим городу Москве объектам нежилого фонда на период до
2012 года направлена на удовлетворение потребности населения горо-
да Москвы, некоммерческих организаций и хозяйствующих субъектов в
получении доступа к объектам нежилого фонда, передаваемым в сроч-
ное возмездное пользование посредством проведения открытых торгов,
при соблюдении принципов социальной поддержки жителей с учетом
обеспечения интересов города Москвы как субъекта Российской Феде-
рации.
Арендный нежилой фонд, находящийся в собственности города
Москвы, используется в целях обеспечения поступательного социаль-
но-экономического развития города Москвы, соблюдения принципов со-
циальной поддержки жителей Москвы, осуществления мер государствен-
ной имущественной поддержки приоритетных видов деятельности хо-
зяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого и среднего
предпринимательства, находящихся в неконкурентном секторе экономи-
ки.
Меры государственной имущественной поддержки арендаторов по
использованию объектов нежилого фонда, находящихся в собственности
города Москвы, направлены на повышение качества и увеличение объ-
емов предоставляемых населению услуг; содействие становлению и
развитию новых видов деятельности, в том числе инновационных; вос-
полнение дефицита услуг, оказываемых населению организациями и уч-
реждениями в зоне шаговой доступности; создание новых рабочих мест
по месту проживания.
Государственная имущественная поддержка осуществляется в виде
регулирования арендной платы за использование объектов нежилого
фонда, находящихся в собственности города Москвы.
Регулирование арендной платы может осуществляться путем:
- установления фиксированной ставки арендной платы;
- расчета ставки арендной платы в пропорциях от величины ста-
вок, складывающихся на рынке аренды нежилых помещений аналогичного
качества и состава;
- установления предельного роста ставки арендной платы в пе-
риод действия договора аренды.
Субъект Российской Федерации - город Москва в целях обеспече-
ния социально-экономического развития города и отдельных террито-
рий передает в установленном порядке в аренду объекты нежилого
фонда, находящиеся в собственности города Москвы, хозяйствующим
субъектам, осуществляющим деятельность в конкурентном секторе эко-
номики, по ставкам, складывающимся на рынке аренды нежилых помеще-
ний аналогичного качества и состава.
Регулирование ставок арендной платы по объектам нежилого фон-
да, находящимся в собственности города Москвы, применяется ограни-
ченно, в особых случаях, в порядке, установленном Правительством
Москвы.
Субъект Российской Федерации - город Москва применяет меры
государственной поддержки приоритетных видов деятельности посредс-
твом:
- формирования специализированных фондов нежилых помещений,
определенного качественного и количественного состава для предос-
тавления в установленном законом порядке в аренду определенным ка-
тегориям, в том числе на основании Перечня государственного иму-
щества, предназначенного для передачи в пользование субъектам ма-
лого и среднего предпринимательства и организациям, образующим
инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринима-
тельства;
- применения регулирования ставок арендной платы по принадле-
жащим городу Москве объектам нежилого фонда;
- квотирования общей площади объектов нежилого фонда, переда-
ваемого в аренду по регулируемым ставкам арендной платы.
2. Принципы передачи в аренду объектов нежилого фонда
Передача в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в
собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы, осу-
ществляется:
- посредством аукционного метода проведения торгов при сохра-
нении принципов открытости, гласности и равенства возможностей для
участников торгов с целью содействия здоровой конкуренции;
- по результатам проведения аукционов и конкурсов для субъек-
тов малого и среднего предпринимательства;
- по основаниям, определенным п.11 ст.17.1 Федерального зако-
на от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Методы установления ставок арендной платы
За использование объектов нежилого фонда, находящихся в собс-
твенности субъекта Российской Федерации - города Москвы, арендная
плата устанавливается в виде:
- фиксированного (минимального) размера, утверждаемого Прави-
тельством Москвы при утверждении прогноза социально-экономического
развития города Москвы на соответствующий финансовый период;
- ставки, определенной на основании заключения независимого
оценщика о рыночной величине годовой арендной платы;
- расчетной ставки, определенной в пропорциях от величины ры-
ночной арендной платы, установленной по заключению независимого
оценщика;
- ставки арендной платы, определенной по результатам аукциона
или конкурса.
3.1. Регулирование ставок арендной платы в период действия
договора аренды
С учетом фактора инфляции в целях защиты экономических инте-
ресов города Москвы в период действия договора аренды к ставке
арендной платы применяется индекс-дефлятор, определяемый уполномо-
ченным государственным органом Российской Федерации на соответс-
твующий период, по договорам аренды:
- с рыночной ставкой арендной платы, определенной по резуль-
татам независимой оценки;
- со ставкой арендной платы с применением понижающего коэффи-
циента к рыночной ставке арендной платы, определенной по результа-
там независимой оценки.
По договорам аренды, заключенным по результатам проведенных
аукционов в период до 2006 года, на весь срок действия договора
аренды арендная плата устанавливается в соответствии с протоколом
об итогах аукциона. Размер арендной платы по указанным договорам
до истечения их срока действия поправкам не подлежит.
При заключении на новый срок договоров аренды с арендаторами,
соблюдающими условия договора аренды, ставка арендной платы уста-
навливается с учетом коэффициента предельной величины ограничения
роста к ранее установленной ставке.
Стартовая (начальная) ставка арендной платы за объект нежило-
го фонда, выставляемый на специализированный конкурс, определяется
на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине
годовой арендной платы, с учетом предполагаемого вида использова-
ния нежилого помещения и понижающих коэффициентов, утверждаемых
Правительством Москвы, с учетом категории арендатора и целевого
использования нежилого помещения.
3.2. Арендные отношения при нарушении арендатором
условий договора аренды
Департамент имущества города Москвы - уполномоченный орган
исполнительной власти города Москвы по управлению имуществом, на-
ходящимся в собственности субъекта Российской Федерации - города
Москвы, осуществляет мониторинг договоров аренды в целях контроля
за использованием принадлежащего городу Москве нежилого фонда.
Нарушением условий договора аренды считается:
- неоплата арендатором более двух раз подряд платежа по исте-
чении установленного договором срока;
- немотивированность неподписания арендатором в двухнедельный
срок с момента получения уведомления о произведенном в соответс-
твии с правовыми актами Правительства Москвы расчете ставки аренд-
ной платы (дополнительного соглашения об ее изменении);
- несогласованная с арендодателем сдача арендованных площадей
в субаренду или размещение сторонних организаций без согласования
с арендодателем;
- нецелевое использование арендованного объекта нежилого фон-
да;
- проведение арендатором переоборудования или перепланировки
арендуемого помещения либо его части без согласования арендодате-
ля.
Арендатор, допустивший нарушение условий договора аренды, ут-
рачивает преимущественное право на заключение договора аренды на
новый срок и право на государственную имущественную поддержку.
4. Стимулирование участия арендаторов в проведении
капитального ремонта арендуемых нежилых помещений
В целях стимулирования участия арендаторов в проведении с
согласия арендодателя капитального ремонта арендуемых нежилых по-
мещений на период проведения капитального ремонта арендуемого не-
жилого помещения (не более одного года) и на период окупаемости
произведенных затрат (не более трех лет) устанавливается минималь-
ная ставка арендной платы, утвержденная Правительством Москвы в
установленном порядке.
По окончании периода окупаемости на оставшийся срок действия
договора аренды устанавливается ставка арендной платы за нежилое
помещение:
- сложившаяся по результатам конкурса/аукциона до начала про-
ведения капитального ремонта;
- указанная в отчете независимого оценщика о рыночной стои-
мости объекта нежилого фонда до начала проведения капитального ре-
монта.
Срок действия договора аренды не может быть меньше периода
окупаемости.
5. Заключительные положения
Особенности расчета ставок арендной платы, определение прав и
обязанностей арендаторов при пользовании объектами нежилого фонда,
принадлежащими городу Москве, устанавливается Положением об управ-
лении нежилым фондом города Москвы.
Категории групп арендаторов, в отношении которых применяются
меры государственной имущественной поддержки, длительность периода
государственной имущественной поддержки устанавливаются норматив-
но-правовыми актами Правительства Москвы.
Верно: