Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 863-ПП от 23 сентября 2008 года

Об основных направлениях политики Правительства Москвы в области арендных отношений по объектам нежилого фонда, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации-города Москвы, на 2009—2011 гг.

     В соответствии с постановлениями Правительства  Москвы  от  3
июля 2007 г.  N 546-ПП "О прогнозе социально-экономического разви-
тия города Москвы до 2011 года",  от 23 мая 2006 г.  N 327-ПП  "Об
итогах  реализации  Концепции  управления  собственностью Москвы и
взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005
года  и основных задачах по управлению имуществом города Москвы до
2008 года",  учитывая требования федеральных законов  от  26  июля
2006  г.  N  135-ФЗ  "О защите конкуренции",   от  24 июля 2007 г.
N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в  Рос-
сийской Федерации", а также в целях реализации полномочий субъекта
Российской Федерации-города Москвы  по  осуществлению региональных
программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего
предпринимательства,  программ  социально-экономического  развития
города Москвы Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить основные направления политики Правительства Моск-
вы в области арендных отношений по объектам нежилого фонда,  нахо-
дящимся в собственности субъекта Российской Федерации-города Моск-
вы, на 2009-2011 гг. (приложение).
     2. Согласиться с предложением Департамента  имущества  города
Москвы  о  реализации  мер государственной имущественной поддержки
хозяйствующих субъектов,  в том числе субъектов малого и  среднего
предпринимательства, арендаторов, участвующих в реализации утверж-
денных в установленном  порядке программ  социально-экономического
развития,  реформирования жилищно-коммунального хозяйства, иннова-
ционной системы,  научно-технической сферы города  Москвы,  в  том
числе специализированных предприятий - детских,  молодежных кафе и
предприятий семейного досуга,  предприятий бытового  обслуживания,
общественного  питания,  осуществляющих приоритетные для экономики
города виды деятельности.
     3. Департаменту  имущества  города Москвы в целях обеспечения
регулирования ставок арендной платы за принадлежащие городу объек-
ты нежилого фонда, с учетом преемственности принятых ранее решений
по условиям расчета ставок арендной платы  в среднесрочном периоде
руководствоваться  предельной  величиной  ограничения роста ставки
арендной платы по действующим договорам аренды  и  заключаемым  на
новый срок с прежними арендаторами,  соблюдающими условия договора
аренды:
     - 2009  год - 1,18 раза к ставке,  действовавшей в предыдущем
году;
     - 2010  год - 1,16 раза к ставке,  действовавшей в предыдущем
году;
     - 2011  год - 1,14 раза к ставке,  действовавшей в предыдущем
году.
     4. Департаментам,  комитетам и управлениям Комплекса социаль-
ной сферы города Москвы, Департаменту потребительского рынка и ус-
луг города Москвы при участии префектур  административных  округов
города  Москвы и Москомархитектуры на основе нормативов и перспек-
тив развития территорий до 1 ноября 2009 г.  провести  комплексную
оценку потребности в нежилых помещениях для размещения предприятий
потребительского рынка и услуг шаговой доступности (детских, моло-
дежных кафе, предприятий семейного досуга, общественного питания),
учреждений и предприятий Комплекса социальной сферы города  Москвы
и  общественных  организаций на период до 2012 года и до 1 декабря
2009 г. представить предложения по территориальным схемам размеще-
ния данных учреждений и предприятий в Департамент имущества города
Москвы.
     5. Департаменту имущества города Москвы совместно с  Департа-
ментом  поддержки  и  развития  малого  предпринимательства города
Москвы,  Департаментом потребительского рынка и услуг города Моск-
вы,  Департаментом  науки и промышленной политики города Москвы до
25 декабря 2009 г. подготовить предложения по структуризации госу-
дарственной имущественной поддержки арендаторов - субъектов малого
и среднего предпринимательства,  а также специализированных предп-
риятий - детских,  молодежных кафе и предприятий семейного досуга,
предприятий бытового обслуживания, общественного питания, с учетом
территориальных схем размещения,  а также определенных на этой ос-
нове квот размеров нежилых площадей внутри  категорий/подкатегорий
арендаторов (п.4) и представить на утверждение Правительства Моск-
вы проект постановления о внесении изменений в постановление  Пра-
вительства Москвы от 18 сентября 2007 г.  N 810-ПП "Об утверждении
перечней видов  использования  нежилых  помещений,  находящихся  в
собственности города Москвы,  передаваемых арендаторам на льготных
условиях, на 2008-2010 годы".
     6. Департаменту имущества города Москвы:
     6.1. До 1 января 2010 г. в целях формирования Единого реестра
собственности  города  Москвы провести работу по описанию потреби-
тельских и эксплуатационных характеристик объектов нежилого фонда,
находящихся в собственности города Москвы.
     6.2. При подготовке и  проведении  конкурсов  по  передаче  в
аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города
Москвы, предусматривать размещение хозяйствующих субъектов и орга-
низаций,  в  том числе предприятий потребительского рынка и услуг,
необходимой специализации и  социальной  направленности  (детских,
молодежных кафе, предприятий семейного досуга, предприятий бытово-
го обслуживания, общественного питания)  с учетом нормативов обес-
печенности и перспектив развития территорий (пп.4,5).
     7. Установить,  что при проведении аукционов по передаче юри-
дическим и физическим лицам в аренду объектов нежилого фонда в до-
мах-новостройках  величина стартовой ставки арендной платы опреде-
ляется  в  порядке,  предусмотренном  постановлением Правительства
Москвы от 30 ноября 2004 г.  N 838-ПП "О расчете  ставок  арендной
платы за  пользование  объектами  нежилого  фонда,  находящимися в
собственности города Москвы,  в 2005 году", но не ниже размера ми-
нимальной ставки арендной платы, утвержденной Правительством Моск-
вы на соответствующий финансовый период.
     8. Внести изменения и дополнения:
     8.1. В  постановление  Правительства  Москвы  от  11 сентября
2007 г.  N  797-ПП  "О ходе выполнения постановления Правительства
Москвы от 23 августа 2005 г. N 648-ПП  и мерах по взысканию задол-
женности по арендным платежам за нежилые помещения,  находящиеся в
собственности города Москвы"  (в редакции постановления Правитель-
ства Москвы от 18 декабря 2007 г. N 1097-ПП), изложив пункт 7 пос-
тановления в следующей редакции:
     "7. Департаменту имущества города Москвы совместно с Департа-
ментом  поддержки  и  развития  малого  предпринимательства города
Москвы и Департаментом потребительского рынка и услуг города Моск-
вы до 31 декабря 2008 г. внести на утверждение Правительства Моск-
вы предложения о порядке проведения конкурсов по передаче в аренду
объектов нежилого фонда.".
     8.2. В  постановление  Правительства  Москвы  от  11 сентября
2007 г. N 787-ПП "О реновации объектов нежилого фонда, находящего-
ся в собственности города Москвы,  по итогам 2004-2006 гг. и зада-
чах на 2007 год", изложив пункт 1.2 приложения 2 к постановлению в
следующей редакции:
     "1.2. Настоящий Порядок распространяется на случаи  реновации
арендуемых  объектов нежилого фонда,  осуществляемой в форме капи-
тального ремонта зданий и сооружений.".
     8.3. В  постановление  Правительства  Москвы  от  30   ноября
2004 г.  N 838-ПП "О расчете ставок арендной платы за  пользование
объектами  нежилого  фонда,  находящимися  в  собственности города
Москвы, в 2005 году" (в редакции постановлений Правительства Моск-
вы от 23 августа 2005 г.  N 648-ПП, от 29 ноября 2005 г. N 968-ПП,
от 27 июня 2006 г. N 449-ПП,  от 20 марта 2007 г.  N 195-ПП, от 11
сентября 2007 г. N 787-ПП, от 18 марта 2008 г. N 179-ПП), дополнив
пункт 4.2 третьим абзацем в следующей редакции:
     "В случае  если на торги выставляются объекты нежилого фонда,
находящиеся в домах-новостройках,  стартовая цена аукциона опреде-
ляется в размере не ниже минимального размера арендной платы,  ут-
вержденного Правительством Москвы  на  соответствующий  финансовый
период.".
     9. Департаменту имущества города Москвы  исходя из потребнос-
ти,  определенной пунктом 4 настоящего постановления, до 1 декабря
2009 г.  представить в Комплекс архитектуры, строительства, разви-
тия и реконструкции города Москвы предложения для подготовки в ус-
тановленном порядке программы строительства нежилых помещений.
     10. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы
совместно с префектурами административных округов города Москвы до
1 ноября 2008 г. представить в Департамент имущества города Москвы
предложения по  условиям  и  критериям  проведения  конкурсов  для
предприятий  потребительского рынка и услуг,  работающих в области
обслуживания населения.
     11. Департаменту имущества города Москвы совместно с Департа-
ментом потребительского рынка и услуг города Москвы  до  1  января
2010  г.  проработать  возможность территориального закрепления по
функциональному назначению (цели использования) нежилых помещений,
предназначенных для размещения категорий арендаторов, определенных
пунктом 4 настоящего постановления.
     12. Департаменту  имущества  города Москвы в срок до 1 ноября
2008 г.  представить на утверждение Правительства Москвы  перечень
государственного имущества,  предназначенного для передачи в уста-
новленном законом порядке во владение и (или) в пользование  субъ-
ектам малого и среднего предпринимательства и организациям,  обра-
зующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предп-
ринимательства.
     13. Контроль  за  выполнением настоящего постановления возло-
жить  на  заместителя  Мэра  Москвы  в  Правительстве  Москвы Сил-
кина В.Н.
     О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в первом
полугодии 2009 г.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                                         Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 23 сентября 2008 г. N 863-ПП



   Основные направления политики Правительства Москвы в области
   арендных отношений по объектам нежилого фонда, находящимся в
   собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы,
                         на 2009-2011 гг.



                        1. Общие положения


     Политика Правительства Москвы в области арендных отношений по
принадлежащим  городу  Москве объектам нежилого фонда на период до
2012 года направлена на удовлетворение потребности населения горо-
да Москвы,  некоммерческих организаций и хозяйствующих субъектов в
получении доступа к объектам нежилого фонда,  передаваемым в сроч-
ное возмездное пользование посредством проведения открытых торгов,
при соблюдении принципов социальной  поддержки  жителей  с  учетом
обеспечения  интересов города Москвы как субъекта Российской Феде-
рации.
     Арендный нежилой  фонд,  находящийся  в  собственности города
Москвы,  используется в целях обеспечения поступательного социаль-
но-экономического развития города Москвы, соблюдения принципов со-
циальной поддержки жителей Москвы, осуществления мер государствен-
ной имущественной поддержки приоритетных  видов  деятельности  хо-
зяйствующих  субъектов,  в  том  числе субъектов малого и среднего
предпринимательства, находящихся в неконкурентном секторе экономи-
ки.
     Меры государственной  имущественной  поддержки арендаторов по
использованию объектов нежилого фонда, находящихся в собственности
города Москвы,  направлены на повышение качества и увеличение объ-
емов предоставляемых населению  услуг;  содействие  становлению  и
развитию новых видов деятельности, в том числе инновационных; вос-
полнение дефицита услуг, оказываемых населению организациями и уч-
реждениями в зоне шаговой доступности; создание новых рабочих мест
по месту проживания.
     Государственная имущественная поддержка осуществляется в виде
регулирования арендной платы за  использование  объектов  нежилого
фонда, находящихся в собственности города Москвы.
     Регулирование арендной платы может осуществляться путем:
     - установления фиксированной ставки арендной платы;
     - расчета ставки арендной платы в пропорциях от величины ста-
вок, складывающихся на рынке аренды нежилых помещений аналогичного
качества и состава;
     - установления  предельного роста ставки арендной платы в пе-
риод действия договора аренды.
     Субъект Российской Федерации - город Москва в целях обеспече-
ния социально-экономического развития города и отдельных  террито-
рий  передает  в  установленном  порядке в аренду объекты нежилого
фонда,  находящиеся в собственности города  Москвы,  хозяйствующим
субъектам, осуществляющим деятельность в конкурентном секторе эко-
номики, по ставкам, складывающимся на рынке аренды нежилых помеще-
ний аналогичного качества и состава.
     Регулирование ставок арендной платы по объектам нежилого фон-
да, находящимся в собственности города Москвы, применяется ограни-
ченно,  в особых случаях,  в порядке, установленном Правительством
Москвы.
     Субъект Российской Федерации - город  Москва  применяет  меры
государственной поддержки приоритетных видов деятельности посредс-
твом:
     - формирования  специализированных  фондов нежилых помещений,
определенного качественного и количественного состава для  предос-
тавления в установленном законом порядке в аренду определенным ка-
тегориям,  в том числе на основании Перечня государственного  иму-
щества,  предназначенного для передачи в пользование субъектам ма-
лого и среднего  предпринимательства  и  организациям,  образующим
инфраструктуру  поддержки субъектов малого и среднего предпринима-
тельства;
     - применения регулирования ставок арендной платы по принадле-
жащим городу Москве объектам нежилого фонда;
     - квотирования общей площади объектов нежилого фонда, переда-
ваемого в аренду по регулируемым ставкам арендной платы.

      2. Принципы передачи в аренду объектов нежилого фонда

     Передача в аренду  объектов  нежилого  фонда,  находящихся  в
собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы,  осу-
ществляется:
     - посредством аукционного метода проведения торгов при сохра-
нении принципов открытости, гласности и равенства возможностей для
участников торгов с целью содействия здоровой конкуренции;
     - по результатам проведения аукционов и конкурсов для субъек-
тов малого и среднего предпринимательства;
     - по основаниям, определенным п.11 ст.17.1 Федерального зако-
на от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

           3. Методы установления ставок арендной платы

     За использование объектов нежилого фонда, находящихся в собс-
твенности субъекта Российской Федерации - города Москвы,  арендная
плата устанавливается в виде:
     - фиксированного (минимального) размера, утверждаемого Прави-
тельством Москвы при утверждении прогноза социально-экономического
развития города Москвы на соответствующий финансовый период;
     - ставки,  определенной  на основании заключения независимого
оценщика о рыночной величине годовой арендной платы;
     - расчетной ставки, определенной в пропорциях от величины ры-
ночной арендной платы,  установленной по  заключению  независимого
оценщика;
     - ставки арендной платы, определенной по результатам аукциона
или конкурса.

    3.1. Регулирование ставок арендной платы в период действия
                         договора аренды

     С учетом фактора инфляции в целях защиты экономических  инте-
ресов  города  Москвы  в  период действия договора аренды к ставке
арендной платы применяется индекс-дефлятор, определяемый уполномо-
ченным  государственным  органом Российской Федерации на соответс-
твующий период, по договорам аренды:
     - с рыночной ставкой арендной платы,  определенной по резуль-
татам независимой оценки;
     - со ставкой арендной платы с применением понижающего коэффи-
циента к рыночной ставке арендной платы, определенной по результа-
там независимой оценки.
     По договорам аренды,  заключенным по результатам  проведенных
аукционов  в  период до 2006 года,  на весь срок действия договора
аренды арендная плата устанавливается в соответствии с  протоколом
об  итогах аукциона.  Размер арендной платы по указанным договорам
до истечения их срока действия поправкам не подлежит.
     При заключении на новый срок договоров аренды с арендаторами,
соблюдающими условия договора аренды,  ставка арендной платы уста-
навливается  с учетом коэффициента предельной величины ограничения
роста к ранее установленной ставке.
     Стартовая (начальная) ставка арендной платы за объект нежило-
го фонда, выставляемый на специализированный конкурс, определяется
на  основании заключения независимого оценщика о рыночной величине
годовой арендной платы,  с учетом предполагаемого вида использова-
ния  нежилого  помещения и понижающих коэффициентов,  утверждаемых
Правительством Москвы,  с учетом категории арендатора  и  целевого
использования нежилого помещения.

        3.2. Арендные отношения при нарушении арендатором
                     условий договора аренды

     Департамент имущества города Москвы  -  уполномоченный  орган
исполнительной власти города Москвы по управлению имуществом,  на-
ходящимся в собственности субъекта Российской Федерации  -  города
Москвы,  осуществляет мониторинг договоров аренды в целях контроля
за использованием принадлежащего городу Москве нежилого фонда.
     Нарушением условий договора аренды считается:
     - неоплата арендатором более двух раз подряд платежа по исте-
чении установленного договором срока;
     - немотивированность неподписания арендатором в двухнедельный
срок  с момента получения уведомления о произведенном  в соответс-
твии с правовыми актами Правительства Москвы расчете ставки аренд-
ной платы (дополнительного соглашения об ее изменении);
     - несогласованная с арендодателем сдача арендованных площадей
в  субаренду или размещение сторонних организаций без согласования
с арендодателем;

     - нецелевое использование арендованного объекта нежилого фон-
да;
     - проведение  арендатором переоборудования или перепланировки
арендуемого помещения либо его части без согласования  арендодате-
ля.
     Арендатор, допустивший нарушение условий договора аренды, ут-
рачивает  преимущественное  право на заключение договора аренды на
новый срок и право на государственную имущественную поддержку.

        4. Стимулирование участия арендаторов в проведении
        капитального ремонта арендуемых нежилых помещений

     В целях  стимулирования  участия  арендаторов  в проведении с
согласия арендодателя капитального ремонта арендуемых нежилых  по-
мещений  на период проведения капитального ремонта арендуемого не-
жилого помещения (не более одного года)   и на период  окупаемости
произведенных затрат (не более трех лет) устанавливается минималь-
ная ставка арендной платы,  утвержденная Правительством  Москвы  в
установленном порядке.
     По окончании периода окупаемости на оставшийся срок  действия
договора  аренды  устанавливается ставка арендной платы за нежилое
помещение:
     - сложившаяся по результатам конкурса/аукциона до начала про-
ведения капитального ремонта;
     - указанная  в  отчете независимого оценщика о рыночной стои-
мости объекта нежилого фонда до начала проведения капитального ре-
монта.
     Срок действия договора аренды не может  быть  меньше  периода
окупаемости.

                   5. Заключительные положения

     Особенности расчета ставок арендной платы, определение прав и
обязанностей арендаторов при пользовании объектами нежилого фонда,
принадлежащими городу Москве, устанавливается Положением об управ-
лении нежилым фондом города Москвы.
     Категории групп арендаторов,  в отношении которых применяются
меры государственной имущественной поддержки, длительность периода
государственной  имущественной поддержки устанавливаются норматив-
но-правовыми актами Правительства Москвы.

                              Верно: