Градостроительный кодекс города Москвы

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Законодательство города Москвы о градостроительной деятельности

1. Законодательство города Москвы о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса и других законов города Москвы, регулирующих отношения по отдельным вопросам градостроительной деятельности.

2. Законы города Москвы и иные нормативные правовые акты города Москвы, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Статья 2. Основополагающие требования к осуществлению градостроительной деятельности в городе Москве

Градостроительная деятельность в городе Москве должна обеспечивать формирование благоприятной для жизнедеятельности человека среды в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также обеспечивать:

1) сохранение исторического и природного своеобразия территории города Москвы, особенностей ее планировочной структуры, природных и природно-антропогенных ландшафтов, природных экосистем, архитектурного облика города и городской среды;

2) гарантируемые региональными нормативами градостроительного проектирования в городе Москве (далее — региональные нормативы) социальное качество и комфорт городской среды, в том числе комплексность застройки, инженерного обеспечения, транспортного и коммунально-бытового обслуживания, благоустройства и озеленения территории, доступность для населения, включая инвалидов, социально значимых объектов обслуживания, инфраструктуры, рекреационных территорий, территорий общего пользования и общественных пространств;

3) создание градостроительных условий, благоприятных для устойчивого экономического и социального развития города Москвы, роста благосостояния, экономической самостоятельности, эффективной занятости и социальной защищенности населения города Москвы, повышения конкурентоспособности экономики города Москвы, привлечения инвестиций, эффективного использования внутренних ресурсов развития экономики города Москвы;

4) создание градостроительных условий, благоприятных для осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации, в том числе для реализации приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ, действие которых распространяется на территорию города Москвы;

5) учет взаимосвязей города Москвы и Московской области.

Статья 3. Субъекты градостроительной деятельности в городе Москве

Субъектами градостроительной деятельности в городе Москве являются:

1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, от имени которых в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции;

2) город Москва, от имени которого в градостроительных отношениях выступают органы государственной власти города Москвы в пределах своей компетенции;

3) внутригородские муниципальные образования в городе Москве (далее — муниципальные образования), от имени которых в градостроительных отношениях выступают органы местного самоуправления указанных муниципальных образований в пределах своей компетенции;

4) физические лица и их объединения, юридические лица.

Статья 4. Основные гарантии прав и законных интересов субъектов градостроительной деятельности в городе Москве

1. В целях соблюдения права человека на благоприятную среду жизнедеятельности:

1) органы государственной власти города Москвы предоставляют жителям города Москвы достоверную, своевременную и полную информацию о территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории города Москвы, о планируемом размещении и строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в городе Москве. Порядок предоставления указанной информации устанавливается настоящим Кодексом в соответствии с федеральным законодательством;

2) проекты Генерального плана города Москвы, территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки в городе Москве (далее — правила землепользования и застройки), документации по планировке территории подлежат рассмотрению на публичных слушаниях в порядке, установленном настоящим Кодексом. Результаты публичных слушаний являются основанием для внесения изменений в указанные проекты или принятия решений о нецелесообразности утверждения указанных проектов;

3) жители города Москвы и их объединения имеют право представить в органы государственной власти города Москвы предложения к проектам Генерального плана города Москвы, региональных нормативов, территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, предложения о внесении изменений в указанные документы, документацию после их утверждения;

4) Генеральный план города Москвы не подлежит утверждению без положительного заключения государственной экспертизы. Территориальные и отраслевые схемы, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории, не соответствующие Генеральному плану города Москвы, техническим регламентам, законодательству в области охраны окружающей среды, в области охраны объектов культурного наследия, региональным нормативам, не подлежат утверждению, а утвержденные не подлежат применению в соответствующей части. Территориальные и отраслевые схемы, документация по планировке территории, не соответствующие правилам землепользования и застройки, не подлежат утверждению, а утвержденные не подлежат применению в соответствующей части;

5) при проектировании и строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства создание самовольных построек не допускается. В случаях, установленных федеральным законодательством и настоящим Кодексом:

а) проводится государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий;

б) проводится негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий;

в) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое не подлежит выдаче без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации;

г) при строительстве, реконструкции, а также в случаях, установленных федеральным законодательством, при капитальном ремонте объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор;

д) ввод в эксплуатацию, постановка на государственный учет построенного объекта капитального строительства осуществляются на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое не подлежит выдаче в случае несоответствия объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, проектной документации.

2. При осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве государственные нужды Российской Федерации, государственные нужды города Москвы в развитии и размещении объектов федерального, регионального значения обеспечиваются в соответствии с федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Кодексом, законом города Москвы о Генеральном плане города Москвы и иными законами города Москвы.

3. При осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве органы местного самоуправления муниципальных образований участвуют в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, представляют в органы исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам градостроительной деятельности.

4. Физическим и юридическим лицам — застройщикам гарантируется право на беспрепятственное осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

5. При осуществлении градостроительной деятельности права и законные интересы физических и юридических лиц — правообладателей земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений обеспечиваются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и иным законодательством.

6. Профессиональная деятельность в области градостроительного проектирования, инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства осуществляется исключительно юридическими или физическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации к квалификации лиц, осуществляющих указанные виды работ.

7. Органы исполнительной власти города Москвы реализуют свои полномочия в области градостроительной деятельности во взаимодействии с объединениями граждан (включая объединения граждан и саморегулируемые организации, объединяющие профессиональных участников градостроительной деятельности), обеспечивают их участие в обсуждении градостроительных решений в порядке, установленном настоящим Кодексом.

8. Нарушение прав и законных интересов субъектов градостроительной деятельности в городе Москве вследствие несоблюдения требований законодательства города Москвы о градостроительной деятельности влечет за собой дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

9. Вред, причиненный физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, подлежит возмещению в соответствии с законодательством.

Статья 5. Градостроительное проектирование

1. В целях настоящего Кодекса градостроительным проектированием является профессиональная деятельность физических и юридических лиц по разработке проектов:

1) документа территориального планирования города Москвы — Генерального плана города Москвы;

2) территориальных и отраслевых схем;

3) правил землепользования и застройки;

4) документации по планировке территории.

2. Органы государственной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Кодексом и иными законами города Москвы осуществляют государственное управление и регулирование в области градостроительного проектирования, утверждают региональные нормативы, определяют состав, требования к содержанию и порядок разработки проектов, указанных в части 1 настоящей статьи.

3. Профессиональные квалификационные и иные требования к лицам, являющимся заказчиками, исполнителями, разработчиками проектов, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 6. Полномочия Московской городской Думы в области градостроительной деятельности

1. К полномочиям Московской городской Думы в области градостроительной деятельности относятся:

1) утверждение Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы, определение порядка его реализации;

2) утверждение норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве, изменений норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве;

3) утверждение правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки;

4) иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Кодексом и иными законами города Москвы к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы.

2. Утверждение указанных в настоящей статье документов осуществляется путем принятия Московской городской Думой соответствующих законов города Москвы.

Статья 7. Полномочия Правительства Москвы в области градостроительной деятельности

К полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относятся:

1) организация разработки проекта Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы, подготовка их для внесения на утверждение Московской городской Думой;

2) организация разработки проектов региональных нормативов, изменений региональных нормативов, подготовка проекта норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве для внесения на утверждение Московской городской Думой, утверждение инструкций по градостроительному проектированию в городе Москве;

3) организация разработки проектов правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки и подготовка их для внесения на утверждение Московской городской Думой;

4) организация разработки и утверждение плана реализации Генерального плана города Москвы, выполнение в соответствии с Генеральным планом города Москвы городских программ в области развития, реорганизации, комплексного благоустройства территорий, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

5) организация разработки и утверждение территориальных и отраслевых схем;

6) утверждение документации по планировке территорий;

7) организация в соответствии с федеральным законодательством проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования города Москвы, проектной документации и результатов инженерных изысканий, организация выдачи разрешений на строительство, осуществления государственного строительного надзора, выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;

8) предоставление разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

9) определение полномочий в области градостроительной деятельности подведомственных Правительству Москвы органов исполнительной власти города Москвы;

10) иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Кодексом и иными законами города Москвы к компетенции Правительства Москвы.

Статья 8. Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры

1. Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры (далее — орган, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры), является подведомственным Правительству Москвы органом исполнительной власти города Москвы, обеспечивающим реализацию государственной политики города Москвы в области градостроительного проектирования и формирования архитектурно-художественного облика города Москвы.

2. Задачами органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, являются:

1) обеспечение по поручению Правительства Москвы разработки и представления в Правительство Москвы проектов:

а) законов города Москвы в области градостроительной деятельности и формирования архитектурно-художественного облика города Москвы;

б) Генерального плана города Москвы, плана реализации Генерального плана города Москвы;

в) региональных нормативов;

г) территориальных и отраслевых схем;

д) правил землепользования и застройки;

е) документации по планировке территории;

2) формирование и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве, геодезической и картографической основы территории города Москвы, фонда материалов и данных инженерных изысканий в городе Москве;

3) обеспечение работы Архитектурного совета города Москвы, подготовка и выдача на основании решений Архитектурного совета города Москвы свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительных решений архитектурных объектов;

4) иные задачи, определенные настоящим Кодексом и положением об органе, уполномоченном в области градостроительного проектирования и архитектуры.

3. Положение об органе, уполномоченном в области градостроительного проектирования и архитектуры, утверждает Правительство Москвы.

4. Руководитель органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, является главным архитектором города Москвы, председателем Архитектурного совета города Москвы. Положение о главном архитекторе города Москвы, положение об Архитектурном совете города Москвы утверждает Мэр Москвы.

Статья 9. Городская и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве

1. По вопросам градостроительства, землепользования и застройки в городе Москве Правительство Москвы создает постоянно действующие межведомственные совещательные органы при Правительстве Москвы — городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки (далее — городская комиссия) и окружные (в административных округах города Москвы) комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки (далее — окружные комиссии).

2. Задачами городской и окружных комиссий являются:

1) организация и координация подготовки в органах исполнительной власти города Москвы проектов решений Правительства Москвы в области градостроительной деятельности, в том числе о:

а) Генеральном плане города Москвы, плане реализации Генерального плана города Москвы;

б) региональных нормативах;

в) территориальных и отраслевых схемах;

г) правилах землепользования и застройки;

д) документации по планировке территорий;

е) предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

2) организация и координация взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с жителями города Москвы и их объединениями, с органами местного самоуправления муниципальных образований, с правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе посредством:

а) информирования о градостроительной деятельности;

б) проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности;

в) рассмотрения предложений по вопросам градостроительной деятельности;

г) проведения консультаций по вопросам градостроительной деятельности;

д) досудебного рассмотрения конфликтных ситуаций и разрешения споров, возникающих при осуществлении градостроительной деятельности;

3) иные задачи, определенные настоящим Кодексом, положениями о городской и окружных комиссиях.

3. В состав городской и окружных комиссий должны входить представители органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, представители территориальных органов исполнительной власти города Москвы, представители отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих отдельные полномочия в области градостроительной деятельности.

4. В состав городской комиссии должны входить депутаты Московской городской Думы. Численность депутатов Московской городской Думы в составе городской комиссии определяется положением о городской комиссии. Депутаты Московской городской Думы включаются в состав городской комиссии на основании решения Московской городской Думы.

5. В состав окружных комиссий должны входить депутаты муниципальных собраний каждого муниципального образования, созданного на территории соответствующего административного округа города Москвы. Численность депутатов муниципальных собраний муниципальных образований в составе окружных комиссий определяется положением об окружных комиссиях. Депутаты муниципальных собраний муниципальных образований включаются в состав окружных комиссий на основании решения муниципального Собрания соответствующего муниципального образования.

6. Положения о городской комиссии, окружных комиссиях и их состав утверждаются Правительством Москвы.

Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в области градостроительной деятельности

1. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения в области градостроительной деятельности устанавливаются законом города Москвы об организации местного самоуправления в городе Москве.

2. Органы местного самоуправления муниципальных образований могут наделяться законами города Москвы отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) в области градостроительной деятельности.

 

Содержание документа