Градостроительный кодекс города Москвы
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Законодательство города Москвы о градостроительной деятельности
1. Законодательство города Москвы о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса и других законов города Москвы, регулирующих отношения по отдельным вопросам градостроительной деятельности.
2. Законы города Москвы и иные нормативные правовые акты города Москвы, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Статья 2. Основополагающие требования к осуществлению градостроительной деятельности в городе Москве
Градостроительная деятельность в городе Москве должна обеспечивать формирование благоприятной для жизнедеятельности человека среды в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также обеспечивать:
1) сохранение исторического и природного своеобразия территории города Москвы, особенностей ее планировочной структуры, природных и природно-антропогенных ландшафтов, природных экосистем, архитектурного облика города и городской среды;
2) гарантируемые региональными нормативами градостроительного проектирования в городе Москве (далее — региональные нормативы) социальное качество и комфорт городской среды, в том числе комплексность застройки, инженерного обеспечения, транспортного и коммунально-бытового обслуживания, благоустройства и озеленения территории, доступность для населения, включая инвалидов, социально значимых объектов обслуживания, инфраструктуры, рекреационных территорий, территорий общего пользования и общественных пространств;
3) создание градостроительных условий, благоприятных для устойчивого экономического и социального развития города Москвы, роста благосостояния, экономической самостоятельности, эффективной занятости и социальной защищенности населения города Москвы, повышения конкурентоспособности экономики города Москвы, привлечения инвестиций, эффективного использования внутренних ресурсов развития экономики города Москвы;
4) создание градостроительных условий, благоприятных для осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации, в том числе для реализации приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ, действие которых распространяется на территорию города Москвы;
5) учет взаимосвязей города Москвы и Московской области.
Статья 3. Субъекты градостроительной деятельности в городе Москве
Субъектами градостроительной деятельности в городе Москве являются:
1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, от имени которых в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции;
2) город Москва, от имени которого в градостроительных отношениях выступают органы государственной власти города Москвы в пределах своей компетенции;
3) внутригородские муниципальные образования в городе Москве (далее — муниципальные образования), от имени которых в градостроительных отношениях выступают органы местного самоуправления указанных муниципальных образований в пределах своей компетенции;
4) физические лица и их объединения, юридические лица.
Статья 4. Основные гарантии прав и законных интересов субъектов градостроительной деятельности в городе Москве
1. В целях соблюдения права человека на благоприятную среду жизнедеятельности:
1) органы государственной власти города Москвы предоставляют жителям города Москвы достоверную, своевременную и полную информацию о территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории города Москвы, о планируемом размещении и строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в городе Москве. Порядок предоставления указанной информации устанавливается настоящим Кодексом в соответствии с федеральным законодательством;
2) проекты Генерального плана города Москвы, территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки в городе Москве (далее — правила землепользования и застройки), документации по планировке территории подлежат рассмотрению на публичных слушаниях в порядке, установленном настоящим Кодексом. Результаты публичных слушаний являются основанием для внесения изменений в указанные проекты или принятия решений о нецелесообразности утверждения указанных проектов;
3) жители города Москвы и их объединения имеют право представить в органы государственной власти города Москвы предложения к проектам Генерального плана города Москвы, региональных нормативов, территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, предложения о внесении изменений в указанные документы, документацию после их утверждения;
4) Генеральный план города Москвы не подлежит утверждению без положительного заключения государственной экспертизы. Территориальные и отраслевые схемы, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории, не соответствующие Генеральному плану города Москвы, техническим регламентам, законодательству в области охраны окружающей среды, в области охраны объектов культурного наследия, региональным нормативам, не подлежат утверждению, а утвержденные не подлежат применению в соответствующей части. Территориальные и отраслевые схемы, документация по планировке территории, не соответствующие правилам землепользования и застройки, не подлежат утверждению, а утвержденные не подлежат применению в соответствующей части;
5) при проектировании и строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства создание самовольных построек не допускается. В случаях, установленных федеральным законодательством и настоящим Кодексом:
а) проводится государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий;
б) проводится негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий;
в) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое не подлежит выдаче без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации;
г) при строительстве, реконструкции, а также в случаях, установленных федеральным законодательством, при капитальном ремонте объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор;
д) ввод в эксплуатацию, постановка на государственный учет построенного объекта капитального строительства осуществляются на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое не подлежит выдаче в случае несоответствия объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, проектной документации.
2. При осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве государственные нужды Российской Федерации, государственные нужды города Москвы в развитии и размещении объектов федерального, регионального значения обеспечиваются в соответствии с федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Кодексом, законом города Москвы о Генеральном плане города Москвы и иными законами города Москвы.
3. При осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве органы местного самоуправления муниципальных образований участвуют в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, представляют в органы исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам градостроительной деятельности.
4. Физическим и юридическим лицам — застройщикам гарантируется право на беспрепятственное осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
5. При осуществлении градостроительной деятельности права и законные интересы физических и юридических лиц — правообладателей земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений обеспечиваются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и иным законодательством.
6. Профессиональная деятельность в области градостроительного проектирования, инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства осуществляется исключительно юридическими или физическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации к квалификации лиц, осуществляющих указанные виды работ.
7. Органы исполнительной власти города Москвы реализуют свои полномочия в области градостроительной деятельности во взаимодействии с объединениями граждан (включая объединения граждан и саморегулируемые организации, объединяющие профессиональных участников градостроительной деятельности), обеспечивают их участие в обсуждении градостроительных решений в порядке, установленном настоящим Кодексом.
8. Нарушение прав и законных интересов субъектов градостроительной деятельности в городе Москве вследствие несоблюдения требований законодательства города Москвы о градостроительной деятельности влечет за собой дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
9. Вред, причиненный физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, подлежит возмещению в соответствии с законодательством.
Статья 5. Градостроительное проектирование
1. В целях настоящего Кодекса градостроительным проектированием является профессиональная деятельность физических и юридических лиц по разработке проектов:
1) документа территориального планирования города Москвы — Генерального плана города Москвы;
2) территориальных и отраслевых схем;
3) правил землепользования и застройки;
4) документации по планировке территории.
2. Органы государственной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Кодексом и иными законами города Москвы осуществляют государственное управление и регулирование в области градостроительного проектирования, утверждают региональные нормативы, определяют состав, требования к содержанию и порядок разработки проектов, указанных в части 1 настоящей статьи.
3. Профессиональные квалификационные и иные требования к лицам, являющимся заказчиками, исполнителями, разработчиками проектов, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 6. Полномочия Московской городской Думы в области градостроительной деятельности
1. К полномочиям Московской городской Думы в области градостроительной деятельности относятся:
1) утверждение Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы, определение порядка его реализации;
2) утверждение норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве, изменений норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве;
3) утверждение правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки;
4) иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Кодексом и иными законами города Москвы к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы.
2. Утверждение указанных в настоящей статье документов осуществляется путем принятия Московской городской Думой соответствующих законов города Москвы.
Статья 7. Полномочия Правительства Москвы в области градостроительной деятельности
К полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относятся:
1) организация разработки проекта Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы, подготовка их для внесения на утверждение Московской городской Думой;
2) организация разработки проектов региональных нормативов, изменений региональных нормативов, подготовка проекта норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве для внесения на утверждение Московской городской Думой, утверждение инструкций по градостроительному проектированию в городе Москве;
3) организация разработки проектов правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки и подготовка их для внесения на утверждение Московской городской Думой;
4) организация разработки и утверждение плана реализации Генерального плана города Москвы, выполнение в соответствии с Генеральным планом города Москвы городских программ в области развития, реорганизации, комплексного благоустройства территорий, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
5) организация разработки и утверждение территориальных и отраслевых схем;
6) утверждение документации по планировке территорий;
7) организация в соответствии с федеральным законодательством проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования города Москвы, проектной документации и результатов инженерных изысканий, организация выдачи разрешений на строительство, осуществления государственного строительного надзора, выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;
8) предоставление разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
9) определение полномочий в области градостроительной деятельности подведомственных Правительству Москвы органов исполнительной власти города Москвы;
10) иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Кодексом и иными законами города Москвы к компетенции Правительства Москвы.
Статья 8. Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры
1. Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры (далее — орган, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры), является подведомственным Правительству Москвы органом исполнительной власти города Москвы, обеспечивающим реализацию государственной политики города Москвы в области градостроительного проектирования и формирования архитектурно-художественного облика города Москвы.
2. Задачами органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, являются:
1) обеспечение по поручению Правительства Москвы разработки и представления в Правительство Москвы проектов:
а) законов города Москвы в области градостроительной деятельности и формирования архитектурно-художественного облика города Москвы;
б) Генерального плана города Москвы, плана реализации Генерального плана города Москвы;
в) региональных нормативов;
г) территориальных и отраслевых схем;
д) правил землепользования и застройки;
е) документации по планировке территории;
2) формирование и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве, геодезической и картографической основы территории города Москвы, фонда материалов и данных инженерных изысканий в городе Москве;
3) обеспечение работы Архитектурного совета города Москвы, подготовка и выдача на основании решений Архитектурного совета города Москвы свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительных решений архитектурных объектов;
4) иные задачи, определенные настоящим Кодексом и положением об органе, уполномоченном в области градостроительного проектирования и архитектуры.
3. Положение об органе, уполномоченном в области градостроительного проектирования и архитектуры, утверждает Правительство Москвы.
4. Руководитель органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, является главным архитектором города Москвы, председателем Архитектурного совета города Москвы. Положение о главном архитекторе города Москвы, положение об Архитектурном совете города Москвы утверждает Мэр Москвы.
Статья 9. Городская и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве
1. По вопросам градостроительства, землепользования и застройки в городе Москве Правительство Москвы создает постоянно действующие межведомственные совещательные органы при Правительстве Москвы — городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки (далее — городская комиссия) и окружные (в административных округах города Москвы) комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки (далее — окружные комиссии).
2. Задачами городской и окружных комиссий являются:
1) организация и координация подготовки в органах исполнительной власти города Москвы проектов решений Правительства Москвы в области градостроительной деятельности, в том числе о:
а) Генеральном плане города Москвы, плане реализации Генерального плана города Москвы;
б) региональных нормативах;
в) территориальных и отраслевых схемах;
г) правилах землепользования и застройки;
д) документации по планировке территорий;
е) предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
2) организация и координация взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с жителями города Москвы и их объединениями, с органами местного самоуправления муниципальных образований, с правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе посредством:
а) информирования о градостроительной деятельности;
б) проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности;
в) рассмотрения предложений по вопросам градостроительной деятельности;
г) проведения консультаций по вопросам градостроительной деятельности;
д) досудебного рассмотрения конфликтных ситуаций и разрешения споров, возникающих при осуществлении градостроительной деятельности;
3) иные задачи, определенные настоящим Кодексом, положениями о городской и окружных комиссиях.
3. В состав городской и окружных комиссий должны входить представители органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, представители территориальных органов исполнительной власти города Москвы, представители отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих отдельные полномочия в области градостроительной деятельности.
4. В состав городской комиссии должны входить депутаты Московской городской Думы. Численность депутатов Московской городской Думы в составе городской комиссии определяется положением о городской комиссии. Депутаты Московской городской Думы включаются в состав городской комиссии на основании решения Московской городской Думы.
5. В состав окружных комиссий должны входить депутаты муниципальных собраний каждого муниципального образования, созданного на территории соответствующего административного округа города Москвы. Численность депутатов муниципальных собраний муниципальных образований в составе окружных комиссий определяется положением об окружных комиссиях. Депутаты муниципальных собраний муниципальных образований включаются в состав окружных комиссий на основании решения муниципального Собрания соответствующего муниципального образования.
6. Положения о городской комиссии, окружных комиссиях и их состав утверждаются Правительством Москвы.
Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в области градостроительной деятельности
1. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения в области градостроительной деятельности устанавливаются законом города Москвы об организации местного самоуправления в городе Москве.
2. Органы местного самоуправления муниципальных образований могут наделяться законами города Москвы отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) в области градостроительной деятельности.
Содержание документа
- Глава 1. Общие положения (Статьи 1—10)
- Статья 1. Законодательство города Москвы о градостроительной деятельности
- Статья 2. Основополагающие требования к осуществлению градостроительной деятельности в городе Москве
- Статья 3. Субъекты градостроительной деятельности в городе Москве
- Статья 4. Основные гарантии прав и законных интересов субъектов градостроительной деятельности в городе Москве
- Статья 5. Градостроительное проектирование
- Статья 6. Полномочия Московской городской Думы в области градостроительной деятельности
- Статья 7. Полномочия Правительства Москвы в области градостроительной деятельности
- Статья 8. Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры
- Статья 9. Городская и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве
- Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в области градостроительной деятельности
- Глава 2. Объекты градостроительной деятельности в городе Москве (Статьи 11—18)
- Статья 11. Виды объектов градостроительной деятельности в городе Москве
- Статья 12. Объекты градостроительной деятельности федерального значения
- Статья 13. Объекты градостроительной деятельности регионального значения
- Статья 14. Типологические характеристики и параметры использования, назначения территории
- Статья 15. Типы и виды функционального использования, назначения территории
- Статья 16. Типы и виды строительного использования, назначения территории
- Статья 17. Типы и виды ландшафтного использования, назначения территории
- Статья 18. Установление типов и видов функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий
- Глава 3. Региональные нормативы (Статьи 19—22)
- Статья 19. Общие положения о региональных нормативах
- Статья 20. Содержание норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве
- Статья 21. Содержание инструкций по градостроительному проектированию в городе Москве
- Статья 22. Разработка, согласование, утверждение, введение в действие, изменение региональных нормативов
- Глава 4. Территориальное планирование в городе Москве. Генеральный план города Москвы (Статьи 23—27)
- Статья 23. Общие положения о территориальном планировании в городе Москве
- Статья 24. Состав и содержание Генерального плана города Москвы
- Статья 25. Состав и содержание материалов по обоснованию проекта Генерального плана города Москвы
- Статья 26. Порядок разработки, согласования и утверждения Генерального плана города Москвы
- Статья 27. Государственная экспертиза проекта Генерального плана города Москвы
- Глава 5. Реализация Генерального плана города Москвы (Статьи 28—30)
- Глава 6. Территориальные и отраслевые схемы (Статьи 31—33)
- Глава 7. Градостроительное зонирование территории города Москвы, правила землепользования и застройки (Статьи 34—37)
- Статья 34. Градостроительное зонирование территории города Москвы
- Статья 35. Содержание правил землепользования и застройки
- Статья 36. Разработка, рассмотрение, утверждение правил землепользования и застройки, внесение изменений в правила землепользования и застройки
- Статья 37. Утратила силу
- Глава 8. Планировка территории в городе Москве (Статьи 38—44)
- Статья 38. Общие положения о планировке территории
- Статья 39. Содержание проекта планировки территории
- Статья 40. Разработка, согласование и утверждение проекта планировки территории
- Статья 41. Содержание проекта межевания территории
- Статья 42. Разработка, согласование и утверждение проектов межевания территории
- Статья 43. Градостроительные планы земельных участков
- Статья 44. Особенности разработки градостроительных планов земельных участков, предназначенных для размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства на не подлежащих реорганизации жилых территориях
- Глава 9. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства в городе Москве. Размещение объектов благоустройства территории в городе Москве (Статьи 45—50)
- Статья 45. Общие положения
- Статья 46. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
- Статья 47. Архитектурно-строительное проектирование
- Статья 48. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. Негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий
- Статья 49. Разрешения на строительство, разрешения на размещение объектов благоустройства территории
- Статья 50. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства
- Глава 10. Особенности градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях в городе Москве (Статьи 51—57)
- Статья 51. Общие положения
- Статья 52. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий
- Статья 53. Установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий
- Статья 54. Обеспечение сбалансированности развития особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий и иных видов территорий в городе Москве
- Статья 55. Особенности регулирования градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях
- Статья 56. Особенности планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий
- Статья 57. Особенности архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях
- Глава 11. Особенности градостроительной деятельности на территориях объектов культурного наследия, в зонах охраны объектов культурного наследия, в исторических зонах (Статьи 58—65)
- Статья 58. Общие положения
- Статья 59. Историко-культурный опорный план территории города Москвы
- Статья 60. Планирование сохранения и развития территорий объектов культурного наследия, территорий зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон
- Статья 61. Особенности региональных нормативов на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон
- Статья 62. Ограничения градостроительной деятельности на территориях объектов культурного наследия, на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон
- Статья 63. Особенности планировки территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах
- Статья 64. Обеспечение сохранения исторически сложившегося силуэта города Москвы
- Статья 65. Особенности архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон
- Глава 12. Взаимодействие при осуществлении градостроительной деятельности органов исполнительной власти города Москвы с жителями города Москвы и их объединениями, с органами местного самоуправления, с правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства (Статьи 66—70)
- Статья 66. Общие положения
- Статья 67. Информирование жителей города Москвы о градостроительной деятельности
- Статья 68. Публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности в городе Москве
- Статья 69. Рассмотрение предложений жителей города Москвы и их объединений, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц по вопросам градостроительной деятельности
- Статья 70. Рассмотрение градостроительных решений совещательными органами по вопросам градостроительной деятельности
- Глава 13. Информационная система обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве (Статьи 71—74)
- Статья 71. Общие положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве
- Статья 72. Состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве
- Статья 73. Состав дополнительных разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве
- Статья 74. Сводный план регулирования использования территории города Москвы
- Глава 14. Ответственность за нарушение законодательства города Москвы о градостроительной деятельности (Статья 75)
- Глава 15. Заключительные и переходные положения (Статьи 76—78)
- Статья 76. Вступление в силу настоящего Кодекса
- Статья 77. Признание утратившими силу законов города Москвы
- Статья 78. Переходные положения