Нагорный район
История
Нижние Котлы
На территории этого московского района когда-то располагались два соседних селения — Верхние и Нижние Котлы. О первом из них будет рассказано в очерке о районе Котловка Юго-Западного округа. Здесь же представляется целесообразным осветить судьбу Нижних Котлов, история которых, несмотря на близкое соседство, развивалась отлично от Верхних Котлов.
Первые сведения о Нижних Котлах относятся к 70-м годам XVII в. Деревня возникла на дворцовых землях Коломенской волости на Большой Серпуховской дороге. Несомненно, что главной причиной её образования стало получение выгод от интенсивного торгового движения по одной из важнейших торговых трасс Русского государства. В Москву из южных районов страны двигались многочисленные обозы, путники, которым необходим был приют, а также помощь при дорожных поломках. Деревня была небольшой: в 70-е годы XVII в. в ней насчитывалось 12 дворов, а по данным 1811 г., проживало 17 семей (69 мужчин). В Дворцовом ведомстве она оставалась на протяжении почти двух столетий и в 1797 г. значилась в Коломенском приказе Цельного ведомства.
Любопытной деталью местной жизни стал эпизод, когда в 1775 г. во время празднования Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией для встречи армии победителя фельдмаршала П.А. Румянцева на Серпуховской дороге были выстроены триумфальные арки. Одна из них располагалась непосредственно близ Нижних Котлов.
В середине XIX в. в деревне значилось 32 двора, в которых проживали 127 мужчин и 135 женщин. Условия отмены крепостного права в Нижних Котлах были достаточно типичными для ближайшего Подмосковья, и крестьянам необходимо было ещё долгие годы выплачивать по 3 рубля 68 копеек выкупных платежей с каждой ревизской души за свой земельный надел. Благодаря тому что селение находилось на Серпуховской дороге, крестьяне активно продолжали заниматься извозом. Однако последовавшая вскоре постройка Курской железной дороги нанесла серьезный удар по этому виду промысла.
В поисках заработка местные крестьяне начинают искать новые источники доходов. Одним из них стал дачный промысел.
Среди здешних дачников встречались и знаменитости. С 1891 г., отстроив, по его собственному выражению, «избушку на курьих ножках», обитателем Нижних Котлов стал художник В.В. Верещагин (1842—1904), проживший здесь последние годы своей жизни. В Москве В.В. Верещагин решил поселиться, когда задумал цикл картин об Отечественной войне 1812 г. Ради необходимого для спокойной работы уединения художник приобрёл в долгосрочную аренду у Цельного ведомства участок земли площадью в 2,5 десятины, лежавший в 1,5 километрах от Нижних Котлов по Нагатинскому шоссе (ныне Нагатинская ул.). Здесь им на высоком холме была выстроена усадьба, в которую входило три строения: главное здание с пристроенной кухней, делившееся на жилую часть и зимнюю мастерскую художника, высотой в два этажа; одноэтажный флигель, где располагались конюшня, каретник и коровник; домик для служащих с баней. Все здания были построены из мачтовых сосновых брёвен, на кирпичных фундаментах. К северной стене главного здания примыкала летняя мастерская из трёх отдельных помещений. За годы жизни в Нижних Котлах художником были написаны серия из 20 картин об Отечественной войне 1812 г., картины об испано-американской войне 1898 г. и ряд других. Вся усадьба была окружена глухим забором. Здесь же находились сад, огород, посадки картофеля, овса, так как из-за удалённости от Москвы и пустынности места обитателям усадьбы приходилось самим обеспечивать себя необходимыми продуктами. Именно отсюда художник отправился в своё последнее путешествие на Дальний Восток, где был застигнут начавшейся военной кампанией, принял участие в боях и погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца «Петропавловск». После гибели В.В. Верещагина, по воспоминаниям его сына, из-за невозможности содержать обширное хозяйство усадьба была оставлена, а строения проданы на слом фабриканту К. Веберу.
Но дачный промысел здесь развивался недолго. На рубеже XIX- XX вв. город активно наступал на соседние пригородные селения. В этих условиях крестьяне предпочитают не заниматься сельским хозяйством, а с выгодой продать свои участки под строительство заводов и фабрик. В это время в районе Нижних Котлов возникают кирпичный завод Торгового дома Помеловых (1898), лако-красильные фабрики М. Залеткиной (1903) и И. Гвоздева (1907), кожевенно-сыромятная фабрика Зайцева и хлопкоотбельная фабрика К. Вебера, на базе которой позднее была устроена химико-фармацевтическая фабрика «Товарищества В.К. Феррейн» (во главе её стоял владелец известной московской аптеки «магистр фармацевтики» В.К. Феррейн). Образовалась обширная «промзона», а рядом с ней населенная фабричным людом Нижнекотловская слобода.
В конце XIX — начале XX в. здешние места приобрели недобрую славу. Близость к первопрестольной и в то же время неподведомственность территории московской полиции, отсутствие освещения в тёмное время, наличие обширной системы пещер, образовавшихся при разработке гравия для подсыпки Серпуховского шоссе, где можно было легко укрыться, множество трактиров способствовали скоплению здесь различных криминальных элементов. Они отдыхали тут после своих «тёмных» московских дел и грабили одиноких прохожих и проезжих. Только в 1906 г., числясь в Московском уезде, Нижние Котлы частично перешли в ведение московской полиции.
В 1930-е годы Нижние Котлы вошли в состав города, и с тех пор их судьба стала частью истории российской столицы.
По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».
История районов Южного округа Москвы
Районы ЮАО: Восточное Бирюлёво, Западное Бирюлёво, Братеево, Даниловский, Донской, Зябликово, Москворечье-Сабурово, Нагатино-Садовники, Нагатинский затон, Нагорный, Северное Орехово-Борисово, Южное Орехово-Борисово, Царицыно, Северное Чертаново, Центральное Чертаново и Южное Чертаново.