Район Внуково
История
Своё название этот район получил от небольшой подмосковной деревушки Внуково. В свою очередь, она получила своё имя в XVI в. от своих первых владельцев. На рубеже XV-XVI вв. московские князья завершают объединение русских земель. В 1514 г. великий князь Василий III в результате войны с Великим княжеством Литовским сумел присоединить к московским владениям старинный русский город Смоленск. С этого времени на службу в российскую столицу переходят потомки смоленских князей. Когда-то, в XII-XIV вв., в период независимости Смоленского княжества, они были могущественными хозяевами своей земли, но за три столетия полностью измельчили свои владения, а некоторые из их потомков даже утеряли княжеский титул. Одним из них был Семён Григорьевич, по прозвищу Внук. Сведений о нём сохранилось немного — известно лишь, что в 1524 г. он был воеводой в Муроме. За свою службу он получил небольшой участок земли под Москвой, поселил на ней крестьян, и возникшая таким образом деревня получила по его прозвищу название Внуково.
Изварино
Первые подробные сведения об этой местности сохранились лишь начиная с первой половины XVII в. Центром здешней округи был старинный погост с церковью Ильи Пророка, уничтоженный в Смутное время, возле которого располагалась деревня Изварино, память о которой сохранилась и поныне в наименовании Изваринской улицы. В1627 г. она значится как поместье Ивана Васильевича Биркина, принадлежавшее ещё его отцу Василию Петровичу. В деревушке стоял всего один помещичий двор, где жили дворовые люди помещика.
Биркины являлись старинным родом рязанских бояр. После ликвидации независимости Рязанского княжества в первой четверти XVI в. они переходят на службу в Москву, но особо видных постов не занимают. Первый документально известный владелец Изварина — Василий Петрович Биркин в конце XVI в. служил в незначительной должности городового головы. Наиболее значительным эпизодом его службы стал случай в 1584 г., когда ему было поручено встретить на Дону возвращавшихся из Константинополя русских послов. Ряд донских казаков был недоволен переговорами Москвы с турками — последние требовали от казаков прекращения военных походов. Поэтому казаки обдумывали мысль о том, чтобы перехватить на обратном пути московских послов. Это стало известно в Москве, и Биркину было поручено схватить главных зачинщиков. Но хотя это ему не удалось, он всё же сумел выполнить главное задание и проводил послов до Москвы. Его сыну Ивану Васильевичу удалось сделать более удачную карьеру. Помог ему в этом случай. В 1619 г. он был отправлен для переговоров с поляками относительно обмена пленными после заключенного перемирия. Среди оказавшихся в польском плену был и патриарх Филарет, отец царя Михаила Романова. Биркин Филарету понравился — вместе с ним патриарх доехал до Москвы, а через несколько лет Иван Васильевич становится патриаршим дворецким и в этом качестве заведовал всем хозяйством патриарха. Позднее, уже после смерти Филарета, он служит воеводой, а под конец жизни достигает чина думного дворянина.
В начале 40-х годов XVII в. Изварино достается представителю третьего поколения рода — Самойле Ивановичу Биркину. Служить он начал у патриарха по протекции отца, затем воеводствовал в различных городах. Он скончался в 1646 г., а вскоре владельцем этих земель, проданных из поместья в вотчину, стал Михаил Алексеевич Ртищев.
Судьба Ртищева была довольно любопытна. Он родился в последней четверти XVI в., успел принять участие в событиях Смутного времени начала XVII в., сражался под предводительством знаменитого князя Д.М. Пожарского, участвовал в войне 1632 г. с Польшей, был воеводой. Казалось бы, к середине века, с восшествием на престол молодого царя Алексея Михайловича, его карьера должна была закончиться, а сам Ртищев уйти на заслуженный покой. Но всё произошло с точностью до наоборот. В середине июля 1645 г. состоялась торжественная коронация царя, а в конце августа Ртищева специальным царским указом вызывают из Тулы в Москву. Михаил Алексеевич был в определённом затруднении — с новым царем он был знаком мало и терялся в объяснении причины своего вызова. Все разъяснилось при личной встрече с государем. Царь нуждался в помощниках, и кто-то из придворных порекомендовал ему Ртищева, известного своей честностью. Это было для монарха главным, и вскоре Ртищев становится царским постельничим, а позже получает чин окольничего. Сохранилась своего рода должностная инструкция постельничего, из которой мы узнаем, что среди многочисленных его обязанностей была и та, что он, будучи постоянно при царе, не должен был посвящать посторонних в царские «думы», т.е. готовящиеся проекты указов, распоряжений, другие документы, которые могли стать ему известны.
Село Изварино в 1650 г. перешло в качестве приданого к дочери Ртищева Анне Михайловне. Личная жизнь её сложилась неудачно. Она вышла замуж за Вонифатия Вельяминова, далекого потомка первых московских тысяцких, но прожила в браке с ним всего год — её муж был убит собственными крестьянами, после чего она осталась вдовой. Спустя двадцать лет она продала Изварино степенному ключнику Якову Петровичу Булычёву. При нём здесь была выстроена новая церковь во имя Ильи Пророка, и деревня превратилась в село. Но Булычёв владел им всего шесть лет и вынужден был уступить имение царю Фёдору Алексеевичу, который в 1676 г. жалует Изварино и ряд соседних деревень, купленных у других владельцев, боярину князю Фёдору Фёдоровичу Куракину. При нём здесь в 1678 г. значились усадьба вотчинника, скотный и конюшенный дворы, семь крестьянских дворов.
Князь Фёдор Фёдорович Куракин служил при царе Алексее Михайловиче и за участие в польской войне в 1660 г. получил боярство и богатые подарки: дорогую шубу, кубок, прибавку к денежному жалованью и огромную сумму денег для покупки вотчины. Позднее он стал дядькой старшего сына царя — царевича Фёдора и в этом качестве был неизменным его спутником во всех поездках. Сухие строчки документов мало что дают для понимания характера человека из давно ушедшей эпохи. Но порой встречаются факты, которые позволяют рельефно представить себе черты образа того или иного исторического персонажа. Сохранилось одно дело, из которого выясняется, что 30 мая 1675 г. князя Ф.Ф. Куракина посадили под домашний арест. За что? Оказывается, он увлекался загадочным и таинственным и на своем дворе держал бабку, которая гадала и ворожила. Царь Алексей Михайлович этих увлечений не поощрял и даже боролся с ними, за что Куракин и пострадал. С воцарением Фёдора Куракин становится одним из ближайших к нему лиц, но особой роли не занимал, да и не стремился занимать.
В 1683 г. Ф.Ф. Куракии отдал село в приданое дочери Анне Фёдоровне, вышедшей замуж за князя Андрея Михайловича Черкасского, родного брата канцлера и кабинет-министра при императрице Анне Иоаниовне. В начале XVIII в. село являлось собственностью их сына князя Александра Андреевича Черкасского. При нём в 1704 г. в Изварине числилось по-прежнему те же 7 дворов, а в 1733 г. была построена новая деревянная церковь.
Александр Андреевич начал карьеру очень успешно — уже в 1708 г. в чине полковника он участвовал в войне со шведами. Впоследствии он служил при дворе, где достигает чина камергера. Но придворная жизнь всегда связана с интригами, и Черкасский очень сильно пострадал из-за них. В 1730 г. на престол вступила императрица Анна Иоанновна, которая вскоре среди прочих начала особо отличать ловкого придворного. Черкасского произвели по её желанию в действительные тайные советники. Но это не понравилось фавориту императрицы Бирону, и он делал всё, чтобы удалить соперника от двора. В январе 1732 г. Черкасского отправили губернатором в Смоленск. Князь смотрел на это назначение как на почетную ссылку, не скрывал этого и всячески рвался ко двору. Бирону снова пришлось прилагать усилия для «нейтрализации» противника. В 1733 г. по доносу одного из смоленских чиновников князь был арестован и предан суду по обвинению в государственной измене — оскорблении имени государыни, брани её любимца Бирона и выставлялся главой партии, желавшей призвания на русский престол внука Петра I, голштинского принца Петра Фёдоровича (будущего императора Петра III). Черкасский отказывался признать обвинения, но под угрозой применения пыток был вынужден писать «повинные». В 1734 г. его приговорили к смерти, но затем казнь заменили ссылкой в Сибирь. Все имущество князя, а одних только крестьян числилось более 40 тыс. душ, было передано его детям. Через пять лет доносчик на Черкасского признался, что донос был ложным. Ссыльного вернули, даже возвратили чин камергера, однако жизнь его была перечеркнута навсегда. Он скончался в 1749 г. Затем селом владела его вдова Анна Ивановна со своими детьми и потомством мужа от первого брака, а в 1785 г. её сын Алексей Александрович Черкасский.
Позже, с прокладкой железной дороги, эти земли с рубежа XIX- XX вв. становятся дачными местами. Составленное в эти годы «Руководство» по выбору дач сообщало, что здесь имелись грибные и ягодные места, хорошо ловились караси, плотва и другая рыба.
Новый этап в истории этих мест начался в 1930-е годы и связан с бурным развитием авиации. В это время главный московский аэропорт находился на Ходынском поле. Но для дальнейшего развития он был мало пригоден — аэродром был буквально зажат жилыми кварталами, шум от самолетов мешал населению. Поэтому поблизости от Москвы решено было построить новый, место для которого выбрали в районе Внукова. При этом учитывалось несколько факторов: близость к железной дороге, самая высокая в окрестностях столицы точка над уровнем моря (204 м), отсутствие оврагов. Строительство началось в 1938—1939 гг. силами нескольких тысяч рабочих (в том числе свыше 5 тыс. заключённых), одновременно был возведен посёлок для работников аэродрома и лётчиков. Первая очередь аэродрома вступила в строй в 1941 г. В первые дни Великой Отечественной войны, в последних числах июня, сюда перебазировался с Ходынки Центральный аэропорт, который стал именоваться Московским центральным аэропортом Внуково.
В годы войны здесь дислоцировались Московская авиагруппа особого назначения, полк истребительной авиации, десантные подразделения. В 1942 г. во Внукове была сформирована 8-я гвардейская воздушно-десантная дивизия. Сюда же прибывали самолеты, которые поставлялись из Великобритании и США в рамках военно-технической помощи СССР, на которых воевали наши летчики.
После войны аэродром стал гражданским и обслуживает полеты в разные уголки страны и во многие страны мира. Позднее был введен в строй аэропорт «Внуково-2», который был предназначен для приёма правительственных самолетов. Возникший рядом с аэродромом посёлок Внуково в 1947 г. был причислен к рабочим посёлкам. В 1959 г. в нём проживало 9,8 тыс. человек, а спустя всего пять лет, в 1964 г., значилось уже 17, 3 тыс. жителей. В 1984 г. он вошел в состав Москвы.
Толстопальцево
К району Внуково относится и посёлок Толстопальцево. Своё название он получил от одноимённой деревни, история которой восходит к XVII в. Статус посёлка он получил в 1939 г., почти одновременно с Солнцевом, когда здесь была предоставлена земля москвичам, переселявшимся из центра города в связи с его реконструкцией. Вторая волна заселения приходится на послевоенные годы. Он вошёл в черту Москвы в 1984 г., и здесь предусматривалось создание промышленной зоны. Но по ряду причин это не произошло, и до сих пор Толстопальцево остается одним из наиболее зелёных уголков округа.
По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».
История районов Западного округа Москвы
Районы ЗАО: Внуково, Дорогомилово, Крылатское, Кунцево, Можайский, Ново-Переделкино, Очаково-Матвеевское, Проспект Вернадского, Раменки, Солнцево, Тропарёво-Никулино, Филёвский парк и Фили-Давыдково.