В целях повышения эффективности работы органов исполнительной
власти города Москвы в вопросах пресечения самовольного строитель-
ства в городе Москве и в связи с кадровыми изменениями в органах
исполнительной власти города Москвы Правительство Москвы постанов-
ляет:
1. Внести следующие изменения и дополнения в постановление
Правительства Москвы от 23 мая 2006 г. N 333-ПП "Об организации
работы органов исполнительной власти города Москвы по выявлению и
пресечению самовольного строительства на территории города Моск-
вы":
1.1. Изложить пункт 2 постановления в следующей редакции:
"2. Установить, что:
- окружные комиссии рассматривают вопросы и принимают решения
по объектам недвижимости, созданным в результате строительства или
реконструкции, а также по самовольно возведенным некапитальным
строениям с общей площадью самовольно возведенного/реконструиро-
ванного объекта 1,5 тыс. и менее кв.метров, кроме объектов, нахо-
дящихся в зонах особого регулирования градостроительной деятель-
ности;
- Городская комиссия вправе принимать решения по всем объек-
там недвижимости, созданным в результате строительства или реконс-
трукции, обладающим признаками самовольного строительства, а также
по самовольно возведенным некапитальным строениям на территории
города Москвы независимо от площади и месторасположения объекта.".
1.2. Изложить пункт 9 постановления в следующей редакции:
"9. Предоставить право предъявлять в суды иски от своего име-
ни или от имени Правительства Москвы:
Департаменту земельных ресурсов города Москвы - об освобожде-
нии самовольно занимаемых земельных участков;
Департаменту природопользования и охраны окружающей среды го-
рода Москвы и Государственному учреждению "Московское городское
управление особо охраняемыми природными территориями" - об осво-
бождении самовольно занимаемых земельных участков и сносе само-
вольных построек на особо охраняемых природных территориях;
Комитету по культурному наследию города Москвы - в случае
осуществления самовольной реконструкции или пристроек к объектам
культурного наследия или осуществления самовольного строительства
на их территориях (нарушение законодательства о культурном насле-
дии);
Мосгосстройнадзору - о признании объектов недвижимости само-
вольной постройкой, их сносе и восстановлении (рекультивации) тер-
ритории строительства за счет средств застройщика, осуществившего
самовольное строительство, по объектам, решения по которым приняты
Городской комиссией;
Префектурам административных округов и управам районов города
Москвы:
- о признании объектов недвижимости самовольными постройками,
их сносе и восстановлении (рекультивации) территории строительства
за счет средств застройщика, осуществившего самовольное строитель-
ство, по объектам, решения по которым приняты Городской комиссией
(префектурам) и окружными комиссиями;
- о признании объектов недвижимости самовольными постройками
и права собственности города Москвы на них в случае, если они рас-
положены на земельных участках, находящихся в собственности города
Москвы;
- о признании строений бесхозяйными и права собственности го-
рода Москвы на эти строения;
- о признании недействительными оснований для регистрации
прав, признании недействительными зарегистрированных прав, исклю-
чении записи о регистрации прав из ЕГРП, признание объекта само-
вольной постройкой и его сносе.
В исковых заявлениях предусматривать требование о предостав-
лении Правительству Москвы (или органу исполнительной власти горо-
да Москвы) права сноса самовольной постройки с последующей компен-
сацией расходов за счет ответчика.".
1.3. Дополнить постановление пунктом 10 в следующей редакции:
"10. Префектурам административных округов города Москвы (по
объектам, решения по которым приняты Городской комиссией) и упра-
вам районов города Москвы (по объектам, решения по которым приняты
окружными комиссиями) самовольно возведенные строения, застройщик
или собственник которых не определен, ставить на учет в Управлении
Федеральной регистрационной службы по Москве как бесхозяйные.".
1.4. Дополнить постановление пунктом 11 в следующей редакции:
"11. Префектурам административных округов города Москвы:
- обеспечить снос самовольных построек, по которым судом пра-
во их сноса предоставлено управе района, префектуре соответствую-
щего административного округа или Правительству Москвы, а также
объектов, которые в установленном порядке признаны бесхозяйными;
- в установленном порядке осуществлять подбор заказчика, про-
ектировщика и генподрядчика по сносу (демонтажу) объектов;
- обеспечить компенсацию в бюджет города Москвы расходов по
сносу объектов за счет средств ответчика.
Установить, что финансирование расходов по сносу (демонтажу)
объектов осуществляется за счет средств, предусмотренных префекту-
рам административных округов в бюджете города Москвы.".
1.5. Пункты 10, 11, 12 постановления считать соответственно
пунктами 12, 13, 14.
1.6. В тексте постановления слова "Городская комиссия по пре-
сечению фактов самовольного строительства" заменить словами "Го-
родская комиссия по пресечению самовольного строительства" в соот-
ветствующих падежах.
1.7. В тексте постановления слова "Окружная комиссия по расс-
мотрению фактов самовольного строительства" заменить словами "Ок-
ружная комиссия по пресечению самовольного строительства" в соот-
ветствующих падежах.
1.8. Пункт 2.2.2 приложения 1 к постановлению после слов "О
направлении" дополнить словами "при необходимости".
1.9. Пункт 2.2.4 приложения 1 к постановлению признать утра-
тившим силу.
1.10. В пункте 3.2 приложения 1 к постановлению исключить
слова "Госпожнадзора, Роспотребнадзора".
1.11. В пункте 4.9 приложения 1 к постановлению слово "семи"
заменить словом "десяти".
1.12. Пункт 4.13 приложения 1 к постановлению после слов
"Председателем Комиссии" дополнить словами "или заместителем Пред-
седателя Комиссии в его отсутствие".
1.13. Изложить приложение 2 к постановлению в редакции сог-
ласно приложению 1 к настоящему постановлению.
1.14. Дополнить приложение 3 к постановлению пунктом 1.8 в
следующей редакции:
"1.8. Полное официальное наименование комиссии - Окружная ко-
миссия по пресечению самовольного строительства на территории
_________ административного округа города Москвы (наименование ад-
министративного округа указывается в соответствии с Законом города
Москвы от 5 июля 1995 г. N 13-47 "О территориальном делении города
Москвы.".
1.15. Пункт 2.2.2 приложения 3 к постановлению после слов "О
направлении" дополнить словами "при необходимости".
1.16. Пункт 2.2.4 приложения 3 к постановлению признать утра-
тившим силу.
1.17. В пункте 3.2 приложения 3 к постановлению исключить
слова "Госпожнадзора, Роспотребнадзора".
1.18. Пункт 4.12 приложения 3 к постановлению после слов
"Председателем Комиссии" дополнить словами "или заместителем Пред-
седателя Комиссии в его отсутствие".
1.19. Изложить приложение 4 к постановлению в редакции сог-
ласно приложению 2 к настоящему постановлению.
2. Внести следующие изменения в постановление Правительства
Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП "Об утверждении Положения о
Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города
Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 24 июня
2003 г. N 474-ПП, от 9 декабря 2003 г. N 1031-ПП):
2.1. Дополнить приложение к постановлению пунктом 3.68 в сле-
дующей редакции:
"3.68. Предъявляет иски в суд об освобождении самовольно за-
нимаемых земельных участков и сносе самовольных построек на особо
охраняемых природных территориях."
2.2. Пункты 3.68 - 3.81 приложения к постановлению считать
соответственно пунктами 3.69 - 3.82.
3. Внести следующие изменения в постановление Правительства
Москвы от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП "Об образовании территориаль-
ных органов исполнительной власти города Москвы - управ районов"
(в редакции постановлений Правительства Москвы от 15 июля 2003 г.
N 548-ПП, от 18 ноября 2003 г. N 968-ПП, от 5 октября 2004 г.
N 688-ПП, от 21 декабря 2004 г. N 902-ПП, от 28 декабря 2004 г.
N 915-ПП, от 21 июня 2005 г. N 460-ПП, от 30 августа 2005 г.
N 661-ПП, от 29 ноября 2005 г. N 953-ПП, от 25 апреля 2006 г.
N 274-ПП, от 23 мая 2006 г. N 333-ПП, от 20 июня 2006 г. N 399-ПП,
от 27 июня 2006 г. N 431-ПП, от 10 октября 2006 г. N 794-ПП, от 31
октября 2006 г. N 861-ПП):
3.1. Изложить пункт 2.2.2.3 приложения 2 к постановлению (По-
ложение об управе района города Москвы) в следующей редакции:
"2.2.2.3. Принимает в установленном порядке меры по сносу
объектов, размещенных с нарушением правовых актов города Москвы,
принимает меры по выявлению бесхозяйных строений с признанием в
установленном порядке права собственности города Москвы на эти
строения.".
3.2. Дополнить пункт 2.2.2.21 приложения 3 к постановлению
(Положение о префектуре административного округа города Москвы)
после слова "Принимает" словами "в установленном порядке".
3.3. Дополнить приложение 3 к постановлению (Положение о пре-
фектуре административного округа города Москвы) пунктом 2.2.2.23
в следующей редакции:
"2.2.2.23. Принимает меры по выявлению бесхозяйных строений с
признанием в установленном порядке права собственности города
Москвы на эти строения.".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Реси-
на В.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 19 июня 2007 г. N 506-ПП
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 23 мая 2006 г. N 333-ПП
С О С Т А В
Городской комиссии по пресечению
самовольного строительства
Ресин В.И. - председатель комиссии, первый замес-
титель Мэра Москвы в Правительстве
Москвы
Кузьмин А.В. - заместитель председателя комиссии,
председатель Москомархитектуры
Зайко А.Н. - заместитель председателя комиссии,
председатель Мосгосстройнадзора
Чеканова Е.Н. - ответственный секретарь комиссии,
заместитель начальника Управления
координации деятельности Комплекса
архитектуры, строительства, развития
и реконструкции города Москвы
Члены комиссии:
Бринза Н.И. - первый заместитель руководителя Департа-
мента природопользования и охраны
окружающей среды города Москвы
Веселовский С.И. - начальник Оперативно-распорядительного
управления Мэра Москвы
Хацкевич М.Г. - заместитель руководителя Департамента
градостроительной политики, развития и
реконструкции города Москвы
Оборкина Л.Н. - руководитель Госинспекции по
недвижимости
Пешков А.С. - первый заместитель руководителя Департа-
мента экономической политики и развития
города Москвы
Хомиченко Т.Ю. - заместитель руководителя Департамента
имущества города Москвы
Ермолов Ю.А. - первый заместитель руководителя Департа-
мента территориальных органов исполни-
тельной власти города Москвы
Мулкиджанян Р.С. - заместитель председателя Моском-
архитектуры
Дронов А.И. - заместитель начальника Объединения
административно-технических инспекций
города Москвы
Шевчук В.А. - председатель Комитета по культурному
наследию города Москвы
Лаптев В.Э. - первый заместитель руководителя Департа-
мента земельных ресурсов города Москвы
Майоров Г.И. - руководитель юридической службы Мосгос-
экспертизы
Ишин А.В. - директор филиала ФГУ "Федеральный
лицензионный центр при Госстрое России
в городе Москве "Мосстройлицензия"
Байдаков С.Л. - префект Центрального административного
округа города Москвы
Объедков В.И. - префект Северного административного
округа города Москвы
Рабер И.Я. - префект Северо-Восточного административ-
ного округа города Москвы
Евтихиев Н.Н. - префект Восточного административного
округа города Москвы
Зотов В.Б. - префект Юго-Восточного административного
округа города Москвы
Бирюков П.П. - префект Южного административного округа
города Москвы
Челышев А.В. - префект Юго-Западного административного
округа города Москвы
Алпатов Ю.М. - префект Западного административного
округа города Москвы
Козлов В.А. - префект Северо-Западного административ-
ного округа города Москвы
Смирнов А.Н. - префект Зеленоградского административ-
ного округа города Москвы
.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 19 июня 2007 г. N 506-ПП
Приложение 4
к постановлению Правительства Москвы
от 23 мая 2006 г. N 333-ПП
РЕГЛАМЕНТ
взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы,
Городской комиссии по пресечению самовольного строительства
и окружных комиссий по пресечению самовольного строительства
в ходе работ по выявлению и пресечению самовольного строительства
на территории города Москвы
1. Общие положения
Настоящий Регламент определяет порядок взаимодействия органов
исполнительной власти города Москвы, Городской и окружных комиссий
по пресечению самовольного строительства в ходе работы по профи-
лактике, выявлению и пресечению фактов самовольного строительства
на территории города Москвы.
2. Выявление фактов самовольного строительства
Выявление фактов самовольного строительства/реконструкции
осуществляется управой района города Москвы, префектурой админист-
ративного округа города Москвы, ОАТИ, Мосгосстройнадзором, Госинс-
пекцией по недвижимости, Москомнаследием, Департаментом природо-
пользования и охраны окружающей среды города Москвы и по заявлени-
ям физических и юридических лиц.
3. Система учета и мониторинга объектов самовольного
строительства
3.1. Система учета и мониторинга объектов самовольного строи-
тельства служит:
- для учета выявленных объектов самовольного строительства на
территории города Москвы. Учет объектов осуществляется в электрон-
ной базе данных;
- для мониторинга состояния выявленных объектов самовольного
строительства;
- для контроля за выполнением органами исполнительной власти
города Москвы и застройщиками (инвесторами) решений Правительства
Москвы, Городской и окружных комиссий по пресечению самовольного
строительства;
- в качестве источника информации для принятия решений орга-
нами исполнительной власти города Москвы.
3.2. Положение о Системе учета и мониторинга, включающее фор-
мы (карты) учета, утверждается председателем Городской комиссии.
3.3. Включению в электронную базу данных Системы учета и мо-
ниторинга подлежат объекты, обладающие признаками самовольного
строительства, определенными п.1 ст.222 Гражданского кодекса Рос-
сийской Федерации, частью 2 ст.25 Закона города Москвы от 9 июля
2003 г. N 50 "О порядке подготовки и получения разрешений на стро-
ительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Моск-
ве" и ст.60 и 61 Закона города Москвы от 3 марта 2004 г. N 13 "Об
основах градостроительства в городе Москве".
3.4. Объекты подлежат включению в Систему учета и мониторинга
по представлению префектур административных округов, Мосгосстрой-
надзора, Москомархитектуры, ОАТИ, Москомнаследия, Госинспекции по
недвижимости, Департамента природопользования и охраны окружающей
среды города Москвы.
3.5. Информация о состоянии объектов, включенных в Систему
учета и мониторинга, вносится по параметрам, определенным в формах
учета:
- по характеристикам объекта - префектурой соответствующего
административного округа города Москвы и Москомархитектурой;
- о дате выявления объекта, строительство/реконструкция кото-
рого осуществляется без разрешения на строительство/реконструкцию
(в период приостановления или после окончания срока его действия),
- органом исполнительной власти города Москвы, его выявившим;
- о размере вреда, причиненного окружающей природной среде
самовольным строительством/реконструкцией объекта - Департаментом
природопользования и охраны окружающей среды города Москвы;
- о выпуске распорядительных документов по данному объекту -
префектурой административного округа или Тендерным комитетом (по
результатам конкурса);
- о заключении договора аренды земельного участка - Департа-
ментом земельных ресурсов города Москвы;
- о выявленных фактах самовольного строительства, в том числе
на самовольно занятых земельных участках, - Госинспекцией по нед-
вижимости;
- о заключении инвестиционного контракта - префектурой адми-
нистративного округа или Тендерным комитетом;
- об утверждении проектной документации, акта разрешенного
использования - Комитетом по архитектуре и градостроительству го-
рода Москвы;
- о выдаче заключения Мосгосэкспертизы на проект строительст-
ва, реконструкции - Мосгосэкспертизой;
- о мерах, принятых органами исполнительной власти города
Москвы в связи с нарушением требований законодательства о земле-
пользовании и градостроительстве, - соответствующими органами ис-
полнительной власти города Москвы;
- о решениях, принятых на заседании Городской или окружной
комиссии, - (ответственным) секретарем комиссии в течение 5 рабо-
чих дней после утверждения протокола заседания комиссии;
- о добровольном демонтаже самовольной постройки, о подаче
искового заявления в суды, вынесении и вступлении в силу судебного
решения и его исполнении - органом исполнительной власти, которому
решением комиссии поручено принять меры к сносу самовольной пост-
ройки, освобождению земельного участка и представлению интересов
города в судебных инстанциях;
- о результатах рассмотрения иска о признании права собствен-
ности застройщика (инвестора) на завершенный строительством/ре-
конструкцией объект - префектурой административного округа;
- о прекращении и возобновлении строительно-монтажных работ
на объекте, о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию),
о вводе объекта в эксплуатацию - Мосгосстройнадзором.
Информация в Систему учета и мониторинга вводится в течение 5
рабочих дней с даты совершения действия или события.
3.6. Объект подлежит исключению из Системы учета и мониторин-
га:
- при выдаче (продлении срока действия) разрешения на строи-
тельство/реконструкцию объекта (параметры объекта соответствуют
указанным в разрешении на строительство/реконструкцию);
- после вступления в законную силу решения суда о признании
права собственности застройщика (инвестора) на самовольно возве-
денный объект или его часть;
- при завершении сноса (демонтажа) самовольной постройки и
устранении последствий, причиненных окружающей природной среде са-
мовольным строительством/реконструкцией.
3.7. Контроль за своевременностью внесения информации в Сис-
тему учета и мониторинга осуществляют:
- по объектам, рассмотрение и принятие решений по которым
входит в компетенцию окружной комиссии, - префектура администра-
тивного округа, на территории которого находится объект;
- по объектам, рассмотрение и принятие решений по которым
входит в компетенцию Городской комиссии, - Мосгосстройнадзор.
3.8. Пользователями Системы учета и мониторинга являются:
Департамент градостроительной политики, развития и реконс-
трукции города Москвы, Мосгосстройнадзор, ОАТИ, Департамент приро-
допользования и охраны окружающей среды города Москвы, Управление
Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы,
Москомархитектура, Мосгосэкспертиза, Москомнаследие, Департамент
экономической политики и развития города Москвы, Департамент зе-
мельных ресурсов города Москвы, Департамент имущества города Моск-
вы, Госинспекция по недвижимости, префектуры административных ок-
ругов и другие органы исполнительной власти города Москвы при не-
обходимости.
4. Подготовка материалов для рассмотрения на заседаниях
Городской и окружных комиссий
4.1. Подготовка материалов для рассмотрения вопросов на засе-
даниях Городской комиссии осуществляется Мосгосстройнадзором и
префектурой административного округа, на территории которого рас-
положен рассматриваемый объект, с учетом мнения Москомархитектуры,
Мосгосэкспертизы, Департамента природопользования и охраны окружа-
ющей среды города Москвы и других федеральных и городских органов
исполнительной власти по необходимости.
Предварительное рассмотрение вопросов, выносимых на рассмот-
рение комиссии, осуществляется рабочей группой комиссии.
4.2. Подготовка материалов для рассмотрения вопросов на засе-
даниях окружной комиссии осуществляется соответствующим подразде-
лением префектуры административного округа (определяется положени-
ем об окружной комиссии), управой района города, на территории ко-
торого расположен рассматриваемый объект, с учетом мнения Мосгосс-
тройнадзора, Москомархитектуры, Мосгосэкспертизы, Департамента
природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и дру-
гих федеральных и городских органов исполнительной власти по необ-
ходимости.
5. Порядок принятия решений Городской и
окружными комиссиями
5.1. Окружные комиссии рассматривают на заседаниях только
объекты, по которым они имеют полномочия принятия решений (п.2
настоящего постановления). Материалы по объектам, принятие решений
по которым входит в компетенцию Городской комиссии, передаются
префектурой в рабочую группу Городской комиссии без рассмотрения
на окружной комиссии.
5.2. Городская и окружные комиссии могут принять решение о
повторном рассмотрении вопроса.
6. Организация работы по исполнению принятых
решений и контролю
6.1. В случае принятия комиссией решения о признании объекта
обладающим признаками самовольного строительства органы исполни-
тельной власти направляют иск в суд в соответствии с пунктом 9
постановления, префектура административного округа обеспечивает
отключение объекта от инженерных коммуникаций.
Одновременно комиссия определяет срок и орган исполнительной
власти для осуществления контроля исполнения решения.
6.2. В случае, если застройщик или собственник самовольно
возведенных строений не определен, префектура административного
округа на основании решения комиссии ставит их на учет в Управле-
нии Федеральной регистрационной службы по Москве как бесхозяйные с
последующим признанием права собственности на эти строения города
Москвы в установленном законом порядке.
6.3. В случае, если выявлен факт регистрации права собствен-
ности на самовольно возведенные строения, префектура администрати-
вного округа на основании решения комиссии подает иск в суд о
признании недействительными оснований для регистрации прав, приз-
нании недействительными зарегистрированных прав, исключении запи-
сей о регистрации прав из ЕГРП, признании самовольной постройкой и
сносе объектов.
6.4. В случае, если выявлен факт строительства (реконструк-
ции) объекта без разрешения на строительство (реконструкцию) при
наличии распорядительного документа Правительства Москвы или пре-
фекта административного округа о проектировании и строительстве
(реконструкции) объекта с соответствующими технико-экономическими
показателями и функциональным назначением, договора аренды земель-
ного участка для целей проектирования и строительства или договора
долгосрочной аренды земельного участка для строительства и эксплу-
атации объекта соответствующего функционального назначения или до-
говора постоянного (бессрочного) пользования земельного участка,
градостроительство плана земельного участка (акта разрешенного ис-
пользования земельного участка) на основании решения комиссии:
- Мосгосстройнадзор и префектура административного округа
обеспечивают прекращение строительных работ (кроме противоаварий-
ных работ);
- префектура административного округа обеспечивает отключение
объекта от инженерных коммуникаций.
Контроль за выполнением принятых решений возлагается на пре-
фектуру административного округа, на территории которой находится
объект.
6.5. В случаях, предусмотренных пунктами 6.1, 6.2, 6.3 и 6.4,
на основании решения окружной комиссии подавать иски в суд, обес-
печивать отключение объекта от инженерных коммуникаций может пре-
фектура административного округа или управа района.
6.6. Органы исполнительной власти, государственные учреждения
и унитарные предприятия города Москвы обязаны предоставлять органу
исполнительной власти города Москвы, уполномоченному на представ-
ление интересов города в судебных инстанциях, сведения, заключе-
ния, документацию, необходимые для подготовки искового заявления,
(пп.6.1, 6.2 и 6.3) в течение недели после получения запроса.
6.7. Окружные комиссии ежеквартально отчитываются на Городс-
кой комиссии о принятых ими решениях и об их исполнении. Об испол-
нении решений Городской комиссии отчитываются органы исполнитель-
ной власти, на которые возложено исполнение принятых решений.
6.8. Протокол заседания окружной комиссии направляется от-
ветственному секретарю Городской комиссии в течение 10 дней с даты
проведения заседания.
7. Информирование населения, предприятий и городских
организаций о мерах, принимаемых органами исполнительной
власти города Москвы по профилактике, выявлению и
пресечению самовольного строительства на территории города
7.1. В течение недели после вступления в силу решения суда о
признании объекта самовольно построенным и его сносе префектура
административного округа в установленном порядке информирует насе-
ление, а также передает материалы в Городскую комиссию для публи-
кации в городских СМИ.
7.2. В течение 10 дней после завершения сноса объекта само-
вольного строительства префектура административного округа в уста-
новленном порядке информирует население, а также передает материа-
лы в Городскую комиссию для публикации в городских СМИ.
7.3. Работа органов исполнительной власти города Москвы, Го-
родской и окружных комиссий по профилактике, выявлению и пресече-
нию фактов самовольного строительства освещается пресс-центром
Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции го-
рода Москвы, СМИ административных округов и городскими СМИ.
Верно: